На всех иконах праздника освящения — центральными фигурами являются Христос и Иоанн Креститель. Иоанн возлагает свою правую руку на голову Спасителя, в то время как рука Христа поднята в жесте благословения.
История и традиции Крещения Господня. Как и когда праздник Богоявления отмечают в 2024 году
Каждый год православные верующие отмечают Крещение Господне — важнейший день, который связывают с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Праздник представляет собой один из самых древних в христианстве, сравнимый по значимости с Пасхой. Лента.ру представляет информацию об истории и традициях праздника Крещения Господня и объясняет, почему его также называют Богоявлением.
- Когда будет отмечаться Крещение Господне в 2024 году
- Смысл названия праздника
- История праздника Крещения Господня
- Традиции празднования Крещения Господня
- Освящение воды в этот день
- Традиции крещенских купаний
- Приметы, связанные с праздником Крещения Господня
- Действия, которые не следует совершать на Крещение Господне
Когда отмечают Крещение Господне в 2024 году
Крещение Господне — это один из двунадесятых праздников, входящий в число 12 самых значительных церковных дат, связанных с ключевыми событиями из жизни Иисуса Христа и Божией Матери.
Кроме того, данный праздник является непереходящим, что значит, что его дата остается фиксированной и не меняется из года в год.
Каждый год день Крещения Господня отмечается 6 января по старому стилю.
Праздник занимает особое место в церковном календаре, так как к его празднованию предшествует четырехдневное предпразднство и продолжается восьмидневное попразднство. Это время, в течение которого в храмах проходят специальные богослужения, посвященные этому важному событию.
Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2025 году
Что это за праздник?
Праздник Крещения Господня, также известный как Богоявление, считается днем Просвещения и праздником Светов. Его название связано с древней традицией крещения оглашенных накануне праздника, которое символизировало духовное просвещение. Описания этого события можно найти у всех четырех евангелистов (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-23; Ин. 1:33-34), а также в многочисленных стихирах и тропарях, посвященных празднику. Важные слова в псалмах говорят о том, что Небесный Творец пришел в плоть на Иордан, чтобы принять крещение от раба, и именно этот момент открыл путь к спасению человечества.
В ходе своего крещения Христос дарует благодать, которая очищает как душу, так и тело. Крещение имеет большое значение в деле спасения человечества и символизирует начало служения Иисуса Христа. Оно дарует людям прощение грехов, обновление и новое рождение, освящая мир. В этом событии сотворяется не только символ очищения, но и преобразуется человеческая природа.
Господь, погружаясь в воды Иордана, освещает всю землю, и этот акт становится началом нового благодатного Царства — Церкви, в которое невозможно войти без крещения. Трикратное погружение в крещении символизирует смерть Христа, а выход из воды обозначает причастие к Его Воскресению. При этом Крещение Христа является моментом откровения Божества и являет поклонение Пресвятой Троице.
Открытие истинного Бога и единства Троицы в момент крещения также подкрепляется многими песнопениями, выражающими чувства Иоанна Крестителя, который был в полном недоумении, видя Иисуса, пришедшего к нему для крещения. Спаситель просит Иоанна: пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Иоанн, осознавая величие Христа, задается вопросом: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку?
Предпразднество Богоявления
Богоявление с древних времен является одним из великих двунадесятых праздников. В Постановлениях Апостольских (книга 5, глава 12) сказано: Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество. Этот праздник в Православной Церкви отмечается с одинаковым уважением, как и Рождество Христово. Оба праздника, соединенные Святками (с 25 декабря по 6 января), образуют одно общее торжество. Почти сразу после окончания праздника Рождества Христова (с 2 января) Церковь начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня с помощью посвященных ему стихир, тропарей и канонов.
Канун праздника известен как Навечерие Богоявления или Сочельник. Богослужения в этот день во многом напоминают те, что проводятся в Навечерие и праздник Рождества Христова.
В Сочельник Богоявления, так же как и в Рождество Христово, предписывается строгий пост: разрешено принимать пищу только один раз после освящения воды. Если Навечерие совпадает с субботой или воскресеньем, то пост становится менее строгим: разрешается два приема пищи — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов переносится на пятницу, то в этот день пост не устанавливается.
Иконография
Самые ранние изображения Крещения Господня, где Христос представлен в виде юношу, можно встретить в римских катакомбах (Люцины, 2 век; Каллиста, около 230 года), на ампулах в Монце, в саркофагах IV-VI веков, а также на плакетке с трона архиепископа Максимиана в Равенне. Мозаика на Баптистерии православных в Равенне (V век) изображает Христа в зрелом возрасте. В композиции Крещения, вписанной в круг, изображены двенадцать ангелов.
К 10 веку установилась иконографическая схема изображений. Иисус Христос чаще всего представлен фронтально (или в легком развороте, иногда с скрещенными ногами — как на мозаиках собора в Монреале, XII век), в возрасте, с длинными волосами и бородой, обнаженный или препоясанный, находясь среди реки Иордан, обычно по пояс или почти до шеи в воде. На миниатюре Хлудовской Псалтири IX века, хранящейся в Историческом музее в Москве, также изображен Христос в подобном положении.
К сирийской группе памятников относятся фрагменты триптиха начала VII века (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), расписная крышка реликвария с пятью евангельскими сценами (VI-VII века, Ватиканские музеи) и Коптское Тетраевангелие (1179–1180, Национальная библиотека Франции, Париж). Фрески Каппадокии также показывают сцены Крещения. Обычно Иоанн Креститель изображается на правом берегу Иордана, возлагая правую руку на голову Иисуса; сверху часто находится изображение неба или его части, символизирующие открывающиеся небеса, с благословляющей десницей, световым лучом и белым голубем, который является символом Святого Духа. С VI-VII веков на противоположном берегу начинает появляться изображение ангелов: обычно их два — один наблюдает за нисходящим Святым Духом, а другой с благоговением смотрит на Христа. В миниатюре из Слов Григория Богослова (XI век, Исторический музей, Москва) два ангела слетают к Христу с небес. С XI-XII века количество ангелов в изображениях Крещения Господня возрастает — чаще всего они представлены в количестве трех (один из них бывает с полотнищем, как восприемник Христа), но иногда их число достигает семи.
В памятниках древнерусского искусства сцены Богоявления встречаются с XII века. Примером этого является фрагмент фрески в крещальне Успенской церкви Елецкого монастыря в Чернигове (1120-е годы) и фреска в конхе апсиды крещальни Софийского собора в Киеве (вторая половина XII века). Чаще всего образ Богоявления изображается в люнете южной стены, как, например, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (1140-е годы). В более детализированной схеме, популярной с XII века, во фреске церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде (1199, сохранились фрагменты) показана группа людей, раздевающихся для крещения, один из которых плывет. Христос представлен с препоясанным телом (это важная черта поздней иконографии). На воде изображен крест, как знак освящения мировых вод; крест, выделенный красным цветом, видно также на иконе XIII века из Синайского монастыря Святой Екатерины.
В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах (Греция) в сцене Крещения Господня присутствует мальчик, ловящий рыбу, символизирующий крещение как обретение душ для Бога (1366-1367 годы; этот символ заимствован из живописи катакомб). Иногда в Богоявлении изображается сцена проповеди Иоанна Крестителя (икона середины XIV века в Национальном музее в Белграде; во фресковых ансамблях часто изображается отдельно — церковь Богоматери в Кучевиште, Сербия, около 1330 года). В XIV-XV веках часто акцентируются мотивы, связанные с погребением Христа и Его сошествием в ад (так, подножие, напоминающее обрасти врата ада, изображено на фреске в монастыре Грачаница в Сербии, 1320-1321 годы).
События Крещения Господня
После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел к реке Иордан, где традиционно иудеи совершали ритуальные омовения. Здесь он начинал проповедовать народу о покаянии и крестил людей в водах Иордана. Несмотря на то, что это не было в точности тем Тайнойкрещении, с которым мы знакомы сейчас, это, безусловно, явилось Его прообразом.
Народ верил пророчествам Иоанна и множество людей принимали крещение в Иордане. Однажды к этому месту пришел сам Иисус Христос, было это, когда Ему исполнилось тридцать лет. Спаситель обратился к Иоанну с просьбой о крещении. Пророк был поражен этой просьбой и с большим удивлением произнес: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Однако Христос с уверенностью ответил, что надлежит нам исполнить всякую правду. Во время Его крещения небо открылось, и на Него с небес спустился Святой Дух в виде голубя, а голос с небес произнес: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).
Крещение Господне стало первым явлением Христа народу Израиля. Именно благодаря этому Богоявлению за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп и Нафанаил.
В Евангелиях от Матфея и Луки мы читаем, что после знакового события крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, готовясь к своей миссии среди людей. В течение этого времени Он был искушаем дьяволом, не ел и не пил, и только по истечении этого другого времени Он почувствовал голод (Лк. 4:2). Три раза дьявол искушал Христа, но Спаситель оказался слишком крепким духом и отверг все искушения.
Что можно есть на Крещение Господне
В сам праздник Крещения поста не установлено. Однако в Крещенский Сочельник, предшествующий празднику, православные соблюдают строгий пост. Традиционным блюдом этого дня является сочиво, приготовляемое из крупы (например, пшеницы или риса) с добавлением меда и изюма.
Празднование Крещения Господня начало приниматься ещё во времена апостолов, что подтверждается упоминаниями об этом дне в Постановлениях и Правилах Апостольских. Первоначально Крещение и Рождество отмечались совместно как единственный праздник, называвшийся Богоявлением.
С IV века (в различных местностях эта дата может различаться) праздник Крещения Господня стал отмечаться отдельно от Рождества, однако до сих пор можно увидеть отражение единства обоих праздников в разных богослужениях. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, который сопровождается строгим постом и особыми традициями.
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных, которых называли оглашенными, поэтому этот день часто именовался днем Просвещения, праздником Светов или Святыми Светами. Эти термины подчеркивают, что Тайна Крещения очищает человека от грехов и просвещает Светом Христовым. Уже тогда существовала традиция освящать воды в водоемах в этот день.
Подробнее здесь
Где и зачем купаться на Крещение
Купание на Крещение является устоявшейся традицией, символизирующей как внешнее, так и внутреннее очищение. Считается, что после такого купания человек становится чистым как душой, так и телом. По этой причине многие верующие стремятся отправиться к ближайшим прудам и водоемам, чтобы окунуться и совершить религиозный обряд.
Часто верующие задаются вопросом: нужно ли всем обязательно окунаться в прорубь на Крещение-2023? Учитывая, что многие не могут этого сделать из-за здоровья, а в России празднование выпадает на зимний период, когда температура порой опускается до -10 — -20 градусов.
На это вопрос специалисты и священнослужители дают разные ответы. Так, глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Иларион подчеркивает, что церковь не требует обязательного погружения в прорубь на Крещение-2023.
Врачи же в свою очередь советуют погружаться в ледяную воду только людям с хорошей физической подготовкой, которые уже к этому привыкли. Специалисты отмечают, что неподготовленным людям купание, даже при не слишком низкой температуре, может принести непоправимый вред; это может привести к развитию пневмонии, переохлаждению и инсульту из-за резкой смены температур, что приводит к спазмам сосудов. Людям с сердечными заболеваниями, гипертонией, аллергией, диабетом и некоторым другим состояниям крайне не рекомендуется участвовать в этом обряде.
Адреса расположения купелей в Москве
На Крещение-2023 в Москве будут открыты множество оборудованных купелей, возле которых будут дежурить скорые, полиция и МЧС. Вот список мест, куда можно отправиться, чтобы совершить погружение в воды:
- улица Большая Академическая, вл. 38а (Большой Садовый пруд);
- 1-й Лихачевский переулок, д. 6 — 8 (Большой Головинский пруд);
- улица 1-я Останкинская, д. 7, стр. 1 (Дворцовый пруд);
- улица Оранжерейная, д. 18 (озеро Святое);
- Свободный проспект, д. 2 (Терлецкие пруды);
- Измайловское шоссе, 73ж (купель Вернисаж в Измайлово);
- Олений пруд № 5 (Нижний Майский пруд);
- улица Заозерная, д. 2 — 6 (озеро Белое);
- улица Дольская, д. 1 (Верхний Царицынский пруд);
- Загородное ш., вл. 2 (пруд Бекет);
- улица Борисовские пруды, вл. 2 (Борисовские пруды);
- Нахимовский проспект, вл. 8 (пруд Зеленка);
- улица Воронцовские пруды, д. 3 (Большой Воронцовский пруд);
- улица Академика Виноградова, д. 12 (зона отдыха Тропарево);
- улица Черневская, стр. 1 (Черневский пруд);
- улица Профсоюзная, д. 123б (санаторий РАН);
- Филевский бульвар, д. 21 (Филевская пойма);
- улица Большая Филевская, д. 40а (ГАУК ПКиО Фили);
- улица В. Ботылева, д. 41 (поселок Рублево);
- улица Воскресенская, д. 3а (Мещерский пруд);
- ландшафтный парк Митино, ул. Барышиха, вл. 4;
- Иваньковское шоссе, д. 3 (ПИП Покровское-Стрешнево);
- улица Свободы, д. 56 (ГАУК г. Москвы ПКиО Северное Тушино);
- улица Твардовского, д. 16, к. 3 (Строгинская пойма);
- улица Исаковского, напротив дома № 2 (Кировская пойма);
- улица Таманская, д. 91 (Малое бездонное озеро);
- Карамышевская набережная, д. 13 — 15;
- улица Авиационная, д. 79-1 (яхт-порт Алые паруса).