Кроме того, член Общественной палаты России призвал всех граждан страны к обязательному изучению опубликованного текста, акцентируя внимание на том, что «жизнь требует от нас незамедлительного реагирования на современные вызовы, стоящие перед российской семьей».
Почему российское законодательство не решает проблему домашнего насилия?
На данный момент в России нет закона, который бы целенаправленно боролся с домашним насилием. Российская правовая система не предлагает отдельного квалификатора для преступлений, связанных с насилием в семье. Более того, акты домашнего насилия не рассматриваются как отягчающее обстоятельство при совершении прочих преступлений. Законодательство Российской Федерации не включает в себя решений, направленных на ужесточение наказания за случаи домашнего насилия, и не проводит различий между домашним насилием и насилием, осуществленным посторонними лицами. Исследования фактов домашнего насилия производятся согласно общим принципам Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях.
Физическое насилие в домашних условиях расценивается как побои и причинение легкого вреда здоровью. В нарушение региональных и международных норм, в 2017 году Россия декриминализировала побои, причиняемые близкими людьми, подразумевая, что такие случаи следует рассматривать как административные правонарушения. Преступления, связанные с легким вредом здоровью, рассматриваются как дела частного обвинения. Это значит, что жертva насилия вынуждена действовать как следователь и прокурор, собирая улики, поддерживая обвинение, устанавливая личность преступника, получая показания свидетелей и затем предоставляя все это мировому судье.
Согласно действующему законодательству, к делам частного обвинения также относятся преступления по двум другим статьям Уголовного кодекса:
В общем, уголовные дела делятся на публичные или частно-публичные обвинения, в то время как частное обвинение делает пострадавшего ответственным за процесс, что часто приводит к повторной психологической травматизации. Такое разбирательство занимает много времени и требует значительных ресурсов от жертвы насилия, не обеспечивая, при этом, никаких гарантий против повторных актов насилия. Задержки в рассмотрении дел и значительно меньшая вероятность (вследствие истечения сроков давности) добиться уголовного осуждения только лишь играют на руку агрессору, а не пострадавшему.
В 2019 году Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), в своем первом решении по делам о домашнем насилии, касающемся России, в рамках дела «Володин против России», заявлял, что российские власти избегают принятия закона против домашнего насилия, поскольку они не хотят признавать серьезность и масштаб проблемы домашнего насилия и его дискриминационное влияние на женщин в стране.
В апреле 2021 года Верховный Суд Российской Федерации предложил внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство и отказаться от практики частного обвинения. Это нововведение обеспечит официальное расследование дел о повторных побоях и причинении легкого вреда здоровью, причем обвинение в суде будет представлено не потерпевшей, а прокурором. На конец октября 2022 года закон все еще не принят.
В ситуации сексуализированного насилия
Определения, используемые в российском законодательстве, напрямую противоречат международным стандартам. В соответствии с общепризнанным принципом, регламентирующим международное право в сфере прав человека и уголовного права, термин «изнасилование», а также другие формы сексуализированного насилия, должны опираться на принцип явно выраженного и добровольного согласия. Это требование, касающееся определения изнасилования и других форм сексуализированного насилия, нашло широкую поддержку среди международного правового сообщества и в контексте гендерного равенства.
Тем не менее, в России при квалификации действий агрессора по статьям 131 (изнасилование) и 132 (насильственные действия сексуального характера) Уголовного кодекса Российской Федерации, согласие потерпевшей не является определяющим фактором. Изнасилование и насильственные действия сексуального характера учитываются только в тех случаях, когда они были совершены с применением силы или под угрозой насилия к самой жертве или другим лицам, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Также следует отметить, что принуждение к действиям сексуального характера, которое согласно международным стандартам приравнивается к изнасилованию, в российском законодательстве считается менее тяжким преступлением, за что предусмотрено менее строгое наказание. Изнасилование в браке российским законодательством не классифицируется как таковое.
Женщины, которых не успели защитить
Международное сообщество считает домашнее насилие одним из наиболее распространившихся и значимых нарушений прав женщин. Согласно данным Организации Объединенных Наций, как минимум каждая третья женщина в мире (то есть не менее 1 миллиарда женщин) хотя бы раз в жизни стала жертвой избиения, принуждения к половым отношениям или другого рода притеснений. В большинстве случаев агрессором оказывается кто-то из близкого окружения или знакомых женщины.
На сегодняшний день лишь 47 стран остаются без отдельного законодательства, регулирующего домашнее насилие. К ним относятся государства Африки, Ближнего Востока, Южной Азии, а также Россия.
В большинстве стран мира уже давно осознали, что такая системная проблема, как домашнее насилие, имеет свои особенности и требует комплексного подхода со стороны государства.
К сожалению, все законы, которые принимаются в различных странах в этой области, зачастую можно считать «написанными кровью» тех женщин, которых не удалось защитить. Например, в Казахстане, на фоне громкого уголовного дела об убийстве бывшим министром своей жены, были приняты поправки, законодательно криминализирующие побои и причинение легкого вреда здоровью — поправки, которые сам министр отменил в 2017 году, следуя негативному примеру России. При этом отдельный закон против домашнего насилия был принят в Казахстане еще в 2009 году.
Недавно Армения, при поддержке абсолютного большинства голосов в парламенте, приняла важные поправки к закону против домашнего насилия, принятому в 2017 году. Теперь этот закон распространяется на гражданские союзы, дети, ставшие свидетелями насилия, будут признаваться потерпевшими, а доступ к медицинской помощи для пострадавших будет значительно упрощен.
Домашнее насилие в России
Россия остается одной из последних стран на постсоветском пространстве, не имеющей закона против домашнего насилия, несмотря на громкие дела, такие как дело Маргариты Грачевой, сестер Хачатурян, Веры Пехтелевой и множество других случаев, когда женщины подверглись серьезным травмам или погибли от рук своих партнеров. Согласно исследованиям, проведенным проектом Алгоритм Света, от 66% до 71% женщин, погибших в России, стали жертвой своего домашнего окружения, а не менее 43% женщин, получивших серьезные телесные повреждения, пострадали от своих партнеров или родственников. При этом 79% женщин, применивших физическую силу против мужчин, утверждали, что лишь защищались.
На этом фоне выступление Нины Останиной, главы Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей, представляет собой особенную форму цинизма — в своем выступлении она собрала целый ряд распространенных мифов о домашнем насилии. Учитывая, что именно в рамках ее полномочий лежит разработка и принятие законодательства, направленного на защиту женщин от домашнего насилия, можно с уверенностью утверждать, что в скором времени российские женщины не должны рассчитывать на правовую защиту в этой области.
Стоит детально разобрать эти мифы.
Защитные меры
Какова же суть предлагаемых изменений? В первую очередь в правовом поле вводится определение «семейно-бытовое насилие»: «Умышленное деяние, причиняющее или создающее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не имеющее признаков административного правонарушения или уголовного преступления». В качестве мер защиты для пострадавших предлагаются защитные и судебные предписания. Давайте рассмотрим это подробнее.
Согласно проекту, суд сможет выносить предписания, запрещающие виновному в домашнем насилии контактировать с жертвой, включая общение по телефону и через интернет. Данный запрет будет действовать на протяжении года.
Кроме того, суд имеет право обязать агрессора покинуть общее жилье, если он имеет возможность проживать в другом месте. Хотя это условие может создать дополнительные сложности. Также судебные органы смогут запрещать агрессору выяснять местонахождение пострадавшей.
В проекте прописаны индивидуальные профилактические меры воздействия: в частности, виновные будут помещены на учет и направлены на психологические программы реабилитации. Обращения к жертвам насилия предполагают программы правового просвещения и информирования.
Если закон будет принят в предложенной редакции, медики будут вынуждены уведомлять полицию о подозрениях на наличие фактов домашнего насилия в отношении своих пациентов. Следует подчеркнуть, что помимо жалобы самой жертвы или ее законного представителя, основанием для принятия мер станет обращение любого человека, который стал свидетелем насилия или угрозы насилия к лицам, находящимся «в беспомощном или зависимом состоянии».
Эти нововведения направлены прежде всего на предотвращение семейного насилия. По идее, новый закон должен ограничить действия агрессоров еще до совершения преступления — на стадии угроз. О текущем состоянии дел в этой области РИА Новости спросила доктора юридических наук, профессора Людмилу Айвар.
«Во-первых, у нас отсутствуют профилактические меры. Во-вторых, отсутствует защита от преследований, как и нет самого определения, что это такое. Также в законе не предусмотрены защитные предписания и охранные ордера, запрещающие обидчику приближаться к жертве. Вопросы работы с агрессорами также остаются нерегулируемыми. К тому же существует критическая нехватка кризисных центров; для мужчин, жертв насилия, подобных центров вообще нет. И не только женщины страдают от насилия. Пострадавшие должны получать помощь в кризисных центрах, чтобы пройти курс адаптации. Этот законопроект как раз предусматривает внедрение организаций, которые смогли бы помочь агрессорам избавиться от насилия и вернуться к нормальной жизни, а жертвам — наладить свою жизнь и уйти от тирана. Однако сейчас у нас имеется реакционное законодательство. А этот законопроект говорит именно о предупреждении тяжелых последствий», — отметила она.
Сегодня женщина, подвергшаяся насилию, имеет возможность обратиться в полицию. «Если агрессор наносит несильные побои, его могут привлечь к административной ответственности — это может выражаться в 15 сутках ареста либо штрафе до пяти тысяч рублей. На практике, обычно, суд выносит штраф. Уголовная ответственность наступает лишь за причинение легкого, среднего, тяжкого вреда здоровью и убийство. Дело возбуждается по заявлению жертвы, а в случае тяжких последствий — по факту. Однако стоит отметить, что и сами жертвы, как правило, ведут себя не совсем адекватно. Не все обращаются с заявлениями из-за страха перед собственным стыдом, возможными новыми побоями или тем, что агрессор выгонит их на улицу. Иногда соседи вызывают полицию, и когда они прибывают на место, пострадавшая утверждает, что у нее всё в порядке. Если бы жертве была обеспечена полноценная защита, количество обращений в полицию возросло бы в разы. Поэтому крайне важно создать условия, при которых жертва чувствовала бы себя в безопасности — например, направляя их в кризисные центры или отселяя агрессора», — подчеркивает эксперт. Текущие реалии таковы, что большинство женщин подают заявления, а затем «берут свои слова обратно».
Слишком мягко
Однако после публикации долго ожидаемого текста законопроекта, его начали критиковать даже те, кто принимал участие в его разработке. В числе привлеченных экспертов оказались руководитель Центра защиты пострадавших от домашнего насилия Мари Давтян и соосновательница сети взаимопомощи для женщин «Проект W» Алена Попова. Однако то, что вышло в результате, совершенно их не устраивает. В первую очередь их смущает определение, данное семейно-бытовому насилию.
«Это одно из самых неудачных определений, из него выпало главное — физическое насилие, и ничего не сказано о преследовании жертвы», — прокомментировала Давтян РИА Новости. По ее мнению, отсутствие этих ключевых компонентов полностью лишает закон смысла.
У Алены Поповой имеется длинный список замечаний, который она опубликовала на своей странице в социальной сети. По ее словам, часть из них активно передавали в Совет Федерации еще до публикации; «некоторые из них законодатели учитывали, а что-то оставили без внимания». Попова, как и Давтян, акцентирует внимание на несовершенстве формулировок в определении домашнего насилия. Кроме того, необходимо уделить должное внимание партнерским отношениям, которые официально не оформлены в браке; за нарушение предписаний в проекте предусмотрено слишком мягкое наказание. «Эти правки должны быть внесены в законопроект, чтобы он действительно заработал на защиту жертв», — заявила Попова агентству.
По ее мнению, текущая редакция закона не обязывает агрессоров к каким-либо действиям, наоборот, создает условия для дальнейшего продолжения насилия. «Необходимо акцентировать внимание не на сохранении семьи, а на безопасности жертвы», — настоятельно утверждает юрист.
Политическая борьба
Законопроект вносился на рассмотрение в Государственную Думу несколько лет подряд, однако обстоятельства вокруг его принятия начали накаляться в 2019 году. Летом 2019 года в поддержку данного законопроекта был запущен флешмоб, в рамках которого его участницы публиковали фотографии с макияжем, изображающим последствия побоев. Эти фото сопровождались личными историями и хештегом #ЯНеХотелаУмирать, а также призывами поддержать законопроект. Акция привлекла более 30 упоминаний в различных СМИ, включая зарубежные, и вовлекла общество в дискуссию о важности принятия закона. Более 70 правозащитных организаций и благотворительных фондов потребовали его принятия. В противовес этому, 181 общественная организация подписала открытое письмо адресованное Владимиру Владимировичу Путину, выступая против законопроекта о домашнем насилии. 15 декабря 2019 года в десятках городов России проходили пикеты против данного законопроекта, инициаторы которых включили в свои действия так называемые молитвенные стояния «За семью».
В России нет официальной статистики, освещающей масштабы проблемы домашнего насилия. В сборниках «Мужчины и женщины России», выпускаемых Росстатом каждые два года, содержатся данные о числе пострадавших. Так, в 2021 году число признанных потерпевшими в делах о домашнем насилии составило 22,6 тысяч женщин и 9,9 тысяч мужчин. Самое важное — в нашем Telegram-канале
Эта закладка предназначена для внимательных читателей, которые замечают опечатки, а также орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотят помочь в их исправлении. Мы заранее благодарим всех, кто со стремлением улучшить качество наших материалов, поддерживает нас. Ваша помощь крайне важна не только для редакции, но и для тех читателей, которые, благодаря вашим усилиям, смогут ознакомиться с текстами в верной редакции.
Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Как решить проблему
Для эффективного преодоления домашнего насилия необходимо внедрение практики охранных ордеров, что позволит жертве на определенный срок находиться вдали от своего обидчика”, — подчеркивает Ермолаева. Расширение сети убежищ также сыграло бы положительную роль. На данный момент большинство данных центров является частью общественных организаций, в то время как адреса государственных мест, где могла бы находиться защита, нередко находятся в открытом доступе, что налагает риски на пострадавших. Дополнительно стоит заметить, что меры профилактики относительно работы с обидчиками оставляют желать лучшего. Принудительная отправка человека на курсы для лиц, совершивших насилие, невозможна, и не каждый согласится на добровольный проход.
Синергия между правозащитниками и психологами должна быть разработана и реализована на государственном уровне, чтобы освободить жертву от зависимости и обеспечить ей надежную защиту. Деятельность кризисных центров, таких как наш, должна быть широкой и активной, чтобы донести до всех участников абьюзивных отношений эффективные механизмы поддержки и защиты, — подчеркивает Галимова.
Почему в России нет закона о домашнем насилии
Неоднократно в нашей стране предпринимались попытки представить законопроект о профилактике семейно-бытового насилия — в 2016 и 2019 годах. Однако каждая из этих попыток оказалась тщетной. Соседняя страна — Казахстан — смогла справиться с этой задачей за считанные месяцы. Теперь там действуют новые законы, которые налагают реальные сроки за причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, включая наказание за истязания.
Триггером для столь оперативного принятия поправок, ужесточающих наказание за домашнее насилие, стало громкое уголовное дело. Экс-министр экономики Казахстана Куандык Бишимбаев убил свою супругу Салтанат, которая скончалась от множественных побоев. Общественности со всего мира стало известно, при каких обстоятельствах это произошло, и это шокировало многих, как и вся история отношений этой пары.
После резонансного дела вновь активизировались дискуссии вокруг принятия закона против домашнего насилия в России. Однако депутат Госдумы Светлана Бессараб выступила с заявлением о том, что необходимость в законе о домашнем насилии в России отсутствует. Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина посчитала, что между домашним насилием и другими преступлениями нет различий, и, по её мнению, само создание закона не будет отозвано положительно обществом. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков добавил, что домашнее насилие не входит в перечень проблем, представляющих серьезную обеспокоенность.
Ранее ФедералПресс также передавало информацию о другой актуальной проблеме современности — обращении с бездомными животными. В России уже 10 регионов приняли законы об эвтаназии безнадзорных собак и кошек. В некоторых регионах планируют уничтожать только больных и агрессивных животных, в то время как в других приняли решение избавляться от питомцев, которые не будут забраны из приютов в течение определенного времени.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин
Закон о домашнем насилии