Выход иностранных компаний из недружественных государств не завершен. Освободившиеся рыночные ниши активно заполняются производителями из Китая, Кореи, Индии, Турции и Ирана. Однако среди многих западных компаний бизнес-обоснования уже начинают преобладать над политическими соображениями. Это означает, что в ближайшее время мы станем свидетелями множественных интересных событий во всех сегментах российского рынка.
Модные дома подают знаки
Ушедшие модные бренды вновь регистрируют товарные знаки в России и расширяют спектр своей продукции и услуг. Например, заявка на регистрацию была подана компанией Christian Dior: французский бренд планирует заняться не только продажей одежды, обуви и аксессуаров, но также выйти на рынок мебели и посуды. Как выяснил “Ъ FM”, аналогичным шагом воспользовались еще три марки класса люкс. Что это может означать? Возвращаются ли они действительно, или же это просто попытка защитить свои интересы? Как функционирует европейский fashion-рынок в отношении российских клиентам высокого статуса? Эти вопросы изучала Аэлита Курмукова.
Развернуть на весь экран
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Компании Chanel, Gucci, Tom Ford (через Estee Lauder, который приобрел марку в 2022 году), а теперь и Christian Dior подали заявки на регистрацию товарных знаков в Роспатент. Этот шаг направлен на защиту их брендов от возможных попыток рейдерского захвата и указывает на то, что они могут продолжать или даже планируют возвращение. Согласно российскому Гражданскому кодексу, если товарный знак не используется в течение трех лет, любой заинтересованный может аннулировать его через суд. Однако у модных домов есть время: большинство из них начали уходить с рынка весной 2022 года. Они заранее принимают меры, как пояснила управляющий партнер Seven Hills Legal Юлия Гуриева:
Все компании станут следовать этой политике. Несмотря на публичные заявления правообладателей о том, что они не возвращаются на российский рынок, они предпринимают меры предосторожности для своей защиты.
Модные дома перерегистрируют свои товарные знаки, чтобы избежать ситуации, когда третьи лица могут занять их рыночную нишу. Бренды не хотят, чтобы на российском рынке возник неуправляемый поток товаров, маркированных их товарными знаками.
Что происходит на рынке модной одежды в России
Согласно юридическим консультациям, Роспатент не может отказать в регистрации товарных знаков, если все необходимые формальности и классификации продукции и услуг соблюдены. Однако это справедливо лишь на текущий момент. В летние месяцы 2024 года, после введения 14-го пакета санкций Европейским Союзом в отношении России, в Госдуму может быть внесен законопроект, который отменит действие исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности для правообладателей из недружественных стран. Этот вопрос, очевидно, будет обсуждаться на осенней сессии парламента.
В настоящее время о присутствии модных домов в России можно судить, в основном, по арендуемым ими объектам недвижимости. Не все бренды завершили аренду своих помещений, отмечает старший директор консалтинговой компании CORE.XP Марина Малахатько. Например, Chanel не закрыл свой магазин, хотя и не продлил аренду, которая еще не истекла. То же самое наблюдается и с бутиком Gucci на Петровке и Brunello Cucinelli.
Также стоит упомянуть, что бутик Louis Vuitton принадлежит самой компании, и у них нет намерения его продавать. В магазине регулярно обновляются витрины, и здание продолжает обслуживаться. Похожая ситуация и с Prada.
Таким образом, даже при закрытых бутиках бренды продолжают находиться в поле зрения. Несмотря на то, что до 2022 года Россия занимала лишь 12-е место в мире по потреблению товаров класса люкс, средний чек российских клиентов был на 15% выше, чем в других странах. Никто не желает терять этот рынок, однако позиции брендов существенно различаются, как отметила генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Итальянские компании проявляют большую гибкость: большинство из них продолжают работать в рамках санкционных ограничений. В то же время французские бренды более строго относятся к вопросу ухода, но часть из них сохраняет свои магазины в центре города. Простое возвращение для тех модных домов, которые не интегрированы в большие холдинги, такие как LVMH или Kering, например, Chanel и Prada, будет легче, потому что они будут отвечать только за свои собственные решения.
ПОЛНЫЙ НАЗАД: ПОЧЕМУ КОМПАНИИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В РОССИЮ
Компании, которые в текущем году сделали заявление о выходе из России, следуют трем основным путям возврата. Первые два пути — добровольные, тогда как третий — принудительный.
Смена вывески
Несколько компаний распродают свои российские активы местным предпринимателям или компаниям из дружественных государств. И с помощью новых владельцев они продолжают поставлять свои товары в Россию, при этом нередко изменяя названия своих торговых точек.
Существует и другой вариант — вместо продажи бизнеса просто меняется название юридического лица, чтобы оно не напоминало о западном бренде, при этом работа продолжается. Актуальным примером может служить компания Coca-Cola.
Распродажа остатков
— Наличие товаров ушедших брендов на российских интернет-площадках не всегда свидетельствует о их возвращении, — говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. — Например, весной прошла активная распродажа остатков: все представленные товары были произведены для российского рынка и доставлены в страну.
Тем не менее, никто не гарантирует, что под видом остатков компании не предлагают и новые продукты. Проверить этот процесс очень сложно (приведите в пример Uniqlo).
Параллельный импорт
Весной текущее правительство разрешило параллельный (так называемый «серый») импорт — это процесс, при котором товары покупаются за рубежом и ввозятся в страну без согласия производителя. Однако ввозить все подряд в рамках серого импорта нельзя: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации опубликовало список товаров, разрешенных для такого импорта. В него вошли многие ушедшие бренды. Данный список периодически обновляется: некоторые товары исключаются из него, если их производители возобновляют поставки в Россию, в то время как другие товары добавляются в список.
Например, из перечня были исключены такие обувные бренды, как Bugatti, Ecco и Ekonika, а также парфюмерные бренды Pierre Cardin, Clarins, Garnier, L’Occitane и L’Oreal Paris, что может свидетельствовать о том, что эти компании решили возобновить свои поставки в Россию.
При этом, в перечень для параллельного импорта были добавлены алкогольные напитки, такие как виски Johnnie Walker и текила Sauza. Это решение стало очевидным к концу осени, когда стало ясно, что производители этих напитков не намерены возвращаться на российский рынок. Следовательно, появятся компании, готовые закупать данные напитки в условной Монголии и привозить в Россию. Хотя это и будет дороже, но выбор для российских потребителей все же останется.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ОБРАТНО: КАКИЕ КОМПАНИИ ВЕРНУЛИСЬ В РОССИЮ
Теперь давайте остановимся на тех компаниях, продукция которых уже вновь продается в России официально.
Reebok
Американский производитель спортивной одежды и обуви передал свой российский бизнес турецкой холдинговой компании FLO Retailing. Магазины с продукцией Reebok начинают открываться в России под новым названием Sneaker Box.
Nike
Магазины американского бренда закрылись летом прошлого года. После этого торговые точки были приобретены российской сетью Sport Point, и один из закрытых магазинов недавно открылся в Москве под названием NSP. Ассортимент товаров остался практически прежним.
Ушедшие компании, подсчитав свои потери, решили вернуться. Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ
Levi Strauss & Co
Американский производитель одежды вновь начал вести свою деятельность в России под новым названием — JNS. Сообщалось, что это станет мультибрендовой сетью, куда, помимо Levi’s, войдут Lacoste, Vans и другие марки.
Mango
Испанский бренд Mango даже не менял вывеску: после закрытия магазинов весной, они начали постепенно открываться летом под прежним названием и продолжают предлагать ту же самую продукцию.
Uniqlo
Японский производитель одежды Uniqlo, не желая покидать российский рынок, публично заявлял об этом. Однако он столкнулся с призывами к бойкоту своих товаров по всему миру. В результате 10 марта компания все же приостановила свою деятельность в России.
Тем не менее в октябре товары японского бренда появились на сайтах интернет-магазина Lamoda, откуда Uniqlo распродавал свои скопившиеся на складах остатки. Однако количество остатков лишь увеличивается: в 20-х числах октября на Lamoda числится было около 600 наименований, а позднее их стало уже около 1000. Продукция бренда также доступна на других интернет-площадках.
Цены на товары остались примерно на прежнем уровне. В пересчете с евро на рубли они в основном соответствуют ценам, выставленным на версии сайта Uniqlo для европейских покупателей. Например, джемперы для женщин стоят от 1500 рублей, кардиганы — от 3000 рублей, а пуховики — от 8000 рублей (короткие) до 13000 рублей (длинные).
Samsonite
В начале лета американский производитель чемоданов Samsonite International продал свой российский бизнес руководству местного филиала. С августа магазины стали снова открываться под названием Чемодан Про. Чемоданы Samsonite (а также American Tourister, Tumi и Lipault, принадлежащие компании Samsonite International) по-прежнему продаются в этих магазинах. В компании сообщают, что поставки в Россию продолжаются.
L’Occitane
Французская косметическая компания весной приостановила свою деятельность, однако все 110 магазинов сети уже открыли свои двери. Название изменилось на Л’Окситан, а ассортимент остался прежним.
Coca-Cola
Российское подразделение американской компании было переименовано в ООО Мултон партнерс. Сок Добрый, Rich и Моя семья, которые производит эта компания, продолжают оставаться на российских прилавках.
Кроме того, компания продолжает производить газированные напитки под новыми названиями, такими как Добрый Orange и Добрый Кола (про создание которых американцы не использовали русские окончания). Следует отметить, что это не оригинальная Coca-Cola: еще весной американцы прекратили поставки концентрата для ее производства. Свежую оригинальную Coca-Cola можно заказать только онлайн. Например, упаковку из 12 банок, произведенных в Польше, можно купить за 1300 рублей.
Сельское хозяйство
В этой отрасли доминируют российские компании, хотя иностранцы в основном занимали торговые роли и, не имея производственных активов, быстро свернули свой бизнес (французский зерновой трейдер Louis Dreyfus, швейцарский Glencore и др.). Компании, обладающие активами, такими как сельскохозяйственные земли, техника, перерабатывающие заводы, продолжают функционировать. К примеру, французская компания Sucden владеет в России тремя сахарными заводами и большими земельными угодьями, на которых выращивает пшеницу, пивоваренный солод и подсолнечник. Американская NHC Capital имеет группу компаний АгроТерра, которая входит в число двадцати крупнейших землевладельцев в России, где выращиваются практически все культуры, от пшеницы до сои.
Также без перебоев продолжает свою работу один из крупнейших производителей молока в Европе, агрохолдинг ЭкоНива, принадлежащий немцу Штефану Дюрру. Он смог получить российское гражданство еще в 2014 году благодаря личному указу президента Путина и составляет свой бизнес с учетом местной налоговой системы.
Повседневные товары
Два крупных американских концерна Colgate-Palmolive (контролирует бренды Colgate — для здоровья зубов и полости рта, Hill’s — корма для животных, Palmolive — гигиена тела) и Procter & Gamble Co (владеет брендами Pampers, Always, Gillette, Pantene и другими) одновременно выбрали схожую стратегию — они не прекратили своего присутствия в России, но значительно сократили его, уменьшив ассортимент и отказавшись от рекламы и всяческого расширения. Стадии аналогичного решения придерживается и британский концерн Unilever (бренды Lux, OMO, Dove и другие). Эта компания приостановила поставки в Россию и прекратила инвестиции, но производственные мощности на территории страны продолжают функционировать.
Кроме того, интересен пример немецкого концерна Henkel (производит моющие средства, косметическую продукцию и строительные смеси) — как заявил исполнительный директор ассоциации Русбренд Алексей Попович, немцы четко играли на уходе, но на данный момент этого так и не произошло. Они ведут переговоры о продаже своих активов в России, однако пока их производства продолжают работать.
Компаниям открылись новые перспективы для получения прибыли
Два года назад многие западные компании находились под беспрецедентным давлением общественности, как замечает Гондусова. Многие из них, не выдержав этого, приняли решение уйти. Однако некоторое количество брендов смогли сохранить свой бизнес и остались в стране. Стратегии, применяемые для достижения этих целей, сильно отличались: кто-то изменил название, сохранив производственные мощности.
Например, бренд косметики L’Occitane просто изменил название на «л’Окситан» и продолжил свою работу. Некоторые фирмы также использовали более хитрые схемы, формально объявляя о своем уходе, передавая бизнес локальным владельцам с правами на выкуп. Примечательный случай здесь — это McDonald’s, который продолжает функционировать под брендом «Вкусно – и точка». Множество брендов просто начали свой бизнес под крышей других магазинов, что наблюдалось у многих спортивных марок, — отмечает собеседница Ленты.ру.
В 2023 году российская экономика показала признаки ускорения, сообщает Голованов. Повышение инфляции, совпадающее с ростом потребительской активности, говорит о растущем интересе к рынку, добавляет участник разговора. Эта устойчивость экономической среды приносит финансовую выгоду и иностранному бизнесу, оставшемуся в России.
Важно отметить, что присутствие западных компаний также играет положительную роль для российской экономики, облегчая необходимость в мгновенном и полном импортозамещении, что могло бы привести к ухудшению качества продукции, росту цен и нарушениям в цепочках поставок.
Компания PepsiCo в марте 2022 года заявила о приостановке продаж и производства своего флагманского напитка в России. Тем не менее, она продолжила свою деятельность в стране в области молочной продукции и производстве под брендами Домик в деревне, Чудо и Веселый молочник. Позже стало известно, что PepsiCo приняла решение о продаже одного из своих молочных заводов Агрокомплексу им. Ткачева. Сделку закрыли в 2024 году, а новым владельцем стал агрохолдинг, принадлежащий бывшему главе Минсельхоза РФ.
Coca-Cola прекратила поставки в Россию и локальную продукцию сиропов для безалкогольных напитков, но ее место заняла Coca-Cola Hellenic — российский производитель, имеющий 21% акций от материнской компании. Затем местное подразделение сменило название на Мултон Партнерс и начало выпускать под такими брендами, как Добрый, Богатый и Моя семья. Любопытно, что чистая прибыль подразделения Coca-Cola в Российской Федерации в 2023 году увеличилась в 2,2 раза. В России продолжает функционировать 10 заводов, а сырье для них закупается на внутреннем рынке.
У крупных концернов, которые в течение многих лет работали в России и создали здесь свои предприятия, нет желания распродаж своих активов с серьезными скидками, что может быть одной из причин продолжения их работы на местном рынке. Среди более 2000 компаний, решивших остаться, некоторые стали более открыто делиться своими планами. Например, генеральный директор компании Mondelez (производитель шоколада Milka и печенья Oreo) Дирк Ван де Пут в интервью заявил, что инвесторов не беспокоит моральная сторона работы на российском рынке. «Если у вас большой бизнес в России, то удар по компании в случае ухода будет огромным», — подчеркнул он.
Западный бизнес лишился $107 млрд из-за ухода из России
Объем убытков, понесенных западными компаниями после ухода из России, превысил 107 миллиардов долларов (в виде пеней и упущенной выгоды), по сообщению Reuters в марте. С момента последнего подсчета в августе 2023 года объем потерь увеличился на треть.
Возможный реальный объем убытков может превышать представленные агентством данные, заявляет доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ГУУ Максим Чирков. В будущем эта сумма, вероятно, также возрастет, потому что Россия представляет собой растущий рынок. Упущенная прибыль и потерянные активы за два года, безусловно, превышают сумму в 107 миллиардов долларов. Таким образом, Reuters, скорее всего, занижает реальную величину убытков, связанных с действиями иностранных политиков на территории России и по всему миру, — заключил экономист.
сообщает о целях потерь, понесенных западными фирмами после ухода из России.
С ним согласен управляющий отделом корпоративной разведки консалтинговой компании по глобальным рискам S-RM Ян Мэсси. Зарубежный бизнес сейчас сталкивается с необходимостью распродать свои активы в России с серьезными скидками, чтобы сохранить хоть что-то, подметил он. Например, общий убыток компании Danone от продажи российских активов составил 1,2 миллиарда евро в мае 2022 года.
Британская нефтегазовая компания BP оценивает убытки от выхода из России в 25 миллиардов долларов. Эта сумма является значительной даже по меркам транснациональных гигантов, подчеркивает председатель правления Ассоциации Публичная дипломатия Вадим Петров. На перенос заводов и логистических цепочек потребуется время и серьезные затраты. Для многих компаний это становится сложным и затратным процессом.
Наиболее сильный удар пришелся на автомобильный рынок, где практически все западные автозаводы прекратили свое производство в России. Учитывая такие примеры, бизнес вряд ли захочет терять свои инвестиции и завоеванные рынки, как это произошло с западным автопромом, место которого сегодня активно занимают китайские марки, — прокомментировал первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Первоначальный энтузиазм в отношении санкций отошел на второй план, и компании начали более прагматично подходить к российскому рынку, говорит Смирнов. Они понимают, что он привлекательный и что отечественные фирмы продолжают свою деятельность даже в условиях конфликта и введенных западных ограничений, добавляет эксперт. Кроме того, зарубежные компании стали замечать активный приход китайских игроков в различные сферы, которые просто занимают ниши, ранее занятые западными корпорациями — подтверждает он.
Starbucks
Новое название: Stars Coffee.
Бывшая сеть кофеен Starbucks в России решила сменить имя на Stars Coffee. Роскошное название оказалось в перечне товарных знаков, зарегистрированных ресторатором Антоном Пинским. Кроме переименования сети, изменится логотип: вместо изображенной русалки теперь на нем будет изображена девушка в кокошнике.
Sephora (LVMH)
Сеть магазинов косметики Sephora, входящая в состав французской группы Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH), продаст 100% акций своего российского дочернего предприятия региональному генеральному директору Евгению Дроздову. Сделка включает все 88 российских магазинов. Дальнейшая деятельность будет осуществляться под историческим названием российской сети Ile de Beauté.
4 проверенные идеи для твоего бизнеса
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет запустить бизнес с минимальными вложениями.