— В виртуальной среде наблюдается тенденция к удлинению детского возраста, а также возрастного состояния инфантильности. Люди, которые уже достигли взрослого возраста, например, от 20 и старше, по-прежнему могут находиться в рамках различных субкультурных формировний.
Офники, альтушки или дед инсайд: в каком движении ваш ребенок?
Если ваш ребенок использует черный цвет для всех своих рисунков, это не обязательно указывает на наличие у него депрессии, — утверждают эксперты, обсуждая современные молодежные сообщества. Недавние события, связанные с вымышленным ЧВК Рёдан, четко продемонстрировали, что мы на самом деле не в полной мере понимаем, какими субкультурами интересуются подростки. Издание БИЗНЕС Online решило разобрать эту тему и восполнить пробелы в понимании молодежных субкультур. Мы стремимся выяснить, что произошло с панками и готами, кто в настоящее время контролирует улицы, чем занимаются школьники в свободное время, а также следует ли родителям беспокоиться о текущих трендах — все это мы рассмотрим в нашем обзоре.
Существуют явления, такие как моральная паника, которые возникают вокруг определенных событий. Когда одно сообщество вырывается на поверхность и его значение гипертрофируется, — рассказывают эксперты о том, как в течение нескольких недель вся страна, а также и мир, оказалась охваченной так называемой эпидемией ЧВК Рёдан. Новости об этом до этого малоизвестном молодежном движении звучали из всех источников: с улиц, из кабинетов силовиков, с трибун Госдумы и даже из стен Кремля, подогревая интерес к новому, пугающему родителям явлению. Однако всего через неделю, яркие дети в черных худи, футболках с пауками и клетчатых штанах исчезли из заголовков. Вопрос в воздухе буквально повис: а действительно ли существовало ЧВК Рёдан?
Один из свидетелей полицейской облавы на участников движения в казанском Тандеме рассказал нам, что инициаторы встречи так и не появились, в отличие от их противников, которые и попали под раздачу правоохранителей. Спустя несколько дней администратор телеграм-канала, выдавшего себя за казанских рёдановцев, опубликовал пост, в котором признался, что все это было просто шуткой, и удалил канал, однако перед этим отметил, что представители этого молодежного движения в Казани все же существуют, хоть и в малом количестве, и развитие здесь они не получат. Но если рёдановцы действительно присутствуют, то должны быть и их противники — офники. И как только БИЗНЕС Online углубился в изучение, данная гипотеза подтвердилась. Также стало ясно, что упомянутые два движения лишь верхушка айсберга.
В системе молодежных сообществ Татарстана есть огромное количество неформальных группировок. Мы попытались изучить их природу и предоставить краткие характеристики каждой. В этом нам помогли сами участники молодежных сообществ, а также эксперты. Большинство из них согласились поговорить только на условиях анонимности.
Не субкультуры, а сообщества
Часто можно услышать, что все современные молодежные движения называются субкультурами. Однако эксперты, опрошенные БИЗНЕС Online, предостерегают от такого обобщения. Субкультуры возникли в период индустриальной эпохи и представляли собой детей, противостоящих классовым установкам своих родителей. Суть субкультуры включает в себя элементы политической позиции, которые сопутствуют определенному противодействию. Что представляет собой субкультура? Это группа людей, объединенная отличительными аспектами от традиционной культуры и находящаяся с ней в конфликте, обладающая своими нормами и ценностями, — акцентирует внимание заместитель директора Института социально-философских наук Казанского федерального университета, доктор социологических наук Мария Ефлова.
Определенные молодежные субкультуры в своем традиционном понимании всегда обладали четкими границами: нормами поведения, ценностными системами, вкусовыми предпочтениями в музыке, одежде и т. д. — другими словами, тем, что отчетливо выделяет одну группу молодых людей среди других сообществ. Например, у гопников (уличных хулиганов) есть свой уникальный язык общения, по которому их представители легко идентифицируются.
Что происходит сегодня? Специалисты отмечают, что само понятие субкультуры уже устарело. Современные молодежные объединения чаще имеют краткосрочный характер (от одного до двух лет): они не имеют четкой структуры и строгих модельных норм. Молодежная группа или сообщество обычно выделяется одним или несколькими элементами: специфическим сленгом, музыкальными вкусами или внешним видом. Значительный вклад в формирование образа различных субкультур внесла цифровизация. В течение последних десяти лет наши предпочтения стремительно изменялись — например, плейлисты, модные тенденции, повседневные практики. В XX веке люди часто оставались верными своему выбору в культурной сфере, и существовали более четкие границы — едва ли металлисты слушали бы группу „Ласковый май“. В то время как сегодня границы культурных предпочтений у молодежи заметно размыты, — говорит Ефлова. В итоге, в современном контексте неформальные объединения подростков нельзя называть субкультурами; скорее, их следует характеризовать как молодежные сообщества.
Границы сообщества сегодня размыты, фрагментарны и бессистемны. Но сообщества определенно существуют.
Мария Ефлова, заведующая отделением социально-политических наук КФУ
Речь идет прежде всего о подростках в возрасте около 10-15 лет — это критический период взросления, отмечает Ефлова. По словам эксперта, в студенческой среде говорить о наличии ярко выраженных молодежных сообществ можно крайне редко. Если обратиться к пятидесятым — восьмидесятым годам прошлого века, когда формировались субкультуры, это была эпоха индустриального общества с присущими ему характеристиками в экономике и политике. Например, студенческая молодежь не работала, так как обучалась на дневном отделении учебных заведений. У молодежи было значительно больше времени на самовыражение. Для этого требовались время и энергия, поэтому в современной реальности вовлечение в субкультуры наиболее активно происходит в школьный период.
Почему дети объединяются? На самом деле это нормальная потребность любого ребенка этого возраста. Стремление быть частью целого, принадлежать к определенной группе, где можно раскрыть свои интересы и увлечения, где можно заявить о себе, — это абсолютно нормальное явление с психологической точки зрения. По неназванным данным, преобладает виртуальная форма выражения, однако не исключается и очное взаимодействие.
Спортики, офники, забивные
Спортики не случайно ассоциируются со спортсменами. В большинстве случаев это физически подготовленные молодые люди, увлекающиеся единоборствами. На территории европейской части страны понятие «спортики» обычно связано с молодыми людьми, которые физически наказывают закладчиков, пытающихся обмануть наркомагазины.
В некоторых регионах это слово стало обозначать подростков, занимающихся спортом, которые летом тренируются на турниках и пытаются придерживаться здорового образа жизни, хотя не всегда способны это сделать. Опознать спортика можно по его спортивной одежде: это кроссовки, зауженные штаны в стиле футбольной формы (чаще всего в классическом исполнении Adidas), утепленная куртка или парка. Спортики собираются на фудкортах в торговых центрах, на спортивных площадках в жилых массивов, реже они выбираются в парки или центр города.
Офники по внешнему виду очень похожи на спортиков, разве только некоторые из них могут позволить себе более дорогую, брендовую одежду. Они не против заниматься спортом, но часто делают это исключительно для подготовки к массовым дракам. Офники представляют собой новое воплощение футбольного фанатского движения, и в их кругу вопросы решаются преимущественно с помощью силы. Поэтому их еще ласково называют забивными.
АУЕшники*, абу-бандиты (АУЕ — движение запрещено в России)
Представителей этой субкультуры легко спутать со спортиками, поскольку они часто закупаются в одних и тех же магазинах. Их внешний вид может отличаться излишними аксессуарами, такими как кепка-хулиганка (что примечательно, эта вещь, кажется, снова становится популярной). Однако по атлетизму они заметно уступают спортикам.
Сегодня АУЕшники* подлежат уголовному преследованию за распространение идеалов преступного мира. На них заводят уголовные дела по статье 282 УК РФ (Организация экстремистского сообщества). Несмотря на то, что сейчас очевидно опасно ассоциировать себя с подобным движением, некоторые молодые люди все еще проходят по этой грани.
Недавний пример — подростки из Ашан. По данным жертв, они активно внедряют в свою речь блатный жаргон, объясняют своим жертвам «понятия», ищут «косяки», занимаются мелким вымогательством, кражами и подобной деятельностью. По словам юристов, их действия имеют все признаки принадлежности к АУЕ*-движению, и при желании силовики могут привлечь их к ответственности по экстремистской статье.
Наиболее распространенные места обитания представителей этой субкультуры — спальные районы, дворы многоэтажек и торговые центры.
*АУЕ — движение запрещено в России.
Миллениалы: одиночество в сети (1980 – 1996)
Само по себе понятие миллениалов является более обширным, чем просто заключительные буквы латинского алфавита. Оно объединяет людей, чье детство и юность пришлись на переходный момент между веками, даже больше чем веками, тысячелетиями. Для них слово «миллениум» является абсолютной реальностью. Согласно теории Штрауса-Хау, это поколение называется поколением Y, в то время как по российской классификации их называют детьми девяностых.
Типичного миллениала считают чрезмерно увлеченным собой: они склонны делиться своей жизнью в социальных сетях и, в общем, не представляют себе жизни без смартфона. Именно миллениалы первыми начали ощущать фантомные вибрации — один из симптомов зависимости от гаджетов. Они постоянно ищут себя, меняя не только места работы, но и сферы деятельности. Хотя этот последний пункт может идти на пользу тем, кто увлечен видеоиграми: это поколение легко усваивает новое, не боится перемен и либо быстро адаптируется под новый график, либо и вовсе подстраивает его под свои нужды. Миллениалы не спешат вступать в брак и зачастую выбирают карьеру взамен детей, расстраивая тем самым более старшие генерации, которые уже надеялись на внуков. Авторы теории поколений в отдельной книге под названием «Восхождение миллениалов» предрекли детям 80-х и 90-х множество успехов. Но, вероятно, сами миллениалы слишком заняты своими смартфонами и пока не оправдали надежд, возложенных на них.
Зуммеры: токсичная постирония (1997 – 2010)
Старшеклассников и студентов называют зуммерами не потому, что они предпочитают общение через онлайн-платформы, такие как Zoom или Skype, а потому, что они проводят больше времени в мессенджерах, чем за книгами. Официально детей, рожденных в конце 90-х и в первой декаде XXI века, называют поколением Z. Современные студенты действительно более продвинуты, и это бесспорно. Фото Алексея Танюшина Все то, что казалось фантастикой миллениалам или иксерам (первая группа людей даже не понимает, о чем идет речь для старшего поколения), для зуммеров стало нормой. Их не удивляют видеозвонки, они ищут работу исключительно в удаленном формате, а в прежние доинтернетовские времена им вообще кажется каким-то сказочным. Даже банковская карта для зуммера — архаизм, не говоря уже о наличных деньгах. Зуммеров часто критикуют, утверждая, что они ленивы и избалованы, обвиняют в бездельничании и самовлюбленности, будто они не должны ничего делать для общества и все обязаны им. Они также склонны к депрессии, игнорируют советы старших и разговаривают на своём непонятном языке: то хайпят, то флексят, то хейтят, используют слова «токсичный» и «ламповый». Тем не менее среди поколения Z наблюдается меньшая распространенность алкоголизма и наркомании: молодежь осознает важность здоровья, занимается спортом и проявляет заботу о экологии и климате (наглядный пример — Грета Тунберг). Зуммеры толерантны и стремятся к свободе, что, безусловно, часто вызывает недовольство у более взрослых людей с консервативными взглядами.
А теперь встает новый вопрос: что будет с теми, кто родился после 2010 года? Каковы они? Этот вопрос задал ученый Марк МакКриндл. Он предложил обозначить текущее подрастающее поколение буквой «Альфа». Это связано с тем, что как только латинский алфавит заканчивается, следует переходить на греческий. Поскольку сложно говорить о характерных чертах поколения альфа, их характеристики смогут сформироваться лишь тогда, когда большинство сегодняшних детей усилится через переходный возраст. Пока же ни о каких конкретных свойствах альфы говорить не стоит. Исследователи и социологи делают такие амбициозные прогнозы о современных детях, что это иногда выглядит совершенно невероятно. Говорят, что именно они смогут спасти планету, дожить до ста лет, разрушить гендерные предрассудки и полностью изменить наше восприятие человечества. Единственное, с чем они вряд ли справятся — это с вездесущей смертью. Судя по текущим тенденциям, современные дети будут все меньше читать и больше времени проводить за компьютерными играми, однако это не означает, что человечество поглупеет; скорее, оно начнет меняться, приспосабливаясь к требованиям нового поколения. Также интересный момент: они будут менять свою профессиональную сферу даже чаще, чем их родители — миллениалы и зуммеры. Говоря о тех, кто появится на свет после 2024 года (предположительно, это будет поколение бета), сейчас еще слишком рано, так как не все представители альфа родились и пока не продемонстрировали данные, возложенные на их ожидания.
Молодежные субкультуры в России
В современном мире субкультуры возникают сRemarkably [], так же быстро исчезают из поля видимости: новые увлечения быстро входят в моду, а старые теряют свою актуальность. К тому же, иногда появляются субкультуры, члены которых объединены лишь желанием быть не такими как все, что они демонстрируют необычным внешним обликом, но при этом вдобавок не имеют какой-либо ключевой идеи. Подростковая мода революционно меняется, так что срок существования таких субкультур обычно тоже короток.
С другой стороны, те субкультуры, которые основываются на общей идее или интересах, не исчезают без следа. Остатки таких направлений можно встретить в повседневной жизни, моде и языке.
В конечном итоге, подростки и молодые люди, идентифицировавшие себя с той или иной социальной группой, не пропадают: они становятся взрослыми, но память о юношеских увлечениях у них остается. Некоторые, возможно, даже сохранят свою связь с субкультурой на протяжении всей жизни.
Хиппи
В Советском Союзе хиппи появились в конце 60-х годов XX века в период хрущевской оттепели. Их объединяла идея личной свободы, отказ от насилия (многие из них практиковали вегетарианство), аполитичность и пацифизм, а также пренебрежение материальными благами.
Внешне хиппи выделялись длинными волосами, множеством косичек и украшений, налобными повязками — так называемыми хайратниками — и одеждой в стиле бохо: с бахромой, необычными орнаментами и яркими расцветками, с выраженной потертостью.
Хотя хиппи и казались миролюбивыми, они не вызывали симпатии со стороны властей и обычных граждан, так как их отказ от привычного образа жизни вызывал недовольство, и хиппи обвиняли в тунеядстве и попрошайничестве.
Сейчас движение утратило былую популярность, однако субкультура не исчезла: такие мероприятия, как хиппятники, все еще организуются (например, 1 июня — в день защиты детей: хиппи называют себя детьми цветов). Как правило, на эти мероприятия можно увидеть людей, принимавших участие в субкультуре несколько десятилетий назад.
Рокеры
Еще одно движение, возникшее в 1960-х годах, связано с рок-музыкой. В СССР с середины 1970-х годов в подвалах, котельных и заштатных домах культуры медленно формировался русский рок, в который вошли заимствованные музыкальные стили и уникальные смысловые наполнения.
Советские рокеры выступали против обыденности и стремились к переменам. Движение приобрело по-настоящему популярность во времена перестройки, а в конце XX века, когда мир изменился, его популярность начала снижаться.
Сегодня многие рокеры, преодолев возрастную границу, перестали быть маргиналами и стали частью мейнстрима, а рок-музыка осталась просто одним из музыкальных направлений. Однако фраза «рок-н-ролл мертв, а мы еще нет» известна даже тем, кто никогда не слушал рок.
Панки
Панк-культура возникла в 1970-х годах в Британии и быстро распространилась по всему миру. Ее главная идея заключается в противостоянии доминирующей культуре и пренебрежении к иерархии и социальным нормам.
В СССР панки стали актуальными в 80-х годах, а в 90-х, в условиях переходного периода, они привлекали молодежь не только музыкой, но и возможностью превратить безденежье и хаос в концептуальную идею. Отказ от обывательских ценностей и вызывающий внешний вид — в 90-е панки стали не столько революционерами, сколько символом окружающего беспорядка.
Со временем панк-движение как идеология стало угасать, однако панк-стиль остался. В то же время важнейшие фигуры русского панка, такие как Егор Летов, заняли видное место в культуре. В 2023 году, когда вышел сериал о группе «Король и Шут», панк как субкультура пережил мимолетное возрождение.
Что такое субкультура
Субкультура представляет собой группу внутри общества, объединенную определенными интересами, родом занятий, убеждениями или ценностями. Причем необязательно, чтобы у субкультуры были все эти элементы сразу. Порой достаточно желания выделяться и нескольких характерных деталей в одежде, чтобы причислить себя к конкретной группе — об этом мы поговорим дальше.
Значения и ценности субкультурной группы могут существенно отличаться от общепринятых. Например, в то время как обычный представитель среднего класса откладывает деньги на приобретение автомобиля, фанат музыканта, окруженный единомышленниками, собирает деньги на билеты на концерт своего кумира, и автомобиль ему совершенно не нужен. Интересно, что при этом субкультуры чаще всего не становятся в оппозицию к общепринятой культуре, а скорее дополняют ее.
Если же члены группы открыто отвергают ценности культуры, которую некоторые исследователи называют родительской или доминирующей, тогда их объединение уже считается контркультурой.
Стоит заметить, что одно может постепенно перетекать в другое. Хиппи, или дети цветов, родились в Соединенных Штатах в середине 60-х годов прошлого века как субкультура: они интересовались музыкой и искусством, искали личной свободы. Однако, организовав активные протесты против войны во Вьетнаме и отвергая идеалы потребительства, они стали контркультурным движением.
История изучения
Субкультуры изучают культурологи, социологи и антропологи. Впервые ученые обратили внимание на это явление в прошлом веке: в 1920-х годах внимание специалистов привлекли чикагские гангстеры. Ученые задавались вопросом: что объединяет молодежь разных национальностей, заставляя ее отступать от общепринятых норм и принимать другие идеи.
В дальнейшем академический интерес сместился от преступных сообществ к любым объединениям, чьи убеждения или интересы не совпадают с доминирующей в обществе культурой.
Существует огромное количество субкультур — гораздо больше, чем можно перечислить в одной статье. В середине XX века ученые полагали, что в мире существует около 170 различных сообществ, связанных культурными интересами. За последние 70 лет их количество значительно возросло.
Стоит отметить, что ученые до сих пор спорят о том, что такое субкультура в целом и можно ли применить этот термин к любым неформальным объединениям.
Как возникают субкультуры
У появления групп, объединенных общей идеей или интересом, нет единственной очевидной причины. На этот процесс влияют различные факторы — от политической ситуации и распространения технологий до культурных событий и явлений.
Объединяющей основой этих процессов является тот факт, что к субк культурам примыкают личности, которым недостаточно принятых в обществе ценностей. В первую очередь это подростки: их движет стремление найти единомышленников и ощутить принадлежность к группе, провести черту между собой и родителями, выбрать свои смыслы и идеи, а также получить эмоции, которых не хватает в повседневной жизни.
Тем не менее, интерес к необычным интересам не исчезает с возрастом, и круг общения важен не только для молодежи. Поэтому во многих субкультурах можно встретить участников старше тридцати, сорока или пятидесяти лет: увлечения не имеют возрастных ограничений.
Особенности и черты
Любая субкультура отличается от родительской культуры, что делает ее уникальной — у нее есть свои значимые ценности: язык, идеи, интересы, традиции и цели. Специалисты отмечают, что важной характеристикой, отличающей субкультуру от других социальных объединений, таких как рабочие коллективы, является вовлеченность. Члены группы чувствуют связь с единомышленниками, четко проводят грань между своими и чужими. Один из способов идентифицировать своих — это нетипичный внешний вид.
Особенности и черты субкультур
Не существует единственного общепринятого мнения о том, что такое субкультура, и об общих признаках субкультур также ведутся обсуждения. Тем не менее, исследователи выделяют несколько основных характеристик.
Общие ценности
Каждая субкультура, чтобы отличиться от основной культуры, создает свои значимые ценности. Это могут быть определенный предмет, действие или убеждение. Общаясь между собой, участники группы усваивают эти ценности, копируют поведенческие практики, проявляют уважение к культурным объектам своего сообщества и разделяют общие взгляды и интересы.
На фото автомобильный номер с надписью: Я глухой. Сообщество людей с нарушениями слуха тоже считается субкультурой. Жестовый язык глухих — основа их культурной и языковой самобытности, о чем упомянуто в 30-й статье Конвенции о правах инвалидов (Фото: ru.wikipedia.org, David Fulmer)
Чувство принадлежности
Некоторые исследователи полагают, что самым значимым отличием субкультуры от других социальных групп является высокая вовлеченность членов в свою субкультуру. Для посторонних такая преданность иногда кажется чрезмерной. Однако для самих участников столь тесная связь с другими членами группы является нормой. Эту большую связь можно ощутить даже без личных взаимоотношений с другими членами. Один из способов идентифицировать своих — это субкультурный стиль: уникальная одежда, аксессуары, татуировки и подобное. Это облегчает распознавание друг друга в толпе. Однако ярко выраженный внешний стиль не является обязательным атрибутом для субкультуры — он только упрощает идентификацию.
Брони — это сообщество поклонников мультсериала My Little Pony: Friendship is Magic. Неожиданно для всех эта субкультура стала популярной среди взрослых мужчин в возрасте от 14 до 35 лет. У них нет определенного стиля в одежде, но есть собственные фестивали и огромное количество фанатской атрибутики (Фото: National Geographic documentary Outsiders with Darren McMullen)
Размытые границы
Субкультуры обычно не имеют четкой организации или руководства. Это отличает их, например, от сект, преступных групп или корпораций. Участие в субкультуре является свободным, добровольным и неформальным; представители субкультуры могут взаимодействовать с людьми из других культур и социальных слоев — это обычно никем не регулируется и не запрещается. Поэтому границы между доминирующей культурой и субкультурой остаются размытыми, и обе эти культурные области могут обогащать друг друга и мирно сосуществовать.
Сопротивление
В субкультуре может выражаться как явное, так и скрытое сопротивление доминирующей культуре. Степень этого противостояния варьируется в зависимости от того, насколько представители субкультуры противопоставляют свои убеждения общепринятым нормам. Например, открытым противостоянием традиционным ценностям считается движение чайлдфри, которое часто классифицируют как идеологию или субкультуру. Члены движения чайлдфри сознательно отказываются от рождения детей.
Примеры субкультур
Еще в 1952 году антрополог Альфред Кребер выделил более 169 культурных сообществ в мире. Вероятно, сейчас культур и субкультур значительно больше. В 2017 году в России основными молодежными субкультурами были зожники и спортфаны, волонтерские группы, гики и геймеры, в то время как более традиционные субкультуры, такие как готы, эмо, панки и скинхеды, стали менее заметны.
Хиппи
Одна из самых влиятельных контркультур — хиппи — появилась в середине 1960-х годов в США как молодежное движение. Они поддерживали идеи свободной любви и сексуальной революции, психоделического искусства и музыки. Помните, что они активно выступали против войны во Вьетнаме. Это движение также имело поддержку в СССР. На сегодняшний день хиппи фактически исчезли, однако их внешний стиль, включая самодельные украшения, этнические мотивы и смешение различных цветовых решений — все это стало частью повседневной моды.
Панки
Панк-субкультура начала формироваться как сообщество поклонников панк-рока в 1970-х годах в Великобритании. Панки выразили протест против мейнстрим-культуры, гламура и продажности, и это тоже отразилось на их внешнем виде: неопрятные прически, хаотичная одежда. Моду на панковский ирокез ввела британская панк-группа The Exploited в 1980-х. Постепенно, отдаляясь от общепринятых норм, панки начали брить виски, окрашивать волосы в яркие цвета и делать пирсинг. Существует точка зрения, что уже к концу 1978 года панки превратились из субкультуры, бросающей вызов обществу, в уличный стиль, ставший частью мейнстрим-культуры.
Первые панки в СССР появились в 1970-х годах. В начале они не выглядили так красочно, как их западные коллеги: не у каждого была возможность приобрести куртку без воротника (косуху) и другие атрибуты оригинального панка. На фотографии — лидер и вокалист первой панк-группы СССР (Автоматические удовлетворители) Андрей Панов (Фото: Валентин Барановский, vk.com/ninabaranovsky)
Готы
Считается, что готы возникли из панк-движения. Увлечение панк-музыкой в Англии стало менее актуально, и в 1980-х годах появился новый музыкальный жанр, названный постпанк, и позже — готик-рок. Само название «готы» (от англ. goth) ввели журналисты, подчеркивающие мрачное звучание их музыки. Российское сообщество готов также отмечает мрачность своих взглядов. Темная романтика готов перекликается с романтизмом XIX века, готической литературой, душевными переживаниями и гротескными образами. Признаки внешности представителей этой субкультуры — черный цвет, специфической готический макияж и символи, созвучные с кладбищенской эстетикой разных эпох.
Упадок классических готов пришелся на 2010-е годы. Немного ранее появились киберготы — это смешанная субкультура, объединившая элементы как уготов, так и рейверов, перенесшая акцент с «кладбищенской романтики» на техногенный апокалипсис. (Фото: aesthetics.fandom.com/wiki)