Скакания, яровухи, нестыдная любовь дворян и епитимья за поцелуи. Хроники русской сексуальной культуры с древности до 1900-х

Что представляет собой концепция традиционных ценностей? У этого понятия нет универсального определения, но, безусловно, оно связано с идеями и практиками, которые пришли к нам от дальних предков. Сегодня мы ознакомимся с сексуальными обычаями древних русских народов.

Содержание

Сексуальные обряды и мифология древних славян

До прихода христианства древние славяне не испытывали смущения и не знали, что такое позор. Они воспринимали сексуальность как нечто естественное и увлекательное. Проявления телесности обычно воспринимались как игра или как драматургия, в центре которой размещались боги, а люди были лишь второстепенными персонажами. Первые христианские летописцы склонны были описывать жизнь древних славян как нечто весьма развратное, однако, судя по их описаниям, фактическая информация о сексуальной жизни славян оставалась довольно ограниченной, так как монахи с трудом могли набраться смелости описывать такие темы. Редакция FURFUR взялась за смелый анализ сексуальной культуры древних славян, который осветит многие аспекты.

Связывать свободу древних людей только с сексом неправомерно. Точно так же, как они относились к смерти, возникают обряды, которые могут показаться жестокими и аморальными для современного зрителя, такие как жертвоприношения и инициации. Все эти ритуалы, касающиеся не только славян, но и многих первобытных племен, подчинялись особой схеме: жизнь — смерть — жизнь. Эта диалектика стала основой для всех земледельческих культов, культов плодородия и жертвоприношений. Она же лежала в основе церемоний, связанных со свадьбами и другими важными событиями. Древние славяне не воспринимали переход в прерванное состояние, будь то смерть или половое грехо, трагически; для них это было лишь частью естественного цикла жизни. Их поведение было продиктовано попытками понять и адаптироваться к хаотичному и беспощадному порядку Вселенной. Они с интересом наблюдали за животными, природными явлениями и происходящими событиями, что формировало их восприятие окружающего мира. Таким образом, их стремление к свободе и проявлениям жестокости не вызывало у них ни чувства вины, ни чувства угрозы. Они были частью этой жизни и искали своё место в ней, как дети, исследующие мир взрослых через подражание.

Культ фаллоса

По своему социальному устройству и восприятию окружающего мира древние славяне были схожи с другими первобытными племенами, пройдя путь от матриархата к патриархату, то есть от культа матери к культуре отца. Исследователи разделяют мнение, что это изменение произошло одновременно с осознанием мужчины как непосредственного участника процесса зачатия. Если раньше люди не связывали сексуальный акт с процессом рождения, не придавая значения семени, то в определённый момент времени в сознании наших предков возникло понимание, что без мужского участия нового существования не бывает. Сексуальные обряды и мифология древних славян . Изображение № 1.Таким образом, с момента перехода к патриархальному строю древние славяне начали изменять свои взгляды на мифологию, и многие боги стали замещать богинь в их начале.

Первое божество в их мифах разорвало хаос при помощи фаллоса, тем самым лишив пустую вселенную девственности и наделив её живыми существами. В результате мужской половой орган начал ассоциироваться с космической силой, способной даровать жизнь. Славяне называли фаллос «гоило», что переводится как «оживлять, дарить жизнь». Таким образом, изображения фаллоса стали важным символом упорядочивания хаоса. Древние статуи божеств часто имели в верхней части колонны изображение фаллоса с лицом бога или его атрибутом. Обычно такие деревянные скульптуры венчали шапки, что еще больше подчеркивало их сходство с божественными символами, «взрывающими» святую и непознанную землю. Сексуальные обряды и мифология древних славян . Изображение № 2.Бога весны, плодородия и Солнца Ярило также изображали в фаллической форме, ведь корень слова «яр» используется в слова русского, белорусского и украинского языков для обозначения страсти и силы. Славянский глагол «ярити» обозначал действия, совершаемые мужчинами во время полового акта. Ярило можно считать одним из самых фаллических божеств восточноевропейского пантенона. Праздник Ярила в народе сопровождался эротическими играми и празднованиями, а сам «Ярилов день» стал одним из важнейших праздников в аграрном календаре, позже трансформировавшимся в Юрьев день, который отмечался в церковном календаре.

Доказательства фаллического поклонения можно найти и у других славянских богов, таких как Сварог, который стал отцом вашего народа, создавая мир, также как Даждьбог, занимающийся солнечными делами, и Перун, бог грома и молний; все они изображались в форме идолов. Со временем фаллическая символика обретала такую мощь, что с его помощью можно было ритуально благословить, а также для исцеления и снятия проклятий. Некоторые исследователи полагают, что форма куполов современных церквей происходит именно от этих культов. Однако это не должно оскорблять или угнетать никого, поскольку древние предки глубоко ценили плодотворную силу фаллической сущности. Да и в ту эпоху они не имели чёткого представления о мозге или сердце, душа только начала осознаваться, так что их миропонимание вращалось вокруг простой и первозданной силы плодородия и жизни. Это никак не делает их варварами или развратниками, ведь в их сознании не существовало представления о грехе или стыде, а лишь страх перед смерти и желание противопоставить смерти стремление к жизни — эрос.

Это интересно:  Кормоволюция: как создавались сухие корма для животных

Славяне: секс как стимулятор сельского хозяйства

Сексуальная культура древних славян до христианизации была неразрывно связана с различными культами плодородия. После анализа исторических источников следует отметить, что кривичи и поляне, о которых нам рассказывали на уроках истории, не сильно отличались от обычаев других языческих земледельческих народов. Во многих традициях сохранились обычаи и правила, которые были пережитками древних практик, и благодаря трудом этнографов мы можем высказывать догадки даже о столь удалённой эпохе.

Ещё в XIX веке, попав в деревню, городской человек мог наблюдать уникальные сцены — например, мужчину, работающего в поле без штанов, или пару, занимающуюся любовью на мягкой весенней земле, а также женщин, которые могли гулять в легком одеянии по огороду.

Эти действия, по мнению советских антропологов Т. Агапкиной и А. Топорковой, были символическим выражением плодородия, направленным на улучшение урожая.

Сохранившиеся языческие элементы сексуальной культуры можно увидеть в праздниках Ивана Купалы, Масленице и святочных гуляниях. Некоторые из этих событий нередко могли восприниматься как массовые оргии, хотя на самом деле они были более близки к карнавальным celebrations. На Святки и на Масленицу участники надевали костюмы животных или обменивались одеждой с представителями противоположного пола. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп так описывал это поведение:

Люди маскировались под животных, иногда приводя их с собой. Особое внимание в этом контексте уделяется козе, поскольку ей, начиная с античных времён, придавалось значение как символу плодородия в земледельческих религиях. Здесь вполне можно вспомнить о синкретических праздниках, связанных с козлоногими фавнами, которые были покровителями лесов, полей и стад, и проводили развлекательные празднования, подобные римским луперкалиям, которые отмечались 5 декабря. Плодородие и мощь животных пытались передать земле…

Известно, что для пробуждения природы, которая в древнегреческой мифологии ассоциировалась с тоскующей матерью, богиней плодородия Деметрой, древнегреческие земледельцы также проводили обряд, где обнажались на полях, ругались и пели песни. Эротика в таких ритуалах переплеталась со смехом — здесь можно провести параллели с современными рэп-баттлами.- Примечание редактора.

Секс для древних славян не был запретным, однако его культурная значимость не могла сравниться с античной или индийской цивилизацией. На этой почве в IX веке начинается приход восточного христианства с его строгими нормами.

Как занимались сексом в древней руси 2

Крещеная Русь: кодекс коитуса от местного священника

Первоначально крещение Руси почти не изменило быта простых людей. До XIV века христианство едва ли проникло за пределы городских стен. В то же время, Россию как бы обошли события Ренессанса: в Европе в эпоху Возрождения кардинально пересмотрелось отношение к человеческой природе и телесности, в то время как к XV веку православные устои окончательно укрепились.

Начиная с XVII века, когда культура стала более светской, христианские нормы остаются преобладающими, и русская культура продолжает оставаться в тесной связи с православием и его строгими требованиями. В изобразительном искусстве Древней Руси и Московского царства мы не увидим намёка на чувственные отношения; в литературе того времени недоступны описания сексуальной любви; даже костюм женщин изменился так, что он стал скрывать формы тела и волосы.

На ещё одну отличительную черту нашей истории в сравнении с европейской культурой указали знаменитые культурологи Юрий Лотман и Борис Успенский, исследуя культуру Древней Руси.

Карнавальная культура, представлявшая собой соединение высших слоёв с простыми людьми, в Московском царстве существовала в значительно меньшей степени, нежели в Европе.

На Западе в Средние века аристократия и простые люди с радостью принимали участие в народных праздниках, тогда как в России знатные бояре пачками возмущались тем, что в Европе знати вместе с простыми радоваться весёлым праздникам.

При этом ни церковь, ни государство не имели ресурсов для контроля интимной жизни крестьян. Единственным инструментом в этом оставался лишь страх Божий. Благодаря ему сохранились обычаи и информация о сексе у наших предков. Американская исследовательница Ева Левина в своей работе «Секс и общество в мире православных славян, 900–1700» подчеркивает: «Основная масса дошедших до нас средневековых документов по сексуальности — церковные».

Это интересно:  Кольская сверхглубокая: страшная тайна самой глубокой дыры на Земле

Каждому греху приписывались определенные наказания от церкви, известные как епитимья, заключающиеся в постах и длительных молитвах. Простые священники не могли справиться с целым массивом церковного законодательства. Вместо этого они использовали сжатые вопросы для исповеди. Создавая такие небольшие руководства, священник …сфокусировался на проступках, которые ожидал обнаружить среди своих прихожан, и выбирал нормы и правила, соответствующие его собственным представлениям о нравственности. Несмотря на разнообразие, тексты обыкновенно показывают целенаправленный подход. В каждой версии большинство вопросов оказывается сосредоточено на сексуальных грехах.

Согласно церковным правилам, половая жизнь была строго ограничена и разрешалась только в рамках брака.

Чтобы избежать порицания, интимная близость рекомендовалась лишь в миссионерской позе, исключительно с целью зачатия и только в определённые дни.

Ранние каноны запрещали интимные отношения во время церковных праздников, а позже — и в пост. Самые строгие правила ограничивали сексуальную жизнь во время всех постов и по субботам. Тем не менее, такой строгий подход не был универсально присущ всем. Например, новгородский епископ Нифонт не считал сексуальные прегрешения чем-то серьезным, говоря: «Если они молодые и не могут воздержаться, то в этом нет никакой беды; в собственной жене нет греха».

Правила, касающиеся неправильных поз, были намного строже. Например, брак, в котором женщина могла доминировать, расценивался как нарушение установленной иерархии, в которой жена подчинялась мужу. За такой грех супругам назначалась епитимья от трех до десяти лет. Секс в задних позах считался бесчеловечным.

Что такое самокрутки

Миф: в России не существовало практики похищения невест, как на Кавказе.

— У племён вятичей и радимичей существовал обряд умыкания, однако обычно он происходил по предварительному согласию. В документах тех времён даже описываются штрафные санкции за похищение невесты без её согласия.

Кроме того, имела место традиция «самокруток». Когда родители противились браку своих детей, молодые люди убегали. Даже если крестьянский сын убегал с дочерью своего господина и их не находили в течение суток, они имели право пожениться. В рамках одной из этнографических экспедиций бабушка нам рассказывала, что самокрутки были распространены вплоть до XIX века, и ещё её мама так поступала с отцом.

Попал на гаски

Миф: в семьях не отклонялись от предписаний «Домостроя».

— Что касается «Домостроя», его положения были позаимствованы из византийских учений. Существовала концепция о том, что «Москва — третий Рим», и мы перенимали оттуда множество идей. Социальные реалии нашей страны были иными, и если высшие слои общества старались следовать новым модам, то большая часть населения о «Домострое» и не слышала. Удивительно, насколько свободными были тогдашние отношения. Например, в середине XVI века иностранец Лактанций Рокколини описал игру, именуемую гаски. Она заключалась в том, что в определённый момент гасили свет (отсюда и название «гаски»), и каждый мужчине, который дотрагивался до соседки, имел возможность завестись с ней. После этого зажигался огонь, и начинались танцы.

Христианская Русь

Конечно же, революционные изменения в общественных устоях не наблюдались сразу после принятия христианства. Традиционные ценности оставались прочными. Люди продолжали игнорировать заповеди священников и сохраняли свой прежний образ жизни почти без изменений. Потребовались долгие годы, чтобы христианство могло повлиять на семейные отношения среди русских народов.

В христианстве многие сексуальные связи рассматриваются как греховные, а интимная жизнь разрешается только с целью зачатия. После крещения церковь стремилась контролировать интимные отношения, предписывая, что секс должен осуществляться только в миссионерской позе. Церковь запрещала такие связи в воскресенье и на праздничные дни. Священнослужители оставили древним русам всего 50 дней в году для любовных утех. Однако, вы сами понимаете, насколько велика была эффективность таких запретов.

Как занимались сексом в древней руси 3

Сексуальные контакты до свадьбы по-прежнему не считались чем-то аморальным. Священники пытались скрепить узами брака согрешивших, но общество не осуждало такие связи. Существовала даже традиция, когда мужчина сообщал родителям о сексуальном опыте своей избранницы — но это делалось довольно изобретательно. Он выходил к семье с кубком, который был полон вина. На дне этого кубка делали отверстие. Если девушка была непорочна, кубок плотно закрывали воском, а если нет — мужчина убирал палец и вино проливалось наружу. Этот обряд был распространён даже на царских смотринах невест.

Сексуальная жизнь женщин становилась достоянием общественности. В церкви обсуждали непристойные поступки своих прихожан, обмениваясь сплетнями и рассказами. Уединение стало практически невозможным. Места для жилья были компактными и многолюдными, а любопытные глаза повсюду искали поводы для обсуждений. Таким образом, людям порой приходилось жить на виду у всех.

Вплоть до XVIII века была распространена традиция умыкания, когда женщин «похищали» с их согласия. Это похищение было похоже на обычное сватовство, хотя результаты не всегда приводили к свадьбе — по большей части это был просто сексуальный акт. Эти умыкания происходили в светлое время суток и публично, во время весенних и летних праздников, посвящённых языческому богу женитьбы и сопровождаемые эротическими элементами: песнями, объятиями и имитацией полового акта, окончательно приводившими к массовым сексуальным контактам. Церковь считала эту практику грешной и осуждала осквернение женщин, но её усилия по искоренению подобных обычаев не увенчались успехом.

Это интересно:  Проклятие Айседоры. История жизни и смерти знаменитой танцовщицы

В Древней Руси также процветали практики множественных браков, и мужчины нередко имели несколько женщин и содержали несколько семей. Церковь активно боролась с этой практикой, но мужчины редко делились такой информацией. Тем не менее, случалось, что мужчины имели по три или четыре семьи.

Век за веком церковь пыталась изменить устои и традиционные ценности древних русов, и только к петровским временам целомудрие в конечном итоге вытеснило распутство и разгул языческих времён.

Домострой

Середина XVI века стала временем появления «Домостроя» — сборника рекомендаций и правил для счастливой семейной жизни. Этот манускрипт утвердил ведущую роль мужчин в семье и даже позволил применять физическое наказание для воспитания. Эта идея глубоко вошла в культуру: пословицы, такие как «бьёт, значит, любит» и «бей жену в молодости — покой будет в старости», стали хрестоматийными. «Домострой» придаёт большое значение физическому наказанию, требуя бить без гнева и интимно, и не выносить ссоры из избы. Семьи того времени были просторными, и в процессе воспитания детей участвовали не только мужья, но и ближайшие родственники. Случалось, что женщин наказывали без особых причин; иногда побои служили средством заставлять жену уйти в монахини, чтобы мужчина мог избавиться от брака. Однако в «Домострое» говорится о том, что необходимо строить счастливую семью, и хоть физическое насилие присутствует, автора это никак не смущает.

Как занимались сексом в древней руси 4

Но обращаться с этой книгой можно лишь как с руководством, и не все следовали предлагаемых ей идеям. Она не могла отражать всей культурной жизни древних русов. Да, в их культуре нередко встречались насилие и жестокость, но как правило, семейное существование было относительно спокойным. Однако, несомненно, положение женщины оставалось крайне угнетённым.

Не успеваете выучить объемный материал к завтрашнему экзамену по истории? Получите готовый гайд от эксперта в видео-саммари Династия Рюриковичей: как разобраться в истории Древней Руси. Промокод BLOG30 даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.

Как привлечь сексуальную активность в свою жизнь

Чтобы стать привлекательнее для окружающих, женщины использовали различные натуральные средства. Например, для румянца считалось полезным натирать щеки бодягой и использовать вишневый клей.

Также для повышения привлекательности применяли росу, которую собирали в определённые дни. Интересно, до сих пор вера в её магическую силу продолжается. Например, в ряде приокских сел Рязанщины до восхода солнца, рано утром девушки выходили на луг, снимали одежду и обнаженными купались в росе, катаясь по траве.

Одним из наиболее волнующих вопросов для женщин был размер груди. Даже недолговечные девушки, которых считали некрасивыми, могли рассчитывать получить замуж. Но вот обладательницам небольшого бюста (таких часто называли плоскодонками) было затруднительно найти жениха. Дошедшие до нас рецепты увеличения груди современному человеку могут показаться эксцентричными. В частности, рекомендовалось есть сырое тесто, а в некоторых областях считали (а порой и до сих пор верят), что рост груди стимулируется капустой. Кроме того, свежий куриный помет использовался так, что его рекомендовали мазать на грудь в ночное время в течение нескольких недель.

Вечерние посиделки

Если девочкам и женщинам из высших слоёв общества созданы ограничения, предусмотренные теремным (домостроевским) укладом, то остальные люди не были столь ограничены. Информация о культе до христианского и до монгольского периодов, к сожалению, полностью утеряна (за исключением, возможно, Повести временных лет, где упоминаются праздники славян), но к XVI веку имеются свидетельства о своеобразном досуге молодежи.

Вот, например, как описывается процесс завершения традиционной вечеринки молодежи в Шацком уезде Тамбовской губернии:

В различных избах, где проходили посиделки, часто наблюдались ночёвки ребят и девушек. Обычно за определённую плату снимается изба у вдовы-солдатки, которая не против пофлиртовать. И вот, когда публика усполняется до веселья и танцев, остаются в избе только девушки, снимающие данное жильё, и такое же количество ухажёров. Время продвигается за полночь, все вместе поднимаются на полати (если там такие есть), в избушке тушится свет, и то, что происходит на полатях — покрыто мраком неизвестности. Тем не менее, по моим расспросам стало известно, что половые сношения здесь не имеют места, а ограничиваются лишь щупаньем (так называемое щупанье или массирование грудей считается обычным явлением, а, согласно или ошибкам местных знающих, считается, что если ухажёр не щупает свою даму, она могла бы быть недовольна), но затрагиваются не только груди, но и другие чувствительные части тела…

Схожие обычаи также вошли в повседневность многих сельских местностей. К примеру, в Данковском уезде Рязанской губернии молодежь образовывала пары и исчезали в затемнённые уголки после хороводов и веселья.

Оцените статью
Женский форум
Добавить комментарий