Рейтинг пассажира имеет непрямое влияние на различные аспекты оформления заказа. Например, он может повлиять на частоту назначения качественного автомобиля, а также на вероятность благоприятного решения проблем, возникающих в службе поддержки, для данного пользователя.
Пьют пиво и неуважительно разговаривают: таксисты рассказали, за что снижают баллы пассажирам
Дарья, которая на протяжении долгого времени регулярно пользуется такси, была всегда уверена в своем высоком рейтинге, который не опускался ниже отметки 4,9. Она никогда не проявляет хамства, всегда приветствует водителей, в зимний период старается не заносить снег в салон и охотно поддерживает беседы. Однако в последнее время ее рейтинг неожиданно снизился. Давайте вместе с челябинскими таксистами разберемся в причинах, по которым пассажир может получить низкую оценку.
Чем недовольны таксисты
Пассажир может потерять оценку уже на этапе вызова такси. Простая, но распространенная ошибка – указание неверного адреса. Если вы забыли добавить пункт назначения, например, не указали подъезд, будьте готовы к последствиям: ваша карма и рейтинг пассажира пострадают.
− Некоторые дают адрес без указания подъезда, а потом недовольны, когда водитель не может подъехать к нужному месту. А разве это не очевидно? – рассказал одному из изданий водитель популярного такси.
Девушка-водитель, молодая Елена, подтвердила его слова:
− Заказ сделан в указанное место, а я приехала и жду! Однако участок дороги узкий, и мне нужно пропустить другую машину, поэтому приходится отъезжать к углу дома, пропускать и возвращаться. Когда я снова жду, меня могут обвинить: «Я заказывала в указанном месте». В такие моменты можно услышать много неприятных слов о себе.
Ярослав, более опытный водитель, разработал для пассажиров рекомендации, как сохранить свой рейтинг и не испортить настроение водителю:
− Если вы планируете дальнюю поездку, например, из Северка в Чурилово или Копейск, обязательно укажите это в комментариях к заказу. Если оплатите наличными, сразу сообщите, что вам нужна сдача. Выходите из машины сразу, как только она подана, даже если автомобиль прибыл раньше, чем было обещано. Садитесь аккуратно, не хлопайте дверью, поздравьте водителя, наденьте наушники и в конце поездки попрощайтесь, аккуратно закройте дверь. И не забывайте, что оплата производится не после окончания поездки, а во время её завершения. Тогда нареканий к вам не будет!
Тем не менее, необходимо признать, что эти советы работают, в основном, в одну сторону. Пассажиры часто не готовы подождать несколько минут, и за это они могут получить дополнительную плату.
Кто-то решил высказать свое недовольство или плохое настроение
Екатерина, одна из пассажирок, недовольная снижением своего рейтинга, обратилась с жалобой в редакцию:
— Долгое время мой рейтинг находился на уровне 5,0. Я стараюсь аккуратно закрывать двери, всегда пристегиваюсь, не мельчу с разговорами, жду машину в указанных точках или выхожу туда, где водителю удобнее. Зимой стряхиваю снег с обуви перед тем, как сесть в машину, — рассказывает девушка.
Тем не менее, внезапно ее рейтинг упал до 4,77 балла в прошлом месяце.
— При этом мое поведение как пассажира совершенно не изменилось. Я не сталкивалась с какими-либо проблемами во время поездок, замечания от водителей не получала. Видимо, кто-то из водителей решил выразить своё недовольство (или просто плохое настроение) и оценил меня ниже — предполагает Екатерина. — Мне непонятно, как этот рейтинг влияет на мои поездки. С каких пор водитель может подумать, что пассажир будет вести себя неадекватно, и отказаться от заказа?
Многие пассажиры остаются в недоумении относительно того, как водители их оценивают и почему их рейтинг может понизиться так быстро.
Может ли водитель отказаться от пассажира с низким рейтингом
Хотя в теории такая возможность существует, на практике водители стараются избегать отказов от заказов. Это объясняется тем, что за отказ сервис снимает баллы активности, что напрямую влияет на множество функций, предлагаемых водителям. Например, вследствие недостаточной активности сервис может ограничить доступ к ряду функций, например, не показывать конечную точку заказа или запрещать заказы в категории «Комфорт».
— Когда приходит заказ, на экране отображается рейтинг пассажира. Даже если он составляет 4,6, я все равно его принимаю, поскольку отказ приведет к потерям по баллам активности. Если эти баллы упадут слишком сильно, то многие функции будут ограничены, — объясняет водитель такси Анатолий.
Его коллега Евгений добавляет, что у водителя нет времени долго размышлять над рейтингом пассажира:
— При заказе время на размышления минимально. Рейтинг быстро появляется на экране. В основном смотришь на маршрут и цену, потому что решение о том, брать заказ или нет, нужно принять в течение 5-7 секунд, — отмечает водитель.
Рейтинг пассажира – это правильно, пока им не злоупотребляют водители
Водителям действительно необходим способ адаптации к поведению пассажиров. Это факт. Ситуации бывают различными, и равные возможности у всех — это утопия. Несмотря на желание свалить всю ответственность на водителей, многие из них также попадают в неприятные ситуации.
В идеальном мире рейтинг служит инструментом для контроля за поведением пассажиров как со стороны водителей, так и со стороны сервиса. Он может стимулировать пассажиров вести себя более корректно и не заказывать такси, ожидая 20 минут под запрещённым знаком, что затем влечёт за собой штраф в 3000 рублей.
Пассажир, который платит деньги за поездку, не должен считать, что это дает ему право нарушать элементарные правила поведения. Таксист — это не слуга, и его задача — перевезти пассажира из точки А в точку Б. Ответственность за всё остальное возникает, только если поездка заказывается по тарифу уровня Бизнес или выше.
Водители в целом положительно относятся к возможностям, предоставляемым системой. Система позволяет сообщить пассажиру о его неправильном поведении, не создавая конфликта в салоне, рискуя при этом получить негативную реакцию и заблокировку в сервисе. Рейтинг предоставляет возможность оставить след в жизни пассажира после завершения поездки. Это может быть небольшая месть, но иногда она бывает оправданной.
Некоторые водители, однако, начали использовать систему рейтингов для мести самому Яндексу.
Конфликт между водителями и Яндексом длительный и запутанный, и я не собираюсь углубляться в этот вопрос. Вкратце, таксисты утверждают, что:
Эта ситуация бросает тень на истинный смысл рейтинга пассажиров. Некоторые водители сознательно начинают занижать оценки пассажиров только потому, что у них есть подписка на Яндекс.Плюс.
То есть водители мстят пассажирам, если их не устраивает стоимость поездки или просто за сам факт наличия подписки.
В этом контексте рейтинг становится инструментом в длительных разборках между таксистами и Яндексом, а сами пассажиры оказываются в роли беспомощной разменной монеты.
Мы, как пассажиры, не устанавливаем цену поездки и не несем ответственности за 10-процентную скидку от Яндекс.Плюса. У нас есть лишь кнопки Заказать и Оценить.
В этом контексте появляется некая лиричность, ведь водитель также бывает не в состоянии понять, за что его оценивают негативно. Рейтинг может снизиться внезапно, и объяснить причины ему достаточно сложно. Однако это оставляет водителя без шансов реагировать на подобные ситуации.
Чего точно не хватает в текущей ситуации — это позитива. Если оставить рейтинг в том виде, в котором он сейчас существует, недовольные водители будут использовать его в негативных целях, что может привести к ухудшению общего мнения о добросовестных пассажирах среди таксистов.
Как следствие, чаевые водителям будут оставлять всё реже. Негатив порождает негатив.
Пассажиры завалили негативом отзывы к приложению Яндекс.Такси
Это ещё умеренно негативные отзывы, есть и намного хуже.
Посмотрев на страницы приложения Яндекс.Такси в App Store, открываем раздел Самые недавние отзывы.
Там можно встретить ненормативную лексику, ненависть и другие крайне негативные отзывы, касающиеся системы оценки пассажиров. Хотя периодически встречаются адекватные мнения, общая ситуация оставляет желать лучшего.
Большинство комментаторов считают таксиста слугой, а себя — правым. И даже если таксист получает деньги, это не избавляет его от страданий.
Стандартная цена поездки в регионах составляет около 150 рублей или даже меньше, так что многие водители действительно struggle, чтобы свести концы с концами. Тем не менее, по мнению многих пассажиров, в этом виноват именно таксист.
В текущей ситуации очевиден дефицит позитива и непонятно, какая польза может быть от системы рейтингов. Нынешняя система, как представляется, нацелена на:
Как водители такси оценивают пассажиров
Система оценки пассажиров на панели схожа с системой оценки водителей. Вначале отображается пять звезд. В случае, если водитель ставит оценку ниже четырех баллов, у него есть возможность выбрать дополнительные критерии, которые указывают, что именно не понравилось в поведении пассажира.
— Можно указать, что пассажир был конфликтным, возникли проблемы с оплатой, он испачкал сиденье, был грубым или не предоставил необходимое оборудование, к примеру, детское кресло. Жалоба отправляется в техническую поддержку, — объяснил Анатолий. — Недавно у меня был случай, когда пассажир пролил пиво. Я сфотографировал это и отправил в поддержку, в результате мне предоставили промокод.
При этом водители признаются, что они нечасто оценивают своих пассажиров.
— А какой в этом смысл? Я его оценю, и что изменится? — пожимает плечами водитель Павел. — Обычно времени нет, так как сразу нужно будет ехать на следующий заказ, иначе и не заработать.
Его коллега Евгений отмечает, что водители часто воздерживаются от оценок из-за опасения негативной реакции пассажиров.
— В целом водители предпочитают не оценивать пассажиров. Они понимают, что если поставят плохую оценку, то получат ответные низкие оценки от пассажира. Водитель может заметить снижение своего рейтинга только на следующий день, в то время как пассажир видит результат своей оценки мгновенно. Это может превратить оценивание в конфликт, — добавил Евгений.
На данный момент в Новосибирске рейтинг пассажиров, по наблюдениям таксистов, находится в пределах 4,8–4,9, при этом более половины людей имеют 5 баллов. Самый низкий рейтинг среди пассажиров составляет около 4,6 баллов.
Водителям тоже дают промокоды
Промокоды за неудачные поездки получают не только пассажиры, но и водители, если им удастся доказать свои претензии к поведению пассажиров. Эти промокоды бывают двух видов.
— К примеру, за то, что пассажир пролил пиво в салон, я получил промокод на несколько часов, который дает возможность уменьшить процент. Обычно это проценты от 3 до 6, раньше давали даже до 12 часов. Если я активирую этот промокод, в течение указанного времени я плачу только 1 рубль, вместо обычных 18%. То есть, если заказ обойдется в 300, 400 или 500 рублей — не имеет значения, со счёта списывается только 1 рубль, и всё, — рассказал Анатолий.
Второй тип промокодов предоставляет дополнительные баллы приоритета.
— Существует промокод на приоритет. Например, у меня 12 баллов, а этот промокод может повысить это число до 30 баллов на несколько часов. В таком случае компьютер выбирает водителя с большим приоритетом для обработки заказа в первую очередь, — объяснил таксист Павел.
Что говорит агрегатор
Яндекс.Такси представил лаконичное заявление по запросу редакции:
— Рейтинг в Яндекс Go служит двусторонним средством формирования культурного и безопасного взаимодействия. Взаимное уважение между пользователями и водителями — наш приоритет. Мы предоставляем возможность оценивать поездки как пользователям, так и водителям Яндекс Go. Рейтинг пассажира позволяет ему увидеть, как его поведение воспринимается со стороны, — сообщила пресс-служба компании.
Рейтинг формируется на основании оценок, которые ставят водители после завершения поездки. При этом учитываются последние 40 оценок.
— Например, водители, выполняющие заказы через наш сервис, оценивают пользователей по таким критериям, как пунктуальность, вежливость, аккуратность и соблюдение деталей заказа. Опрос таксистов, работающих с Яндекс Go, показал, что хорошие оценки чаще всего ставятся за удобные места подачи машины. Если клиент выбирает места, подходит для остановки и избегает шлагбаумов и закрытых территорий, это получит положительную оценку, — пояснили в компании.
В Яндекс.Такси рекомендуют пассажирам в случае конфликтных ситуаций обращаться в службу поддержки.
Как исправить рейтинг
Изменить свой рейтинг можно несколькими способами. Поскольку сервис учитывает последние 40 поездок, рекомендуется вести себя более вежливо и внимательно во время поездок.
Второй способ — создать новый аккаунт на другом номере. Это позволит снова начать с рейтинга в 5 баллов, но сохранить его надолго получится только при условии соблюдения правил.
Ранее мы публиковали мнения водителей о том, что их больше всего раздражает в пассажирах.
Мы призываем таксистов учитывать пожелания: пожалуйста, не включайте радио «Шансон» или подобную музыку, которая вызывает недовольство. Так будет проще и вам, и нам — лучше проехать в тишине. Не тактично просить водителя выключить музыку, которая вам не нравится, с нежеланием обидеть человека, однако, провести поездку под невыносимую мелодию — тоже не вариант. Особенно это актуально для поклонников классической музыки.
Нелепо оценивать пассажиров по тому, как они расплатились. Я замечаю уже несколько лет одну и ту же картину: зимой мой рейтинг стабильный и составляет 5,0, тогда как летом он не поднимается выше 4,7. Почему так происходит? Всё дело в дачных поездках, которые я часто совершаю летом. Дача находится в черте города, и я всегда подбираю идеальный маршрут до самого участка, чтобы не заставлять водителя проезжать лишние километры. Я ухожу на встречу, чтобы избежать конфликтов, и никогда не выхожу в грязной одежде. Но, несмотря на все старания, у меня сплошные низкие оценки от водителей. Какой же пассажир, по мнению таксистов, не вызывает ассоциаций с дачником и не низко оценивается?
Каждый ли из водителей осознает, что между 5 и 1 минутами существует ещё множество оценок, значения которых нет лишь чёрное и белое, как в подростковом восприятии жизни? Многие водители так и не функционируют вне этой витиеватой логики и бывают их мнения крайне негибкими, непонимающими.