Еще в годах своей юности, эта девушка была не просто красивой, но и удивительно привлекательной особой, к которой всегда тянулись мужчины. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что первый её портрет появился в 1820 году; картину написали акварелью на бумажном холсте. При этом художник, создавший это произведение, остался неизвестным.
Моя косая Мадонна: как выглядела Наталья Гончарова, жена Пушкина
О внешности знаменитых красавиц прошедших эпох мы зачастую знаем лишь из описаний в литературе и из портретов. При этом картины далеко не всегда передают все нюансы и детали внешности их моделей. В частности, Наталья Гончарова, супруга известного поэта Александра Сергеевича Пушкина, чаще всего изображалась на холстах в профиль. В этой статье мы расскажем, какую загадку скрывали художники в своих произведениях.
В молодости Наталья была обладательницей необычайной привлекательности. С раннего возраста она привлекала внимание мужчин всех возрастов. Жизнь в деревне содействовала формированию у неё крепкого здоровья и свежего румянца. Сильная и ловкая, она имела великолепную фигуру, благодаря чему каждое её движение облачалось в особой грации. Глаза её были добрыми и весёлыми, сияя огоньком веселья под длинными бархатными ресницами; этот образ запечатлел в своих записках А.С. Сомов, который услышал эти слова от Надежды Михайловны Еропкиной — человека, близко знакомого с Гончаровыми. Отметим, что в её поведении не было никакого жеманства: Наталья отличалась естественностью, скромностью и высокой порядочностью, что, вероятно, и пленило Пушкина, помимо её необычной внешности.
Сам Александр Сергеевич с иронией отмечал, что Гончарова стала его сто тринадцатой любовью. По его словам, предыдущие увлечения не могли сравниться с тем искренним чувством, которое он испытал в зрелом возрасте. «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась», — писал поэт.
Девушка с изюминкой
Супруга великого поэта по праву считалась одной из самых обворожительных женщин своего времени, несмотря на небольшую особенность — лёгкое косоглазие. Данный дефект можно различить на портрете, созданном Александром Брюлловым в начале 1830-х годов. На этом наиболее известном портрете Гончаровой ей было менее восемнадцати лет.
При жизни Пушкина было создано только одно акварельное изображение его спутницы. Брюллов, у которого была возможность запечатлеть Наталью, смог передать невинность и изящество почти детских черт её лица, а также изящный наряд юной девушки. И, конечно же, этот небольшой физический дефект лишь добавлял обаяния, умиляя поэта. Критик Петр Вяземский в своих мемуарах описывал, как Пушкин с любовью звал свою жену «моя косая Мадонна».
Невозможно однозначно сказать, какое заболевание могло у неё быть, однако подобные проблемы часто ассоциируются с близорукостью. Многие свидетельства о нюансах во внешности Гончаровой содержатся в воспоминаниях. «Её лицо было крайне красиво, но меня постоянно поражал какой-то недостаток в рисунке», — сообщал доктор и мемуарист Станислав Моравский. Он также отметил, что глаза, хоть и были очень красивыми и большими, находились слишком близко друг к другу, что нарушало основное правило рисования: расстояние между глазами должно быть равным ширине одного глаза. Это не было серьезным недостатком, но на этой особенности также стоит акцентировать внимание. К тому же Наталья Николаевна была на десять сантиметров выше своего мужа. Как отмечали редакторы uznayvse.ru, поэт старался избегать прогулок под руку со своей супругой, а на балах предпочитал держаться от неё на расстоянии, чтобы разница в росте не бросалась в глаза. В некоторых ситуациях он использовал различные цилиндры, которые служили не только модным аксессуаром, но и своеобразным помощником для миниатюрного кавалера.
Скудость духовной природы: почему первые исследователи презирали Наталью Гончарову
Наталья Гончарова — это образ, который на протяжении многих десятилетий воспринимался как ограниченная натура, бездушная модница и виновница гибели великого гения. Это мнение формировалось не только современниками, но и писателями-пушкинистами. Так, в 1916 году была опубликована первая монография «Дуэль и смерть Пушкина» автора Павла Щеголева. Он собрал архивные материалы, анализировал причины смерти поэта, параллельно пытаясь создать образ его жены.
Щёголев сразу признал, что на момент написания его книга опиралась на ограниченные источники: сохранились только письма Пушкина, писем самой Натальи не осталось. Это однако не помешало ему высказать своё мнение о личности Натальи. По его мнению, Гончарова-Пушкина лишь «блистала своей красотой», а её интересы сосредоточивались исключительно на пошлых ухаживаниях поклонников. Он заявил, что основная черта натуры Натальи — это «скудость духовной природы».
Критика выводов Щёголева происходила неоднократно и его постулирования поминали как предвзятые. В 1987 году, когда планировалось повторное издание его монографии, группа советских деятелей культуры опубликовала открытое письмо с просьбой не делать этого.
Негативно о Гончаровой высказалась также известная русская поэтесса Марина Цветаева. В 1929 году она написала очерк о Наталье Гончаровой, который был посвящён современнице Цветаевой — авангардной художнице, но в главе «Две Гончаровы» содержатся строки и о Гончаровой-Пушкиной. Цветаева описывала её как красавицу, но совершенно лишённую ума, души, дара — «красавицу, безучастную к мужу, его делу и даже к собственным детям». В её представлении Наталья Гончарова была неким пустым местом, к которому, парадоксально, тянулся знаменитый поэт: «Он хотел нуль, ибо сам был — всё».
Поэтесса Анна Ахматова заняла ещё более радикальную позицию. В 1961 году она почти открыто обвинила Наталью Гончарову в смерти Пушкина, перечислив все её грехи: непослушный характер, любовь к роскоши, бесконечные разговоры о своих успехах, расточительность и неспособность контролировать себя. Литературовед Эмма Герштейн отметила, что Ахматова не прощала Гончаровой ничего из-за её причастности к роковой дуэли, которая привела к гибели поэта.
Таша из Полотняного завода
Наталья Николаевна Гончарова родилась в 1812 году в селе Кариан, находящемся в Тамбовской области. Она была пятой в семье. Её родители владели гончарной лавкой в Калуге, после чего основали мануфактуры, специализировавшиеся на производстве ткани и бумаги. В 1789 году её дед, Афанасий Николаевич, получил дворянский титул по указу императрицы Екатерины II. Таким образом, Наталья стала потомственной дворянкой в третьем поколении.
Ранние годы Таша (так её ласково называли родные) проводила в Полотняном заводе — семье Гончаровых, расположенной в Калужской области. Она каталась на пони, любила собак и была дружна с дворовыми девочками. Плоды хорошего домашнего образования пришли к ней благодаря отцу и деду. Девушка изучала французский и немецкий языки, русскую грамматику и музыку. Существуют сохранившиеся ученические тетради Гончаровой по истории, античной мифологии и географии. Как отмечает писательница Лариса Черкашина, юная Наташа пробовала свои силы в стихосложении и детально понимала нюансы поэзии. Одно из её произведений хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
Портрет А.П. Брюллова
В 1831-1832 годах, когда А.С. Пушкин ещё был жив, знаменитый художник А.П. Брюллов решил написать портрет Натальи Гончаровой. Несмотря на высокий профессионализм, мастеру удалось передать только юность и мягкую красоту девушки, что стало оправданием для многих искусствоведов, ссылающихся на возраст модели, которой на тот момент было всего восемнадцать лет.
Полотно с портретом Натальи Гончаровой восхищает красотой её фигуры, она облачена в нежно-персиковое платье с рюшами и рукавами-фонариками. Хотя девушка ещё была молода, в её взгляде уже читалась глубина и слегка печальное осознание своего положения. Брюллову удалось уловить уникальное сочетание детской невинности и уже проявляющегося взрослого облика.
Портрет Брюллова — единственное акварельное изображение, созданное при жизни А.С. Пушкина. Следует подчеркнуть несколько особенностей полотна:
- Картина задумана в жанре портрета.
- Используемые краски — акварель.
- Материал — бумага.
- Реальное местоположение — Государственный музей А.С. Пушкина.
Эта работа представляет особую ценность, так как является единственным изображением Натальи Гончаровой, выполненным в дни жизни её супруга, А.С. Пушкина.
Портрет В. Гау (1841-1849 гг)
Отдельного внимания заслуживают портреты, созданные художником В. Гау, который несколько раз изображал Наталью Гончарову в разные этапы её жизни. Портреты данного мастера выделяются удачностью, хотя и без особой глубины. За всё время В. Гау написал Наталью Гончарову пять раз: в 1841, 1843, 1844 и 1849 годах.
Мастеру удалось изобразить Наталью Гончарову такой, какой она была различной, однако сохранившей свои ключевые характеристики, которые описывали её в классических произведениях. Именно эти портреты отражают натуральную красоту и внутреннее превосходство девушки.
Владимир Гау сумел передать всю характерность и безупречную красоту Натальи Гончаровой. На его полотнах отсутствуют позерство и кокетство, а также насмешливость. Особой изюминкой становится то, что с течением времени ее образ приобретает большую строгость и скромность. В последних портретах она изображена в более строгих нарядах, которые акцентируют внимание на её тонкой, словно осиной, талии и изяществе.
В 1841 году В. Гау вновь приступил к изображению Натальи Гончаровой. На этот раз художник запечатлел взрослую женщину с островатыми чертами лица. Портрет передаёт её загадочность и женственность, вместе с тем демонстрируя её сильный характер. Полотно выполнено в спокойных тонах, где яркий акцент создаёт красная полоска на головном уборе Натальи Гончаровой.
Третий портрет был создан В. Гау в 1842 году, также выполненный акварельными красками. На этом произведении вновь изображена та же утонченная натура с сияющими и очаровательными чертами лица. Этот портрет позволил художнику передать тишину души и непревзойденную красоту Натальи. Она одевается в строгий закрывающий наряд, в котором подчёркивается её грация.
В четвёртом портрете В. Гау изобразил Наталью Гончарову в белом бальном платье. На груди женщины сверкает красивая светло-голубая брошь, а на шее надета лента в качестве ободка. Образ завершает черная шляпа с белой вуалью. Это полотно было создано в конце 1842 — начале 1843 года, также выполненное акварельными красками, что придаёт картине особое выражение и привлекательность.
Хотя последний портрет был написан, когда Наталья Гончарова уже состояла в браке с генерал-майором П.П. Ланским, В. Гау сумел запечатлеть ей в истинном её состоянии, спокойный задумчивый взгляд, а также ту самую натуральную красоту, присущую ей с годами.
И что было на самом деле
Удивляет, но мнения некоторых выдающихся женщин почти дословно перекликаются с народными преданиями, царившими на Пинеге. Они описывали её как своенравную пустышку, цепляющуюся за гениальность своего мужа, разорительницу домашнего очага, уделяющую внимание лишь блеску свет событий.
Однако странно, как быстро забывается, что у Пушкина и Гончаровой было четверо детей, родившихся всего за шесть коротких лет брака. В такое время не до балов, не до сияния при дворе. Гончарова относилась к этому как минимум с равнодушием, о чём свидетельствовала мать Пушкина: «Весь двор восторгается ею, императрица пожелала, чтобы она явилась к ней, и назначит день для визита. Это Наташе очень неприятно, но она должна подчиниться.
На самом деле, её интересовали только дети. Известно, что перед своей смертью Пушкин завещал ей: «Носи по мне траур в течение двух лет, а затем выходи замуж, но только за порядочного человека». Наталья частично выполнила его завещание, выйдя замуж, действительно, за порядочного человека. Однако она пробыла в трауре не два года, а целых семь лет.
Её второй муж, генерал Пётр Ланской, искренне любил её и её детей от первого брака. Позже у Ланского и Гончаровой родились общие три дочери. Наталья почти полностью погрузилась в заботы о детях, при этом в их семье постоянно жил племянник Петра Ланского — Павел, и племянник Пушкина — Лев Павлищев. Интересно, что именно Лев пользовался особым вниманием Натальи среди всех остальных детей: «Горячая голова, добрейшее сердце, вылитый Пушкин!» — её слова о нём. Этот момент говорит о том, что любовь к первому мужу сохранилась в её сердце на всю жизнь.
Хотя она акцентировала своё внимание на Льве, оставшиеся дети не догадывались об этом. Мать была всегда одинаково добра и ласкова, а выделить фаворитизм в её отношениях с детьми было сложно. Всего детей было девять — семеро собственных и два племянника, настоящий пансион. Однако Наталья не остановилась только на этом: «На днях ко мне приходила мадам Нащокина, у которой сын учится в училище правоведения, и просила, чтобы я иногда посылала за её сыном в праздники, когда мадемуазель Акулова отсутствует. Я собираюсь взять его в воскресенье. Полагаю, моё призвание — быть директрисой детского приюта: дети приходят ко мне со всех сторон, и это меня никак не тяготит, их веселость отвлекает и радует».
После такого становится даже неловко считать Наталью Гончарову вертихвосткой и светской львицей. В её призвании заключалось заботиться о семье и о детях, которых она совершенно не уставала любить: «Я всегда не понимала, как могут наводить скуку шум и шалости детей. Независимо от моего настроения, я невольно забываю о нём, глядя на их счастливые и довольные лица.» Изматывала Наталью, по собственным признаниям, только светская жизнь: «Теперь пойду отдохнуть, очень устала сегодня — эти образцы большого света заставляют меня с ужасом думать о предстоящих светских событиях этой зимой.»
Вторую дуэль она остановить не смогла
Четыре года спустя после замужества Наталья Пушкина встретила французского подданного, кавалергарда Жоржа Дантеса, который мгновенно влюбился в неё и начал активно ухаживать. Причём он не скрывал своего внимания к Пушкиной.
Симпатичный и учтивый Дантес обладал особым даром располагать к себе людей с первой встречи, и, вероятно, его ухаживания давали Наталье какое-то удовольствие. Однако постепенно внимание французского кавалергарда стало для неё опасным: в Санкт-Петербурге начали распространяться слухи о возможной связи Пушкиной с Дантесом.
В 1836 году троюродная сестра Натальи Идалия Полетика (в светском обществе её именовали Мадам Интрига) пригласила Гончарову к себе в гости. Когда Наталья вошла в гостиную, хозяйки дома не оказалось, но там находился сам Жорж Дантес, который открыто признался ей в любви и предложил уйти от мужа. Пушкина, несмотря на настойчивость, ответила отказом, едва избежав непосредственного преследования со стороны Дантеса, как вспоминала впоследствии княгиня Вера Вяземская.
Светская дама Софи Карамзина нередко приглашала одновременно и Дантеса, и семью Пушкиных, словно намеренно подстрекая поэта к ревности.
Осенью 1836 года, друзья Пушкина получили анонимное письмо от Ордена Рогоносцев, в котором говорилось, что его кавалеры единогласно избрали Александра Пушкина коадъютором великого магистра и историографом этого ордена.
На следующий день Пушкин, догадываясь о причастности Дантеса к письму, вызвал его на дуэль. Однако с помощью Жуковского, которого Наталья сама вызвала из Царского Села, дуэль была предотвращена, так как было достигнуто согласие отказаться от неё.
Спустя неделю после этого Дантес сделал предложение сестре Натальи — Екатерине Гончаровой. Пушкин не мог драться с женихом своей свояченицы.
Тем не менее, в январе следующего года Пушкин вновь бросил вызов — в этот раз он прислал оскорбительное письмо Луи Геккерну, приёмному отцу Дантеса, что, по сути, обязывало французского аристократа ответить на вызов.
Дуэль состоялась 27 января 1837 года, и поэт получил тяжёлое ранение. Наталья даже не знала о готовящейся дуэли. В момент, когда её муж подготавливался к поединку, она вместе со старыми детьми находилась на гостях у княгини Екатерины Мещерской.
Существует интересное воспоминание секунданта Пушкина Константина Данзаса, который утверждал, что пока они ехали на дуэль, Наталья имела возможность предотвратить её.
По его словам, на Дворцовой набережной их экипаж оказался рядом с экипажем Пушкиной. Сам Данзас узнал её, но не осмелился остановиться и рассказать ей всё, надеясь, что она сама увидит мужа. Однако Наталья страдала близорукостью, а Пушкин смотрел в другую сторону. Они проехали мимо, так и не узнав друг друга.
Друзья Пушкина, находившиеся рядом с ним в последние дни его жизни, утверждали, что поэт, умирая, ни разу не упрекнул свою жену в измене или каком-либо неправильном поступке. Во время редких моментов уединения между супругами, Пушкин, прощаясь с Натальей, сказал: «Постарайся, чтобы о тебе забыли… Ступай в деревню, носи по мне траур в течение двух лет, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека».
Пешком отправилась на венчание
Когда Натали было 25 лет, она осталась вдовой великого русского поэта с четырьмя малолетними детьми, обременённым долгами и разорённым хозяйством. После похорон мужа, она отправилась в своё семейное поместье, где когда-то жила с дедом. В этом уединённом месте она провела следующие два года, сосредоточив своё внимание на воспитании детей.
Иногда меня охватывает такая тоска, что я чувствую потребность в молитве. Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединённом уголке дома приносят мне облегчение, — писала она.
Наталья часто навещала могилу мужа вблизи Михайловского. Первые три года на месте захоронения стоял лишь простой деревянный крест, но позднее вдова смогла установить там мраморный обелиск.
Семья позже переехала в Михайловское. Известно, что в этот период Наталья остро ощущала нехватку денег, ей приходилось собственноручно вести хозяйственные дела, в чём, по её собственным словам, она была совершенно неопытна: «Я не решаюсь принимать решения, опасаясь, что староста просто засмеёт меня.»
В 1843 году она, наконец, вернулась в Петербург, чтобы её подросшие дети смогли получить достойное образование.
Говорят, к тридцати годам Гончарова стала только красивее. Даже трагедия, наложившая отпечаток на её взгляде, не уменьшила ее привлекательности.
В столице за ней ухаживали самые завидные женихи, среди которых были граф Перовский, князь Голицын, Николай Столыпин и неаполитанский дипломат граф Гриффео.
Тем не менее, она всем им отказывала: для Натальи было важно, чтобы будущий муж принял её детей как родных.
Таким человеком оказался генерал-майор Пётр Ланской. Как и с первым мужем, она встретила Ланского зимой, когда её старший брат Иван попросил генерал-майора передать Наталье письмо и посылку.
«Бабушка была в черном бархатном платье, такая красивая и убитая горем, что дед сразу в неё влюбился», — вспоминала Елизавета Бибикова, внучка Гончаровой и Ланского.
В мае того же года он сделал ей предложение, на которое Наталья Николаевна с радостью согласилась.
Император, продолжавший заботиться о вдове русского поэта, пожелал присутствовать на свадьбе в качестве посаженного отца, однако Гончарова настаивала на том, чтобы церемония прошла скромно: вместе с женихом они пешком отправились в церковь, где и обвенчались.
В 1849 году она писала своему мужу:
«Ко мне пришло такое чувство, которое соответствует нашим годам; сохраняя оттенок любви, оно, тем не менее, не является страстью, и именно поэтому это чувство более устойчиво, и мы завершим наши дни так, что эта связь не ослабнет.»
В браке с Ланским Наталья Гончарова родила ещё троих дочерей. Её самым дорогим было счастье родных, за котором она бережно наблюдала, не давая свету ни малейшего повода для сплетен или пересудов о её семье.
Когда в 1862 году младшая дочь Пушкина Наталья решила развестись со своим мужем, с которым была несчастна, Гончарова тяжело восприняла эту новость. Она была глубоко верующим человеком и винила себя в том, что не смогла уберечь дочь от неудачного замужества. В одном из писем к дочери она написала: «При выборе своего семейного счастья, нужно быть предельно осторожным.»
В это же время она передала дочери все 75 писем Пушкина, как гарант того, что её дочь в любой момент может поправить своё материальное положение при необходимости.
На следующий год Наталья Николаевна скончалась после продолжительной болезни и была похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Там же, через 14 лет, рядом с ней будет захоронен и Пётр Ланской, который очень тяжело переживал потерю своей возлюбленной жены.