Трулльский (или Пято-Шестой) Собор установил запрет на символические образы Спасителя, предписывая их изображение исключительно в соответствии с человеческим естеством.
История православных икон
Иконы, созданные в православной церкви, представляют собой важный элемент духовной и культурной самобытности, отражая уникальные черты каждого исторического периода. Эти священные изображения применяются как средство передачи божественной благодати, и верующие относятся к ним с глубоким почтением, благоговением и уважением. Считается, что иконы служат материальным воплощением первообразов, что облегчает взаимодействие с Богом и святыми. Это позволяет людям выразить свои чувства и мысли, направленные к Богу, через визуальные образы.
Обучая верующих, учение об иконопочитании утверждает, что чем больше мы наблюдаем и воспринимаем иконы, тем более углубляется наша любовь к Богу и святым, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию священных тайн. Это верно, так как православная икона внушает уверенность в том, что божественное присутствует рядом, в повседневной жизни.
Каждая икона обладает своей уникальной силой и назначением. Наиболее распространённые виды икон можно разделить по их значению и месту: к ним относятся запрестольные, мироточивые, явленные, надвратные, чудотворные, нательные и другие варианты. Давайте более углубленно рассмотрим историю развития иконописи в России — это искусство имеет более чем 1000-летнюю историю!
История иконописи на Руси
Процесс развития иконописи в России начался с принятия христианства. Точная дата этого события остается неизвестной, однако учеными установлено, что иконопись существовала уже в X веке. Это позволяет утверждать, что история иконописи берёт начало с первых лет крещения Руси, основанной на византийском искусстве, и параллельно развивалась с формированием Православной Церкви в стране.
В вплоть до XVII века русская иконопись оставалась основой культуры Древней Руси. Для содействия распространению христианства князь Владимир в начале ввозил иконы из Херсонеса. В дальнейшем в Киев были приглашены византийские мастера, которые были ответственны за роспись церквей, строившихся из белого камня и украшенных мозаикой. Эти византийские художники передавали свои знания местным мастерам, что значительно способствовало развитию иконописи в регионе.
Не только Владимир, но и другие князья приносили в Киев и другие города Киевской Руси множество святых изображений. К XIII веку в России сформировался центр иконописи, который сосредоточился во Владимиро-Суздальском княжестве. Местные мастера не только копировали византийские техники, но и выработали собственный уникальный стиль, создав базу для традиций иконописи. Мастера перемещались по различным городам Руси, включая Московское княжество, что способствовало расцвету древнерусской иконописи в этот период.
Иконопись в Москве достигла своего пика в XV веке, когда Московское княжество стало центром иконописного искусства. Мастера со всей страны приезжали сюда для обмена опытом и совершенствования своих навыков. В это время возникли такие гении иконописи, как Андрей Рублев, который создавал выразительные образы, используя разнообразные цветовые палитры. Его произведения ценятся не только с религиозной точки зрения, но и как важные элементы культурного и художественного наследия.
Постепенно иконописцы начали отходить от традиционных образов Бога, Богоматери и святых к созданию миней. «Минея», термин, происходящий от старославянского языка, расшифровывается как «месячный». На минее изображаются все святые, почитаемые в определённый месяц, что подразумевает существование 12 различных видов миней. Иногда встречаются минеи, охватывающие сразу несколько месяцев, а также созданные годовые минеи со складывающимися створками, которые называются диптихами.
Первые попытки создания миней начали осуществляться в 1520-1530-х годах. Их основой послужили богословские летописные произведения, собранные Макарием — Митрополитом Московским и Всея Руси. К середине XVI века он смог собрать 12 больших томов, в которых находились как духовная, так и художественная литература, жития святых, церковные уставы и повести. Многие уникальные произведения дошли до нашего времени именно благодаря стараниям Митрополита Макария.
Минейские иконы до начала эпохи Петра I служили культурообразующим звеном среди православного народа. Сюжеты, изображенные на минейских иконах, легли в основу народных песен и преданий. Для неграмотного населения такие библейские иллюстрации стали единственным способом знакомства с Библией. Кроме того, иконы также служили своеобразным календарем, подсказывая, какой сейчас день, кому следует молиться и кого просить об исцелении в случае болезни.
После реформ Петра I развитие иконописи замедлилось, несмотря на мощное влияние церкви на все сферы жизни. Появились новые технологии, особые методики обработки дерева, использования металлов, драгоценных камней и других сложных материалов, но иконопись не претерпела значительных изменений, оставшись верной своим традициям.
Где же искать её истоки?
Для каждого христианина ключевой иконой является икона Христа. Но когда и как была создана первая икона Господа Иисуса? Несмотря на множество предположений, это исторически зафиксированное событие, и для его чествования в нашей Церкви установлен специальный праздник. Это событие ежегодно отмечается 29 августа, на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
Первоначальная икона Христа не была написана красками и не создана руками человека; её появление не стало плодом человеческой фантазии.
Согласно церковным преданиям, первая икона была явлена людям в виде чудесного отпечатка лика Иисуса Христа на холсте.
Этот дар от Бога не стал результатом человеческого пожелания, а был дан людям по Божьей воле.
Православные верующие должны помнить об этой истине.
Икона является Божьим подарком.
Зачем Господь нам его дал?
Каждый дар от Бога несет важное назначение для людей. Что же может предложить христианину икона? Ответ — неоценимую духовную пользу! Много рассуждений имеется по этому поводу.
Во времена гонений на Церковь в советский период, иконы также служили средством проповеди. Так говорили знающие люди, и это было верно. Как это происходило?
В то время власти стремились подавить церковную проповедь вне храма, а также на амвоне. В условиях таких ограничений проповедь зримым образом, олицетворяемая иконой, перекрывала необходимость словесной проповеди. Иконы успешно способны были донести священные идеи и правду до людей, даже находящихся далеко от мысли участия в церковной жизни.
Первые иконы на Руси
Языческая Русь обладала высокоразвитыми художественными традициями, что дало возможность для переосмысления византийских традиций. Основным строительным материалом являлось дерево, и поэтому создание храмов и домов не позволяло широко использовать мозаичные или фресковые декорации. Этим объясняется стремительное развитие иконописи.
Иконы были повсеместным явлением — в церквях, княжеских теремах, домах состоятельных людей и даже в простых избах. Священные изображения были окружены высокой моральной авторитетностью: икону не продавали и не выбрасывали, а в случае необходимости первые выносимые вещи при пожаре. Выведенные из употребления иконы аккуратно помещали на воду лицом вверх или закапывали в землю как знак уважения. Считалось, что в каждом художнике действует Божья воля, и ему необходимо было вести праведную жизнь для создания сакрального произведения.
Иконы никогда не писались с натуры. Например, сохранившийся образ Богоматери был создан, согласно преданиям, Апостолом Лукой. Историки подчеркивают, что данное утверждение не безосновательно: несмотря на то, что Лука не был художником, в его Евангелии одна из самых полных и глубоких рассказов о Богородице, и, таким образом, он стал символом её образа.
Со временем сложилась система канонов — установленных правил, которым следовало следовать во время создания икон. Отступление от этих норм строго наказывалось. В XVI веке были заказаны так называемые иконописные подлинники, куда вошли описания всего — от сюжетов до композиций. Использованные цвета приобрели собственное значение: белый символизировал чистоту, золотой — божественную славу, красный — святой дух, зелёный — вечную жизнь. Традиции закрепили, что покрывало Богоматери следует писать вишневым цветом, а одеяние — синим. К иконам также стал характерен стиль, который и сегодня легко различить — статичность и плоскостность, придающие изображаемым персонажам духовную значимость и отличающие их от обычных картин.
От новгородской школы до Симона Ушакова: как развивалась иконопись
Древнейший этап развития иконописи на Руси охватывает XI-XIV века и связывается с возникновением новгородской иконописной школы. Мастера этой школы испытывали влияние по двум основным направлениям, одно из которых заключалось в продолжении византийских художественных традиций. Примером работы того времени может служить икона Устюжское Благовещение, отличающаяся тёмно-жёлтыми, синими и вишневыми тонами и она наполнена строгим и торжественным настроением: на лице Богоматери читается печаль и сосредоточенность, а лик ангела наполняет беспокойство и уныние.
В то время появились также иконы, которые стали отходить от традиционных канонов. К примеру, икона Богоматерь Умиление Белозерская отмечается своей эмоциональностью: на лице Девы Марии заметна была задушевность, ставшая впоследствии характерной для данного сюжета. Ещё одной значимой работой того периода, выполненной ярославскими мастерами, является Ярославская Оранта: белый цвет используется здесь гораздо активнее, чем в византийской традиции, придавая иконе яркость и жизнь.
Золотой период новгородской школы пришелся на XIV век, когда её развитие также прошло под большим влиянием народного творчества. Икона стала более доступным искусством, и даже относительно обеспеченные люди могли заказать создание иконы. В композициях начали участить сказочные элементы и даже реальных людей. Например, боярин Антипа Кузьмин пожелал, чтобы на его иконе были изображены он сам и члены его семьи, и мастер, вместо спора, удовлетворил данный заказ. Фигуры горожан на иконе Молящиеся новгородцы сопоставляются по размерам с фигурами святых, что было бы непростительно для византийского художника.
Золотым веком для русской иконописи стал XV век. На Московскую школу оказал значительное влияние Андрей Рублев — именно он образно соединил византийские традиции и уникальность Руси, создав синтез в едином стиле.
Работы Рублева выделяются не только гармонией, изяществом фигур, но и строгим контуром. В его произведениях отдаётся удивительная доброта: даже Страшный суд, изображённый в фресках Владимирского собора, выглядит не как акт возмездия, а как праздник истины и победы добра над злом. Ангелы не вызывают страх, а охраняют верующих, а апостол Петр председательствует с приветливостью и добротой, вся картина пронизана радостью от встречи с Христом.
После Рублева в конце XVI века новые тенденции выступили с приходом Дионисия, мирского человека, ставшего заметной фигурой в московской художественной среде. Русь в этот момент представляла собой совершенно иное государство: Орду удалось одолеть, а двор царя Ивана III стал образцом пышности и великолепия. Искусство стало более парадным, оно должно было отражать мощь государства. В результате новые священные изображения обретали торжественность, праздность и богатство — этому подтверждением служит икона Богоматерь Одигитрия, написанная Дионисием, на которой золотые детали одежды Богородицы усыпаны драгоценными камнями.
Рождение иконописи
Согласно церковным преданиям, создание первых икон связывают с именем апостола и евангелиста Луки. Он, будучи образованным врачом и художником, написал первое изображение Богоматери.
Классическая родина иконописи — это Византия. Именно отсюда иконописное искусство вместе с христианством пришло сначала в балканские страны, а затем распространилось на Русь. Под влиянием византийской художественной культуры формировались целые национальные школы, в том числе Древнерусская, и развивалась иконопись в различных православных странах: Болгарии, Македонии, Сербии, Руси, Грузии, Сирии, Палестине и Египте. Византия оказала влияние и на итальянскую культуру, в особенности на Венецию.
Наиболее ранние сохранившиеся иконы представляют собой изображения Христа Пантократора (Вседержителя), Апостола Петра, Богоматери с младенцем, выполненные в технике энкаустики (с использованием воска как связующего вещества для красок). Эти образы имеют много общего с шедеврами египетско-эллинистического искусства — фаюмскими портретами. Христианские образы унаследовали большие глаза, выражающие высокую духовность, и золотой фон, символизирующий божественность.
Портрет — это реалистичный жанр, изображающий фактически существующего человека или их группы. Портрет, с французского — portrait, происходит от старофранцузского слова portraire, что означает «воспроизводить что-либо черта в черту». Интересно отметить, что в устаревшем термине «парсуна», происходящем от латинского слова persona, заключена еще одна грань значения портрета — «личность; особа». Читать дальше
Складывание христианского образа
После всплеска иконоборческих настроений эллинистическая традиция была адаптирована под христианское учение. Античный натурализм
Термин «натурализм» редко употребляется в контексте живописи, хотя он обозначает действительно существующее направление. Во-первых, это направление состоит из множества разрозненных региональных школ. Во-вторых, узаконенное направление сильно повлияло на литературный стиль с тем же названием, что создало путаницу. Наконец, стоит отметить, что натурализм утвердился примерно одновременно с импрессионизмом, из-за чего стал самодостаточным только после.
Тем не менее, с возникновением нового понимания иконописного искусства его изображение становится условным, а лица образуют лики святых. Применяется обратная перспектива, где точка схода не располагается в глубине изображения, а в том, кто стоит перед иконой, создавая вневременное восприятие. Все прекрасные мысли и переживания исполнены света, который пронизывает каждую деталь и образ, не допускающий теней — в Царствии Божием теней не существует. Эти аспекты служили целям разделения небесного мира от земного. Также было запрещено изображать Богоматерь, Христа и святых, основываясь на реальных людях или по фантазии художника; только в рамках существующих иконописных канонов. Писать иконы использовали подлинники — специальные руководства для иконописцев, в которых подробно описывался каждый топос.
Одним из символов своего времени стала икона Владимирской Богоматери. Она попала из Константинополя в Киев в XII веке и была вывезена ранее упомянутым Андреем Боголюбским во Владимир.
На Руси эта икона стала одной из самых почитаемых и revered как чудотворная.
Тип изображения, называемый Умилением (Богоматерь с младенцем на руках, прижатым к её щеке), стал традиционным и любимым в Руси.
Иконопись продолжала свое существование, даже после разграбления Константинополя в 1204 году, породив новый тип иконы — житийную или икону с житием, включающую сцены из жизни святого, поверх замечательного изображения самого святого. Тем не менее, по мере ослабления Византийской империи и падения Константинополя многие лучшие мастеровые оставили свою страну, в поисках работы в других землях.
История иконы, часть 1
Икона служит наглядным свидетельством вечности, которое не может произойти от человека, по своей сути чуждого духовности. Кто же эти свидетельства?
Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, согласно преданиям, также и икону святых Апостолов Петра и Павла, а возможно и другие.
Следуют за ним целый сонм иконописцев, практически никем не известных. Среди славян первым иконописцем считается святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, который проповедовал и обучал славянские народы.
Первые иконы на Руси
Языческая Русь не имела понятия о живописи, и первые иконы на Руси стали первыми живописными изображениями вообще. Эта ситуация коренным образом отличалась от византийской, где иконные традиции формировались в противостоянии чувственно-гедонистической живописи эллинизма. Русский человек не отмечал условные способы изображения объектов; образ икон воспринимался как живое, словно наполненное глубоким духовным смыслом. Основополагающим для формирования русской церковной живописи явилось то, что искусство иконописи было воспринято из Византии уже в зрелом и высокоразвитом виде, когда, после двух периодов иконоборчества (730–787 и 802–843, с кратковременным восстановлением иконопочитания при императрице Ириде) утвердились как художественная система, так и богословие священного образа.