Мой второй супруг — знаменитый авиатор Жан-Клод Бруйе — управлял авиакомпанией в Африке. Он был настоящим мужчиной, который все взял в свои руки. С ним, в отличие от Робера, не возникало проблем, связанных с актерской завистью и ревностью. Однако, к сожалению, Жан-Клод хотел, чтобы я покинула свою карьеру. Но можно ли было согласиться на такую жертву ради отношений?
Продала вещи Высоцкого и общается с уральским бизнесменом: как живет и выглядит 86-летняя Марина Влади
10 мая Марина Влади отмечает свой день рождения. В этой статье мы расскажем, как сегодня живет последняя супруга Владимира Высоцкого.
Продажа вещей Высоцкого
В конце 2015 года Марина Влади организовала аукцион, на котором были проданы вещи Владимира Высоцкого. В этот список вошли также его последнее стихотворение, написанное всего за несколько недель до его смерти, а также его посмертная маска.
Кроме личных предметов, на аукцион выставлялся и загородний дом Марины Влади неподалеку от Парижа, где она на протяжении некоторого времени жила вместе с Высоцким. Перед продажей актриса оставалась в этом доме одна, и решила переехать в квартиру ближе к столице Франции.
В 2023 году она передала на аукцион в Екатеринбурге негативы с изображениями Владимира Высоцкого.
Эта девушка будет моей женой
Успех фильма в СССР был поразительным. Влади покорила сердца зрителей. Ее полюбили не только мужчины, но и женщины — многие начали краситься в блондинку и делать челки. Прическу называли «колдуньей», а вскоре одна из советских фабрик даже выпустила духи с таким названием.
Марине в момент съемок фильма было лишь 16 лет, но это была уже ее 19-я (!) роль на экране. При этом Высоцкому, который только начинал свой путь в кино, тогда было 21, и его имя в мире искусства еще не было известно. Она жила в Париже, а он — в Москве, и у него была девушка по имени Иза Жукова, с которой он не женился только потому, что ее первый муж не торопился с разводом. Тем не менее, увидев ее в фильме, Высоцкий, очарованный красотой Влади, заявил своим друзьям: «Не знаю, когда и как, но эта девушка станет моей женой». Вскоре, в следующем году, он пошел в ЗАГС с Изой.
Впервые Высоцкий увидит Влади в 1967 году на Московском кинофестивале. Влади пригласили на репетицию спектакля с Пугачевым, а потом они встретились в ресторане ВТО. Первые слова Высоцкого были: «Наконец-то я встретил вас». Дальше состоялся поток объяснений в любви, полное уверенное обещание, что она станет его женой, а также пение под гитару только для нее. Он не смущался того, что у них обоих за плечами по два брака и пятеро детей. Его не беспокоило и то, что он был все еще женат.
Мы все больше привязывались друг к другу. О любви в тот момент ещё не было сказано ни слова, но находиться вместе стало для нас естественной необходимостью. (А. Куприн, «Олеся»)
Они будут вместе 12 лет, из которых в официальном браке — 10, но на практике это время проведется с большими перерывами, так как их жизни протекали в разных странах. Тем не менее, именно эти годы стали самыми яркими в жизни как Влади, так и Высоцкого, даже несмотря на все их сложности.
Как говорят, разлука для любви — это то же самое, что ветер для огня: она может погасить маленькую любовь, но большую только раздувает ещё сильнее. (А. Куприн, «Олеся»)
Некоторые критикуют ее книгу как лживую
В фильмографии Марины Влади насчитывается более ста ролей. Она была награждена призом Каннского фестиваля за фильм «Современная история: Королева пчел». Актриса также часто выступала на театральных сценах. Ей приписывали ухаживания Марчелло Мастроянни и предложения руки и сердца от Жан-Люка Годара.
Но для советских зрителей, тех, кто видел Высоцкого на сцене и в кино, кто слушал его голос на магнитофонах, а затем находил по блату томик «Нерв» — маленький сборник стихов, изданный после его гибели, для них Влади была прежде всего женой, а затем вдовой Высоцкого. Так сложилась ее судьба.
Из-за этого все события, происходившие вокруг Марины, до сих пор вызывают споры среди поклонников Высоцкого. Многие критиковали ее за мемуары «Владимир, или Прерванный полет», опубликованные в СССР в 1989 году. Михаил Шемякин, Эдуард Володарский и другие, кто знал поэта, утверждали, что в книге много неправды. Даже перед выходом книги друзья просили убрать все, что касается алкоголя и наркотиков. Говорят, Марина что-то изменяла, но полное искажение правды не считала нужным.
Сколько негативных отзывов она получила, когда в 2015 году приняла решение расстаться с вещами Высоцкого! Многие фанаты обвинили Влади в меркантильности и предательстве.
Я — русская, только с французским паспортом
Биография французской актрисы необычна как в личной жизни, так и в карьере — как до романа с Высоцким, так и после него. Не случайно Влади называет себя русской француженкой. Ее отец, оперный певец Владимир Поляков-Байдаров, эмигрировал из России во Францию перед Первой мировой войной, и после ее окончания стал артистом: выступал в Парижской опере и Монте-Карло. Мать Марины, Милица Энвальд, была балериной.
Я — русская, только с французским паспортом. В нашем доме царил русский дух. Мы говорили по-русски, готовили русские блюда, на столе пыхтел самовар. Бабушка водила нас в православную церковь. Жили мы бедно, но весело, в атмосфере творчества.
Естественно, в такой творческой семье дети (у Влади было три старшие сестры) с младенчества были увлечены искусством и частенько устраивали домашние спектакли. Самостоятельно Марина серьезно занималась танцами и мечтала стать балериной, как ее мать, но в возрасте десяти лет согласилась сыграть небольшую роль в мелодраме «Летняя гроза». Она блестяще справилась с заданием, за чем последовали многочисленные предложения о работе.
После своего кинодебюта у молодой актрисы быстро появились поклонники, но ее не слишком волновало мужское внимание, так как все свое время она посвящала работе. В 12 лет она потеряла отца, после чего стала фактически главой семьи. «В такие ранние годы я стала обеспечивать семью. Какое тут детство? Почему именно я? Да потому что только моей карьере суждено было резко пойти вверх. Мне сразу стали платить очень большие гонорары», — вспоминала впоследствии Влади.
Впервые как серьезная актриса Влади заговорили в 15 лет, когда в 1953 году она снялась сразу в двух фильмах: «Первосортная девушка» и «Первая любовь». Критики пришли к положительным отзывам от ее работы и единодушно назначили ее новым лицом французского кинематографа.
Тем не менее, судьбоносной для нее стала роль хрупкой и честной Инги в фильме «Колдунья» — экранизации повести Куприна «Олеся». Эта работа принесла молодой актрисе невероятный успех и популярность не только в Европе, но и в СССР. Для советских зрителей Марина воспринималась не как очередная заграничная красавица, а как близкая им актриса с русской душой.
Говорят, что именно в этой ленте юную Влади впервые заметил Владимир Высоцкий и тут же высказал: «Не знаю, как и когда, но эта девушка обязательно станет моей женой».
Слушающая свое сердце
Нетрудно заметить, что в середине 1950-х годов Влади никак не могла слышать о Высоцком. В Европе, несмотря на молодость, она была настоящей звездой и не испытывала недостатка в поклонниках. За ней ухаживали известные актеры, такие как Марчелло Мастроянни и Марлон Брандо, режиссеры Орсон Уэллс и Марко Феррери даже предлагали ее руку и сердце. Но Влади ответила взаимностью лишь актеру русского происхождения Роберу Оссейну, известному по роли Жоффрея де Пейрака в трилогии «Анжелика».
Он был старше Влади на 11 лет и добился её внимания, сначала скупая журналы с ее изображениями, затем пригласив на главную роль в свой дебютный фильм «Негодяи попадут в ад». Сначала актриса отвергала его ухаживания, уверяя, что он не в её вкусе, но Робер не отступал и в итоге смог завоевать её симпатию. Спустя два года они поженились.
«Плотскую любовь я действительно познала юной. В 16 лет у меня начался роман с Робером Оссейном, ему тогда было 27. А еще через год мы стали мужем и женой», — рассказала Влади.
Они казались идеальной парой: активно работали вместе и воспитывали двоих сыновей — Игоря и Петра, однако их брак вскоре разрушился. По словам Оссейна, их отношения столкнулись с русским бытом, так как Влади не хотела покидать свою семью, а Оссейн не мог настоять на жизни в отдельной семье. Из-за этого он начал ревновать ее к близким. Каждый раз, когда супруги ссорились, напоминало о том, что они не могут остаться наедине. В 1959 году после очередной ссоры они расстались. Марине было тяжело расставаться с сестрами и родителями, с привычным укладом жизни. «А я больше не мог жить в колхозе! Мне иногда казалось, что я женат не только на ней, а на всех четырех ее сестрах», — вспоминал позже Оссейн.
Процесс развода оказался болезненным и скандальным. В прессе появлялись слухи о неверности Влади, что лишь усиливало напряжение. После официального расторжения брака Влади и Оссейн долго не общались. Она даже уступила роль Анжелики Мишель Мерсье лишь бы не пересекаться с экс-супругом на съемочной площадке.
Актриса не сильно переживала об этом разводе, так как верила, что еще встретит настоящую любовь. Она действительно не оставалась одной надолго и в 1963 году снова вышла замуж. Избранником Марины стал пилот, владелец двух международных авиакомпаний и миллионер Жан-Клод Бруйе.
На снимке: Марина Влади с Робером Оссейном и их старшим сыном Игорем.
Их засосали, я была вся в помаде
Интересно, что иностранные режиссеры часто приглашали Влади на роли девушек славянского происхождения. Так, она сыграла русскую Наташу Татаеву во французской комедии «Твист снова в Москве», в итальянском фильме «Степь» по Чехову и чешку Любу в немецкой драме «Следуй за мной».
Хотя к середине 50-х годов Марина Влади уже была известной звезды во Франции, большинство советских зрителей о ней ничего не знали. Она стала известной в СССР в 1956 году, после успешного показа франко-шведского фильма «Колдунья».
Фильм, основанный на повести Куприна «Олеся», перенес действия в скандинавские страны. Главную героиню, сыгранную Влади, звали не Олеся, а Айно (в Советском прокате — Инга).
Несмотря на это переосмысление, после «Колдуньи» в СССР у Марины Влади появилось множество поклонников. Поэтому, когда в 1959 году актриса посетила Неделю французского кино в Москве, за ней следовали толпы фанатов.
Я помню, как вышла из машины, и ко мне бросились толпы девушек, каждая из которых была моей копией — с распущенными волосами и челкой. Они окружили меня и зацеловали, я была вся в помаде, — вспоминала Влади.
После развода с Оссейном Марина решила больше не выходить замуж
В 1954 году режиссер и актер Робер Оссейн, также имеющий русские корни, пригласил Марину на главную роль в фильме «Негодяи попадут в ад». Во время работы над фильмом между ними вспыхнул роман, который вскоре превратился в свадьбу.
Хотя Марина впоследствии описывала этот брак как непростой, он подарил ей двух сыновей — Игоря и Петра. Более того, совместная работа с Оссейном позволила актрисе значительно подняться на карьерной лестнице.
Тем не менее, Робер и Марина прожили вместе меньше пяти лет, и в 1959 году их брак завершился разводом. Вскоре после этого Влади поклялась, что больше не выйдет замуж.
Некрасивый, невысокий, плохо одетый
Однажды в репетиции спектакля с Пугачевым Влади была потрясена силой, эмоциями и невероятным голосом молодого актера. Она страстно хотела с ним познакомиться, но позже не узнала его, когда он подошел к ней в ресторане, где она обедала с коллегами. Это был просто некрасивый, невысокий и плохо одетый юноша, привлечь внимание которого могли лишь светло-серые глаза. Позже она поняла, что это и есть тот самый Высоцкий, которого ей специально показывали в театре.
Он произнес: «Наконец-то я встретил вас», взял её за руку и поцеловал… «Ты совсем не похожа на того ‘ревущего великана’ из спектакля, но в твоем взгляде столько силы, что я снова переживаю все то, что испытала в театре». А затем Высоцкий заявил, что давно ее любит, приводя пример трагичной судьбы её героини в фильме «Колдунья». Он не оставил ей выбора, уверяя, что она станет его женой. Вскоре Марина осознала, что это действительно так. Кстати, она начала говорить по-русски именно после знакомства с Высоцким: до этого она говорила на русском последний раз в шесть лет.
В бурном 1968 году, на фоне студенческих волнений, Марина вступила во Французскую коммунистическую партию, что сделало ее в СССР еще более «своей». Это помогло и ей, и ее будущему супругу. Советские власти мечтали о том, чтобы она, дочь эмигранта, приняла советское гражданство и получила постоянную прописку в Москве… Но она не могла на это согласиться. Поэтому Влади приезжала в СССР к любимому то как туристка, то как актриса, запланировавшая работу на Мосфильме, то как временно проживающая или непостоянная супруга, а порой даже как жена без прописки.
Книга Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет» произвела фурор в конце 80-х, однако сейчас несколько забыта, что жаль, так как она читается лучше любого романа. Это предельно откровенное произведение: Влади раскрывает все о своем покойном муже. Например, она пишет о том, как Высоцкий чуть не умер, когда у него началось кровотечение из горла. Ей пришлось взывать к помощи, устраивая нешуточные скандалы, чтобы его забрали на скорой помощи (хотя медики не горели желанием увозить пациента, который мог умереть в дороге). Она также описывает зависимости, от которых страдал Высоцкий: алкоголизм, который как огонь то затухал, то вспыхивал вновь, о друге, предложившем лечить алкоголь наркотиками (что равноценно поджогу дома бензином), о зависимости от азартных игр, которая в полной мере не развилась из-за отсутствия казино в СССР. Отец Марины когда-то проиграл все деньги за игорным столом, а ее муж, оказавшись в Монте-Карло, сначала проиграл сто долларов, а потом ворвался в гостиничный номер, требуя все деньги, которые она взяла с собой на путешествие. «Ты буквально бросаешься на меня с дикими глазами и забираешь последние деньги, а потом немедленно проигрываешь их», — рассказала она.
Тем не менее, гораздо больше в ее книге рассказов о любви и восхищении, а также печали. За три месяца до своей смерти Высоцкий проводил время с женой в Венеции, там он признался ей, что стал морфинистом (раньше она этого не замечала), и, не смотря на это, они наслаждались городом, его каналами и ветром, как мог бы наслаждаться последними минутами жизни смертельно раненый человек.
Она просто умерла вместе с ним
Замужем за Высоцким она была десять лет. Его смерть стала для нее настоящей катастрофой. Дочь близкого друга Высоцкого, актера Всеволода Абдулова, вспоминала: «Когда я пришла к ним на Малую Грузинскую, я просто не узнала Марину. Вместо ее лица был плохо пропечённый блин. С собой она привела среднего сына Петю, который вёл себя очень спокойно, но ночью ему пришлось вызывать скорую. Все трое сыновей Марины очень любили Володю. А сама Марина просто оставила этот мир вместе с ним. Были все основания опасаться, что она не выйдет из своего состояния. Марина лежала в том доме, который даже не отапливался, не зажигала света, ничего не ела… К ней приходили друзья, уговаривали поехать с ними. В ответ летели тапочки, настольные лампы и вообще все, что только могло оказаться под рукой. Она не играла, не кокетничала. Ей было очень тяжело.
Она была на грани гибели, но появился человек, который смог её спасти — врач Леон Шварценберг. Этот человек, как и Жан-Клод Бруйе, во время войны был в Сопротивлении, позже попал в концлагерь, выжил и стал выдающимся онкологом. Именно он лечил ее мать и сестру. Шварценберг приходил к Марине каждый день, проявляя невероятное терпение, и в итоге сумел вытащить её из этого кошмара.
Людмила Давыдова, роковая актриса, известная ролями в фильмах «Тени исчезают в полдень» и «Место встречи изменить нельзя», также столкнулась с личной трагедией. Итак, о ее бедственном положении и неожиданной популярности читайте в нашем материале, где мы рассказываем всю историю её жизни.
В 2003 году она вновь стала вдовой, когда ее второй муж умер от осложнений, связанных с гепатитом С. Узнав об этом, Марина была по-настоящему потрясена. По иронии судьбы, известный онколог так и не смог избежать смерти от рака печени — в то время как все его исследования были направлены на то, чтобы помочь другим.
Сейчас Марина Влади живет в пригороде Парижа Иври-сюр-Сен. Переписку с Высоцким она передала в Российский государственный архив литературы и искусства, потребовав, чтобы доступ к ним был предоставлен только после её смерти. В целом, свой архив она выставила на торги в 2015 году, подчеркнув: «Вещи не имеют для меня особого значения, я легко с ними прощаюсь».
Все, кто знаком с ней, говорили о ней с теплотой и уважением. Вспоминает Юлия Абдулова: «Марина никогда не страдала звездной болезнью. Она не смотрела на людей свысока. У нее было обостренное чувство справедливости… Ее дружба и помощь всегда были практическими. Из-за границы она всегда привозила кому-то необходимые лекарства, которые здесь было невозможно достать. Она обожала делать подарки и случае таких визитов возвращалась с огромными мешками. У нее была удивительная способность: одним только взглядом поставить человека на место. Ей даже не нужно было ничего говорить. Так было всегда. Даже в критических ситуациях, когда ей приходилось сталкиваться с пьяными людьми. Она смотрела на них так внимательно, и они понимали, что необходимо удалиться со словами: «Все, все… Понял». Так же на нее реагировали даже самые агрессивные собаки. Она могла взять в руки птицу. Бывало, что воробей прыгал ей на руку, что встречается крайне редко.