Когда в жилищах людей зажглись огни и улицы начали переливаться яркими и радостными цветами в преддверии Нового года, а зимняя темнота отступила перед достижениями цивилизации, именно в этот момент Йоулупукки избавился от рогов, а Дед Мороз стал ограничиваться лишь просьбой прочитать ему какой-либо стишок. Ужасные легенды, когда-то пугавшие детей, превратились в добрые сказки.
Крампус
Крампус (англ. Krampus), также известный как Рождественский дьявол (англ. The Christmas Devil) — является главным антагонистом одноимённого фильма, выпущенного в 2015 году.
Персонажа Крампуса в фильме сыграл Люк Хокер, а его голосом стал Гидеон Эмери.
Внешность
Крампус представлен как огромное, чудовищное и горбатое существо с козлиными копытами и парой длинных, изогнутых рогов, которые напоминают рога козла. Его руки большие и серые, с продолжительными пальцами и острыми когтями.
Крампус облачен в лоскутный халат с капюшоном, отделанный непривлекательным серым мехом, и обвешан цепями с колокольчиками, на каждой из которых выгравировано его имя. Также он носит устрашающую маску Санта-Клауса, способную напугать, с длинными седыми волосами и роскошной седой бородой. Сквозь прорези для глаз в маске видны его жёлтые глаза с зубчатыми горизонтальными зрачками, а вокруг них натянута сероватая кожа. Его крикливый рот скрывает в себе острые, как ножи, зубы, а язык, хотя и очень длинный, но не раздвоенный, что является необычным в сравнении с другими легендами о подобных существах.
С рожками на голове
Йоулупукки является финским вариантом Санта-Клауса и живет в своей резиденции в Лапландии. Каждый год он принимает множество туристов со всех уголков мира, что делает его центром притяжения в рождественский сезон.
Стальной, в красном колпаке и добродушной внешности, Йоулупукки олицетворяет все привычные голливудские стереотипы о милом и несколько чудаковатом толстячке с мешком подарков. Тем не менее, в начале XX века его изображали с рогами на голове, что напоминало о его истоках.
Имя этого персонажа в дословном переводе с финского языка означает «рождественский козёл», причем термин «Рождество» в этом названии не совсем ассоциируется с современным пониманием этого праздника.
Данный персонаж связан с языческим праздником зимнего солнцестояния, известным как Йоль, который отмечался во время самых тёмных дней года. Эта традиция была позаимствована финнами у соседних скандинавских народов. Важно отметить, что христианство в эти суровые северные края проникло на тысячу лет позже, чем в южную Европу, и именно поэтому сохранились народные воспоминания о том, как выглядел козёл Йоля, который накануне праздника наведывался к крестьянам.
Этот грозный персонаж представлялся здоровенным молодцом в козлиной шкуре с маской, закрывающей лицо, и рогами, который поздно вечером вваливался в теплые домики из завывающей темноты. Он мог бы навести страх на любого, кто вёл себя плохо в уходящем году!
Однако вместо того чтобы дарить уголь, как гласит слух о Санте, он забирал непослушных детей с собой в ужасные ущелья, где они становились деликатесами на кухне демонического хозяина. Неудивительно, что дети боялись такого существа больше всего на свете. Данная трансформация ужасного козла в современного Санту была на пользу психическому состоянию нации, позволив оставить позади страхи и установить более светлые традиции в новогодние праздники. Рождественские козлы по всей Скандинавии сохраняются в виде соломенных фигурок, выставляемых в окнах и витринах в новогодние дни.
Тень святого Николая
Монструозные персонажи приходили с Рождеством не только к непослушным детям на севере Европы.
В таких странах, как Австрия, Венгрия, Южная Германия, Чехия и других уголках Центральной Европы, единомышленником Санта-Клауса становился еще более зловещий персонаж — Крампус. Если Йоулупукки может рассматриваться как своеобразный строгий судья, который наказывает только непослушных детей, раздавая подарки тем, кто вел себя хорошо, то Крампус является воплощением абсолютного зла.
Об этом персонаже говорят однозначно — Крампус покрыт шерстью, у него козлиные рога, раздвоенные копыта, а длинный заострённый язык свисает из его пасти, словно предвещая зло. Капризные дети становились угощением на его праздничном ужине.
Стоит заметить, что в ряде регионов Крампус обходит дома в компании Святого Николая, выступая в роли его темной стороны, наказывая провинившихся с помощью розг. В некоторых городах Европы накануне Рождества проводятся парады Крампуса, и становится крайне не рекомендованным находиться на их пути.
Йольский кот
В России непослушных малышей забирают такие персонажи, как Серый Волчок или Баба Яга, в то время как исландцы пугают своих детей мифом о Йольском коте, который в преддверии Рождества может похитить и съесть мальчиков и девочек, ничего хорошего не сделавших в течение года и замеченных в хулиганстве. Однако те дети, которые вели себя хорошо, получают от этого пушистого хранителя подарки.
Согласно легенде, чтобы избежать посягательств Йольского кота, необходимо к праздникам обзавестись теплой шерстяной одеждой. Если кот увидит, что кто-то приобрел обновку, это будет означать, что его владелец не прогулял год даром.
Очевидно, что страх перед жестоким, но справедливым Йольским котом служит для исландцев отличным мотиватором: согласно статистике, исландцы часто работают сверхурочно чаще, чем большинство жителей других европейских стран.
Фрау Перхта
В германских и австрийских народных сказаниях часто упоминается колдовская фигура известная как фрау Перхта. На протяжении двенадцати дней после Рождества она бродит по домам, раздавая подарки праведникам, в то время как грешники страдают, например, претерпевая ужасные пытки, когда женщина по своей воле разрывает их внутренности и заменяет их мусором и грязью.
В честь фрау Перхты австрийцы устраивают рождественские шествия и гуляния, которые напоминают празднование Ночи Крампуса. Однако поклонники Перхты, как правило, менее агрессивны и, за редким исключением, не склонны к злоупотреблению алкоголем — их торжества имеют более семейный характер.
Эксперты по европейскому фольклору уверены, что предания о фрау Перхте имеют прямую связь с культом древней богини Перхты, которая большую часть года проводит в лесу и появляется лишь по праздникам Рождества. Некоторые исследователи отмечают схожесть легенд о Перхте с итальянскими преданиями о Бефане, но существуют и противоположные мнения, согласно которым между ними нет ничего общего: несмотря на невыразительную внешность, Бефана является положительным сказочным персонажем, который не наказывает провинившихся детей, а наполняет их чулки сладостями и играми.
Йоулупукки
Скандинавские страны известны своим высоким уровнем жизни и уникальными традициями. Например, в Финляндии Рождество отмечается три дня — с 24 по 26 декабря. В этот период жители наслаждаются красочными улочками, украшенными разноцветными огнями, и слушают прекрасные лютеранские концерты. Вместо традиционного Деда Мороза и Санта-Клауса финским детям подарки приносит рождественский дед — Йоулупукки, который из злого духа трансформировался в доброго зимнего героя.
Интересно, как же сложилась традиция Йоулупукки в Финляндии. Его имя является омонимом со словосочетанием «рождественский козёл», что не удивительно, учитывая, что в средние века Йоулупукки одевался в козлиную шкуру и по другим поверьям раздавал подарки, передвигаясь на козлике.
Что касается этимологии имени финского Деда Мороза, слово joulu было заимствовано из языков скандинавских народов и, в свою очередь, образовалось от германского праздника Йоль, который отмечал середину зимы.
Необходимо отметить, что в Суоми существовали обряды, похожие на российские колядки. В языческой старофинской традиции можно обнаружить ряженых — nuuttipukki и kekripukki. Первые представляли собой молодежь, одетую в вывернутую наизнанку шубу и украсившую свои лица масками, напоминающими рогатое существо.
Иногда среди ряженых были и два человека: один из них изображал голову козла, а другой — заднюю часть. Эти весёлые компании обходили домики, угощая послушных детей подарками и пугая непослушных. Ранее подобное событие отмечалось 7 января (с 1131 по 1708 годы), но с 1708 года праздник перенесли на 13 января в честь именин мужского имени Нутти.
В двадцатых годах прошлого столетия маленькие финны впервые услышали сказку по радио, рассказанную дядюшкой Маркусом в программе «Детский час». Сюжет делился о дедушке, который в канун Рождества нёс на плече мешок с подарками и, путешествуя по заснеженной Лапландии, встретил множество мест, куда нужно было доставить сюрпризы.
Устав от долгого пути, дедушка присел отдохнуть на камень и, сожалев, что мешок с подарками всё ещё не был распределён, он не заметил, как к нему подошли гномы и эльфы, которые помогли довезти подарки до адресатов, однако они согласились сделать это лишь при условии, что Йоулупукки останется в Лапландии.
Образ и прототипы
Финские жители верят, что на самом деле Йоулупукки обитает в Лапландии, тогда как другие фигурки праздника могут располагаться в таких странах, как Канада, Гренландия или Великий Устюг.
Согласно заявлению финской радиовещательной компании в 1927 году, уютный домик дарителя подарков расположился на горе Корватунтури, находящейся на границе с Россией и напоминающей по своему очертанию уши. Эта необычная форма позволяет старцу слышать мечты и желания всех детей.
Если ребёнок желает отправить дедушке письмо, адрес не является тайной: Finlandia, 99999, Korvatunturi. Главное, однако, не забыть наклеить на конверт почтовую марку. Также дети передают свои послания родителям для их исправления, так как финский язык известен своей сложностью. При этом дети также делают подарки для мам и пап: обычно это открытки, украшенные ленточками и бусинами собственного изготовления. Рукодельные подарки очень ценятся в Финляндии и являются традицией.
Интересно, что Йоулупукки не одинок; вместе с ним живёт его супруга Муори, олицетворение зимы. Тем не менее, он предпочитает не распространяться о своей личной жизни и хранит её в секрете. Ранее праздничный персонаж ходил по домам с рогами на голове и розгами, которые предназначались плохим детям, тогда как жители пытались задобрить это устрашающее существо угощениями.
Сейчас же Йоулупукки стал напоминать Санта-Клауса: над ним развеваются длинные белоснежные бороды, а на головой красный колпак, свисающий почти до пояса. Тем не менее, он всё ещё сохраняет некоторые уникальные черты, несмотря на влияние западной культуры. Однако между Йоулупукки и Санта-Клаусом есть и некоторые отличия: к примеру, Санта-Клаус предпочитает одну жизнь в уединении.
Несмотря на то, что старик испытывает трудности со зрением, он носит очки, но у него нет посоха. Чтобы легче передвигаться по зимним, снежным просторам, финский Дед Мороз пользуется санями, запряжёнными оленем по имени Петтери — красной мордой. Существует поверье, что Йоулупукки настолько стар, что не помнит своего истинного возраста, однако он успевает за технологическим прогрессом и даже обладает мобильным телефоном красного цвета марки Нокиа.
Нужно отметить, что Йоулупукки не так подвижен, как Санта-Клаус: финский Дед Мороз не залезает в трубы и не спускается по каминам. Более того, он предпочитает вручать подарки детям лично, поэтому жители Финляндии получают свои сюрпризы раньше всех — уже на вечере 24 декабря.
Некоторые любители удивительных сюрпризов задаются вопросом, как же Йоулупукки успевает организовать подарки, ведь в Финляндии насчитывается более миллиона детей. Дело в том, что Дедушке помогают гномы, которые облегчают ему работу и занимаются упаковкой даров. Эти же гномы живут в Пещере Эха, где они следят за поведением детей в течение всего года, а затем, когда наступает праздник, помогают дедушке отобрать тех, кто заслуживает поздравлений.
Эти волшебные создания появляются из еловых шишек. Ночью бабушка Муори собирает шишки в лесу и складывает их в большой котел, укрывая под теплым пледом. Утром маленькие помощники уже готовы!
Гринч
Гринч — похититель Рождества, 2000
Гринч впервые был представлен в книге детского писателя Доктора (Теодора) Сьюза в 1957 году, а затем попал на экраны кино и стал одним из символов Рождества в англоязычных странах. Это кажется ироничным, поскольку Гринч ненавидел Рождество всеми фибрами своей души и пытался украсть праздник у всего города.
Гринч – покрытое зеленой шерстью существо, обитающее на вершине горы в одиночестве с преданным псом Максом, наблюдая за жителями ненавистного ему городка Ктограда, которые с восторгом отмечают Рождество.
Гринч представляет собой мизантропа, который не терпит рождественской суеты и шумных празднований.
Усталым от постоянного веселья ктоградцев, он решает, что единственным способом остановить Рождество будет кража всех подарков и праздничной атрибутики. Однако, увидев, что жители города продолжают веселиться и радоваться даже без своих подарков и елок, Гринч понимает, что рождественская радость не зависит от материальных вещей, и решает вернуть всё украденное, присоединившись к празднику.
В оригинальной истории Доктора Сьюза не раскрыты причины ненависти Гринча к Рождеству, но в фильме 2000 года с Джимом Керри в главной роли объясняется, что этому способствует жестокая травля его одноклассников, к которым он не был похож из-за своего зеленого цвета.
Эбенезер Скрудж — классический злодей, чьи черты прослеживаются как в Гринче, так и в многих других антагонистах американских рождественских фильмов XX века.
Эбенезер Скрудж является главным героем повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». В соответствии с сюжетом, он является одним из соучредителей кредитной конторы, который поглощён работой и накоплением богатства, оставаясь наедине с собой. Он живёт один и не понимает семейные ценности.
Рождество для него является времён отвлечения от дел, а разделить радость с кем-то ему не под силу.
Однако всё меняется, когда его навещают призраки Рождества — прошлого, настоящего и будущего, которые позволяют ему взглянуть на себя со стороны, осознать свои ошибки и раскаяться в своих поступках, искупить свою вину перед другими ценными подарками и вовлечением в праздник.
Крампус
Крампус, 2015
Крампус, или рождественский дьявол, представляет собой рогатого персонажа альпийского фольклора, распространённого в Австрии, Баварии, Словении и Чехии. Он традиционно сопровождает Святого Николая (или Санта-Клауса) во время его визитов в деревни в ночь с 5 на 6 декабря, выступая в роли злого полицейского, наказывая непослушных детей с помощью розг или забирая их в своё логово на рождественский ужин, где они становятся его угощением.
Крампус является олицетворением злых духов зимы. Внешне он напоминает сатира: у него большие козлиные рога, копыта на ногах, острые когти на руках и длинный язык, свисающий изо рта.
В массовой культуре Крампус был впервые представлен в фильме ужасов Майкла Догерти «Крампус» в 2015 году. В этом фильме он представляется в классической интерпретации, окружённый помогающими ему демонами, и наказывает семью, погрязшую в личных конфликтах и отказавшуюся от совместного общения даже в праздничный период.