Многим молодым девушкам в Афганистане угрожает принудительный брак, так как голод, доводящий людей до крайностей, заставляет их продавать своих дочерей, чтобы спасти оставшихся членов семьи от голодной смерти, — заявляет активистка Сорая Собхранг.
Как сегодня живут женщины в Афганистане. 6 подробностей, от которых не по себе
В Афганистане жестокое обращение с женщинами является общеизвестной нормой, поддерживаемой даже законами.
В декабре 2018 года 23-летняя афганка, Хадиджа, решила положить конец своим мучениям и облила себя бензином. Её удалось спасти, но она долго находилась в больнице с ожогами третьей степени. Хадиджа страдала от постоянных избиений и унижений со стороны мужа, который утверждал, что она не представляет собой ничего. Безусловно, можно сказать, что многие женщины в разных странах сталкиваются с подобными ситуациями. Однако в случае Афганистана важно понимать, что такое отношение к женщинам считается нормой не только с точки зрения социальных норм, но и с точки зрения законодательства, не говоря уже о моральных аспектах.
С изменением власти в 2021 году первые на себе ощутили последствия новые законы, и это были женщины. Рассмотрим шесть фактов о жизни афганских женщин, от которых становится не по себе.
В Афганистане замужним женщинам запрещено выходить из дома
Для большинства женщин в мире выход на улицу – это привычная и нормальная часть жизни. Однако для афганских женщин это стало чем-то необычным и даже экстраординарным. Это воспринимается как акт неповиновения. Им запрещено посещать парки, спортивные залы и даже общественные бани. Теперь дом стал своего рода тюрьмой для жительниц этой страны.
По новым указам женщине запрещается передвигаться в общественных местах без наличия при себе родственника мужского пола, который относится к её махраму. В большинстве случаев выходить на улицу позволяется только для выполнения неотложных дел, причем в таких ситуациях они обязаны носить чадру.
Согласно новым рекомендациям, если женщина не прикрывает лицо, когда покидает дом, то её отец или ближайший родственник мужского пола может быть арестован или уволен с работы в государственных структурах. Пожилые женщины и девочки освобождены от этих требований.
Лицо женщины — символ разврата
Пять лет режима Талибана с 1996 по 2001 год сформировали устойчивый образ, когда это радикальное движение ассоциировалось с экстремальной жестокостью, особенно в отношении женщин. Им было запрещено работать, учиться и выходить на улицу без мужского сопровождения, а также носить бурку. Нарушение этих запретов могло привести к жестокому наказанию: всего за декабрь 1996 года таким образом были наказаны 225 женщин.
Без бурки женщина фактически считалась раздетой. Талибы настаивали на том, что лица афганок могут видеть лишь члены их семей. Это привело к тому, что людей заставляли заколачивать окна своих домов, чтобы случайные прохожие не смогли заглянуть внутрь. Лицо женщины воспринималось как источник разврата для мужчин, — утверждал один из представителей Талибана, объясняя подобные указы.
Жесткие установки о сегрегации мужчин и женщин проявлялись даже в экстренных случаях: ни один врач-мужчина не имел права прикасаться к женщине, даже если она нуждалась в медицинской помощи. За нарушение этого правила врача могли избить или арестовать. Лечили женщин только женщины-врачи, которые часто работали в ужасных условиях, без доступа к чистой воде, необходимому оборудованию и даже электричеству. В таких учреждениях зачастую не было высококвалифицированных специалистов.
За эти пять лет правления талибы систематически лишали афганских девочек возможности получать образование. В школе разрешалось обучаться только ученицам начальной школы — по достижении пубертатного возраста девочек, как правило, выдавали замуж. В ряде провинций даже оспаривали возраст учениц, что приводило к тому, что в брак вступали даже восьмилетние. Если позволить таким ограничениям продолжаться, семьи вынуждены были спешить с одобрением дочерей на получение минимального образования. Школьницы старались посещать столько уроков, сколько могли, чтобы получить базовые знания, — делится воспоминаниями один из афганцев. К 2001 году в учебных заведениях практически не оставалось девочек.
Все эти ограничения объяснялись принципами шариата. Тем не менее реальное положение дел было лишь отдаленно связано с исламским правом, отмечает востоковед-афганист Александра Ковальская в интервью Ленте.ру. Корни жестоких указов Талибана больше обусловлены пуштунскими обычаями (пуштуны — народ иранского происхождения, в основном проживающий в Пакистане и Афганистане — прим. Ленты.ру).
К их толкованию шариата добавляются специфические менталитет и традиции. Например, ислам не требует, чтобы женщины закрывали лицо, когда выходят на улицу, однако в традициях пуштунов это является нормой, и различия в понимании женских прав и свобод достаточно велики. То, что наблюдалось в период с 1996 по 2001 год, не имело прямого отношения к шариату.
Ситуация с правами женщин в Афганистане начала медленно улучшаться после свержения Талибана и ввода международных сил в 2001 году.
Женщины-воительницы
К 2007 году доля учениц в школах увеличилась почти в 40 раз и составила 41,7 процента. К 2011 году этот показатель вырос еще больше — до 65,6 процента среди общего числа учащихся. Существенно увеличилось и количество студенток: по данным 2016 года, доля девушек среди студентов Афганистана составила 28 процентов, а среди преподавателей — 14 процентов.
Для многих афганок открылись беспрецедентные возможности, которые не существовали при талибах. Женщины вновь получили возможность служить в армии — они могли это делать до 1996 года. С 2014 года США и их союзники по НАТО начали консультировать вооруженные силы Афганистана и помогать с набором женщин на службу.
Афганки могли занимать такие должности, как судьи, офицеры полиции и даже министры. По данным на 2020 год, доля женщин в парламенте Афганистана была заметно выше, чем в американском Конгрессе (27 процентов против 23 процентов).
Тем не менее, эти свободы в основном были доступны только девушкам из крупных городов, и даже там не обходилось без нарушения прав и домогательств. Многие женщины из сельских районов по-прежнему полностью зависели от мужчин. В ряде мест афганки не могли даже обеспечить себе доступ к медицинским услугам, ходить в школу или устроиться на работу. Кроме того, многие мужчины в провинциях оставались консервативными: немногие из них соглашались позволить своим дочерям учиться.
Тем не менее, политики пытались поддерживать тенденцию к женской эмансипации, как могли, указывает Ковальская. В частности, бывший президент Ашраф Гани поощрял назначение женщин на руководящие должности, а его супруга, первая леди Рула Гани, активно участвовала в официальных мероприятиях и возглавляла социальные проекты.
На законодательном уровне каждая женщина имела право на защиту, медицинскую помощь и образование, а также на равенство с мужчинами — так говорилось в конституции, принятой в 2004 году.
В 2009 году афганские власти также приняли закон, согласно которому государство должно было защищать женщин от насилия. По данным Human Rights Watch, благодаря этому закону правоохранительные органы действительно начали уделять больше внимания преступлениям против девушек и женщин. Хотя жизнь в селе могла значительно отличаться от жизни в крупных городах, у афганских девочек появился шанс на более свободное и самостоятельное существование — но теперь даже этот шанс был отнят талибами.
Что обещал женщинам Талибан?
Талибан контролировал Афганистан с 1996 по 2001 год, принуждая жителей следовать жестким законам шариата. Девочкам старше восьми лет было запрещено посещать школу, женщинам — работать (за исключением сферы здравоохранения) и выходить на улицу без сопровождения близкого родственника мужского пола (при этом обязанность носить паранджу оставалась неизменной). За супружескую измену женщин подвергали наказанию в виде избиения камнями.
В докладе Human Rights Watch о ситуации в Афганистане в 2001 году одна женщина рассказала, как боевики Талибана избили её на глазах ребенка за то, что отверстия для глаз в её парандже были слишком широкими. Сотрудники полиции нравов (специальные отряды, следящие за соблюдением шариатских законов) могли в любую минуту избить женщину, если она находилась в «неправильных» носках или слегка обнажила лицо. Некоторые женщины подвергались заключению, если допускали ошибки, такие как проезд в такси без мужчины или ношение одежды, подчеркивающей силуэт.
Правила строгого дресс-кода касались всех, включая медицинских работников. Один из отчетов указал, что администратор больницы в одной из провинций заставил женщину-хирурга надеть чадру во время операции.
Внешне все остается прежним
На первый взгляд, в Кабуле жизнь продолжается как прежде. Все еще много женщин с открытыми лицами, гуляющих в одиночку, а граффити с изображением женщин на стенах не стирают. Группы женщин сидят в кафе, обсуждая различные темы за чашкой чая. На перемене из школы для девочек выбегает радостная толпа учениц: талибы обещали, что женщины смогут получать образование. Однако девушку за рулем автомобиля больше не увидишь. В Министерстве иностранных дел женщин в кабинетах я не заметила, несмотря на то, что еще три года назадpress-аккредитацию мне выдала молодая чиновница.
Талибы упразднили Министерство по делам женщин, заменив его на Министерство поощрения добродетели и предотвращения порока, — печально делится своим мнением 42-летняя Джамиля Хамиди, экс-сотрудница аппарата президента. — Я не вышла на работу. Женщины-полицейские заперлись в домах и молятся, чтобы к ним не пришли ночью с угрозами: „Вы служили американцам, пора рубить вам голову“. 20 лет назад талибы отрезали женщинам пальцы за лак на ногтях и били палками. Страх остался. Мне рассказали о одной вдове в Герате. У неё слепая дочь, и она не может пойти на рынок, так как боится палочных наказаний. Соседи помогают ей, организовав доставку продуктов… Так и продолжаем жить.
Это государство мужчин
Возможно, талибы пока не трогают женщин, поскольку предполагают, что консервативное общество Афганистана само все вернёт на свои места. 29-летняя Зарифа Гафари, ставшая мэром городка Майдан-Шар в сорока километрах от Кабула, в первый же день своей работы столкнулась с нападениями толпы мужчин: её закидали камнями. В другой раз один житель Майдан-Шара открыл угон на её машину. Его арестовали, но он не понимал, за что: Баба не должна быть руководителем, это считается грехом. В итоге Гафари не смогла оставаться в городе под своим управлением: она добиралась в офис из Кабула. Афганистан — это по сути государство мужчин, — уверена студентка Кабульского университета Бенафша Сулеймани. — Всем девочкам, учившимся в высших учебных заведениях, лучше уехать. Люди за пределами Кабула не видят ничего предосудительного в том, что женщина носит бурку, не покидает дом без наилучшего мужчины и строго выполняет свои обязанности по рождению детей… От неё не требуется иметь собственное мнение. Наша страна не может вырваться из средневековья, пока не поменяет менталитет. Но сменить его никто не собирается.
У блокпоста талибов по дороге в Кундуз к стеклу моего автомобиля стучит нищенка с детьми. Жестами показывает на рот, прося о еде. Я беру хлеб, но передаю его осторожно, стараясь не прикоснуться. В Афганистане даже случайное прикосновение к женщине может вызвать ненужный скандал. На данный момент много обсуждений о том, как изменится положение женщин при Талибане. Им, безусловно, хуже не станет: просто потому, что уже и так нет куда хуже.
Запрет на образование
После прихода к власти радикального исламистского движения «Талибан» в стране, практически все женщины были уволены со своих государственных должностей.
Им запретили посещать парки, ярмарки, спортивные залы и общественные бани, а также предписали обязательно покрывать голову на публике, а по возможности — носить никаб, который полностью закрывает лицо и фигуру.
Однако больше всего пострадали девочки-подростки и студентки: власти запретили им посещение средних и высших учебных заведений.
Плакат в одном из афганских университетов показывает, как должны выглядеть студентки. Многие из них были бы рады вернуться к учебе в любой, даже самой консервативной одежде, но им запретили учиться вообще.
На данный момент начальные школы для девочек все еще открыты.
Этот запрет был введен сразу после того, как талибы вернулись к власти в 2021 году.
Талибы аннулируют разводы афганок с мужьями-абьюзерами
Сначала талибы уверяли, что это временная мера, связанная с нехваткой преподавателей и отсутствием инфраструктуры для раздельного обучения. Однако в конце прошлого года министерство образования просто заявило, что студентки больше не должны возвращаться в университеты после зимних каникул.
Женщинам отказывают в праве на образование, хотя некоторые авторитетные исламские духовные лидеры страны выступают в его поддержку, ссылаясь на отсутствие подобных ограничений в Коране.
Такой известный религиозный деятель, как Факирулла Фаик, заявил, что образование для женщин не представляет проблемы. Один из представителей Исламского общества Северной Америки, Харун Имтиаз, подчеркнул, что запрет талибов на образование для девочек абсолютно неприемлем и противоречит исламским учениям.
«В Коране и высказываниях пророков не содержится ни одной упоминания, оправдывающего подобные действия талибов», — отметил он.
Согласно данным ЮНЕСКО, в настоящее время 80% афганских девочек и женщин школьного и студенческого возраста (это примерно 2,5 миллиона) не посещают образовательные заведения.
Это решение талибов перечеркнуло все достижения в области образования для женщин, которые были достигнуты за последние 20 лет.
Некоторые университеты поспешили убрать женщин даже с рекламных плакатов.
Хосна Джалил стала первой женщиной в Афганистане, назначенной на высокую правительственную должность заместителем министра по делам женщин.
Она также успела поработать в министерстве горнорудной промышленности и нефтяной отрасли, а также в аппарате президента до возвращения талибов.
Хосна переехала в США за несколько месяцев до захвата Кабула талибами в августе 2021 года.
Сразу после этого новые власти заменили министерство по делам женщин на министерство, занимающееся пропагандой добродетели и предотвращением порока.
«20-летнее правление талибов изменило общество, — говорит Хосна Джалил. — Люди стали понимать, что все имеют право на базовые права, включая мужчин и женщин, и должны жить достойно. Основное отличие заключается в том, что женщины стали говорить громче. В 1990-х они были более молчаливыми, а сейчас они не боятся выйти на улицы».
Запрет на общественную жизнь
Исключение женщин из общественной жизни приводит к еще одной проблеме: нехватке квалифицированных рабочих рук. Махбуба Серадж, активистка, которая решила остаться в Афганистане после возвращения талибов, отмечает, что эти запреты фактически ведут страну к катастрофе.
В декабре 2022 года новые власти выпустили другой указ, который запрещает женщинам работать в неправительственных организациях (НПО), где они составляют от 35 до 45 процентов сотрудников.
Плакат Министерства добродетели и предотвращения порока на витрине магазина в Кабуле с надписью «Согласно законам шариата, мусульманки должны носить хиджаб». Религиозная полиция талибов развесила такие объявления по всему городу.
Этот запрет может напрямую угрожать жизням афганцев. Женщины и девочки вне своих семей могут общаться только с другими женщинами и девочками.
«Это означает, что мы можем встретиться только с медсестрами, акушерками или врачами-женщинами. Наших дочерей могут обучать только учительницы. В семьях, где нет мужчин, женщины не могут получить денежную или продовольственную помощь, если в пункте выдачи отсутствуют женщины-сотрудники, с которыми они могли бы пообщаться», — рассказала британской газете Telegraph одна из учительниц, назвавшаяся Фатимой.
В результате такие женщины и дети в этих семьях будут лишены гуманитарной помощи, без которой им будет невозможно выжить.
Раздача гуманитарной помощи в одной из благотворительных организаций. Семьям, в которых нет мужчин, будет гораздо сложнее договориться об помощи.
Даже в местах, где женщинам разрешено работать, таких как больницы, это, по словам Хосны Джалил, основано лишь на устных договоренностях. «Талибы согласились на это только на словах, оставляя за собой возможность в любой момент отозвать такие разрешения», — добавила она.
Несмотря на первоначальное обещание не лишать женщин права на работу и образование, талибы продолжают усиливать ограничения, все больше вторгаясь в жизнь женщин.
«Одна женщина, с которой мы общались в Афганистане, сказала, что все эти запреты похожи на замедленное исполнение смертного приговора», — рассказывает Никита Уайт из австралийского отделения Amnesty International.
Следите за новостями весной этого года в наших соцсетях: Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.