В 1959 году молодой человек получил повестку в армию, однако с помощью родителей он попытался избежать службы. Эта попытка привела его к суду, на котором Владимира Ионесяна приговорили к двум с половиной годам лишения свободы.
Владимир Ионесян
Владимир Ионесян не стал первым серийным убийцей в СССР — до него более известных преступников в стране было по меньшей мере два: Василий Комаров и Владимир Винничевский. Однако до дела Мосгаза преступления подобного рода не имели такой широкой огласки. Прошло более полувека после поимки и казни маньяка, но психиатры и криминалисты продолжают искать ответ на вопрос о настоящих мотивах Ионесяна и его действиях.
Владимир Михайлович Ионесян появился на свет в Тбилиси 27 августа 1937 года и был по национальности армянином. С раннего возраста он проявлял музыкальные таланты и обладал прекрасным вокалом.
Информации о правонарушениях Ионесяна до начала серии убийств крайне мало. Установлено, что он впервые был осужден после завершения школы за мелкую кражу в 1954 году. Исходя из ряда источников, его отец был осужден на 7 лет за торговые махинации, что могло повлиять на выбор пути юного Ионесяна. Его вторичный конфликт с законом произошел в 1959 году, когда он стал известен милиции за попытку уклонения от воинской службы.
Некоторые источники упоминают только один приговор Ионесяна, связанный с уклонением от армии, указывая на его нежелание служить, поскольку он полагал, что потеряет свои вокальные способности в казармах.
По показаниям Ионесяна во время допросов, согласно третьим источникам, ситуация была несколько иной. Он не говорил о своем осуждении в 1954 году. В своем рассказе он утверждал, что после окончания музыкального училища его приняли в Тбилисскую консерваторию без экзаменов за отличные успехи. Однако он не смог пройти и двух курсов, сославшись на нервное расстройство, и впоследствии поступил работать в театр. В 1959 году его призвали в армию и направили на медицинское освидетельствование в больницу.
Врачи выдали ему справку о непригодности к службе, однако, как утверждает Ионесян, военкомат по злому умыслу уничтожил этот документ, что привело к его осуждению за уклонение от армии. Наказание он отбывал в Гори, в лагере облегченного типа, где работал в качестве культорга и имел возможность иногда выходить в город за хорошее поведение.
Однажды, не желая оставаться в лагере, он сбежал и попытался вернуться домой. В результате этого его наказание было изменено — вместо продолжительного срока в лагере ему присудили год принудительных работ. По освобождении его снова направили на обследование к неврологу, который выдал справку, позволившую ему получить так называемый «белый билет».
Личная жизнь
Владимир Ионесян сочетался браком с выпускницей Тбилисской консерватории Медее, и у них родился сын. Однако Ионесяну не удавалось найти достойную работу, что заставило его вернуться к преступным действиям. Он вместе с сообщниками совершил крупную кражу и вновь попал за решетку, но суд учел его молодой возраст и наличие маленького ребенка, назначив условный срок.
Медея, желая оградить мужа от общения с криминальными знакомыми, persuade Владимира переехать в Оренбург. Там Ионесян устроился работать солистом-тенором в Оренбургский театр музыкальной комедии.
Насчет личной жизни Ионесяна в 1963 году произошли важные изменения: в театр пришла работать юная балерина Алевтина Дмитриева, и Владимир в неё влюбился. Однако Алевтина не смогла пройти испытательный срок из-за недостатка профессионализма, и ей отказали в дальнейшей работе, заставив покинуть Оренбург.
В этой ситуации Ионесян предложил Алевтине покинуть Оренбург и поехать с ним в Иваново, где работал его знакомый по фамилии Фаликов, прежде занимавший пост директора в Оренбургском театре оперетты. Алевтина не проявила энтузиазма, поскольку была избалована мужским вниманием и Ионесян не вызвал у неё особого интереса. Чтобы добиться её согласия, Владимир забрался в преступный обман, заявив, что он на самом деле майор КГБ и с его помощью она сможет построить карьеру в Большом театре.
Поддавшись на уговоры, девушка согласилась уехать с Ионесяном в Иваново. Однако там найти работу ему не удалось, и тогда они вместе решили переехать в Москву, арендовав жильё на 2-й Мещанской улице в районе Марьиной Рощи.
Найти работу в столице Ионесян не смог. Он был вынужден брать на себя ответственность за содержание себя и Алевтины, которая ожидала жизнь, полную роскоши, в то время как на самом деле оставалась в заблуждении, касающемся статуса её сподвижника. Чтобы обеспечить жизнь себе и Алевтине, Владимир решил вернуться к преступлениям, что стало началом его трагической истории как серийного убийцы, известного под именем Мосгаз.
Юный талант
Владимир Ионесян родился 27 августа 1937 года в Тбилиси в армянской семье и его родители гордились его выдающимися музыкальными способностями, которые сулили ему светлое будущее. Благодаря этим способностям он поступил сначала в музыкальное училище, а затем, без экзаменов, и в Государственную Тбилисскую консерваторию.
Однорукий стрелок В 30-х этот маньяк стал настоящим кошмаром Ленинграда. Для его поимки освобождали сыщиков из лагерей
Филипп кровавый Он убил десятки человек. Сыщики считали, что в послевоенном Ленинграде действует каннибал
Преподаватели высоко оценили способности студента, но сам Ионесян не смог справиться с учёбой. Причины его неуспеха на втором курсе остались загадкой. Он сам ссылался на нервное расстройство, которое помешало ему продолжить обучение. В итоге Владимир бросил консерваторию и начал работать в местном театре, с которым вскоре начал гастролировать по всей Грузии.
Однако деятельность на сцене не освобождала его от обязанности служить в армии. И однажды он получил повестку о призыве в ряды Советской армии. Служить Ионесян не хотел, в связи с чем заявил о психических проблемах, после чего его направили на медицинское освидетельствование. По его словам, врачи выдали ему справку о непригодности к военной службе, но в военкомате, по его утверждению, этот документ был уничтожен, и его записали как уклониста.
В итоге в 1959 году 22-летний Ионесян оказался на скамье подсудимых. Его приговорили к году лишения свободы с отбыванием наказания в лагере облегченного типа. Гори стало местом отбывания наказания для осужденного. Однако даже находясь там, Ионесян не оставил своих творческих устремлений, вступив в должность культорга, что давало ему определенные привилегии, включая возможность выходить в город.
Однажды, вернувшись после прогулки, Ионесян решил не возвращаться в лагерь, а сбежал домой.
Побег из Тбилиси
Тем не менее, долго скрываться ему не удалось: Ионесян был пойман и к сроку добавили еще один год принудительных работ за побег. Это окончательно подорвало его моральное состояние — после выхода на свободу его вновь призвали в армию, но после освидетельствования все врачи единогласно пришли к выводу о его непригодности к службе из-за психических проблем. Однако Ионесян успел жениться на Меде, выпускнице Тбилисской консерватории, которой он познакомился, вернувшись в театр.
Тем временем в жизни семьи Ионесянов происходили негативные события: его отец был осужден за махинации в торговле, и семья столкнулась с более серьезными финансовыми трудностями. У Ионесяна и Медеи родился первенец, но из-за недостатка денег молодой родитель был вынужден пойти на преступление. Он вступил в компанию малознакомых людей и снова был арестован. Однако его жене, умоляющей суд все простить из-за наличия маленького ребенка, удалось добиться условного срока.
Чтобы оградить мужа от общения с криминальными знакомыми, в 1963 году Медея настояла на переезде в Оренбург. Существуют также альтернативные версии, которые утверждают, что поездка была вызвана инцидентом. В момент гастролей Ионесян завел отношения с несовершеннолетней поклонницей, и были угрозы расправы со стороны её родственников. Спасаясь от возможной мести, Ионесяны переехали в Оренбург.
В Орнебурге Владимир устроился тенором, а Медея заняла должность концертмейстера в местном театре музыкальной комедии. Вскоре молодая балерина Алевтина Дмитриева, 21 года от роду, приехала по распределению из Казани и устроилась в тот же театр. Она быстро привлекла внимание Ионесяна, поскольку его жена Медея начала вызывать у него раздражение своим характером.
Резня в Иваново
В то время как в Москве разыскивали жестокого убийцу, в городе Иваново произошла череда чудовищных событий. 25 декабря, всего через несколько дней после трагедии с Костей Соболевым, в городе произошло сразу два аналогичных убийства.
Лицо, представлявшееся работником газовой службы, выискивало жертв на улицах. На улице Калинина он расправился с ровесником Кости Соболева — 12-летним Мишей Кулешовым. Орудием убийства вновь стал топор. Преступник похитил облигации госзайма, пиджак, кофту и две авторучки. Спустя несколько часов еще одной жертвой стала 74-летняя пенсионерка, убитая ударом топора на Октябрьской улице, из её квартиры также были похищены карманный фонарик и 70 копеек.
Названной день ударом судьбы стала и 15-летняя Галя Петропавловская, к которой в квартиру пришёл «газовщик». Она стала жертвой изнасилования и получила девять ударов топором, однако чудом осталась в живых. Преступник забрал 90 рублей, пуховку, свитер и кофту.
Выжившая девушка смогла описать преступника, и её описание оказалось схожим с портретом московского маньяка.
Нелюдь
После этих ужасных событий в Иваново дело было взято под контроль самим министром охраны общественного порядка, который регулярно информировал о ходе расследования главу СССР Никиту Хрущёва.
К расследованию были привлечены лучшие специалисты. Для более точного воссоздания образа маньяка подключили знаменитого советского скульптора и антрополога Михаила Герасимова.
Несмотря на все усилия, избежать новых жертв не удалось. 28 декабря 1963 года в Москве, в квартире на Ленинградском проспекте, был убит 11-летний Саша Лисовец. Схема преступления осталась прежней: визит мужчины под видом работника Мосгаза, вопрос о том, один ли дома ребенок, а потом преступник воспользовался топором. Саша, получив удар, пытался укрыться, но убийца догнал его и добил.
Из квартиры ничего не было похищено — преступник не смог открыть дверь в комнате, где находились вещи.
Хотя о подобных преступлениях в СССР не принято было сообщать, в Москве и других городах начали распространяться страшные слухи, вызывая панику среди родителей.
Мосгаз на выезде: Москва — Иваново — Москва
Пока в Москве милиционеры неустанно искали жестокого убийцу, новые сообщения о преступлениях стали приходить из Иваново. 25 декабря в течение трех часов маньяк убил Мишу Кулешова (12 лет, из квартиры похищены некоторые вещи и облигации), пенсионерку (74 года, в ее квартире преступник взял фонарик и нашел 70 копеек) и 15-летнюю Галю Петропавловскую, которую он изнасиловал и также пытался убить, нанеся ей девять ударов топором по голове. Однако Галя выжила и после выздоровления дала детальное описание внешности маньяка. Из квартиры Гали он взял несколько вещей и 90 рублей.
Спустя три дня Владимир вновь объявился в Москве. Следующей жертвой стал 11-летний Саша Лисовец, убитый 28 декабря. Преступник ничего не забрал из квартиры, поскольку не смог открыть двери, кроме одной. Последнее убийство состоялось после Нового года — 8 января 1964 года на Шереметьевской улице. К тому моменту в Москве уже все знали, что Мосгазу лучше не открывать, а настоящие проверяющие перестали обходить квартиры; якобы были даже случаи нападений на работников газовой службы, поэтому убийца стал представляться работником ЖЭКа.
На эту уловку попалась и последняя жертва — 46-летняя Мария Ермакова, открывшая дверь и приготовившая квитанции для жалобы. Преступник нанес ей 20 ударов топором, похитив из квартиры несколько предметов, 30 рублей и телевизор Старт-3. Этот последний факт стал роковым для Ионесяна.
Один из местных участковых заметил мужчину с телевизором, завернутым в некое подобие простыни, садившегося в кузов грузового автомобиля на улице Шереметьевской. Он запомнил две цифры номера. Позднее было легко установить связь между убийством, пропажей телевизора и личностью водителя. Сыщикам удалось найти водителя грузовика, который вспомнил, что подвозил незнакомца на углу Трифоновской и Второй Мещанской. Остальное стало делом техники — квартиру, где жил убийца, быстро вычислили и организовали засаду.
Настоящий детектив — следы Мосгаза ведут в Казань
Однако в засаду попалась не сам преступник, а его подруга по имени Алевтина Дмитриева. Она сообщила, что Ионесян — её сожитель и якобы является… майором КГБ. Элементарная проверка показала, что такого человека в органах госбезопасности никогда не было, и Дмитриева была взята под стражу, быстро признавшись, что Ионесян ждет её в Казани.
Сотрудник МУРа, переодевшись как Дмитриева, отправил
ся на поезд, чтобы встретиться с маньяком. Ни о чем не подозревая, Ионесян подошел к вагону, где и был задержан. В операции принял участие сам министр охраны общественного порядка Татарской АССР Салих Япеев. Всё кончилось 12 января 1964 года, а 13 января Владимир Ионесян уже находился в Москве.
В логове Мосгаза
Узнав о пропаже телевизора из квартиры убитой женщины и получив информацию от участкового, сыщики сопоставили данные и следовали указаниям таксиста, подвозившего маньяка. Для этого им необходимо было проверить около тысячи автомобилей. Таксист указал место, куда довез Ионесяна. Тем не менее эта информация не принесла особой пользы следствию, так как хитрый маньяк предусмотрительно вышел на пересечении улиц Трифонова и 3-й Мещанской, удалившись от своего жилья.
Поэтому милиция решила методично обследовать округу вокруг места высадки подозреваемого. Все жильцы ближайших домов подверглись допросам. Наконец, следствию повезло — они обнаружили тот самый телевизор Старт-3, похищенный из квартиры Марии Ермаковой (чтобы избежать ошибок, следователи проверили заводской номер на телевизоре, сопоставив его с учетными данными). Оказалось, что Ионесян продал его жителю соседнего дома за полцены. Этот покупатель и указал следователям на логово маньяка.
Пребывание милиционеров в нужной квартире подтвердило их догадки: в жилище Ионесяна и его подруги нашли множество вещей, похищенных у жертв. Также обнаружен был лист бумаги, на котором перечислены города, включая Рязань, Казань и Оренбург, с пометками о наличии в них аэропортов или железнодорожных вокзалов. Следствие пришло к выводу, что именно в этих городах Ионесян планировал продолжить серию убийств.
Тем не менее сам Мосгаз к этому моменту уже покинул Москву и выехал в Казань, за пару дней до визита оперативников к нему. Однако милиционеры, не зная о его отъезде, устроили засаду в его квартире. Вскоре задержали подругу маньяка Алевтину Дмитриеву, которая вернулась из поездки по Москве. Девушка, которую в темноте приняли за Ионесяна, была грубо сбита. Она была сильно удивлена присутствию милиции, но вскоре успокоилась и сообщила, что её сожитель — агент КГБ, который уехал на спецзадание в Казань. Поездку к своему возлюбленному собиралась совершить и сама Алевтина, о чем Ионесян обещал её встретить на вокзале.
Сейчас я очень ужасный человек
План поимки маньяка был разработан быстро, и одним из тех, кто стоял за ним, стал старший оперуполномоченный Московского уголовного розыска Владимир Арапов, также известный как Черный полковник. Арапов стал прототипом Глеба Жеглова и Владимира Шарапова, известных персонажей советского кино, созданных в сериале Место встречи изменить нельзя.
Арапов и его коллеги решили арестовать Алевтину Дмитриеву. Ее выносили из дома, где она жила с Ионесяном, замотанную в ковер, чтобы скрыть от посторонних глаз. Это было сделано на случай, если Мосгаз неожиданно вернется в Москву и спросит соседей о Дмитриевой.
Вместо Алевтины в Казань направилась сотрудница милиции, образ которой был тщательно проработан гримерами — им удалось добиться потрясающего сходства, и Ионесян даже не заметил подмены. 12 января он пришел на вокзал в Казани, аккурат к прибытию поезда из Москвы. Удивительным образом маньяк явился на встречу с Алевтиной с туристическим топориком за поясом, а также в одежде, покрытой следами крови его жертв.
Как только Ионесян приблизился к девушке, его моментально схватили подоспевшие правоохранители. Он не успел ничего понять и даже не смог оказать сопротивление. На первых допросах Мосгаз, запутавшись в показаниях, признал свою вину и выразил раскаяние во всех совершённых преступлениях. Однако в конце допросов он всё равно попытался оправдаться, заявив: «Сейчас я очень ужасный человек, а раньше я был хорошим».
Следствие по делу Мосгаза завершилось в кратчайшие сроки: уже 30 января 1964 года, всего через 18 дней после его задержания, Владимира Ионесяна приговорили к расстрелу. В СССР в то время порой раздавались призывы казнить серийного убийцу по средневековому обычаю — например, публично повесить или четвертовать на Красной площади. Его подруга, Алевтина Дмитриева, также подверглась наказанию за пособничество. Хотя Ионесян и утверждал, что она ничего не знала о его преступной деятельности, Дмитриева была приговорена к 15 годам лишения свободы, хотя впоследствии была досрочно освобождена через восемь лет. Наказали и пенсионерку, сдававшую жилье молодым любовникам — её выселили из Москвы.
По слухам, в свой последний день в заключении Ионесян провел, распевая любимые арии в камере СИЗО Бутырка. Он смирился со своей участью, поскольку его апелляция на приговор была отклонена сразу же после подачи. Находившиеся рядом свидетели утверждали, что перед расстрелом 26-летний Ионесян заявил, что осознает, что перестал быть человеком и понимает свою подлость, а также заслуживает смерти за свои поступки.
Таким образом, жизнь Владимира Ионесяна, наиболее известного серийного убийцы в истории СССР, завершилась выстрелом в затылок в 23:00 31 января 1964 года.
Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на наш канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов.