Пока Глэдис проводила большое количество времени в медицинских учреждениях, за Нормой Джин заботилась ее близкая подруга Грейс. Грейс стала одной из приемных матерей для брошенной девочки, взяв на себя ответственность за ее воспитание. Работая в Голливуде, она имела возможность знакомиться с известными актерами и режиссерами, что и стало источником вдохновения для Нормы Джин, побудив ее мечтать о карьере актрисы благодаря увлекательным рассказам подруги о кинематографе.
Бриллианты, наркотики и вечная слава: феномен Мэрилин Монро
С выходом фильма «Блондинка» с Аной де Армас у нас появляется возможность заглянуть в биографию одной из самых противоречивых поп-див в истории киноиндустрии. В этой статье мы обсудим тяжелые моменты ее детства, первые шаги в мир кино, трагическую судьбу и сравним предстоящую биографическую драму с подлинной историей знаменитой актрисы.
Тяжёлое детство
Когда смотришь на фотографии смеющейся Мэрилин, трудно поверить, через какие страдания она прошла. Ее мать, Глэдис Пёрл Бейкер, работала монтажницей на киностудии RKO Pictures и слишком посвящала себя карьере, поэтому, когда Настала пора рождаться, она решила отдать новорожденную дочь на попечение временной опекунской семьи.
В родной Лос-Анджелес Норма Джин переехала в возрасте семи лет и пробовала наслаждаться несколькими месяцами счастья с матерью. Это продолжалось до тех пор, пока Глэдис не получила диагноз — параноидная шизофрения, после чего её разместили в лечебном учреждении. Жизнь Мэрилин снова превратилась в череду испытаний и вызовов.
Я росла как бездомная, и мне было ясно, что я отличаюсь от своих сверстников — в моей жизни не было ни любви, ни обещаний.
Сначала на Норму Джин оформили опеку, затем поместили в детский дом. После этого ее вновь забрали в семью, где отец проявлял к ней недопустимые сексуальные домогательства. Выручила девочку родная тетя, её стараниями Норма снова попала в семью, но и там ей не повезло: один из сыновей тети также проявлял к ней неуместный интерес.
Несчастья и переводы из одной опекунской семьи в другую закончились, когда Мэрилин исполнилось 16 лет. Она познакомилась с мужчиной, значительно старше себя, и решила выйти за него замуж. Для нее это было способом избежать возвращения в детский дом или к очередным опекунам. Переехав в свое новое жилье, она приняла решение бросить учебу и устроилась на работу на авиастроительный завод Radioplane Co.
Фото: Мэрилин Монро
Биография Мэрилин Монро
Мэрилин Монро стала символом сексуальности и привлекательности в Америке 50-х годов прошлого века, сводя с ума как простых рабочих, так и высокопрофильных политиков. Однако, несмотря на её выдающиеся роли в фильмах, её никогда не номинировали на Оскар — она оставалась непризнанной со стороны Киноакадемии. Всемирно известные картины с ее участием, такие как «Зуд седьмого года» (режиссер Билли Уайлдер), «Автобусная остановка» (Джошуа Логан), «Принц и танцовщица» (партнер — Лоренс Оливье) и «Некоторые любят погорячее» (в этой комедии также снялся Билли Уайлдер), стали не только культовыми, но и продолжают вызывать интерес у зрителей вплоть до сегодняшнего времени.
Если у какой-либо звезды Голливуда было детство, которое она предпочла бы забыть, это определенно была Мэрилин Монро. Она появилась на свет 1 июня 1926 года в приюте при больнице Лос-Анджелеса, и так и не узнала, кто был её биологическим отцом. Глэдис, ее мать, дала дочке имя Норма Джин и указала в документах своего второго мужа, Мартина Мортенсона, что ушла от него еще до рождения ребенка. В некоторых сообщениях упоминается заведомо ошибочная версия, что родителем мог быть первый муж Глэдис — Джон Нэйтон Бейкер; они развелись задолго до этого события. На момент крещения Норма была записана под фамилией Бейкер. Позже Глэдис высказывала еще одну версию, заявляя, что родила от Чарльза Стэнли Гиффорда, с которым у неё был краткосрочный роман во времена работы в кинокомпании Consolidated Film.
Тем не менее, подобные слухи не воспринимались всерьез, поскольку состояние Глэдис ухудшалось. Она часто находилась на лечении в психиатрической больнице Норуолка, боясь за свое психическое здоровье и считая, что унаследовала ментальные расстройства от своего отца, Отиса Монро. После его смерти мать, Делла Монро, объявила его сумасшедшим. На самом деле, мужчина умер от сифилиса мозга, который он подхватил во время работы в Мексике, находясь в крайне плохих условиях. После его кончины Делла вела весьма распутную жизнь и пренебрегала родительскими обязанностями. Глэдис унаследовала эту модель поведения и в возрасте 14 лет вышла замуж за своего первого мужа, который был старше её на 12 лет. В течении следующих двух лет Глэдис дважды родила, однако быстро остыла как к супругу, так и к детям, которые остались жить с их отцом.
Глэдис переехала в Голливуд, устроилась на киностудию помощницей монтажера и завела дружбу с Грейс МакКи. Они вместе снимали квартиру, впоследствии Глэдис вышла замуж за Мартина Мортенсона, который, как уже было упомянуто, является биологическим отцом Мэрилин, однако после всего четырех месяцев она подала на развод и вернулась к Грейс. Итак, 1 июня 1926 года родилась девочка, которая позже станет самой яркой звездой голливудского кинематографа XX века. Глэдис снова не собиралась принимать на себя бремя материнства. В те времена в США существовала практика, когда семьи с низким доходом отдавали своих детей на воспитание в более обеспеченные семьи. Опекуны получали от государства финансовую помощь, а дети воспитывались в комфортных условиях и никогда не испытывали нужды. Делла посоветовала Глэдис отдать новорожденную Норму на воспитание семье Иды и Альберта Болендера, которые уже воспитывали двух своих детей и одного приемного. Болендеры не были богатыми, однако также и не испытывали нужды. Получая 25 долларов в неделю за Норму, они добросовестно выполняли свои обязанности опекунов. Глэдис иногда заходила к дочери, брала её погулять, угощала мороженым, а затем возвращала Болендерам, которые были строгими и религиозными людьми, запрещавшими каким-либо образом развлекаться в своем доме. Единственным источником радости для маленькой Нормы был прижитый пес по кличке Типпи. Болендеры разрешили девочке оставить питомца, при условии, что она будет полностью за ним ухаживать. Однако вскоре, после 7 дня рождения Нормы, сосед Болендеров застрелил Типпи из-за крика. После этого инцидента Глэдис забрала Норму к себе на съемную квартиру.
Актриса, с которой сложно работать
Прежде чем стать актрисой, Мэрилин попробовала несколько профессий. Она работала на различных киностудиях, но сложнее всего ей было на 20th Century-Fox, которая сделала её блондинкой с гламурным образом в начале карьеры.
В ее первых ролях Мэрилин скорее выполняла функцию сексуального атрибута, нежели полноценной актрисы. Перед тем, как попасть в кино, она работала моделью, в том числе была участницей фотосессий с эротическим содержанием, что вскоре стало известным. Это привело к тому, что три фильма с участием Монро — «Стычка в ночи», «Можно входить без стука» и «Мы не женаты!» — были сняты скорее для того, чтобы воспользоваться общественным интересом к её неоднозначной репутации.
Монро с охотой принимала амплуа секс-символа, появлялась на публике в откровенных нарядах, которые подчеркивали её талию и фигуру в целом. Она использовала яркий макияж и всячески подчеркивала свой платиновый блонд, а также придумала характерную для себя походку, активно раскачиваясь бедрами. Однако Мэрилин стремилась продемонстрировать не только свою внешность, но и свои актерские способности. Для этого она брала уроки у Михаила Чехова, племянника Антона Чехова и студента Константина Станиславского.
На съемочной площадке Мэрилин Монро заработала репутацию сложной в работе актрисы. Она постоянно опаздывала, забывала слова, требовала многочисленные дубли, прежде чем оставалась удовлетворённой результатом. Режиссеров раздражало, что она пыталась переписывать свои реплики и сильно зависела от уроков актерского мастерства. Искусствоведы полагали, что актриса склонна к перфекционизму, и сложности с запоминанием текстов могли объясняться заиканием, с которым она страдала с юных лет.
Люди думают, что я опаздываю из-за высокомерия, а я считаю это лишь противоположностью высокомерию. Я просто хочу быть готовой, когда появлюсь на съемочной площадке, чтобы продемонстрировать достойное выступление. Многие могут приходить вовремя и ничего не делать, что, как я заметила, действительно так. Они сидят и болтают о своей жизни. Кларк Гейбл как-то сказал обо мне: «Когда она на площадке, она вся там! Она пришла работать»
Мэрилин Монро, книга «Последний разговор с одинокой девушкой», автор Ричард Мериман.
Мэрилин была недовольна тем, что ей не позволяли свободно действовать во время съемок. Это выливалось в нарастающую тревожность и бессонницу, которые подтолкнули её к увеличенному потреблению алкоголя и наркотиков. Проблемы на площадке создали для нее репутацию капризной и легкомысленной актрисы, это стало вторым амплуа после образа секс-символа. Но впереди ее ждало третье, возможно, самое сложное испытание в ее карьере.
Легенда Голливуда, которой платили гроши
В 1953 году Мэрилин сыграла в фильме «Ниагара», где ей выпала роль роковой женщины Роуз, планировавшей убийство своего мужа. После этой работы у актрисы сформировался известный стиль: дугообразные брови, ярко-красная помада и родинка над верхней губой. «Ниагара» принесла ей славу и ещё больше сексуализировала ее образ.
Вскоре после «Ниагары» Монро сыграла в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». Роль наивной охотницы за богатством Лорелей принесла ей новую волну популярности, но также заточила Мэрилин в образ глупой блондинки. Это стало настолько очевидным, что зрители начали верить в то, что она такая и в жизни.
Монро стало сложнее избавиться от легкомысленного образа. Ее попытки сыграть в других фильмах жестко блокировались на студии Fox. Она была вынуждена участвовать в съемках фильма «Как выйти замуж за миллионера», где исполнила роль наивной модели Полы, которая объединилась с подругами, чтобы найти богатого мужа.
Имя Мэрилин Монро приносило Fox прибыль и известность, но условия её контракта остались прежними с времен, когда она только начинала карьеру. Легенда Голливуда получала значительно меньше по сравнению с другими звездами, а иногда даже меньше, чем ее гример. Она не могла выбирать роли и актеров для сотрудничества.
Монро поняла, что не желает так больше терпеть, и начала саботировать съемки мюзикла «Девушка в розовом трико». У неё были две основные причины для этого: первая заключалась в том, что ей отказывались показывать сценарий. Когда наконец его прислали, актриса пришла в ужас от простоты своей героини и всей картины. Вторая причина касалась гонорара: партнёр Мэрилин по фильму Фрэнк Синатра зарабатывал 5000 долларов в неделю, в то время как сама Мэрилин — только 1500 долларов. Она отказалась участвовать и потребовала увеличить свою зарплату.
Чтобы студия не смогла отвергнуть её требования, Мэрилин запустила хитроумную рекламную кампанию и появилась в прессе так часто, как только могла, пока Fox не согласился и не обещал ей еще 100 000 долларов за съемки в следующем фильме «Зуд седьмого года». Но «Девушку в розовом трико» ей так и не удалось снять.
«Зуд седьмого года» стал еще одним успешным фильмом для Монро. Самой известной сценой из этого фильма является кадр, где Мэрилин стоит в белом платье над вентиляцией метро, а поток воздуха поднимает её юбку, открывая нижнее белье. Съемка проходила на Лексингтон-авеню, и фотографии этого инцидента потом использовали для рекламных мероприятий. Хотя процесс записи происходил ночью, около двух тысяч зевак пришли посмотреть на нее.
Я не воспринимаю себя как товар, но я уверена, что многие люди так делают. Включая одну известную корпорацию, которая останется неизвестной. Иногда меня приглашают лишь для того, чтобы украсить стол для обеда. Как музыканта, который будет играть на пианине после еды. Я понимаю, что на самом деле пригласили не меня, а только украшение для мероприятия.
Мэрилин Монро, книга «Последний разговор с одинокой девушкой», автор Ричард Мериман.
Слово вместо образа
Многие детские психологические травмы, недостаток самоуважения, навязчивая потребность в одобрении со стороны других, неспособность устанавливать дружеские или романтические отношения, страх быть покинутой — все это толкало Монро к поиску помощи у психоаналитика.
Атаки паники, недовольство собой и тревожность буквально парализовали её на съемочной площадке. Острота ее волнений выражалась в обгрызенных ногтях, потливости ладоней и приступах нервного хихиканья. Постоянное напряжение, вызванное желанием нравиться окружающим, часто обостряло боль в горле и отражалось на ее речи. Из-за этого съемки фильмов зачастую приостанавливались. Кушетка психоаналитика становилась единственным средством выхода из кризисных ситуаций для актрисы во время каждого ее проекта.
Свой первый курс психоанализа Мэрилин проходила в Нью-Йорке: два года она работала с Маргарет Хохенберг, затем еще три года — с Марианной Крис (Крис училась у Фрейда и была дочерью педиатра, лечившего детей Фрейда, и подруги детства его дочери Анны).
Действительно, сама Анна Фрейд также проводила несколько сеансов с Мэрилин. В архиве Лондонского центра имени Анны Фрейд сохраняется эта информация в зашифрованном виде:
Взрослая пациентка. Эмоциональная нестабильность, высокая импульсивность, постоянная потребность в подтверждении, не переносит одиночества, склонность к депрессии при отвержении, симптомы паранойи, таящиеся свои шизофренические проявления.
Может быть, стоит отметить, что согласно завещанию Мэрилин Монро именно Лондонский центр Анны Фрейд стал основным наследником её прав и роялти.
К своему четвертому психоаналитику — Ральфу Гринсону — Мэрилин обратилась во время съемок в фильме «Давай займемся любовью», которые проходили в Лос-Анджелесе. Один из самых известных психотерапевтов в Голливуде был рекомендован ей Марианной Крис.
Женщина находится в полном разладе, она уничтожает себя огромными дозами препаратов и наркотиков. Приступы волнения свидетельствуют о хрупкости ее души, — так описала Крис свою пациентку.
Гринсон оказался не только последним психоаналитиком Мэрилин. Спустя два с половиной года он стал последним, кто видел актрису живой, и первым, кто увидел её мертвой…
Наконец-то я нашла того, кто может спасти меня! Его зовут Ромео. Можешь в это поверить? — делилась Мэрилин со своей горничной. — Я называю его «моим Иисусом». Он действительно помогает мне. Он слушает меня. Он делает меня сильнее, уму. С ним я могу встретиться с любыми трудностями лицом к лицу — и теперь я не боюсь!.
Герой Шекспира
Когда Ральф Гринсон начал свою терапию с Мэрилин Монро, ему еще не исполнилось и пятидесяти. Он родился в 1911 году, его отец — любитель Шекспира — дал своим детям имена Ромео и Джульетта. Их мать, талантливая пианистка, обучила детей игре на скрипке и фортепиано. С ранних лет Ромео мечтал о театре, любимой сцене и актерском искусстве.
Став известным психоаналитиком, он написал учебник по психоаналитической технике, который до сих пор находит свое применение во всех психоаналитических школах мира. В этом учебном пособии он сравнил терапевтический сеанс с эпизодом из фильма:
Странным образом аналитик оказывается молчаливым актером в пьесе, которую разыгрывает пациент. На самом деле аналитик не играет в роли, он старается оставаться невидимой фигурой, необходимой для фантазий пациента. Вместе с этим он становится участником в создании этого персонажа, уточняя его детали с помощью интуиции, эмпатии и интроспекции.
В 20 лет Ромео сменил имя (впоследствии и фамилию) на Ральф Гринсон. Получив медицинское образование в Европе, он женился, выучил немецкий за два месяца (чтобы читать Фрейда в оригинале), прошел анализ у Вильгельма Штекеля, одного из первых учеников Фрейда, а затем встретил самого основателя психоанализа.
Переехав в Лос-Анджелес, Гринсон открыл частную практику как психиатр и психоаналитик и прошел второй курс психоанализа. В течение четырех лет он лечился у Отто Фенихеля, а его третьим психоаналитиком стала Фрэнсис Дери, которую интересовали техники работы с актерами. Она оказала значительное influence на его дальнейшую практику. Со временем к числу его клиентов присоединились такие знаменитости, как Вивьен Ли, Тони Кертис и Фрэнк Синатра, а его дом в Санта-Монике стал оазисом интеллекта среди пустоты и банальности Лос-Анджелеса.
Смерть Мэрилин Монро
Смерть Мэрилин Монро до сих пор окружена многими тайнами. Причиной ее ухода из жизни стала передозировка наркотиков, хотя прямые доказательства этого фактически отсутствуют.
Известно, что накануне 5 августа актриса была в хорошем настроении и вели с многочисленными знакомыми беседы по телефону. Одним из ее собеседников стал Джо Ди Маджио. Они обменивались признаниями в любви, и их вторая свадьба была назначена на 8 августа.
Чуть позже она говорила по телефону со старым другом Питером Лофордом. Во время расследования он заметил, что голос Мэрилин звучал странно, а речь — сбивчиво.
Показания домработницы постоянно менялись. Сначала она сказала, что увидела свет в комнате Мэрилин в 3 часа ночи и забеспокоилась. Позже она упомянула, что волновалась о хозяйке еще в полночь. Выглядит странно и тот факт, что в момент приезда полиции она успела запустить стиральную машину с постельным бельем актрисы.
Тайна смерти
Немногим позже похорон знаменитой блондинки начали появляться слухи о её насильственной смерти. Согласно одной из теорий заговора, в убийстве могли быть замешаны Роберт Кеннеди или ЦРУ, а также другие структуры, которые якобы помогали сохранить государственные тайны, которые Мэрилин могла раскрыть Джону Кеннеди во время их близких отношений.
Тем не менее, подтверждений насильственной смерти не нашли, все указывало только на неоднозначные косвенные доказательства.
Так как у Мэрилин не было ближайших родственников, все заботы по организации похорон взял на себя Джо Ди Маджио. Известно, что в течение следующих 20 лет он еженедельно отправлял свежие цветы на могилу своей возлюбленной.
Биография Мэрилин Монро насыщена колоссальной славой и любовью со стороны публики наряду с глубоким одиночеством и неудачами в личной жизни. Она демонстрирует то, что восхищение миллионов мужчин не всегда может заменить настоящую любовь и тепло семейных отношений для женщины.