Первую тревогу подняли социальные работники. Светлана Павлова сама подошла к ним с просьбой помочь снизить квартплату, утверждая, что ее сын является инвалидом. В ходе проверки квартиры работники заметили, что мальчик не просто страдает от развития, но и ведет себя как попугай: он издает чирикающие звуки и машет руками, словно у него есть крылья.
Дети-маугли: 6 жутких историй одичавших детей
Немецкий художник и фотограф Джулия Фуллертон Баттен однажды натолкнулась на автобиографическую книгу Марины Чапман, озаглавленную «Девочка без имени». В этой книге Марина делится ужасами своего детства в роли ребёнка-маугли. Она вдохновила Джулию на создание впечатляющей серии фоторабот под названием «Одичавшие дети». Каждое изображение в этом цикле сопровождается на самом деле страшной и глубокой историей.
Если бы истории о детях-маугли не появлялись с тревожным постоянством в современном мире, можно было бы предположить, что это всего лишь вымысел. Однако, скорее всего, они представляют собой суровую реальность. В 1845 году жители мексиканского города Сан-Фелипе стали свидетелями ужасающего события: стая волков напала на коз, пасущихся у реки, среди них находилась маленькая девочка, которая, как сообщалось, активно участвовала в этой охоте наряду с дикими зверями. Спустя год её снова заметили, на этот раз её застали за поеданием трупа погибшей козы. Ребенка решили поймать, что вскоре удалось сделать, но вернуть её к нормальному состоянию им не удалось: девочка, воспитывавшаяся волками, не умела говорить, передвигалась на четвереньках и постоянно выла, как волк, вероятно, призывая свою стаю. В конце концов, она снова сбежала. Следующий раз, когда Лобо, как её окрестили, встретилась с людьми, прошли уже 8 лет. Она была уже не девочкой, а скорее юной женщиной, играющей у реки с двумя волчатами. Увидев людей, Лобо вновь побежала, и больше её никто не видел.
Девочка-собака Оксана Малая, Украина
Оксана Малая родилась в 1983 году в Херсонской области Украины. Она, наряду с множеством своих братьев и сестёр, была ребенком от родителей, страдающих от алкогольной зависимости. Впоследствии врачи предполагали наличие у Оксаны врождённых умственных нарушений. Но даже если бы их и не было, обойтись без таких последствий было бы невозможно, так как все её раннее детство (до 8 лет) она провела в сарае, где её единственным воспитателем стала собака. Когда в 1992 году девочка была изъята у родителей и помещена в детский дом, она вела себя как животное: предпочитала запрыгивать на кровать, и если что-то её не устраивало, она могла зарычать или попытаться укусить. Оксана часто сбегала из детского дома, не с кем-то одним, а с собачьей стаей, обитающей неподалеку. Хотя такие побеги замедляли её прогресс, ей всё же удалось научиться говорить и решить большинство поведенческих проблем. С 2001 года она проживает и работает в Барабойском доме-интернате, ухаживая за коровами и лошадьми.
Эффект Маугли у детей: характеристика явления
Лес, описанный в книге Редьярда Киплинга о диком мальчике, является прообразом мира, в котором отсутствуют люди, и, следовательно, не присутствуют элементы, свойственные человеческому обществу, такие как воспитание, развитие и общение. В современных условиях не обязательно оказываться в диких лесах, чтобы страдать от недостатка человеческой коммуникации.
В неблагополучных семьях дети растут в социальной и психологической изоляции, похожей на ту, что описана в мифах о Маугли. В таких семьях они часто предоставлены сами себе: ними никто не занимается, не воспитывает их, а нередко их вовсе не отправляют в детские сады и школы. В таких условиях дети, словно замораженные на определённом этапе развития, становятся практически не поддающимися адаптации в социум.
Советский психолог Лев Выготский говорил о том, что в процессе развития ребёнка значительную роль играют социальные факторы, и выделял так называемые сенситивные периоды — временные отрезки, когда потенциал психических процессов достигает своего пика. В эти периоды ребенок с легкостью осваивает различные навыки, например, в возрасте от 3 до 4 лет он учится складывать слова в предложения, а с 4 до 5 лет активно начинает участвовать в деятельности социума, общаясь со сверстниками.
Согласно исследованиям К. Маклафлина и М. Шеридана, ранний опыт психосоциальной депривации (лишения чего-либо) приводит к ухудшению когнитивных способностей. Таким образом, если ребёнок до года лишён общения, ему будет весьма трудно научиться говорить, и в этом отношении он будет значительно отставать от сверстников.
Если же в младенческом возрасте малыш окажется среди животных, которые движутся преимущественно на четырех лапах, он освоит именно этот способ передвижения, и научить его ходить на двух ногах впоследствии становится значительно сложнее.
Феральные дети и эффект Маугли: особенности и различия
В дополнение к эффекту Маугли существует понятие феральных детей. Шведский ученый Карл Линней предложил термин Homo loko ferus для обозначения детей, выросших среди диких животных без вмешательства человека.
Феральными людьми, или ферусами, называют детей, которые проводили время в компании волков, медведей, львов, панд, обезьян и т. д. На латинском feralis переводится как «мертвый» или «погребённый», что наиболее полно иллюстрирует состояние людей, воспитанных в условиях дикой природы.
Такие люди, как правило, не способны к социальной адаптации; их нельзя обучить взаимодействию в человеческом обществе, поскольку они навсегда остаются психически и умственно отсталыми. Это не удивительно, ведь для развития ребенка необходимо множество факторов, но прежде всего — социальный опыт. Это взаимодействие с ровесниками и взрослыми, игры, совместные занятия в образовательных учреждениях и плавное вхождение в взрослую жизнь.
Таким образом, эффект Маугли и существование феральных детей — это явления, которые указывают на то, что дети оказались вне социума, и отсутствие этого контакта оказывает необратимое влияние на их психическое и умственное развитие. Возможность коррекции подобных нарушений зависит от возраста, в котором ребёнка возвращают в человеческое общество: чем раньше это произойдёт, тем больше шансов на успешную адаптацию.
Фотоматериалы используются с сайта Unsplash.
Фантастическая история маленькой коренной американки
Один из первых известных случаев, когда ребёнок выживал в дикой природе в одиночестве, относится к 1731 году.
Девочка по имени Мари-Анжелик Мемми ле Блан была найдена возле маленького французского селения Сонжи. У неё были черные от грязи руки и ноги, как у негритёнка, она была одета в шкуры и вооружена толстой палкой. Селяне приманили девочку ведром воды и поймали её — так начался её путь обратно в цивилизацию.
Позже выяснилось, что Мари-Анжелик была коренной американкой, которую пытались перевести во Францию в 1721 году (предположительно, в тот момент девочке было девять лет). Однако в ноябре того же года она сбежала из Марселя вместе с темнокожей рабыней, привезённой из Палестины. Существует также другая версия: судно, на котором плыла Мари-Анжелик, потерпело крушение, и её, вместе с другой рабыней, выбросило на берег Франции, после чего они были вынуждены выживать в условиях дикой природы.
На протяжении десяти лет девочки успешно выживали в лесах Франции. За это время они освоили охоту, издавали звуки для притяжения птиц, выкапывали съедобные корни и научились защищаться от холода. Однако они не смогли найти общий язык и не научились говорить, и общение между ними сводилось к крикам, свисту и жестам.
Однажды напарница Мари-Анжелик умерла в 1731 году (позже выяснится, что её застрелили), а сама девочка была поймана жителями Сонжи во время попытки добыть питьевую воду. Селяне отмыли её и накормили (она предпочитала есть сырое мясо). Жизнь в дикой природе сильно изменила её: Мари-Анжелик не могла говорить, не спала на кровати и не могла переваривать варёную пищу. Также у девочки были очень длинные пальцы, а большие пальцы оказались намного шире, чем обычные, что придавали ей особую устойчивость к холоду.
Мари-Анжелик отправили в приют, затем в монастырь. Примечательно, что девушке удалось полностью восстановить речь и социальные навыки — она говорила по-французски довольно бегло, быстро обучалась новому и делилась воспоминаниями о жизни в лесу. Она скончалась в 1752 году.
Тем не менее история Мари-Анжелик больше напоминает миф, чем реальность: в ней много несоответствий (например, возраст девочки колебался в разных записках) и неясностей. Более того, тот факт, что она смогла так быстро адаптироваться и выучить язык после десяти лет в дикой природе, вызывает у современных ученых серьезные сомнения в правдоподобности этой истории. В отличие от следующего дикого ребенка, виды Мари-Анжелик почти не подтверждены документально.
Виктор из Аверона
В 1794 году в лесу региона Аверон на юге Франции был замечен обнаженный мальчик возрастом шести-семи лет. Удалось поймать его лишь около 1799 года. Даже после этого, когда он стал подростком, мальчик многократно сбегал от своих многочисленных опекунов.
Те, кто имел дело с диким мальчиком из Аверона, отмечали, что его интересовали лишь еда (мальчик предпочитал сырые овощи), сон и попытки убежать. Позже аббат и профессор биологии Пьер Жозеф Бонатерре, у которого юноша прожил некоторое время, заметил, что дикий мальчик оказался невосприимчивым к низким температурам и мог веселиться в снежных условиях без одежды.
Учёные, обследовавшие мальчика, пришли к выводу, что, вероятно, он страдает от глухоты и немоты, а также безнадежно психически болен, что делает его социализацию крайне проблематичной. В 1801 году студент-медик Жан Марк Гаспар Итар забрал Виктора к себе и назвал его так, хотя установить настоящее имя и происхождение ребенка так и не удалось.
На протяжении шести лет Итар пытался социализировать Виктора, научить его понимать речь, разговаривать и проявлять эмпатию. Результаты своих начинаний Итар записывал, и позже его признали одним из первых разработчиков устного образования для глухих, благодаря методам работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения, и специального образования для умственно отсталых и физически неполноценных. Кроме того, образовательные решения Итара, по мнению многих, стали вдохновением для Марии Монтессори при создании её собственной системы развития и обучения детей. Несмотря на активные усилия Итара, у него не получилось значительно продвинуть Виктора в социализации и обучении.
За шесть лет мальчик научился говорить лишь два слова: «молоко» и «о, боже». Итар считал это своим личным неудачей, полагая, что мальчик на самом деле не глухой, но не мог объяснить, почему тот так упорно отказывался говорить.
В 1811 году Виктора передали на попечение экономки Итара, мадам Герен, которая заботилась о нем в течение 17 лет. Дикий мальчик скончался в 1828 году, достигнув примерно сорока лет. Учёные двадцатого века, исследуя медицинские документы Виктора из Аверона, диагностировали у него среднюю степень аутизма, а также раннюю шизофрению и инфантильный психоз — у мальчика проявлялись симптомы психических заболеваний, которые усугублялись без надлежащего ухода и коррекции.
Интересное по теме
Как различить насилие и воспитание. Ответы на ключевые вопросы о детско-родительском насилии
Трехлетняя девочка из Кирова, отравившаяся порошком
В конце февраля история трехлетней девочки из Кирова всколыхнула информационное пространство. Ее мать оставила дочь умирать в квартире, погрузившись в алкогольные похмелья на целую неделю. По информации следственных органов, бабушка, пришедшая поздравить девочку с днем рождения, шокированно обнаружила внучку лежащей на полу без признаков жизни. Выяснилось, что 21-летняя мать оставила дочерю, уехав к подруге на вечеринку, предварительно перекрыв водопроводный кран, чтобы девочка не затопила соседей снизу. Вернуться горожанка не смогла, так как не имела средств для такси. В поисках пищи и стремясь избежать голодной смерти, ребенок, к сожалению, начал есть стиральный порошок и, в итоге, умер от отравления.
Несколько позже стало известно, что мать считала, будто с дочерью остаётся бабушка, а пенсионерка считала, что внучку присматривает её мать. Кроме того, в СМИ появилась переписка девушки с подругой, в которой она заявляла о намерении отдать дочь в детский дом. В результате нерадивой родительнице предъявили обвинение в убийстве малолетнего с особой жестокостью, и ей грозит до пожизненного заключения.
16-летний маугли из Каменска-Уральского
Похожая на предыдущую, но менее трагичная история произошла с 16-летним жителем Каменска-Уральского в августе 2018 года. В этом случае, суровая мать не позволяла своему подростку выходить на улицу на протяжении пяти лет, запрещая ему пользоваться смартфоном и выходить в интернет. В органах опеки утверждали, что юноша, фактически готовившийся к окончанию 10-го класса, посещал школу только в течение первых трех лет — за этот период ему пришлось поменять как минимум три учебных заведения. Будучи изолированным от общения с ровесниками, парень не имел друзей и не наблюдался у врачей, ведь мать специально забрала карточку из районной поликлиники.
После того, как эта ситуация стала известна широкой общественности, отец мальчика попытался законно установить опеку над ребенком, но заседание суда не состоялось, так как мать проигнорировала все уведомления о возможной ответственности. Как отметил Валерий Горелых, руководитель пресс-службы ГУМВД по Свердловской области, в конце июня юноша должен был пройти аттестацию в школе, но снова не был допущен на мероприятие по указанию его матери.
Специалисты в области психиатрии и неврологии акцентируют внимание на том, что чем раньше начнется реабилитация в таких случаях, тем выше вероятность успешного возвращения ребенка-маугли к полноценной жизни. Тем не менее, прогнозы специалистов неутешительны: на сегодняшний день в стране отсутствуют надлежащие профилактические меры, а реагирование властей осуществляется слишком поздно. Причины, приводящие к подобным трагедиям, необходимо искоренять более активно. Прежде всего, контролирующим органам следует быть внимательными и начать борьбу с неблагополучными семьями, в которых один или оба родителя могут иметь психические расстройства, или страдают от алкогольной или наркотической зависимости. Важно также, чтобы сторонние наблюдатели проявляли бдительность, так как именно они чаще всего становятся той самой помощью для тех, кто уже остался без поддержки.
Фото: pixabay.com, скриншоты сюжетов о детях, личные страницы родителей в соцсетях, УралПолит.Ru/ Елена Мицих
Настоящий Маугли
Витя Козловцев — один из детей-маугли из Подольска, который почти пять лет прожил в одной комнате с ротвейлером и делил с ним практически все, включая еду.
История Вити завершилась благополучно в 2005 году, когда медсестра из районной поликлиники вспомнила о мальчике. В процессе проверки карт пациентов она заметила, что его давно не видели на осмотре, и решила самостоятельно посетить семью с контрольным визитом. Почувствовав, что происходит что-то неладное, она немедленно вызвала органы опеки и полицию.
Когда МЧС вскрыли дверь, к ним на встречу выбежали и собака, и ребенок. Мальчик частично передвигался на четвереньках и был без одежды. На его кудрявой голове сидели насекомые, а ногти на пальцах были так сильно отросшими, что напоминали когти животных. Чиновники по опеке попытались поставить его на ноги, но собака бросилась на них, яростно защищая своего щенка.
Лилит Горелова
Опекун Виктора Козловцева
В комнате, где жил мальчик, не было мебели, с игрушками он никогда не играл, поскольку с людьми вообще не общался. Мальчик был оставлен на произвол судьбы. Пока его воспитанием занимался бойцовский пес, за соседней стенкой проживали его мама с бабушкой. Витю забрали из семьи, а его мать лишили родительских прав.
Приемной матерью мальчика стала Лилит Горелова, создатель проекта «Дом милосердия», которая воспитывает 35 детей. Зимой 2006 года ей позвонили из опеки с просьбой взять Витю на воспитание, поскольку опасались, что его могли отправить в психиатрическую больницу.
С первых дней было крайне сложно: он выл на луну, не понимал, для чего необходимо ходить в туалет. Говорить его учили старшие дети, однако он в ответ лаял и прятался под кровать. Первое слово, которое произнес Витя, было «бондюэль». Как потом выяснилось, его биологическая мать часто смотрела телевизор и он прислушивался, запоминая необычные слова.
Лилит Горелова
Опекун Виктора Козловцева
Уже в новой семье началась воскресная школа и учеба в колледже, а также появились первые друзья. Мальчик смог выучиться на портного, но из-за психологической травмы детства, по словам его приемной матери, он никогда не сможет полностью вести быт самостоятельно.
Адаптация
Можно ли полностью восстановить детей-маугли после длительного пребывания вне социума? На этот счет у специалистов в большей степени пессимистичные прогнозы, однако необходимо учитывать, что все случаи индивидуальны.
Прямых возрастных критериев нет. Чем раньше ребенка переместят из неблагоприятных условий в нормальные, тем быстрее он сможет адаптироваться и овладеть необходимыми социальными навыками. Хотя опытные психологи иногда достигают успехов в социальной адаптации даже у взрослых людей, работая над их ранними травмами и обучая новым навыкам общения.
Андрей Смирнов
Практический психолог, магистр психологии
Успех реабилитации зависит как от времени, проведенного в изоляции, так и от генетических факторов. Клинический психолог Екатерина Люльчак отмечает, что темпы адаптации зависят от индивидуальной нейропластичности: дети-маугли, оставшиеся без заботы, не получают достаточно стимулов для развития, как обычные дети. Они теряют много, но нельзя игнорировать индивидуальные различия. Один ребёнок может быть более предрасположен к обучению, чем другой, который оказался в аналогичной непростой ситуации. Известен случай с мальчиком, который жил в семье алкоголика и копировал поведение собаки. Этот мальчик довольно быстро адаптировался к нормальной жизни в детском доме. Несмотря на исследуемое пренебрежение со стороны матери, он все же усвоил от нее базовые модели поведения и успел приобрести определенные навыки общения, что создало более оптимистичный прогноз для его социализации.
Истории о детях-маугли подчеркивают, насколько важны первые годы жизни для нормального развития человека. Если упустить эти этапы развития, новообразования в психике будут иметь деформации, что может повлечь за собой психопатологии. Например, если не было создано условий для освоения языка, то нарушится память и внимание ребёнка, — отмечает медицинский психолог Олег Долгицкий.
В психологической науке используется термин «сенситивные периоды развития» — это временные отрезки, когда ребенок наиболее восприимчив к образовательным и воспитательным процессам, то есть это время, когда созданы максимально благоприятные условия для формирования различных навыков.
Например, основные навыки лексического запаса и развитие мелкой моторики формируются в возрасте от 1,5 до 3 лет. Этапы активного развития осознанной речи и формирования мыслей приходятся на возраст от 3 до 4 лет. Активное взаимодействие с окружающим происходит в 5-6 лет, когда закрепляются социальные навыки и формируется представление о желательном и нежелательном поведении. Этот период также считается подходящим для обучения чтению и письму. Вторичный подъем речевой активности наблюдается примерно в 8-9 лет и считается благоприятным для закрепления родного языка и обучения иностранным языкам.
Эксперты, опрошенные Московскими новостями, считают, что возраст от 2 до 6 лет является определяющим для формирования речи. Если ребёнок находится в социальной изоляции в этот критический период, то восстановить нормальную речь будет крайне сложно, а после полового созревания и почти невозможно. Как констатируют специалисты, после 12-13 лет, когда человек не развивался в нормальных условиях, его можно лишь натренировать или минимально адаптировать к социальной среде.