…в день твоего рождения, когда ты появилась на свет, пупок твой не был отрезан, и омыть тебя водою для очищения не удостоились, и солью не осолили, и не завернули в пеленки.
Снохачество — отвратительный обычай, на который закрывали глаза до конца 19 века. Снохачество на Руси: что это.
Кроме того, жена сына называлась невесткой до рождения первого ребенка в молодой паре, а после появления ребенка она становилась невестой.
В XVIII и XIX веках среди русских крестьян существовал отвратительный обычай, который сегодняшний день кажется крайне странным и, мягко говоря, безумным. Суть заключалась в том, что глава семьи (отец) продолжал жить с невесткой своего сына, нарушая семейные и моральные устои. Несмотря на осуждение со стороны церкви и общества, этот ритуал оставался широко распространенным в русских деревнях. Итак, почему такая практика, столь дикая на взгляд современного человека, сохранялась на протяжении столь долгого времени?
Странный и даже дикий обычай берет свое начало в начале XVIII века, наблюдался в отдельных губерниях царской России. Более ста лет практиковалось это явление, несмотря на то, что церковь отчаянно противостояла ему, осуждая данное поведение.
Сватовство в целом представляет собой практику, которая существовала в некоторых российских деревнях на протяжении столетия. Отец семейства вступал в половую связь, в основном, с невесткой (женой) своего сына.
Причина 1. Служба в армии
Исследователи и историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, когда именно возникли такие отношения и откуда они взялись, однако первые упоминания были зафиксированы в начале XVIII века. В дальнейшем ученые выделяют несколько факторов, подтолкнувших к возникновению этого странного обычая.
Первая причина, которая могла повлиять на появление данного обычая, — это служба в армии. В те времена срок службы солдат составлял около 25 лет, и нередко 15-летнего юношу выдавали замуж для женщины в юном возрасте. Таким образом, к 21 году он часто уже завершал свой военный долг.
В этот период невеста была фактически не замужем, что делало возможным для свекра жить с девушкой своего сына. таких фактов существует множество, что подтверждается этнографическими записями.
Свекры охотно предлагали молодой невесте подарки, обилие внимания и деньги, что еще больше усугубляло ситуацию, ведь они часто оказывались в выгодном положении. Но даже несмотря на осуждение со стороны церкви и общества, ни один из участников этого процесса не проявлял особых страданий.
Непростая доля солдатки
Данный дикий обычай, от которого исходит запах язычества, на самом деле начал развиваться в начале 18 века. Он продолжал существовать в некоторых регионах России вплоть до конца 19 века. Существуют различные трактовки его происхождения, однако большинство учёных склоняются к мнению, что основная причина кроется в службе в армии.
Срок службы в царской армии в то время составлял 25 лет. Если девушка выходила замуж в 17 или 18 лет, то к 21 году она могла стать одинокой женой солдата. В такой ситуации на её плечи ложилась бы вся тяжесть быта, и тут же на горизонте появлялся свекор, который зачастую заменял ей супруга. В деревнях хорошо понимали, насколько тяжело молодым женщинам, тем более если у них уже были дети, находиться в одиночестве. Множество солдаток открыто выражали своё согласие на подобные сожительства.
Но, к сожалению, чаще всего добивались такой взаимности свекоры через методы психологического давления, подкуп и, иногда, жестокое насилие. Отсутствие достойной работы в деревнях также способствовало распространению снохачества. Даже когда их мужья не служили в армии, то они могли уезжать на несколько месяцев или даже лет за заработками. В это время женам давали возможность жить с отцом мужа, при этом не опасаясь серьезных последствий.
Этнограф Звонков также считает, что немалую роль в данной практике сыграла традиция женить мальчиков в 12-13 лет. Для их жён выбирали девушек в возрасте 16-17 лет, которые обладали умениями по ведению домашнего хозяйства. Используя неопытность своих детей, отцы соблазняли молодых жен и начинают сожительствовать с ними.
Отношение общества, закона и церкви
Несмотря на то, что снохачество не считалось редким явлением, мужчины, позволяющие себе такие отношения со снохами, вызывали негативные отклики в обществе. Как крестьяне, так и духовенство явно осуждали такое поведение, выражая свою враждебность по-разному. Например, снохача могли лишить слова на крестьянских собраниях, а в некоторых случаях его даже могли сделать изгнанником, с которым никто не хотел общаться. Чем-то подобным осуждали лишь бобыли, которые считались нечто вроде второго сорта в деревне.
Жены сластолюбивых глав семей также стали негативно воспринимать такие связи. Однако женщины в деревнях были сильно зависимы от своих мужей и от мнения общества. Поэтому супруги часто годами терпели подобные похождения своих мужей. Следует заметить, что инициировать расторжение церковного брака было крайне сложно, и снохачество долгое время не входило в перечень причин, которые считались уважительными.
Снохачество воспринималось в крестьянской среде как инцест, ведь жена сына была полной членом семьи. В этой связи сноха, хоть и не кровная, но всё же считалась родственницей свекра. Исходя из этого, православная церковь в конце 19 века официально признала такие связи преступными.
Новорожденных натирали солью
Нежная кожа младенца натералась солью везде, включая и глаза. После этого ребенка заворачивали в пеленки и оставляли на несколько часов. Это жестокое действие приводило к тому, что соль причиняла ребенку боль, и он начинал плакать, однако родители не обращали внимания на его крики. Считалось, что такая практика делает младенцев крепкими и здоровыми, а также защищает от сглаза.
Эта процедура была довольно дорогой, так как соль в то время рассматривалась как единственный консервант и была высоко ценимой. Более состоятельные родители могли себе позволить не только натирать ребенка, но и закопать его в соль целиком. Из-за более жестоких методов обработки кожа малыша часто оставалась травмированной, а иногда даже просто слезала. Тем не менее, никто не оставлял это без внимания, ведь они верили, что в будущем ребенок станет здоровым.
Известно, что подобная практика существовала не только на Руси, но и во Франции, Армении, Турции и других странах. Корни этой традиции можно найти в трудах пророка Иезекииля:
…в момент твоего рождения, в день твоего возникновения, пуповина твоя не была отрезана, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и не наряжена в пеленах.
Слабых детей отправляли в печь
Ритуал перепекания детей был широко распространен среди восточных славян. Если новорожденный оказывался слабым, считали, что он не успел окрепнуть в утробе матери. В таких случаях приглашали знахарку, которая пеленала ребенка в сырое тесто, клала на лопату и отправляла в горячую печь на несколько секунд. Этот обряд повторялся несколько раз.
Знахарка также произносила специальные заклинания, ей следовало не сбиться с текста. Каждая секунда была на счету: малейшая ошибка или малое превышение времени могли стоить жизни ребенку. Отмечено, что перепекание не только не оказывало помощи малышу, но даже ухудшало его состояние.
Этот обряд имел символическое значение: славяне видели связь между выпечкой хлеба и рождением ребенка. Печь служила образом женского живота, а хлеб воспринимался как плоды жизни. Новорожденных, перепекаемых в ходе подобных ритуалов, использовали в некоторых европейских странах как средство народной медицины.
Такой обычай сохранялся вплоть до середины 20 века. Например, согласно воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева, подобный ритуал проводили и с его младшим братом Николаем. Это случилось летом 1942 года:
мать посадила моего брата (он был в шестом месяце жизни) на широкую деревянную лопату и несколько раз ставила Николая в печь. Однако печь к тому времени уже довольно сильно остыла. Николай до сих пор жив, прекрасно себя чувствует, ему более 60 лет.
Исчезновение снохачества
Исчезновение снохачества не было результатом введения строгих законов. Хотя историк Оршанский упоминает случай, когда свекровь лишили возможности вести дом по обвинению в снохачестве, это, скорее, исключение, чем правило. На самом деле, чаще всего на жалобы женщин не обращали внимания.
Тем не менее, к концу 19 – началу 20 века данное явление практически исчезло. В это время многие семьи стали жить отдельно от родителей, что, несомненно, стало почти непреодолимым барьером для снохачества.
Как становились любовницами свёкров
Фактически у девушек не было выбора. Вот почему. Замуж на Руси выдавали рано, и если до 18-20 лет у женщины не было супруга, это воспринималось как огромный позор, гораздо более страшный, чем связь со свекром — в обществе навешивалось клеймо старой девы, что влекло за собой множество неприятностей для самой девушки.
Отец обычно подыскивал для своих сыновей невест помоложе, так как из неопытной личности легче сделать любовницу. Кроме того, на подростка проще воздействовать, чем на зрелую и оформленную личность.
Снохе поручали самую тяжёлую работу, её унижали, создавая тяжелые условия для существования. Свекор же предлагал молодой девушке подарки и полегчавшие трудности в домашних делах в обмен на интимные отношения.
Если она соглашалась, то получала какие-то преимущества, а если отвергала, то становилась жертвой жестоких расправ, чтобы впредь не рисковала вновь. Иногда такие неподатливые девушки закрывали в амбарах, подвалах или просто упрятывали под пол, чтобы измываться над ними до тех пор, пока из них не выбивали покорность.
Если невестка поддавалась уговору свекра и общественность об этом узнавала, она автоматически становилась виноватой, так как сама согласилась. В этой ситуации девушка ожидал ещё более страшный общественный самосуд.
Обращение в законный суд также не имело смысла, так как там виновницей считали именно невестку, которая подвергалась жестокому наказанию со стороны мужа. Сам свекор, возможно, даже усугублял ситуацию, давая ложные показания против снохи — часто ей приписывались связи с другими мужчинами, пока её супруг отсутствовал.
Жена, после избиений, оставалась в таком состоянии: её тело было изуродовано, лицо — в синяках, волосы вырваны, а одежда разорвана на мелкие клочки, оставляя её совершенно нагой на улице.
Так в этнографических исследованиях описываются случаи с одной из несчастных невесток.
Закат снохачества на Руси
К 1916 году практика снохачества почти прекратилась. Во-первых, народ начал ослаблять родительский контроль. Во-вторых, молодые пары стали все чаще жить отдельно от родителей. Стоит также отметить, что с точки зрения православной церкви данная практика рассматривалась как грех и считалась кровосмешением (инцестом).