Важно отметить, что характеристики личности следует описывать не только в контексте профессии, но и в свете временных занятий, состояния или поведения. В конечном счете, быть автором или авторшей, комментатором или комментаторшей поста в социальной сети — это также временная характеристика личности.
Равноправки, феминистки, революционерки: каким было женское движение в Российской империи
Некоторые утверждают, что феминизм — это зарубежное течение, которое наносит удар по традиционным духовным ценностям. Другие считают, что феминизм не нужен, так как большевики уже освободили женщин. В то время как третьи признают важность феминизма, рассматривая его как достижение прогрессивных стран Запада. Тем не менее, все эти мнения игнорируют многолетнюю борьбу женщин России за равноправие, которая началась задолго до революции 1917 года. Сегодня мы расскажем об истоках женского движения в Российской империи.
Год назад в России отмечали юбилей революций 1917 года: Февральскую и Октябрьскую. В современной памяти находит мало места, что революционные протесты, начавшиеся в феврале, во многом были подстегнуты забастовками и массовыми акциями женщин — сильно организованных женщин, выдвигающих определенные политические и экономические требования. Их единство стало возможным благодаря предшествующей огромной работе. 20 марта на улицы Петрограда вышли 40 000 женщин, протестующих за избрание. Это были далеко не самые популярные лозунги того времени, но их значимость огромна.
Удивительно, но о дореволюционном женском движении в России написано множество научных статей, однако оно почти не нашло отражение в массовой культуре. Исключением является фильм «Батальонъ», посвященный женским военным отрядам, участвовавшим в Первой мировой войне.
Важно упомянуть, что создание женских военных подразделений нельзя считать изначально движением за права женщин. Инициатива по созданию таких отрядов принадлежала министрам Временного правительства, которые пытались сохранить состав армии в условиях поля боя.
История женского движения в России до 1917 года стала бы отличной основой для множества вдохновляющих феминистских фильмов.
Говорить о феминистском движении в России сложно, так как оно было многообразным и многослойным, а более поздние интерпретации коммунистической идеологии ещё больше запутывают вопрос.
Прежде всего, движение делится на два основных направления: феминистское (либертарное) и революционное (социалистическое). Само это деление иногда представляется искусственным и не всегда применимо в практическом анализе.
Как пример, произведения французской писательницы Мадлен Санд декадентского направления разжигали общественные дискуссии в Европе: впервые открыто говорилось о внутреннем мире и стремлениях женщин, им предоставили свободу чувств и отношений, выходящих за рамки брака.
Знаменитая русская феминистка Надежда Стасова делилась воспоминаниями о том, как она и её сестра проводили бессонные ночи, читая вслух романы Санд, обсуждая и споря о прочитанном до самого утра. Это дает нам понять, насколько глубоко её работы повлияли на умонастроения того времени.
Однако в истории российского феминизма особую роль сыграл еще один любовный треугольник, который также оказал значительное влияние на развитие движения.
Вскоре начали открываться образовательные курсы для женщин, чья программа и содержание обучения были приравнены к университетскому. Наиболее известными из них стали Бестужевские курсы, открывшиеся в 1878 году, но и им предшествовали различные образовательные инициативы, такие как Аларчинские, Лубянские, Владимирские и Московские высшие женские курсы.
Имена для всех
Несмотря на существующее четкое разделение сословий, некоторые имена были универсальными. Так, как у дворянок, так и у крестьянок можно было встретить такие имена, как Мария, Анна, Анастасия и Александра. Изначально было запрещено называть девочек именем Мария по святцам, поэтому вместо этого использовали формы Марья или Мария, акцентируя ударение на первый слог.
Тем не менее, после реформ Никона в XVII веке имя Мария получило широкую популярность среди дворянских девочек. В XIX веке это имя стало самым распространённым среди дворян, затем его стали выбирать и купцы, а вскоре и крестьяне. Однако к концу XIX века дворяне стали отказываться от имени Мария, так как оно приобретало слишком «крестьянский» заряд и постепенно уходило в народ.
Морфология имен не позволяла избежать схожих тенденций: такие имена, как Екатерина, Анна и Елизавета, также пользовались большим спросом среди дворян. Именно так звали российских императриц. Однако со временем это приводило к отказу от таких имен, поскольку количество крестьян и купцов, дающих дочкам те же имена, возрастало, и дворяне начали искать более уникальные названия.
Для крестьянок
Крестьяне следовали заимствованной практике именования детей по святцам. Считалось неподобающим, если девочка получит имя, не соответствующее её социальному статусу. Поэтому крестьяне избегали имен, традиционно принадлежащих императрицам, царским и княжеским особам. Так, имена, которые были в ходу среди помещиц и купчих, также не использовались крестьянскими родителями. Поэтому часто выбирали более редкие имена, принадлежавшие почти незнакомым святым, как, например, Марфа, Фекла, Дарья, Агафья, Анфиса, Евдокия и Акулина.
Часто происходило так, что дворянские названия сменяли форму, становясь более упрощёнными и короткими после перехода в использование среди крестьян. Например, имя Настасья вместо Анастасии, Катерина вместо Екатерины и Алена вместо Елены.
Мисс, миссис и мадемуазель
Обращение «мисс» употребляется исключительно по отношению к девушкам, которые не состоят в браке. Это слово является сокращением от «mistress», которое ранее также использовалось. Обращение «мисс» можно использовать как отдельно, так и вместе с фамилией девушки.
В русском языке более традиционно использования слова «девушка», а до революции существовали варианты «мадемуазель» или «барышня». В разных языках можно найти аналогичные выражения, такие как панна, фрекен, фройляйн и мадемуазель. В англоговорящих странах «мисс» также может использоваться для обращения к учителю, независимо от её семейного положения.
Интересно: Чем отличается модернизация от реконструкции?
Обращение «миссис» относится к замужним женщинам. В последние годы появилась новая форма, которая не зависит от семейного статуса – «mis» плюс имя или фамилия (произносится как миз). Это новшество стало результатом стремления женщин к равенству в обществе. Форма «mis» позволяет не раскрывать семейное положение и может использоваться, если статус женщины неизвестен. Обычно «миз» и «миссис» употребляются с указанием фамилии или имени.
«Мадемуазель» – французское слово, изначально означавшее молодую незамужнюю женщину. Оно приобрело популярность среди российских дворян в XVIII-XIX веках, когда французский этикет стал распространённым.
Интересный факт: во Франции в 2012 году было запрещено использование обращения «мадемуазель» в официальной деловой переписке, чтобы сокрыть семейную жизнь от общества.
Чем отличается Мэм, Мадам, Мисс, Миссис, Мадемуазель?
Все упомянутые обращения имеют конкретные нормы и правила употребления, которые следует учитывать. Замужние женщины во Франции и в некоторых европейских странах часто наименуются «мадам». В Соединенных Штатах это слово сокращается до «мэм». При этом, данное обращение не всегда указывает на социальный статус.
В Великобритании наиболее часто используются формы «миссис» и «мисс», где «миссис» относится к замужним женщинам (с фамилией мужа), а «мисс» — к незамужним (с девичьей фамилией).
«Мадемуазель» не применяется в официальном деловом общении, но всё же остаётся в разговорной речи, применяясь к молодым незамужним девушкам.
Если вы обнаружили ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
А как насчет женщин?
В соответствующих документах также могут встречаться феминитивы, хотя их количество значительно меньше.
Гарусником называли человека, производящего или торгующего гарусом, то есть определённым видом пряжи. Если этим занималась женщина, её называли гарусницей. Крупеник и крупеница изготавливают и продают блюда из круп. Другие парные названия включают кружевница и кружевник, калачник и калачница (например, оброк на Прасковьице калачнице), курятница и курятник (в данном контексте курятник обозначает индивидуального предпринимателя, занимающегося разведением кур).
Канительник и канительница изготавливают изделия, расшивая ткани канителью — тонкой витой золотой или серебряной нитью. Вдова Ксенья капустница и капустник занимаются выращиванием и продажей капусты, а Ефросинья Иванова дочь кисельница варит и реализует кисель. Обычно речь идёт о пресном овсяном киселе.
Пара банщик и банщица обозначает владельцев бань.
Швея представляет собой женскую форму от древнерусского швей — происходящего от шить (шити). Следует отметить, что слово «швея» может также обозначать мужчин, тем самым быть существительным общего рода. Например, сложное существительное золотошвея, как и золотошвей, а также золотошвец, в русском словаре XIII-XVII веков помечены мужским родом и относятся к мастерам, занимающимся расшивкой одежды и головных уборов золотыми нитями.
Дворник в те времена выступал не только как уборщик: это также мог быть сторож или слуга феодала с воинскими обязанностями, либо мурза, господин двора. Возможность быть дворницей могла касаться и женщин: так, встречалась наследственность в виде дворницы. Например: В Каргополе ж дворницы за работу, что она работала, варила и хлебы пекла. дано 4 алтына 2 денги.
Женщины, однако, не ограничивались традиционными для того времени занятиями. Феминитивы золотарица и левкасчица могут показаться вымышленными, но в реальности они представляют собой значимость исторической и лексической практики.
Дано золотарице Костихе на сусальное золото три золотых угорских, а взяты у митрополита из кельи (1600). Костиха — мастерица-позолотчица.
Левкащица Марья Степанова дочь левкасила в Оружейную палату две цки большие образные — то есть две доски (1689).
Слово мастер дало нам заимствование с XIII века, где его употребление среди различных мастеров может быть зафиксировано — бахромный, бочечный, денежный, златой, соляной, струговой и т.д. Слово мастерица встречается в источниках с XVI века, примером может служить мастерица золотных дел, то есть золотошвейка.
Бельница, или беляница, — мастерица, работающая с бель (пряжой). В больших мастерских отдельные этапы работы могли исполнять узкие специалисты, такие как кужельницы и загребенницы. В документах великого государя хлебного и денежного жалования можно увидеть назначения ткальям и пряльям и бральям и швеям и беляницам, обозначая, что эти мастерицы не являлись только подневольными крепостными, но могли быть достойно оплачиваемыми наемными работницами в царских мастерских. Ткалья — это ткачиха, бралья — это также ткачиха высокой квалификации, она ткала браную ткань, которая служила образцом для различных узоров, что позволяло создавать красочные и нарядные изделия. Прялья — это также называется пряха.
Жизнь женщины после замужества
При заключении браков в крестьянской среде основное внимание уделялось, прежде всего, экономическим аспектам, поскольку станицы стремились получить трудоспособного работника для поддержки хозяйства. Во-вторых, принципиальные взгляды о необходимости женитьбы придерживались в среде крестьян и имели широкое распространение.
Попадая в семью мужа, молодая женщина предстала перед вызовами, став одной из ведущих фигур в организации хозяйственного быта крестьянского дома. Её называли снохой. Снохи, будучи чужими в новой семье, находились в иерархии замужних женщин под контролем свекрови и зависели от неё.
В больших семьях сложного типа, где традиционно проживало несколько поколений, число снох колебалось от двух до пяти. За порядком в таких семьях следила свекровь, именуемая большухой, играя важную роль в управлении всем хозяйством и поддержании общественного порядка. Возложенные на её плечи задачи включали контроль за поведением домочадцев; формирование общественного мнения и его публичное оглашение; проведение значимых семейных ритуалов, включая календарные праздники, поминки и свадьбы. Она же несла ответственность за все хозяйственные площадки, включая обязательства по уходу за детьми и домашними животными.
Гости учителя. Худ. Н. П. Богданов-Бельский, 1928 г.
Снохи должны были выполнять все распоряжения большухи. Обязанности женщин по выполнению хозяйственных работ и распределение ответственности в крестьянских семьях были строго регламентированы.
Хлеб пекли наиболее опытные снохи, готовка пищи и доение коров переходили по очереди между снохами. Самая младшая из них трудилась больше всего, соблюдая и распорядок своих старших родственников. Входя в мужнину семью, молодая женщина, едва достигшая нужного возраста, покидала присмотр матери и начала нешуточные трудовые будни. Свекровь охотно делегировала ей тяжелую домашнюю работу. Потребности новой снохи зачастую игнорировались, и ей предлагали лишь общее питание.
В зимний период между снохами устанавливалась определённая чередование в выполнении домашних работ: каждая должна была запасаться водой, ухаживать за скотом и выполнять прочие домашние заботы. Женщины, исполняющие канон домохозяек, именовались денщицами. Денщицы не обедали с остальными, а лишь подносили еду. Их обед начинался после завершения обязательств. В это время другие женщины занимались своими делами. Младшим снохам, как правило, предоставлялась годовая льгота от выполнения обязанностей денщиц.
В числе основных обязанностей снох — не только повседневные домашние дела: стирка, купание детей, топка печи, уборка, обработка льна, шитьё и изготовление одежды для всей семьи, но и значительные сельскохозяйственные работы, связанные с уходом за садами и огородами.
В летние месяцы женщины работали на полях: косили, ворошили сено, стояли в стогах, тёрли, молотили, производили масло, собирали и обрабатывали лен и коноплю, а также занимались ухаживанием за молодняком (телята, поросята), не забывая о регулярных работах на дворе (удаление навоза, ветеринария, кормление и доение).
Сенокос. Худ. Н. К. Пимоненко, 1900-е гг.
Осенью женщины занимались организацией хранения собранного урожая, переработкой шерсти, подготовкой к зиме для скота. Зимой крестьянки активно работали дома: готовили одежду для всех членов семьи, вязали чулки и носки, изготавливали сети, ремни, а также ручным трудом создавали украшения для нарядной одежды. Не пропускались также регулярные уборки, особенно в субботу, когда полы и лавки мыли, а стены, потолки и различные поверхности тщательно очищали: Дом вести – не крылом мести.
Альтернатива семейной жизни – черничество
В девятнадцатом веке вступление в брак воспринималось как нечто почти ожидаемое, а отсутствие брака строго осуждалось обществом. В крестьянской среде безбрачие воспринималось как грех, нарушающий традиции.
Тем не менее, в русской деревне XIX века существовало явление под названием черничество. Черничками называли девушек, которые долго оставались неженатыми, теряя надежду на замужество. Многие из таких женщин не имели физической возможности выполнять тяжёлую крестьянскую работу. В то же время среди черничек находились и те, кто сознательно отказывался от брака во имя служения Богу. Их называли Христовыми невестами, келейницами, спасеницами, вековухами, волкушами и богомолками.
Богомолки-странницы. Худ. И. Е. Репин, 1878 г.
Девушки своевременно об этом заявляли, как только достигали брачного возраста, не дожидаясь срока. Родителям требовалось заранее уведомить деревенское общество о решении дочери, чтобы она не воспринималась как вековуха, случайно оставшаяся в девичестве.
Среди черничек выделялись две категории: домашние и келейные. Первые проживали в своих семьях, участвуя в хозяйственной жизни, исполняя домашние обязанности и няньча детей. В родительском доме черничкам выделяли отдельное пространство или просто отделяли занавеской. Образ жизни домашней чернички формировался на основании определённых моральных норм и социальных правил. Они придерживались смирения, проявляли трудолюбие и славились своей набожностью, соблюдая посты и активно посещая церковь. Они могли быть грамотными, читали священные книги, знали основные Евангелия и жития святых, а также могли участвовать в церковном хоре.
Чаще всего черничка занимала отдельное место — келейку, которую для неё строили родители или братья, чтобы уединиться подальше от суеты мира. Если в деревне встречались несколько черничек, они могли объединяться, чтобы создать свою общину и строить общую избу, иногда на церковных землях. Важно отметить, что они старались вести скромный образ жизни, символизируя смирение и благочестие, опуская голову и избегая излишних разговоров и встреч с незнакомыми людьми. Главной задачей чернички, живущей в семье, было молить за её родных. Хотя её не обязывали к крестьянскому труду, она могла помогать семье в сезон работ.
Черничка, проживающая вне семьи и не имея своей земли, могла поддерживать себя благодаря обучению детей или выполнению различных рукодельных работ. Женщины, обладавшие умением читать по Псалтыри и обучать грамоте, пользовались уважением в общинах. Они могли заниматься вышивкой, вязанием и сбором трав для лечения. То, что черничка могла производить чулки или рубашки в продажу, воспринималось одобрительно.
Монахиня. Худ. В. М. Баруздина, 1893 г.
Кроме того, чернички активно участвуют в похоронной обрядности: моют и одевают покойников, читают молитвы рядом с гробом и ведут плачи на похоронах. В некоторых случаях они проводили полные похоронные и поминальные обряды. Крестьяне активно обращались к черничкам за услугами, так как услуги по сорокадневному чтению Псалтыри обосновались как более доступные, чем у священников.
Считалось, что души незамужних девушек сразу попадают в рай, и поэтому черничек нарекали Христовыми невестами. Похороны этих женщин проводились с торжеством: покойницы наряжались в лучшее платье светлых тонов, их украшали цветами по подобию невесты, которая готовится к венцу.