Актриса предпочитает не делать акцент на своей личной жизни, поэтому она редко появляется в общественных местах вместе с супругом. В настоящее время их совместные фотографии нечасто попадают в поле зрения фотографов и репортеров.
Лия Ахеджакова
Лия Меджидовна Ахеджакова — российская театральная и киноактриса, обладающая уникальной способностью глубоко погружаться в роли, которые исполняет. За ее низким ростом скрывается мощная и яркая натура, которая с каждым годом становилась все заметнее благодаря накапливаемому жизненному и профессиональному опыту.
Лия Ахеджакова родилась в украинском Днепропетровске в начале лета 1939 года. Она выросла в театральной семье, что наклало значительный отпечаток на её судьбу. После того как семья переехала в Майкоп, её мать, Юлия Александровна, играла в труппе Адыгейского драматического театра, а её отчим, Меджид Салехович, по национальности адыгеец, был главным режиссёром данного театра. Определить национальность самой Лии не так просто: её мать была русской, а о биологическом отце актрисы ничего не известно.
У близких Лии было хронически нездоровое состояние: её мама и тётя страдали от открытой формы туберкулёза. В возрасте 10 лет девочка решилась написать письмо Иосифу Сталину, в котором в слезах просила о помощи для своей семьи, надеясь получить редкое в те времена лекарство. О том, увидел ли письмо адресат, информации нет, но, тем не менее, необходимые медикаменты вскоре пришли. Мать Лии Меджидовны, к сожалению, покинула жизнь в 1990 году из-за онкологического заболевания, что стало тяжелой потерей для актрисы.
Несмотря на творчество и театральную атмосферу в семье, отчим Лии был против того, чтобы падчерица продолжила театральную династию. После окончания школы Меджид Салехович настоял на том, чтобы она поступила в Московский институт цветных металлов и золота, чтобы получить «приличную» профессию.
Лия уважила его пожелания, но через полтора года учебы поняла, что выбранный путь не приведет её к мечтаниям. Тогда она бросила вуз и с первой попытки поступила в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, который успешно окончила в 1962 году.
Театр
В молодости актриса выступала в амплуа травести в Московском театре юного зрителя. Невысокий рост и хрупкое телосложение (рост 153 см при весе не более 52 кг) идеально подходили для исполнения ролей в детских спектаклях.
Лия Ахеджакова провела более десяти лет на сцене ТЮЗа, сыграв множество ролей в различных спектаклях. Особенно запомнилась её игра в роли Женьки — главной героини спектакля «Мой брат играет на кларнете», основанного на повести Анатолия Алексина. В этой трогательной драме образ любящей и чрезмерно заботливой сестры был раскрыт очень ярко благодаря таланту Лии Меджидовны.
В 1977 году Лия Ахеджакова начала работать в театре «Современник», где её карьера получила новый виток. Эта сцена на Чистопрудном проспекте стала для неё вторым домом.
Первой по-настоящему громкой работой актрисы стало исполнение сразу четырех главных ролей в провокационной постановке «Квартира Коломбины», срежиссированной Романом Виктюком и основанной на одноимённой пьесе Людмилы Петрушевской.
В театре Лия Ахеджакова сыграла множество разнообразных персонажей в пьесах по мотивам классических произведений. Она также принимала участие в спектаклях частных антреприз, таких как «Персидская сирень», которая была написана драматургом Николаем Коляда специально для неё. В 2015 году её репертуар пополнился ролью Эсфири в антрепризном спектакле «Мой внук Вениамин», созданным по пьесе Людмилы Улицкой.
Её высокое мастерство и преданность театральному искусству были отмечены множеством наград и премий. Лия Ахеджакова была награждена орденами «Почета» за заслуги в области культуры и искусства и «За заслуги перед Отечеством». Журнал «Театрал» дважды — в 2008 и 2013 годах — награждал Лию Меджидовну своими премиями. Кроме того, она стала лауреаткой Царскосельской художественной премии.
Однако в её карьере были и громкие скандалы. В 2021 году актриса столкнулась с критикой после своего монолога в спектакле «Первый хлеб», который многие восприняли как оскорбление ветеранов. В результате этого ряд общественных организаций выступил с требованиями лишить её звания народной артистки. Сразу же нашлись сторонники, среди которых была также Инна Чурикова.
В 2023 году стало известно об отмене спектаклей с участием Ахеджаковой из-за изменений в репертуаре. Последнюю из её театральных работ можно было увидеть в спектакле «Игра в джин». Актриса сама выразила беспокойство, отметив, что у неё нет предложений от других театров.
Несмотря на это, в те дни в «Современнике» отметили, что Лия Ахеджакова не была уволена и все еще числилась в труппе. Тем не менее, в марте актриса приняла решение уволиться по собственному желанию, с намерением заняться гастрольной деятельностью.
Творческая биография Лии Ахеджаковой
Лия Ахеджакова, обладая характерным стилем, рано проявила свой актерский дар. Первым её местом работы стал московский ТЮЗ. В 1977 году актриса перешла в театр «Современник», где ей стали предлагать более серьезные роли. Её фильмография включает более ста ролей в художественных фильмах.
Роли Лии Ахеджаковой в театре
Одной из самых запоминающихся ролей в ТЮЗе для Лии стала главная роль в спектакле «Мой брат играет на кларнете». Также она прославилась за исполнение главной роли в «Пеппи Длинныйчулок». Шестнадцать лет работы в театре не прошли даром: за это время она окончательно сформировалась как актриса.
В «Современнике» актриса сотрудничала с известными режиссерами, такими как Галина Волчек и Роман Виктюк, и продолжала работать в театре вплоть до 2023 года. Согласно отзывам зрителей и критиков, её игра запомнилась в спектаклях «Квартира Коломбины» (где она исполнила сразу четыре главные роли), «Крутой маршрут», «Трудные люди», «Персидская сирень», а также в «Мой внук Вениамин».
Фильмы с Лией Ахеджаковой
Театральные успехи Лии Ахеджаковой были высоко оценены, но настоящую известность ей принесли киноработы. Впервые актриса появилась на экране в 1968 году в роли мальчика в фильме «Возвращение». Хоть её тогда и не заметили ни зрители, ни критики, это не остановило её стремление.
Затем, в 1973 году, в картине «Ищу человека» ей была предложена роль, за которую она получила награды на международных кинофестивалях, что ещё больше усилило её популярность.
Следующая значительная роль, после которой Лия Ахеджакова стала узнаваемой в жизни и на фотографиях, была в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». Она сыграла подругу главной героини, оставив у зрителей столь же яркое впечатление, как и Барбара Брыльска, исполнившая главную роль.
Для Эльдара Рязанова, режиссера многих её фильмов, Лия стала одной из самых любимых актрис. Впоследствии они неоднократно работали вместе, создавая настоящие шедевры. Среди этих работ — «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж», «Небеса обетованные».
Несмотря на то что Лии часто предлагали роли второго плана, она умела сделать свои персонажи запоминающимися, иногда даже затмевала главных героев. В 1992 году актриса была удостоена премии «Ника» за лучшую роль второго плана в фильме «Небеса обетованные». На тот момент ей было 53 года, возраст, когда многие актёры уже завершили карьеру, но для Ахеджаковой это был настоящий расцвет в киноиндустрии.
Кроме того, Лия Ахеджакова продолжала активно сниматься и после распада СССР. Её роли можно увидеть в таких фильмах, как «Старые клячи», «Странное рождество», «Книга мастеров», «Любовь-морковь 3», «Мамы», «Кроткая», «Лето», «Изображая жертву». Последний фильм из этого списка принес ей вторую премию «Ника».
Лия Ахеджакова: биография и личная жизнь
Что касается личной жизни, Лия Ахеджакова не склонна к её публичному обсуждению. В первый раз она вышла замуж, пока работала в ТЮЗе, её избранником стал коллега по цеху Валерий Носик. Молодая пара поселилась в квартире Лии, полученной в подарок от родителей, однако совместная жизнь не сложилась: Носик начал злоупотреблять алкоголем и позже изменил жене. В результате Лия собралась с силами, собрала свои вещи и покинула свою квартиру, оставив её супругу, что вызвало недовольство её отца.
Во второй раз Лия Ахеджакова вышла замуж за художника Бориса Кочейшвили. В этом браке она поддерживала супруга, занималась его финансовыми вопросами и добилась, чтобы его работы были отправлены на выставку в Париж. Однако со временем, когда Кочейшвили стал известным, отношения deteriorировались. Он не смог поддержать Лию в трудные периоды, особенно после смерти её матери в 1990 году, что и привело к разводу. После 30 лет она узнала о намерении бывшего мужа снова жениться и подала в суд с требованием выписаться из её квартиры, где Кочейшвили был прописан.
После этого актриса продолжала жить вместе с отцом, отложив мечты о личном счастье на долгое время. Ситуация изменилась в 2001 году, когда уже 63-летняя актриса встретила фотографа Владимира Персиянинова, который был моложе её на 20 лет. Сначала она не воспринимала его всерьез, но со временем Владимир добился ее расположения и стал новым мужем Лии Ахеджаковой. Интересно, что даже после официального оформления брака актриса скрывала отношения от своего отца и с трудом призналась ему, что не одна.
Детей у Лии Ахеджаковой нет, и актриса не сожалеет об этом. Профессиональные достижения и браки с творческими, но недостаточно практичными в жизни мужчинами не способствовали рождению детей, зато позволили ей полностью посвятить себя искусству.
Сейчас Лия Ахеджакова живет с третьим супругом в загородном доме и считает, что ей повезло с этим браком.
Биография Лии Ахеджаковой
Лия Ахеджакова — народная артистка России, актриса театра и кино. Широкую популярность ей принесла роль восторженной модницы-секретарши Верочки в фильме «Служебный роман». За это исполнение актриса была награждена Государственной премией имени братьев Васильевых. Зрители также полюбили ее персонажей, таких как директор Клуба знакомств Ольга Павловна в оскароносной картине «Москва слезам не верит», специалиста по ядовитым змеям Елена Малаева в «Гараже» и бездомную, сохраняющую оптимизм Фима в «Небесах обетованных».
В 2022 году Ахеджакова вышла на сцену в одиозном спектакле «Первый хлеб», вокруг которого продолжали ходить пересуды: после премьеры общественная организация «Офицеры России» обратилась в прокуратуру и мэрию Москвы с письмами на актрису.
Детство и юность
Лия родилась летом 1939 года в Днепропетровске, который тогда являлся частью Украинской ССР. Её мать, Юлия Александровна, была артисткой театра. О личной жизни её отца Лия не имеет представления.
С началом войны театр, в котором служила её мать, эвакуировали в Красноярский край. Туда Юлия Александровна познакомилась с режиссером адыгейского театра драмы Меджидом Ахеджаковым, вскоре вышла за него замуж. Меджид Салехович стал отчимом девочки и подарил ей свою фамилию и отчество. После войны семья переехала на его родину в Майкоп.
Лия вспоминала о своём детстве и школьных годах следующим образом:
Меня окружали люди с большими библиотеками, и актёры, которые часто уезжали в гастроли. Я тоже ездила с родителями, и даже часто пропускала экзамены. Мы объездили весь Северный Кавказ. Но жизнь была очень тяжелой. У мамы был туберкулёз легких, он начался и у отца, но его лечение проходило более удачно. Бывали моменты, когда после спектаклей у мамы шла кровь из горла, но на сцене этого никогда не происходило, она держалась до конца.
Когда Лии исполнилось десять, она решилась написать письмо самому Иосифу Сталину с просьбой о лекарствах для своей матери и тёти Ханифы, обе из которых страдали от туберкулёза. В ответ она пообещала, что успешно окончит школу с золотой медалью. Письмо, вероятно, не дошло до адресата, но вскоре семье пришла посылка с новым лекарством, которое продлило жизнь маме и тёте. Юлия Александровна прожила долгую жизнь и ушла из жизни в 1990 году из-за рака. Лия выполнила обещание, данное Сталину, окончила школу с золотой медалью и пыталась поступить на факультет журналистики МГУ, но не смогла пройти отбор. Меджид Салехович посоветовал ей подать документы в Московский институт цветных металлов и золота, куда она также успешно поступила.
Однако через полтора года учебы в этом вузе Лия поняла, что это не её путь, и, обращаясь к театру в студентческие годы, решилась на риск. Она бросила институт и успешно поступила в театральное учебное заведение — ГИТИС, который окончила в 1962 году.
Биография и карьера
Лия Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске (с 2016 года — Днепр), который в то времена был одним из тысячи советских городов, а сейчас является административным центром Днепропетровской области Украины.
Когда Лии было всего три года, разразилась Великая Отечественная война, и воспоминания об этом времени она не сохранила. В год Победы ей исполнилось семь лет. В первый класс девочка пошла в Харькове, где тогда жили её бабушка с дедушкой. Позже родители забрали её к себе в Майкоп, где семья находилась в этот период.
Лия росла в театральной семейной атмосфере. Её отец, Меджид Ахеджаков, был главным режиссёром Адыгейского драматического театра, а мать, Юлия Ахеджакова, была его актрисой. Существует версия, согласно которой Меджид Ахеджаков был отчимом Лии, а свою будущую жену Юлию и её четырехлетнюю дочку он встретил в Минусинске Красноярского края, во время эвакуации.
Меджид Ахеджаков однажды вспоминал: «Нас с женой спасла именно Лия, ещё школьницей. Мы с Юлией умирали от тяжелой формы туберкулеза. И вдруг нам принесли какую-то посылку и спросили, где наша дочь. Дождались Лию из школы и рассказали ей, что её письмо Сталину дошло, и вождь народов послал чудо-препарат против туберкулеза, который было сложно достать.» (Комсомольская правда)
Несмотря на театральное окружение, Лия изначально не мечтала стать актрисой, а стремилась стать журналистом, о чем свидетельствовали её лучшие сочинения среди учеников в школе. Родители тогда настаивали, чтобы она выбрала более «серьёзные» профессии, такие как инженер, биолог или врач.
Тем не менее, Лия решила сначала реализовать свою мечту. Закончив школу с золотой медалью, она отправилась в Москву поступать на журфак МГУ им. Л. В. Ломоносова. Однако, расстроившись, она не смогла сдать экзамены. Периодические посещения актёрских студий также не увенчались успехом, ибо везде ей предлагали заняться чем-то другим. Не зная, что делать дальше, она последовала совету родителей и подала документы в Московский институт цветных и золотых металлов, где также стала студенткой на полтора года. В конце концов, девушка не смогла справиться с этим, бросила учёбу и вновь подала документы в ГИТИС, куда была принята с первого раза и успешно окончила в 1962 году.
Лия Ахеджакова: «Я выросла с любовью и ненавистью к каторжному актерскому труду, но в конце концов осталась верна театру, провинциальным артистам и вечным гастролям.» (Режиссерский театр от А до Я)
Во время учёбы в ГИТИСе она начала выступать на сцене Московского театра юного зрителя (МТЮЗ), где основной акцент изначально был на амплуа травести. Она исполняла роли животных и мальчиков, бабушек и даже предметы, вроде утюгов. Хотя большинство раз зрители смеялись и поддерживали её, Лия знала, что путь к успеху не прост. Но не ошиблась в выборе направления, так как в 1977 году наконец попала в «Современник». Хоть и не сразу, талантливую актрису заметили в большом театре, а в 1980-е годы режиссер Роман Виктюк задумал создать спектакль специально для неё, предложив исполнить сразу четыре ключевых роли в своем проекте «Квартира Коломбины» по пьесе Людмилы Петрушевской.
Личная жизнь
Лия Ахеджакова трижды выходила замуж.
Первый её муж, Валерий Носик (Отто Фукин из «Большой перемены»), с которым она познакомилась ещё в МТЮЗе, во второй половине 1970-х сменил другой брак — с художником Борисом Кочейшвили. Но, как и в случае с первым браком, и этот закончился неудачно.
В 2001 году, когда актрисе было уже за шестьдесят, она снова попытала счастья в семейной жизни и зарегистрировала брак с молодым фотографом Владимиром Персияновым. Упрямый молодой человек потратил много времени, ухаживая за женщиной, которая, наверное, уже не надеялась на удачный брак из-за разницы в возрасте (по сути, он был на 20 лет моложе). Однако именно эти отношения, в которые она вовсе не верила, оказались наиболее успешными. Лия и Владимир соединены уже более 20 лет.
По словам Меджид Ахеджакова: «Мы с её подругами однажды провели время на даче. Я спросил их: ‘Выдайте мою дочь замуж! Я скоро уйду из жизни, и она останется одна. Ей нужен человек!’ Они ответили, что у неё уже есть одна личность.» Я тогда шутил и не догадывался, что она уже полтора года как замужем за Владимиром! Но они боялись мне сказать об этом. (Комсомольская правда)
Политические взгляды
Лия Ахеджакова не только актриса театра и кино, но также активно выражает свои мысли о политическом курсе в современной России. Она критикует линию президента, неоднократно вступала в публичные споры по поводу политики Владимира Путина.
Она высказала мнение, что судебный процесс над Михаилом Ходорковским — это надуманное и исключительно политическое дело. Актриса принимала участие в протестах в 2013-2014 годах и эмоционально высказывала свои позиции по отношению к действиям власти, что привело к негативной реакции со стороны части общественности.
В 2014 году Лия Ахеджакова оказалась в центре скандала по поводу политической ситуации на Украине. Она резко критиковала Кремль за аннексию Крыма и рассматривала действия Путина как противоречащие международным нормам.
Поддержка таких фигур, как Надежда Савченко и Андрей Макаревич, вызвала неоднозначные реакции и различные общественные обсуждения.
Лия также давала интервью оппозиционному каналу «Дождь», где извинилась перед армянским народом за действия России.
Её неспокойная позиция относительно Владимира Путина привела к тому, что её поклонники разделились на два лагеря: один поддерживал её позиции, а другой резко осуждал её.
Избранная фильмография
- 1973 Ищу человека
- 1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
- 1977 Служебный роман
- 1979 Москва слезам не верит
- 1983 Талисман
- 1987 Другая жизнь
- 1995 Московские каникулы
- 2003 Пятый Ангел
- 2007 Ветка сирени
- 2009 Книга мастеров
- 2018 Лето
Ссылки
Для нас особенно важна актуальность и точность представленной информации. Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, дайте нам знать. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter.