В современном искусстве китч используется, в частности, для отделки и украшения интерьеров. Это обычно включает сочетание различных стилей и нарушение традиционных норм эстетического восприятия. Развитие массовой культуры дало возможность создавать ранее невозможные сочетания по стилю и эпохам в предметах интерьера.
Что такое китч в одежде. Тема: Китч (кич): стиль в одежде или безвкусица? История стиля китч
Термин китч применим к предметам, которые создаются с целью вызвать шокирующий визуальный эффект. Часто это связано с яркими, кричащими цветами и несочетаемыми элементами, а также с экстравагантностью и хаотичностью стиля. Для одних китч ассоциируется с пошлостью и отсутствием вкуса, в то время как для других он является механизмом самовыражения и способом подчеркнуть свою индивидуальность. Вопрос, каково истинное определение китча в моде, остается открытым: это искусство оригинальности или же воплощение безвкусицы? Давайте попробуем вникнуть в суть этого вопроса.
Само слово китч появилось во второй половине 19 века в Западной Европе. Оно использовалось для обозначения дешевых и быстро распродаваемых художественных произведений.
Существуют различные версии его происхождения. По одной из них, термин китч (нем. Kitsch) переводится как «халтура» и изначально относился к некачественной музыке. Другие исследователи утверждают, что это слово произошло от английского выражения forthekitchen, что переводится как «для кухни», и подразумевало использование предметов, неуместных в более представительных помещениях.
В любом случае, китч возник как следствие стремления буржуазии, которая только что разбогатела, подражать трудным элементам культуры высшего общества. Эта идея быстро стала популярной и получила массовое распространение. С течением времени китч переместился из мира искусства и музыки в мир моды. Установить, кто первый попробовал ввести китч на модные подиумы, сейчас сложно, но эта идея охватила все главные мировые столицы моды и привела к возникновению нового поколения модельеров, известных как новель кутюр, среди которых Карл Лагерфельд, Соня Рикель, Эштер, Мюглер и Кастельбажак.
Пример китча от Карла Лагерфельда
Дизайнеры заявляют, что вещи в стиле китч становятся актуальными в моменты, когда старые концепции теряют актуальность, а новые еще не созданы. Исторически это совпадает с периодами социальной нестабильности, когда люди жаждут перемен. Несмотря на свою краткосрочность, китч присутствует на модной сцене постоянно, так как всегда есть желающие шокировать общественное мнения.
В XXI веке китч приобрел новые смысловые оттенки, став яркой частью массовой культуры, которая постепенно слилась с haute couture. Современный китч стал эпатажем высшей пробы: использование дорогих материалов, создание шокирующих образов и смешение ретро с футуризмом стало частью новой высокой моды. Аксессуары, грим и даже татуировки вписываются в эту концепцию, становясь стандартом.
Эпитome современных поклонниц стиля китч: Леди Гага, Эми Уайнхаус, Мадонна, Дита Фон Тиз.
На данный момент практически все дома моды создают коллекции в стиле китч. За всю историю не обошли это направление такие метры как Джанни Версаче, Роберто Кавалли, Yohji Yamamoto, Kenzo, DSquared2, а также королева провокации Вивьен Вествуд и даже Chanel. В России известным китч-дизайнером является Денис Симачев, создающий стильную одежду с хулиганскими надписями и традиционными хохломскими узорами.
Приверженцы стиля китч
К числу самых явных приверженцев китча в современном мире моды относятся знаменитости, которые одеваются вызывающе и экстравагантно. Яркие примеры этого стиля представлены нарядами таких звезд, как Мадонна, Леди Гага, Дита Фон Тиз и Эми Уайнхаус. Соответственно, китч идеально подходит для творческих личностей и авантюристов, готовых шокировать окружающих и выделяться в любой толпе.
Суть стиля китч заключается в сочетании несочетаемого, смешении различных стилей: экстравагантность, гламур, спортивные элементы и немного сентиментальности, все это в костюме. Возвышенные формы, яркие кислотные цвета, вычурные детали и громкие аксессуары составляют неотъемлемую часть китча. Эта вечная жажда экспериментов с оттенками и текстурами присуща ярким, бунтарским личностям. Если вы хотите стать частью этой многогранной группы, где каждый по-своему уникален, выбирайте стиль китч!
KempA
Что такое стиль? Это мода, соответствующая индивидуальным требованиям каждого человека.
Что касается термина «Китч», давайте начнем с его первоначального происхождения. Понимание этого слова позволяет глубже понять, что собой представляет данный стиль.
Один из переводов, согласно немецкому словарю, — это ‘der Kitsch’, который переводится как ‘халтура, безвкусица’. Нет других значений и определений в этом контексте.
В дальнейшем термин стал употребляться не только в значении безвкусицы, но и ассоциироваться с эстрадной культурой.
KempA: продукция, имеющая целью вызвать внешний, порой шокирующий эффект.
Тем не менее, считаю, что не все звезды, вызывающие шок в своих нарядах, можно отнести к китчу. Здесь важно различать между китчем и обычным театральным костюмом, который изначально задумывался как элемент театра. Действительно, театральный костюм может выглядеть как безвкусица, если рассматривать его вблизи, но с точки зрения зрителя на сцене он выглядит великолепно. У меня есть опыт в театре, и я это говорю со знанием дела.
Из этого следует, что стиль китч в своем современном толковании включает в себя два понятия, и нельзя утверждать, что одно из них правильное, а другое — нет. Вместе они формируют данное стиль.
Что касается изображений, приведенных в последнем посте Tamija, я бы не классифицировала их как безвкусицу, которая составляет изначальную и подлинную интерпретацию слова «Kitsch». Это, скорее, приемлемые сценические наряды, которые там будут выглядеть прекрасно, тогда как на повседневное носить их малоприемлемо, как их сложно классифицировать как «одежда не по случаю».
Буквально, это же не одежда Ready to wear, скорее всего, это Haute couture. Couture не носится каждый день, а предназначено для определенных случаев.Забыла упомянуть, KempA, не могла бы ты поделиться ссылкой на материал из твоего первого поста? Мне будет интересно узнать, какой сайт и автор так определяет этот стиль.
На сайте http://www.fashionlook.ru дано следующее определение:
КИТЧ, КИЧ — (нем.) – дешевка, сентиментальщина, безвкусная продукция, рассчитанная на внешний, зачастую шокирующий эффект. Универсальный термин, возникший в немецком языке, изначально обозначал дешевый предмет, такой как перетянутая старая мебель, выдаваемая за новую. Вторая половина 19 — начало 20 века характеризуется распространением китча, как промышленной имитации оригинальных изделий. Со временем понятие вошло в обиход и начали обозначать неэстетичные предметы или слабых вкусов людей. В 60-70-х годах 20 века китч стал обычным явлением буржуазной массовой культуры. Эстрада, шоу и знаменитости сыграли значимую роль в его популяризации: шокирующие костюмы, калейдоскоп стилей (например, яркая брошка под старину на кожаной куртке), оригинальный грим, татуировки и различные аксессуары, которые общество воспринимает как модные новшества.
Китч до нулевых
Обладая знанием о том, что жизнь проходит мимо, буржуа стремятся окружить себя материальными признаками их существования: это стулья у входа, фотографии на стенах, жанровая живопись, ковры, бархатные шторы и сувениры.
Это упоминание можно найти у немецкого философа Вальтера Беньямина в его произведении «Мона Лиза» (Андреа Шмидт, 2002 г.). Источник: museumofbadart.org
Тяга к бессмертию у людей возникла не в последнее время. Слово китч стало синонимом безвкусицы и вошло в обиход художественных рынков Мюнхена в 60–70-х годах 19 века, где обозначало простые, но хорошо продающиеся эскизы и рисунки. Имя «нувориш» также появилось в период французских революций и подразумевало богатого человека, произошедшего из небогатого сословия, которому позволили входить в высший свет. В постсоветской России этот термин также стал обозначать класс преуспевших бизнесменов, пришедших из низов.
Проблемы вкуса существовали давно, но какое-то время их значение ослабли. Считается, что первый шаг к китчу в России был сделан гораздо раньше, в 1700 году, когда Петр I наложил запрет на бороды для дворян и традиционные русские костюмы, формируя новый взгляд на демократичную моду. Это создало давление на ретроградов: государь угрожал ссылкой или серьезными штрафами.
Так происходило сближение традиционного русского стиля с элементами показными и модными. Наибольший китч наблюдался в губерниях, где мелкое дворянство увлекалось модными течениями. Женщины купцов с роскошными нарядами выглядели не хуже, чем гламурные звезды начала 2000-х годов.
Николай I в своем указе закрепил модные тенденции, предписывая дамам при дворе носить униформу, сочетание русских и французских платьев. Однако, наибольшее влияние на академический вкус оказала серийная продукция предметов искусства, ставшая возможной в конце 19 века. Теперь у каждого была возможность приобрести репродукцию Джоконды или садового гнома из глины с лицом Венеры Милосской.
Кульминация этой возможности пришлась на 20–30-е годы 20 века. Интеллектуалы критиковали этот феномен: Вальтер Беньямин утверждал, что возможность воспроизводства произведений искусства лишает их ауры и сакрального смысла. Также испанский философ Ортега-и-Гассет в своем произведении отмечал, что вовлечение масс в культурные процессы может привести к краху цивилизации. Тем не менее, несмотря на критику, прогресс продолжал хоккаться в произведениях искусства, которые не отличались высоким художественным уровнем.
Духовный голод людей проявлялся не только в создании несовершенных вещей, но и в поисках новых форм. В 20-х годах прошлого века, арт-группа авангардистов «Бубновый валет» использовала лубок для того, чтобы привлечь внимание к необходимости смены устаревших художественных форм.
Китч в нулевые
Существует изречение: тот, кто не знает своего прошлого, не построит будущего. Однако нувориши 2000-х годов, обходя это, создали собственную тактику. Лacking cultural memory, они тщательно составили ее самостоятельно, что наглядно вылежалось на интерьере их жилищ. Декоратор Кирилл Истомин перечислил источники для вдохновения нового русского стиля: это русская усадьба, русская терем и русские дворцы.
Квартиры российских бизнесменов напоминали Версальский дворец: на одной стене изображение Николая Чудотворца, на другой — фотография Сильвестра Сталлоне в рамке, между ними парный портрет хозяев… Огромная люстра из стекла с тысячами кристаллов, колонны в дорическом стиле ведут к спальне, а в углу стоит контрабас, на котором никто не играет, но он вызывает уважение своим величием.
В 2007 году итальянский писатель Умберто Эко в своей книге «История уродства» отметил, что мода на китч имеет социальное обоснование и появляется там, где прежние представления о прекрасном были разрушены. Китч, ставший общим местом для такой категории людей, их недостаточно утонченный вкус проявляется в желании выставить свое благосостояние напоказ, переходя границы уместного вкуса.
Социальные изменения и ломка советских норм также отразились на массовых предпочтениях в искусстве. В России китч приобрел гламурный облик и стал чуть ли не национальной идеей уцелевшего воцерковления. Никас Сафронов, талантливый художественный символ времени, приводит к росту популярности гламурных портретов известных личностей — с их фотографическим сходством и нарядами в духе Ренессанса. Стоимость самой дорогой работы Сафронова, однако, не относится к портретам, а является pastoral пейзажем Венеции: известная картина «Мечта об Италии» была продана на аукционе Sotheby’s в 2011 году за 106 тыс. долларов.
Менее известным, но тем не менее, знаковым творцом китча стал Николай Седнин, который стал знаменитым за первый ростовой портрет президента России Владимира Путина. Также, согласно информации с сайта дома-музея мастера, в 1994 году он основал направление ди-арт. Это направление предполагает освоение новых территорий внутреннего мира, способствующих укреплению здоровья души. В описании на сайте говорится, что ди-арт — это единство рационального и чувственного восприятия реальности.
Китч. Что же в этом плохого
Кстати, кроме основной функции «ставить перед человеком вопросы», в процессе высокой полемики (в которой всегда присутствует оттенок презрительного и холодного снобизма) часто забывают о другой не менее важной обязанности искусства — утешать, вселять надежду и «отрывать от края, перил моста».
Так, однажды старая драматическая актриса посоветовала своей ученице, шедшей через тяжелые времена: «Брось всё и отправляйся на недельку в Гагры. Или, знаешь что? Сходи в оперетку. Я сама так поступаю, когда на душе скребут кошки. После этого жизнь снова кажется светлой».
Одной из величайших заслуг культуры постмодернизма стала попытка (и далеко не безуспешно) сделать из нас – англичан, которые находят прелесть в (порой уродливом) сливочнике в виде коровы. Забота о несуразных и безвкусных предметах, обладающих простатым шармом, открывает сердце и, как может выразиться известный автор, отражает истину — человек с большим сердцем способен любить даже странные вещи. Например, позабудьте же о маленькой девочке с деревянной ярмарочной куклой-Щелкунчиком, любовь которой является началом той великой дружбы, без которой наша культура не может далее развиваться.
Но давайте обратим внимание на соотношение упомянутого (вечно актуального, по мнению некоторых) тренда — китча, к современной индустрии производств различных товаров.
Тапочки от кутюр
Примером может служить домашняя обувь от Разгуляев-Благонравова. Эти дизайнерские тапочки выходят в коллекциях, точно так же как и платья у модных кутюрье. Каждая коллекция непроста: она основана на упоминаниях о той или иной экспозиции в арт-галереях. Например, первая коллекция была создана в запоминании выставки картин Казимира Малевича в Русском Музее.
Теперь возникнет вопрос: где же здесь китч? Учитывая, что эти изделия изготавливаются вручную в ограниченном количестве, читатель может задаться вопросом.
Однако, чтобы понять, почему создание этих дизайнерских тапочек можно с некоторыми оговорками отнести к китчу, необходимо обратиться к Аристотелю. В своей «Риторике» он исследует основные принципы хорошего и плохого стиля (недаром его рассуждения, хотя и основаны на примерах ораторской речи, могут быть применены ко всем направлениям творчества).
“Стиль не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким, а должен соответствовать предмету обсуждения. Было бы неуместно, если бы кто-то говорил о ничтожных вещах, используя возвышенный язык. Стиль достигается тогда, когда он отражает истинное положение вещей. Это происходит, когда о вещах важного характера не говорят слегка, а о пустяках не говорят торжественно”.
При анализе этого примера мы можем заметить классическое нарушение принципов стиля в его аристотелевском понимании.
Особенности стиля Китч
В большинстве своем китч представляет собой непрофессиональную подделку, что-то модное, сиюминутное, эффектное, что привлекает внимание и создается из подручных материалов, порой некачественно воспроизводя популярные образцы.
Интерьеры в стиле китч обычно отмечаются явной сентиментальностью, патетикою, яркими, кричащими цветами, избыточной декоративностью, нарочитым эклектизмом и подделками под дорогие материалы.
Основной характеристикой этого стиля является применение большого количества недорогих украшений в интерьер — картинок, игрушек, статуэток и т. д., а также ярких, сталкивающихся цветов. Воплощение этого стиля можно встретить не только в квартирах состоятельных людей, но и в студенческих общежитиях, где романтично настроенные девушки стараются украсить свои комнаты яркими ковриками и поздравительными открытками от кавалеров. Представители творческих профессий, включая режиссеров и художников, также зачастую игнорируют любые правила, которые могут ограничить их внутреннюю свободу.
Украшение интерьеров в стиле китч может включать в себя любое — от драпировок до хрустальных люстр (чаще всего выполненных из стекла низкого качества), а также вазоны с искусственными цветами и оверстайлы, в которых гармонируют античные колонны и низкие потолки, смешанные с лепниной и элементами «роскоши». Все эти элементы в глазах владельцев создают атмосферу состоятельности.
Часто функциональная тематика китча заключается в псевдоисторической архитектуре и интерьере. Остроконечные башни и башенки загородных коттеджей, узкие готические окна, соединяющиеся с современными ставнями, а также такие элементы интерьеров, как электрический камин в рыцарской гостиной, описывают типичный пример китча, который не ироничен, а явно всерьез. Хозяева этих домов зачастую уверены, что эти»подделки» производят впечатление оригинальных.
Китч может проявляться не только в виде подделки для придания благородства, но также как стиль в искусстве, который имеет целью создавать вещи-отрицания и произведения-пародии. Знаменитые дизайнеры нередко осознанно используют китч в своих работах для создания шедевров с легким налетом юмора.
Кроме того, существует и категория китч-интерьеров от бедности, имеющих яркое сходство с уличной графикой. Такие интерьеры используют полиэтиленовые занавески и самодельные перегородки, а стены расписываются аэрозольными красками. Этот стиль менее виден и фальшив, в отличие от более богатого собрата, а ирония обычно уступает место агрессии. Жить в таком пространстве возможно только при определенном настрое, который при этом недолговечен.
Заключение
Таким образом, стиль китч, как интересный и уникальный «продукт» современности, стал значимым элементом истории дизайна и занял свое независимое место в рамках стилей.
Сторонники классических направлений часто связывают появление китча с просветлением нуворишей – людей с большими деньгами, но не очень утонченным вкусом (как видно из анекдотов о золоте унитазов в их особняках). Тем не менее, те, кто ищет в этом стиле некую красоту, говорят о китче как о антидизайне, который инициирует разрушение устаревших традиций, предоставляя личностям возможность быть не такими, как все.
Люди, сознательно выбирающие стиль китч, обычно экстравагантны, любят шокировать публику и стремятся выразить свою индивидуальность. Этот стиль также может привлечь многих подростков, чьи вкусы и мировосприятие только формируются. Обычно это временная привязанность к китчу.
Внешний вид зданий, или Китч в экстерьере
Китч может проявляться не только в интерьере, но и в экстерьере зданий. Здесь главными являются фантазия и смелость планировщика и владельца. Для создания неповторимого образа дома используются яркие, кислотные цвета, способные привлекать внимание окружающих. Например, можно сочетать общий темный цвет с ярко-розовыми или оранжевыми дверями, а ставни и рамы покрасить в светло-зеленый цвет, чтобы сделать внешний вид здания более радостным и живым.
Китч в графическом дизайне
Стиль активно проявляет себя в областях графического дизайна, таких как брендинг, создание плакатов, открыток, обложек музыкальных альбомов и оформления упаковки. Здесь явным лидером выступают Соединенные Штаты Америки, где даже появился специальный термин — американский китч. Он характеризуется яркими контрастными цветами и комбинацией различных стилей, с особым акцентом на элементы ретро. Проекты в этом стиле могут включать в себя сочетание античных, народных и современных мотивов, фантастических образов, а также разнообразных шрифтов: от толстых до курсивных с обводками. Как пастельные, так и яркие цвета используются для привлечения внимания зрителей.
В итоге, китч уже давно вышел из 문화град. Он стал выражением разнообразия и отличительным знаком современного искусства и дизайна! Этот стиль привлекает своей свободой самовыражения, открытостью к экспериментам и смелостью в сочетаниях несочетаемого.
профессия| 18 месяцев
Освойте практические навыки, которые откроют вам путь в геймдев, рекламу и IT. Создавайте уникальные 3D-миры как художник.