Телепередача «Акулы пера» выходила в эфир с 1995 по 1998 год. В её качестве ведущего выступал известный журналист Илья Легостаев. Этот проект стал одним из самых скандальных и резонирующих шоу на российском телевидении того времени, так как Легостаев приглашал на программу наиболее провокационных участников из музыкальной сферы страны и вёл с ними откровенные беседы, затрагивая острые темы.
История одного дизайна. Логотип телекомпании ВИD
В рубрике «История одного дизайна» мы делимся интересными аспектами создания известных объектов дизайна — их предпосылками, значением, а также влиянием на развитие визуальной культуры и общества в целом.
В рамках данного материала мы обратимся к логотипу телекомпании ВИD, которая сыграла важную роль в становлении постсоветского телевидения. Логотип был разработан вопреки традиционным маркетинговым принципам: потусторонняя чёрно-белая маска вызвала у зрителей страх, но в то же время стала узнаваемым символом революционного вещания в России.
Предпосылки
ВИD — это одна из первых частных телекомпаний в Советском Союзе, созданная в 1989 году благодаря реформам, которые позволили образовывать кооперативы и небольшие предприятия. Инициаторами открытия телекомпании стали молодые журналисты и телевизионные профессионалы, среди которых были такие личности, как Александр Любимов, Владислав Листьев, Александр Разбаш и другие, которые ранее создавали нашумевшую передачу «Взгляд».
Целью создания ВИD было полное реформирование отечественного телевидения, что в значительной степени им удалось. Телекомпания начала производить передачи нового формата, ранее не существовавшие в советском пространстве, такие как «Поле чудес», «Музобоз», «Жди меня», а также реалити-шоу «Последний герой».
Для таких уникальных шоу требовалось яркое и динамичное позиционирование, которое могло привлечь внимание зрителей.
Основание компании ВИД
С приходом эпохи гласности в Советском Союзе местное телевидение обрело новые краски и возможности. Появилась новая волна свободных журналистов, способных создавать интересный и актуальный контент. Это дало толчок к формированию группы талантливых молодых профессионалов, желающих реализовать собственные проекты. Для объединения усилий таких журналистов 2 октября 1987 года было создано творческое объединение «Взгляд» на базе одноимённой телепередачи.
Основными основателями объединения стали:
- Владислав Листьев (ведущий программы «Взгляд»);
- Иван Демидов (администратор «Взгляда»);
- Александр Политковский (специальный корреспондент передачи);
- Андрей Разбаш (ассистент режиссёра);
- Александр Любимов (второй ведущий «Взгляда»).
Телепрограмма «Взгляд» имела ошеломительный успех, ведь она первой начала обсуждать темы, которые ранее были под запретом в Советском Союзе. Она стала первым полноценным ток-шоу на постсоветском телевидении и получила культовый статус у зрителей, оставаясь любимой до своего закрытия в 2001 году.
На волне популярности создатели «Взгляда» приняли решение реорганизовать свое объединение. Они начали создавать дополнительный контент, что потребовало устройства новой студии. Осенью 1990 года творческое объединение было переименовано в телекомпанию ВИД, что расшифровывалось как «Взгляд и другие». Теперь компания обрела статус юридического лица и активно запускала различные телевизионные проекты.
Развитие проекта
Чтобы расширить аудиторию, Владислав Листьев решил открыть дополнительные офисы компании в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Эти филиалы имели свои собственные заставки и сосредоточились на региональных темах, что способствовало успешному продвижению.
Тем временем была основана и собственная газета, зарегистрированная в Минпечати СССР. Она позиционировалась как печатная версия телепрограммы «Взгляд». В 1992 году газета была переименована в «Новый взгляд», однако впоследствии её руководство разорвало все связи с ВИД и начало издавать её самостоятельно.
В 1992 году телекомпания стала холдингом, который включал в себя ряд структур. К этому моменту ВИД уже успела запустить в эфир несколько передач, ставших культовыми для российского телевидения.
Одной из таких передач является «Поле чудес» — первая советская телевизионная игра и второй проект после «Взгляда». Первым её ведущим был Владислав Листьев. Передача продолжает транслироваться и по сей день, оставаясь популярной у зрителей.
Также в этот период были запущены:
- «Веди» — передача о ретро-новостях;
- «Шоу-биржа» — музыкальное ток-шоу;
- «Эльдорадо» — программа о паранормальных явлениях;
- «Красный квадрат» — политическое шоу.
В этот же период были созданы и несколько других передач, которые смогли достичь определённого успеха в телевизионном эфире.
Создание логотипа и его значение
После вышеописанной истории переходим непосредственно к логотипу. Первый логотип ВИД был создан сразу же после основания компании в 1987 году. Авторами знаменитой заставки стали Владислав Листьев и его супруга Альбина Назимова. На тот момент она работала реставратором в музее востоковедения и предложила использовать керамическую скульптуру китайского философа Го Сяна для оформления логотипа.
Оригинал этой скульптуры находился в музее. Как следует из изображения, фигура представляла собой лицо человека, на голове которого сидела лягушка. Эта трёхлапая жаба в китайской культуре символизировала богатство и счастье, что могло являться одной из причин выбора именно этого произведения искусства.
Тем не менее, руководство музея отказалось дать разрешение на использование экспоната для создания логотипа, так как копирование оригинала Го Сяна было запрещено. Чтобы обойти этот запрет, Владислав Листьев решил изменить первоначальный образ при помощи компьютерной графики. Дизайнеры убрали улыбку у Го Сяна, подкорректировали детали, такие как уши, а жабы придали более абстрактный вид, сделав её похожей на чубчик. Затем полученное изображение преобразовали в черно-белый цвет, что сделало логотип ещё более загадочным и пугающим.
Интересно, что многим этот персонаж напоминал первого президента России — Бориса Николаевича Ельцина. По крайней мере, такое мнение высказывалось.
Современный дизайн логотипа
После ребрендинга у компании также изменился логотип, хотя нельзя сказать, что он претерпел кардинальные изменения. Скорее, его слегка осовременили, сохранив общую концепцию. Современный мудрец теперь улыбается, а жаба на его голове чётко прорисована. Лично я считаю, что Го Сян образца 2018 года выглядит значительно более привлекательно и не так пугающе, как его предшественник.
Логотип и заставка телекомпании
Логотип также часто подключается к различным мифам и слухам о его происхождении. Существует много туго, связанных с ним. Например, рассказывается о том, что в 1990 году Борис Ельцин, будучи президентом, обратился к ученым из НИИ Останкино с просьбой создать клона-помощника, что привело к попыткам получить живое существо из его ДНК и образца ДНК неизвестного китайского полководца. В результате эксперимента был создан гибрид, который, к сожалению, прожил всего несколько минут. Борис, увидев лицо этого клона, был поражён его схожестью с собой и заказал гипсовую копию головы клона. После этого он разместил на ней трёхлапую жабу, и гипсовая голова заняла место в его кабинете.
Вскоре Владислав Листьев и Андрей Разбаш предложили использовать гипсовую голову как логотип для новой телекомпании, хотя изначально Борис Николаевич был против. После множества разговоров с неким философом по спиритическим сеансам, он всё же дал добро на использование головы. Эта голова была отфотографирована на чёрном фоне, однако изначальное изображение не имело желаемого эффекта. Листьев принял решение внести изменения, убрав уши и реконструировав жабу. В конечном счёте, именно эта изменённая фотография стала логотипом телекомпании ВИД.
После утверждения логотипа оригинальная гипсовая голова была аккуратно пересилена и скрыта в некоем укрытии в НИИ Останкино, обеспечивая тем самым её безопасность.
В 2013 году под руководством Константина Эрнста была создана новая гипсовая голова, представляющая собой лысую фигуру Эрнста с той же трёхлапой жабой.
Однако в конце сентября 2017 года гипсовая голова Эрнста была повреждена вандалами, и телекомпания была вынуждена создать новую. В процессе работы были проблемы с гипсом для создания жабы, и Александр Любимов решил выловить жабу из болота для оформления новой головы.
Заставка
Оригинальная заставка выглядела следующим образом: световой чёрный трамплин перемещался справа налево, сопровождаясь звуком в 110 децибел. Дальше по этому трамплину скакал шар, который, достигнув конца, падал вниз. После его падения возникали круги со вспышками, которые вызывали у зрителей бред и галлюцинации, и затем из темноты показывался логотип ВИD.
Автором оригинальной заставки считается Адольф Гитлер известный художник Рудольф Гигер, который работал с российскими гипсовыми комбинатами по созданию заставки при помощи технологий захвата движения, что обеспечивало великолепный результат.
С 1997 по 2000 годы на экраны выходила укороченная версия заставки, где оставались лишь финальные фрагменты с появлением логотипа ВИD. Новая версия также включала роботизированный голос, который заявлял: «Телекомпания ВИD представляет».
Телепрограммы, выпускавшиеся телекомпанией
- Взгляд
- L-клуб
- Музыкальный ОБОЗ
- Один на один
- Поле чудес
- Последний герой
- Русская рулетка
- Угадай мелодию
- Фабрика звёзд
- Некоторые считают, что логотип олицетворяет лицо самого Ельцина, в контексте Каменного Огромного Боевого Робота ВИД (КОБРВИД), созданного таинственной бригадой учёных.
- После кончины Ельцина Константин Эрнст и группа неизвестных лиц основали телекомпанию с названием «Boris Nikolaevich Dead», которая позже была переименована в «Красный квадрат».
- В трудные 90-е годы этот логотип весьма эффективно защищал от видеопиратов, отпугивая их.
- Во Франции образ логотипа был перенесён в кинематограф: увидев его, люди начали работу над фильмом «ВИДок», основанным на биографии Фаддея Булгарина.
- Попытки создания собственного телеканала, на котором день и ночь демонстрировалась бы заставка телеканала, также не увенчались успехом: жюри отказало в связи с недостаточной концептуальностью.
- Логотип ВИD также получил распространение в игре ДООМ 2.
- ВИD может интерпретироваться как организация президентов Владимира и Дмитрия.
- Такое название постоянно связано с современными компьютерными технологиями.
- В один из дней Эрнст проходил мимо главного входа в Останкино, когда логотип ВИD на одном из флагов неожиданно вышел из-под контроля и попытался укусить его за голову. К счастью, мимо оказался Якубович, который спас Эрнсту жизнь, бросая всевозможные овощи, обещая взамен оставить передачу «Поле чудес» в эфире на время своего президентского срока.