ЭТО ИНТЕРЕСНО! Недавние изменения в законодательстве Японии предоставили гейшам возможность выступать на телевидении, писать книги, участвовать в театральных постановках и сниматься в кино. Эти меры были введены в целях сохранения и поддержки уникальной и древней профессии гейши.
Кто такие гейши и чем они известны в японской культуре?
Вместе с Александрой Мартыновой, хореографом и преподавателем современного танца, выпускницей KM Dance Academy в Калифорнии, разберем детали славной японской профессии гейш.
Если для работниц Квартала удовольствий в Японии чайная церемония служила прозрачным эвфемизмом для обозначения бордельных услуг и доставки опиума, то когда гейши спрашивали: «Хотите чаю?», они подразумевали именно это — чай как часть их культурной практики. У гейш обычно не было романтических отношений; их сближение с клиентами было факультативным и совершенно не обязательным.
В восточной культуре гейши, проституция и театр существуют как отдельные явления, что для западного туриста может выглядеть очень похоже. Внешне гейшу можно отличить от девушки, с которой можно провести ночь. Это можно сделать, например, по тому, как у нее завязан бант на многослойном кимоно: у гейши он завязывается сзади, а у ойран — спереди, плюс гейша носит носки, в то время как ойран часто показывает обнаженные ступни в босоножках. Человек, знакомый с этими и другими нюансами, сможет легко распознать, кто перед ним, увидев женщин на улице. На японском театре можно встретить танцующих молодых гейш, ведь их количество в стране невелико, но профессия все еще жива, и их внутренние иерархии продолжают существовать.
Термин «майко», что в переводе с японского означает «танцующее дитя», относится к молодым девственницам, которые еще не переведены в ранг гейш. В юном возрасте они получают приглашение выступить с танцем на сцене театра в большом составе коллег. Зачем это нужно? Это дает возможность перспективным девочкам привлечь клиентов или найти себе покровителей.
Танцующие девочки выглядят мягко и хрупко. Их движения элегантны и легки, они не торопятся, прекрасно понимая, что на них завороженно смотрит множество глаз из темного зала. Среди потенциальных клиентов есть и возможные покровители, которых называют «данна». Это обеспеченные мужчины, которые оплачивают танцевальные уроки и кимоно, покрывают иные расходы женщин, которые им понравились. Взамен они получают особые привилегии и повод для гордости. Открыто обсуждать детали своих соглашений ни одна из сторон не собирается. Будущая гейша относится к своему гостю с уважением и сохраняет его конфиденциальность.
Мнение эксперта
Александра Мартынова, хореограф и педагог по современному танцу, выпускница калифорнийской KM Dance Academy, отмечает:
Некоторые гейши официально признаны живым национальным достоянием Японии. Они играют ключевую роль в сохранении японского театра, музыки и традиционных танцев благодаря строгой системе передачи знаний от поколения к поколению. Девушки этой редкой профессии охраняют тончайшие традиции своей культуры и вносят в них современные идеи.
Для кого танцуют гейши?
Общими клиентами чайных домов становятся бизнесмены. Гейши всегда считались частью высшего общества, и их услуги могли позволить себе только обеспеченные мужчины. На вечеринки и ужины, включая мероприятия в других городах, приглашаются влиятельные лица, принцы, политики и могучие мироправители. Если гейшу вызывают на мероприятие в другой город, ей бронируют билеты исключительно первого класса, а в поезде рядом с ней не будут сидеть простые люди — так проявляется уважение к их статусу. Это самое высшее общество, которое только можно представить: роскошные рестораны и мероприятия, о которых остальные даже не слышат. Гейши прекрасно адаптируются к подобным условиям. Они способны поддержать разговор на темы искусства и могут сделать так, чтобы любой мужчина чувствовал себя интересным и остроумным собеседником.
Гейша — это не просто женщина, это настоящая волшебница, способная создать вокруг себя атмосферу сказки и очарования.
Исторически гейши стали олицетворением самых прекрасных женских качеств с точки зрения японцев. Они чувствовали себя более свободными, чем большинство японских женщин. Все свидания обычно проходили в чайных домах. Через чайную церемонию гейши умело поддерживали атмосферу, улыбались и с интересом слушали мужчин, в то время как чайный дом передавал клиентские деньги менеджеру. Гейша никогда не видела баснословных сборов, которые поступали ей на душу; она лишь кормила свою душу комплиментами и небольшими деньгами на карманные расходы.
Представьте себе, что вы живете в Японии, где вокруг мрачная атмосфера и личной свободы почти нет. И вот перед вами танцующая с веерами и улыбкой юная девушка в шелковом кимоно, которая под звуки флейты изящно движется по комнате, невольно и привлекательно следя за движениями своих рук. Это и есть мечта! Танец, музыка, искусство гейш призваны сохранить все прекрасное и возвышенное в нашем мире. Быть гейшей — значит быть обладательницей таланта, обученной музыке, танцам, пению и культурным нормам общения. Гейша никогда не позволит себе зевнуть на позднем ужине и не даст собеседнику понять, что ее не интересуют его истории о себе. Это элементарная вежливость и аристократичность, так широко культивируемые в Японии. Быть гейшей — значит стоять на пике развлекательной индустрии и возглавлять артистическую иерархию.
В этот период многие мужчины ощущали восторг от того, что гейша танцует именно для них и уделяет им внимание. То, что они платят за это, лишь подстегивало их эго и поднимало самоуважение.
Она не такая
Интересно отметить, что первые гейши были мужчинами. Это звучит невероятно, однако это факт. В то время они развлекали не женщин, а других мужчин, играя уловки, шутя, пели непристойные песни и заставляя своих слушателей готовиться к встрече с юдзё — японскими проститутками. Однако вскоре женщины начали успешно занимать сцену, так как мужчинам надоели скучные спешные развлечения. Женщина по имени Касэн-сан из чайного домика Огия в токийском районе красных фонарей Ёсиваре стала одной из первых, кто отлично справился с этой ролью.
Первоначально гейшами были только мужчины. Это удивительно, но это правда.
В те далекие времена, относящиеся к середине XVIII века, не все гейши имели склонность к общественной роли или становились жертвами стереотипов. С самого начала они делились на две категории: сиро-гэйся (белая гейша), которые занимались только развлечениями, и короби-гэйся (гейша с особым статусом), которые предлагали более плотские услуги. Однако с 1779 года такие услуги стали полностью запрещены.
После этого гейши получили запрет сидеть за одним столом с юдзё, носить яркие кимоно, прически с сложными аксессуарами и длинные шпильки. Стремясь понять, как отличить проститутку от истинной гейши, следует взглянуть на пояс ее кимоно: если он завязан сложным узлом сзади, перед вами женщина-цветок (гейша), а если спереди, то ситуация ясна. Человек, который сможет завязать кимоно самостоятельно, должен иметь специальные навыки и время, а помощники должны их обучать. Для японских жриц любви это, как вы понимаете, не представляло интереса.
Гейшелогия: наука грации и искусства
Чтобы стать воплощением счастья для мужчин, гейши проходят долгосрочное обучение, начиная, как правило, с десяти лет. Однако в соответствии с современными законами начать обучение возможно только после окончания средней школы, то есть в возрасте примерно 15-16 лет. Ранее девочек сдавали в окия (дом гейш) из-за долгов их родителей. Попутно сейчас девушки приходят к профессии по собственному желанию. Но путь их обрушивается с жестокой реальностью, большая часть отсеивания происходит уже на первичном этапе, когда девочка становится сикоми — помощницей более опытных гейш, обычно на срок два года.
На втором этапе (девочку называют минараи) она наблюдает за искусством опытных гейш, перенимая их уловки, манеры, движения, технику макияжа, умение петь, танцевать и составлять икебану, а также навыкам наливания сакэ, стихоплетению, игре на музыкальных инструментах, как, например, на японском сямисэне. Особенно важно уметь вести непринужденный разговор с мужчинами, располагая их к себе и флиртуя. Гейша должна уметь намекать, но не переходить границы дозволенного, потому что у них нет продолжения после поцелуев, о которых стоит помнить.
Интересно, что выполнить все эти задачи гейша должна абсолютно искренне, хотя и за деньги. Но не стоит воспринимать это как насмешку над их трудом. Гейши не станут развлекать тех, кто им неприятен. Даже за цветочные деньги, как здесь называют чаевые. И если кто-то из клиентов пытается перейти границы, то может получить по лицу от веера, одним из основных инструментов в их арсенале.
Однажды, когда минараи достигла своего роста, она становится не прямой гейшей, а лишь майко — ученицей, молодой гейшей. Теперь майко может участвовать в чайных церемониях, но только в компании своей старшей сестры, опытной гейши, назначаемой хозяйкой окия. Эти старшие и младшие сестры получают обряд связи, в ходе которого старшая будет обучать младшую всем хитростям профессии, помогая обрести популярность у клиентов. Ранее для младшей сестры требовалось пройти мидзуагэ — обряд, включающий потерю девственности, выполняемый богатым пожилым мужчиной, который на протяжении недели смазывал половые губы девушки яичным белком, а на седьмой день совершал с ней половой акт. В современном мире это не практикуется. Как видно, в японской традиции много сложностей.
Как стать гейшей
Противоположно распространенному мнению, гейше не обязательно быть молодым идеалом красоты. Например, одной из когда-либо высокооплачиваемых гейш была опытная женщина, которая достигла восьмидесятилетнего возраста, и её таланты в музыке и искусстве общения превосходили конкурентов-коллег до юности.
Сикоми
В прошлом девочки начинали обучение в вашем окия в очень юном возрасте. Некоторые гейши наследовали профессию от матерей, в то время как другим хозяйки чайных домов выкупали из бедных или обедневших семей. В некоторых случаях гейшами становились даже представительницы старинных самурайских кланов, о которых осталось много воспоминаний в истории Японии. В настоящее время в связи с запретом детского труда девушки могут обучаться в окия только с 15 лет при наличии аттестата о среднем образовании.
Период становления гейши включает несколько этапов. Сначала девочка проходит этап сикоми, который может длиться от полугода до двух лет. В этот период она ничем не выделяется среди слуг — она помогает старшим подругам в их деятельности, проводит уборки и стирает. В девятнадцатом веке, в отличие от сегодняшнего времени, сикоми начинали в возрасте, равном десяти или двенадцати годам. Кроме этих несложных обязанностей, сикоми обязаны изучать этикет, танцы и музыку. Они отращивают длинные волосы для будущих сложных причесок, обучаются киотскому диалекту и носят кимоно с эта.
Минараи
Если предыдущая ступень успешно пройдена, сикоми становится минараи. Этот термин означает «наблюдатель за учителем», что точно описывает жизнь девушки на данном этапе. Минараи носили пояс, завязанный наполовину, называемый хандара, что служило их отличительным знаком. В этом виде они появлялись в обществе, принимая участие в банкетах и публичных представлениях в чайных домах. Тем не менее, их роль оставалась наблюдательной: они просто наблюдали, как старшие подруги занимались своей работой.
В современное время в эту фазу обучения старшая гейшаначинает оформлять минараи в организации по делам гейш. Эта стадия длится около месяца, после чего минараи должны сдать экзамен по классическому танцу кёмай. Если после трех попыток у кандидатки в майко не получится освоить данный вид искусства, стать гейшей она не сможет. Тем, кто успешно прошел этот тест, предстоит отметить мисэдаси — свой профессиональный дебют. После этого девушка официально становится майко.
Майко
Яркая высокая прическа, необычные нежные наряды и броский макияж — все эти приметы юной майко, которая теперь становится полноправной обитательницей окия. Майко могут быть младшими и старшими, так как период нахождения в этом статусе длится около четырех лет. В течение этого срока за младшей майкой отвечает лично назначенная старшая сестра, которая также помогает ей освоить новое. Если старшая сестра майко известна и влиятельна, то и для младшей майко ожидается большой успех. В это время ученица следует за своей наставницей и может участвовать в мероприятиях, однако ее на мероприятия еще не приглашают отдельно. Долгом майко является полное подчинение своему учителю, который, в свою очередь, обязан передавать ей свои навыки и манеры. Однако процесс обучения не заканчивается даже для истинных гейш: искусство танца и музыки требует постоянного самосовершенствования. Как только девушка меняет красный воротник своего кимоно на белый эрикаэ, это означает, что она скоро станет гейко. За месяц до этого события майко формирует себе новую, более скромную, чем прежде, прическу.
Знаменитые гейши
Многие люди, смотревшие фильм «Мемуары гейши», ошибочно полагают, что самой известной гейшей была женщина по имени Нитта Саюри. Однако это персонаж вымышленный, придуманный автором Артуром Голденом, который вольным образом интерпретировал тему гейш и приписывал им некоторые черты куртизанок, зачастую вводя в заблуждение. Реальная жизнь людей искусства более сложна и увлекательна, чем описание в фильме, который не всегда соответствует историческим фактам.
Садаякко
Одна из самых известных гейш не только была гейшей, но и добилась известных успехов как театральная актриса. Ее известность вышла далеко за пределы Японии, включая Европу. Садаякко Каваками родилась в 1871 году в многодетной семье — у нее было одиннадцать братьев и сестер. Ее отец, как и его предки, владел магазином, но потерял все свои сбережения по времени Эры Мэйдзи и был вынужден отдать дочь в окия. В двенадцать лет Сада успешно стала атотори и получила высококачественное образование в синтоистском монастыре. Она также обучалась дзюдо, верховой езде и игре в бильярд. Ее первым покровителем стал премьер-министр Японии Хиробуми Ито. Однако ее сердце больше привлекал молодой актер Отодзиро Каваками, который и приобщил её к своей профессии. Сада позже вышла замуж за своего любовника и строила карьеру в Америке и Европе, выступая как в традиционном амплуа гейши, так и в европейских спектаклях, включая пьесу Оскара Уайльда «Саломея» и оперу «Тоска».
Юки Като Морган
Эта гейша, известная как О-Юки, стала известной не только в Японии, но и за границей, однако в отличие от Садаякко ее партнером был не актер, а бизнесмен Джордж Денисон Морган, из очень известной банковской династии в США. О-Юки родилась в семье самурая и была прекрасно известна как великолепная музыканта, обожающая кокю — традиционный японский смычковый инструмент. Как позднее писала Минэко Ивасаки в своих мемуарах «Настоящие мемуары гейши», она не считала О-Юки привлекательной. Как бы там ни было, наследник династии Морган заметил ее, когда она играла на кокю в театре Мияко Одори в 1902 году. Он ухаживал за ней на протяжении двух лет и впоследствии заплатил за нее окия невероятные 20 миллионов долларов. Вполне возможно, что её семья приняла молодую женщину как законную супругу Джоржа, который скрывал от них ее предыдущее занятие. Брак длился одиннадцать лет, и у турнира детей не было. После смерти мужа О-Юки приняла католицизм и жила довольно скромно, несмотря на поддержку семьи за счет нового мужа. В 1951 году она вновь обрела популярность, став героиней мюзикла, основанного на ее жизненной истории.
Минэко Ивасаки
Сегодня Минэко Ивасаки — самая известная гейша, хотя уже давно отошла от дел. Ее популярность в значительной степени связана с тем, что именно она делилась своими воспоминаниями с писателем Артуром Голденом, который затем сделал их основой своего бестселлера. Однако Минэко была недовольна тем, как писатель описал образ гейши, и вскоре написала свои «Настоящие мемуары гейши», в которых подробно рассказала о настоящей жизни гейш, куда менее скандальной и шокирующей, чем в книге Голдена. Масако Танака, родившаяся в 1949 году, была из самурайского рода, а ее мать была потомственной пиратом.
Как девушка становилась гейшей
До середины XX века бедные родители часто отдавали своих дочерей в окия — дома, где жили гейши. Контракт подписывался на срок от 5 до 7 лет. Сначала девочки выступали в роли слуг, затем их учили искусству беседы, игре на музыкальных инструментах и правилам чайной церемонии.
Уход гейши всегда сопровождался прощальным обрядом хики-иваи независимо от причин её покидания окия. Она должна была сделать подарок своим наставникам и клиентам — коробочку с рисом. Если девушка планировала выйти замуж или намеревалась вернуться, то рис имел красный цвет. Белый рис означал, что она не собирается снова становиться гейшей.
С конца XX века интерес к этой профессии стал угасать. На сегодняшний день работа гейшей не столь популярна.
Нравится читать об истории? Ещё больше интересного в нашей статье:
А о том, куда исчезли самураи, узнайте из видео нашего проекта:
Факты и заблуждения о японских гейшах
- Гейши всегда носят грим — это не так. Традиционный макияж с белым лицом и красной помадой используется исключительно для праздничных мероприятий. Более взрослая гейша может присутствовать на чайной церемонии без грима, так как считается, что ее зрелая красота не требует дополнительных украшений.
- Все гейши молоды и юны — это заблуждение. Миф, поддерживаемый массовой культурой, не отражает реальной ситуации. В действительности, возрастных ограничений для выбора профессии не существует, и некоторые женщины продолжают работать как гейши даже в старости. При заказе мероприятия нельзя выбрать возраст гейши: чайную церемонию может вести как молодая ученица, так и опытная женщина.
- Гейши живут легко и беззаботно — это не так. Несмотря на высокие доходы, их жизнь довольно выматывающая. Вечером гейша может принимать участие в нескольких событиях, во время которых ей запрещено есть. Строгий режим, многолетние репетиции и отсутствие личной жизни — все это одна из их жизненных реальностей.
- Гейши не раскрывают информации о своих клиентах — это правда. В сообществе гейш существует неписанное правило молчания. Всё, что происходит на встречах, остается конфиденциальным. Им запрещено раскрывать имена клиентов или названия организаций, которые заказали их услуги.
Первые женщины-гейши не были красавицами. Они носили скромные наряды по сравнению с юдзе (японскими куртизанками). Интимные связи с гейшами были под строгим запретом. Мужчине, желающему завести роман с гейшей, было недостаточно знатности, богатства или щедрости. Он должен был обладать ики — тонким эстетическим вкусом, призванным установить элегантный, утонченный и согласованный с нормами общественного поведения. Таким образом, связи между мужчиной и гейшей оставались довольно редкими и были невозможны, если девушка не проявляла интереса.
- В отличие от юдзе, гейши не работали в сомнительных заведениях. На встречу с ними клиенты договаривались заранее о времени и месте встречи. Гейша могла изменить место встречи, если оно ее не устраивало.
- Привлекательность гейш заключается в их традиционных навыках. Они ассоциируются с музыкой, поэзией и японской культурой.
- Гейши не имели права выходить замуж, пока не исполнится всех их обязанностей.
Самая знаменитая гейша в Японии
Минэко Ивасаки — самая высокооплачиваемая гейша в Японии. Ее история легла в основу романа Артура Голдена «Мемуары гейши». С момента публикации книга стала настоящим бестселлером, несмотря на то, что автор изменил множество фактов из жизни самой Ивасаки. Писатель взял у нее интервью, пообещал полную анонимность, но после перевода книги на японский язык появились угрозы в ее адрес из-за раскрытия личной информации. Автор указал ее имя в благодарности, что вызвало недовольство. Минэко подала иск за искажение своей биографии, и Артур Голден, став известным и богатым, выплатил ей значительную сумму в качестве компенсации за моральный вред.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! После скандала, связанного с выходом романа «Мемуары гейши», Минэко Ивасаки написала свои мемуары под заголовком «Настоящие мемуары гейши», которые тоже стали мировым успехом.