Бахия Бакари стала единственной пассажиркой, которая выжила из 153 человек на борту самолёта. Полгода спустя после трагедии Бакари выпустила автобиографию под названием «Выжившая».
Падать 10 километров и выжить. Истории удивительных спасений в авиакатастрофах
Диспетчер аэропорта Сан-Франциско 7 июля этого года предотвратил возможную катастрофу, которая могла бы привести к столкновению пяти самолётов. Airbus A320 авиакомпании Air Canada едва не приземлился на рулежную дорожку, где уже находились другие самолеты. Глава компании Aero Consulting Experts и опытный пилот United Airlines Росс Эймер говорит о ситуации: Представьте, что Airbus врезается в четыре пассажирских лайнера с полными топливными баками. Однако диспетчер и, вероятно, пилот одного из стоящих самолётов заметили Airbus и успели среагировать. Экипажу было приказано уйти на второй круг, и самолёт успешно приземлился на правильной ВПП. Несмотря на современные технологии и строгие меры безопасности, авиакатастрофы всё же происходят, и, хотя число жертв иногда достигает десятков и сотен, порой встречаются невероятные истории спасения. Портал Onliner.by собрал самые известные и необычные примеры выживания в авиакатастрофах.
Четыре года назад в аэропорту Сан-Франциско произошла катастрофа южнокорейского Boeing 777, летевшего по рейсу OZ-214. 6 июля 2013 года лайнер, на борту которого находились 307 человек, не смог приземлиться на взлетно-посадочной полосе аэропорта и столкнулся с насыпью прямо перед ней. При ударе у самолета оторвался хвост и левый двигатель, а фюзеляж проскользил по полосе на протяжении около 600 метров, сделав почти полный оборот — его развернуло на 330 градусов.
Второй двигатель, остававшийся под правым крылом, воспламенился, а огонь начал распространяться по корпусу Boeing. Несмотря на тяжёлые последствия аварии и пожар, в катастрофе погибли лишь два человека, а ещё одна пассажирка скончалась позднее в больнице. Это кажется невероятным, учитывая удручающие фотографии разбитого самолёта. Комиссия NTSB определила причину катастрофы как ошибочные действия экипажа — самолёт снижался слишком резко, имея при этом низкую горизонтальную скорость, а пилоты поздно распознали проблему и не успели уйти на второй круг.
Эта авиакатастрофа продемонстрировала, что серьёзные повреждения самолёта не всегда приводят к массовым жертвам. Напротив общественному мнению, что наиболее безопасные места находятся в задней части самолёта, три жертвы этой катастрофы находились именно там. Тем не менее, исследования показывают, что наилучшее расположение в плане безопасности, согласно статистике, действительно — это задняя часть отсека.
Спасение 304 человек с рейса OZ-214 можно считать удачным стечением обстоятельств. Однако есть как минимум ещё одна громкая история, когда люди выжили при полной разрушенности лайнера. 2 августа 2005 года Airbus A340 авиакомпании Air France, заходя на посадку в Торонто, столкнулся с крайне сложными метеоусловиями: сильная гроза и дождь. Самолет пролетел треть участка полосы, прежде чем коснулся земли и не остановился в рамках ВПП. Он скатился в овраг и воспламенился. Эвакуация всех 309 пассажиров заняла около двух минут, и никто из них не пострадал.
Эти две катастрофы являются свидетельством не только удивительных спасений, но и слаженной работы бортпроводников и наземных служб, которые корректно выполняли необходимые процедуры и обеспечили быструю эвакуацию. Иная ситуация наблюдается, когда аварии происходят вдали от аэропортов, пожарных частей и медицинских учреждений.
Рекорд свободного падения
Столкновение воздушных судов — один из наихудших видов авиационных инцидентов, особенно когда он происходит в воздухе. Тем не менее, 20-летней Ларисе Савицкой удалось обмануть смерть в 1981 году. Она летела с мужем на Ан-24 в Благовещенск, когда их самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5200 метров. В результате столкновения пассажирский самолет лишился крыльев, фюзеляж разломился пополам, и Лариса осталась в хвостовой части, которая планировала на лесную территорию.
Спасатели обнаружили Ларису только через три дня. Остальные 37 человек, находившиеся на борту обоих самолётов, погибли. Ларисе была выплачена символическая компенсация за пережитую авиакатастрофу, а в признании её тяжелых травм группе инвалидности было отказано. Травмы, полученные в результате инцидента, напоминали о себе на протяжении ещё нескольких лет, и спустя какое-то время Лариса была парализована, однако она сумела справиться с этим. Лариса Савицкая ушла из жизни в 2013 году в возрасте 52 лет.
К столкновению самолёта Ту-16 и Ан-24 привела недостаточная организация воздушного движения вблизи аэродрома Завитинск — сотрудники не были в курсе маршрутов гражданских самолётов. Остаётся лишь гадать, сколько потенциально опасных ситуаций могло произойти с другими формированными рейсами, прежде чем стала реальностью эта катастрофа.
С экземпляром Boeing 737 произошёл фактически уникальный случай в истории авиации: на ходу от самолёта оторвался кусок фюзеляжа длиной около 5,4 метра (18 футов), обнажив салон первого класса.
Ещё одна поразительная история спасения относится к югославской стюардессе Весне Вулович. Она случайно попала на борт DC-9, который выполнял рейс из Копенгагена в Загреб 26 января 1972 года. Ожидалось, что на этот рейс будет работать другая стюардесса с таким же именем, и работник авиакомпании, отвечающий за формирование экипажа, перепутал их.
На высоте 10 160 метров в DC-9 произошёл взрыв, в результате которого кабина оторвалась от фюзеляжа. В самолете находилось относительно немного людей — 28, хотя разные модификации DC-9 могли принимать от 80 до 139 пассажиров. По некоторым данным, бомбу в багажном отсеке лайнера оставила хорватская экстремистская группировка.
Весна удалось выжить, но как — она не вспомнила: потеряла сознание. Она была найдена местным жителем неподалёку от места падения самолёта. У неё были серьёзные травмы: переломы обеих ног, позвоночника, таза и черепа. После пережитого инцидента она ощутила прилив уверенности в своём здоровье. По её собственным словам, очнувшись в больнице, она тут же попросила врача закурить. Весна Вулович попала в Книгу рекордов Гиннесса как человек, переживший падение с самой большой высоты без парашюта.
Сессилия Сичан
16 августа 1989 года из аэропорта Детройта вылетел обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9-82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 154 пассажира, среди которых была 4-летняя девочка Сессилия Сичан, летевшая вдоволь с родителями и шестилетним братом.
Лайнер начал раскачиваться уже на взлёте, и левое крыло столкнулось с мачтой освещения, в результате чего часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонился вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолет рухнул на шоссе, разбившись на куски, и воспламенился. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.
Пожарный по имени Джон Тьед, который работал на месте катастрофы, услышал тоненький писк, и, подойдя поближе, увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы, а также ожоги третьей степени, стала единственной выжившей в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но в итоге смогла полностью восстановиться.
Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда она выросла, то сделала татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том трагическом и одновременно счастливом дне. Сессилия признаётся, что совершенно не боится летать на самолётах, ведь она руководствуется принципом, хорошо известным в России: если уж ей это случилось единожды, то вероятность повторения крайне мала. Проще говоря, дважды в одну и ту же воронку снаряд не попадает.
Лариса Савицкая
24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолёт Ан-24 следовал рейсом из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском, на высоте 5200 метров, Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16. В результате этого трагического инцидента погибли экипажи обоих самолётов. Ан-24 разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, заснувшая в своём кресле в хвосте самолета, проснулась от сильного удара и резкого ожога, вызванного разгерметизацией кабины на такой высоте.
Во время очередного разлома фюзеляжа её выбросило в проход, однако Ларисе удалось снова забраться в кресло. Вспоминая о том моменте, она говорила, что в её сознании возник образ главной героини из итальянского фильма «Чудеса ещё случаются», которая также выжила в схожей ситуации, вжавшись в своё кресло. Лариса отмечала, что не верила в возможность спасения — она всего лишь хотела уйти безболезненно.
Уцелевшая часть корпуса самолета приземлилась на берёзовую рощу, что смягчило удар. Позже специалисты восторгались — Лариса Савицкая в течение 8 минут падала с высоты 5200 метров на обломке самолёта размером 3 метра в ширину и 4 метра в длину.
От удара она потеряла сознание на несколько часов, но вскоре пришла в себя и смогла самостоятельно двигаться.
В лесу, в одиночестве, среди обломков и трупов, девушка провела двое суток, сумев даже соорудить себе укрытие от непогоды.
Спасатели, добравшиеся до места крушения, были шокированы, увидев её живой. Лариса Савицкая стала единственной из 38 человек, кто уцелел в этой авиакатастрофе.
Операторы, проводившие поисковые мероприятия, настолько были уверены в её гибели, что для неё, как и для других жертв, была уже подготовлена могила. Врачи поставили ей диагноз: сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер, а также она потеряла почти все зубы.
Лариса Савицкая дважды вошла в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с максимально высокой высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации за физический ущерб в авиакатастрофе — 75 рублей (по уровню цен 1981 года).
Упала с высоты пять километров и выжила
24 августа 1981 года. Лариса и Владимир Савицкие возвращались из свадебного путешествия в Благовещенск. На борту Ан-24РВ оказалось много свободных мест, и пара решила перебраться в самый хвост самолета.
Лариса проснулась от сильного удара и внезапного холода. Резкий толчок выбросил её в проход. Не понимая, что именно происходит, девушка снова забралась в ближайшее кресло и свернулась калачиком. Когда Лариса очнулась, первое, что она увидела, было бездыханное тело её супруга.
— Когда я увидела, что мой муж погиб, первая мысль, которая пришла мне в голову: и моя жизнь закончилась. Я ничего не хотела. Эмоций не было: ни крика, ни плача, ни горя. Все желания исчезли; может быть, только пить хотелось, и всё, — вспоминает она.
Вокруг Ларисы лежали тела ещё двух погибших пассажиров и обломки фюзеляжа. Она перенесла травму позвоночника, переломы рук и рёбер, потеряла практически все зубы. Травмы были столь тяжёлыми, что девушка не могла нормально передвигаться. Однако её сила воли помогла ей создать из обломков самолета укрытие, которое служило защитой от проливного дождя и комаров на протяжении двух дней, пока её не нашли спасатели.
Лариса Савицкая получила 75 рублей в качестве компенсации физического ущерба. Фото: Владимир САЯПИН/Фотохроника ТАСС
Долгое время власти скрывали, что причиной гибели 37 человек стало столкновение гражданского Ан-24РВ и военного бомбардировщика Ту-16К. Лариса не знала об этом, как и о том, что она выжила после падения с высоты пяти километров. Несмотря на серьёзные травмы, она так и ни разу не была признана инвалидом, а получила лишь символическую компенсацию за физический ущерб — 75 рублей.
Пережитое резко подорвало психологическое состояние Ларисы, однако вскоре ей удалось вернуться к нормальной жизни. Она переехала в Москву, родила сына, вышла замуж во второй раз, получила диплом МГУ и основала собственную компанию.
Двойное крушение Хемингуэя
Классик мировой литературы Эрнест Хемингуэй, вероятно, надолго запомнил свою поездку в Африку в 1954 году. Чтобы порадовать свою четвёртую жену Мэри Уэлш, писатель решил сделать ей необычный подарок на Рождество — нанял пилота, чтобы с высоты взглянуть на одно из самых труднодоступных и красивых мест Уганды — водопад Мерчисон.
Во время полёта самолёт задел телеграфные провода и рухнул у берегов Нила, полном крокодилов. К счастью, все трое (супруги и пилот) выжили. Они установили палатку и всю ночь ждали помощи. Наутро их заметил туристический катер, который и доставил их в ближайший город.
Этот воздушный инцидент так испортил впечатление от Уганды, что Хемингуэй поспешил покинуть страну. Он арендовал новый самолёт и вместе с женой вновь сел в него.
Однако почти сразу после взлёта новый самолёт начал терять высоту и упал. При ударе о землю он воспламенился. Пилот разбил стекло и помог Мэри Уэлш выбраться. Но Хемингуэй оказался слишком крупным, чтобы выйти через это отверстие, поэтому он приложил все силы и выбил заклинившую дверь.
Врачи позже диагностировали у писателя ожоги, разрыв почки, повреждение печени и селезенки, сотрясение мозга, перелом черепа и внутреннее кровотечение. Процесс восстановления занял несколько месяцев, и эти травмы сказались на его здоровье в последующей жизни.
Коврик, прибитый к плитке гвоздями
Поднявшись на последний этаж типового дома, чтобы навестить Александра Сизова, я задался вопросом, как он живет после стольких лет. В тот день на его балконе сушилось белье, окна были открыты, а у подъезда стояла его машина. Мы несколько раз нажали на кнопку дверного звонка и ждали, изучая пространство вокруг.
Крохотная лестничная клетка была выкрашена в яркий голубой цвет, той же краской был покрашен щиток со счетчиками электричества. В обивке одной из дверей зияла дыра, а коврик у квартиры Сизова был прибит к плитке под подъездом гвоздями.
После нашего звонка прошло несколько минут, но по ту сторону двери не слышно было ничего, кроме полной тишины. Мы позвонили ещё раз. Эхо от звона пробежало по помещению, отзываясь из комнаты в комнату. Дверь никто не открыл. Мы решили прогуляться ещё немного.
Это наш покупатель. Необычный
В полдень в небольшом сетевом магазине рядом с домом Александра Сизова было довольно пусто. По залу проходили только пенсионеры и несколько мужчин, которые решили начать среду с пива. За кассой скучала женщина с блондинистым волосами и грустными, маленькими глазами, выделенными черной подводкой. Мы подошли к ней и начали разговор о выжившем бортинженере.
— Я не знаю, кто это, — проговорила она, еле заметно улыбнувшись под маской. В этот момент к кассе подошел один из отдыхающих с пивом, и наш разговор прервал звук пиканья пробивающихся бутылок. — Ну, это наш покупатель. Но я вам про него ничего не скажу.
Другой работник магазина решил вмешаться в разговор.
— Вам чем-то помочь? — молодой человек, удивлённый визитом журналистов, выглядел озадаченным. — Александр Сизов? Выживший? Какой инцидент? Авто или авиа?
Парень стал округлять глаза ещё шире.
— Это наш покупатель. Я видела его постоянно. Он обычно брал сливки, — заметила кассир, не выдерживая своего обещания.
— Да, я знаю его! — продолжил другой работник, кивнув на мужчину, который уже несколько минут мучительно пытался открыть камеру хранения дрожащей рукой.
Есть дым, но нет огня на борту Boeing 747
19 августа 2003 года самолёт авиакомпании Air Canada, следовавший из Франкфурта в Торонто, был вынужден совершить экстренную посадку в Исландии. В одном из пассажирских отсеков лайнера был обнаружен дым. Спустя некоторое время он полностью исчез, но командир воздушного судна настоял на аварийной посадке. По прибытии самолёт был тщательно обследован, но очаг возгорания так и не был найден. На борту находилось 269 пассажиров и 13 членов экипажа — никто не пострадал.
29 мая 2003 года самолёт авиакомпании Татарстан, выполнявший рейс из Нижнекамска в Москву, столкнулся с разгерметизацией кабины пилотов на высоте трёх километров — треснуло стекло. Лётчики решили вернуться в аэропорт вылета, но, как принято, посадка с полными баками горючего представляет опасность из-за вероятности взрыва. Поэтому пилоты должны были предварительно истратить топливо, кружась над аэродромом. Несмотря на задержку, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, и через час они отправились в Москву другим рейсом. Причиной инцидента, скорее всего, стал ударившийся в стекло птица.
Boeing 737 теряет часть фюзеляжа
Самолет авиакомпании Aloha Airlines выполнял рейс из Хило в Гонолулу 18 апреля 1988 года. Спустя 23 минуты после взлета у самолета оторвалась часть обшивки фюзеляжа площадью 35 квадратных метров. Это произошло у двери в кабину пилотов и над первыми шестью рядами в бизнес-классе. Пассажиры оказались под потоками воздуха со скоростью 500 км/ч и температурой ниже −45 °C. Командир воздушного судна принял решение о снижении, но при стремительном сбросе высоты управлять самолетом стало ещё сложнее. Посадка усложнялась необходимостью заходить на второй круг, поскольку индикатор выпуска носового шасси не загорелся, а самолёт мог просто клюнуть носом (впоследствии выяснилось, что проблема заключалась в лампочке, а шасси ранее было выпущено без проблем). В то же время произошёл отказ левого двигателя, и пилоты посадили самолёт с одной работающей турбиной.
На борту находилось 95 человек. Погибла старшая стюардесса Кларабелль Лэнсинг — она находилась именно в том месте, где произошла авария, и мощный поток воздуха выбросил её наружу. Остальные выжили, хотя и получили различные ранения.
Подготовила Виктория Худабашян