Особое внимание к проблеме домашнего насилия стало проявляться во времена правления Петра I. В то время появлялось все больше людей, которые советовали мужьям строить свои отношения с женами так, чтобы они любили, уважали и не боялись своих мужей. Один из авторов, живший в последние годы петровской эпохи, заметил:
Бей не жалей. История семейного насилия на Руси
Недавние изменения в законодательстве относительно домашних конфликтов создают стойкое чувство дежавю. Проблема семейного насилия преследует нашу страну на протяжении всей её истории. Разумеется, нельзя утверждать, что все россияне постоянно страдали от насилия в домашних условиях. Тем не менее, в разные эпохи домашнее насилие, которое воспринималось по-разному — как более или менее допустимое, — было частью жизни значительного числа людей и продолжает оставаться таковым до сих пор.
Древнерусские источники права довольно сдержанно относились к вопросу домашнего насилия. Одним из первых упоминаний о подобных бытовых конфликтах можно считать известный «Домострой». Этот документ приобрёл печальную, хотя и незаслуженную репутацию.
«Домострой», безусловно, не обладал законодательной силой, представляя собой скорее сборник рекомендаций, советов и назиданий. Тем не менее, он интересен именно с точки зрения отображения тогдашних представлений о приличии и дозволенном поведении. В современном обществе некоторые разделы этой книги, касающиеся домашних отношений, стали предметом острого обсуждения. Например, такие рекомендации, как «плетью постегать по вине смотря» или «любя же сына своего, учащай ему раны — и потом не нахвалишься им», создают впечатление, что здесь отсутствует пространство для дискуссии.
На самом деле, автор «Домостроя» стремился смягчить нравы. При более внимательном изучении этого источника можно обнаружить, что он в первую очередь посвящён не конкретным унижениям домочадцев, а вопросам семейной жизни и отношения между супругами в целом.
Обращаясь к вопросам насилия в семье, «Домострой» уделяет лишь незначительное внимание. Основное внимание в нём уделено именно ограничению агрессивного поведения. Мужу, жене и детям предписывается любить друг друга, а также мужу на жену не гневатися, а жене на мужа всегда жить в любви и в чистосердечности.
Более того, «Домострой» конкретно перечисляет, что делать не следует:
Не гневитися ни жене на мужа, ни мужу на жену, а за каждую вину не бити ни по уху, ни по виду, не повреждать сердца кулаком, не пинком, ни посохом не колоть, никаким железным или деревянным орудием не бить. Кто с сердцем или с кручины так сильно бьет, тот может получить множество заболеваний, таких как слепота и глухота, вывихи рук и ног, головные боли и зубные болезни, а для беременных и для детей это может привести к повреждениям во утробе. Убеждает лишь тот случай, когда великая вина и большое несчастье, из-за чего серьезно ослушался или пренебрег, в таком случае наказывая, просто придерживаясь вежливости, только за руки, по вине смотря.
С точки зрения современных стандартов, указания не бить по лицам, не избивать жену палкой и не заниматься увечьями кажутся странными и устаревшими.
Тем не менее, это всего лишь свидетельство мрачных обычаях тех времён. Вся Европа, от Лиссабона до Урала, была населена преимущественно бедными и неграмотными людьми, жизнь которых находилась под постоянной угрозой. Соответственно, высокие требования к моральному поведению и фоновая жестокость в семьях были привычным явлением.
Людям не требовались особые стимулы для применения физического насилия. Напротив, необходимость ограничить такое насилие ощущалась острее, и пусть не в виде официальных законов, но через неофициальные рекомендации стремились добиться более приличного поведения в семейных разбирательствах.
В общем, это явление имело довольно распространённый характер — споры в семье были обыденностью. Государство вмешивалось, как правило, лишь в тех случаях, когда дело доходило до серьезных увечий или убийства. При этом наказания различались в зависимости от пола: женщину, совершившую убийство мужа, могли заживо закопать (хотя на практике эту варварскую меру чаще всего заменяли на пожизненное заключение в монастыре), тогда как муж за аналогичное преступление получал лишь порку.
Избил — можешь развестись
Эпоха Петра I и ранняя Российская империя характеризовались, скорее, благими намерениями, чем реальными усилиями общества и государства в исправлении нравственных устоев. С одной стороны, общество становилось всё более светским и менее патриархальным, с другой стороны, русская деревня, где проживало подавляющее большинство населения, продолжала следовать предписаниям предков. Тем не менее, время не оставалось неподвижным. Разнообразные житейские советы публиковались довольно регулярно, которые начали содержать новое видение о семейных отношениях.
В этих рекомендациях советовали относиться к жене так, чтобы она «любила, почитала и не пугалась» мужа. В середине XVIII века один автор делает настоящую революцию, внося предложение, которое звучит смело для своего времени: «В вечную и непременную регулу положи сие: чтобы жены никогда не бить». Это заявление действительно было смелым для XVIII века. Мужчина, безусловно, считался главой семьи, но осуждение тирании в семье начало становиться общей темой среди тогдашних литераторов — как светских, так и духовных.
В этот же период начала практиковаться практика разводов в случае «биения» между супругами. Хотя она не была массовой, само явление уже не воспринималось как норма. Однако до рассмотрения, как правило, доходили лишь самые вопиющие случаи.
Например, монахини Новодевичьего монастыря однажды проводили освидетельствование женщины, подвергшейся побоям, в результате которого был обнаружен перелом ребра, отсутствие двух зубов, повреждение языка. Замечательно то, что жалобы на такое обращение поступали не только от крестьянок, но и от дворянок, жен попов и купчих.
Светские власти шли в ногу с церковными. Екатерина II распоряжалась о лишении чести и прав состояния, а также о заключении в тюрьму тех, кто был признан виновным в семейных насилиях. По сути, это было первооткрывательство в отечественном законодательстве — впервые семейное насилие стало рассматриваться как отдельная категория правонарушений.
В XIX веке жизнь принесла некоторые новшества. Письменное право усложнялось, а общественные взгляды на допустимое и необходимое начали трансформироваться. «Уложение о наказаниях» 1845 года уже отражает очень близкую к современным законодательным позициям подход:
«За жестокое обращение с супругой, подтверждённое обстоятельствами, особенно в случае, если ей причинены увечья, муж, по жалобе жены или её родителей, подлежит наказанию, аналогичному тому, что назначается за тяжкие побои, раны или увечья. Если он является христианином, его отправляют на церковное покаяние по указанию духовного начальства. Также к тем же наказаниям и на том же основании подвергается жена, которая, пользуясь слабостью своего мужа, наносит ему раны, увечья, тяжкие побои или иным образом причиняет ему страдания или мучения».
В случаях, когда происходили тяжкие случаи увечья (определение которого почти без изменений перекочевало в современный уголовный кодекс), виновные незамедлительно отправлялись в Сибирь на каторгу.
В целом, на этом этапе Россия не выделялась среди других стран и шла в общем потоке, который постепенно двигался к смягчению нравов. К концу существования Российской империи общество уже демонстрировало готовность к эмансипации женщин и к недопущению физических наказаний в семье.
Плеткой вежливенько, но без фанатизма
Основная задача книги заключалась в указании пути к установлению гармоничных отношений между супругами. Она полностью основывалась на христианских принципах и призывала жить в любви, уважении и согласии. В одной из глав содержится прямое указание на недопустимость жестоких побоев в православной семье:
Не гневитися ни жене на мужа, ни мужу на жену, а за каждую вину не бити по уху, ни по виду, не повреждать сердца кулаком, не пинком, ни посохом не колоть никаким железным или деревянным предметом. Кто с сердцем или с кручины так сильно бьет, может иметь множество заболеваний, таких как слепота и глухота, вывихи рук и ног, головные боли и зубные болезни, а для беременных и детей это приводит к повреждениям внутри утробы. Наказывать плетью нужно разумно и при соблюдении всех мер предосторожности, только в случае серьёзного проступка; наказывать следует лишь за внутреннюю строгость, и при этом держать её по вине смотря.
Правда, упоминается, что автор допускает наказание плетью «вежливо», но и с учетом того, что времена тогда были жестокими и средневековыми. Благодаря этому, жестокое обращение с партнером, наносящее травмы супруге, детям и слугам, согласно «Домострою», должно было быть строго наказано. В XVI-XVII веках жена имела право обратиться с жалобой против мужа, распускающего руки.
Суды над средневековыми абьюзерами
Историки обнаружили множество судебных документов тех времён, в которых зафиксированы дела против мужей-драчунов. В качестве свидетелей обычно выступали родственники женщин. В случае если факты насилия подтверждались, мужчин наказывали. В зависимости от степени вины их могли подвергнуть штрафу, церковному покаянию или порке кнутом. В самых серьезных случаях домашнего тирана направляли к искуплению в далёкий монастырь.
Но последнее решение оставалось за супругой. Если женщина решала простить своего непутёвого мужа, суды нередко шли ей навстречу, и домашнего насильника могли простить. Для этого жене требовалось подать челобитную о помиловании. В таких случаях всё могло ограничиться строгим внушением и предупреждением. Если же супруг снова принимался за старое, снисхождение к нему больше не допускалось, и наказание назначали самое строгое.
Как женщины противостояли насилию
Картина Владимира Маковского «Не пущу!», 1892 года
Национальный музей Киевская картинная галерея/Public domain
Во-первых, женщину, имеющую живых отца или братьев, особенно богатых и влиятельных, её муж, скорее всего, не побьёт. Уничтожить человека в допетровской Руси было не так сложно. А если имеется власть, это можно было сделать довольно легко. Как же выживали женщины без поддержки влиятельных родственников?
Побег. Чаще всего женщины сбегали в родные края, чтобы обратиться к родственникам и подать челобитную на мужа. В подобной ситуации они писали, что муж угрожает её жизни — это являлось официальным поводом для развода и суда. Однако в 1646 году жена одного дворянина из Путивля, сбежав в неизвестном направлении, в конечном итоге уехала за границу, в Литву, оставив маму и детей, и вернулась только после получения известия о смерти мужа.
Насельницы Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, начало ХХ века
Побег в монастырь. Попросить защиту у епископа, игумена или просто у монашеской общины — особенно женской — было весьма эффективным способом. В монастырях жили многие женщины, сбежавшие от домашнего насилия, а также те, кого постригали насильно их знатные мужья, дабы жениться на других. В таких обителях как нигде лучше понимали тяжесть женской участи и беды.
Обвинение мужа в государственном преступлении. Женщина могла использовать подлые методы своего мучителя — к примеру, объявить о том, что муж замышляет убийство царя или планирует побег за границу. Такое обвинение даже против невиновного горе-отца, скорее всего, оканчивалось бы его казнью в результате пыток в московской тюрьме. Однако важно было иметь серьёзные доказательства, такие как поддельные документы или свидетеля, который под пытками подтвердил бы, что муж действительно замышлял сбежать за границу. Иначе к доносчику и всем, кто подтвердил бы её показания, могла бы уготована та же судьба.
Наказание кнутом Н. Лопухиной. Гравюра Ж.-Б. Лепренса, 1766
Справедливый суд. Такой суд мог состояться только при наличии у женщины собственных средств (например, наследства от отца, которое считалось неприкосновенным и не могло принадлежать мужу), влиятельных родственников или друзей. По умолчанию суды предоставляли приоритет мужчины.
Д. Г. Булгаковский, Эхо. Пьянство и его последствия. Иллюстрированный альбом с бытовыми сценами из жизни людей, преданных пьянству
Убийство мужа. Самые отчаянные женщины шли на крайние меры и решались на ликвидацию своих мучителей. За умышленное убийство мужа полагалась смертная казнь через заживо закопание, поэтому женщины часто пытались доказать, что умысла не было. Например, в 1629 году Аграфена Бобровская из Мценска поразила своего спящего мужа саблей и утверждала, что ударила его ненароком, не любя. Это, конечно, было противоречиво, но Аграфена настаивала на том, что у неё не было злого умысла и что у неё была падучая болезнь (хотя соседи свидетельствовали, что такой болезни у неё никогда не было). Как завершилось это дело, история оставила в тени.
Домашнее насилие в отношении мужчин
Иван Горохов, Запил, 1929
Не следует считать, что жены никогда не наказывают и не убивают своих мужей. Домашнее насилие в отношении мужчин также существовало, хотя такие случаи, безусловно, были в подавляющем меньшинстве.
Убийство мужа иногда стало причиной завладеть его имуществом, полагающимся вдове. В 1625 году жена Дмитрия Еремеева, посадского человека из Белоозера, испытала попытку убить его в бане с помощью ножа, в дальнейшем пытаясь удушить его деревянным колом, но муж дважды выживал. На суде жена оправдывалась, что сошла с ума и была наказана кнутом.
Один стрелец из Устюга свидетельствовал, что жена пыталась задушить его, когда он спал, а впоследствии угрожала убийством при помощи колдовства. Жена иконописца из Курска подговорила троих мужчин для убийства своего мужа во сне.
Однако женщины, желавшие стать вдовами, чаще прибегали не к убийству, а к жалобам на мужей в государственных преступлениях или обвинениям в колдовстве, предварительно собрав доказательства и свидетелей.
Свадебные обряды
Сегодня свадьба для девушки является радостным и волнующим событием. На Руси же свадьба ассоциировалась со смертью. Подготовительное время к замужеству означало, что на девушку надевали головной убор белого цвета — куколь, в котором её, в конце концов, хоронили; это символизировало выход невесты из жизни. Славянки выходили замуж в белом, но в тот период это был не цвет торжества, а цвет печали, так как мертвецов хоронили в белых саванах.
Когда девушке надевали свадебный наряд и покрывали её голову куколем, она переставала считаться живой. С этого момента она становилась «мертвой» и не должна была касаться других людей, так как прикосновения «мертвеца» могут быть опасными и губительными. В некоторых селах невест водили в баню, мыли, как мертвых, и укладывали её спать в красном углу, где обычно оплакивали усопших.
После самого свадебного обряда телега с новобрачными проезжала сквозь огонь, символизируя очищение невесты от связей с миром мёртвых. Также после свадьбы девушка лишалась своих волос и меняла имя, что символизировало её возвращение из мира мертвых в мир живых.
Обряд соумирания
Этот обряд существовал у многих племён Древней Руси. Когда умирал муж, жена иногда отправлялась вслед за ним на погребальный костёр. Она совершала самоубийство, чтобы позже быть положенной рядом с мужем. Наоборот, этот обычай не действовал: если мужчина становился вдовцом, он не умирал вслед за женой, а продолжал жить своей жизнью.
Кроме того, если у мужчины было несколько жён, то на костёр шла официальная супруга, а остальные покорно рвали на себе волосы и горевали из-за того, что они не следуют за любимым господином. Временами за покойным следовали и те, кто был зависим от него: родственники и слуги.
Внутрисемейное насилие на Руси: За что били крестьянских женщин, и как они могли защититься
Чтобы получать на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью, присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В крестьянском сообществе считалось, что женщины должны подвергаться строгому обращению, чтобы их недостатки и пороки не взяли над ними верх. В деревенской среде распространено было мнение о невысоком интеллектуальном уровне женщин — у бабы длинные волосы, но короткий ум. Всё это создавало систему, где женщина должна была беспрекословно подчиняться главе семьи — будь то свекор или муж. Как правило, такая подчинённость происходила не из уважения, а в результате страха стать жертвой физического насилия.
За любую оплошность — невкусно приготовленный обед, неразумное расходование средств — женщина могла быть наказана. В селе не говорили о том, чтобы «бить», это считалось «учить», и применение физической силы не воспринималось как нечто неприемлемое, напротив, для «уважающего себя» мужчины это было долгом (жена не получала ударов — значит, и толку не будет).
За какие провинности крестьянские женщины могли быть битыми
Возражения, критика действий мужа, — основание для побоев./ Фото: vozlelesa.ru
Не одобрялось поведение, подрывающее авторитет мужчины в глазах окружающих. Любые возражения или критика действий мужа служили достаточным основанием для побоев. Также осуждали лень, медленное выполнение хозяйственных работ, неуместность хранения и использования ресурсов. Супружеская измена (или даже подозрение в ней) могло привести к жестокому наказанию. В таких ситуациях к процессу «обучения» могли подключаться и другие члены семьи — свекровь и свекр, в частности.
Жестокость объяснялась риском зачатия и рождения ребёнка от другого мужчины. В крестьянской среде появление нового члена семьи означало увеличение необходимых усилий и дележ ресурсов на большее количество человек. Перспектива существования незаконнорожденного крайне нежелательна для главы крестьянского домохозяйства. При этом физические пытки в адрес изменницы часто не были инициативой только мужа. Сходы в селе могли сами принять такие решения, и свекор также мог оказаться главным инициатором таких действий.
В случаях, связанных с супружеской неверностью, применялись побои с элементами публичного унижения. Так, в селе Ярославской губернии, доведённый до крайности муж запряг свою жену в телегу наряду с лошадью и начинал наносить удары кнутом поочерёдно — то по животному, то по женщине. Таким образом, крестьянин преодолел расстояние в восемь верст. В результате его жена скончалась.
Физическое насилие применялось при отказе в сексуальной близости мужу./ Фото: ya-russ.ru
Мужчина, который осуждал применение наказания к неверной жене и порицал этого за свою мягкотелость, подвергался насмешкам и осуждению. Такое поведение воспринималось как угроза основам домашнего устройства, непригодность для роли главы семьи. В свою очередь, физический насилие использовалось и в тех случаях, когда жена отказывала мужчине в сексуальной близости. Как сообщает кандидат исторических наук З. Мухина, побои могли последовать даже после отказа раскрываться перед свекром (это явление именуется снохачеством). Наказанием строптивой родственницы обычно становилось больше работы и постоянные придирки.