3. Монолог Хлопуши долгое время был яркой визитной карточкой Сергея Есенина — автора, который попытался создать такую своеобразную форму самовыражения. Интересно, что его исполнение было записано на фонограф. На сохранившейся аудиозаписи выступления Есенина отчетливо слышен характерный рязанский акцент, в котором автор произносит «е» как «ей», а «о» как «оу». Это свидетельствует о его глубоком корне и привязанности к родным местам.
Есенин, Сергей Александрович
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895 года, Константиново, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя — 28 декабря 1925 года, Ленинград, СССР) — памятная фигура в русской поэзии, представляющий одну из самых примечательных линий Серебряного века. Он был известен как представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в поздние годы своего творчества также занимался имажинизмом.
Сергей Есенин увидел свет 3 октября 1895 года в крестьянской семье в селе Константиново, находившемся в Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии. Его отец, Александр Никитич Есенин (1873—1931), и мать, Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955), стали родителями будущего поэта, наряду с несколькими братьями и сестрами, среди которых были Екатерина (1905—1977), Александра (1911—1981) и единоутробный брат Александр Иванович Разгуляев (1902—1961).
Ранние годы (1899—1904) Сергей провел у деда и бабушки по матери, Фёдора и Наталии Титовых. Образование он начал в 1904 году, зарегистрировавшись в Константиновском земском училище, которое успешно закончил, получив похвальный лист. После этого он продолжил учебу в церковно-приходской учительской школе в городе Спас-Клепики (в настоящее время на этом месте расположен музей С.А. Есенина).
В августе 1912 года Есенин переехал в Москву, где устроился работать в мясную лавку, принадлежащую купцу Крылову — его отцу, который также там работал старшим приказчиком. Молодой поэт поселился в Общежитии одиноких приказчиков, которое принадлежало тому же купцу (в наши дни здесь располагается Московский государственный музей С.А. Есенина). Позже он нашел работу качестве подчитчика — помощника корректора в типографии Ивана Сытина.
В 1913 году Сергей поступил в Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского в качестве вольнослушателя на историко-философское отделение. В это время он продолжал трудиться в типографии и установил близкие связи с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Дом, где родился С. А. Есенин. Константиново | Здание школы, в которой учился С. Есенин в г. Спас-Клепики | Есенин (впереди) при военном госпитале, 1916 г. |
Литератор
Свою первую поэзию Сергей Есенин начал создавать в 9 лет. Первые его стихотворения увидели свет в 1914 году в детском журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В 1915 году он решил изменить место жительства и переехал из Москвы в Петроград, где состоялась его встреча с известным поэтом Александром Блоком. Блок стал для него важной фигурой, знакомя с другими литераторами и ставя Есенина на путь к публикации его стихов. Это взаимодействие открыло для молодого поэта двери в литературные круги.
Из более чем 60 стихотворений, написанных в период с 1910 по 1913 года, 51 произведение было принято к печати. Эти произведения в большей степени были лирическими и отражали его любовь к природе и родной земле. Он быстро завоевал популярность и был приглашен на литературные вечера, что также способствовало его развитию как поэта.
В январе 1916 года, когда началась Первая мировая война, Есенин был призван на фронт. Однако, благодаря рекомендациям таких известных личностей как Григорий Распутин и Николай Клюев, он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143, который был привязан к императорской семье. В этом же году Есенин начал сотрудничать с группой новокрестьянских поэтов и выпустил свои первые сборники стихов, включая «Радуница». Он не только выступал, но и имел честь читать свои стихи перед членами царской семьи, что также содействовало его популярности.
Песни на стихи Есенина
Стихотворение Сергея Есенина «Письмо матери» было положено на музыку молодым композитором Василием Липатовым (1897—1965). Этот романс стал частью репертуара многих советских исполнителей, включая Дмитрия Гнатюка, Юрия Гуляева, Вадима Козина, Клавдию Шульженко и Александра Малинина. Песня также прозвучала в фильме «Калина красная». Первая музыкальная интерпретация стихотворения «Клён ты мой опавший» также принадлежит Липатову.
Много стихотворений Есенина были положены на музыку другим композитором, народным артистом СССР Григорием Пономаренко (1921—1996), его работы включают: «Отговорила роща золотая», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Пускай ты выпита другим», «Не жалею, не зову, не плачу», «Выткался на озере», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Заметался пожар голубой» и «Собаке Качалова». Эти романсы стали культовыми и остаются популярными на протяжении десятилетий.
Не обошли стороной творчество Есенина и такие знаменитые исполнители, как Александр Вертинский (с песнями «В том краю, где жёлтая крапива» и «До свиданья, друг мой, до свиданья»), Иван Козловский ( «Ты поила коня» и «Я по первому снегу»), Муслим Магомаев («Королева» и «Прощай, Баку»), Евгений Мартынов («Берёзка»), Валерий Ободзинский («До свиданья, друг мой, до свиданья») и Владимир Высоцкий (в мемуарах сохранился отрывок из сказки «Сиротка»).
Также стоит отметить, что произведения Есенина находят свое драматическое воплощение и в современных стилях, включая рэп. Например, рэпер Миша Маваши исполняет «Письмо к женщине», а группа Bring Me the Horizon выпускает версию «До свидания, друг мой, до свидания», демонстрируя таким образом, что поэзия Есенина остается актуальной и востребованной в наши дни. Стихи также интерпретируются в индийском фолке и дэткоре, что говорит о многоплановости наследия поэта.
Коммерческий успех Есенина продолжает существовать и сегодня, когда его стихи исполняются современными артистами, такими как Александр Малинин, Олег Погудин, Андрей Мисин, Стас Михайлов, Земфира и множеством других исполнителей.
Я — поэт, приехал из деревни, прошу меня принять
Скоро жизнь в Москве стала обременительной для поэта. В 1915 году Есенин переехал в Петроград, где его контакт с Александром Блоком стал началом его зрительного путешествия в мир литературы. Блок предоставил ему доступ к литературным кругам и познакомил молодого поэта с другими известными писателями, включая Сергея Городецкого, который помог ему добиться публикаций в известных изданиях.
Летние месяцы 1915 года поэт провел в родном Константиново, где он собирал народные песни, загадки и сказания, а также написал несколько рассказов, таких как «Бобыль», «Дружок» и повесть «Яр».
После своего возвращения в Петроград, Сергей Есенин стал членом содружества крестьянских писателей «Краса», с участниками которого он выступил на своем первом публичном литературном вечере, что стало для него началом успеха на этом поприще. В 1916 году его сборник «Радуница» был полностью опубликован, и общественность вновь заговорила о нем как о поэте с большим потенциалом и возможностями. Однако несмотря на растущую популярность, гонорары поэта оставались низкими, что отражало его тяжелые финансовые условия: «В то время я голодал, как, может быть, никогда.»
Гой ты, Русь, моя родная
После выхода сборника «Радуница» в 1916 году о Есенине начали говорить как о талантливом поэте. Он сам считает, что его творения произвели значительное впечатление на публику.
Первый триумф обернулся тем, что поэт был призван в армию, но благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломан, он не попал на фронт. Ломан желал использовать поэта для написания стихов в честь царя, однако этот план обернулся неудачей — Есенин, ощутив благодарность, написал ряд своих свободолюбивых стихий, довольно далеких от лояльности к власти (включая «За тёмной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга» и «Микола»).
Октябрьскую революцию Есенин встретил в Санкт-Петербурге, а уже в 1918 году повторно отправился в Москву, где работал над выпуском сборников стихов «Преображение», «Голубень» и «Сельский часослов», а также создал поэмы «Инония» и «Иорданская голубица». Есенин был воодушевлен Октябрьской революцией, однако его сильно беспокоил упадок крестьянского быта.
Мы преображаем мир за счёт образов
В 1918 году поэт, объединяясь с Рюриками Ивненвым, Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем, стал одним из основателей нового направления поэзии — имажинизма. Основная идея этого направления заключалась в независимости художественного образа: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. Поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова» (из декларации имажинизма 1919 года). Однако уже через некоторое время Есенин пришел к разочарованию в данной концепции и раскритиковал её в своей статье «Быт и искусство».
Обожание же имеет свою цену: жизнь поэта стала более свободной и угрюмой, что нашло отражение в его творчестве, например в цикле стихотворений «Москва кабацкая». Спокойный деревенский быт сменился более мрачной урбанистической природой, а сам поэт чувствовал себя потерянным и одиноким.
Есенин искал выход из меланхолических размышлений в поездках: он стремился создать поэму «Пугачёв», что побудило его изучать исторические места сражений. В 1921 году поэт посетил Среднюю Азию и Поволжье, а весной 1922 года — Америку и Европу: такие страны как Бельгия, Франция, Италия и Германия. Хотя внешняя красота иностранных стран привлекала его, поэт отсутствовал в их духовной сути: «Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, но у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину.»
Любовь — это купание, и в нее нужно либо нырять с головой, либо вообще не лезть в воду.
С личной жизнью у поэта было много трудностей. Вопреки распространённым стереотипам, женщин в жизни Есенина было не так много.
Анна Изряднова
Сергей Есенин впервые познакомился с этой молодой девушкой в 1913 году в типографии Ивана Сытина, там они работали и учились вместе. Вскоре у них завязался роман. По воспоминаниям Анны, «ко мне очень привязался, читал стихи. Он был ужасно требователен и не разрешал разговаривать с другими женщинами — они нехорошие. Часто он испытывал упадочные настроения — он поэт, и никто не хотел его понять, редакции не принимали его работы. Все свои средства он тратил на книги и журналы, совершенно не думая о том, как жить». Но, не смотря на близость, семейная жизнь не прижилась, и Есенин оставил Анну после рождения их сына Юрия в 1915 году.
Зинаида Райх
Театральная актриса стала первой законной женой Есенина. Они встретились весной 1917 года, когда популярность поэта стремительно росла, а Райх работала секретарем в газете. Молодожены жили в Орле, следовательно переехали в Петербург, а потом — в Москву.
Скитания поэта в столице
Но жизнь в Москве начала угнетать Есенина. Он ощущал, что город больше напоминает литературную провинцию, в то время как общественная и культурная жизнь страны развивалась в другом направлении. В письме к Панфилову он отмечал: «Москва — это бездушный город, и все, кто стремится к свету, большей частью бегут от неё. Москва не является двигателем литературного прогресса, она лишь использует готовые произведения из Петербурга» — это и стало толчком для его решения переехать в столицу.
В 1915 году Есенин прибыл в Петроград. Сразу же он отправился к своему литературному куратору — Александру Блоку. Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким, чьи рекомендательные письма открыли для него двери редакций местных журналов, и вскоре стихи Есенина стали появляться на страницах петроградских изданий.
Летние месяцы 1915 года поэт провел в родной деревне. В эти дни он подготовил рукопись для сборника «Радуница», также там были написаны стихи «Белая свитка» и «Алый кушак», а также повесть «Яр» и рассказы «Бобыль», «Дружок» и «У белой воды». В это время Есенин собирал народные песни, сказки и загадки, которые позже были включены в сборник «Рязанские побаски, канавушки и страдания».
Вернувшись в Петроград, Сергей Есенин стал активным членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с другими его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере. По словам Городецкого, это было его первое публичное признание. Однако в скором времени «Краса» распалась, и Есенин перешел в литературно-художественное общество «Страда». Несмотря на успех, финансовые трудности не оставляли его, и гонорары за выступления оставались низкими.
Поэзия Сергея Есенина
В 1916 году осуществляется выход его первого сборника — «Радуница». Общество стало обсуждать Есенина как яркого поэта-лирика, художника, которому будут открыты многие возможности. Сами строки поэта произвели значительное впечатление на читателей: «Я стал печататься во всех лучших журналах, а осенью была опубликована моя першая книга ‘Радуница’. Об этом много говорили, и все признавали мой талант».
Сразу после выхода книги Есенин был призван на службу, однако, благодаря усилиям полковника Дмитрия Ломана, его не отправили на фронт Первой мировой войны, а направили в резерв военных санитаров в Петроградский лазарет. Ломан рассчитывал, что сможет приблизить к себе поэта и сделать из него своего дворового поэта, но эти надежды не оправдались. В результате Есенин создал несколько свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга» и «Микола».
Проблемы настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь отказался написать стихотворение в честь царя — свободолюбивого поэта отправили в дисциплинарный батальон. Тем не менее, ему не удалось попасть на войну, так как началась Февральская революция, что привело к отмене всех решений прежнего режима. В этот период поэт создал цикл поэм «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам Есенин позже признал, что начало революционного периода произвело на него впечатление, но больше интуитивно, чем осознанно.
В марте 1918 года Есенин вернулся в Москву. Здесь поэт готовит к изданию сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», а также создает теоретический трактат «Ключи Марии», посвященный вопросам творчества и литературы, и поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с мотивами из Библии. Сергей встретил Октябрьскую революцию с энтузиазмом, однако его тяготило разрушение старого крестьянского уклада.
Начало литературного пути
Стихи Сергея Есенина начали публиковаться впервые в 1914 году.
В Петрограде, читая свои стихи Александру Блоку и другим поэтам, он постепенно сблизился с группой новокрестьянских поэтов и сам увлекся этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница», 1916) поэт завоевал широкую известность.
Его лирика проникнута глубокими психологическими мотивами и живописными описаниями пейзажей. Любовь к крестьянской Руси пронизывает многие из его произведений. С 1914 года Сергей Александрович начал печататься в детских изданиях, создавая стихи для детей (такие как «Сиротка», 1914, «Побирушка», 1915, повесть «Яр», 1916, «Сказка о пастушонке Пете» и др.).
В этот период на Есенина обрушилась настоящая популярность, и его начали приглашать на различные поэтические вечеринки. Максим Горький писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе». Его поэзия стала объектом высокой оценки, хотя часто это происходило неискренне и лицемерно.
С 1918 по 1920 год Есенин увлекся имажинизмом, выпустив такие сборники, как: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).
Последние годы жизни и смерть
В дальнейшем творчестве Есенина очень критично анализировались российские лидеры (например, в произведении «Страна негодяев», 1925). В этом же году в его жизни прошло издание «Русь Советская».
Осенью 1925 года поэт женится на Софье Андреевне, внучке Льва Толстого. Депрессия, алкогольная зависимость и давление со стороны властей стали теми факторами, из-за которых новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу.
Эта черная полоса в биографии Сергея Есенина закончилась трагически: после побега в Ленинград он покончил с собой. 28 декабря 1925 года его тело было обнаружено повешенным в гостинице «Англетер».
Айседора Дункан
На протяжении двух дней до официального развода с Зинаидой Райх, на одном из вечеров в доме художника Якулова, Есенин встречается с известной танцовщицей Айседорой Дункан, которая приехала в Россию с намерением открыть свою танцевальную школу. Не обладая русским языком, всего лишь с несколькими десятками иностранных слов, танцовщица не могла предполагать, что поэт влюбится в неё с первого взгляда и тут же получит от неё страстный поцелуй.
Важно отметить, что Дункан была старше Есенина на 18 лет. Несмотря на языковой барьер и разницу в возрасте, поэт вскоре объявил о своем намерении переехать в особняк на Пречистенке, где жила танцовщица.
Тем не менее, вскоре Дункан стала разочаровываться в том, как складывается её карьера в Советском Союзе, и решила вернуться на родину — в Соединенные Штаты. Она надеялась, что Сергей последует за ней, но бюрократические сложности стали на пути их чувства. Для того чтобы облегчить процесс получения визы, пара решила подписать брак.
Сама церемония бракосочетания состоялась в Хамовническом ЗАГСе города Москвы. Накануне самого события Айседора просила исправить год своего рождения, чтобы не смущать своего будущего мужа, на что он согласился.
2 мая прошла церемония бракосочетания, и в том же месяце пара покинула Советский Союз, отправившись на гастроли под фамилией Есениной-Дункан — супруги решили взять общую фамилию, с которой несколько времени им предстояло известировать публику.
Однако отношения молодоженов не складывались с первого шага в новую жизнь. Есенин, привыкший к особому статусу в России и своей популярности, вскоре почувствовал давление, так как в Европе его воспринимали только как немого супруга известной танцовщицы.
Там, за границей, поэт снова столкнулся с давлением алкоголизма и ревности. Когда поэт был изрядно пьяным, он начинал оскорбительно отзываться о своей жене, порой даже физически расправлялся с ней. Один раз Айседоре пришлось вызвать полицию, чтобы утихомирить своего разбушевавшегося мужа. Несмотря на каждую ссору и его безобразное поведение, Дункан каждый раз прощала Есенина, что, в свою очередь, лишь подогревало его агрессивные наклонности. Есенин, обескураживая своих друзей, описывал свою жену с презрением.
Из-за этих постоянных скандалов в октябре 1923 года поэт отправляет Дункан телеграмму с уведомлением об окончательном разрыве их отношений.
Последние годы и смерть
После расставания с Айседорой Дункан жизнь Есенина оказалась в затяжном упадке. Его жизнь напоминала скорый спуск по наклонной плоскости: регулярное употребление алкоголя, нервные срывы в условиях общественного презрения поэта в прессе, постоянные аресты и допросы лишь подрывали его здоровье.
В ноябре 1925 года поэт оказался в клинике Московского государственного университета для больных нервными расстройствами. За последние пять лет его жизни на него завели 13 уголовных дел, половина которых была сфабрикована — например, обвинения в антисемитизме, другие были связаны с хулиганством на алкогольной основе.
Творчество поэта в этот период стало более философским, он начал переосмысливать вещи, сталкиваясь с вопросами, которые ранее его не волновали. Стихотворения были наполнены музыкальностью и светом, и смерть его друга Александра Ширяевца в 1924 году подтолкнула его видеть мир в положительном свете.
Личная жизнь также протекала тяжело. После разлада с Дунканом Сергей начал жить с Галиной Бениславской, которая испытывала к нему глубокие чувства. Она полюбила его, однако он не ценил этого, продолжая злоупотреблять, устраивая скандалы. Бениславская прощала его и постоянно была рядом, вытаскивая его из водоемов, куда друзья усаживали его за его счет. Однако и этот союз продлился недолго. Поэт уехал на Кавказ и неожиданно женился на Софье, внучке Толстого. После его поступка Бениславская легла в физио-диетический санаторий имени Семашко с психическим расстройством, а после смерти поэта она покончила с собой на его могиле, оставив записку, в которой утверждала, что «в могиле Есенина лежит все самое дорогое в её жизни».
В марте 1925 года поэт знакомится с Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого) на одном из вечеров в доме Галины Бениславской, где собиралось много литераторов. Софья пришла вместе с Борисом Пильняком и задержалась на протяжении всего вечера. После встречи Есенин предложил проводить её, и вместо этого пара долго прогуливалась по ночному городу. Интересно, что по словам самой Софьи, эта встреча кардинально изменила её судьбу и подарила ей первую настоящую любовь.
После этой памятной прогулки Сергей начал часто бывать в доме Толстых, а в июне 1925 года он переехал к Софье на Померанцевый переулок. Однажды, гуляя по одному из московских бульваров, пара встретила цыганку с попугаем, которая предсказала им свадьбу — во время этого гадания попугай достал медное кольцо, и Есенин тут же подарил его своей новой любви. Она была очень рада этому подарку и носила его до конца своей жизни.
18 сентября 1925 года Сергей Александрович женился в последний раз, хотя этот брак оказался недолгим. Софья радовалась, как ребенок, а Есенин также был доволен и с гордостью делился тем, что женился на внучке Льва Толстого. Тем не менее, родственники Софьи не были благосклонны к её выбору. После напряжённой свадьбы Есенин продолжал вставать на путь запоя, время от времени исчезал из дому, из-за чего его жена неустанно боролась за сохранение их связи.
Осенью 1925 года продолжительный запой закончился стационарным лечением Есенина в психиатрической больнице, где он провел целый месяц. После освобождения Толстая писала своим родственникам, чтобы они не осуждали её спутника жизни, так как, несмотря на все обстоятельства, она его всё равно любила и утверждала, что он делает её счастливой.
После выхода из психиатрической больницы, поэт покинул Москву и отправился в Ленинград, onde поселился в гостинице «Англетер». Он возобновил свои контакты с рядом литераторов, среди которых находились Клюев, Устинов и Приблудный. В ночь с 27 на 28 декабря, по официальной версии следствия, Сергея не стало — он повесился на трубе центрального отопления с помощью верёвки. В предсмертной записке он оставил слова: «До свиданья, мой друг, до свидания».