Мы придаем огромное значение актуальности и достоверности предоставляемой информации. Если вы заметили какую-либо ошибку или неточность, мы будем признательны за ваше сообщение. Пожалуйста, выделите ошибку и воспользуйтесь сочетанием клавиш Ctrl+Enter.
Биография и карьера
Любовь Стриженова (в девичестве – Лифенцова) появилась на свет 6 августа 1940 года в Москве. Ее детские годы пришлись на тяжелые военные и послевоенные времена, когда страна восстанавливалась после ужасов войны. Несмотря на все трудности, она не оставила свою мечту стать актрисой.
После окончания школы, Люба, как ее любили называть, завершила учебу в Киеве, где тогда служил ее отец, офицер. Став студенткой Киевского государственного театрального института (ныне он называется Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого), а затем и Школы-студии МХАТ, она обучалась под руководством известного актера и режиссера Виктора Монюкова. Его ученицами стали многие знаменитые актеры советского кино, в числе которых такие имена, как Олег Борисов, Лев Дуров, Владимир Заманский и Николай Караченцов.
В 1963 году, после успешного завершения обучения, Любовь стала актрисой Московского художественного академического театра (МХАТ), который был основан выдающимися деятелями театрального искусства — Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Этой сцене актриса посвятила большую часть своей трудовой жизни. После раздела театра в 1987 году она продолжила выступать в МХТ имени Горького под руководством Татьяны Дорониной. Любовь можно было увидеть в многих ярких спектаклях, таких как «На дне» по Максиму Горькому, «Три сестры» по Антону Чехову, «Утиная охота» по Александру Вампилову и «Прощание с Матерой» по Вениамину Распутину. Актриса копила богатый опыт, оставаясь верной этой сцене до 2008 года, когда, к удивлению многих, она, будучи дочерью офицера и коммуниста, ушла в монастырь, оставив всю свою привычную жизнь, включая театр и кино.
Прежде чем сделать этот судьбоносный шаг, Стриженова успела сняться более чем в двух десятках фильмов, начиная с дебюта в 1958 году (еще во время учебы в Киеве) в драме Феликса Миронера «Улица молодости». В этой картине, снятой на Одесской киностудии, 18-летней актрисе досталась ее первая главная роль. Впоследствии ей было доверено еще две ключевые роли — в комедии «Приезжайте на Байкал» Вениамина Дормана и в детективе «Случай из следственной практики» Леонида Аграновича. Также среди ее работ в кино можно отметить «Вечный зов» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, «Поворот» Вадима Абдрашитова и «Стежки-дорожки» Олега Борисова и Артура Войтецкого.
На закате своей актерской карьеры, в 2007 году, Любовь приняла участие в лирической комедии своего сына Александра Стриженова под названием «Любовь-морковь». Эта эпизодическая роль стала ее последней в кино.
К моменту выхода фильма, впервые познакомившись с монастырской жизнью еще в 1984 году во время поездки с друзьями в Киево-Печерскую лавру, она уже окончательно решила стать монахиней. Любовь сообщила об этом своим близким и коллегам по театру лишь через полгода после премьеры «Любови-моркови». Говорят, что это судьбоносное решение она вынашивала на протяжении 15 лет.
Любовь Стриженова однажды сказала: «Я много лет отдала театру. Теперь хочу посвятить оставшуюся жизнь Богу.»
После принятия монашеского пострига её звали Матушка Иудифь. Она обосновалась в Киево-Николаевском Новодевичьем монастыре, который располагается в старинном городке Алатырь Чувашской Республики. На экране она, по понятным причинам, практически перестала появляться. Одним из редких исключений стало ее участие в документальном фильме «Старцы. Архимандрит Иоанн Крестьянкин», который в 2013 году транслировал телеканал Россия К.
Дети актрисы отреагировали на ее решение по-разному. Дочь Елена с первых шагов поддерживала маму, в то время как сын Александр принял ее выбор гораздо позже, спустя несколько лет. Режиссер и телеведущий отметил, что это было взвешенное решение, и вся семья его уважает. Любовь Стриженова провела в святой обители более 15 лет.
Личная жизнь
Любовь Стриженова была дважды замужем.
Ее первым супругом стал актер Владимир Земляникин, с которым она встретилась на съемках «Улицы молодости» (он также исполнил главную роль в этом фильме). На тот момент, когда фильм вышел на экраны в 1957 году, Земляникин уже имел известность и стал звездой. Он настойчиво ухаживал за Любой, и актриса быстро согласилась стать его женой. В 1958 году у пары родилась дочь Елена, но спустя несколько лет их путь разошелся. Позже Любовь говорила, что если бы в те годы рядом с ней был мудрый человек, развод, возможно, удалось бы избежать.
Вторым избранником Любови стал Олег Стриженов — талантливый актер с яркими голубыми глазами и звезда культового фильма «Овод». Не испугала Любовь слухи о его репутации сердцееда, ведь он недавно расстался со своей первой женой, Марианной Стриженовой. В 1969 году на свет появился их сын Александр, но рождение ребенка не спасло их отношения, и спустя 6 лет брак закончился разводом. С тех пор Любовь больше не выходила замуж, сосредоточившись на своей работе и воспитании детей.
Оба ребенка актрисы, Елена Земляникина и Александр Стриженов, продолжают семейную традицию и выбрали актерскую профессию.
Детство и юность
Любовь Стриженова — коренная москвичка. Она появилась на свет 6 августа 1940 года в столице — Москве. Девичья фамилия актрисы — Лифенцова. Ее детство и юность пришлись на тяжелые военные годы, благодаря чему она хорошо понимала, что такое война, разрушение и всеобъемлющий голод.
После окончания средней школы Люба решила стать актрисой и, успешно сдав экзамены, поступила в Школу-студию МХАТ. Профессия актрисы представлялась ей светлой и радостной на фоне серых послевоенных будней. Она мечтала не только изменить свою жизнь, но и приносить радость окружающим. В 1963 году она получила диплом об окончании института.
Театр и радио
После получения диплома молодая актриса была приглашена в основную труппу МХАТа. После его разделения Люба продолжила работу в театре имени Горького, где оказывала глубокое влияние на ее карьеру Татьяна Доронина. Свою первую роль Любовь исполнила именно на сцене этого театра, что навсегда оставило след в ее сердце. На протяжении многих лет ее жизнь была тесно связана с МХАТом имени Горького, и ее фото было представлено на галерее славы этого театра. Она стала истинным символом этой театральной обители.
Параллельно с работой в театре Любовь также вела передачи на Всесоюзном радио. Ей было в радость主持еть программу, посвященную родителям, которая называлась «Взрослым о детях». Данная программа пользовалась большой популярностью у слушателей.
Брак со звездой оказался неудачным
Стриженова была дважды замужем. В 1958 году ее первым мужем стал актер Владимир Земляникин. Они встретились на съемочной площадке фильма «Улица молодости», когда Любе было всего 17 лет, и она училась в Киевском театральном институте. Земляникин уже был популярным молодым актером. Несмотря на то, что у них родилась дочь, пара прожила вместе всего 5 лет. Позже сама Любовь призналась, что тогда была еще очень молодой и неопытной, и виновата в разводе.
Вторую любовь она встретила в театре. Это был ее коллега по МХАТу Олег Стриженов. На тот момент он был знаменитым Оводом, и многие женщины мечтали о нем. Их брак тоже оказался недолговечным: спустя 6 лет они расстались. Подобно ее первому супругу, Олег также не желал, чтобы Любовь продолжала развивать свою карьеру актрисы. Бракоразводный процесс проходил непросто. Стриженов пытался удержать Любовь, но его усилия оказались безуспешными.
В этом браке родился сын Александр. Оба ребенка Любови Стриженовой выбрали актёрский путь; сноха актрисы — известная телеведущая Екатерина Стриженова. Интересно, что свою последнюю заметную роль она сыграла именно у своего сына — в фильме «Любовь-морковь» в 2007 году.
По сообщениям СМИ, решение уйти в монастырь Любовь Стриженова обдумывала еще с 90-х годов, но окончательно решилась на этот поступок в 2008 году, когда ее дети и внуки стали достаточно взрослыми. Она приняла монашеский постриг с именем Иудифь в женском монастыре в Алатыре (Чувашия). Если дочь Елена сразу одобрила решение матери, то Александру потребовалось время на принятие этого факта. В конце концов, он понял, что Мама ушла в монастырь не от отчаяния — она стремилась стать ближе к Богу, к чему долго готовилась, и это было осознанным решением, которое все в семье уважали.
Фильмы
Кинематографическая карьера Любови Стриженовой началась, когда она была студенткой первого курса театрального вуза. Ей доверили небольшую роль в картине «Улица молодости», которая вышла на экраны в 1958 году. Зрители впервые увидели харизматичную девушку, исполнившую роль Клавы Бровченко. Важные роли в этом молодежном проекте были отданы таким актерам, как Владимир Земляникин, Инга Будкевич и Лев Борисов.
Во второй раз Любовь Стриженова появилась на экране уже в качестве студентки последнего курса, когда крошечная роль, которую ей доверил режиссер Игорь Таланкин, позволила ей получить уникальный опыт. На съемочной площадке она имела возможность наблюдать за работой таких выдающихся актеров, как Нина Ургант, Николай Бурляев и Вия Артмане.
После получения диплома в 1963 году, актрису ждал новый шанс на экране. Стриженова сыграла любимую девушку главного героя, которого исполнил Олег Борисов, выступивший также в роли режиссера комедийной ленты «Стежки-дорожки».
Широкая известность пришла к Любови в конце 1960-х годов, когда зрители увидели ее в детективе «Случай из следственной практики». Она исполнила ключевую роль следователя Сухаревой, в кадре оказавшись с такими талантливыми коллегами, как Нина Русланова, Всеволод Шиловский и Владимир Заманский.
В этом фильме акцент сделан не столько на детективный сюжет, сколько на морально-психологические аспекты. Расследуя дело, следователь Сухарева понимает, что нарушители закона, несмотря на свои преступления, уже движутся на путь исправления, и необоснованное наказание может сломать их жизни.
Тем не менее, после выхода этой ленты актриса в дальнейшем редко появлялась на экране. Интересные роли стали редкостью, и Любовь Васильевна сосредоточила свое внимание на работе в театре. Спустя четыре года зрители вновь увидели любимую артистку, которая сыграла в драматической ленте «Земля, до востребования», где главного героя исполнил ее муж Олег Стриженов.
С начала 1970-х годов Любовь Стриженова чаще появлялась в фильмах в второстепенных или эпизодических ролях, но многие из этих ролей запомнились зрителям благодаря таланту актрисы. В число таких запоминающихся работ входят фильмы «Поворот» Вадима Абдрашитова и «Вечный зов» Владимира Краснопольского. В первом блистали такие актеры, как Олег Янковский, Ирина Купченко и Олег Анофриев, во втором также собрался звездный состав.
В сериале Краснопольского актриса исполнила роль Капитолины, в которой она не затерялась среди своих талантливых коллег, таких как Ада Роговцева, Тамара Семина и Наталья Кустинская.
Яркие образы Любовь Стриженова создала в фильмах «Чужая» и «Сын». Последним фильмом, в котором появилась звезда, стала комедийная лента «Любовь-морковь», вышедшая в 2007 году. Режиссером этого проекта стал ее сын Александр Стриженов, и Любовь Васильевна сыграла роль бабушки в парке.
Личная жизнь
Актриса дважды была замужем. Ее первым мужем стал ее коллега Владимир Земляникин, с которым юная актриса познакомилась на съемках своего дебютного фильма.
Они прожили вместе 5 лет и расстались, когда Любовь Лифенцова встретила талантливого Олега Стриженова. Их дочь Елена, родившаяся в браке с Земляникиным, не смогла скрепить семью. Стриженов тоже развелся, хотя и у него на тот момент подрастала дочь Наталья.
Роман, который вспыхнул на подмостках МХАТа, продлился недолго. Частые ссоры между амбициозными супругами накапливались, в итоге превратившись в лавину конфликтов, которая погубила их прежние чувства. Последующий развод стал большим испытанием. В их браке появился сын Александр, который, как и его родители, также выбрал творческий путь.
В 2008 году Любовь Васильевна приняла решение, созревающее в ее сознании давно, — стать монахиней. Это решение было продолжением долгих размышлений, но она не могла оставить семью, детей и внуков, которые были для нее важны. Любовь решила кардинально изменить свою жизнь только тогда, когда у детей появилась своя личная жизнь, а внуки выросли. Семья с пониманием отнеслась к решению матери и бабушки уйти в монастырь.
Личная жизнь
На съемках дебютного фильма «Улица молодости» Любовь познакомилась с актером Владимиром Земляникиным, который оказался старше ее на 16 лет. В то время как молодой актрисе доверили главную роль, она погрузилась в новую, волшебную атмосферу, и мир кино казался ей просто сказкой.
Процесс пребывания в эйфории заставил ее влюбиться в партнера по съемкам. Он тоже не остался равнодушным к юной красавице. Их бурный роман быстро привел к свадьбе и рождению дочери Елены в 1958 году. Однако впоследствии актрисе удалось влюбиться в коллегу по театру, что, к сожалению, закончилось разводом с первым супругом.
Глядя на свою дочь Елену, она с гордостью замечает, что у них всегда были крепкие отношения.
С редким красавцем Олегом Стриженовым Любовь познакомилась в стенах МХАТа. Многие ожидали, что известный сердцеед быстро охладеет к очередной возлюбленной. Однако Олег оказал свое предпочтение Любе, оставив свою первую жену и 11-летнюю дочь, и вскоре женился на Земляникиной. В 1969 году у них родился сын Александр. Брак продолжался всего 6 лет и закончился разводом из-за постоянных конфликтов. Сын рано создал семью и у него уже двое дочерей: Анастасия и Александра. Старшая родилась в 1988 году, а младшая — в 2001 году.
Достижения
Любовь Стриженова удостоена звания Народной артистки РФ в 1997 году. За свою карьеру она сыграла более 20 театральных и 32 кинематографических ролей. Расцвет ее кинокарьеры пришелся на 60-е годы. Хотя главных ролей было немного, большинство второстепенных и эпизодических остались в памяти благодаря уникальному стилю и ярким образам. Поэтому после ухода с экранов ее до сих пор с теплотой помнят зрители.
Особую популярность у зрителей завоевали ее образы Клавы Бровченко из «Улицы молодости», Вали Белых из «Приезжайте на Байкал» и Ольги Сухаревой из «Случая из следственной практики». После выхода на экраны последней из этих картин, к сожалению, предложений на достойные роли становилось все меньше, и актриса с сосредоточила свои силы на работе в театре.