5 фактов о работе Крамского. Шедевр называют Джокондой русской живописи

Вывод напрашивается сам собой: изображенная на полотне Крамского дама, вероятно, либо не является членом высшего света, либо обладает исключительным правом безнаказанно нарушать принятые в этом обществе нормы поведения. Наименование «Неизвестная» ставит ее вне пределов влияния общественного мнения, жестокого и беспощадного, и она осознает, что суровые оценки общества ей не страшны.

Кто могла быть Неизвестной Крамского, чье имя художник хранил в секрете до своей смерти

В 1883 году художник Иван Николаевич Крамской создал картину «Неизвестная», которая сразу же привлекла внимание публики и вызвала множество споров. На изображенной женщине можно было распознать черты дамы из высшего общества, хотя один из критиков даже сравнивал ее с содержанкой. Крамской, мог бы защитить репутацию своей героини, если бы раскрыл, кто послужил ей прототипом, однако он наотрез отказался делиться этой информацией.

Мы в ADME исследовали жизни нескольких наиболее вероятных прототипов Неизвестной. Эти истории полны драматических событий, которые могли сделать каждую из предполагаемых героинь достойными быть запечатленными на этом знаменитом полотне.

Слово о судьбе картины Неизвестная

Иван Крамской представил свою работу на 11-й выставке художников-передвижников. Несмотря на ожидания, Павел Михайлович Третьяков, основатель знаменитой галереи, отказался купить это полотно. Огорченный ответом Крамской продал картину частному коллекционеру. С тех пор произведение сменило множество владельцев, и по слухам, Неизвестная приносила несчастья тем, кто владел ею.

Легенда гласит, что каждый из них столкнулся с серьезными неприятностями. Один из владельцев обанкротился, у другого сбежала жена, а третий потерял свое имущество в пожаре. Лишь в 1925 году картина была передана в Третьяковскую галерею, и с тех пор никаких инцидентов, связанных с ней, не сообщалось. Но тайна ее происхождения так и осталась неразгаданной.

Кто написал картину незнакомка 2

На полотне Неизвестная одета весьма стильно: бархатный берет, пальто с соболиным мехом, муфта с шелковыми лентами и золотой браслет. Данный наряд и высокомерный взгляд позволяют предположить, что перед зрителем знатная дама.

Однако к моменту написания картины многие из дворян уже воздерживались от демонстрации своего богатства. Состоятельные люди задавали новый тренд, и именно они активно выделялись среди общества с помощью своей одежды. По этой причине нельзя с уверенностью утверждать, что на картине представлена именно дворянка. Неизвестной могла быть любая богатая женщина, чтобы ее одели в дорогие наряды. Рассмотрим несколько вариантов, кем эта загадочная дама могла быть в реальной жизни.

Реакция на картину

Цитируя критика Владимира Стасова, ведущий Виктор Татарский в одном из своих передач о шедеврах Третьяковской галереи заявил: «Кокотка в коляске — это не картина, а потуги. Как мне бы хотелось увидеть прежнего Крамского. Мне кажется, он теперь на скользкой дорожке!»

Русский художник Иван Николаевич Крамской. Репродукция Фотохроники ТАСС

Рисунок вызвал настоящий фурор. С выставки Крамского вынесли на руках толпы восторженных зрителей. Но эта слава сопровождалась и скандалом: зрителям казалось, что в картине слишком много того, что в XIX веке было неприемлемо. Главная героиня изображена одна в открытой коляске — что воспринималось как признак плохого тона. Кроме того, зрители оценивали социальный статус женщины, основываясь на ее наряде.

Это интересно:  Секрет под одеждой. Почему в СССР женщины так любили комбинации

Оценка по наряду

Шляпка «Франциск» (самая актуальная на сезон 1883 года), шведские перчатки и пальто марки Скобелев — это детали наряда, о которых рассказывается на сайте Моя Третьяковка.

Зрители быстро вычислили, что облаченная в такой наряд женщина не могла принадлежать к высшему обществу. В конце XIX века среди аристократов было неприемлемо следовать последним модным тенденциям. С большой вероятностью, дама с картины могла оказаться представительницей полусвета, например, куртизанкой или содержанкой.

«Мона Лиза», художник Леонардо да Винчи

Любовница императора или дочь художника?

Кто написал картину незнакомка 3

Существует множество теорий относительно того, кого именно изобразил Крамской — от вполне правдоподобных до абсолютно фантастических. Наиболее реальной является версия о том, что моделью для Крамского была дорогая куртизанка, поскольку недалеко от Аничкова дворца, отображенного на картине, в Александринском сквере собирались дамы полусвета. Другие версии связывают Неизвестную с императорской семьей Романовых. Возможно, на портрете изображена сестра генерала Скобелева Зинаида Богарнэ, так как у княгини Лейхтенбергской был роман с великим князем Алексеем Александровичем.

Кто написал картину незнакомка 4

Также существует версия, что загадочная дама — это княжна Екатерина Долгорукова, фаворитка и морганатическая супруга Александра II. Они не боялись нарушать общественные нормы и иногда выезжали на прогулки в открытых экипажах. Возможно, Неизвестная это и княжна Варвара Туркестанова, фрейлина императрицы Марии Федоровны и любовница Александра I.

Существуют также менее популярные, но тем не менее интересные версии. Например, некоторые считают, что красавица на портрете — дочь Ивана Крамского по имени Софья. Или же упоминается горничная Матрен Саввишна Бестужева, в которую князь Бестужев влюбился и с которой захотел заключить брак, несмотря на разницу в социальном статусе.

Приносящая несчастья

Кто написал картину незнакомка 5

С картиной Крамского связано много преданий, одно из которых гласит, что Неизвестная приносит злые судьбы. Первым ощутил на себе эту участь сам художник: вопреки ожиданиям, Павел Третьяков отказался включить его произведение в свою коллекцию. В последующем владельцы картины также столкнулись с несчастьями – кто-то стал алкоголиком, чья-то жена ушла с любовником, а третьему в результате пожара удалось спасти лишь полотно Крамского. Последними владельцами картины были сахарозаводчик Павел Харитоненко и его супруга Вера. В 1917 году их дом в Москве и коллекция картин были национализированы. Однако в 1925 году Неизвестная все-таки вошла в собрание Третьяковской галереи.

Загадочный образ

На картине Неизвестная изображена молодая женщина. Ее взгляд, обращенный прямо на зрителя, создает ауру загадочности и глубокой задумчивости. Элегантное платье модели, выполненное в темных оттенках, контрастирует со светлым фоном, что подчеркивает как изысканность, так и глубину образа. Композиция включает в себя детали, такие как положение рук, поворот головы и выражение взгляда, которые передают ощущение естественности и таинственности.

Цветовая палитра картины сдержанная, но яркая, с акцентом на глубокие, насыщенные оттенки. Крамской мастерски играет со светом и тенью, передавая объем, текстуру ткани и черты лица модели. Техника исполнения демонстрирует умение художника создавать портреты, насыщенные психологическим содержанием, используя мягкие градации цветов и тонкую проработку деталей.

Это интересно:  Три года без лета: почему в 1816 году лето так и не наступило

Кто написал картину незнакомка 6

Взгляд и полуулыбка

Каждая деталь в портрете наполнена загадкой и многозначительностью. Выражение лица, особенно взгляд и легкая улыбка, создают ощущение глубокой внутренней жизни, скрытой за внешней красотой. Поза модели и расслабленные руки придают образу как естественность, так и недоступность, оставляя возможность для различных интерпретаций ее чувств и мыслей.

Готовитесь к экзамену по истории русского искусства, а времени на подготовку совсем нет? Получите готовый ответ от эксперта в видео-саммари Русское искусство: от икон до Черного квадрата. Используя промокод BLOG30, вы получите бесплатный доступ ко всем видео-саммари на целый месяц.

Лица не увидать

Осенью 1880 года другой известный и высокооплачиваемый художник Петербурга, Константин Егорович Маковский, который пользовался особым уважением у царя, писал парадный портрет княгини в Ливадии. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев, спектатор и адъютант цесаревича, так выразился о толках в императорской резиденции, которые ему не нравились: «. Я наблюдал за многими событиями, которые хотел бы не видеть, и стал свидетелем тревожной и мрачной эпохи (полного разложения и упадка обаяния царской власти). . Маковский тогда делал портрет княгини Юрьевской; необходимо было наблюдать за сейчас же. . Семейная жизнь царской семьи была сплошным адом».

Считавшийся утерянным парадный портрет княгини Юрьевской, написанный Маковским, был недавно обнаружен в Стокгольме и продан на аукционе 13 декабря 2017 года за рекордные 11 миллионов крон (около 400 миллионов рублей).

Сын художника, Сергей Маковский, помнил колоритную деталь: художник начал работу над картиной в Ливадии, делая натурный эскиз лица модели, а закончил в Петербурге, наняв натурщицу, которая позировала ему в голубом плаще княгини Юрьевской, чтобы добиться большей достоверности. Судя по всему, княгине Екатерине Михайловне не хватало терпения и усидчивости, что дополнительно обременяло портретистов, вынужденных учитывать эту особенность.

В частной коллекции Душана Фридриха (Прага) хранится этюд Крамского, сделанный во время создания «Неизвестной» — молодая женщина в коляске находится в идентичной позе. Она чем-то похожа на героиню картины, хотя её выражение лица кажется грубоватым, а взгляд более высокомерным. Во всей ее внешности чувствуется некая невыносимая и дерзкая вульгарность.

Кто изображен на картине? Скорее всего, это натурщица либо даже женщина легкого поведения. Крамской, вероятно, работал над необходимой ему позой, одновременно зафиксировав и черты лица. Мастер заранее готовился к тому, чтобы не тратить время на детали при работе над портретом княгини Юрьевской. Кто знает, будет ли нетерпеливая княгиня согласна позировать в течение нескольких сеансов?

Однако Крамскому не суждено было реализовать этот замысел.

Н. Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми).

Н. Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми).

Тень отмененного заказа

Далее последовали известные события: 1 марта 1881 года Александр II стал жертвой покушения со стороны народовольцев, и трон занял его сын Александр III. Княгиня Юрьевская отрезала свои роскошные волосы (их длина достигала пола) и положила их в гроб с императором. Под давлением Александра III и императрицы Марии Федоровны, скорбящая вдова сначала покинула свои апартаменты в Зимнем дворце, а затем вместе с детьми уехала из России на собственную виллу в Ницце.

Это интересно:  Страшный эксперимент: художница стояла 6 часов смирно и позволяла зрителям творить с ней что угодно

Крамской оказался невольно вовлечен в чужую семейную трагедию, при этом он хорошо относился ко всем «действующим лицам» этой драмы (включая Александра III и императрицу Марию Федоровну, о которых он рисовал портреты). Заказ был отменен, и художник не смог его завершить – однако ему было трудно оставить все позади. Идея, которая укоренилась в его душе, не покидала его, мучила и перерастала в нечто другое. В итоге он начинает напряженно работать над новым полотном.

Очевидно, что никакого портретного сходства «Неизвестной» с княгиней Екатериной Михайловной уже не могло быть и в помине.

Приглядитесь к «Неизвестной» еще раз. Героиня представлена одна в двухместной коляске. По логике, рядом с ней должен быть кто-то — любимый человек? Но его уже нет. Погиб? А что изображено на заднем фоне? Аничков дворец, который совсем недавно был резиденцией Александра III. Героиня как бы навсегда уезжает от Аничкова дворца! Ее глаза полны тщетных эмоций: страдание, печаль, надменность. Но эта надменность имеет особый оттенок: вы, толпа внизу, не имеете права меня осуждать и оценивать.

К. Маковский. Портрет Екатерины Долгоруковой, с 1880 года светлейшей княгини Юрьевской.

К. Маковский. Портрет Екатерины Долгоруковой, с 1880 года светлейшей княгини Юрьевской.

На самом деле не имеет смысла обсуждать, насколько вычурны наряды гордой и печальной красавицы, едущей по Невскому. Крамской создавал полотно на века — кто помнит детали тогдашней моды спустя столетия? Погрузитесь в ее лицо! Неверно утверждать, что это портрет. Это совсем не портрет. Это произведение — иной жанр. И писать его можно было уже не о княгине Юрьевской. Некая черта, вероятно, от натурщицы с этюда. Некоторые черты могут исходить от дочери Софьи, которая часто позировала отцу. Однако больше всего в облике Неизвестной отразилось то, о чем думал сам художник. И не спрашивайте, кто она такая.

Картина «Неизвестная» была передана в Государственную Третьяковскую галерею исключительно в 1925 году — после национализации одной из частных коллекций.

Этюд Ивана Крамского к картине

Автор выражает свою искреннюю благодарность журналисту Сергею Нехамкину (Минск) за помощь в работе над материалом.

  • 1. Кирсанова Р.М. Портрет неизвестной в синем платье. М.: Кучково поле, 2017. С. 370, 390.
  • 2. Сафронова Ю.А. Екатерина Юрьевская. Роман в письмах. СПб. 2017. С. 107.
  • 3. Там же. С. 121.
  • 4. Там же. С. 172.
  • 5. Там же. С. 163.
  • 6. Ровинский Д.А. Полный словарь русских гравированных портретов. Т. I: А — Д. СПб. 1886. Стлб. 34. N 86.
  • 7. Сафронова Ю.А. Екатерина Юрьевская. Роман в письмах. СПб. 2017. С. 162.
  • 8. Там же. С. 226.
  • 9. Куломзин А.Н. Пережитое. Воспоминания. М.: Политическая энциклопедия, 2016. С. 313, 329.
  • 10. Сафронова Ю.А. Екатерина Юрьевская. Роман в письмах. СПб. 2017. С. 122.
  • 11. Маковский С.К. Портреты современников. М.: Аграф, 2000 // http://e-libra.ru/read/229599-portrety-sovremennikov.html
Оцените статью
Женский форум
Добавить комментарий