В гимназиях двух столиц России, то есть в Санкт-Петербурге и Москве, ученикам предписывалось носить синие однобортные куртки с красным воротником-стойкой, а также фуражки. При этом канты на фуражках варьировались в зависимости от гимназии, и каждая школа имела свой уникальный цвет – это могли быть белый, красный или голубой оттенки.
Социальный камуфляж или убийца индивидуальности: что говорят о пользе и вреде школьной формы актуальные научные исследования
Тематика школьной формы вызывает горячие споры среди родителей, участников образовательного процесса и экспертов. Если вам необходимо будет обсудить этот вопрос, полезно будет ознакомится с историей появления школьной формы, ее ролью в Российской империи и Советском Союзе, а также с подходом к униформе в разных странах мира сегодня, включая современную Россию. Дополнительно стоит упомянуть, что говорят о положительных и отрицательных аспектах ношения школьной формы современные научные исследования.
Согласно историческим данным, считается, что первая школа, где была введена форма, находилась в Англии. В 1552 году учащиеся лондонской Christ’s Hospital School, благотворительной школы для сирот и детей бедняков, получили униформу, состоявшую из длинного синего пальто с поясом на талии, бриджей и желтых носок до колен. Это интересно тем, что данная школа продолжает существовать и в наши дни, а её форма за прошедшие пять столетий изменилась лишь незначительно – теперь обучение в ней совместное, а девушки вместо бриджей носят плиссированные юбки. Кроме того, форма по-прежнему выдается бесплатной.
Традиции ношения школьной формы особенно прочно укоренились в Англии, где даже сегодня она является обязательной в большинстве учебных заведений. В некоторых из них регламентированы даже требования к спортивной одежде.
Однако стоит отметить, что в Англии нет единого государственного стандарта, и каждая школа самостоятельно определяет требования к одежде для своих учеников.
Школьная форма в России и СССР
Официальное введение школьной формы в Российской империи произошло при Николае I, который был ярым сторонником армейской дисциплины даже в гражданской жизни. В 1834 году он издал Положение о гражданских мундирах. Этот обширный документ предписывал ношение униформы (которой был явно военный вид) для всех государственных служащих, а также для учащихся:
В Санкт-Петербургском благородном пансионе в 1820-х годах существовали три вида формы: утренняя, повседневная и парадная. Таким образом, Николай Павлович не изобрел форму, а просто положил конец беспорядку — теперь все учащиеся были одеты одинаково. Позже он выделил гимназистов и предписал им носить специфическую форму: синие суконные однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Определить принадлежность ученика к той или иной гимназии можно было по цвету отделки на фуражках.
Александр II, ставший императором, практически сразу инициировал переобмундирование армии, чиновников и гимназистов. Одним из наиболее приятных изменений стало замещение гимназических шинелей на модные двубортные пальто с меховыми воротниками, которые были актуальны в холодное время года.
В дальнейшем правлении Александра II новые детали формы менялись довольно часто, причем каждое изменение обходилось родителям весьма дорого. Только в 1868 году был установлен более-менее постоянный вариант: это были темно-синие однобортные мундиры с девятью посеребренными пуговицами и темно-серые брюки. Из-за значительного употребления синего цвета в униформе гимназистов вскоре прилипло обидное прозвище – «синяя говядина».
Примерно в это же время гимназистам, обучающимся в южных регионах, впервые разрешили носить облегчённую форму в теплое время года: пиджаки из парусины и беленого хлопка. Заметим, что такие послабления были предоставлены за несколько лет до этого военным на юге. Можно заметить, что по мере изменения военной формы использованные тенденции моментально перетекали в гимназическую.
В 1886 году форма была также регламентирована и для девочек, которые стали носить коричневые платья с фартуками.
После революции форму считали буржуазным пережитком и отменили: каждый ученик мог ходить в школу в одежде, которую могли себе позволить его родители. Тем не менее в 1948 году в Советском Союзе школьная форма была возвращена, и она явно напоминала дореволюционную гимназическую: серо-синие гимнастерки, воротники-стойки, фуражки с кокардами и ремни с пряжками для мальчиков, коричневые платья с черными (по праздникам – белыми) фартуками для девочек.
Лишь в конце хрущевской оттепели, в 1962 году, мальчики получили новую форму – из милитаристского стиля их переодели в модные короткие пиджаки с лацканами и брюки с стрелками. В 1970-х изменился стиль: старшеклассники начали носить синие пиджаки-блейзеры, младшие – куртки того же цвета. Однако девочкам повезло меньше – им продолжали предписывать ношение серых или коричневых платьев и черных фартуков, а для самовыражения оставались лишь воротнички, которые могли использоваться в качестве аксессуара.
После распада СССР школьную форму отменили, но такая свобода продолжалась недолго: в 2013 году по новому закону «Об образовании» учебные заведения получили право вводить обязательную форму, и практически все из них воспользовались этой возможностью.
Древний мир
Первые известные школы возникли в Древнем Египте и среди шумеров. Шумерские школы, названные эддуба, то есть «дом писцов», оставили о себе письменные свидетельства. Изображения классов из Древнего Египта также сохранились, и по ним видно, что особой формы у школьников не было. Каждый из них мог быть, как в белой, так и в цветной одежде.
Тем не менее могли быть иные знаки различия, присущие обучающимся. Например, шумеры славились тем, что писцы всегда носили с собой пары глиняных табличек и стилус, что также делали и ученики.
В Древней Греции школы значительно варьировались в зависимости от полиса. Образование было доступно всем свободным гражданам, и было много школ – все свободные греки были грамотны. Причем девочек обучали на дому, а в школу ходили преимущественно только мальчики. Откуда и идет само слово «педагог», переводящееся как «сопровождающий мальчика».
Однако единой формы в Греции не существовало, даже спартанцы обучались практически нагишом. Несмотря на это, именно в Древней Греции была зафиксирована первая школьная форма. Известно, что в 334 году до нашей эры ученики Аристотеля носили белые хитоны и галстуки, повязанные особым восточным узлом. Это, согласитесь, сильно напоминает современные школьные белые рубашки с галстуками.
Европа
Можно предположить, что именно на эту первую школьную форму ориентировались в Англии, где форма появилась в эпоху Возрождения – когда мир вновь изучал достижения Древности после Средневековья. Но это не так. В то время галстуки еще не носились, а сама форма была очень простой.
Первоначально она появилась из-за бедности: первую форму ввели в 1552 г. в школе для сирот Christ’s Hospital в Лондоне. Она была довольно невзрачного синего цвета. Существует мнение, что этот цвет предполагал покорность, однако на самом деле это было обусловлено тривиальной причиной – синий цвет считался самым дешевым.
Эта школа существует и сегодня и считается элитной – бедных сироток там, вероятно, уже не найдете. Кроме того, форма также изменилась за время своего существования, однако и по-прежнему остаётся в духе Тюдоров, времени её создания. Мальчики носят синие пальто с галифе, а девочки – юбки с ремнями и желтые гольфы. Однако единой формы для всех школ в Англии не закрепилось, каждая образовательная структура имеет свои требования. Главным считается герб или отличительный знак школы, который нашивается на одежду в виде шеврона.
Эта традиция, в свою очередь, распространилась на страны, которые были когда-то британскими колониями – в Сингапуре, Индии, Новой Зеландии и Австралии форма является обязательной, но каждая из школ устанавливает свои собственные правила. Что касается других стран Европы, то до недавнего времени там практически не было школьной формы. Бывали попытки ввести формационные стандарты, но они не прижились. Школьная форма находилась лишь в Франции в XX веке – она существовала с 1927 года по 1968, а также в Польше до 1988 года, но польская форма была связана с традициями времён вхождения в Российскую империю.
Школьная форма: за и против
Преимущества школьной формы обсуждаются часто, и особенно выделяется её удобство и экономия времени. Подобные нюансы не следует недооценивать: постоянные раздумья о том, что надеть каждое утро могут значительно отвлекать от более важных задач. Один из секретов продуктивности таких людей, как Билл Гейтс, состоит в продуманном гардеробе, состоящем из однотипных свитеров и джинсов на каждый день. Аналогично и с формой: имея базовый школьный гардероб, нет необходимости тратить время по утрам на выбор одежды.
На мой взгляд, основное преимущество школьной формы – это унификация. Одежда позволяет уравнять всех учеников, вне зависимости от уровня благосостояния и социального статуса. Это помогает избегать конфликтов в детском коллективе и убирает ненужную конкуренцию. Дети начинают конфликтовать и соперничать в более продуктивных вещах – таких, как знания и навыки.
Однако главный недостаток формы – это ограничение разнообразия и невозможность самовыражения через стиль одежды. Но стоит помнить, что школьная среда создана для приобретения знаний в условиях порядка и дисциплины. Именно эта атмосфера и способствует формированию образовательного процесса.
Как собрать школьный гардероб
Базовый школьный гардероб включает в себя брюки и пиджак для мальчиков, а для девочек – юбку, платье или сарафан и пиджак. Этот основной комплект можно дополнить трикотажным жилетом. Кроме того, для базового гардероба понадобятся рубашки, блузки, водолазки или лонгсливы, а для девочек – колготки или гольфы, в зависимости от сезона.
Данный набор легко комбинировать в зависимости от времени года, погодных условиях, событий или личных предпочтений. На формальные мероприятия можно прийти в комплекте брюки/юбка + пиджак + строгая рубашка/блузка. Для повседневной жизни подойдут такие сочетания, как жилет с водолазкой, лонгсливом или более свободными рубашками. У девочек есть дополнительные возможности для игры с гардеробом – они могут комбинировать юбку и пиджак с платьем или сарафаном с лонгсливом.
Умение подбирать гардероб, умело сочетая одежду и аксессуары, становится искусством, которое можно начать осваивать уже в школьные годы. Хороший вкус не является врождённым, но его можно развить через интерес к современным модным тенденциям и изучению брендов.
При выборе школьного гардероба обращайте внимание на четыре основных критерия:
1896 ГОД:
Женское образование в России развивалось медленнее, чем мужское, поэтому установление положения о гимназической форме для девочек произошло позже – лишь в 1896 году.
Форма для гимназисток состояла из длинных платьев с воротничком-стойкой и фартуками. В повседневные дни гимназистки носили черные фартуки, а на праздники – белоснежные фартуки и пелерины. Фасоны и цвета платьев варьировались в зависимости от учебного заведения и даже от класса.
С 1914 ГОДА:
Трудности с школьной формой начались с Первой мировой войны: у людей не хватало денег на её приобретение. Министерство народного просвещения начало выпускать циркуляры, разрешающие носить домашнюю одежду как в стенах школы, так и за её пределами, при условии что она скромная и опрятная.
После революции форму отменили, как и сами гимназии. В обществе сложилась ситуация, когда одеть ребенка в специальную форму было проблематично. Более того, форма начала восприниматься как пережиток буржуазного общества.
Благородные девицы: екатерининские и советские
Школьная форма для девочек появилась в России во второй половине XVIII века с открытием Института благородных девиц. Цвет платья у учениц зависел от возраста: чем старше была воспитанница, тем светлее был её наряд. В начальных классах девочки носили коричневые платья, в средних – зеленые или синие, а в старших – белые. Поверх платья носили фартуки. Когда в конце XIX века девочкам открыли доступ к другим учебным заведениям, им установили форму, основанную на коричневом институтском платье с фартуком, но вместо шелка использовалась шерсть. Этот элемент школьного гардероба оказался удивительно долговечным и просуществовал с незначительными изменениями до перестройки.
В 1950-х годах за внешним видом школьниц в учреждениях следили очень тщательно. Нельзя было носить распущенные волосы или делать стрижки, единственной приемлемой прической были косички, в которые вставлялись атласные ленты. В это время зародилась мода на объемные белые банты. Тем не менее выделиться среди одноклассниц можно было через дополнения к платьям – воротники могли быть как гладкими, так и кружевными. Кружево на манжеты и воротнички представлялось в продаже, готовые изделия и ленты можно было найти в магазинах галантереи. Несмотря на единый цвет, девочки могли выбирать фасон своих платьев – они могли быть прямыми, со складками или с плиссированной юбкой. В брежневскую эпоху требования к школьной форме и внешнему виду учащихся ослабли, и девочки стали носить модные стрижки, колготки и чулки, хотя использование косметики и проколы ушей по-прежнему оставались под запретом.
Модная форма с Кузнецкого
В 1962 году мужская форма школьников претерпела серьезные изменения. Мальчиков одели не в гимнастерки и кители, а в модные пиджаки с лацканами, брюки со стрелками и белые рубашки. Разработал эту форму дизайнер Сергей Бейкер, работавший в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком мосту, который стремился перейти от послевоенного стиля к более гражданскому и деловому. Через десять лет снова произошли изменения: старшеклассники стали носить синие пиджаки, а младшеклассники – синие куртки. Обязательными атрибутами школьной формы были галстуки и комсомольские значки. Ученики со 3 по 7 классы ходили в школу с красными галстуками и значками, прикрепленными на левой стороне пиджака или фартука. После восьмого класса, при поступлении в комсомол, они носили только комсомольские значки.
В 1980-х годах реформы о школьной форме коснулись и девочек. Модельер Алла Чекунина предложила старшеклассницам новый комплект, состоящий из блейзера, жилета, блузки и юбки, который также был выполнен в синем цвете. Найти производство для такой формы было сложно, поэтому выбор пал на фабрику, созданную ранее лишь для легких платьев. Несмотря на привлекательный облик, качество юбок и пиджаков оставляло желать лучшего: рукава частенько изнашивались за короткое время. Однако есть и положительные моменты – благодаря новому формату школьницы смогли каждый день менять блузки или носить белые футболки. После распада Советского Союза обязательная школьная форма была отменена, и ученики 2000-х годов стали следовать офисному дресс-коду – белый верх, черный низ, с возможностью носить джинсы. Сегодня вопрос о единой школьной форме остаётся нерешённым: большинство школ вводят свои правила в зависимости от мнения родителей и учеников. Тем не менее, традиции прошлых лет продолжают жить, и на праздновании последнего звонка современные ученицы часто надевают платья и фартуки в стиле 1970-х годов, которые им шьются на заказ.