В конце концов, с наличием ковров в домах становилось теплее. Хрущевки, типичное жилье той эпохи, страдали от крайне низкой теплоизоляции. Их жители, по сути, напоминали пещерных людей, использующих шкуры для утепления, и делали все возможное, чтобы хоть как-то защитить свои квартиры от холода, используя обычные ковры как вид теплоизоляции.
Почему раньше вешали ковры на стену?
Сегодняшние молодые люди чаще всего воспринимают ковры как элементы напольного покрытия, в то время как настенные версии вызывают удивление или даже насмешку. Поэтому давайте углубимся в причины, по которым в Советском Союзе так популярно вешали ковры на стены, и исследуем современные примеры использования советских узорчатых изделий.
- Почему они так ценились?
- Демонстрация вкуса и достатка
- Вместо картины
- Поддержание моды
- Создание уюта
- В качестве утеплителя
- В современном интерьере
Почему они так ценились?
Для многих народов ковры с определенными символами имеют глубокий религиозный и энергетический значимость. Особенно это заметно в Турции, где ковроткачество является одной из древнейших и наиболее уважаемых традиций, играя незаменимую роль в культурной истории страны.
В Европе ковры начали появляться в XVI веке, и позволить их себе могли лишь представители высшей аристократии. В России же интерес к коврам возник еще во времена правления Петра I, когда активно развивалась внешняя торговля.
В Советском Союзе качественный ковер совершенно точно считался символом престижа. Изделия из таких республик, как Азербайджан, Грузия и Туркменистан, вызывали огромный спрос — за ними выстраивались длинные очереди, их доставали через знакомых или покупали на черном рынке. Любовь советских граждан к красивым коврам была намного глубже, чем можно было бы представить.
Кто это придумал
Если обратиться к истории народов Востока, то стоит вспомнить о кочевниках и завоевателях, которые перемещались по большим территориям и строили шатры. Чтобы защитить себя от холодного ветра и создать хотя бы чувство уюта, они обвешивали свои временные жилища шерстяными полотнами с особым ритуальным орнаментом, который также служил защитой от нечистой силы.
Эта традиция затем постепенно перешла и в дома восточных народов. На ковры часто вешали оружие, трофеи или даже чучела животных, таким образом создавая некое подобие доски почета — гордились своим статусом и демонстрировали его через наличие определенных атрибутов на своих коврах (читайте также: 5 неожиданных функций ковра в советское время).
Говоря об истории Западной Европы, нельзя не отметить, что там тоже уделяли внимание коврам. Начиная с X века, стены домов украшали шкурами убитых животных и гобеленами, что позволило создать в помещениях атмосферу домашнего уюта и тепла. Со временем гобелены начали расписывать для большей красоты и декоративности.
С появлением ковров новое веяние в интерьере распространилось, и многие стремились заполучить персидские, иранские и турецкие ковры, которые быстро стали символом роскоши и статуса.
Ковры в России
В России история ковров начинается с правления Петра I. Русские оценили их за способность создавать тепло и красоту в домашних интерьерах. Однако настоящий ковровый бум пришелся на XIX век, когда лишь богатые особи могли позволить себе обставить хотя бы одну комнату в восточном стиле, наполняя её коврами и экзотическими элементами.
Таким образом, даже во времена СССР ковры не утратили своей популярности. Доставить их становилось всё более сложно, и на рынке они имели высокие цены. Стремление к идеальной отделке с помощью обоев было непростым делом, так как отделочные материалы встречались в дефиците, а качественные обои воспринимались как роскошь.
Более того, бумажные обои не обеспечивали должной звукоизоляции, так как доносившиеся звуки из соседских квартир могли создавать дополнительные проблемы. Ковры же, благодаря своей структуре, помогали хорошо справляться с шумоизоляцией в многоквартирных домах (читайте также: Как вписать советский ковер в современный интерьер).
По этой причине ковры были столь любимы советскими гражданами. Если удавалось приобрести такой предмет интерьера, его, без сомнения, вешали на видное место — на стены. В своей значимости такие ковры ценились настолько, что их порой передавали по наследству как настоящие сокровища.
Зачем раньше клали салфетку на телевизор?
В советскую эпоху кружевные салфетки на телевизоре были одним из самых распространенных элементов декора. Они начали украшать телевизоры в 50-е, то есть с момента их массового появления среди населения. Причины, по которым их использовали, были далеко не эстетическими и заключались в заботе о сохранности прибора.
В те годы телевизоры были довольно примитивными и их рекомендовали устанавливать в помещениях с минимальным доступом к солнечному свету, чтобы избежать перегрева и возможного возгорания кинескопа. Некоторые домохозяйки укрывали телевизоры кружевными салфетками ради дополнительной защиты. Особенно часто можно было увидеть такие элементы декора в небольших квартирах и в коммуналках, где каждый квадратный метр был под контролем.
Существовала и другая версия, согласно которой салфетку использовали для защиты корпуса телевизора, чтобы сохранить его первоначальный вид. В случае, если на прибор запрыгивала кошка или кто-то мог случайно поставить туда чашку с кофе, такая мера предосторожности помогала сохранить изделие в хорошем состоянии. Телевизоры были дорогими, и к ним относились с особой заботой.
Зачем раньше клеили обои на газеты?
В качестве артефакта, газетные листы под обоями стали настоящей находкой для многих, кто занимался ремонтом в старых квартирах. С первого взгляда может показаться, что предыдущие владельцы использовали газеты из-за нехватки средств, однако причина заключалась в том, что в Советском Союзе любой ремонт приходилось проводить самостоятельно, ведь услуги маляра были достаточно дорогими. К тому же выбор строительных материалов был крайне ограничен.
ТАСС / Калачьян Григорий, Свердлов Леон
Клеили газеты под обои для выравнивания стен — это позволяло создать более ровную базу для последующего наклеивания обоев, ведь доступ к шпаклевке был ограничен. Даже в случае, когда шпаклевка могла быть приобретена, её качество чаще всего оставляло желать лучшего. После нанесения на стены в ней часто образовывались трещины, поскольку в состав добавляли песок, из-за чего обои плохо держались. Поэтому был принят обычай сначала прикреплять к стенам газеты, а потом уже клеить обои.
Совок нерушимый
Некоторые предпочитают именно винтажные ковры из времён СССР. На площадках типа Avito такие изделия выставляются на продажу по ценам, начиная от одной тысячи рублей. А вот советские выбивалки для ковров можно приобрести всего за 100 рублей.
Под современные мебельные заказы иногда адаптируют определенные рекомендации под уже имеющийся ковер, что подтверждает Сергей Никулин. Советские шпалеры — это уникальное культурное явление, аналогов которому фактически не существует. В конце концов, вряд ли нашим детям будет о чем вспоминать, например, о термостойкой шпаклевке или трехслойных звукоизоляционных панелях, — добавляет он.
Сквозь особенную прелесть советского ковра можно увидеть его яркие и целеустремленные красные оттенки, переплетающиеся растительные орнаменты и экзотические мотивы, которые войдут в историческую память. Надежда Кузина комментирует: «Я уверена, что многие выбирали и вешали такие ковры не только для физического, но и визуального утепления интерьера, чтобы добавить больше уюта и цвета в наши серые северные будни. В каком-то смысле такие ковры были более привлекательными, чем современные аналоги.»
Почему сейчас это редкость?
Приобретение ковра в СССР могло занять до года, так как деньги на его покупку откладывались с каждой зарплаты. Когда такой подарок преподносили молодоженам на свадьбе, то счастью их не было предела. Естественно, такая значимая вещь вешалась на самом видном месте, и каждый раз, проходя мимо, молодожены тепло вспоминали дарителя.
Только с середины 90-х годов ковры стали поступать в свободную продажу, и вот тут же в обществе прошел процесс снижения ажиотажа. Хвастаться ковром прекратилось, и мода вешать их на стены постепенно угасла.
Сегодня текстиль на стенах можно встретить разве что в домах пожилых людей, например, 90-летних бабушек, которые по-прежнему хранят ностальгию как по Советскому Союзу, так и по безвозвратно ушедшей молодости.
Может ли традиция вернуться в моду
Современная молодежь, живущая в условиях избытка товаров, охотно иронизирует над старшим поколением. Они говорят, что старики экономили на еде, чтобы позволить себе приобретение ковра по высокой цене, а теперь ещё и бережно хранят эту «старую тряпку», которая, как им кажется, притягивает пыль, даже если она имеет яркие цветовые оттенки.
Тем не менее, не стоит делать поспешные выводы, ведь мода, как известно, изменчива. То, что кажется странным сегодня, вполне вероятно, завтра может стать актуальным и востребованным. Возможно, если какая-нибудь известная модель проведет полуобнаженную фотосессию на фоне разноцветных шерстяных узоров, следует ожидать возрождение интереса к коврам и их размещению на стенах. И многообразие красок и узоров сделает любой интерьер уникальным.
Яркое полотно ковра на фоне однотонной стены моментально привлекает внимание того, кто входит в комнату. А при добавлении мелких деталей, гармонирующих с цветовой гаммой ковра, интерьер сможет стать исключительным и неожиданным.