Одним из наиболее выдающихся русских писателей, философов, публицистов и мыслителей является Фёдор Достоевский, который появился на свет 11 ноября 1821 года в семье бедного врача-ординатора в Москве. В атмосфере, пронизанной литературой, вечерами семья Достоевских совмещала чтение произведений таких авторов, как Пушкин, Карамзин, Державин, а также Анны Радклиф, которая стала основоположницей жанра готического романа.
1. Достоевский против Тургенева
У этих двух выдающихся писателей XIX века существовали совершенно противоположные идеологии. Иван Тургенев, автор знакового романа «Отцы и дети», был убеждённым западником и либералом, тогда как Фёдор Достоевский представлял собой консерватора-почвенника. В своих работах, таких как «Идиот» и «Бесы», Достоевский утверждал, что либералы разрушают Россию и ведут её к гибели, настаивая на том, что русские должны сохранить свою уникальную культурную идентичность и православие.
Неудивительно, что между писателями существовали неприязненные отношения. С юных лет Тургенев, происходя из богатой дворянской семьи, высмеивал своего угрюмого коллегу. В одном из своих насмешливых стихотворений он назвал Достоевского прыщом на носу литературы. Достоевский в свою очередь не скрывал своего негодования, выражая недовольство тем, что при всём своём достатке Тургенев получал гонорары за публикации в четыре раза больше, чем он.
Главная причина их конфликта была связана с идеологическими взглядами. Все эти либералишки ругать Россию находят первым своим удовольствием, – говорил Достоевский в письме другу в 1867 году, комментируя роман Тургенева «Дым». На тот момент Тургенев проживал во Франции, и Достоевский с sardonic humor советовал ему приобрести телескоп, ведь иначе, по его мнению, разглядеть Россию было трудно. Тургенев, конечно, был глубоко обижен подобной шуткой.
В свою очередь, его раздражала глубокая психологичность произведений Достоевского, а также его склонность исследовать мрачные уголки человеческой души. Психологическое ковыряние, – именно так он охарактеризовал стиль Достоевского.
2. Есенин против Маяковского
Знаешь, почему я – поэт, а Маяковский так себе – непонятная профессия? У меня есть родина!, – с энтузиазмом говорил Сергей Есенин, обсуждая своего соперника в борьбе за звание самого известного поэта Серебряного века. Происходя из деревни, находящейся в 200 км от Москвы, и став знаменитым крестьянским поэтом, он черпал вдохновение в лирических ощущениях России, её природе и жизни.
Владимир Маяковский, являвшийся поэтом эпохи русской революции, с трудом понимал подобные темы, поскольку его творческая энергия была направлена на прославление светлого будущего, которое, по его мнению, должны были построить пролетарии и машины труда. Несмотря на то что оба поэта проживали в Советском Союзе, это не помешало Маяковскому клеймить Есенина как ненадёжного и чуждого классовым интересам. Это ведь из деревенского хора… балалаечник!, – пренебрежительно писал Маяковский в своём стихотворении «Юбилейное». Пылкий Есенин в ответ на чтениях своих стихов порой выкрикивал: Маяковский – бездарь!.
Несмотря на их споры, соперники признавали талант друг друга. Поэт Матвей Ройзман вспоминал, что Маяковский громогласно восхвалял стихи Есенина, при этом предостерегая Ройзмана: Есенину ни слова. Есенин же подчеркивал, что Маяковского из литературы не выкинешь и даже стремился помириться с ним, но время утекло, и в 1925 году поэт ушёл из жизни, свёл счёты с ней.
Проблема доступа к видеоурокам
В настоящий момент доступ к видеоурокам ограничен, и вы не можете просматривать или делиться видеоуроками с вашими учениками.
Чтобы получить возможность доступа к этому и другим видеоурокам в комплекте, вам необходимо добавить его в личный кабинет.
2. Распространяйте видеоуроки на личные кабинеты учеников.
3. Оценивайте статистику просмотра видеоуроков вашими учениками.
Конспект урока «Русские писатели XIX века: дружба, вражда, споры»
· Исследуем, какие русские писатели девятнадцатого века обладали крепкими дружескими связями.
· Изучаем споры и конфликты между русскими литераторами.
· Порассуждаем о сложных взаимоотношениях литераторов XIX века.
Как можно сравнить классиков русской литературы? Некоторые могут сказать, что они как звёзды на ночном небосклоне, сверкающие и излучающие свет своего таланта на читателей. Но такое сравнение не совсем корректно. Ведь звёзды действительно разделены огромными расстояниями. Однако писатели, напротив, имели много общего между собой.
Многие из великих классиков, произведения которых мы изучаем, были хорошо знакомы друг с другом. Они вместе посещали литературные салоны и собрания, проводили время вместе, обменивались идеями для своих произведений. Но иногда между литераторами возникали и неприязненные чувства, порой доходившие до ссор.
Начать разговор об отношениях писателей XIX века стоит с Александра Сергеевича Пушкина. Он имел тесные дружеские связи с Василием Жуковским, которого Пушкин считал своим наставником. Также поэт высоко ценил своих лицейских друзей: Вильгельма Кюхельбекера, Петра Вяземского, Ивана Пущина, все из которых тоже были поэтами.
Отличные дружеские отношения связывали Пушкина с Иваном Крыловым и Александром Грибоедовым; они даже планировали совместное путешествие.
Одним из близких друзей Пушкина стал Владимир Иванович Даль, создатель знаменитого толкового словаря. На момент их знакомства Пушкин уже был известным поэтом, а Даль только начинал свой путь в литературе. Их сблизила общая любовь к сказкам. Владимир Даль вспоминает:
Я взял свою новую книгу, – делился Владимир Иванович, – и пошёл представить себя поэту. Предметом нашего знакомства стали Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского. … Пушкин взял мою книгу, прочитал её с начала, с конца и шутливо говорил: Очень хорошо.
В ответ Пушкин подарил Далю рукописный вариант Сказки о попе и работнике его Балде, при этом в автографе он уместил их имена рядом:
Твоя отъ твоихъ! Сказочнику казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин.
Именно Пушкин, узнав о страсти Даля к собиранию различных слов и пословиц, настаивал на создании словаря. Вместе с Далем Пушкин путешествовал, собирая информацию о Пугачёве для своей книги.
После трагической дуэли, в результате которой погиб Пушкин, Владимир Даль оставался у постели умирающего друга до самого конца. Именно к нему были обращены последние слова поэта. Пушкин передал Далю на память свой перстень, который считался его талисманом. Когда Даль попытался отказаться, Пушкин взволнованно сказал: «Бери, друг, мне уже не писать».
Ещё одним близким другом Пушкина стал Николай Васильевич Гоголь. С юных лет он восхищался произведениями Пушкина, и, приехав в Санкт-Петербург, сразу же отправился навестить своего кумира. Однако визит получился несколько комичным: слуга не пустил Гоголя внутрь, сказав, что хозяин спит. Гоголь, представляя поэта, как человека, погружённого в творческий процесс, предположил, что Пушкин сочинял стихи всю ночь. На самом же деле поэт играл в карты с друзьями. Это стало шоком для Гоголя. Настоящее знакомство писателей произошло лишь через два года, и с этого момента между ними завязалась дружба. По просьбе Гоголя Пушкин иногда предлагал идеи для «Ревизора» и «Мёртвых душ», способствуя изданию произведений друга. Гоголь же всегда учитывал мнение Пушкина, утверждая, что ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собой.
Иннокентий Анненский (1855 — 1909)
Две трети творчества этого выдающегося деятеля просвещения, педагога и критика долгое время оставались неопубликованными. При жизни Иннокентия Анненского упоминали больше как директора Царскосельской гимназии и попечителя учебных заведений, нежели как поэта и драматурга. Между тем, он не только мастерски переводил стихи Горация, Бодлера, Верлена и Малларме, а также все 19 пьес Еврипида, но и создавал свои собственные произведения.
Решение не публиковать свои стихи до 30 лет было принято Иннокентием по совету старшего брата, и его первый сборник, «Тихие песни», вышел в 1904 году под псевдонимом Ник. Т-о. Позднее внимание всех привлекли символисты, такие как Брюсов, Бальмонт, Белый и Блок, а Анненский, считавший, что поэзия не может быть другой, кроме символической, остался в тени. Его вспомнили лишь после его смерти, когда на вечере памяти Анны Ахматовой звучали его стихи, а она назвала его единственным своим учителем, а Николай Гумилев — последним из царскосельских лебедей. Поэты-акмеисты организовали мемориальное общество Кифара, а футуристы, в частности Владимир Маяковский, вдруг заинтересовались творчеством умершего поэта и стали считать его своим предшественником.
Среди миров
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя.
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
Когда, сжигая синеву,
Багряный день растет неистов,
Как часто сумрак я зову,
Холодный сумрак аметистов.
И чтоб не знойные лучи
Сжигали грани аметиста,
А лишь мерцание свечи
Лилось там жидко и огнисто.
И, лиловея и дробясь,
Чтоб уверяло там сиянье,
Что где-то есть не наша связь,
А лучезарное слиянье.
Фёдор Сологуб (1863 — 1927)
Поэт-богоборец, создатель образа Змия, Богодьявола и певец запахов, веривший в переселение душ. Некоторые его современники всерьёз считали его колдуном, так как он предсказал свою собственную смерть, Октябрьскую революцию и ряд других событий, о которых никак не мог знать заранее.
Фёдор Сологуб, самый загадочный и таинственный из русских поэтов-декадентов, родился в семье портного по фамалии Тетерников, и потеряв отца в возрасте четырех лет, остался наедине с матерью, которая безжалостно наказывала сына за малейшие проступки. Тем не менее, она не запрещала ему читать книги. В конечном итоге Фёдор, мечтая сбежать от жестокой действительности, прочитал не только «Робинзона Крузо», «Короля Лира» и «Дон Кихота», но и произведения Белинского, Добролюбова и Писарева. Он начал писать стихи ещё подростком, и, став учителем, не оставил своего увлечения.
Во время учёбы он занимался переводом Шекспира, Гейне, Гёте, венгерских и польских поэтов, а также писал прозу. Он начал публиковаться в 1884 году, а в начале 1900-х годов его квартира стала местом поэтических вечеров, где встречались такие литераторы, как Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Александр Блок, Андрей Белый и Валерий Брюсов. До Первой мировой войны он, совместно с женой, выполнял переводы стихотворений Верлена и трагедий Клейста, а за несколько лет до своей смерти прекратил публикации из-за запрета со стороны советской власти. Большая часть его трудов остаётся недоступной для читателя, однако роман Мопассана «Сильна как смерть» и «Кандид» Вольтера, как и поэзия Верлена, до сих пор публикуются в его переводах.
Темницы жизни покидая,
Душа возносится твоя
К дверям мечтательного рая,
В недостижимые края.
Встречают вечные виденья
Ее стремительный полет,
И ясный холод вдохновенья
Из грез кристаллы создает.
Когда ж, на землю возвращаясь,
Непостижимое тая,
Она проснется, погружаясь
В туманный воздух бытия, —
Небесный луч воспоминаний
Внезапно вспыхивает в ней
И злобный мрак людских страданий
Прорежет молнией своей.
Иван Сергеевич Тургенев
На первых страницах романа «Отцы и дети» уже можно заметить, что автор лишён какой-либо умственной подготовки для достижения своей цели; он не имеет чёткого понимания новой положительной философии, а о старых идеалистических системах знает лишь поверхностно и наивно…
Александр Скабичевский. Русское недомыслие // Отечественные записки, № 9, 1868 год
Гончаров
Влияние поверхностных идей и работа под бременем чужих мыслей так очевидно в романе «Обрыв» Гончарова, что автору было бы гораздо разумнее не публиковать его. Каждый человек имеет достаточно самолюбия, чтобы не стремиться к фиаско. Однако похвалы со стороны друзей, как видно, сбили Гончарова с толку, и он забыл, что оценку писателю давать будет прогрессивная публика, а не несколько отсталых приятелей.
Николай Шелгунов. Талантливая бесталанность // Дело, № 8, 1869 год
Иван Сергеевич Тургенев
Великий русский писатель и активный пропагандист русской литературы второй половины XIX века, оказавший огромное влияние на поэтику своего времени, родился 9 ноября 1818 года в городе Орле. Он принадлежал к древнему дворянскому роду из Тулы. Первоначально Иван Сергеевич стремился стать поэтом (в 1834 году он даже написал стихотворение «Стена»), но впоследствии сосредоточился на рассказах, пьесах, романах и повестях.
Среди самых известных пьес классика выделяются «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне» и «Нахлебник». Сам Тургенев считал себя последовательным продолжателем традиций Гоголя-драматурга. Благодаря Тургеневу в русской литературе возник новый типаж – «лишние люди», хотя многие писатели и поэты ранее описывали себе подобных персонажей (например, Чацкий, Печорин, Онегин и т.д.).
Ключевым произведением Тургенева стал роман «Отцы и дети», который стал знаковым и отразил множество противоречий между различными поколениями. Среди прочих замечательных рассказов и повестей, особенно выделяются «Записки охотника», «Муму», «Певцы», «Бирюк» и «Ася».
Писатель создал интересный типаж женщины, который получил название «тургеневская девушка». Она отличается самоотверженностью, нравственной чистотой, силой внутреннего духа, тонким восприятием, а также замкнутостью, что объясняется её воспитанием в условиях, свободных от негативного влияния городской и светской жизни.
Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой — величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века, родился 9 сентября 1828 года в своей усадьбе Ясная Поляна в Тульской области. Его фамилия известна не только в России, но и за её пределами. На протяжении четырёх лет подряд он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), однако впоследствии отказался от дальнейших номинаций.
Творчество Толстого является своего рода переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Кроме того, писатель оказал значительное влияние на развитие европейского гуманизма и на формирования реалистического направления в общей мировой литературе.
Самым значительным произведением Толстого по праву считается роман-эпопея «Война и мир», главной темой которого является поиски исторической судьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Удивляют не только колоссальные масштабы романа, но и удивительная детализация каждого из персонажей. При этом писателю удалось сделать каждую главу и часть романа сюжетообразующими и завершёнными. Кроме этого, другие важнейшие произведения Льва Николаевича включают:
- роман «Воскресение» (последнее произведение);
- трилогия «Детство, Отрочество, Юность»;
- роман «Анна Каренина»;
- повести «Крейцерова соната», «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Отец Сергий»;
- драматургические произведения «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»;
- автобиографические дневники и очерки.
Основная цель творчества Толстого заключается в исследовании жизни человеческой души, её реакций на социальные противоречия, а также в нравственном совершенствовании человека и его переосмыслении собственного места в жизни. Его религиозно-философские взгляды проявились в критике духовенства и чрезмерных церковных ритуалов.
Лев Николаевич также выражал недовольство тем, как священнослужители относились к людям, в зависимости от их материального положения. В феврале 1901 года он был отлучён от Православной церкви. Умер писатель 20 ноября 1910 года в рязанской деревне на станции Астапово, которая ныне носит его имя.