Все строительные работы по обновлению мавзолея были завершены за рекордные 16 месяцев, и уже к осени 1930 года он был официально принят правительственной комиссией, после чего вскоре открыл свои двери для желающих его посетить.
Каким был первый Мавзолей Ленина и почему его постоянно перестраивали
Проектирование усыпальницы изначально предусматривало различные варианты форм, среди которых рассматривались как пятиконечная звезда, так и форма корабля, однако в конечном итоге комиссия приняла решение сохранить традиционный деревянный образ мавзолея.
98 лет назад, 21 января 1924 года, ушел из жизни первый руководитель Советского государства, выдающийся теоретик марксизма и основатель большевистского движения Владимир Ленин (настоящее имя — Ульянов). С тех пор его тело хранится в Мавзолее на Красной площади в Москве. В значимый период, в ходе Великой Отечественной войны, останки Ленина были эвакуированы, а обратно в Москву их вернули в 1945 году. Но возникает вопрос: почему было решено сохранить тело основателя СССР вместо его погребения? Как именно выглядел первый Мавзолей Ленина и какие изменения претерпело это здание на протяжении почти столетия? Ответы на эти вопросы представлены в материале РЕН ТВ.
Как появился Мавзолей
В день, когда Владимир Ленин покинул этот мир, в Центральный Комитет партии и Совет народных комиссаров начали поступать телеграммы и письма с просьбами не хоронить тело вождя большевиков. В результате было принято решение о создании памятника-усыпальницы на месте трибун, с которых Ленин выступал с речами перед народом.
“Ленин был выдающимся политическим деятелем, который основал Советский Союз. Мавзолей стал его прибежищем не по его воле, но так решили люди после его смерти,” — поделился своими мыслями с РЕН ТВ историк Борис Юлин.
27 января по проекту архитектора Алексея Щусева был построен первый деревянный Мавзолей. На разработку проекта, имеющего форму трехступенчатой пирамиды, ушла всего одна ночь, а само строительство заняло менее трех дней.
Первоначально здание представляло собой куб с длиной сторон три метра, на который были наслоены два уменьшенных куба. По обеим сторонам находились пристройки для входа и выхода. Внутри здания располагался траурный зал, стены которого были отделаны красным текстилем с черными полосами. Интерьеры были оформлены по эскизам художника Игнатия Нивинского.
23 процента
С момента распада Советского Союза вновь возникли слухи о том, что тело Ленина — это искусственная копия. В ответ на подобные заявления Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, заявил: “Я проработал в мавзолее 18 лет и точно знаю, что ленинское тело сохраняется в прекрасном состоянии. Все слухи об искусственной кукле и о том, что от тела остались лишь лицо и руки, не имеют ничего общего с действительностью.”
Тем не менее, слова Збарского не смогли положить конец распространению слухов. В конце 90-х в различных газетах появились версии, утверждающие, что существует несколько “двойников” Ленина, которые время от времени заменяют тело вождя. На это профессор Юрий Ромаков, ведущий специалист лаборатории, прокомментировал в интервью Эху Москвы, что тело, выставленное в мавзолее, действительно является подлинным телом Ленина, находящимся в отличном состоянии и не нуждающимся в подменах.
В 2008 году Владимир Мединский, который тогда был депутатом Госдумы, заявил, что тело вождя нельзя считать реальным, но по другим причинам: “Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось лишь 10 процентов от его реального тела.” Журнал “Власть” решил проверить это утверждение. Во время вскрытия тела Ленина и его бальзамирования внутренние органы и жидкости были удалены и заменены специальными бальзамирующими растворами. Проведя подсчеты, издание пришло к выводу, что на самом деле в мавзолее хранится 23 процента от ленинского тела.
Два тела
При более внимательном исследовании материального состояния ленинского тела оказывается, что утверждения о его неподлинности имеют под собой определенную основу. Дело в том, что все зависит от того, как именно мы будем это определять. Для сотрудников лаборатории, занимающейся сохранением тела уже на протяжении 92 лет, крайне важно поддерживать его динамическую форму — то есть физическое состояние, вес, цвет, эластичность кожи и гибкость суставов. Даже сегодня суставы тела могут сгибаться, а торс и шея движутся. Тело не затвердело и не превратилось в мумию, поэтому называть его мумией, как это часто делают в СМИ, некорректно.
Чтобы сохранить тело в его гибком состоянии, на протяжении многих лет его подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы частично заменяются искусственными. Этот процесс идет медленно и постепенно. С одной стороны, с точки зрения динамичной формы, тело остаётся подлинным, с другой стороны, если говорить о биологических материалах, из которых оно состоит, то скорее можно сказать, что это копия — всё зависит от позиции наблюдателя.
В советский период существовала специальная комиссия из партийных чиновников, медиков и биологов, которая регулярно проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на поверхности, определяли водный баланс в тканях, эластичность кожных покровов, проводили анализы химического состава жидкостей и проверяли подвижность суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись, морщины разглаживались, а содержание кальция в костях восполнялось.
По заключениям этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось, однако обычные посетители постоянно видели его неподвижным и застывшим в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Единственное, что было видно — руки и голова. Никто, кроме высшего партийного руководства и ограниченного числа ученых, никогда не видел другие части ленинского тела, а также не имел точной информации о состоянии тела или научных процедурах, которым оно подвергалось.
Эта ситуация создала два различных восприятия: одни, включая политическое руководство и приближенных специалистов, видели одно тело, а обычные граждане — совершенно другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, вероятно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, необходимого для мобилизации масс на поддержку партии и правительства.
Столетнее обслуживание тела
Мавзолей был открыт, и тело вождя выставлено на обозрение. Однако работа лаборатории по уходу за телом никогда не прекращалась. Метод, разработанный Воробьевым и Збарским, был динамическим и подразумевал постоянное обслуживание тела: процедуры, без которых оно давно уже могло бы высохнуть и затем разложиться. С периодичностью раз в полтора года мавзолей закрывался на профилактические работы, в ходе которых тело вождя помещали в ванну с раствором, мыли, перебальзамировали, выполняли ремонт и даже ставили заплатки из кожи. Как это происходит — можно увидеть в документальных фильмах. Самая серьезная потеря участка кожи произошла в феврале 1945 года. В связи с началом войны тело Ленина было эвакуировано из Москвы и хранилось в Тюмени. Однако работа по уходу за ним не прекращалась и там: Збарский и его команда пропитывали горячим желатином ступни Ленина, что в результате привело к утрате значительного фрагмента кожи на верхней части правой ступни. Пришлось произвести замену. С тех пор любые эксперименты на теле Ленина были запрещены, а после возвращения в Москву лаборатория начинала проводить свои методы на телах дублеров, бальзамированных по аналогичным методам. Впоследствии лаборатория преобразовалась в институт, который сейчас называется Научно-исследовательский и учебно-методический центр биомедицинских технологий. Имеющийся румянец и отбеленная кожа Ленина — также результат научной работы, достигнутой благодаря удачному сочетанию химических веществ и правильного освещения.
В глазницы Ленина были установлены стеклянные шарики, и многие другие фрагменты также заменены искусственными материалами — восстановлены уши, веки и нос.
Когда тело Владимира Ильича в январе 1924 года переправляли из Горок в Москву, в стране стояли сильные морозы, что нанесло вред определённым участкам. Губы Ленина были зашиты, а швы скрыты под его усами. Антрополог Алексей Юрчак, автор исследования “Тела Ленина”, указывает, что своего у Ленина осталось совсем немного: кожные покровы, внутренние ткани, мышцы, суставы и так далее. Юрчак однажды задал вопрос академику Юрию Лопухину, который долгие десятилетия работал в составе мавзолейной группы: “Не наступит ли такой момент, когда большая часть тела (или всё тело) окажется заменённой на искусственные материалы? Не станет ли это другим телом?” Ученый объяснил, что клетки в организме живого человека также постоянно обновляются, и в течение 10–15 лет большинство клеток меняется. В то же время мы остаёмся теми же людьми. Таким образом, тело Ленина также меняется, обновляется и продолжает существовать исключительно благодаря науке и учёным. Вопрос о том, нужно ли тратить на это столько усилий, мы оставляем на усмотрение читателя. Текст: Евгения Александрова
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.
Мавзолей Ленина внутри
Первое пространство, с которым сталкиваются посетители, — это вестибюль. Напротив входа, на массивном блоке из гранита, красиво размещен герб СССР. Его гипсовая модель была создана скульптором Иваном Шадром, в то время как оригинальная высечка на сером минерале лабрадоре была выполнена Бунегиным. Однако он столкнулся с некоторыми трудностями, так как обработка лабрадора оказалась сложной; первый выбранный для нанесения изображения камень был испорчен и подошел к концу. Со вторым камнем работа пошла успешнее, и в конечном итоге всё было завершено. На шести объемных лентах герба написана знаменитая фраза: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, высеченная на различных языках.
Из вестибюля вниз ведут две лестницы. По левой лестнице посетители спускаются в Траурный зал. Стены лестницы отделаны серым лабрадоритом и украшены панелью, в которой гармонично сочетаются черный лабрадор и габбронорит. Сам зал представляет собой кубическую форму, вдоль его стен проходит полоса того же черного лабрадорита, на которой установлены красные порфировые пилястры. От этих пилястр идут зигзагообразные красные полосы смальты, а слева от них — полоски черного лабрадора. В узоре мозаики, созданной Фроловым, можно безошибочно распознать реющие на ветру знамена и языки пламени.
Саркофаг, помещённый на черном постаменте, расположен в центре Траурного зала. Для поддержки верхней плиты постамента служат скрытые металлические колонны, которые практически незаметны, создавая впечатление, что окрашенная красной яшмой плита парит над землёй. Сам саркофаг, в котором почивает Ленин, представлен двумя наклонными коническими стеклами, соединёнными бронзовой рамой, которая включает в себя осветительные устройства. В изголовье вождя обнаруживается герб СССР, обрамлённый дубовыми и лавровыми ветвями, а у ног расположены ветви, перевитые лентой. С обеих сторон от саркофага стоят бронзовые знамена — трудовое и боевое. Специальная подсветка создает иллюзию, что они сделаны из атласа.
Правая лестница возвращает посетителей из Траурного зала обратно в вестибюль, а затем на Красную площадь.
Особенности архитектурного ансамбля и наружной отделки
Стремление архитекторов сделать так, чтобы Мавзолей Ленина стал центром московского некрополя и идеально вписался в ансамбль Красной площади, является заслугой талантливого архитектора Щусева, который создал все три версии этого здания. Он не хотел возвышать огромное строение в историческом центре столицы, которое непременно выглядело бы здесь неуместно, и пришёл к спектру идей небольшого здания, выполненного в строгом стиле.
Первый капитальный мавзолей, заменивший временный, был сделан из дуба и отличался высокой детализацией. Его украшения, придававшие строительству сходство со шкатулкой, включали колонны и разнообразные геометрические узоры. В последнем окончательном варианте, сделанном из гранита, было достигнуто большее сдержанность. Полированный гранит ярко-красного цвета с точными черными линиями придавал постройке изысканный, современный и, в то же время, монументальный вид.
Чёткие формы, характерные для тех стилей, которые были популярны в период строительства (авангарда и ар-деко), сделали архитектуру мавзолея строгой и современной, однако небольшая асимметрия добавила этому сооружению индивидуальности и некоторой живописности.
Но, чтобы добиться полной гармонии на площади, требовалось внести некоторые изменения. Например, памятник Минину и Пожарскому был перемещён с центрального места и обращён к площади лицом, а булыжное покрытие заменили на гранитные плиты. Участок стены, возле которого находится мавзолей, был отреставрирован, и позади здания установили гранитные трибуны, тем самым окончательно объединив все элементы в единый архитектурный ансамбль.
Секретная лаборатория и работа по сохранению других тел
Теперь перейдем к самой интересной части. С 26 марта 1924 года при мавзолее функционировала специальная лаборатория, задача которой заключалась в том, чтобы обеспечивать сохранность тела Ленина. Она была основана профессором анатомии Владимиром Воробьевым и биохимиком Борисом Збарским, которые предложили метод долговременного бальзамирования. Для этих целей мавзолей периодически закрывался для создания опытной лаборатории. Полноценная научно-исследовательская лаборатория открылась при мавзолее лишь в 1939 году и была подчинена Минздраву СССР.
Известно, что в феврале 1945 года, когда тело находилось в Тюмени (туда оно было эвакуировано из Москвы во время войны), учёные лаборатории провели эксперименты по сохранению тела. Эти эксперименты, к сожалению, привели к повреждению небольшого участка кожи на левой ступне. После возвращения в Москву, лаборатория была расширена и организован специальный банк экспериментальных тел (неизвестные покойники и умершие, о которых никто не заботился). На этих телах проводились различные эксперименты по бальзамированию (по официальной истории, конечно).
Также следует отметить, что эта же лаборатория занималась бальзамированием тел лидеров других стран.
В 1964 году для обеспечения стабильности условий хранения тела Ленина начали использовать автоматизацию и электронные технологии. К 1970-м годам штат сотрудников увеличился до 200 человек. Затем, в 1976 году, лаборатория переехала в новое здание по адресу улица Красина, дом № 2, и стала современным высокотехнологичным институтом с отделами анатомии, гистологии, биохимии и технического обслуживания.
Исследования, проводимые в этой лаборатории, не закладываются в архивы без практического применения, а продолжают находить применение в странах с действующими мавзолеями.
Сегодня Центр биомедицинских технологий занимается не только экспериментальной работой с забальзамированными телами, но и консервированием археологических находок, например, тела алтайской принцессы, обнаруженной в 1990-х годах.
Происшествия в мавзолее и его агрессивная аура
Как сейчас видно на видео, во время праздничных мероприятий мавзолей закрывают со всех сторон, что похоже на ситуацию при его реконструкции. Это связано скорее с его негативной атмосферой, а также для предотвращения возможных массовых беспорядков. Ещё со сталинских времён мавзолей ассоциировался с множеством различных инцидентов. Например, в сторону мавзолея неоднократно пытались бросить коктейли Молотова, чернила, тушь и различные предметы уже с 1930-х годов. Саркофаг внутри был усилен броней, так как его многократно пытались разрушить (иногда с успехом), прострелить и даже взорвать.
С 1924 по 1991 годы безопасность мавзолея обеспечивалась комендатурой мавзолея, нарядом Краснознаменного кремлёвского полка и специальным отделом милиции, отвечающим за охрану общественного порядка на Красной площади ГУВД Москвы. В Кремлёвской комендатуре был даже организован небольшой музей, куда собирали предметы, тайно проносимые на Красную площадь и в мавзолей (ножи, арматура, огнестрельное оружие, взрывчатые вещества).
Визуально ознакомимся с внешним видом мавзолея.