В то время, пока парламентарии искали выход из сложившейся ситуации, правоохранительные органы начали применять меры к наказанию женщин легкого поведения, используя правонарушения, сопутствующие их основной деятельности, в качестве оправдания. Министр внутренних дел СССР Николай Дудоров делал соответствующие доклады в ЦК КПСС.
К сожалению, стоимость услуг колебалась от 25 до 100 рублей, что зависело от внешности проститутки
Пятьдесят пять лет назад, в 1956 году, партийные и правительственные органы подняли вопрос о нарастающей проституции. Журналист «Власти» Евгений Жирнов посвятил исследованию методов борьбы с этой социальной проблемой, которую, по утверждениям официальной пропаганды, в СССР не существовало, так как не было социальных условий, способствующих ее возникновению.
«Расстрелять и вывести сотни проституток.»
Несмотря на утверждения о том, что проституция не имеет места в России, это явление существовало на протяжении веков. Разнообразные меры, от телесных наказаний до ссылки на каторгу, не привели к значительным изменениям. Спрос на услуги часто определял предложение; новые женщины заменяли тех, кто был ссыльным или отправлен на фабрики. Процессы лишь меняли свои масштабы: с ростом числа рабочих мужского пола в крупных городах, оставшихся без семей, наблюдался резкий рост спроса на услуги проституток. В кризисные моменты, как во время войн, количество женщин, предоставляющих аналогичные услуги, только увеличивалось. Причем 9 ноября 1916 года газета «Биржевые ведомости» написала:
«Во время глобальной войны, как правило, количество открытых проституток уменьшается, тогда как тайных — резко увеличивается. Из-за множества социальных, физиологических и других факторов, на сегодняшний день тайные проститутки в России не легион, а, вероятнее, целая армия в несколько миллионов. Учитывая их число, можно судить о негативном влиянии, которое это явление оказывает не только на отдельных людей, но и на общество и государство в целом. Все мы знаем, что в нашей стране, включая интеллигенцию, происходят процессы деградации вследствие алкоголизма, туберкулеза и, в немалой степени, венерических заболеваний.»
Такой сложной ситуации большевики унаследовали проблему проституции, и они были вынуждены немедленно принимать меры по ее решению. При этом методы, используемые для борьбы с этой проблемой, иногда были невообразимыми по своим масштабам в сравнении с дореволюционными действиями. Например, Ленин в своем обращении от 9 августа 1918 года к председателю Нижегородского губернского совета Георгию Федорову указывал:
«В Нижнем явно подготавливается восстание белогвардейцев. Нам необходимо активизировать все силы, установить тройку диктаторов. Непременно навести массовый террор, расстрелять и вывести сотни проституток, которые спаивают солдат и бывших офицеров. Ни минуты колебаний. Необходимо действовать решительно: проведение массовых обысков, расстрелы за хранение оружия, вывоз меньшевиков и ненадежных элементов. Обеспечить смену охраны на складах, ведите работу с надежными людьми.»
Женщины, внешне прилично одетые, своим видом привлекали идейно ненадежных комсомолок к своему непристойному промыслу
Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ
Советская власть иногда стремилась исправлять проституток, внедряя в их сознание основы правильного пролетарского мышления. Однако результаты этих попыток были, мягко говоря, неутешительными. В 1922 году слушатель Института красной профессуры И. И. Литвинов оставил в своем дневнике воспоминания:
«В два часа ночи я оказался на Тверской. Окруженный огнями, множество кафе радует посетителей своим обслуживанием. Там поют, играют и танцуют. Вокруг расположились недовольные жизнью проститутки, что остаются без клиентов до поздней ночи».
Теория свободной любви, поддерживаемая многими представителями большевиков и сочувствующими идеологии, в итоге не привела к желаемым изменениям. Для многих женщин этот процесс закончился нежелательной беременностью или необходимостью делать аборты, а порой и воспитывать детей в одиночку. В результате со временем женщины стали поступать «по правилам» и уделять внимание лишь стабильным и традиционным отношениям, в то время как их партнеры переключались на проституток.
«Тогда проституция неизбежно исчезнет в Великой стране Октября».
Число чиновников и правоохранителей, которые меняли свое отношение к prostitution, постепенно увеличивалось, переходя от идеологических позиций к чисто потребительским. Наказания за организацию притонов и подстрекательство к проституции по советскому законодательству были удивительно мягкими. 4 июля 1922 года «Правда» писала:
«2 июля в рамках особой сессии Совета народных комиссаров началось слушание дела против г.г. Комаровой, Морозовой и Кусуриной за содержание борделей и эксплуатацию женщин. По тому же делу были привлечены сотрудники Краснопресненского районного совета и бывший начальник 18-го милицейского отдела за получение взяток. В ходе оглашения обвинительного акта суд приступает к допросу Кусуриной, которая находилась в числе «пансионерок», соответственно содержимого Комаровой веселого дома. Бывший начальник милиции, в отличие от других посетителей, не платил деньгами за визиты в этот «пансион»».
Проституция до 20-х годов
В прежние времена проституция в России функционировала схожим образом, как и в других странах Европы. Хотя власти и общество осуждали торговлю человеческим телом, их вниманием более всего привлекали другие, более заметные преступления. Например, об этом свидетельствовал простой знак: связка соломы на палке у входа означала, что прохожий может воспользоваться сексуальными услугами в этом доме.
Эти символические знаки были известны как клиентам, так и полиции, которая предпочитала не вмешиваться в этот тотализатор социальных услуг.
До революции 1917 года проституция, по крайней мере в крупных городах, находилась под контролем закона. Женщины регулярно проходили медицинские осмотры и получали так называемые желтые карточки, однако взамен полиция изымала их идентификационные документы, в результате чего их передвижения были ограниченными.
Следует отметить, что, хотя проституция не считалась преступлением, сутенёрство оставалось вне закона.
Общественное мнение в целом sympathизировало с проститутками, воспринимая их как жертв сложных социальных обстоятельств и печальных судеб, что также было отражено в произведениях великих русских писателей. К примеру, в романе Льва Толстого «Воскрешение» рассказывается о судьбе крестьянской девушки, жизнь которой перевернулась после соблазнения аристократом, что привело ее к проституции, и впоследствии — к каторжным работам по ложному обвинению в убийстве клиента.
После Октябрьской революции 1917 года проститутки начали заявлять о своих правах и даже пытались создать профсоюзы. Однако большевистские власти отклонили их попытки, утверждая, что работницы старейшей профессии не могут быть уравнены с другими рабочими, такими как швеи. Были случаи, когда Ленин отправлял телеграммы в Нижний Новгород с призывом расстрелять ряд проституток за то, что они якобы напоили солдат.
В то же время молодые революционеры охотно восприняли теорию стакана воды, которая утверждала, что у человека есть лишь одна основная потребность — сексуальная, и удовлетворить ее нужно так же просто, как утолить жажду. Это, безусловно, могло бы лишить проституток работы, однако большевистское руководство к этому подходу отнеслось скептически, и Ленин отмечал, что молодежь увлеклась этой теорией, которая могла быть опасной.
Проституция в 20-90-х годах
Секретные исследования, проведенные в конце 1920-х годов, показали, что почти 60% мужчин в городах использовали услуги проституток.
Тем не менее, правительство в то время гораздо больше беспокоило противодействие частным предпринимательствам и религии, чем борьба с проституцией. Считалось, что в процессе построения социалистического общества проститутки сами откажутся от своей профессии в пользу более прагматичного рабочего места, как, например, на заводе. Когда СССР в 1954 году подписал Конвенцию ООН о борьбе с торговлей людьми и проституцией, в сопроводительной декларации было заявлено, что в Советском Союзе больше не существует социальных условий, работающих на решение вопросов, о которых идет речь в Конвенции.
Таким образом, раз проституция не рассматривалась как актуальная проблема, никто не подвергался ответственности за нее. Однако из-за образа жизни, который имели ночные бабочки, им было сложно обеспечить себе стабильную работу. Поэтому в 30-40-х годах таких женщин могли обвинять в тунеядстве, депортировать из города или отправлять в специальные лагеря. Слова «вас отправят валить деревья» стали привычной угрозой со стороны милиционеров к тем женщинам, кого ловили на проституции.
Советское правительство продолжало борьбу с проституцией до самого конца, но общество не поддерживало такие усилия. Во-первых, кампании были весьма ограниченными по сравнению с масштабными акциями против церкви, валютных спекуляций, хулиганства и алкоголизма. Во-вторых, у общества не было явных проблем с проституцией. Женщин больше беспокоили другие женщины, способные увести их мужчин и выйти за них замуж. Сравнительно легкий роман в отпуске или командировке не считался большим грехом.
Публичные дома не существовали, и мужчины, желавшие воспользоваться услугами секса, находили женщин в кафе или на вокзалах. Для обозначения своего намерения, они доставали связку ключей и звенели ими — это было сигналом, что у них есть комната или квартира, куда можно было отправиться, что было большой редкостью в условиях жесткой советской жизни.
Существовала также отдельная категория проституток, известных как интердевочки, которые работали в гостиницах с иностранными туристами и принимали оплату исключительно в иностранной валюте. Женщины, работающие в обычных отелях и на вокзалах, зачастую находились под защитой местных милиционеров, тогда как те, кто трудился в роскошных гостиницах, получали поддержку от КГБ.
Имелись также сексуальные работницы низшей касты, обслуживающие дальнобойщиков в их машинах, зачастую просто за еду и бесплатный проезд.
Общежития стали рассадниками проституции
Таким образом, после ликвидации НЭПа ожидалось, что проституция в СССР исчезнет навсегда, о чем писалось во множестве советских изданий. Однако это был не более чем миф. В январе 1929 года, когда НЭП находился на ежедневной стадии уничтожения, один человек, не желающий подписывать декларации, отправил письмо народному комиссару просвещения Анатолию Луначарскому, в котором сказано:
«Вы пишете о проституции в Германии, а разве у нас пропала проституция? Нет. В каждом клубе, школе, парке и саду разгуливает распущенная, бледная молодежь: чахотка, малокровие и так далее. Виновны в этом вы, подлецы, особенно ты, наркомпрос!».
Власти, разумеется, пытались переложить ответственность на других. В том же 1929 году издалась брошюра под названием «Жгучие вопросы», в которой обсуждается проблема советской проституции. В ней говорилось, что женщины, начавшие заниматься проституцией, не могут остановиться, несмотря на сменившиеся социальные условия:
«539 проституток в Москве, опрошенных о сроках своего занятия этой профессией, почти все указали на годы НЭПа как на начало своей деятельности. Этот очень высокий процент проституток со стажем, выросших в эпоху НЭП, в отличие от крайне малого числа женщин, начавших свою деятельность с первых лет революции, говорит о многом. Это свидетельствует о том, что годы революции с их моральным подъемом, раскрепощением женщин и вовлечением их в производственную деятельность снизили до минимума количество проституток. Эти данные шокируют. Они подтверждают, что НЭП, с его искушениями и безработицей, является главным фактором проституции».
Тем не менее в том же издании содержались рекомендации для комсомольских организаций о том, как усилить борьбу с проституцией. Настоящий удар следовало наносить не только по самим проституткам, но и по их клиентам, особенно среди высокопоставленных советских чиновников. Также отмечалось, что некоторые девушки, недостаточно обеспеченные для обновления гардероба, находили средства, торгуя своим телом:
«Не следует исключать возможности, что некоторые девушки-работницы в нашем Ленинграде подрабатывают себе на наряды нелегальной проституцией».
Комсомольским руководителям рекомендовалось обратить особое внимание на новые рассадники проституции, в которых жили подобные любительницы новых нарядов:
«Следует уделить особое внимание комсомольским ячейкам, коллективам и комитетам молодежной организации, так как часто именно они становятся очагами проституции. В центре пролетарского Ленинграда, в Московско-Нарвском районе, райздравотдел произвел обследование общежития, в котором вскрылись запредельные обстоятельства, в которых жили молодежь. На момент обследования в общежитии находились 75 девушек в возрасте от 15 до 19 лет, большая часть из которых трудились на фабриках и заводах. Медицинское обследование показало, что практически все обитательницы общежития лишены невинности. Загадочность и распущенность девушек привели к тому, что даже дворник сбежал, поскольку его якобы «чуть не изнасиловали». Жизнь в общежитии протекала в первых же кошмарных условиях. Вечные полуголодные девушки за кусок хлеба готовы были выразить крайнее недовольство друг к другу».
Вместо поиска виновных среди низких зарплат девушек, за которые несла ответственность не мировая буржуазия, а внутренние органы власти, происходила попытка ввести определенные меры наказания для проституток и их клиентов.
За что обе получили 30 рублей
Хотя упоминания о проститутках периодически встречались в милицейских документах, более жесткие термины, такие как «женщины легкого поведения» или «ведущие аморальный образ жизни», использовались чаще. Однако, к середине 1950-х годов проблема проституции обрела достаточно крупные масштабы, чтобы замалчивать ее стали практически невозможно. В сентябре 1956 года начальник 9-го отдела уголовного розыска Управления милиции Ленинграда М. Богданов подготавил детальную справку о проституции в «колыбели революции»:
«Проведение специальных мероприятий и использование личного сыска и оперативного наблюдения подтвердили данные о том, что:
I. Основными местами скопления проституток для встреч с мужчинами являются: а) Гостиный двор с стороны Садовой улицы (галерея), б) Екатерининский сад, в) Сад отдыха, г) рестораны ‘Метрополь’, ‘Северный’, ‘Москва’, ‘Балтика’ и ряд других мест в городе.
II. Некоторые из этих женщин являются профессиональными проститутками (особенно среди тех, кто не имеет прописки в Ленинграде) и зарабатывают на жизнь на деньги, получаемые от мужчин за половые акты. Сумма варьируется от 25 до 100 рублей в зависимости от внешностей работниц и условий, в которых происходят половые акты».
Сотрудники ленинградского угрозыска установили и классифицировали все места встр встречи проституток с клиентами:
«Для половых актов проститутки используют:
а) специальные квартиры-притоны, где они оплачивают вознаграждение хозяйке (10-30 рублей) или угощают хозяев за предоставление услуги. Например, в июнеш 1956 года вблизи ресторана ‘Метрополь’ была задержана проститутка Камышникова Нина Алексеевна, 1932 года рождения, которая без работы с 1952 года и продвигает свои услуги с этого же года. Для встреч с мужчинами она пользовалась притоном, где жила гражданка Андреева Ольга Андреевна, 1898 года рождения, инвалид II группы, которая брала с пары по 15 рублей. Этот притон, помимо Камышниковой, посещали и другие проститутки, такие как Лозарева, Березина и др. На данный момент хозяйка притона находится на даче;
б) своими квартирами, в которых они прописаны и живут. Например, в июле 1956 года в Гостином дворе была обнаружена проститутка Плехневич Елизавета Степановна, 1915 года рождения, которая тоже не работала и воспитывала дочь, рожденную в 1939 году. Плехневич знакомилась с мужчинами в Гостином дворе и привозит их к себе, за совершение полового акта она просила 50 рублей. Она была замечена с гражданином Гузовским Виктором Адамовичем, 1922 года рождения, членом КПСС, работающим в институте усовершенствования врачей, тот уплатил ей 50 рублей. Также зафиксированы другие случаи, когда она имела клиентов в своей квартире. 10 августа поступила информация о том, что Плехневич больна гонореей. Эти сведения подтверждены, и в отношении Плехневич готовится материал для ее ареста по ст. 150 УК;
в) квартирами мужчин, которые приглашали проституток к себе (особенно в летнее время). Например, 2 июня 1956 года в Гостином дворе были замечены две девушки, которые встретились с двумя мужчинами и вместе ушли по адресу на ул. Дзержинского, откуда через 40 минут вышли. Были задержаны и оказались: Баталова Екатерина Васильевна, 1936 года рождения, работающая на первом молокозаводе, и Карнаухова Надежда Терентьевна, 1934 года рождения, также работающая на молочном заводе. Они рассказали, что в Гостином дворе знакомились с мужчинами и отправлялись к ним в квартиру, где одновременно сели на одну кровать и провели половые акты, за что обе получили по 30 рублей.
Летописи конца времен
В 1986 году в газете «Московский комсомолец» вышел сенсационный очерк под названием «Белый танец», в котором впервые на публике обсуждалась валютная проституция в СССР. Автором этого нашумевшего материала стал журналист Евгений Додолев.
В подкасте «Летописи конца времен» зрители смогут услышать историю этой громкой статьи о проститутках от первоисточника. Евгений Додолев поделится, каким образом проводил журналистское расследование и какую информацию он собрал для статьи, а также расскажет, какая реакция последовала в горкоме комсомола на опубликованный материал и как закончилась данная история.
Ведущий: Евгений Додолев, журналист и телеведущий.
Подкаст.Лаб: все выпуски
Каковы ключевые аспекты проблемы сознания? Могут ли животные обладать сознанием, и почему у людей с расщепленной личностью может возникать несколько сознаний?
Как можно самостоятельно распознать гипертонию, как образ жизни влияет на этот недуг, существует ли возможность лечения народными методами, и почему гипертония может привести к серьезным проблемам со здоровьем, таким как инфаркт или инсульт?
14 октября православная церковь отмечает великий праздник — Покров Пресвятой Богородицы. В этот день вспоминаются события, произошедшие в 910 году. Согласно преданию, Богородица явилась пред верующими, молящимися во Влахернском храме в Константинополе. Об этом светлом празднике в студии подкаста «Собрались с мыслями» расскажут актриса Алена Бабенко и архимандрит Симеон.
В проекте «Жизнь замечательных» обсуждается жизнь и творчество Фридриха Ницше — философа, чье имя стало синонимом философии XX века. Его провокационные изречения остаются запоминающимися, и их интерпретация может быть далека от единой точки зрения. В чем скрыт феномен Ницше?
Театральный подкаст. Дмитрий Черняков: от младшего осветителя до оперного режиссера мирового уровня. Выпуск от 11.10.2024
В новом выпуске театрального подкаста в гостях у ведущего Антона Гетьмана — заслуженный деятель искусств России, театральный режиссер Дмитрий Черняков, который расскажет о своих успешных спектаклях. Как из младшего осветителя стать одним из самых запрашиваемых оперных режиссеров в мире? Помогает ли опыт справляться с необходимостью безмерного стремления к совершенству?
Свидетели Эйзенштейна и Не лыком шиты. Брижит Бардо 90. Выпуск от 13.10.2024
Авторы подкастов «Свидетели Эйзенштейна» и «Не лыком шиты» встречаются по особому поводу — празднованию дня рождения иконы стиля и киноактрисы Брижит Бардо. Вместе с дизайнером Дмитрием Логиновым и моделью Еленой Кулецкой обсудим разнообразные грани ее культовой личности и окажем оглядываться на ее влияние на стандарты красоты, моду и кинематограф.
Жизнь замечательных. Агриппина Стеклова и Вера Сторожева обсуждают новый сезон сериала «Шифр». Выпуск от 13.10.2024
30-е годы. Замалчивание и репрессии
30-е годы запечатлелись в народной памяти не только как время репрессий, но и как эпоха индустриализации. Число городских жителей стремительно возрастало. Рабочие, некогда крестьяне, оказывались в переполненных условиях: к 1937 году в Ленинграде треть молодежи жила в общежитиях. В одном помещении скапливались до 80 человек, и соблюдать моральные устои в таких условиях было предельно сложно. Пьянство, драки и свободные отношения нередко воспринимались как норма. С горечью делился своим мнением комсомольский активист в журнале «Смена», указывая, что в общежитиях молодежь ругается матом, а идеал поведения для них стал не честный коммунист, а шпана. Нередко фабричные работницы с гордостью называли себя «марухами», что и означало проститутка. Примечательно, что для обозначения женщин легкого поведения в блатной музыке применялось более тридцати различных терминов.
Проституция продолжала существовать в трудовых углах, но потеряла свое былое величие. О жрицах любви более не печатались осуждающие статьи. Но борьба с этой проблемой не прекращалась. В этом случае вместо метода «пряника» советские власти полностью переключились на «кнут».
Проституток, прежде всего, решено было перевоспитывать в трудовых колониях. В таких лагерях девушки работали швеями или на лесозаготовках. Условия пребывания были ужасными: антисанитария и произвол ненадлежащего ведения охраны. Заключенные зачастую не понимали, что должен выполнять, чтобы считаться исправившимися, и выйти на свободу можно было только по решению руководства.
После пребывания в лагере бывших проституток отправляли работать на заводы. Однако влиться в новое общество было крайне сложно, и многие девушки в итоге возвращались к прежнему занятию.
Вместо образовательных инициатив и профилактических мероприятий был предложен комсомол, который считался решением против разврата, венерических заболеваний и прочих отклонений в обществе. В качестве нормы принималась моногамная семья. Секс до брака, смена партнёра и разнообразие печати осуждалось. Однако, семья, по сути, не была самостоятельной ценностью, она была полностью под контролем коллектива, который осуществлял надзор. Как отмечает Лебина, педагогические и философские умы, такие как А.Б. Залкин, искали способы, чтобы обосновать необходимость угнетения естественных человеческих чувств, настойчиво пропагандируя «колоссальные возможности советской общественности в области сублимации эротических запросов».
В соответствии с этой морали, продажа своего тела считалась тяжким преступлением. Во второй половине 30-х годов отношение к проституткам стало еще более строгим. Воспитательные колонии перешли в ведение НКВД. Пойманные женщины отправлялись на Север, где, согласно словам Лебиной, обслуживали целые бригады лесорубов, а иногда их карьера заканчивалась расстрелом.
Пропаганда социалистического аскетизма продемонстрировала свою эффективность. К концу 30-х годов сексуальное пространство стало дефицитом. В стране наступила эпоха красного пуританства.
Застой и перестройка. От преступности до элиты
Когда речь идет о советской проституции, журналисты обычно выявляют 20-е или 80-е годы. Причина этого — недостаток открытых источников в другие периоды. В сталинскую эпоху, во времена Хрущева или застоя о девушках легкого поведения почти не упоминалось.
Советское правительство приняло решение об игнорировании этой проблемы, решая, что, возможно, такие ситуации сами собой исчезнут. Даже в научных исследованиях в области криминалистики не шла речь о проституции.
Несмотря на это, небольшой контингент проституток оставался в крупных городах и в послевоенное время, и в времена Брежнева. В редких публикациях лишь упоминались о притонах разврата и сводничестве — это были почти единственные обвинения, предъявляемые к женщинам легкого поведения. Например, заведомо известный очищающий работник, который работал при гостинице «Душанбе», подыскивал различным клиентам женщин, рассказывая их местонахождение. К тому же он приглашал к себе различных лиц для обеспечения сексуальных услуг — об этом скупо сообщалось в статье, посвященной укреплению законности и правопорядка.
Проститутки стали обыденностью в криминальном мире СССР, взаимодействуя с валютными спекулянтами, хозяевами притонов и фарцовщиками. КГБ также использовал их в своих интересах, не напрямую разумеется, но как источник ценной информации.
Возврат к публичной дискуссии о проституции состоялся лишь в 80-х годах. В страну пришла гласность, и с ней неприятная правда.
Первая статья о проститутках, написанная Евгением Додолевым в «Московском комсомольце», вызвала настоящий скандал. Публикация следующего номера с продолжением была отложена на день.
Хотя статья была полна осуждения, но это уже не походило на запугивание и насмешки 30-х годов. Автор искренне признавал: жизнь проституток очень хороша. Даже лучше, чем у большинства советских граждан, и они вызывали зависть.
Тем не менее, речь шла о девушках, обслуживающих иностранцев. Их оплата производилась в иностранной валюте, что создавало опасную связь с мафией валютных спекулянтов. Доллары и франки давали возможность получить доступ к известной «Березке», где можно было приобрести качественные товары по приличным ценам.
Проститутки, однако, не ограничивались покупкой только обуви и одежды. Сообщалось, что они могли ужинать в элитных ресторанах, находиться под воздействием наркотиков и не испытывать подчиненности к начальству, что освобождало их от необходимости каждый день являться на работу к восьми утра. Летом им была открыта возможность проводить время на курорте в Дагомысе, на который советский инженер мог ждать несколько лет, а зимой разрешалось отправляться на Домбай. Закон о тунеядстве не применялся к ним, а ежели возникали проблемы, они могли просто купить себе место на позиции уборщицы, даже не посещая его.
Впечатляли и цифры, озвученные автором: у барышни по имени Барабаш (зарабатывавшей свои 100 долларов за десять минут) при обыске нашли облигацииThree percent loan на сумму 250 тысяч рублей! Средняя зарплата в то время составляла 179 рублей.
Журналист в дополнение к своим выводам добавлял: «Пятнадцатилетняя девочка, с замиранием души наблюдает за экстравагантной дамой, торопящейся к белому мерседесу. Оказалось, что такая дама живет в соседней квартире. А источник ее процветания نوجوانи во дворе обросли всевозможными слухами. Офарбленные и красивые в этом свете теряют клинический вид тридцати рублей, заработанных за летнюю практику, когда ропоется о кругленькой сумме, полученной за одну ночь».