Существовали и свои правила подачи консервов: их подавали в банках, открытых незадолго до начала застолья, на десертных тарелках, чтобы избежать загрязнения скатерти.
6 правил этикета в СССР, о которых сегодня все забыли, а жаль
Не перечь старшим! Сидеть прямо! Убирай локти со стола! Эти непреложные инструкции от наших матерей и бабушек хорошо помнят многие. И это лишь небольшая часть тех норм, которые должны были исполнять приличные советские дети. Но в современном мире, когда мы пытаемся воспитать в детях хорошие манеры, зачастую наши требования основываются на других принципах, и оставлять локти на столе становится вполне допустимо. Вспомним, какие правила этикета прививались нам с малых лет и какова была цель этих норм.
Сиди тихо!
Одним из первых уроков, который усваивал ребенок, было правило о том, что нельзя громко говорить в общественных местах. Это требование касалось не только разговоров, но и проявления эмоций — будь то восторг, удивление или страх.
Тем, кто пережил эпоху СССР, запомнились длинные очереди, в которых царила тишина. В условиях большого скопления людей мы невольно замолкали, ведь за громкие разговоры можно было получить строгий упрек даже от незнакомца. Настоящий гражданин Советского Союза должен был уметь держать себя в руках и думать не столько о себе, сколько о том, не создает ли он неудобств окружающим.
В современном обществе по-прежнему негативно относятся к людям, создающим шум и беспокойство в общественных местах. Тем не менее, невозможно отрицать, что люди стали более открытыми и расслабленными. В вагонах метро студенты громко смеются, кто-то спокойно разговаривает по телефону, не беспокоясь о том, что вокруг много людей. На шумную компанию, увлеченно беседующую, никто не осудит.
У меня маленький ребенок, и я стала замечать, что не могу найти спокойного места, чтобы он мог поспать в коляске. Люди на улицах и в парках ведут себя неуважительно, проходя мимо детской коляски, они громко смеются или кричат. В детстве моя мама всегда говорила мне: «Не шуми, это неприлично». А сейчас всем на это безразлично, — делится своими мыслями женщина на форуме.
Почему советским пионерам было запрещено пожимать руки старшим?
Да, в 20-х годах советские пионеры действительно не подавали руки взрослым.
Это объяснялось тем, что одной из первых задач, которые решало пионерское движение в СССР, было распространение знаний о гигиене среди детей. В устав организации были внесены определенные правила, касающиеся личной гигиены.
Известно знаменитое фото, на котором председатель Совета народных комиссаров Алексей Рыков протягивает руку мальчику в пионерском галстуке. Мальчик, улыбаясь, отказывается пожимать руку, что было подписано под кадром словами: «А. И. Рыков здоровается с пионером, но тот твердо знает свой устав и руки не подает.»
В то время пионеры приветствовали друг друга и взрослых только пионерским салютом. Это введение произошло на фоне борьбы с распространением заболеваний. В 20-х годах в стране отмечались эпидемии тифа и холеры, и отказ от рукопожатий был призван снизить риск заражения как детей, так и взрослых.
Кроме того, пионерам многократно напоминали о необходимости мыть руки перед едой и прикрывать рот рукой при кашле. Эти простые, но важные правила должны были формировать у детей культуру здоровья и осторожности.
Правила комментирования
Следующие несложные правила помогут вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Чтобы пребывание на нашем ресурсе оставалось для вас приятным, прошу неукоснительно соблюдать правила комментирования:
Сообщение не должно превышать 2500 знаков (включая пробелы).
Язык общения на сайте АиФ — русский. Вы можете использовать другие языки в обсуждениях, только если уверены, что читатели вас поймут.
В комментариях запрещены выражения, содержащие ненормативную лексику или унижающие человеческое достоинство, а также разжигающие межнациональную ненависть.
Запрещается спам, реклама любых товаров и услуг, а также ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к теме обсуждаемой статьи.
Сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или контексту обсуждения, не приветствуются.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который приходят другие читатели, чтобы обсудить и поделиться своими мыслями. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или их части, если они не соответствуют данным требованиям.
Если у вас есть вопрос или предложение, не стесняйтесь направить сообщение администрации сайта.
Школьная сменка родом из 20-х
Если внимательно ознакомиться с пионерскими правилами 20-х годов XX века, становится очевидно, что некоторые из них, когда-то воспринимаемые как рекомендации, со временем трансформировались в жесткие и обязательные правила для всех детей.
Можно обратить внимание на легкий намек на сменную обувь, который со временем стал строгим требованием: «При наличии возможности приноси с собой в школу какую-нибудь запасную обувь. В школе ты ее переобуешь: так будет в классах меньше грязи и пыли.» Это правило призвано было поддерживать чистоту в учебных заведениях, но стало обязательным.
Или вот совет, который стал основой для введения школьной формы, с которой мучилось не одно поколение советских школьников: «В некоторых школах дети приносят с собой серенькие халатики (детская спецодежда), которые они надевают в школе. Хорошая практика, и было бы неплохо внедрить её во всех учебных заведениях.»
Хотя это звучит скромно, итогом стало введение униформы в милитари-стиле для мальчиков, с фуражками и гимнастерками, а для девочек — имперскими платьями с передниками. И это только начало, а ягодки мы вам покажем позже.
Как вам такое правило: «Пионер не подает руки для приветствия»? Это не шутка и не формальность — существует реальный исторический снимок под названием «Пионер не хочет здороваться за руку с председателем правительства СССР Алексеем Ивановичем Рыковым». Хотя в дальнейшем Рыков был признан врагом народа и расстрелян, юный пионер на фото не мог этого предвидеть. Правило пионеров утверждало: «Для приветствия у нас есть пионерский салют, и при помощи рукопожатия можно передать болезни». В условиях советской истории, когда беды, такие как брюшной и сыпной тиф, косили население, это звучало вполне здраво.
В памятках для пионеров четко расписывались цели организации и ее правила. Фото: Российская государственная библиотека/Wikimedia Commons
Футбол — это лживая буржуазная игра
Запрет на игру в футбол для пионеров объяснить затруднительно, но, тем не менее, это оправдание имело место. В 20-х годах медики молодой советской страны беспокоились о том, чтобы юные ленинцы не перенапрягались и не травмировались, бегая за мячом по полю. Эксплуатация и нездоровый образ жизни ослабляли организмы рабочих, крестьян и их детей — именно так формулировалось обоснование данного правила.
В 1925 году Всеобщее программное руководство Российского общества Красного Креста описывало футбол так: «Эта игра вызывает сильное напряжение сердца и может легко привести к азарту, а сердце у пионера не всегда крепкое, и он может потерять контроль над собой, увлекшись игрой. Вместо получаса игры может потратиться целый час, что очень вредно… Высший совет физической культуры запретил играть в футбол до достижения 17 лет.»
Не остался в стороне и Пролеткульт, который представил свою версию того, почему пионерам запрещено играть в футбол. По мнению агитаторов, футбол является чисто буржуазной английской игрой, идеологически ошибочной и обучающей советскую молодежь лукавству. «Игра является изобретением буржуазии Англии, учит советских детей обману… Прием финта в футболе считается обманом и, следовательно, негативно воздействует на качества советского пионера, занимающегося этим спортом…”
Таким образом, из-за антагонистичного отношения к футболу многие мальчишки собирались в уединенных местах, вдали от посторонних глаз. Будучи пойманными на занятиях «вредной для здоровья» и «лживой буржуазной игре», можно было стать жертвой серьезных последствий, вплоть до лишения пионерского галстука!
Существовал и еще один запрет, связанный со страшными историями. Пионерские правила строгих договоренности гласят: «Не рассказывай младшим товарищам никаких страшных сказок, историй и происшествий». Тем не менее, плохим пионером считался тот, кто не знал хотя бы десятка жутких историй о Черной руке, Зеленых глазах и прочих страшилках. Такие рассказы, зачастую собираясь в пионерских лагерях, передавались из уст в уста всю ночь напролет.
Опубликовано на интернет-портале BigPicture.ru.
История
Этот жест использовался в Германии с конца XIX века как рабочее приветствие. После Первой мировой войны он стал символом принадлежности к немецкому Рот Фронту, который был основан в начале 1920-х годов. Члены этой организации приветствовали друг друга, резко поднимая правую руку с сжатым кулаком вверх. Значок организации представлял собой изображение сжатого кулака.
С приходом к власти Гитлера в Германии в 1933 году использование этого приветствия стало крайне опасным. Лидер немецких коммунистов Эрнст Тельман в своих воспоминаниях писал:
В январе 1934 года четверо гестаповцев доставили меня из Моабита в центральное гестапо (Берлин, Принц-Альбрехтштрассе). Прямиком из машины меня провели в комнату на четвертом этаже, где меня ожидали восемь чиновников гестапо среднего и высшего ранга, которые издевались надо мной, демонстрируя кулаки в приветствии Рот Фронта!
Этот жест стал обретать всемирную известность как символ борьбы с фашизмом в 1930-х годах, особенно во время гражданской войны в Испании. Он символизировал единство пролетариата всего мира и готовность бороться до победы Интернационала.
Кроме того, этот жест был весьма распространен в Советском Союзе среди комсомольцев, коммунистов и молодежи в целом с конца 1920-х годов до окончания гражданской войны в Испании (1939 год); также он использовался во время Великой Отечественной войны, когда, например, так приветствовали Красную Армию болгары в сентябре 1944 года, а также узники нацистских концлагерей.
После войны жест стал неформальным символом множественных организаций узников немецких концлагерей.
Рот Фронт и московская кондитерская фабрика
В мае 1931 года в СССР находилась делегация немецких коммунистов, в частности, они посетили кондитерскую фабрику Центросоюза в центре Москвы.
В знак солидарности с германским пролетариатом эта фабрика, по инициативе её рабочих, была переименована в Государственную кондитерскую фабрику «Рот Фронт» треста Моссельпром Народного комиссариата снабжения.
О сфере обслуживания и чаевых
К работникам сферы обслуживания на тот момент практично не предъявлялись требования по обязательной улыбке. Главным в их работе считалось удовлетворение нужд посетителей так, чтобы они не уходили с испорченным настроением и желание вернуться и испытать вновь это приятное чувство, которое возникает у людей, пришедших к радушным хозяевам. Уже тогда ставился под сомнение слоган о том, что покупатель всегда прав. Посетитель ресторана или кафе неправ, если он не уважает достоинство продавца или официанта и требует от них невозможного. Однако при выполнении возможного максимум внимания и стараний удовлетворить все желания клиента, не противоречащие установленным правилам, это становилось долгом работников сферы обслуживания.
В СССР отношение к чаевым было несколько иным, чем в современном понимании. Чаевые, безусловно, существовали столько, сколько и сама сфера обслуживания, однако Р. Ф. Итс утверждал о бессмысленности чаевых, наравне с теми, которые считались взяткой, и считал их унижающими достоинство работников сферы обслуживания.
При существовании чаевых работник сферы обслуживания теряет свое достоинство, поскольку он начинает служить не обществу, учреждению, в котором работает, или клиенту, а только его кошельку, ставя себя в зависимости от его капризов: захочет — даст гривенник, захочет — рубль, и даже может ничего не оставить. Культура обслуживания, основанная на этих принципах, не имеет ничего общего с нашей моралью и отношением к человеку труда, где бы он ни работал — за станком, в шахте, за прилавком магазина или в ресторане.
Кто платит в ресторане
В книге «Советский этикет» много говорится о равноправии мужчин и женщин, но на фоне этого отчетливо прослеживается влияние патриархальных ценностей. Поэтому, согласно мнению авторов, традиционно должен был платить мужчина. Однако когда речь шла о молодежи и студентах, то каждому допускалось оплачивать собственные расходы.
Статья м.н.с. Института общего образования взрослых Т. Н. Левашовой затрагивает понятия, которые сейчас можно назвать эмоциональным интеллектом и самоконтролем. Неспособность контролировать свои эмоции и поступки соотносилась с тем, что такой человек ставит свои интересы выше общественных и является слабым характером.
Нормы поведения, изложенные в статье, так или иначе перекликаются с современными взглядами и подчеркивают важность соблюдения этикета; способность продумать свое поведение перед реакцией; правила ведения спора и так далее.
Однако интереснее другое: в статье отдельно упоминаются нормы общения с людьми, которые утратили право на уважение, как бы странно это ни звучало.
Если ваш знакомый или сослуживец совершил нехороший поступок, даже если он не касается вас, вы должны выразить ваше отношение и к его поступку, и к самому виновнику. Манеры обращения с недостойными людьми составляют довольно специфическую область этикета, несколько противоположную его основному направлению. Действительно, проявление неуважения и презрения к личности, в то же время соблюдая вежливость, может быть достаточно нелегким, здесь требуется много самоконтроля, зачастую большего, чем в любой другой ситуации. В официальных условиях можно ограничиться подчеркнуто сухим жестом и формальными фразами, но на улице можно просто не заметить подлеца. Но что делать, если он еще и нахал (такое сочетание встречается довольно часто), если он с радостными восклицаниями стремится к вам с протянутыми руками для приветствия? Какой самоконтроль понадобится, чтобы не дать власти своим рукам!
Некоторые правила этикета, приведенные в данной книге, могут показаться странными сегодня, другие — универсальными и актуальными в любую эпоху. Важно то, что эта тема неизменно интересует людей, и постоянно появляются новые книги и курсы по этикету, что предоставляет возможность каждый раз узнавать, как правильно вести себя в различных ситуациях и как быть внимательным к своему поведению в обществе.