Лишь спустя многие годы Кадижату осознала, что то изнасилование – это не её ответственность. Он, вероятно, полагал, что навсегда запугал и сломил меня, но на самом деле этого не произошло, – говорит она. – У меня есть трибуна, и пока я жива, я буду делиться своей историей.
Во что ты была одета? В Санкт-Петербурге активистки организуют выставку, где будут представлены вещи девушек, ставших жертвами насилия. Выставка одежды жертв насилия.
Среди расклешенных платьев не будет красивых нарядов с глубоким декольте, однако мы и не делали какой-либо специальный выбор. Даже если кто-то носил что-то откровенное — такая одежда не может служить оправданием для насилия.
В феврале 2018 года исполняется 20 лет с международного Дня V — движения за прекращение насилия в отношении женщин и девочек. Это глобальное движение началось с произведения американской писательницы и активистки Евы Энцлер под названием «Монологи вагины».
Каждый февраль в течение последних двух десятилетий активисты по всему миру ставят театральные спектакли, чтобы донести до общества мысль о том, что насилие в отношении женщин и девочек неприемлемо.
Каждая постановка — это новый сценарий с изменением персонажей, ситуаций и акцентов, которые передают бесконечные истории на данную тему. За эти годы в проекте участвовали такие знаменитости, как Вайнона Райдер, Ингеборга Дапкунайте, Сальма Хайек, Вупи Голдберг, Гленн Клоуз, Сьюзен Сарандон и множество других актеров, которые поддерживают миссию V-Day. Среди исполнителей монологов можно встретить реальных жертв сексуального насилия и нарушения прав женщин. Наконец, новые лица и судьбы, иногда с легкостью и юмором, а иногда – с глубокой серьезностью, доносят до зрителя важную тему бытия: женская сексуальность — это не только дар человечества, но и порой разрушительная сила, которая может даже стоить жизни.
Эта пьеса была поставлена более чем в 200 странах и является настоящим манифестом движения V-Day и всех женщин, борющихся за свои права. Через благотворительные спектакли «Монологи вагины» активистки собирают средства для кризисных центров и учреждений помощи, а также для программ по предотвращению гендерного насилия. За годы своего существования V-Day помог собрать более 100 миллионов долларов и поддержал около 13 000 организаций и инициатив.
В этом году представления в России пройдут 17 и 24 февраля при поддержке московского центра помощи жертвам сексуального насилия «Сестры». Также на спектаклях будут иметься украшения от JewelGirls и сувениры, созданные студентами с инвалидностью из фонда «Безопасный дом», которые можно будет приобрести за пожертвование.
Вероника Антимоник, координатор программы «Безопасный дом» и практикующий психолог, поделилась своим мнением о том, почему вопрос насилия в отношении женщин так близок и в то же время так далек современному российскому обществу.
Вероника Антимоник, координатор программ благотворительного фонда «Безопасный дом» и проекта JewelGirls.
Читать еще: Бризер: что это такое. Бризеры что это такое.
О монологах
Монологи вагины привлекают зрителей благодаря своей экстравагантности и провокации. Само название поднимает довольно знакомую тему, окруженную молчанием, мифами и стереотипами, но и при этом создающую много любопытства. Люди задаются вопросом: что же там предстанет перед зрителем? Хотя основная цель пьесы заключается в раскрытии секретов женской сексуальности, важной задачей является привлечение внимания общества к тем проблемам, с которыми сталкиваются женщины, просто потому что они женщины, и как их тело может быть использовано против них, когда они воспринимаются как объект чьего-то желания, что одним из способов наказывать их является насилие.
Герои пьесы рассказывают свои истории от первого лица, делятся переживаниями, иногда с радостью, а иногда с горькими слезами на глазах.
Они говорят о праве женщин быть сексуальными и развлекаться, и кажется, что это нормально и хорошо, однако существует другая сторона медали, с которой сталкиваются женщины: насилие, издевательства и стигматизация. Существует множество различных историй, объединяемых общими радостями и страданиями всех женщин мира.
Гендерное насилие: Пора перестать перекладывать ответственность
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 35 процентов всех женщин на планете когда-либо становились жертвами сексуального насилия. Чтобы представить размеры ситуации: это число сопоставимо со всем населением Северной Америки и Европы. Мы имеем дело с настоящей эпидемией.
Одежда – какой бы она ни была – не является приглашением к насилию. Вся вина лежит исключительно на преступнике. Какой смысл обсуждать, что именно на мне было надето, – говорит Саманта МакКой, адвокат из Техаса, также являвшаяся жертвой сексуального насилия. – Кроме того, если жертва находится в бессознательном состоянии, она не может дать согласие на сексуальный контакт, а это значит, что в данном случае речь идет исключительно о насилии.
Одежда – какой бы она ни была – не является приглашением к насилию.
С 2008 года Саманта выступает за права жертв. Благодаря её усилиям были внесены ключевые изменения в законодательство штатов Индиана и Техас, однако она подчеркивает необходимость дальнейших реформ.
Попытки переложить вину
В мире моды вопрос «Во что вы одеты?» звучит как приглашение к самовыражению и проявлению индивидуальности. Однако в контексте сексуального насилия он свидетельствует о попытке переложить вину на жертву.
Экспозиция, открытую в холле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, включает в себя комплекты одежды из всех регионов, представленных в Организации Объединённых Наций. Это блузки, юбки, платья и брюки, в которых находились жертвы в момент нападения — всего 103 комплекта одежды, символизирующих 1,3 миллиарда жителей планеты, переживших сексуальное насилие.
Экспозиция «Во что вы были одеты?» в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.
Самостоятельное отбеливание
Еще один популярный тренд в TikTok — это самостоятельное отбеливание зубов. Многие хотят иметь ослепительно белую улыбку, как у голливудских звезд, и поэтому считают, что проще использовать средства, купленные в интернете (или сделанные дома из того, что нашлось в холодильнике), чем обратиться к стоматологу. Например, некоторые пробуют отбеливать зубы с помощью смеси перекиси водорода и пищевой соды, лимонного сока, активированного угля и яблочного уксуса. Однако, как подчеркивает Артём Газаров, у такого подхода есть свои нюансы.
«Офисное отбеливание» в клинике подразумевает использование более концентрированных формул перекиси водорода под контролем врача-специалиста. В рамках протокола стоматологи проводят отбеливание без анестезии, чтобы контролировать глубину проникновения вещества в ткани и оценить его воздействие. Поэтому такое отбеливание просто невозможно реализовать в домашних условиях», — отмечает специалист.
«Любое из предложенных средств – это в той или иной мере кислоты, которые предполагается наносить на зубы для их осветления. Да, эффект может быть, но он будет незначительным. Если вы просто посетите стоматолога, нормально почистите зубы, они станут светлее. Любая кислота воздействует на зубы и может результатом будет их осветление, но не сильно заметное. Лимонный сок и уксус не причинят зубам вреда. Что касается соды — она тоже безопасна; нужно быть настоящим фанатом, чтобы повредить зубы с её помощью. Не думаю, что это возможно. В общем, никаких существенных изменений не произойдет.»
Существуют специально разработанные отбеливающие зубные пасты, которые могут содержать диоксид титана. Эти пасты делают зубы солиднее и могут быть использованы для домашнего отбеливания. Однако они не могут сравниться с результатами, достигнутыми в кабинете стоматолога.
По словам Артёма Газарова, иногда красивая улыбка, которая якобы получилась благодаря средствам для отбеливания из интернет-магазинов, является на самом деле результатом работы стоматологов.
«У нас был интересный случай: к нам пришел популярный блогер — не буду называть его. Врач в клинике провел отбеливание с помощью самой популярной системы — Zoom, а позже блогер стал рекламировать полоски для отбеливания, которые достигают подобного эффекта. Это смешно.»
Пломбы на дому
Вы находитесь на отдыхе или просто наслаждаетесь временем, и вдруг у вас выпала пломба — это случается с каждым. Обычно с такой проблемой люди сразу обращаются к врачу, но практичные молодые люди придумали другой способ: они сами пытаются «заполнить» повреждение зуба с помощью подручных материалов, купленных на интернет-магазинах. Тем не менее, Артём Газаров отмечает, что такой подход имеет свои нюансы, которые могут быть понятны только специалистам.
«Существует самодельная пломба, специальный материал, который может закрыть образовавшуюся дыру — в экстренных случаях это возможно. Такие пломбы могут быть в медицинских наборах: если вам необходимо закрыть отверстие в зубе во время похода, такая вещь будет полезна. Конечно, обычная жевательная резинка или кусок смолы не смогут выполнить эту задачу. Проблема в том, что самостоятельно очень трудно высушить полость; там всегда будет слюна, и при таких условиях ничего не сможет держаться. Это реальная задача. Вторая задача, которую решает стоматолог — это создание анатомически правильного заполнения, что невозможно сделать самостоятельно.
Например, существует специальные анатомические образования, такие как треугольная ямка. Оно создано природой, чтобы пищевой комок не прилипал к десне между зубами, а падал в центр зуба. Всё это крайне важно, и выполнить это самостоятельно невозможно.»
Специалист подчеркивает, что сама проблема не заключается лишь в появлении отверстия в зубе. «Если возникла вмятина, её необходимо чем-то заполнить — это говорит о том, что в зубе что-то сильно разрушилось. Возможно, обвалилась стенка зуба, так как под ней была потеряна опора. Дырка сама по себе не появляется. Внутри может быть инфекция, и её тоже нужно каким-то образом устранить. Следовательно, недостаточно просто заклеить дыру; необходимо также убрать инфекцию, и это невозможно сделать самостоятельно.»
Как выбирали истории
Сбор 70 историй оказался не самым простым делом. У меня есть несколько правил работы с тяжелым контентом: не делать это перед сном, а потом смотреть что-то веселое — вроде мультфильма о Спанч Бобе или передачи Вечерний Ургант. Работа есть работой, но если не заботиться о собственном состоянии, то трудно завершить начатое. Эти истории нам нужно будет прочитать ещё множество раз, и по мере работы будут возникать новые желающие поделиться своими переживаниями.
В итоге мы оставили около 15-20 монологов. В основном это истории девушек о насилии, которое над ними совершали близкие – отцы, отчимы, дедушки, братья, друзья, а также незнакомцы на улице. Многие из жертв стали таковыми в детском возрасте. Мы выбирали самые тщательно описанные истории и затем обращали внимание на то, чтобы представлены были разного рода одежды: в некоторых рассказах героини писали, что на них были зимние куртки, пуховики. Мы стараемся учитывать форму одежды, её цвет и текстуру, чтобы архитектура выставки была логично построена. Сами вещи мы будем искать в секонд-хендах и на Удельном рынке. Конечно, стоит отметить, что это не первые места, в которых были одеты жертвы, а вещи, отобранные на основе описаний.
Площадка
Пока мы находим подходящую площадку — всё зависит от того, какой отклик мы получим. Мне бы хотелось, чтобы мероприятие проходило в галерее, а не в лофте. Мы открыли счёт для пожертвований, но пока сложно смело предполагать, какие масштабы сможем взять на себя.
Мы готовимся к различным ситуациям, понимая, что встреча с реальностью может быть больной и страшной, и это может вызвать не только сострадание, но и агрессию. Хейт в интернете нас не пугает — такие вещи происходят постоянно, и всё, что мы можем сделать, — это не вовлекаться эмоционально. Другое дело — визиты полиции; когда наши мероприятия проводились на феминистских фестивалях, они были там, и нам нужно к этому подготовиться. Мы надеемся, что у нас будет штатный юрист, который сможет нам помогать. У нас также будет возрастное ограничение — это первое, как мы можем себя защитить. По некоторым лекциям мы планируем ставить предупреждения 18+, а на большинство образовательных мероприятий и саму выставку — 16+. Для нас важно привлечь хотя бы часть подростковой аудитории, потому что они находятся в наименьшей безопасности.
Она сама виновата: была не так одета, или вела себя непринятно
Эту выставку организовали три молодые девушки: Инесса ИШАКВУ, Алтынай МУСАЛИМОВА и Фариза ОСПАН. Они не связаны ни с каким движением или организацией. Это их первый опыт организации выставки, и они не уверены, что после этого последуют другие совместные арт-проекты.
Они не могут больше спокойно наблюдать за тем, как в их стране относятся к жертвам изнасилований.
— Однажды я наткнулась на новость, о том, что в Канзасском университете в октябре прошлого года прошла выставка, на которой была представлена одежда женщин, ставших жертвами изнасилования, — рассказывает Инесса. Я сделала репост этой информации на своей страничке в Facebook и написала, что здорово было бы и у нас подобную выставку организовать. Проблема насилия актуальна повсеместно.
После этого Алтынай предложила, что мы могли бы самостоятельно провести такой проект. Мы связались с представителями центра по предотвращению сексуальных преступлений в Канзасском университете, и они поддержали нашу инициативу, а также помогли с подготовкой проекта в Казахстане. Обсуждение этой проблемы в нашей стране как никогда важно.
Отношение к жертвам изнасилования у нас выглядит как нечто повседневное: люди, обсуждая случаи, часто говорят: Да она сама виновата: была не так одета или вела себя не так. И последней каплей для нас стал сюжет в новостях, где мулла задался вопросом, как тут не насиловать женщин, если они ходят в откровенных нарядах? Раз уж она так одевается, значит, ей обязательно стоит подвергнуться насилию.
«Во что ты была одета?» — это вопрос, который в числе прочих часто задают женщинам, пережившим сексуальное насилие.
Это предполагает, что в произошедшем есть и вина женщины, потому что она выглядела слишком доступной. Однако тем, кто так считает, не повезёт на выставке. Им не удастся найти подтвердившие их теории доказательства — здесь нет одежды, которая могла бы каким-либо образом вписываться в представления об откровенности или вульгарности. Она представляет собой нечто асексуальное. Кто-то был в лыжном костюме, другую одежду, кто-то в домашней одежде, кто-то в бесформенном балахоне.
— К нам доходили разговоры, что мы якобы намеренно выбрали женщин, которые не были одеты откровенно, — делится с нами Фариза. На самом деле у нас не было никакой специальной выборки. Когда мы решили, что создадим такой проект в Казахстане, задали вопросы своим знакомым и друзьям. И мы были поражены, насколько много таких историй среди людей, которых мы знаем. Таким образом, статистика ООН о том, что каждая третья женщина в мире подвергается тому или иному виду насилия, действительно отражает реальность.
— Почему же мы виним жертв насилия? — продолжает Инесса. Как утверждают психологи, это механизм психологической защиты. Мы верим в справедливый мир, в то, что, если ты хороший человек, не носишь откровенных нарядов, не пользуешься косметикой и не гуляешь в тёмное время суток, то с тобой ничего плохого не произойдет. На самом деле это не так. Это может произойти с каждым, независимо от места или города. Даже у себя дома или со своими близкими — вы никогда не будете в полном безопасности. По данным историй, в половине случаев насилие совершается близкими, кому доверяют и от которых не ожидают подобного поведения.
Героинь для проекта нашли в течение одного дня
К счастью или, возможно, к сожалению, подготовка выставки не заняла много времени. На организацию ушло около месяца. Девушки отмечают, что героинь для проекта они нашли буквально за один день. Среди них были знакомые и друзья, а также женщины, обращавшиеся в кризисные центры. Стало вполне очевидно, что даже на условиях полной анонимности некоторые жертвы отказались рассказывать о себе. Говорить об этом оказывается слишком сложно, даже в таком щадящем формате.
Вся одежда, выставленная на экспозиции, была воссоздана организаторами, так как женщины, пережившие насилие, избавляются от неё в первую очередь. Одна из них призналась, что сожгла всё, что на неё было надето в тот роковой день.
— Эмоционально работать над этим проектом было очень сложно, — делится своими переживаниями Фариза, с трудом сдерживая слёзы. У меня случались панические атаки, когда я боялась выходить на улицу, осознавая, как много девушек и женщин пережили этот ужас. В такие моменты ты начинаешь ощущать угрозу в каждом прохожем.
— Я всегда считала себя сдержанным человеком, — говорит Алтынай. Но когда мы с Фаризой редактировали истории героинь, такое было — мы прекращали работу и плакали. Особенно впечатлила история девушки, которая заявила, что ненавидит себя и своё тело. Она презирает свои ноги, так как считает, что именно они завели её к насильнику. Она сама подошла к нему, потому что это был знакомый человек. То есть вся глубина ужаса заключается в том, что она живёт с ненавистью к себе, хотя её вина в случившемся полностью отсутствует.
Фото автора.