В возрасте 20 лет Вирджини Виар основала свой собственный бренд одежды.
К этому моменту она уже прошла обучение по крою и шитью, овладела навыками проектирования и конструирования одежды и, в содружестве с подругой, решила запустить свой бренд. Они выбрали название Nirvana, хотя художница уверяет, что не знали о существовании известной рок-группы и не имели представления о Курте Кобейне.
Виржини Виар покинула Chanel. Кто может занять ее место?
Стало известно, что Вирджини Виар уходит с поста креативного директора Chanel. Кадровые изменения в модной индустрии становятся все более распространенными в последние годы. Однако ситуация с Виар уникальна. Chanel – это один из тех легендарных модных Домов, которые стоят особняком в мире моды. Они не меняют дизайнеров так часто, как это делает большинство брендов. Виар была лишь третьим креативным директором в истории дома, после двух титанов – Габриэль Шанель и Карла Лагерфельда, настоящих икон моды. Лагерфельд находился в Доме целых 36 лет, что невероятно по современным меркам. Придя на смену Лагерфельду, Виар аккуратно следовала установленному им курсу. Поэтому никто не ожидал, что ищущий замены ей появится всего через пять лет после назначения. Тем не менее, за почти 30 лет, что она проработала в Chanel, она сумела занять значительное место в этом историческом модном Доме.
Неудивительно, что в модной индустрии сразу пошли слухи о потенциальных кандидатах на вакантную должность. Мы собрали информацию о тех, кого считают подходящими для этой важной роли в модном Доме. В нашем списке присутствуют как те, о ком активно говорят фэшн-инсайдеры, так и те, кого мы рассмотрели как перспективных кандидатов на высокую должность.
Эди Слиман
Эди Слиман уже долгое время рассматривается как потенциальный креативный директор Chanel – начиная с его руководства Dior Homme. Есть сведения, что Карл Лагерфельд тепло относился к Слиману, считая его другом, и безумно любил носить созданные его руками костюмы. Говорят, что он даже похудел на 40 килограммов, чтобы лучше выглядеть в узких брюках и приталенных пиджаках, что явно говорит о стремлении соответствовать требованию моды. Некоторые слухи предполагают, что Лагерфельд прямо указал на Слимана как на своего преемника перед смертью. Существуют даже теории о том, что в его контракте был пункт о том, что Эди будут нанимать через пять лет после его ухода. Это вполне могло бы соответствовать эксцентричному характеру Лагерфельда, но, безусловно, подтвердить эту информацию невозможно. В любом случае, Слиман кажется логичным кандидатом, особенно в свете его последней коллекции для Celine, которая была весьма сдержанной и элегантной – настолько, что её окрестили неофициальным тестовым заданием для Chanel. Однако стоит отметить, что в контракте любого дизайнера обычно прописано условие, что в течение года после увольнения он не может занять аналогичную должность в конкурирующем бренде, что ставит под сомнение возможность его прихода в Chanel в ближайшее время.
Почему мы не слышали о Вертхаймерах?
Братья Вертхаймеры, Ален и Жерар, в настоящее время владеют не только самим брендом Chanel, но и другими компаниями, такими как Bourjois Cosmetics, Holland & Holland и Isaac Mizrahi Company. Ален Вертхаймер, председатель совета директоров Chanel, живет в Нью-Йорке с супругой и тремя детьми. Его брат Жерар, в котелке и с сигарой на фото, занимает пост председателя Chanel S.A. в Женеве и управляет европейской частью бизнеса. У него также есть семья, состоящая из жены и двоих детей.
Эти династии стараются вести жизнь в скромной роскоши, предпочитая автомобили бизнес-класса и избегая громких событий. Даже на показах модного дома они обычно занимают места в третьем или четвертом ряду. Братья верят, что слава модного дома – это не их заслуга, а результат работы Коко Шанель и Карла Лагерфельда, который был главным дизайнером до своей недавней смерти. Такое поведение выделяет их на фоне других магнатов модной индустрии, которые часто становятся известными благодаря своим брендам.
Как Вертхаймеры стали владельцами Chanel?
История успеха семьи Вертхаймер началась с их деда, Пьера Вертхаймера. Пьер и его родители эмигрировали из Германии во Францию, где в 1870-х годах инвестировали в небольшую театральную визажистскую компанию Bourjois. С течением времени, два сына Пьера активно участвовали в продвижении бренда, и к 1920 году Bourjois стала крупнейшей французской косметической и парфюмерной компанией. Именно в тот момент Вертхаймеры встретились с Коко Шанель.
В тот период Шанель была миллионершей в Париже и сотрудничала с парфюмером Эрнестом Бо для создания аромата Chanel № 5. Этот аромат был доступен только избранным клиентам бутиков Chanel, поскольку Бо производил его в ограниченных количествах в своей лаборатории в Грассе, и ему не хватало ресурсов для полноценного массового запуска.
Тем не менее, Коко мечтала о том, чтобы её духи продавались во всех самых дорогих магазинах. Для этого владелец магазина Galeries Lafayette в Париже Теофил Бадер взял Шанель на скачки и там познакомил с Пьером Вертхаймером. Все трое пришли к соглашению:
- Фабрика Пьера Bourjois будет производить знаменитые духи, и Вертхаймеры получат 70% от общего дохода.
- Бадер, за посредничество и продажу духов в своей галерее, будет получать 20%.
- А Шанель получит 10% от всех продаж.
Благодаря этой сделке в 1924 году братья Пьер и Поль Вертхаймеры основали компанию Les Parfums Chanel, и духи мгновенно получили популярность, став самыми продаваемыми в мире.
Более 30 лет работала с Лагерфельдом
Сотрудничество с Карлом Лагерфельдом началось в 1987 году и продолжалось до самой его смерти. В 1992 году Лагерфельд взял Вирджини с собой в Chloé, а через пять лет они вместе вернулись в Chanel, где Виар занимала должность координатора коллекций Haute Couture.
Вирджини отмечала, что они с Лагерфельдом работали в одном ритме. Им было легче выкладываться полностью, чем притормаживать. Это позволило создать до восьми коллекций в год, каждая из которых была под контролем Виар.
Ей нужно было придумать концепцию показа, декорации, создать нужное настроение, отобрать ткани и вышивки, разработать образы, а также скоординировать работу всех команд. В этой огромной работе Карл выступал как творческая сила, а Виар — как организатор.
«Мы удивительно ладим друг с другом. Он поддерживает меня, а я поддерживаю его. Карл, как творческая личность, очень уязвим. Я не могу дозволить себе давить на него, моя задача — сохранять спокойствие, быть организованной и следить за всем происходящим в мастерской», — делилась Виар.
Лагерфельд, известный своей прямолинейностью, никогда не высказывал критики в адрес Виар. Он называл её самым важным человеком в своей жизни и профессиональной деятельности, считая её своей правой рукой, верным другом и незаменимым помощником, а вскоре – продолжателем наследия великих Коко и Карла Лагерфельда.
Ее назначение было ожидаемым
Имя нового главы модного дома Chanel было объявлено всего через несколько часов после смерти Лагерфельда.
Обсуждения о потенциальных преемниках Карла велись долго: звучали имена таких знаменитостей, как Хайдер Аккерман и Альбер Эльбаз – Лагерфельд высоко оценивал работы этих дизайнеров.
Вирджини Виар, долгое время оставаясь в тени Лагерфельда, почти не общалась с прессой и вела себя очень скромно. Тем не менее в прошлом году слухи о ее назначении на пост главы Chanel стали активно распространяться после того, как они с Карлом вышли на поклоны на показе сезона весна-лето 2019 года в Grand Palais и во время декабрьского шоу Metiers d’Art в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. Впоследствии Вирджини впервые вышла на поклон одна в январе 2019 года на показе haute couture весна-лето 2019 года. Пресс-служба модного дома позже объяснила это тем, что у Лагерфельда было плохое самочувствие.
Новость о назначении Вирджини в качестве нового креативного директора Chanel не стала сюрпризом. Сложно было представить кого-то более преданного делу Лагерфельда и идеалам модного дома.
Визитные карточки бренда
Вирджини всегда стремилась к созданию новаторских вещей, и ей это успешно удавалось.
Помимо легендарного парфюма Шанель №5, который создала Коко, она также подарила миру несколько других знаковых творений.
В 1926 году мир увидел знаменитое «маленькое черное платье». К сожалению, причина его появления имеет трагичную историю. Габриэль потеряла своего возлюбленного Артура Кэйпела, и, не имея права на привычный траур, как не будучи его законной супругой, решила создать своё маленькое черное платье и сделать его частью повседневного гардероба для женщин. Главное его преимущество заключалось в универсальности: его можно было носить в течение всего дня, меняя лишь аксессуары. Таким образом, из простого повседневного платья оно быстро превращалось в стильное вечернее наряд.
Еще одним проявлением гениальности Шанель стал твидовый костюм, который был представлен в 1954 году. Впервые эта ткань использовалась для создания женской одежды, поскольку до этого момента её применяли лишь для мужских пальто. Костюм состоял из укороченного приталенного пиджака и юбки-карандаша. Он был элегантным и стильным, мгновенно завоевав любовь многих женщин. Более того, материал, использованный при его создании, был настолько прочным, что не поддавался износу годами.
Это нововедение было отмечено в высших кругах, и знаменитости, такие как Жаклин Кеннеди, Маргарет Тэтчер, принцесса Диана и Нэнси Рейган, носили популярный твидовый костюм.
Ещё одним культовым изделием от Shanel стала сумочка 2.55. Говорят, что Коко в какой-то момент устала носить ридикюль в руках и решила создать сумку на цепочке.
Выпуск данной модели состоялся в феврале 1955 года, и отсюда возникло её рабочее название — 2.55. Легендарная сумка имела прямоугольную форму, выполненную из стеганой кожи. В качестве ручки использовалась длинная цепочка. Первоначально она закрывалась на замок мадемуазель, однако с 1980 года бренд перешел на замок в виде своего логотипа.
Французский модный дом в наши дни
Популярность модного Дома Chanel продолжает расти. На сегодняшний день в мире открыто около 310 бутиков бренда. При этом большинство из них расположено в Северной Америке — 128 магазинов. Следом идет Азия с 94 бутиками, а затем Европа с 70 магазинчиками.
До 2022 года в России функционировало 17 бутиков, большинство из которых находилось в Москве. Товарный знак CHANEL зарегистрирован в России под номером № 492476, срок действия которого истекает 12 декабря 2031 года.
Если вы задаете себе вопрос, кому принадлежит Chanel в настоящее время, то ответ будет таковым: семье председателя правления Вертхаймера.
У Габриэль не было детей, и, следовательно, дело было не кому передать. Она скончалась в 1971 году, и после неё управление взяли Ивонна Дюдель, Жан Казобон и Филипп Гибурже. Позже контрольный пакет акций был выкуплен Жаком Вертхаймером.
В компании долго не могли найти подходящего креативного директора, что практически привело модный дом к упадку. Однако с приходом Карла Лагерфельда все кардинально изменилось. Он смог сохранить узнаваемый стиль Коко в современных коллекциях.
После смерти Лагерфельда в 2019 году Вирджини Виар заняла пост креативного директора.
Первые $12 млрд
Chanel обнародовала финансовый отчет в третий раз за всю свою историю. Впервые марка опубликовала отчет в 2018 году, когда выяснилось, что с оборотом в $9,62 млрд она занимает второе место по объемам продаж среди брендов класса люкс, уступая лишь Louis Vuitton (входит в группу LVMH). Эта позиция сохранилась за Chanel и теперь.
В 2019 году объем продаж увеличился на 13% по сравнению с 2018 годом, и составил $12,3 млрд, что стало первым случаем в истории компании, когда продажи превысили 12 миллиардов долларов. Операционная прибыль достигла $3,49 млрд. Успешным стал год для всех товарных категорий, несмотря на очевидные трудности, такие как протесты во Франции и Гонконге, подчеркнул финансовый директор компании Филипп Блондье.
Красота спасает мир
Мануфактуры и фабрики ведущих производителей люксовых товаров, среди которых большинство находится во Франции и Италии, были закрыты в начале марта и оставались бездействующими около двух месяцев. Однако многие компании адаптировались и начали производить средства индивидуальной защиты – маски, дезинфицирующие средства и защитные костюмы.
Первой из крупнейших компаний класса люкс, которая отреагировала на ситуацию с COVID-19, стал холдинг LVMH, который является крупнейшим производителем товаров роскоши в мире. 15 марта владельцем LVMH Бернаром Арно было объявлено о том, что на трех фабриках холдинга во Франции, где раньше производились духи и косметика Christian Dior, Guerlain и Givenchy, начнут выпускаться антисептические гели. Позже ателье Baby Dior (одно из подразделений Dior, входящее в LVMH) также занялось шитьем медицинских масок.
В компанию Hermes сообщили о своих инициативах только после того, как часть продукции была создана. 30 марта стало известно, что на парфюмерных фабриках Hermes в Ле-Водрёй было произведено более 30 тонн дезинфицирующего средства, а швейные подразделения бренда по всей стране изготавливали более 31 000 масок.
По просьбе властей Тосканы Prada запустила производство медицинских комбинезонов и масок для медицинских работников. А швейные фабрики Balenciaga и Yves Saint Laurent также присоединились к шитью масок.
В Chanel три основных департамента: Мода, Косметика и ароматы, а также Часы и ювелирные украшения. Хотя в отчетах не конкретизируется объем продаж по каждому из департаментов, указано, что отдел моды, креативным директором которого выступает Виар, показал впечатляющие результаты, достигнув двузначного роста во всех регионах и во всех товарных линейках. Согласно данным Reuters, рост продаж одежды и аксессуаров категории prêt-à-porter составил 28%.
Этот успех во многом можно отнести к Виар: из шести коллекций одежды, выпущенных Chanel в 2019 году, четыре были созданы уже её командой и ею самой, а не Лагерфельдом. Хотя очевидно, что стилистика не претерпела глобальных изменений с её приходом, очевидно также, что в коллекциях уже проявляется новаторский взгляд другого человека.
Легендарный Лагерфельд никогда не скупился на креативные решения: он формировал образы с использованием вышивки, перьев, блестящего декора и многих других элементов. На контрасте с ним, Виар предстает как более сдержанный дизайнер — её работы значительно лаконичнее и строго структурированы. Некоторые модные критики считают, что это даже хорошо: коллекции Виар более близки к наследию Габриэль Шанель, чем многие работы Лагерфельда. Это особенно прослеживается в коллекциях haute couture, которые, по единогласному мнению критиков, удаются ей лучше всего. Однако очевидно, что работать после мастера масштаба Лагерфельда — это серьезное испытание, и Виар еще предстоит наработать собственный стиль и адаптировать его к традициям Шанель. Тем не менее уже сейчас видно, что у Виар есть собственное видение моды на данный момент, и смелость представлять его компании и клиентам. Судя по результатам продаж за прошлый год, клиенты готовы принять это новое видение.
Chanel vs COVID-19
Тем не менее, несмотря на стабильный рост и прочные финансовые позиции, последствия коронавируса могут значительно сказаться на показателях компании в 2021 году, как и озвучил Блондье.
В большинстве стран магазины и мануфактуры были закрыты почти на два месяца, как отметил в интервью Ведомостям президент модельного дивизиона Бруно Павловски. Частично предприятия были перепрофилированы для изготовления масок, дезинфицирующих средств и других необходимых в период пандемии продуктов. Открытыми оставались только магазины в Южной Корее, на Тайване и в Гонконге, хотя и там нужно было уменьшить часы работы. В данный момент снова открыто около 85% магазинов марки, в то время как в Китае, после открытия бутиков в марте, продажи выросли более чем на 100%, как уточнил Блондье в интервью Reuters. Также наблюдается рост продаж в бутиках Парижа, Милана и Берлина. Однако duty free магазины в аэропортах остаются закрытыми, что имеет значительное влияние на экономику компании.
Несмотря на все это, Chanel планирует выйти на прибыль по итогам 2020 года. Для этого компания сокращает расходы на рекламу и продвижение больше чем на четверть, уменьшает объемы производства и отменяет или трансформирует некоторые мероприятия – например, некоторые показы новых коллекций будут заменены на онлайн-трансляции, при этом главные показы марка надеется провести вживую, как уверял Павловски. Также братья Ален и Жерар Вертхаймеры отказались от выплат дивидендов. Однако в Chanel отмечают, что расходы на персонал не будут сокращены, а от государственных субсидий для возмещения затрат на зарплатный фонд они решительно отказались.