О чем молчат парфюмеры: что такое пирамида ароматов и есть ли от нее польза

Популярные нижние ноты: древесные (кедр, сандал, дуб), амбровые, мускусные, бобы тонка, мох, дым, кожа, бурбонская ваниль, алкогольные аккорды.

Ольфакторная пирамида аромата

    Любой, кто вступил в мир ароматерапии и влюбился в эфирные масла, со временем может задуматься о возможности замены коммерческого парфюма на натуральные ароматы. Прежде всего, это приносит пользу здоровье, во-вторых, открывает возможность создания индивидуальных, уникальных и чарующих духов. Однако существует риск, когда в процессе экспериментирования вы начинаете чувствовать себя настоящим парфюмером, собирая различные ингредиенты, создавая, казалось бы, идеальную формулу. Но затем ваша творческая фантазия может завершиться неудачей: смесь может оказаться либо чрезмерной и резкой, сбивающей с ног, либо наоборот, совершенно невнятной и неразличимой. Бывает, что создается аромат, подобный сцене из популярного сериала «Друзья», когда Рейчел, готовя английский трюфель, смешала две разные рецептуры, а результат оказался нечто средним между трюфелем и мясной запеканкой: сочетание бананов, сливок, мяса и зеленого горошка. Гостей это блюдо не впечатлило, и только Джо, видимо, довольствуясь частью составляющих, усомнился: «Что в этом не так? Сливки замечательно, джем отлично, а мясо — просто великолепно!» Если же вы не стремитесь быть похожими на Джо и вам важна гармония, стоит узнать о концепции ольфакторной пирамиды, которая представляет собой систему организации ароматов в соответствии с их летучестью и уровнем звучания.

Что такое ольфакторная пирамида?

Ольфакторная пирамида духов — это структурированная система, разделяющая ароматы по времени их звучания и испарения. Попробуйте представить пирамиду, разделенную горизонтально на три части, как и в модели Маслоу. На верхней части располагаются верхние ноты — эти ароматы можно сравнить с выступлениями ярких эстрадных артистов: они звучат насыщенно и привлекательно, но быстро исчезают, чаще всего уже через 15 минут после нанесения. Чуть ниже располагаются средние, сердца аромата, которые требуют времени, чтобы проявиться. Они отвечают за характер и полное раскрытие композиции, добавляя округлость и гармонию. Их звучание может длиться от нескольких часов и зависит от множества факторов. Наконец, в самом низу пирамиды находятся нижние или базовые ноты — самые интенсивные и стойкие ароматы, которые, если вдруг «вступят в речь», будут длились еще долго, создавая эффект шлейфа. Шлейф — это тот нюанс, когда, даже после исчезновения аромата, остается долгоиграющий эффект, который приятно ощущается в воздухе. Чтобы создать не плоский или скучный парфюм, а настоящую симфонию, которая проявляется в процессе раскрытия различными акцентами и гармонично держится на коже, необходимо сочетать все три уровня нот.

Ольфакторная пирамида ароматов

Обратите внимание, что пирамиды ароматов в традиционной парфюмерии и в натуральных ароматах отличаются. Эфирные масла обладают высокой летучестью, и в натуральной парфюмерии полноценные базовые ноты могут отсутствовать. Кроме того, на теплом теле эфирные масла испаряются еще быстрее! Вы, вероятно, помните, как утром вы надушились и провели весь день в плотной одежде, а к вечеру, когда повесили одежду в шкаф, обнаружили, что она все еще имеет аромат вашего парфюма? Это свойственно больше синтетическим духам. Натуральные ароматы не сохраняются так долго, и их необходимо обновлять несколько раз в день. Однако это не следует воспринимать как недостаток — это просто особенность натуральных продуктов. Давайте разберем компоненты натурального парфюма, сосредоточив внимание на нотах.

Верхние ноты

  1. Цитрусовые и хвойные эфирные масла.
  2. Специи, такие как:
    • анис,
    • бадьян,
    • кориандр,
    • имбирь,
    • орегано,
    • черный перец,
    • тмин,
    • и другие.
  3. Также на верхах звучат:
    • ладан,
    • мята,
    • мирт,
    • лаванда,
    • лавр,
    • эвкалипт.

Средние ноты

Средние ноты отвечают за гармонию аромата, сглаживая резкие углы, подчеркнутые верхними нотами, и добавляя длину и объем всей композиции. Это сердце аромата и основной аккорд. В этой части составляют огромные цветочные букеты, а также ароматические специи и травы:

  • герань,
  • жасмин,
  • иланг-иланг,
  • вербена,
  • роза,
  • ромашка,
  • тубероза,
  • франжипани,
  • мускатный шалфей,
  • корица,
  • литзея,
  • мед,
  • укроп,
  • цитронелла.

Нижние ноты

Базовые ноты могут не иметь ярко выраженного аромата, но их звучание сохраняется дольше, чем у других масел. В эту категорию входят эфирные масла с более крупными молекулами, которые медленно испаряются. Это самые основательные ароматы, в основном древесные и смоляные:

  • береза,
  • дубовый мох,
  • кедр,
  • мирра,
  • перуанский бальзам,
  • сандал,
  • табак,
  • какао,
  • ваниль,
  • ветивер,
  • пачули,
  • ангелика,
  • и многие другие.
Это интересно:  Парфюмированная вуаль для волос

Что такое ольфакторная пирамида

Какие ноты в пирамиде аромата отвечают за стойкость 2

Ольфакторная пирамида является условным обозначением для ухода за парфюмом, который включает его ключевые ноты и ингредиенты. Она делится на три части: верхние, средние и шлейф. Разделение ингредиентов происходит на базе их летучести и звучимости.

Какие ноты в пирамиде аромата отвечают за стойкость 3

В верхней части пирамиды располагаются самые легкие и быстро испаряющиеся вещества: цитрусовые (лимон, апельсин, бергамот, грейпфрут, мандарин, лайм и т.д.), фрукты (яблоки, персики, малина, черная смородина), а также акватические и свежие зеленые оттенки (как свежесть океана или морского бриза, свежескошенная трава и листья фиалки). Главная задача верхних нот — активировать обоняние и заинтриговать дальнейшим раскрытием композиции. Продолжительность звучания верхних нот варьируется от 15 минут до 1 часа.

Сердце аромата

Какие ноты в пирамиде аромата отвечают за стойкость 4

В сердечную группу, как правило, входят цветочные ноты, ассоциирующиеся с женственностью, и травы, которые обычно предпочитают мужчины. Цветы считаются основой композиции, из которых составляется изысканный букет. Цветочные ноты могут отражать характер женщины: это может быть женственная роза, харизматичный жасмин, чувственная тубероза, немного дерзкий и загадочный иланг-иланг, глубокий ирис или хрупкий ландыш. В мужской интерпретации сердце аромата чаще всего представлено нотами лаванды, герани, полыни или мускатного шалфея. Следует отметить, что длина звучания сердечных нот на блоттере (пористой бумаге для тестирования парфюмов) обычно служит показателем стойкости аромата: для парфюмерной воды (eau de parfum) это составляет от 3 до 5 часов, для туалетной воды (eau de toilette) — до 3 часов, а для духов (parfum) — более 8 часов.

Какие ноты в пирамиде аромата отвечают за стойкость 5

Шлейф ароматов завершает структуру ольфакторной пирамиды. В этой части находятся плотные ароматические вещества, которые выступают фиксаторами, продлевающими стойкость запаха. Благодаря мускусам и амбре в составе, они раскрываются индивидуально на коже каждого человека. В шлейфе традиционно содержатся древесные ноты (кедр, сандал, ветивер, пачули, дубовый мох, уд), сладкие и бальзамические оттенки (ваниль, лабданум, перуанский бальзам, стиракс), а также кожа, мускусы и амбры. Яркий и насыщенный шлейф часто встречается у духов и восточных ароматов. Послевкусие от аромата может сохраняться на коже от нескольких часов до двунеадцати суток. Интересно, что в некоторых пирамидах можно обнаружить цитрусовые в шлейфе, в то время как мускус располагается в верхних нотах. Такой прием иногда используется маркетологами, чтобы привлечь внимание потребителей к определенной ноте, которая может быть ярко выраженной именно в верхних нотах, но с точки зрения парфюмера и химического анализа это неверно, так как не соответствует принципам летучести ингредиентов.

Три грации классической пирамиды аромата

Ноты в ольфакторной пирамиде делятся на три уровня: верхние, сердечные (или ядро аромата) и базовые.

Первый уровень пирамиды — это верхние ноты.

Они создают первое впечатление об аромате, испаряясь сразу после нанесения парфюма на кожу. Верхние ноты никогда не содержат тяжелых аккордов, таких как дубовый мох или амбра. Шлейфовость этих нот может ощущаться не очень далеко.

Поскольку верхние ноты состоят из мелких молекул, они испаряются быстро и создают плавный переход к другим уровням. Среднее время их испарения — от 10 до 60 минут. Обычно верхние ноты являются цитрусовыми, зелеными или свежими.

Второй уровень — это сердечные ноты. Именно они составляют основу, вокруг которой парфюмер возводит свою замысел, создавая аромат. Они начинают проявляться после исчезновения верхних нот. Сердечные ноты, как правило, более сложные и глубокие, и могут длиться от 2 до 4 часов. Эти нотки в пирамиде называют ядром аромата. Средние ноты не так далеко слышны, как верхние, но хорошо ощущаются близко к человеку, который нанес парфюм. Они могут быть цветочными, фруктовыми или пряными.

Третий уровень — базовые ноты. Они проявляются последними и отвечают за стойкость аромата. Базовые ноты могут звучать от 4 до 8 часов и даже дольше. На ткани такие ноты могут сохраняться до момента стирки. Это чаще всего древесные, мускусные или амбровые ноты.

На звучание нот влияют не только их иерархия, но и:

  • сочетание нот в аккордах (в состав одной композиции может входить до 60 ингредиентов, и их соотношение сильно влияет на итоговое восприятие);
  • качество сырья;
  • концентрация ингредиентов в финальной версии парфюма (туалетные воды обычно легче парфюмерных).
Это интересно:  Сводят с ума: эти ароматы считаются самыми сексуальными в мире — их обожают 85% мужчин и женщин

Что в итоге

Ольфакторная пирамида помогает нам понять, как аромат раскрывается на коже, и позволяет оценить его сложность и глубину. Однако стоит помнить, что каждый человек воспринимает ароматы по-разному, и то, как аромат раскрывается на коже, может варьироваться от человека к человеку.

Мир ароматов удивительно многогранен, и потребители хотят знать, что содержится в составах этих ароматов. Однако часто в пресс-релизах можно видеть короткий список компонент, не привязанный к структуре ольфакторной пирамиды. Некоторые бренды выделяют ингредиенты, которые присутствуют в составе, но в незначительной концентрации (так поддерживается общая концепция аромата). Другие игнорируют упоминание мускуса, даже если он есть в композиции. Третьи же создают образы, такие как «долгожданные лепестки жасмина в утренней росе», хотя в действительности в составе парфюма может находиться совершенно другое вещество.

Таким образом, ольфакторные пирамиды современных парфюмов — это скорее маркетинговая уловка. Чтобы правильно воспринимать состав композиции, следует делать это с долей скептицизма. Точное тестирование аромата на коже перед покупкой — лучший способ понять его истинные качества.

Группы и семейства ароматов

Парфюмер М. Эдвардс, признанный одним из лучших специалистов в области парфюмерии, разработал систему классификации ароматов в 1983 году и в 1992 году представил ее в виде колеса. Все ароматы Эдвардса делятся на четыре больших семейства: древесные, цветочные, восточные и свежие. В каждой из этих групп выделяются подкатегории — всего их четырнадцать, а ноты расположены в соответствии со степенью схожести.

Для лучшего представления ароматов по их описанию, давайте подробно рассмотрим семейства, предложенные Эдвардсом.

Цветочное семейство
В это семейство входят ароматы:
▪ цветочные (тюльпан, гиацинт, сирень, хризантема);
▪ цветочные мягкие (альдегиды, легкие ноты с сливочно-пудровыми нюансами);
▪ цветочно-восточные (цветы апельсинового дерева, мандарина, граната, дамасская роза).

Восточное семейство
Делится на несколько подгрупп:
▪ восточные (анис, куркума, шафран);
▪ восточные мягкие (амбра, лабданум, амброксан);
▪ восточно-древесные (бобы тонка, сандал).

Семейство древесных ароматов
Включает в себя три группы:
▪ древесные (ветивер, дуб, уд);
▪ древесные сухие (кора, кедр, кашмирское дерево);
▪ мшисто-древесные (ароматы леса и мха).

Семейство свежих ароматов
Ароматы этого семейства подходят как женщинам, так и мужчинам. Они делятся на:
▪ фужерные (с нотами лаванды, кумарина);
▪ цитрусовые (грейпфрут, лимон, мандарин);
▪ водные (акваль, аквозон, нотки озона);
▪ зеленые (мате, плющ, хмель);
▪ фруктовые (виноград, арбуз, кокос, дыня).

  1. Цитрусовые (лайм, помело, грейпфрут);
  2. Цветочные (гибискус, клевер, незабудка);
  3. Папоротниковые или фужерные (лаванда, кумарин, бергамот);
  4. Шипровые (сочетание цитрусовых, бергамота, нероли, мха, мускуса и древесных ароматов);
  5. Древесные (сосна, бамбук, клен);
  6. Амбровые или восточные (амбра, ладан, сандал, мускус);
  7. Кожаные (ароматы, связанный с кожей и замшей, впервые выделенные в отдельную группу).

Какие ноты в пирамиде аромата отвечают за стойкость 6

Классическая и перевернутая пирамида

Визуально ольфакторная пирамида представляется треугольником с равными сторонами, разделенным на секции горизонтальными линиями. Верхние, средние и базовые ноты аромата занимают верхние, промежуточные и нижние сектора соответственно. Это классическая схема, которая описание порядка звучания нот в композиции. Распыляя аромат, человек в первую очередь ощущает яркие стартовые ноты. По мере их рассеивания начинают проявляться ноты сердца. Последними вступают шлейфовые ноты, которые звучат долго, плотно и основательно. Чаще всего в описаниях парфюмерной воды или духов используется эта традиционная структура.

Парфюмерия — это искусство, оценить которое можно более глубоко. Поэтому не удивительно, что какой-то опытный мастер однажды решил перевернуть традиционное представление и презентовать миру новую схему. Перевернутая ольфакторная пирамида отображает ту же структуру, что и классическая, но в обратном порядке. Тяжелые элементы шлейфа постепенно открываются, предоставляя доступ к сердечным нотам. Легковесные и воздушные верхние ноты становятся ощутимыми лишь спустя некоторое время.

Основные парфюмерные семейства

Какие ноты в пирамиде аромата отвечают за стойкость 7

Когда парфюмерия стала доступной более широкой аудитории, большинство композиций, или их ольфакторных схем, начали структурироваться по проверенным шаблонам. Создавая уникальные творения, парфюмеры ориентировались на опыт своих предшественников. Так родилась целая система категорий или семейств ароматов.

Эта система является гибкой: некоторые парфюмеры выделяют четыре основные категории и их подкатегории, другие предпочитают отходить от стандартного деления и создавать более мелкие группы. В большинстве случаев аромат отнесут к той или иной группе по его основному сердечному аккорду, который может комбинироваться с различными нотами.

Это интересно:  10 лучших нишевых ароматов для женщин

Цветочные: ароматы, создаваемые вокруг белых, розовых или пудровых цветочных нот.

Цитрусовые: свежие ароматы, в основе которых находятся лимон, бергамот, грейпфрут, мандарин и пр.

Фруктовые: свежие, основаны на тропических и садовых фруктах, а также ягодах.

Зеленые: ароматы с нотами трав, листьев или даже каннабиса.

Водные: легкие туалетные воды или одеколоны, использующие морские аккорды, ноты озона или соленую воду и пр.

Восточные: чувственные композиции с пряными нотами, включающие ноты корицы, кардамона, перца и других специй, а также мускус, пачули и кедр.

Древесные: земляные ароматы, где нотки дуба, сосны, кедра и другой древесины присутствуют как в шлейфе, так и в сердце.

Шипровые: классические композиции, структура которых сохранялась без изменений с XIX века, обязательно включающие цитрусовые, цветочные, древесные ноты, мох и мускус.

Фужерные: терпкие композиции, содержащие ноты лаванды, дубового мха, бергамота, древесины и бобов тонка.

Гурманские: ароматы со сладкими, съедобными нотами (кофе, шоколад, карамель, ваниль, сахарная вата, мед и пр.).

Существуют и другие семейства, однако перечисленные ольфакторные пирамиды чаще всего выделяются в парфюмерии. Кроме того, парфюмеры могут комбинировать семейства, чтобы создавать более интересные ароматы: например, цветочно-фруктовые, цитрусово-древесные, шипровые восточные и пр.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Какие ноты в пирамиде аромата отвечают за стойкость 8

Правда ли, что натуральные ароматы лучше и качественнее синтетических?

Состав любой парфюмерной композиции включает как синтетические, так и натуральные ингредиенты.

Натуральные ароматы это экстракты, эссенции и абсолюты, содержащие множество молекул. Их получают из пряностей, цветов, листьев и масел, извлеченных из разных уголков мира.

Каждый экстракт уникален. Знакомая многим роза может звучать и обволакивающе, и насыщенно, или же воздушно и нежно, в зависимости от того, какой именно экстракт или абсолют использован для получения ноты. К наиболее распространенным относятся дамасская роза, болгарская и столистная (или майская).

Синтетические ароматы не являются низкокачественными или более дешевыми. Не все запахи можно воспроизвести с помощью натуральных экстрактов. Ароматы моря, озона и некоторых цветов могут быть воссозданы только искусственно, на молекулярном уровне.

Ландыши, сирень, гвоздики (как растение, а не специя), гардения, жимолость, душистый горошек, фиалки, глициния, гелиотроп, гиацинт и ряд других цветов высоко ценятся в парфюмерии, но есть нюанс : это так называемые тихие цветы . Они прекрасно пахнут, когда цветут, но не могут передать свой аромат парфюмерам — их звучание невозможно воспроизвести с помощью натуральных экстрактов и эссенций.

Почему в аромате могут присутствовать совершенно другие ноты?

Обоняние, как и другие органы чувств, воспринимает мир лишь через интерпретацию реальности. То, что мы называем запахами, на самом деле является восприятием молекул, которые могут называться одинаково, но при этом присутствовать в различных ароматах. Например, эвгенол может восприниматься одним как аромат гвоздики, другим как аромат розы, а третьими может ассоциироваться с запахом в стоматологическом кабинете.

Парфюмерная пирамида не является составом парфюма или списком его ингредиентов. Это концепция, мозаика, которую парфюмер складывает из множества синтетических и растительных экстрактов. Разные запахи могут состоять из одних и тех же молекул, но конечному потребителю они могут показаться знакомыми.

Таким образом, разночтения в восприятии аромата — это вполне нормальное явление.

Как же все-таки правильно: нюхать или слушать аромат?

Хотя поклонники парфюмерии могут оспаривать термин «нюхать», лингвисты с ними могут не согласиться. Да, слово «слушать» выглядит более красиво и гармонично, однако при этом не будет ошибкой также упоминать о чувственном восприятии как о «нюхании», «вдыхании», «ощущении» или даже «смеллении», что является частью профессионального жаргона.

Парфюмерная композиция — это не просто набор нот, а единое целое, симфония, восприятие которой может быть разным. Опираясь на ольфакторную пирамиду и описания, можно выбрать подходящий аромат по уже знакомым или новым нотам. Но если вы воспринимаете аромат иначе, чем представили его создатели — вы все равно правы.

Обратите внимание на коллекцию увлажняющих парфюмированных гелей для душа Essentials из восьми уникальных ароматов: цветочных, фруктовых, зеленых и пряных — на любое настроение и вкус.

? Добавьте в корзину три геля, которые вам нравятся, и получите один из них бесплатно. Выберите свои ароматы на официальном сайте OK Beauty >>>

Оцените статью
Женский форум
Добавить комментарий