На великолепном лайнере, направлявшемся в Америку, находилось множество пассажиров, путешествовавших вместе с семьями. Пассажиры первого класса стремились к развлекательному отдыху, тогда как пассажиры третьего класса надеялись достичь места, откуда начнется их новая жизнь. Однако, судьба обошлась безжалостно как с бедными, так и с богатыми.
Крушение Титаника: Как человечество уходило на дно
Совершенно удивительная и, казалось бы, вышедшая из-под пера романиста смесь легкомыслия и героизма, самоуверенности и благородства, трусости и верности — так представляется катастрофа самого крупного корабля своего времени, когда углубляешься в её историю. И люди, люди! Проявившие себя в ней во всей своей высоте и низости человеческой природы. Как будто само человечество собрало свои лучшие и худшие качества на борту «Титаника», чтобы предстать перед строгим Судьёй.
Хотя случай с «Титаником» не был самым трагическим по числу жертв среди морских катастроф, позже, во времена Первой и Второй мировых войн, противники потопили множество пассажирских и госпитальных судов, барж, которые перевозили беженцев, унося жизни гораздо большего числа людей.
Например, в ноябре 1941 года фашистский торпедоносец атаковал советское госпитальное судно «Армения», и за короткие четыре минуты, что оно погружалось на дно после попадания торпеды, лишь восьми из пяти тысяч человек удалось спастись. В 1945 году ответ не заставил себя ждать: подводная лодка капитана Маринеско потопила вооруженный круизный лайнер «Вильгельм Густлоф», унося с собой от 6 до 9 тысяч человеческих жизней. Даже в мирное время трагедия «Титаника» была позже затмита катастрофой филиппинского парома «Донья Пас», случившейся 20 декабря 1987 года, унесшей более 4000 жизней.
А если сравнить с «Титаником», где погибло от 1490 до 1635 пассажиров и членов экипажа…
Но «Титаник» стал первым. Его гибель потрясла мир.
И прежде всего это было связано с одним важнейшим обстоятельством: для большинства людей морская катастрофа с таким величественным кораблём казалась немыслимой. Можно сказать – это было ПО-ИСТИНЕ НЕ-МЫС-ЛИМО!
Эти два аспекта и сделали гибель «Титаника» едва ли не самым известным событием в истории всех флотов из стран и народов мира.
В самом деле, человечество, упивавшееся техническими достижениями, размышляло: что может случиться с восьмипалубным пароходом водоизмещением более 52 тысяч тонн, с двигателем мощностью в 55 тысяч лошадиных сил, способным развивать скорость до 23 узлов? И главное – у него было двойное дно и 16 водонепроницаемых отсеков! Из которых можно было затопить целых четыре, но судно всё равно оставалось бы на плаву! Нет таких штормов, ветров и морских сил, которые могли бы представлять какую-либо реальную угрозу для такого корабля!
Однако, как выяснилось, такие силы все же нашлись, что и смогли затопить шесть из четырёх водонепроницаемых отсеков «непотопляемого» судна.
Правда, эти силы оказались… людьми.
Люди, которые вели судно к трагедии
Первое и основное: из-за представления о том, что с кораблем не может произойти ничего серьезного, его не обеспечили достаточным количеством спасательных шлюпок. При общей вместимости на борту в 2400 человек в шлюпках могли разместиться менее половины – всего 1178. Почему так? Просто потому, что иначе эта сплошная шеренга шлюпок мешала бы пассажирам наслаждаться панорамным видом на море.
Вот вам первый пример самонадеянности владельцев судна — компании «Уайт Стар Лайн».
Морская катастрофа с «Титаником» считалась невероятной. Фото: Anton_Ivanov/ Shutterstock.com
Возможно, количество жертв можно было бы уменьшить с соответствующей подготовкой экипажа и пассажиров к действиям в ситуации бедствия. Но экипаж оказался неподготовленным, и учения для пассажиров, что, по иронии судьбы, были запланированы на 14 апреля, просто отменили — чтобы не портить никому настроение.
Далее, череда ошибок, а также откровенное небрежение командования и экипажа вызывает на ум лишь старую русскую поговорку: «Разиня растяпе в рот заехал».
Обидели помощника капитана, а он взял и ушёл на берег, прихватив с собой ключи от сейфа, где хранились бинокли. Поэтому впередсмотрящие увидели поднимающийся по курсу айсберг слишком поздно.
Погодные условия способствовали тому, что плавающие льды из Лабрадора откочевали довольно далеко на юг, выйдя на трансатлантические маршруты. Но на сигналы по радио, которыми другие суда, проходящие неподалёку от Большой Ньюфаундлендской банки, предупреждали о аномально большом количестве айсбергов, на «Титанике» не обратили внимания.
Либо же радист, занимавшийся передачей платных телеграмм от пассажиров, не передал сигналы тревоги команде на мостик или капитану. Джек Филлипс, так звали радиста, даже посоветовал своему коллеге с парохода «Калифорниян» заткнуться со своими предупреждениями, поскольку у него была «связь с мысом Рейс!». Тот, услышав это, пожал плечами, отключил связь и ушёл спать. Из-за этого единственный корабль, который мог бы за пару часов перебраться к тонущему «Титанику» и спасти всех, и даже видел запускавшиеся с него сигналы, благополучно прослушал все сигналы SOS. Более того, ракеты, которые запускались, были белые – на гибнущем судне не оказалось красных, тревожных!
Наконец, сам «Титаник» стремительно шёл к своей судьбе на полных оборотах и почти на предельной скорости – 22 узла, поскольку капитан Смит спешил! Он не стремился установить рекорд, но по заданию владельцев судна нужно было продемонстрировать, как быстро «Титаник» может пересечь Атлантику. Это было не то чтобы две недели, как на обычном пароходе, где придётся скучать, бегая по стенам. Реклама – двигатель торговли…
Семья Райс
Маргарет Райс приняла решение переехать в Америку ради своих детей.
Жизнь ирландки Маргарет Райс была полна трудностей. В 19 лет она вышла замуж за железнодорожного машиниста Уильяма Райса, и вместе с ним сначала переехала в Канаду, а потом в США. Адаптироваться к новым условиям жизни было нелегко; первый ребёнок пары не пережил младенчества. Однако со временем всё начало налаживаться: на свет появились пятеро сыновей, муж обеспечивал семью, а Маргарет занималась воспитанием детей.
Но радость от улучшения жизни была недолгой – Уильям погиб в результате железнодорожной катастрофы. Женщина с детьми вернулась в Ирландию в надежде на поддержку со стороны родни, но никто не стремился помочь вдове. Маргарет приняла решение вернуться в Америку — там было проще жить, чем на родине. Она приобрела билеты третьего класса на «Титаник» — один из самых впечатляющих кораблей своего времени.
В третьем классе катастрофа унесла жизни каждой второй женщины и почти двух третей детей. Среди них оказались и Райсы. Знакомая Маргарет рассказывала, что в последний раз видела её на палубе, когда та держала на руках самого младшего сына, а остальные цеплялись за одежду матери. Как и по каким причинам это произошло — остаётся загадкой, ведь в третьем классе первоочередное право на посадку в шлюпки было предоставлено женщинам и детям.
Семья Штраус
Ида и Исидор Штраус путешествовали в первом классе.
Ида и Исидор Штраус были богатейшими людьми — на момент своего путешествия 67-летний Исидор, совладелец универмага Macy’s, стал миллионером. К тому же они были безумно влюблены и счастливы в совместной жизни. Когда бизнес требовал отъезда Исидора, супруги часто обменивались письмами, делясь подробностями о своих днях.
Согласно традиции, месту мужчин в шлюпках не полагалось, и Исидор не имел права занимать место в спасательной лодке, даже будучи в пожилом возрасте. Ида же категорически отказалась спасаться без мужа. «Я не покину мужа. Мы всегда были вместе, вместе и умрём», — заявила 63-летняя женщина. Вместо себя она посадила в лодку свою горничную Эллен, отдав ей свою шубу со словами: «Мне она больше не нужна.»
Штраусов неоднократно видели на тонущем корабле: сначала они прогуливались по палубе, потом сидели в шезлонгах. Именно их история вдохновила Джеймса Кэмерона на создание сцены о пожилой паре, которая лежит, обнявшись, в постели, а под кроватью течёт вода.
Очаровательные кудрявые мальчишки
Когда спасательная шлюпка достигла берега, пассажирка первого класса Маргарет Хейс взяла мальчиков под свою опеку. Она отвезла их к себе в Нью-Йорк.
Из-за того что Мишель-младший и Эдмонд путешествовали на «Титанике» под вымышленными именами и использовали поддельные документы, выявить их родственников оказалось довольно сложно. Однако женщина взяла дело в свои руки. Подмечая южнофранцузский акцент мальчиков, Маргарет решила обратиться к генеральному консулу Франции и сообщить о спасённых детях.
Тем временем их мать, Марчелла, продолжала отчаянно искать своих сыновей. Однажды она открыла газету и увидела на обложке фотографии двух очаровательных кудрявых мальчиков с удивительной историей о том, как вдовец скинул детей в последнюю спасательную шлюпку, чтобы спасти им жизнь. Она опознала своих сыновей и сообщила об этом в полицию.
Спустя время Марчелла немедленно выехала в Нью-Йорк к своим мальчикам. Она поблагодарила Маргарет за спасение жизней своих сыновей и вскоре отправилась с ними домой.
Что с ними стало
Эдмонд учился на архитектора и нашёл работу в Лурде. Однако во время Второй мировой войны его взяли в плен; там он получил серьезные физические травмы и не смог полностью восстановиться. Он умер в возрасте 43 лет.
Мишель-младший изучал философию, а затем начал работать в Университете Монпелье. Он стал последним выжившим мужчиной, спасенным с «Титаника», дожив до 92 лет.
Когда журналисты спрашивали Мишеля о «Титанике», он утверждал, что тогда был слишком мал, чтобы осознать серьёзность ситуации. Путешествие на корабле казалось ему весёлым приключением. Лишь спустя несколько лет он понял, как ему повезло оказаться на той шлюпке, помеченной буквой D.
На обложке: братья Мишель-младший и Эдмонд Навратиль (2 года), апрель 1912 года. Фото: Библиотека Конгресса
Исчезновение детей Соддер: их считали погибшими, но через 23 года родители получили фото взрослого сына.
Ей грозило 14 лет тюрьмы. Как сложилась судьба афганской девочки со знаменитого фото.
Да ты рофлишь! Тест: понимаете ли вы подростковый сленг?
Самая масштабная катастрофа
В 23:59 14 апреля 1912 года капитан «Титаника» получил информацию о том, что корабль мчится на огромный айсберг. Через мгновение произошло неизбежное столкновение, унесшее жизни многих пассажиров и членов экипажа. «Титаник» начал тонуть из-за огромных пробоин.
В шлюпки в первую очередь сажали элиту из первого класса, а оставшиеся места распределялись между пассажирами второго класса. Шлюпок не хватало. Мишель едва успел закинуть своих сыновей в последнюю шлюпку, которая спускалась на воду.
Позже старший сын Мишеля и Марчеллы вспоминал, что в момент, когда отец вошёл в каюту, он начал натягивать на него тёплую одежду. Какой-то незнакомец спешно одевал его брата.
Эдмонд и Мишель младший в ту ужасную ночь чудом выжили. Отцу не нашлось места в шлюпке, и он погиб, оказавшись долгое время в ледяной воде. Мальчиков также называли «сиротами корабля».
Мальчики оказались в шлюпке рядом с дочерью богатого банкира, которая думала лишь о своем собачке. В лодке находились люди разных сословий и уровней доходов, но на тот момент наличие денег не имело значения. Все были равны перед лицом смерти.
Как сложилась судьба мальчиков, выживших после кораблекрушения
Выживших сирот взяла на попечение Маргарет Хейс, пассажирка первого класса на затонувшем корабле. Мальчики отправились в Нью-Йорк и начали жить в доме доброй женщины.
Документы на мальчиков были поддельными, в результате чего найти их родственников стало очень трудно. Тем не менее, Маргарет не сдавалась и продолжала поиски. Ребята говорили с акцентом, и Хейс первым делом обратилась в консульство Франции.
А Марчелла всё это время продолжала искать своих потерянных сыновей. В один из дней она наткнулась на газету, где увидела фотографии своих детей и душещипательный рассказ о вдовце, который спас жизни своих сыновей. Марчелла немедленно обратилась в полицию с заявлением о том, что это её дети.
Женщина без колебаний отправилась в Нью-Йорк к своим мальчикам. Она была глубоко благодарна Маргарет Хейс за то, что та сделала для её детей.
Как же сложилась жизнь спасённых детей? Эдмонд стал архитектором и работал в Лурде. Когда началась Вторая мировая война, его взяли в плен, где он получил множество травм, от которых так и не смог оправиться. Эдмонд скончался в возрасте 43 лет.
Мишель-младший учился на философском факультете, а затем остался преподавать в университете. Он ушёл из жизни в 92 года и стал последним выжившим мужчиной, спасённым с «Титаника».
Журналисты многократно брали интервью у Мишеля-младшего. Он делился, что в силу своего возраста не мог осознать всей важности произошедшего. Ему казалось, что путешествие на великом корабле и после на маленькой шлюпке было лишь захватывающим приключением. Лишь спустя годы он понял, как ему повезло остаться в живых в столь юном возрасте.
Ричард Норрис Уильямс
Ричард родился в Женеве, получил великолепное образование и превосходно играл в теннис. На «Титанике» 21-летний юноша путешествовал вместе со своим отцом. Спустя некоторое время после столкновения с айсбергом Ричард освободил одного из запертых пассажиров из каюты, взломав дверь. Стюард даже пригрозил молодому человеку штрафом за порчу собственности компании. Ричард и его отец оставались на обреченном лайнере почти до самого конца, а затем прыгнули в считанные секунды до катастрофы.
Отец Ричарда погиб у него на глазах, когда на него упала одна из труб корабля. Молодой человек смог забраться в шлюпку. Однако там он провёл несколько часов, погрузившись в ледяную воду по колено. Ричарду даже угрожали ампутировать ноги из-за обморожения, но ему удалось восстановиться, и вскоре он выиграл свой первый чемпионат США по теннису, а также Кубок Дэвиса.
Уильямс-младший стал преуспевающим банкиром в Филадельфии и впоследствии занимал пост президента Исторического общества Пенсильвании. Он умер в возрасте 77 лет.
Ева Харт
Еве было 7 лет, когда она вместе с родителями поднялась на борт «Титаника». Изначально семья должна была отправиться на другом корабле, но из-за забастовки угольщиков несколько пассажиров были переведены на «Титаник». Ева вспоминает свои первые впечатления о судне: «В тот день мы прибыли на поезде. Мне было лет 7, и я никогда ранее не видела корабля. Он выглядел колоссальным. Все были очень взволнованы, мы спустились в каюту, и именно тогда мама сказала папе, что не будет спать на этом судне и будет бодрствовать всю ночь.» Она действительно не легла спать!
По неизвестным причинам мама Евы чуть ли не мгновенно почувствовала тревогу относительно «Титаника» и начала бояться, что случится какая-то беда. По её мнению, объявление о том, что корабль непотопляем, было своего рода вызовом Господу. Когда лайнер столкнулся с айсбергом, Ева спала, а её мама почувствовала удар. Она немедленно сказала мужу, чтобы тот выяснил, в чем дело. Узнав о катастрофе, он вывел свою жену и дочь на верхнюю палубу и посадил их в спасательную шлюпку. Ева запомнила его слова на прощание: «Будь хорошей девочкой и держи маму за руку». Это был последний раз, когда она его увидела.