14 сентября 1983 года родилась Эми Уайнхаус — выдающаяся певица в жанрах R&B, джаз и соул. Несмотря на относительно короткий период своей карьеры, Уайнхаус выпустила два успешных альбома, завоевала популярность на музыкальных рынках обеих североатлантических стран и удостоилась шести премий Грэмми — что стало рекордом для артистов из Великобритании.
Клуб 27 или Клуб 56? Развенчиваем главный миф рок-н-ролла
14 сентября — день рождения Эми Уайнхаус, чья жизнь оборвалась десять лет назад. В воспоминаниях о ее жизни часто упоминают миф о так называемом Клубе 27 — сообществе известных музыкантов, ушедших из жизни в возрасте 27 лет. Многие из членов этого клуба оставили значимый след в музыкальной индустрии и ушли на пике своей популярности. Однако, миф о мистической природе числа 27 является вымыслом. Давайте разберемся, откуда появился миф о Клубе 27 и почему на самом деле он не имеет под собой реальной основы.
Среди ключевых участников этого клуба выделяют семерых музыкантов. Блюзист Роберт Джонсон, погибший в 1938 году, считается основателем этого тёмного сообщества. Гитарист The Rolling Stones Брайан Джонс, гений на гитаре Джими Хендрикс, певица Дженис Джоплин и фронтмен The Doors Джим Моррисон — все они были ключевыми фигурами, ушедшими из жизни в период с 1969 по 1971 год. Именно тогда внимание прессы стало обращать внимание на эту закономерность. Тем не менее, разговоры о Клубе 27 активизировались лишь после самоубийства основателя Nirvana Курта Кобейна в 1994 году. Когда Эми Уайнхаус ушла из жизни в 2011 году, миф о Клубе 27 уже стал устоявшейся легендой.
Каждая из этих смертей поднимала вопросы и порождала различные конспирологические теории. Ниже приведены некоторые из них:
• Миф о Клубе 27 начался с смерти Роберта Джонсона в 1938 году, которому на момент смерти было 27 лет. Официально причиной его смерти обозначен сифилис, но среди фанатов возникли более загадочные версии. Наиболее популярной является теория о сделке с дьяволом на перекрестке, о которой Джонсон упоминал в своих песнях. Подпитывал интерес к этой легенде тот факт, что музыкант, по слухам, имел связи с жрецами культа кандомбле.
• Почти тридцать лет спустя ушел из жизни гитарный виртуоз и легенда рока Джими Хендрикс, скончавшийся от асфиксии, вызванной передозировкой снотворного и амфетаминов. Однако среди поклонников возникли домыслы о том, что смерть Хендрикса была результатом заказного убийства, организованной его менеджером, от которого музыкант планировал уйти ради более выгодного контракта.
• В 1994 году произошло самоубийство Курта Кобейна, одного из основателей гранжа. Хотя прошло почти три десятилетия, после его смерти продолжали появляться спекуляции на тему его скоропостижного ухода: согласно одной из необоснованных версий, его якобы убила жена Кортни Лав.
Если и существует какой-то клуб, то это Клуб 56
Миф о Клубе 27 активно подхватывался музыкальными изданиями и таблоидами, не основываясь на каких-либо фактических данных. Музыкальный критик Чарльз Р. Кросс, известный как биограф Джими Хендрикса и Курта Кобейна, бездоказательно утверждал, что количество музыкантов, скончавшихся в возрасте 27 лет, значительно превышает обычные стандарты. Однако на самом деле это утверждение подлежит сомнению.
В 2011 году в издании The British Medical Journal было представлено исследование, охватывающее период с 1957 по 2007 год — за это время погибло чуть больше 70 исполнителей, среди которых только трое были 27 лет. Показатель смертности среди тех, кто ушел в возрасте 25 и 32 лет, оказался аналогичным, однако о Клубе 25 и Клубе 32, вопреки всем предположениям, никто даже не слышал.
Профессор психологии и музыки из Сиднейского университета Дайанна Кенни также провела анализ продолжительности жизни музыкантов с 1950 по 2021 год и установила, что наиболее распространенный возраст смерти у исполнителей составляет 56 лет. Она проанализировала более 11 тысяч музыкантов и заключила, что всего 1,3% из них скончались в 27 лет. Тем не менее, она подтвердила, что риск смерти среди музыкантов в молодом возрасте действительно выше по сравнению с общим населением, что связано с рок-н-ролльным образом жизни, представляющим опасность для здоровья молодого поколения.
Знаменитые музыканты часто следуют девизу «живи быстро, умри молодым», а миф о Клубе 27 стал удобным инструментом для продвижения их посмертных альбомов. Так, альбом Эми Уайнхаус «Lioness: Hidden Treasures» занял первое место в чартах альбомов Великобритании в 2011 году и активно освещался в медиа под заголовками о том, что певица внесла свое имя в Клуб 27, присоединившись к таким легендам, как Моррисон, Кобейн и другим.
Появление термина
Миф о Клубе 27 имеет свои корни в начале 1970-х годов, когда рок-фанаты заметили странный паттерн: за короткий промежуток времени скончались выдающиеся музыканты — Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Брайан Джонс и Джими Хендрикс. Каждый из них покинул этот мир, имея 27 лет, и при схожих обстоятельствах — в результате передозировок наркотиков или несчастных случаев. Тем не менее, родственники и близкие часто не соглашались с официальными версиями, считая, что их смерти могли быть результатами преступных действий.
Дженис Джоплин (19 января 1943 — 4 октября 1970)
Global Look Press
Первым членом Клуба считается один из значимых блюзовых исполнителей XX века — Роберт Джонсон, скончавшийся в 1938 году. Существуют различные предположения о причинах его смерти, среди которых — сифилис, отравление или пневмония.
После самоубийства Курта Кобейна в 1994 году термин «Клуб 27» вышел за пределы фанатских кругов и приобрел общеизвестный характер. Чарльз Кросс, автор биографий Кобейна и Хендрикса, выразил мнение, что анализ смертей знаменитостей может послужить общественному предупреждением о необходимости избегать подобной участи. Он подчеркивал в колонке для газеты Seattle Post-Intelligencer, что ранняя смерть является предвестием для тех, кто добился известности — возможно, служа сигналом об опасностях, связанных с чрезмерным образом жизни. «Это не клуб, в который подавляющее большинство захотело бы войти. Входной билет в него включает как славу, так и преждевременное прекращение жизни. На самом деле это вовсе не клуб, а своего рода собрание некрологов».
Список членов Клуба 27 не является официальным и регулярно публикуется в различных источниках. Точное количество его участников остается неизвестным.
Почему музыканты умирали рано
Курт Кобейн (20 февраля 1967 — 5 апреля 1994)
В 2011 году в журнале British Medical Journal было опубликовано исследование, в котором рассматривалась смертность наиболее популярных музыкантов Великобритании за период с 1956 по 2007 год. Согласно его данным, подавляющее большинство музыкантов из Клуба 27 имели привычку употреблять алкоголь и наркотики.
В исследовании отмечалось, что многие артисты достигают своей популярности в возрасте 20-25 лет, после чего в течение 4-5 лет происходит пик рискованного поведения. Часто они впадают в депрессию, не зная, какое направление выбрать дальше, и устают от непрекращающихся туров, начиная искать утешения в алкогольных и наркотических напитках.
Кроме того, существует мнение, что многие музыканты ведут эксцентричный образ жизни в стремлении к известности. На момент достижения 27 лет их необузданное поведение переходит критическую черту, что может когда-то довести до самоубийства.
В 2016 году профессор Лес Мэйхью проанализировал смерти 1042 музыкантов, из которых 83% не дожили до 70 лет. Он установил, что в Великобритании музыканты в возрасте от 25 до 29 лет умирают с вероятностью 25,5 раз выше, чем средний показатель по стране.
Джими Хендрикс (27 ноября 1942 — 18 сентября 1970)
Bruce Fleming/AP
Среди сторонников астрологии существует мнение, что на высокую смертность в 27 лет могли влиять звёзды: каждые 28 лет происходит возвращение Сатурна, что, согласно астрологическим трактовкам, символизирует окончание молодости и начало зрелости. Тем не менее, статистика не показывает никакого увеличения смертности среди населения Великобритании в возрасте 27 лет.
Джими Хендрикс также был любителем астрологии и даже предсказал свою смерть в 27 лет в результате несчастного случая. В ночь своей гибели он скончался в номере отеля Samarkand в Лондоне, захлебнувшись рвотными массами. За несколько дней до трагедии он выразил сомнения, что доживет до 28 лет. До этого случая Хендрикс несколько раз переживал клиническую смерть.
Самые известные члены Клуба 27
В конце 60-х и начале 70-х годов произошло множество трагических случаев ухода известных рок-н-ролльных звезд. Они стали иконами американской контркультуры, которая отрицала традиционные ценности. Их протест против войны во Вьетнаме, культа потребления и открытое пренебрежение государственными структурами привели к экспериментам с наркотиками и алкоголем. На каждую из их смертей появлялись масса спекуляций и громкие теории заговора.
В 1969 году ушел из жизни бывший лидер культовой группы The Rolling Stones, Брайан Джонс. Его похороны привлекли множество скорбящих фанатов. Годы спустя после его смерти на могиле музыканта продолжали собираться поклонники. Официальное объяснение гласит, что он утонул в одиночестве в состоянии алкогольного опьянения, но почитатели рок-группы стремились добиться пересмотра расследования, считая, что его могли убить строительные рабочие, которые работали на его участке и пытались вымогать деньги. По словам биографа рок-звезды Филипа Нормана, такая версия всплывала каждые несколько лет. Конспирологические гипотезы о его смерти были поддержаны документальными фильмами, такими как «В дурмане» (2008) и «Rolling Stone: жизнь и смерть Брайана Джонса» (2019). Во втором из них утверждается, что предполагаемый убийца признался в своем преступлении. Тем не менее, доказать это до сих пор не удалось. Журналисты отмечают, что разобраться в том, что на самом деле произошло, не представляется возможным из-за множества неопределённостей.
Год спустя, после смерти Джонса, мир потерял одну из самых крупных фигур контркультуры 60-х и звезду легендарного Вудстока, Джими Хендрикса. Как и в случае с Джонсом, споры о его смерти продолжились. Поклонники не приняли официальную версию о передозировке наркотиков и выдвинули свои теории, включая версии о самоубийстве и даже об убийстве со стороны правительственных агентов. Последняя версия обосновывалась тем, что Хендрикс публично поддерживал радикальные организации, защищающие права чернокожих. Также вспоминали, что он заранее предсказал свою смерть. По слухам, карты таро предсказали ему гибель до достижения тридцатилетнего возраста.
Смерть фронтмена The Doors, Джима Моррисона, стала причиной многочисленных слухов. Официально было объявлено, что причиной его гибели стал сердечный приступ. Однако вскрытие не проводилось, так как музыкант скончался в Париже, где действуют другие законы. Это вызвало спекуляции вокруг версий, согласно которым за его смертью стояла его подруга Памела Курсон — первая, кто обнаружила его тело. Существует мнение, что смерть Моррисона была вызвана также вмешательством спецслужб, поскольку он был лицом хиппи-движения, выступающего за мир и свободу. К тому же это движение находилось в конфликте с властями, и поклонники предполагали, что власти могли устранить музыканта. Также предлагали теорию о передозировке героином, предоставленным Джимом местным наркоторговцем, который также снабжал наркотиками многих звезд. Другая версия заявляла, что смерть Моррисона была инсценирована, так как в 2010-х годах в одной пригородной деревне был замечен человек, напоминающий музыканта. Как известно, рок-звезды не умирают, а просто делают вид, что это так, и меняют свое имя, уезжая жить на ранчо в Орегоне, — иронически отмечали газеты.
В 1994 году покончил с собой лидер Nirvana, Курт Кобейн. По версии судмедэкспертов, он положил конец жизни, однако это было обосновано депрессией и наркозависимостью. Всего через несколько дней после его смерти в прессе начали появляться предположения о том, что смерть была насильственной. Журналист Ричард Ли, который долгое время пытался добиться пересмотра дела, настаивал на том, что его убили представители правительства США. Другие версии говорили о том, что причиной гибели могло быть вмешательство жены Кобейна, Кортни Лав, чтобы извлечь выгоду из смерти рок-звезды. Сторонники этой теории утверждали, что предсмертная записка Кобейна была сфабрикована, а отпечатки пальцев с пистолета, которым он якобы застрелился, были удалены. Создатели документального фильма 1998 года под названием «Курт и Кортни» разделяли подобные взгляды на эти события. Сам фильм полон загадок, среди которых и тот факт, что вокалист группы The Mentors Эль Дуче, который также снимался в этом фильме вскоре после интервью, сообщив о том, что знает имя убийцы, погиб под колёсами поезда.
Почему члены Клуба 27 стали идолами
Исследователь и философ Теодор Грацик в своей работе «Романтизируя рок-музыку» проводит ощутимую параллель между роком и романтизмом. Герои произведений романтизма, начиная от Гёте и Лермонтова и заканчивая Гофманом и братьями Гримм, стремятся вырваться за пределы реальности. Они стремятся к свободе, бунтуют и погибают в попытках ее достичь.
Философия рок-музыки унаследовала дух бит-культуры, которая является прямым наследником романтиков. Прежде чем лозунг «живи быстро, умри молодым» стал рок-н-ролльным девизом, он уже служил девизом бит-поколения. Постепенно такие авторы, как Керуак, Гинзберг и Берроуз, начали исследовать свободу через саморазрушение, прибегая к наркотикам и описывая это в своих произведениях. Знаменитый роман Керуака «В дороге» рассматривается как знаковый текст рок-бунта. Герои бегут от реальности, исследуют пограничные состояния и презирают материальные ценности.
Нечто подобное происходило и с артистами 60-х — 70-х годов. По словам музыкального критика Эда Ледшема, в отличие от звезд предыдущей эпохи, они воспринимали себя как аутсайдеры. Это верно: ни Хендрикс, ни Джоплин, ни Моррисон не стремились к коммерческому успеху, рассматривая его как устаревшую ценность. Вместо этого они ставили свободу превыше всего, что принесло им восхищение среди поклонников, на которых романтизм оказал свое влияние. Поэтому праздничное обращение к ним воспринималось почти как религиозное, как подчеркивает Ледшем в журнале Drowned In Sound.
Группа The Doors черпала вдохновение в романтизме бит-культуры. «Если бы не она, нас бы не существовало. Мы обязаны ей чувством свободы, духовности и интеллектуальности», — говорил клавишник группы Рэй Манзарек. Название «The Doors» было выбрано музыкантами, вдохновленными знаменитым эссе Олдоса Хаксли «Двери восприятия». В этом произведении автор делится своим опытом, полученным в результате использования психоделического наркотика мескалина. Участники группы считали, что это один из главных способов очистить сознание, достичь свободы и исследовать глубины подсознания. То же самое они говорили и о своей музыке — психоделическом роке. В 1960-х рок-музыка и наркотики сливались воедино, создавая новую культуру и бросая вызов актуальным социальным нормам, — пишет критик искусства Райан Мур в журнале Контркультуры.
В некоторых песнях The Doors романтизировалось самоубийство. Например, сингл «Light My Fire» пытались запретить на телевидении из-за намеков на наркотическую пропаганду. В других (таких как «The End») тексты и мелодия наводили на мысль о потустороннем мире. Третьи служили бунтом против государства: такие треки, как «5 To 1» и «The Unknown Soldier» отсылали к войне во Вьетнаме, осуждаемой всей контркультурой.
Идеология бунта, проходящая через творчество Моррисона, очевидна в его биографии — сильная наркозависимость, конфликты с законом из-за публичных дебошей, аресты за хулиганство во время концертов. Однажды музыкант даже заявил, что будто бы убил своего одноклассника во время школьной поездки и похоронил его в пустыне. Эта история оказалась вымыслом. Друзья Моррисона вспоминают, что он часто говорил о смерти и наслаждался слухами о своей кончине, что объясняет, почему вокруг него возникло так много теорий, включая версии о инсценировке.
Конспирологические теории, тесно связавшиеся с биографиями музыкантов Клуба 27, представляют собой важный элемент романтизма. Границы между реальным и вымышленным размыты. По мнению Теодора Грацика, фанатов рок-звёзд не волнует, насколько достоверна та или иная версия событий. Кумиры становятся для них персонажами, достойными обожествления. Неудивительно, что к образам музыкантов нередко прикрепляются мистические легенды. Например, среди поклонников Роберта Джонсона распространено мнение о том, что его песни «Cross Road Blues» и «Hellhound on My Trial» связаны с легендой о продаже души дьяволу — что вполне соответствует духу романтизма. Эффект усиливается тем, что о настоящей биографии музыканта известно крайне мало, кроме фактов его алкогольной зависимости и блестящего таланта.
Злоупотребления, фатум или случайность?
Очевидным объяснением феномена Клуба 27 является специфический характер творческого пути рок-звёзд. Обычно они достигают неимоверного успеха к 20–25 годам, что в последующем порождает кризис, утомление от бесконечных гастролей и интенсивных выступлений. Стимулируя свое здоровье алкоголем и наркотиками, эти прославленные музыканты нередко приходят к закономерному и трагическому финалу к 27 годам.
Согласно астрологическим предсказаниям, в 27 лет завершается еще один цикл Сатурна, и пережить его измотанным творческим личностям оказывается подчас неподъёмной задачей. Авестийская астрология утверждает, что именно на 27-ой год жизни происходит возвращение Чёрной Луны, что может привести к особенно сильным, разрушительным искушениям и опасному влечению к алкоголю и наркотикам.
Наконец, миф о Клубе 27 мог быть создан благодаря выборочному отбору фактов. Обнаружив несколько совпадений, фанаты начали добавлять к исходным именам всех музыкантов, ушедших в возрасте 27 лет, невзирая на другие случаи. По данным профессора психологии и музыки Дианны Кенни (Сиднейский университет), среди 11 000 проанализированных музыкантов в 27 лет скончались 144 человека, что составляет 1,3% от общего числа. В возрасте 26 лет ушли из жизни 128 (1,2%), в 28 лет — 153 исполнителя, или 1,4% от общего числа.
В любом случае, информация о преждевременной смерти знаменитостей может служить серьезным предупреждением и предостережением об опасности увлечения наркотиками и алкоголем.
В подобных часто трагических случаях может возникнуть необходимость в помощи для погребения.
Вопрос и ответ
Да, например, Павел (Stogn) Шпак, лидер группы Niezgal, яркий представитель белорусского блэк-метала и гитарист группы Massenhinrichtung, в возрасте 27 лет совершил самоубийство через повешение. После его смерти группа Niezgal также прекратила свое существование.
Можно сказать, это происходит реже, чем в период расцвета тяжелого рока. Это объясняется, с одной стороны, облегчением востребованных музыкальных направлений, а с другой — тем, что в наши дни становятся доступными более эффективные методы лечения в случае передозировок.
В каком же, на самом деле, возрасте музыканты умирают чаще всего?
Согласно статистике, собранной Дианной Кенни, роковой возраст музыкантов составляет 56 лет (2,2% покинувших из 11 000 человек).
Клуб 27: фатальный возраст музыкантов: актуальная информация
Хотите получить актуальную информацию на тему Клуб 27: фатальный возраст музыкантов? На данной странице представлены ответы на ваши запросы. Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к консультанту через чат или по телефону: +375 (44) 782 97 76.
Могила Ивана Чигринова на Восточном кладбище Минска.
Беларусь на протяжении всего своего существования неоднократно становилась ареной.
Могила полного кавалера ордена Славы Е. И. Кожухаря на Восточном кладбище в Минске.
В 1944 году советские войска освободили город-герой Минск, столицу нашей Родины.
Ревность является мощным эмоциональным импульсом, который с древнейших времен становился.
https://ritual.by/articles/klub-27-fatalnyy-vozrast-muzykantov/
Клуб 27: фатальный возраст музыкантов: Время ухода в иной мир не поддается предсказанию, и точная дата или, в крайнем случае, возраст, в который произойдет смерть, не могут предсказать даже самые отчаянные.
Джим Моррисон
(1943−1971)
Джим Моррисон был лидером и вокалистом группы The Doors. В юности он обучался в Университете штата Флорида, изучая искусство Возрождения, классическую живопись и поэзию, а также участвовал в студенческом театре. Увлечение классическим искусством оказало огромное влияние на его глубокую и многослойную музыку. Даже имя группы, основанной им с друзьями после окончания университета, The Doors, было заимствовано у британского поэта Уильяма Блейка.
Еще одним важным источником вдохновения для творчества группы стали галлюциногены: новые ощущения, мистицизм и шаманизм, которыми увлекались участники коллектива, создали философское мировоззрение, пронизывающее их тексты. С помощью продюсера Пола Ротшильда группа, изначально не имевшая большого успеха, трансформировалась в музыкальный и культурный феномен.
Тем не менее, наркотики и алкоголь сыграли злую шутку с героями рок-н-ролла: окрыленный славой, Моррисон регулярно попадал под арест за непристойное поведение, часто злоупотреблял алкоголем, что негативно сказалось на его здоровье и что, по подсчетам свидетелей, в конечном итоге привело к конфликтам с поклонниками во время его выступлений. Весной 1971 года Джим отправился в Париж с целью отдохнуть и написать сборник стихов. В один из вечеров, умирая от алкоголя и наркотиков, он скончался и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Курт Кобейн
(1967−1994)
Курт Кобейн был основателем группы Nirvana. Он родился в небогатой семье в штате Вашингтон. Проблемы в семье, развод родителей и сложности с нахождением друзей с малых лет сформировали его трудный характер. После развода мальчик остался с отцом, который вскоре состоял в новом браке. Курт, испытывая сложности в общении с новой семьей, вскоре ушел из дома и жил у различных родственников, пока к 17 годам окончательно не вылетел из школы и не остался без крова. С 14 лет он начал увлекаться марихуаной и алкоголем.
Некоторое время Курт жил у дяди-музыканта, который купил ему гитару и познакомил его с миром музыки. Именно с этого момента у Курта появилась мечта о создании своей музыкальной группы. В 20 лет он нашел девушку, которая позволила ему жить в ее квартире и репетировать, пока она работала в кафетерии и обеспечивала их жизнь.
В 1988 году Курт и его друзья основали группу Nirvana, а уже через год вышел их первый альбом. Настоящая слава пришла к музыкантам в начале 1990-х годов. В это время Кобейн болезненно переживал разрыв отношений с очередной девушкой. Увлекшись оглушительной славой, Курт быстро устал от постоянного внимания со стороны прессы и фанатов, а также от публичности.
Во время одного из своих выступлений в 1990 году он познакомился с Кортни Лав, вокалисткой группы The Hole. Молодые люди быстро увлеклись друг другом, и вскоре после этого, когда у Кортни родился ребенок, они поженились. Все это время Курт и Кортни продолжали бороться с наркотической зависимостью, и со временем Курт начал ссориться с другими участниками группы, становясь все более подозрительным. Постоянное внимание публики, несоизмеримый ритм жизни и бесконечные наркотики нанесли непоправимый ущерб здоровью музыканта, что в конечном итоге привело к его трагической гибели в 1994 году, когда он покончил с собой.