Мать решила, что будет наилучшим для её сына, если он сосредоточит свои усилия на духовной карьере, поэтому направила его в соответствующую школу в Падуе. Однако, достигнув девятнадцатилетнего возраста, её сын отверг такое будущее, выбрав вместо него военный мундир, хоть и ненадолго.
Великий любовник 18-го столетия
Имя Казановы стало символом — синонимом любовных похождений. Его любовные приключения были подробно описаны в новеллах и пьесах. Исследователи составили подробный список мест, где он проводил романтические встречи.
В свободное время между своими амурными делами Шевалье де Сенгальт, известный как Джакомо Казанова, также писал изящные сонеты, играл на скрипке, занимался переводами и создавал собственные пьесы, а также активно развивал экономические проекты. Однако что помешало этому вдохновенному человеку стать выдающимся государственным деятелем или признанным творцом? И как же так вышло, что обожаемец женщин и душа общества провёл свои последние дни в скучном статусе хранителя библиотеки и фактически приживальщика?
Литератор, скрипач, финансист
Родившись в актёрской семье и не имея знатного происхождения, Казанова смог достичь выдающихся успехов. Он часто бывал при дворах и общался со знаменитыми личностями своего времени. Безусловно, его особыми способностями не могли не восхищаться многочисленные друзья и покровители.
Джакомо Казанова появился на свет в 1725 году в Венеции. Его родители делали карьеру на театральных подмостках, поэтому его воспитывала бабушка. В возрасте двенадцати лет он поступил в Падуанский университет, который успешно завершил в семнадцать лет. Однако свою профессию юриста Казанова искренне ненавидел. Его увлекала математика, он обладал глубокими знаниями в медицине, играл на скрипке и виртуозно владел пером. Эти навыки помогали ему находить влиятельных покровителей, одним из которых стал сенатор Брагадин.
Интересно, что их знакомство произошло в довольно неожиданной ситуации. Аристократ, возвращаясь с праздника, вдруг потерял сознание в гондоле. К счастью, рядом находился Казанова, который сделал ему кровопускание и впоследствии успешно лечил его. Брагадин был поражён талантами молодого человека, а также услышал о его смекалке в предсказаниях. Джакомо даже заявил, что знает некий числовой метод, который позволяет предсказывать будущее, вызывая тем самым удивление и восторженные отклики среди сенатора и его друзей. Как описывается в мемуарах Казановы, ему удавалось давать размытые ответы на вопросы, которые легко интерпретировались в самых разных смыслах, что приводило к безоговорочной вере в его способности.
Когда Казанова столкнулся с угрозой со стороны инквизиции, Брагадин настоятельно советовал ему покинуть Венецию. Однако, проявляя упрямство, Казанова отказался и заверил покровителя, что ему было предписано остаться. В итоге он оказался в знаменитой венецианской тюрьме Пьомби, где провёл несколько месяцев, прежде чем удрал и покинул Италию.
К тому времени, в 1758 году, в Париже, благодаря знакомству с министром иностранных дел, графом де Берни, Джакомо Казанова стал распорядителем первой государственной лотереи, что принесло ему немалые доходы. Затем он успешно занимался размещением государственных облигаций в Амстердаме — финансовой столице Европы, и даже открыл шёлковую мануфактуру.
Тем не менее, продолжительная и систематическая работа не находила отклика в сердце Казановы. Он уделял немного внимания операционным процессам мануфактуры, предпочитая проводить время в романах с работницами, на что вскоре отозвались его слова: «Это мой гарем». Не удивительно, что мануфактура вскоре обанкротилась. Казанова не раз пытался предложить правительствам различных стран идеи по организации государственных лотерей, однако успеха не достиг. Его мечты о реализации этих идей привели его даже в Россию, где он встретился с Екатериной II. Императрица признала проект слишком рискованным, но Казанова пошёл на компромисс и купил себе крепостную крестьянку, назвав её Заирой. Эта девушка постоянно устраивала ему сцены ревности и без конца гадала на картах, что весьма раздражало Казанову. В конечном итоге он нашёл для неё богатого покровителя и сам переключился на французскую актрису.
Стоит также отметить творческие попытки Джакомо. В определённый период его жизни он зарабатывал на жизнь, играя на скрипке в оркестре, что произошло ещё до знакомства с сенатором Брагадином. Помимо его знаменитого бестселлера «История моей жизни», его творческое наследие включает перевод на итальянский язык «Илиады», комедию Каюзака «Зороастр», а также написанную им пьесу, к сожалению, не дошедшую до наших дней.
Бьет — значит любит
Казанова довольно быстро покинул Венецию, но до этого успел обзавестись настоящей рабыней. В ходе своих приключений он заметил тринадцатилетнюю крестьянку с белоснежной кожей и эбеновыми локонами в деревне недалеко от Екатерингофа, после чего купил её у родителей за 100 рублей.
Переводчиком при сделке выступил знакомый русский офицер, который объяснил Казанове некоторые тонкости рабовладения по-русски:
— Она будет вашей служанкой, и вы сможете делать с ней всё, что пожелаете, за исключением лишения жизни.
— А если она не согласится?
— Такого у нас не бывает — ну что ж, можете её поколотить…
— А сколько ей следует платить в месяц?
— Нисколько — просто дайте ей немного денег на еду и баню в субботу, чтобы в воскресенье она могла пойти в церковь.
Он привёз её в Москву, назвав Заирой, и по утверждениям самого Казановы, относился к ней наилучшим образом, не как к рабыне — одевал по последней моде, позволял видеться с её родителями и, конечно, проявлял к ней нежные чувства. Она тоже любила его в ответ.
В Москве он смело выводил её в свет — на балы, в театры и на званые ужины. «И нигде мне не задали ни одного неудобного вопроса о том, кто она мне — служанка, дочь или возлюбленная. Русские удивительно терпимо относятся к подобным вопросам,» — отмечал озадаченный венецианец.
С Заирой он прожил девять месяцев, даже намереваясь увезти её с собой, но их отношения осложнило её дикие сцены ревности и страсть к гаданию на картах. Приступы ревности были порой настолько невыносимыми, что, как отмечает Казанова, ему пришлось следовать русскому обычаю и несколько раз её поколотить. Однако от этого она лишь крепче привязалась к нему — что также, как он утверждал, соответствует русской традиции.
Екатерина, Дашкова и женская власть
На протяжении всех девяти месяцев своего пребывания в России Казанова пытался добиться места при императорском дворе, писал Екатерине разнообразные записки и проекты реформ и знакомился с влиятельными личностями. Пытаясь развить полезные связи, он даже был представлен Екатерине Дашковой — и был сильно удивлён, узнав, что она занимает пост председателя Российской Академии наук:
Спустя девять месяцев в этой холодной и жёсткой стране Казанова решил продолжить поиски счастья и уехал в Польшу, а затем — в Испанию. Перед отъездом из России он передал Заиру своему другу, архитектору Ринальди — почтенному состоятельному итальянцу в возрасте около шестидесяти лет, который давно проявлял к ней симпатию.
На прощание Казанова устроил великолепный банкет с фейерверком для тридцати человек. Хотя в России ему не удалось разбогатеть или реализовать хотя бы один из своих замыслов, Казанова завёл много друзей, с которыми он позже неоднократно встречался во время своих странствий и которых хотел поблагодарить:
Несмотря на скромность моего кошелька, я считал своей обязанностью выразить своим друзьям этот знак признательности за все оказанные мне услуги.
Маска-маска!
Довольно скоро Казанова стал заметной фигурой в венецианском обществе. Он носил элегантные панталоны и плиссированный пиджак, украшенный шпагою офицера Серениссимы. В кармане у него всегда находилась черная бархатная маска, которую он не использовал для сохранения анонимности. Эта маска служила дополнительным украшением, что было свойственно венецианцам.
Из-за высокого роста, театральных манер и характерного профиля, который вызывал ассоциации то с аристократом, то с пиратом, Казанова был легко узнаваем на всех улочках и мостах. Он был человеком действия: вступал в ссоры, активно играл в азартные игры и затевал любовные интрижки. В последнем направлении у него не было равных; возможно, разработанный им собственный кодекс чести оказал на это значительное влияние.
Заповеди Казановы
- Бормотание слов любви — это глупость.
- Главное — внимание, обмен воображением и эпидермический контакт.
- Для привлечения женского внимания нужно много цветов, конфет, духов и монет.
- Кроме того, важно, чтобы общество думало, что я всемогущ. Эту заповедь ему удавалось реализовать блестяще. Его появление в обществе всегда вызывало шёпот по углам, а в театре зрители кричали с лож.
Ещё одна правила обольстителя: при расставании следует вести себя как джентльмен. Когда наступала пора прощания, он тактично повторял: «Я вас не заслуживаю».
Побег из тюрьмы в Замке дожей
Казанова стремился к свободе так же сильно, как и к красивой одежде, роскошной обстановке и женщинам. Поняв, что его камера находится прямо над помещениями инквизиторов, он начал планировать свой побег. Джакомо случайно нашёл железный прут и вырезал из него грубую кирку.
Копая и копая, он уже чувствовал вкус свободы, свежий воздух лагуны и уют постели без вшей. Своё побег он запланировал на 28 августа, в День Святого Августина, когда комнаты инквизиторов будут пусты по праздникам.
Однако за три дня до запланированного побега его неожиданно перевели в лучшую камеру, несмотря на все его протесты.
Я сидел в своём кресле в состоянии ступора, — писал он. — Неподвижный, как статуя, я осознал, что все усилия, которые я приложил, оказались безрезультатными. Я понимал, что мне не на что надеяться, и всё, что у меня оставалось, — это не думать о будущем.
Как только он оправился от того горького разочарования, он решил продолжить попытки, подключив к делу своего напарника по заключению — распутного священника по имени отец Бальби.
Вместе они долго пробирались через гнилое дерево Дворца дожей и, в конце концов, в ночь Хэллоуина 1756 года осуществили свой побег.
Записка, которую Казанова оставил в своей камере, носила вызывающий характер:
Поскольку вы не спросили моего разрешения на то, чтобы бросить меня в тюрьму, я не прошу вашего разрешения выйти.
Волк в бегах
Джакомо Казанова и священник, возможно, и сбежали из своих камер, но они ещё не обрели полную свободу.
Необычная пара преодолела скат крыши, стараясь не упасть в узкий канал внизу. Пробравшись в одну из комнат дворца, они ненадолго спрятались, немного отдохнули и переоделись.
Утром им удалось убедить слугу, что они случайно заперлись во дворце после официального мероприятия, состоявшегося накануне. В 6 часов утра, впервые за несколько месяцев, щурясь на солнце, Казанова обрел свободу.
Бывшие заключенные сбежали из Венеции на материк на гондоле, после чего их пути разошлись.
С этого момента Казанова продолжил свои странствия — сперва в Париже, где он помог организовать лотерею с целью пополнения казны Франции, а также выдавал себя за иллюзиониста, открыл шёлковую фабрику и наслаждался плотскими утехами с практически каждой женщиной, с которой встречался.
Казанова, обольститель среди женщин, оказался в бегах. Он побывал в Амстердаме и Дрездене, а затем добрался до замка Дукс, расположенного на территории современной Чехии, где работал библиотекарем до самой своей смерти.
Конец великого авантюриста оказался весьма бесславным. Он проживал жалкое существование в тени, спорил с прислугой о макаронах, которыми его кормили, и тщетно надеялся на внимание хоть кого-то из своих прежних влиятельных друзей.
Дожив до старости, в последние годы жизни Джакомо сосредоточился на том, чтобы задокументировать свои молодые прежние приключения. И, хотя по литературным меркам его труд оказался довольно слабым и дилетантским, именно благодаря этому произведению он приобрел известность, которая прошла через века и сохранилась в памяти читателей.
От трудного детства до очарованной юности и беспутной старости Казанова поднялся высоко и упал ниже, чем кто-либо мог ожидать, став живым символом похоти и декаданса. Он стал словно величественным фасадом, выстроенным на гнилостном фундаменте — как и многие великолепные палаццо в Венеции.
Добропорядочный библиотекарь
Последние годы своей жизни Казанова провёл в замке Дукс в Богемии (современная Чехия), где работал библиотекарем у графа Йозефа Карла фон Вальдштейна.
Одиночество и скука последних лет жизни позволили Казанове сосредоточиться на своих мемуарах, озаглавленных «История моей жизни». Если бы не это произведение, его известность была бы значительно ниже, или память о нём могла исчезнуть полностью.
Сколько женщин было у Казановы?
Джакомо Казанова стал известен как ловелас и завоеватель женских сердец. В своих мемуарах он не указывает точное число своих любовниц, округляя их приблизительно до нескольких сотен. Испанский исследователь биографии Казановы, Хуанчо Крус, подсчитал, что у Джакомо было 132 женщины, что в среднем составляет три романа в год. В сегодняшние дни, некоторые могут считать это весьма скромным результатом.
Однако Казанова прославился своим мастерством обольщения, флирта и той страсти, с которой он предавался любви. Его отношения с женщинами были смыслом его существования. В каждой любовнице он находил что-то особенное. Тем не менее, больше всего Казанова любил итальянок. Его любовницам, как правило, было от 16 до 20 лет. По социальному происхождению большинство из них были служанками, однако среди соблазнённых им встречались и представительницы высших слоёв общества.