Из-за своей высокой чувствительности ВЧР может бессознательно игнорировать собственные потребности, приходя на помощь другим, чтобы смягчить их страдания и облегчить собственные тревоги. Поэтому очень важно сохранить баланс в отношениях. Рекомендуется объяснить ребенку, что у него есть полное право отказывать или не соглашаться с чужими мнениями.
Суперсила чувств. Как воспитывать сверхчувствительных детей
В издательстве Альпина Паблишер вышла значимая книга под названием «Сверхчувствительность как суперсила», написанная Дженн Граннеман, основателем крупнейшего интернет-сообщества для интровертов IntrovertDear.com, и Андре Соло, главным редактором сайта для высокочувствительных людей sensitiverefuge.com. Авторы детально описывают принципы общения и работы с чувствительными людьми, процесса воспитания сверхчувствительных детей, а также помогают понять, как гармонично сосуществовать со своими интенсивными эмоциями, если вы сами относитесь к высокочувствительным личностям. Мы публикуем отрывок из главы, посвященной воспитанию и особенностям чувствительных детей.
История начинается с самых первых минут, даже секунд жизни малыша.
Когда доктор осветил фонариком глаза маленькой Софи, она закричала от испуга. И вновь, когда кто-то резко чихнул, её плач казался таким же бурным, как будто она испытывала физическую боль. Позже, когда родственники передавали её из рук в руки, любуясь её красотой, она нередко становилась чрезмерно возбуждённой и не могла успокоиться и уснуть. Естественно, новорожденные часто плачут и испытывают трудности с засыпанием, но Софи явно выделялась среди своих братьев и сестёр в этом плане. В медицинском плане всё с ней было в порядке, что подтверждал и доктор; дело заключалось в её индивидуальных чертах и особенностях личности. Другие взрослые иногда называли её капризной, чрезмерно требовательной или даже сложным ребёнком.
В целом, Софи была обычным ребёнком, однако некоторые её качества заметно отличали её от других. Она проявляла высокий уровень креативности и изобретательности, и её родители думали, что она будет одарённой. Ей достаточно было всего лишь один или два раза услышать длинное слово, чтобы затем точно его воспроизвести, и она удивляла окружающих своими глубокими размышлениями: казалось, что её разум способен воспринимать и анализировать вещи, значительно превосходящие уровень понимания сверстников. В играх её воображение было необычайно богатым. Она была наблюдательной и внимательной к деталям. Однажды, в безоблачное утро, она заметила в высоком небе далёкий самолёт, представлявшийся всего лишь маленькой точкой, а также всегда улавливала, когда её воспитательница надевала новые серёжки.
Тем не менее, для Софи перегрузки стали постоянным спутником, и её проницательность исчезала, когда она уставала. И уставала она как от трудных дней, так и от радостных событий, например, от празднования дня рождения или посещения многолюдного детского центра. В такие дни Софи порой устраивала настоящие истерики. Хотя аналогичные ситуации довольно часто встречаются с маленькими детьми, у Софи они проявлялись с особенно высокой частотой и интенсивностью. Порой даже незначительные вещи могли стать спусковым механизмом, например, камешек в ботинке или макароны неправильной, по её мнению, формы. Иногда причиной её сильного перевозбуждения становились ситуации с экзистенциальным подтекстом: она могла возвращаться домой в слезах после того, как видела, как одного ребёнка обижают, хотя сама не была участником инцидента. С течением времени Софи начала отказываться от гамбургеров, когда узнала, каким образом производится мясо.
Помимо частых истерик, Софи отличалась повышенной эмоциональностью: она могла танцевать от счастья или, прятав лицо у мамы на груди, плакать от глубокой тоски. Хотя порой её чувства накрывали с головой, она с удивительной точностью осознавала своё эмоциональное состояние и могла распознавать эмоции окружающих. Благодаря этому она всегда понимала, когда кто-то что-то скрывает, или замечала, когда у родителей был тяжёлый день, в то время как её братья и сёстры не имели такой способности. Эта высокая осознанность помогала ей легко находить новых друзей, хотя большие группы сверстников её истощали, а выступления перед аудиторией, такие как презентации или спортивные соревнования, вызывали сильную тревогу. В общем, она была крайне доброй и совестливой. Читая между строк и понимая желания своих учителей, Софи легко угождала им, получая отличные оценки. Родители иногда волновались: не слишком ли она хороша и честна? Порой её стремление к перфекционизму доводило её до слёз.
Чувствителен ли ваш ребенок?
Софи — несуществующий персонаж. Её образ составлен из черт, присущих настоящим чувствительным детям. Конечно, не каждый ребёнок будет похож на неё. Чувствительность у детей проявляется в различных формах, так же как и у взрослых. В дальнейшем мы предложим некоторые распространённые признаки, характерные для чувствительных детей. Вашему ребенку необязательно обладать всеми этими признаками, чтобы его можно было считать чувствительным; однако чем больше верных утверждений, тем выше уровень его чувствительности.
Итак, какие из следующих утверждений верны для вашего ребенка?
- быстро осваивает новое;
- остро переживает эмоции;
- легко улавливает эмоции других;
- трудно переносит изменения;
- не любит неожиданные события или нарушение своего привычного распорядка;
- обладает хорошей интуицией в отношении других людей и событий;
- лучше реагирует на мягкие замечания, чем на строгие наказания;
- может плакать или замыкаться в себе, когда на него кричат или его критикуют;
- испытывает сложности с засыпанием после эмоционально насыщенного дня;
- вздрагивает или испугается от резких звуков или неожиданных прикосновений;
- жалуется на физические неудобства (грубые простыни, колющийся ярлычок на одежде, тесный пояс и т. д.);
- отказывается от еды с определёнными запахами или текстурой;
- обладает хорошим чувством юмора и задаёт множество вопросов;
- делает глубокомысленные замечания и выглядит мудрым для своего возраста;
- хочет помогать всем нуждающимся – будь то бездомная собака или одноклассник, которого дразнят;
- нервничает из-за оценок и сроков выполнения домашних заданий;
- стремится угодить взрослым, часто становится объектом насмешек или даже издевательств со стороны сверстников (это часто касается чувствительных мальчиков);
- избегает определённых мест (таких как спортзалы или магазины парфюмерии) из-за резких и неприятных запахов;
- не любит посетить шумные места;
- замечает, когда кто-то грустит или страдает; всё время размышляет, прежде чем говорить или действовать;
- переживает много различных эмоций и очень глубоко по ним;
- избегает рисковать, если заранее всё не обдумал;
- остро ощущает физическую боль или дискомфорт;
- замечает всяческие изменения (например, новый наряд учительницы или перестановку мебели).
Если вы всё ещё не уверены в чувствительности вашего ребёнка, обратите внимание на высказывания других родителей о своих чувствах в отношении высокочувствительных детей. Знакомо ли вам что-то из этого?
Гиперчувствительные дети: распознать, понять, помочь
Высокочувствительные дети встречаются часто, но взрослые нередко не понимают их индивидуальные особенности. Это приводит к множеству проблем с обучением и воспитанием. Профессор Дебора Макнамара объясняет, каким бывает сверхчувствительный ребёнок и как найти подход к нему.
Немного об авторе
Доктор Дебора Макнамара работает на кафедре Института Ньюфелда.
Она является автором популярной книги «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а дети растят взрослых.»
Кроме того, она возглавляет Центр консультирования по вопросам семьи и детей.
Как понять чувствительного ребенка?
Как определить, что у ребёнка высокая или гиперчувствительность? Часто высокочувствительных детей путают с теми, кто проявляет сильные эмоции или легко обижается. Иногда их смешивают с эмпатичными детьми, нежными и добрыми по своей натуре.
И хотя высокочувствительные дети могут демонстрировать некоторые из этих признаков, они не являются уместными для всех высокочувствительных детей и не помогают понять основные причины их отличительного взаимодействия с окружающим миром.
Высокочувствительные дети характеризуются повышенной восприимчивостью ко всему, что их окружает, включая любые чувства и ощущения: осязательные, вкусовые, обонятельные, зрительные или слуховые; при этом каждая их восприимчивость уникальна.
У некоторых детей наблюдается особая чувствительность к прикосновениям и запахам, в то время как у других она может проявляться через визуальные стимулы или другие сенсорные ощущения. Но определённые области чувствительности остаются неизменными.
Вы вряд ли найдете двух одинаковых высокочувствительных детей. Их повышенная восприимчивость к сенсорной информации делает их аналогичными людям, которые находятся «без кожи» перед давлением окружающего мира.
Всё может показаться им слишком интенсивным: слишком большим, слишком холодным, слишком громким, слишком горячим, слишком резким с запахом, слишком болезненным и просто слишком подавляющим.
Другими словами, такие дети быстро переутомляются от изобилия внешних стимулов, что тревожит их эмоциональное состояние.
Кроме того, они могут более реактивно отвечать на раздражители в такой окружении, которое вызывает у них сильные ощущения. Например, один мальчик на музыкальных уроках всегда убегал к выходу, как только шум внутри класса становился слишком сильным. Какофония звуков не приносила ему ни успокоения, ни радости; наоборот, она нагнетала атмосферу, и он чувствовал себя подавленным.
Когда он инстинктивно врывался к двери, некоторые взрослые полагали, что этот ребёнок — непослушный и неуправляемый; однако на самом деле он просто был перегружен и подавлен.
Безусловно, необходимо воспринимать повышенную чувствительность не как расстройство, а как часть естественного разнообразия человеческой природы.
По своей сути высокая чувствительность не является дефектом. У многих животных, птиц и даже насекомых, таких как фруктовые мушки, наблюдается подобная гиперчувствительность, что подтверждает тот факт, что это не сбой, а, возможно, адаптивный механизм.
Чувствительным детям требуется поддержка взрослого, который будет заботиться о них. Хотя это касается всех детей, особенно важно для высокочувствительных.
Как же определить, является ли ваш ребенок высокочувствительным?
Для взрослого, близкого к ребёнку, высокая чувствительность становится очевидной довольно быстро. Станет понятно, что ребёнок более быстро реагирует или, наоборот, успокаивается от определённых ощущений или их сочетания. В некоторых случаях чрезмерно возбуждённая обстановка может провоцировать сильные эмоциональные вспышки или расстройства у малышей.
Аналогично, ВЧР (высокочувствительный ребенок) может находить успокоение в определённых ощущениях: например, ребёнок с тактильной чувствительностью засыпает только тогда, когда его обнимают или гладят. Или дети, чувствительные к звукам, легче успокаиваются под мягкий звук материнского голоса.
Часто высокочувствительные дети обладают удивительной внимательностью, даже в младенчестве. Иногда их поведение описывают как «непо-детски» взрослое.
Сверхраздражение как главный триггер
Одной из серьёзных проблем высокочувствительных детей является сверхраздражение. Они могут реагировать на раздражители, которые другие даже не заметят. В попытках справиться с этим состоянием, одни дети могут устраивать истерики или вспышки гнева, другие же будут пытаться быть образцовыми и послушными в надежде, что их никто не тронет. Третьи могут изолироваться, погружаясь в книги или компьютер, создавая тем самым свой собственный мир. Некоторые стараются компенсировать то, что считают своими недостатками, стремясь достичь идеала.
Феномен сверхраздражения может приводить к тому, что некоторые дети теряют контроль над собой, и у них начинают подозревать синдром дефицита внимания, хотя всё в порядке, когда они не перегружены и порядок не нарушен. В состоянии сильного возбуждения они могут «срываться с катушек», укладываться на пол и начинать кричать. У других, находясь в состоянии перевозбуждения, могут появляться боли в голове или животе. Некоторые начинают сомневаться в силе своих возможностей и теряют веру в себя, становясь при этом пугливыми и отчужденными.
Тем не менее, высокочувствительные дети обычно бывают спокойны и общительны. Они охотно слушают и говорят. В качестве примера, когда они находятся в состоянии стресса, их поведение может меняться, но по большей части они добродушные, любопытные и радостные. Они способны уловить любой нюанс настроения своих родителей: с такими детьми вы заметите результат своих действий больше, чем с обычными детьми. Задача становится сложнее, но и награда за воспитание будет значительно выше.
Как растут высокочувствительные дети
Высокочувствительные младенцы проявляют реактивность с самого начала: они начинают плакать при воздействии слишком сильных внешних раздражителей или от усталости. При этом они достигают предела перевозбуждения быстрее, чем другие дети. Чтобы снизить общий уровень раздражения, родителям следует обращать внимание на окружение, в котором находится ребёнок: упростить доступные игрушки, выбрать для него очень мягкую одежду, снизить уровень шума, а также временно отказаться от поездок и встреч. И что самое главное — самим родителям нужно сохранять спокойствие.
Формирование надёжной привязанности между вами и ребёнком имеет огромное значение — это создаёт у него базовое ощущение безопасности в мире.
Чувствительные дети не чувствуются уверенно рядом с агрессивными, наказывающими, уставшими или не гибкими родителями. Здесь они ничем не отличаются от других детей.
В раннем возрасте, с 1 до 3 лет, важно помочь ребёнку адаптироваться к изменяющимся условиям. Дайте ему возможность привыкнуть к новым ситуациям: заранее расскажите о запланированных событиях и помогите ему подготовиться к переменам. Большинство проблем в поведении этой возрастной группы можно объяснить физическими причинами: ребёнок устал, голоден, ему жарко или он хочет пить.
По мере достижения трехлетнего возраста главной задачей становится научить ребёнка не бояться новых людей и ситуаций. Важно говорить о его чувствах: страхе, интересе, волнении, радости. Напоминайте, что смешанные чувства — это совершенно нормально, особенно в новых ситуациях. Меньшие группы и упорядоченность в детском саду помогут вашему ребёнку сохранять оптимальный уровень возбуждения, при этом способствуя его социальной жизни.
В школьные годы родители отмечают любознательность, креативность и нестандартное мышление своих детей. Однако они по-прежнему остаются уязвимыми к стрессу (нет хорошего друга в школе, окружающие обстоятельства в квартире с серьёзным заболеванием человека, нехватка денег в семье). Они не могут просто игнорировать страхи и неприятности, как делают многие другие. Длительный страх легко перерастает в устойчивую тревогу.
Поэтому в сложных ситуациях высокочувствительные дети склонны к тревоге и депрессии.
Задача родителей — помочь ребёнку обрести смелость и научить его разумно жить со своими страхами. Это позволит ему лучше контролировать своё поведение.
Поддерживайте ребёнка, чтобы он узнал, что помогает ему чувствовать себя лучше. Обучите его решению собственных проблем и обращению за помощью к другим. Снизить уровень стресса в жизни ребёнка можно, организовав распорядок дня с частыми перерывами для отдыха. Проявляйте заботу в трудные дни. Обеспечьте качественный сон, ведь хронический недосып особенно негативно сказывается на высокочувствительных детях.
Психосоматика: что это такое и почему она возникает у детей?
В возрасте 14–18 лет в высокочувствительных детей всё более очевидны развивающиеся таланты и душевная глубина. Они могут стать выдающимися изобретателями, учёными, шахматистами или программистами. В этот период они начинают активно работать над преодолением уникальных особенностей своего поведения — стеснительности, пугливости или отсутствия опыта. Им больше всего хочется попробовать что-то новое, при этом они менее склонны к переутомлению. Подростковый возраст и ранние двадцатые — время, когда проявления высокой чувствительности уменьшаются.
Хотя ваш подросток может вести себя более уверенно и говорить смело, придерживайтесь следующих принципов:
1. Обеспечьте ему поддержку, чтобы у него был кто-то, с кем можно пообщаться.
Правила взаимодействия с высокочувствительным ребёнком
Одна из сложных задач в воспитании высокочувствительных детей заключается в том, что они склонны к тревожности и депрессии в трудных ситуациях. Поэтому главная цель родителей — помочь этим детям научиться мириться со своими страхами. Это даст возможность ребёнку развить навыки управления своим поведением. Помочь в этом можно, если следовать определённым правилам.
1. Создайте у вашего ребёнка надёжную привязанность к семье. Это развивает у него чувство безопасности и уверенности в том, что, несмотря на трудности, семья окажет ему поддержку.
2. Высокочувствительные дети не чувствуют себя увереннее рядом с агрессивными, утомлёнными и наказывающими родителями, поэтому родителям необходимо оставаться спокойными.
3. Снизить уровень раздражения у ребёнка поможет смена обстановки: минимальное количество игрушек, посторонний шум, лишние незнакомцы, комфортная одежда и адекватное освещение.
4. Уделяйте внимание общему эмоциональному состоянию ребёнка. Часто бывает, что ребёнок уже достаточно перегружен или расстроен, и ему требуется пауза. Даже если вы находитесь на каком-то мероприятии, но замечаете, что ваш ребенок переживает, лучше прерваться и уйти раньше.
5. Высокочувствительным детям хорошо помогают размещение, порядок дня и различные графики. Такие методы позволяют организовать время так, чтобы избежать перегрузок и запланировать отдых.
6. Следите за тем, чтобы у ребенка были возможности высказать свои эмоции — поговорить с кем-то или поделиться переживаниями. Это поможет ему справиться с перевозбуждением. Если нужно, запишите ребёнка на занятия к психологу, который понимает, как работать с высокочувствительными детьми.
7. Помогайте ребёнку выражать свои чувства и переживания, чтобы они могли находить выход. Обычно высокочувствительные дети обладают креативным мышлением, поэтому они могут рисовать, сочинять истории, ставить для семьи театральные сценки, заниматься лепкой и другими творческими занятиями. Эти действия помогают освобождаться от страхов.
8. Из-за своей высокой эмпатии чувствительные дети могут воспринимать эмоции других людей более остро, поэтому они зачастую действуют в ущерб собственным переживаниям. Важно объяснить ребенку, что выражать отказ — это нормально, и он имеет право не соглашаться, не принимать мнения окружающих или просто игнорировать их.
9. Когда возникнут чувства тревожности или раздраженности, помогите ему овладеть собой. Например, можно провести лёгкую аналогию, чтобы успокоить: «Новый год будет чем-то похож на день рождения бабушки. Ты помнишь, как мы его отмечали?».
10. Ребёнку необходимо учиться распознавать свои эмоции, чтобы он научился с ними справляться. Полезно задавать ему вопросы, например: «Что ты сейчас чувствуешь? Почему? Что может вызвать у тебя страх? Это чувство похоже на злость? Или это приятное ощущение?».
О том, что нельзя
В процессе воспитания высокочувствительных детей существует несколько «нельзя», которых следует строго придерживаться.
Прежде всего, нельзя полностью закрывать их от негативных ситуаций, хотя такое решение может показаться самым простым. Важное замечание: высокочувствительный ребёнок — не ребёнок с ограниченными возможностями, а просто ребёнок с уникальными особенностями восприятия. Им нужно учиться преодолевать трудности, чтобы в будущем успешно адаптироваться к обществу.
Иногда родители идут в другую крайность, намеренно создавая ситуации, в которых детям будет трудно. Например, если он такой чувствительный, пусть противостоит этим ситуациям и становится сильнее. Боится темноты? Запрем в темной комнате без света! Боится пауков? Пойдём в зоопарк! Однако как правило, это заканчивается не укреплением характера, а паническими страхами и неврозами. Крайне важно поддерживать детей в преодолении своих страхов, не создавая при этом давления. Они должны ощущать интерес, а не страх.
Высокочувствительные дети далеко не трусы и не слабые. Они достаточно общительны, охотно идут на контакт и хотят познавать новое, когда не чувствуют опасности или негативного давления. Поэтому родителям крайне важно обеспечивать своим детям комфортные условия, надёжную защиту и поддержку в мире, полном неожиданностей.
Не упустите из виду новые публикации Татьяны Плунгян.
Мифы о мальчишках
Высокочувствительным мальчикам, как правило, приходится труднее всего. С ранних лет их учат быть жесткими и стойкими. Если они показывают мягкие чувства и открыто выражают свои эмоции, взрослые часто озвучивают, что подобное неприемлемо. Часто можно услышать такие фразы: «Не реви, ты не девочка!», «Что это за нежные чувства?», «Будь настоящим мужчиной и дай сдачи!».
Неудивительно, что мальчик начинает скрывать своё истинное «я», стараясь заслужить одобрение родителей и сверстников. Это отрицание может создать страх, беспокойство и низкую самооценку.
Сбросьте стереотипы! Мальчик не обязан быть агрессивным, жестоким или активным. Если ему неинтересно обсуждать спортивные новости или неприятно смотреть боевики, это не указывает на то, что с ним что-то не так. Он не должен следовать стандартам «мужского поведения» лишь потому, что такая традиция существует в обществе.
Позвольте вашему ребенку быть собой. Примите его чувствительность и мягкость. Вместо критики, объясните, как можно успокоиться и справляться с внешними раздражителями.
Плюсы сверхчувствительности
Сверхчувствительность — это редкость в нашем обществе, которое стремится к напряжению, конкуренции и агрессивным проявлениям. Однако у высокочувствительных людей есть множество преимуществ.
- Они способны по-настоящему ценить красоту, изобразительное искусство и музыку.
- Они с большой внимательностью относятся к вопросам безопасности и раньше других замечают угрозы.
- Как правило, у них очень насыщенная внутренняя жизнь.
- Они добры, отзывчивы и сочувствующие. Многие из них становятся специалистами в области помощи людям или заботы о животных.
Если бы сверхчувствительные люди составляли большинство, вероятно, наш мир бы жил без войн, экологических катастроф и терроризма. Цените тонкую душевную организацию вашего ребенка и помогайте ему верить в себя!