Почему Неравный брак — шедевр. Разбираем с экспертом самую известную картину Художественного музея

За спиной невесты, скрестив руки, с осуждающим и неприязненным взглядом рассматривает профиль её жениха молодой мужчина с темными волосами и бородой. Он, вероятно, шафер или, возможно, отвергнутый поклонник. Если провести сравнение его лица и прически с автопортретом Василия Пукирева, можно заметить поразительное сходство.

Неравный брак — личная трагедия на картине Василия Пукирева

Картины, насыщенные драматизмом и трагическими моментами, обычно имеют в своем центре баталии или сцены, полные экспрессии. Однако совершенно иное настроение воплощает произведение под названием Неравный брак, созданное русским живописцем Василием Пукиревым. За внешне спокойным и невинным сюжетом скрывается глубокая душевная драма, а эмоции, переданные на полотне, не менее яркие, чем в сценах сражений.

Художник мастерски отразил непростую ситуацию, которую изображает, и его творение по сей день привлекает зрителей. Чем же так примечателен Неравный брак? Кто эта девушка, ставшая главной героиней картины, и какова её дальнейшая судьба?

История создания картины Неравный брак

Середина XIX века в искусстве стала временем, когда стало актуальным обсуждение проблемы бесправия женщин в обществе. Многие творческие личности, заслуженные деятели стремились привлечь внимание общества к судьбам девушек-бесприданниц, которые становились разменной монетой в семейных играх, ведь их браки часто решались по расчёту и интересам, а не из любви.

Нередко такие девушки выходили замуж за пожилых обеспеченных мужчин, что давало возможность их семьям улучшить материальное положение. О любви в таких случаях и речи не шло. Тема бесправия женщин была затронута и в пьесе Островского Бедность не порок, поставленной в 1854 году.

Василий Владимирович Пукирев Автопортрет, 1868 год

Позднее сквозь призму данной проблемы прошли произведения известных писателей и художников. Существует мнение, что сюжет картины Неравный брак возник под влиянием рассказов друга Пукирева, который был поражён циничными проявлениями купеческого мира.

Работа над картиной началась в 1862 году, а в сентябре 1863 года она была представлена на Академической выставке в Санкт-Петербурге. Произведение произвело фурор, став первой значительной работой Пукирева и принёсшей ему заслуженное признание в качестве художника.

Ошарашенная публика продолжала обсуждать сюжет картины, и люди строили предположения о реальных прототипах её персонажей. Но кто же были эти герои?

Василий Владимирович Пукирев Неравный брак, 1862 год

Был ли Пукирев известным художником?

Василия Пукирева не назовешь широко известным мастером живописи. Он родился в Тульской губернии и обучался иконописи в Могилёве, где выполнял заказы для храмов, а затем поступил в Московское художественное училище. В течение некоторого времени он жил на Большой Лубянке. На фоне признанных мастеров российской живописи Пукирев не выделялся, но в 1862 году создал картину Неравный брак, которая мгновенно стала популярной. Она была выставлена в Петербурге, а потом была даже отправлена на всемирную выставку в Париж.

Неравный брак картина история и что с невестой 2

— Существуют музыканты, прославившиеся лишь одной песней, и есть художники, которых мы помним благодаря одной картине. Пукирев относится к таковым. Он известен только своим произведением Неравный брак, за которое на Академии художеств ему тут же было присвоено звание профессора живописи, — отмечает Дмитрий. — Позже эту работу приобрёл Третьяков для своей коллекции. Больше ничего особенно выдающегося Пукирев не создал — не смог превзойти сам себя. Возможно, именно поэтому в 1875 году, спустя 13 лет, он вновь создаёт копию Неравного брака. Возможно, ему просто хотелось заработать. В этом нет ничего зазорного: к примеру, знаменитый художник Василий Максимов 30 раз повторил свою работу Все в прошлом, поскольку его авторские копии «разбирали» буквально с руками. В последние годы жизни Пукирев преподавал, но всё же умер в полной бедности. Чтобы как-то свести концы с концами, он даже распродал свою коллекцию работ других мастеров. Хотя его имя не было забыто, его дела на закате жизни складывались крайне печально.

Что изображено на полотне?

На картине изображена сцена венчания, где пожилой жених вступает в брак с молодой невестой, явно не проявляющей желания участвовать в этой церемонии. Она не может сдержать слез, и её эмоции вскоре начинают воздействовать на зрителей. Гости, собравшиеся за спинами молодоженов, наблюдают за происходящим.

Это интересно:  Как выйти замуж по-турецки: три традиции, без которых не получится

Пусть существуют различные предположения о том, почему Пукирев поднял эту тему, приведём несколько из них:

  1. Идея могла быть предложена другом Пукирева, художником Петром Шмельковым.
  2. Друг Пукирева, Сергей Варенцов, был влюблён в Софью Рыбникову, которую её родители выдали замуж за состоятельного купца Андрея Карзинкина. Разница в возрасте между ними составляла 13 лет. Судьба сложилась так, что Варенцов был вынужден присутствовать на венчании своей возлюбленной в качестве шафера. Изначально художник изобразил Сергея на картине, но после гнева друга полотно пришлось существенно изменить.
  3. Существовала и вероятность, что сам Пукирев оказался в подобной ситуации, о чём он даже упоминал в своих письмах. Родители девушки по итогу предпочли более богатого и обеспеченного жениха.

Работа над картиной

Неравный брак картина история и что с невестой 3

Василий Пукирев изображён в роли шафера на картине Неравный брак.

Создание картины началось в 1862 году. Сначала Пукирев выполнил небольшой эскиз размером 34 на 26 сантиметров, который стал основой для окончательной версии на большом холсте размером 2.

Описание картины

Полотно изображает сцену православного венчания, проходящего в полумраке церкви. Лишь узкий луч света, пробиваясь сквозь витражное окно, освещает главные фигуры — жениха, невесту и священника.

Центральное место в композиции занимает жених — пожилой мужчина в роскошном костюме. Его лицо испещрено глубокими морщинами, а в выражении читается усталость и презрительное высокомерие. Его взгляд, затуманенный годами, направлен на невесту, а губы сжаты в тонкую линию. На груди жениха крепится орденский крест Владимира второй степени, что подчеркивает его высокий социальный статус. Жесткость и неподвижность его лица подчеркиваются высоким, плотно застегнутым воротником, который сковывает его шею.

Невеста изображена как молодая девушка, почти девочка, с мягкими светлыми волосами, значительно ниже своего спутника. Её фата, символизирующая чистоту, подчеркивает её невинность и уязвимость. Лицо невесты лишено румянца, бледно и её глаза, полные слёз, опущены вниз, что создает образ покорности и безысходности. В левой руке она держит свечу, наклонившуюся вниз, а правую руку робко протягивает священнику для надевания обручального кольца.

Священник представлен как фигура сгорбленная, его тяжёлый взгляд направлен вниз из-под густых бровей. В одной руке он держит Требник, а в другой — золотое кольцо, готовое украсить палец невесты.

На переднем плане выделяется фигура шафера, который стоит несколько в стороне от остальных с явным недовольством на лице. Руки его скрещены на груди, что демонстрирует его несогласие с происходящим. Его молодость, в отличие от возраста жениха, сближает его с невестой, и это родство подчёркивает их общие чувства. На груди шафера приколота роза, символизирующая страдания и, возможно, неразделённую любовь.

Это интересно:  Бонни и Клайд: история любви и смерти самого известного преступного дуэта в мире

Фон картины наполнен второстепенными персонажами, представляющими интерес как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Среди гостей со стороны жениха можно заметить важного военного, рядом с которым находится мужчина, с нескрываемым любопытством наблюдающий за невестой. С левой стороны от жениха расположена пожилая женщина, видимо, сваха, которая внимательно следит за стариком, вступающим в брак. В группе гостей с боку невесты выделяется мужчина, стоящий рядом с шафером, с живым, полным сочувствия взглядом, выражающим искреннее участие в происходящем.

Короткий, но блестящий след

…Василий Владимирович Пукирев, являясь выходцем из крестьянской среды, родился 13 декабря 1832 года в небольшом селе Тульской губернии. Некоторое время он учился у иконописца в Могилёве, а во второй половине 1840-х годов переехал в Москву, где в 15 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В этом процессе он проявил высокие успехи и получил степень учителя рисования в гимназиях.

В 26 лет Пукирев завершил своё обучение. На протяжении всего этого времени он преподавал, выполнял заказные и конкурсные работы, создавая множество интересных жанровых картин, таких как В мастерской художника, Несостоявшийся брак, Сбор недоимок и другие.

Его творчество получило высокую оценку у признанных мастеров, даже у Карла Брюллова. Пукирев также писал портреты по заказам, и совместно с Алексеем Саврасовым (автором знаменитой картины Грачи прилетели) выпустил учебное пособие Курс рисования. Он продолжал заниматься и иконописью, расписывая московские и губернские церкви. Тем не менее, для широкой аудитории он остался в основном известен только одной работой.

Это, конечно, кажется несправедливым. Тем не менее именно за Неравный брак Императорская Академия художеств единодушно присудила Пукиреву звание профессора живописи народных сцен. Многое в этой работе оказалось необычным и нестандартным: идея, экспрессия, а также крупный формат, нехарактерный для бытовых сюжетов. Резонировавший эффект от появления картины заставил популярных пожилых мужчин отказаться от брака с молодыми девушками.

Несмотря на успех своей картины, художник не смог создать подобных шедевров. В 1873 году он прекратил преподавательскую деятельность по состоянию здоровья. Он продолжил заниматься живописью, но его новые работы не приносили успеха, его материальное положение стало критическим.

Пукирев так и остался без семьи, удача отвернулась от него, а его картины не находили покупателей. Он стал пить, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру и вынужден был жить на скромную пенсию и подачки от друзей. Последние годы своей жизни художник провёл в нищете и безвестности, полагаясь на минимальные суммы, которые удавалось вымаливать как пенсию. Он ушёл из жизни 1 июня 1890 года в возрасте 58 лет, оставив после себя короткий, но яркий след в истории искусства и покойся на Ваганьковском кладбище в Москве.

Еще материалы рубрики:

Описание картины

Сюжет этой картины довольно прост и понятен — в православной церкви проходит обряд венчания. Однако в этой сцене нет и намёка на счастье. Луч солнечного света, пробивающийся в полутьму храма, ярче всего освещает невесту, тонкое создание в белоснежном пышном платье с венком на голове и фатой. Её темно-русые волосы гладко зачесаны, локоны, вьющиеся из-под фаты, мягко касаются обнажённых плеч. Лицо девушки кажется безучастным, она бледна, как мертвая. Она застыла, опустив взгляд в пол — совсем не о том она мечтала в своих девичьих грёзах. Левая рука с зажжённой свечой, представляющей для неё тяжесть, склоняется вниз, а правую руку она с трудом поднимает, ведь священник уже готовит кольцо, как жирную точку безвозвратности.

Это интересно:  У собаки сухой нос

Жених, худощавый и высокий старик в фраке, держит свою свечу прямо, как и следовало бы. Он явно удовлетворён своим выбором, что взял в жёны такую красоту, пусть даже это не обошлось ему дешево. На тугом воротнике и галстуке можно увидеть крест Святого Владимира II степени, а на левой стороне груди красуется звезда, что подчеркивает его статус как государственный муж. Стоит он неподвижно, лишь его глаза смотрят в сторону невесты, проверяя, чтобы она не упала в обморок.

Священник, облачённый в ризу, читает молитву, держа в руках церковную книгу, и вот-вот наденет на палец девушки кольцо. Несмотря на осуждение неравных браков с большой разницей в возрасте, богатые женихи, готовые заплатить немалые суммы (как семье невесты, так и церкви), не дают повод для уменьшения таких случаев. Так продолжаются грустные истории, полные горя для молодых невест.

Среди гостей можно выделить фигуру молодого человека, который стоит прямо за спиной невесты. У него на пиджаке приколота роза, руки скрещены на груди, голова немного наклонена, но его проницательный взгляд полон недовольства, направленный именно на происходящее. Его поза, глаза и наклон головы читаются как проявление негодования, сдерживаемого выдержкой. Считается, что прототипом этого молодого человека стал сам художник. Его фигура выражает авторскую позицию против власти денег над чувствами. Эта позиция настолько откровенна, что произведение воспринимается как автобиографическое, а образ молодого человека за спиной невесты интерпретируется как автопортрет. Рядом с ним уверенно стоит сочувствующий друг, Пётр Шмельков, которому, скорее всего, принадлежит идея картины. Он единственный на полотне обращает взгляд прямо на зрителя, открыто и с вопросом, как бы вовлекая его в противоестественное зрелище и побуждая прервать это порочное действо.

Остальные персонажи картины — второстепенные. Это гости с обеих сторон — жениха и невесты. Они с любопытством наблюдают за венчающимися, безразлично осматриваются по сторонам и, в целом, ожидают банкета.

Судьба картины

После сенсационного успеха на академической выставке 1863 года картина сразу же пополнила коллекцию друга художника — коллекционера Борисовского, который приобрёл её ещё до презентации для широкой публики.

После 1871 года шедевр был выкуплен для Третьяковской галереи Павлом Третьяковым за полторы тысячи рублей.

Сегодня у картины собираются тысячи зрителей, останавливаясь, чтобы всмотреться в мельчайшие и многозначительные детали. История создания картины Неравный брак делает её особенно привлекательной, поскольку она была написана не только рукой, но и сердцем художника, полным страсти и разочарования от своей любви.

Неравный брак картина история и что с невестой 4

Жорж Брак – личность и создатель, биография мастера

Неравный брак картина история и что с невестой 5

Картина Тройка художника Василия Перова: история сюжета и судьба героя

Неравный брак картина история и что с невестой 6

Василий Пукирев: биография художника

Оцените статью
Женский форум
Добавить комментарий