Отправляясь в путешествие, глава семьи спросил своих близких, какие подарки они хотели бы получить. Сестры запросили дорогие ткани и драгоценные камни. Однако Золушка попросила лишь веточку, которая первой зацепится за его шляпу.
Крестная фея — Fairy godmother
В сказочном мире крестная фея (на французском: fée marraine) является волшебным существом, обладающим магическими способностями, и вторит роли настоящего крестного, который по традиции должен оказывать заботу, защиту и помощь тому, за кого он отвечает. В романе Шарля Перро о Золушке автор завершает историю с циничной моралью, согласно которой личные качества и способности не всегда достаточны, если у человека нет нужных связей и поддержки.
Крестная фея является особым случаем дарителя.
- 1 В сказках и легендах
- 2 Précieuses
- 3 В художественной литературе
- 4 См. Также
- 5 Источники
В сказках и легендах
Изначально, крестные феи встречаются довольно редко в фольклоре, но благодаря популярности литературных сказок таких как произведения мадам д’Ольнуа и Шарля Перро, они стали обычными персонажами. В фольклоре также присутствуют другие сверхъестественные покровители, такими как различные животные и духи покойных матерей. Образы крестных фей имеют древние корни, что особенно отчетливо видно в сказке о Спящей красавице, где они играют важную роль в определении судьбы главной героини, что связано с прядением.
В сказках precieuses и более поздних вариациях, крестные феи действуют иначе, чем в традиционных сказках. Они проявляют заботу о судьбе и характере своих подопечных, в то время как классические феи часто преследуют свои интересы.
Протегированной крестной феи обычно является принц или принцесса, в большинстве случаев это главный герой рассказа. Крестная фея использует свою магию, чтобы оказать им помощь. Возможно, самый известный пример — крестная фея из сказки Шарля Перро о Золушке. В Спящей красавице у Перро фигурируют восемь крестных фей, а в версии братьев Гримм, известной как Маленькая шиповник-роза, упоминаются тринадцать крестных матерей, которые названы мудрыми женщинами. Эти популярные интерпретации сказок прочно внедрились в культурное сознание, хотя их можно встретить и в меньшем числе других произведений.
Примечательно, что сердца зрителей, скорее всего, завоевали именно крестные феи, которых Перро добавил в Спящую красавицу; в его оригинальном источнике «Sole, Luna, e Talia» Джамбаттиста Базиль такие образы отсутствуют. В них можно было бы увидеть и множество других фигур. Образы крестных фей характеризуются добротой, нежностью и любовью.
Где мать Золушки? Ее съели!
Одним из ключевых аспектов сказки о Золушке является образ ее покойной матери. У читателя не возникает вопросов о том, как она могла погибнуть. Появление доброй феи-крестной в интерпретации Шарля Перро также не становится неожиданностью. Мало кто осознает, насколько тесно связаны эти два образа.
В начале сказки мать Золушки умирает, и после времени скорби ее отец находит новую жену. Возникает вопрос: почему она погибла? В большинстве сказок этот факт не освещается и остается лишь данностью, однако в некоторых вариантах сохранились древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии Девка-на-насесте рассказывается, как мать погибает руками своих дочерей:
Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а продолжили работать. Впрочем, ситуация повторялась: «Теперь-то мы ее съедим!» — сказали сестры. Но Золушка вступилась за свою мать, хотя безрезультатно. «Нет!» — сказала самая младшая. «Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, лучше съешьте меня». Но сестры упорно отказались; две из них убили, а затем приготовили свою мать.
Таким образом, дочери жестоко расправились с собственной матерью. Тем не менее, Золушка, в отличие от них, отказывается от пиршества и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. В сказке Девка-на-насесте именно мать становится волшебным дарителем для своей младшей дочери, над которой насмехались сестры:
После смерти матери, младшая дочка, получившая прозвище Девка-на-насесте, постоянно сидела на курином насесте, за что сестры дали ей это имя. Она собрала все материны кости и похоронила их под изгородью, окуривая их ладаном в течение сорока дней, а затем решила перенести их в другое место. Как только она подняла камень, лучи света ослепили ее. В этом месте она обнаружила великолепное одеяние, словно сотканное из небес и звезд, а также весны и морских волн. Кроме платья, там лежал целый мешок монет.
Но это не единственный такой случай. Существует множество примеров поедания матерей своими детьми. Часто мотив эндоканнибализма (поедание кровных родственников) выражается в более мягкой форме, когда прямое упоминание о вкушении человеческой плоти отсутствует, и мать в этих историях превращается в животное — нередко это корова — и лишь после этого её съедают.
Нарушение волшебного запрета
В некоторых сказках трансформация матери в животное становится результатом нарушения волшебного запрета. Сербская сказка о Пепелюге (Woislav M.Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga) рассказывает нам:
На высокогорных пастбищах, около глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Внезапно они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «О, прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Если кто-то уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же миг!» Сказав это, старик исчез. Девушки были озадачены его словами и начали обсуждать произошедшее, когда подошли к самому краю обрыва… Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и полетело в бездну. Когда, вернувшись домой, девушка увидела вместо своей матери корову, все ее худшие страхи сбылись.
Эта корова становится помощницей Марре (сербской версии Золушки), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Однако мачеха оказывается не глупой: она посылает свою дочь следить за Маррой, чтобы выяснить, как ей удается всегда оставаться сытой. Однако обман вскрывается, и сводная сестра сообщает матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять её задания. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя свою смерть, велит Марре не пробовать её мяса, а собрать кости и похоронить в определённом месте.
В немалой степени матери, трансформированные в животное, предвидят свою смерть и не боятся её.
Также существует пример наказания за нарушение волшебного запрета в сказке «Злая мачеха» (J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) из Кашмира. В этой истории в роли матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дома, брахман настоятельно велит супруге не есть ничего до его возвращения. В противном случае она обернется козой. А если он сам поест, то станет тигром.
Супруга не поддается искушению и ослушивается мужа, пробуя еду в его отсутствие и тут же превращается в козу. Затем бывший супруг берет новую жену. В этой версии Золушки у неё есть братья и сестры, которых выручает волшебная коза до момента, когда злая мачеха вычисляет их помощника. После этого новая жена, притворившись больной, велит лекарю сообщить, что можно спасти её только козьим мясом. Лекарь беспрекословно выполняет её приказ. У брахмана, не имеющего денег на другую козу, впереди печальная судьба его бывшей жене.
План пересказа
- 1 Знатный и почтенный человек теряет свою жену, оставляя его дочь без матери.
- 2 Вдовец женится повторно на гордой женщине со своими двумя дочками от предыдущего брака.
- 3 Мачеха испытывает ненависть к падчерице и заставляет её работать с утра до вечера.
- 4 В королевстве объявляется бал, приглашая дочерей мачехи.
- 5 Когда они уезжают на праздник, Золушка плачет, ведь тоже хочет побывать на балу.
- 6 И в это время к ней является фея-крестная, которая помогает исполнить её желания, даря ей платье, туфли, превращая тыкву в карету и предупреждая, что Золушка должна вернуться домой до полуночи. Она успевает вернуться вовремя.
- 7 На второй вечер Золушка теряет туфельку, спеша убежать с бала до полуночи. Принц находит туфельку и издает указ, что её должны померить все девушки королевства.
- 8 В конце концов, Золушка примеряет туфельку, и она оказывается на её ноге, что приводит к её свадьбе с принцем.
Истинная красота человека заключается в его внутреннем мире, а не в том, как он одет.
Почему Золушка теряет обувь?
Потеря туфельки символизирует разлуку с любимым или его поиск. Например, в старину существовал обычай бросать обувь за ворота дома, чтобы погадать на будущего суженого.
В этой потере туфельки также можно увидеть работу подсознания. Золушка не желает покидать царский дворец, и своей рассеянностью она намекает на желание вернуться. Существует даже примета: забыть свою вещь в месте, куда хочешь вновь пойти.
С другой стороны, потеря туфельки может быть стратегическим шагом: она предоставляет принцу возможность проявить инициативу. Золушка очаровала принца и сбежала, но при этом оставила ему способ найти её. Не зря же она постоянно использует свою чудо-туфельку. У братьев Гримм принц предвосхищает её действия и приказывает облить лестницу смолой, а у Шарля Перро он не проявляет подобной смекалки.
Что же символизирует туфелька?
В другой интерпретации обувь является символом пережитого опыта и внутренней работы. Это находит отражение в пословицах разных народов. Индейцы пуэбло говорят: «Не оценивай дороги другого человека, пока ты не прошел хотя бы мили в его мокасинах.» Татарская пословица утверждает: «Башмак старшей снохи младшей не подходит», а английская пословица гласит: «Только владелец знает, где ботинок жмет.»
Смена страшных башмаков на прелестные туфельки можно интерпретировать как результат пути, который Золушка прошла. Новая обувь символизирует тот опыт, который невозможно отнять или присвоить — ведь эти изящные туфельки подходят только ей.
Необычное оформление, каблук и миниатюрная ступня указывают на то, что Золушка имеет благородное происхождение. Это становится очевидно уже на балу.
Таким образом, изящная туфелька представляет собой ключ, ведущий к возвращению Золушки к законной власти, которой она достойна по праву рождения и в результате своей внутренней работы. Туфелька — это признание прав Золушки, которое повышает её социальный статус.
Шарль Перро переписал эту историю в позитивном ключе:
Когда сестры узнали, кто была прекрасная принцесса на балу, они встали на колени перед Золушкой и умоляли прощения за все свои неуважительные поступки.
Золушка подняла сестер, расцеловала их и сказала, что прощает их, лишь попросив, чтобы они всегда любили её.
После этого в роскошном одеянии Золушку повезли во дворец к принцу. Для него она показалась ещё более прекрасной, чем прежде. И спустя несколько дней он женился на ней.
Золушка была так же добра душой, как и прекрасна внешне. Она взяла своих сестер к себе во дворец и сразу же выдала их замуж за двух придворных вельмож.
Этот момент резонирует с современным психотерапевтическим подходом к деструктивным частям психики: вместо отрицания и борьбы с ними, важно принимать их и находить конструктивное применение.
Золушка не просто так вознаграждается: титул принцессы, благосостояние и счастье приходят к ней благодаря тяжёлому труду над собой, проявлению решительности, смекалки и обаяния в нужный момент. С этого ракурса сюжет предстаёт в более актуальном свете. Ныне подобные темы обсуждаются как никогда активно в психологических кабинетах и на тренингах личностного роста.
Новые уроки из старой сказки
- Меньше — значит больше. Не всегда подстилка на чердаке уступит в комфорте даже ортопедическому матрасу.
- Если кажется, что весь мир против вас, возможно, проблема в вас самих.
- Суета — враг продуктивности. Сложные задачи лучше решать с сосредоточенностью и глубокомысленно.
- Тщательный труд всегда приносит плоды. Важно не упустить свою возможность и стараться извлечь из нее максимум пользы.
История о башмачках
Практически в каждой культуре существует своя версия сказки о Золушке. Однако краткий пересказ этой истории отличается в разных странах рядом деталей. Это также касается описания туфлей:
- Китай — сандалии из чистого золота;
- Германия — туфли из шелка и серебра;
- Бретонский вариант — башмачки из стали;
- Италия — серебряные туфельки;
- Венеция — алмазные;
- Дания — шелковые;
- Франция — красные бархатные с жемчужной вышивкой.
Первый вариант сказки возник еще в Китае, где главная героиня была обута в сандалии золотого цвета, сделанные из таких же нитей. Подобные детали встречаются и в египетских версиях истории. В германских и бретонских сказках речь идет о нескольких парах туфелек — стальных, шелковых, серебряных и золотых.
Венецианские рассказчики говорили о алмазных туфельках, датчане и англичане описывали шелковые, украшенные нитями. Франция же стала известной благодаря туфелькам из красного бархата с вышивкой из настоящего жемчуга.
Сказка Перро была переведена на множество языков, и ряд исследователей считает, что в этом процессе произошла ошибка. Автор, возможно, описывал туфельки из меха или стекла, ведь на французском оба слова звучат одинаково — verre и vair. Таким образом, обувь могла быть изготовлена из короткого меха, а не хрусталя.
Тем не менее, большинство писателей полагают, что Перро намеренно упомянул стекло, чтобы придать своей истории больше волшебства. В конце концов, девушке было бы сложно танцевать в тяжелых хрустальных туфельках на балу, так что единственное, что могло помочь ей — это магия. Варианты сказок зачастую упоминают только стекло, бархат, золото и шелк. Меховая обувь в сведениях ни разу не фигурировала.
Интересные факты
Сказка Золушка была адаптирована многократно для создания фильмов, мультфильмов, театральных спектаклей и мюзиклов. Вот наиболее известные экранизации и постановки:
- 1945 г. — балет С. Прокофьева на либретто Н. Волкова;
- 1947 — экранизация по сценарию Е. Шварца;
- 1950 — мультфильм от студии Дисней;
- 1957 — американский телемюзикл;
- 1979 — короткий мультфильм студии Союзмультфильм;
- 2016 — опера композитора Альмы Дойчер;
- 2017 — теневое представление украинского театра теней.
Сказка окружена множеством интересных фактов. Её название стало именем нарицательным. Историю перевели на много языков, и имя бедной девушки всегда связано с золой или огнем — Золушка, Поликушка, Попелюшка, Cinderella, Cenerentola, Pepeljuga, Aschenputtel. Это становится понятным и при морфологическом разборе слов. Золушка — существительное женского рода, нарицательное, одушевленное.
Помощников Золушки в разных версиях сказки представлено разнообразно, что зачастую зависит от адаптации. Золушке могли помогать добрая фея, мышки, голубки и дух ее умершей матери. Эта сказка предоставляет детям возможность узнать об обычаях и традициях своего народа.
В древности женская обувь являлась важным символом свадебного обряда. Мужчина, находящийся в обстоятельствах, когда ему попадает туфелька, обязан жениться на её владелице. Именно этот обычай послужил основой для создания сказки. Разъединение пары туфель указывало на разлуку. Но в конечном итоге принц находит туфельку, и Золушка становится счастливой невестой.
Сказка учит оставаться великодушным и добрым даже в самые трудные дни. Вера в лучшее, послушание и усердие всегда вознаграждаются, как и произошло в случае с Золушкой. Благодаря своему покладистому характеру и усердной работе она смогла достичь успеха.