У меня был очень хороший вокальный диапазон, и я невероятно любила музыку. Члены моей семьи настоятельно рекомендовали мне продолжить обучение в консерватории. Однако мой отец, проявив практичный подход, указал на то, что я ещё юна, и опера непременно требует определенных физических данных и зрелости. Он же добавил, что если я выберу театральный институт, то смогу развивать свои способности в разных направлениях — играючи, поя и танцуя.
Страшное детство, три развода и поздняя слава: испытания Алисы Фрейндлих
Алиса Фрейндлих — талантливая актриса, сыгравшая бесчисленное множество ролей на экране. Фильмы с её участием стали неотъемлемой частью золотого запаса отечественного кинематографа. Особенно высоко ценятся её роли в таких картинах, как «Служебный роман», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Сталкер» и «Жестокий романс». Эти роли остаются символами её выдающегося актёрского мастерства. Несмотря на солидный возраст, актриса продолжает исполнять главные роли в театре, демонстрируя выдающиеся способности.
Алиса Фрейндлих появилась на свет 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Её мама, Ксения Фёдоровна, и отец, Бруно Артурович — актёр, работавший в Ленинградском театре рабочей молодёжи. Когда отец возвращался с репетиций, он всегда после обеда собирался немного вздремнуть. Этот дневной сон был для него необходимой практикой, чтобы психологически подготовиться к вечернему спектаклю, создавая атмосферу нового дня. Эту привычку он также привил и мне, — делилась свои воспоминаниями о детстве Алиса Фрейндлих.
Мечта её матери была, чтобы дочь носила имя Наташа. Однако отец и бабушка взяли на себя инициативу и настояли оставить имя Алиса, утверждая, что Наталья Бруновна Фрейндлих звучит странно. В графе национальности, по настоянию матери, значилось — русская.
К несчастью, незадолго до начала войны Алексей и Ксения расстались. Бруно уехал на гастроли в Ташкент, и девочка осталась под опекой матери.
В 1941 году, когда Алиса пошла в первую классе физико-математического лицея, началась блокада Ленинграда. Самым ярким воспоминанием моего детства осталась война и блокада. Я до сих пор помню, как болезненно смотрела на часы, ожидая, когда стрелка наконец дойдет до времени, когда можно будет получить крошечный кусок хлеба. Нашу жизнь организовала бабушка в строгом режиме — и благодаря этим мерам мы выжили, — делилась переживаниями артистка.
После войны Алиса вместе с матерью провела три года в Таллине, после чего, в 1948 году, они вернулись в Ленинград. Она продолжила обучение в той же школе, где вступила в театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Заканчивая школу, Алиса знала: она поступит в театральный институт, и в 1953 году уже успешно училась в Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского.
Творчество
Кинематографическая карьера Алисы Фрейндлих началась в 1955 году, когда она сыграла эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники».
Однако её путь в кино оказался непростым. Лишь в 1974 году актрисе удалось получить первую значимую роль в фильме «Анна и Командор». Следующей заметной работой стала «Соломенная шляпка».
Федеральную популярность и признание актрисе принесла роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедии «Служебный роман». Эта работа пользовалась огромным успехом и поныне остаётся визитной карточкой звезды, и сама артистка называет её одной из своих наиболее любимых ролей. Из-за съёмок в фильме ей приходилось на месяц ночевать в поезде, так как её муж и режиссёр Игорь Владимиров был против её участия в проекте. Эльдару Рязанову пришлось долго уговаривать её мужа согласиться на этот шаг. В конечном итоге, Владимиров согласился, но только при условии, что репертуар театра не пострадает. По этой причине Фрейндлих приходилось почти месяц ночевать в поезде «Красная стрела», который возил её из Москвы в Ленинград и обратно. Актриса вспоминала, как легко ей работалось с Рязановым, что позволяло избежать крайнего утомления от плотного графика съемок.
После этого триумфа Алиса Бруновна исполнила одну из наилучших ролей, отмеченную критиками. Она сыграла королеву Анну в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетера». «Я никогда не видела живую королеву, украшение лишь по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром стремились сделать её максимально земной женщиной, которая испытала все — любовь, ревность, страх и триумф», — делилась своими размышлениями Фрейндлих.
Кроме того, именно «Служебный роман» принёс ей достаточный гонорар, на который она смогла приобрести свою первую машину — это были Жигули. Водительское удостоверение Алиса получила в 1978 году. В дальнейшем она сменила множество автомобилей, но в результате последнего выбора продала его, усталая от многократных застоев в пробках.
Личная жизнь
Алиса Фрейндлих вышла замуж в студенческие годы. Её первым избранником стал однокурсник, Владимир Карасев. Однако этот брак не продлился долго, так как он завершился вскоре после окончания института.
Через несколько лет актриса вышла замуж за другого студента, Бориса Зона — Игоря Владимирова, который уже к тому моменту успел развестись с Зинаидой Шарко (также учившейся у Зона). В этом союзе Фрейндлих родила единственную дочь Варвару, которая позже, как и родители, поступила в театральный вуз, проявила себя в нескольких художественных фильмах (она стала известной кинокритикам как Варвара Владимирова) и вышла замуж за политика Сергея Тарасова, который стал вице-губернатором Санкт-Петербурга в 2003 году, а затем сенатором в 2008 году (гибель его пришлась на 2009 год). Благодаря этому браку у Алисы Бруновны появились двое внуков — Никита (продюсер и режиссёр) и Анна.
Алиса Фрейндлих: «Моя дочь Варвара пошла учиться в театральный институт, хоть и была очень стеснительной. Ей было нелегко, ведь её постоянно сравнивали со мной. Это сравнение заставляло её ощущать интенсивнейшую нагрузку и мешало раскрыть её собственный актёрский потенциал». (Журнал Woman Journal)
С Игорем Владимировым она прожила около двадцати лет. После развода Алиса вышла замуж в третий раз — за художника и актёра Юрия Соловья, с которым она познакомилась в Театре им. Ленсовета, где он тоже работал. Юрий был на пятнадцать лет моложе Алисы.
Эти отношения длились до 1990 года, а потом Алиса Бруновна возвратилась к одиночеству, в то время как её бывший супруг, женившись вновь (на другой своей коллеге по театру — Римме Шибаевой), эмигрировал в Германию.
Алиса Фрейндлих: «Если рассматривать то, что предначертано нам судьбой, Всевышним и природой, то, безусловно, женщина, прежде всего — мать. Однако не всем выпадает счастье стать матерью. В такой ситуации важно состояться в творчестве. Возможности для самовыражения огромны — будь то домашние дела, садоводство, живопись или пение». (Журнал Woman Journal)
Фильмография (избранное)
- Родители строгого режима (2022)
- Карп отмороженный (2017)
- Большой (2016)
- Бульварное кольцо (2014)
- Линия Марты (2014)
- Васильевский остров (2009)
Возвращение мушкетеров (2009)
Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (2008)
Калифорнийская сюита (2007)
На Верхней Масловке (2004)
Женская логика (2002–2006)
Охота (1994)
Подмосковные вечера (1994)
Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя (1993)
Мушкетеры двадцать лет спустя (1992) - Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988)
- Чехарда (1987)
Тайна Снежной королевы (1986)
Прости (1986)
Простая смерть… (1985)
Успех (1984) - Жестокий романс (1984)
- Клетка для канареек (1984)
Идеалистка (1982)
Спасибо за нелетную погоду (1981) - Опасный возраст (1981)
- Три года (1980)
Сталкер (1979)
Д’Артаньян и три мушкетера (1979)
Старомодная комедия (1978)
Служебный роман (1977)
Принцесса на горошине (1976)
Всегда со мною… (1976)
Агония (1975)
Анна и командор (1975)
Ковалева из провинции (1975) - Соломенная шляпка (1974)
- Мелодии Верийского квартала (1974)
- Исполняющий обязанности (1973)
Моя жизнь (1973)
Тайна железной двери (1970)
Вчера, сегодня и всегда (1969)
Вальс (1969)
Любить (1968)
Город и песня (1968)
12 стульев (1966) - Похождения зубного врача (1965)
- Первый посетитель (1965)
Полосатый рейс (1961)
Повесть о молодоженах (1959)
Город зажигает огни (1958)
Таланты и поклонники (1955) - Неоконченная повесть (1955)
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Сколько лет Алисе Фрейндлих
- Издательство |
- Правовая информация |
Алиса Фрейндлих родилась в Ленинграде 8 декабря 1934 года. Её отец, Бруно Артурович Фрейндлих, был актёром Ленинградского театра рабочей молодёжи (ТРАМ), а мать — Ксения Фёдоровна Фёдорова, в молодости также была актрисой, однако позже стала бухгалтером в Центральной сберегательной кассе номер 1874 Октябрьского района Ленинграда.
Алиса Фрейндлих: «Мои родители познакомились в ТРАМе — театре рабочей молодёжи. Они собирали там всех, кто занимался театром: пел, танцевал, играл. Представления мы давали по областям. Моя мама — псковитянка, и именно там её заметили и пригласили в этот театр. Играя вместев ТРАМе, родители и поженились.
Цитата взята из журнала «7 Дней», № 44 (01.11.2012)
Родители будущей актрисы расстались еще до войны. В это время отец во время войны находился в эвакуации в Ташкенте, где он женился во второй раз и у него родилась дочь Ирина.
Алиса Фрейндлих: «Первым уехал папа — он эвакуировался с ТЮЗом, где к тому времени работал. Улетел последним самолетом, и именно тогда началась блокада. Мы с мамой так и не поехали, не знаю почему. Может быть, нас просто не могли взять. Отец так и не вернулся — в эвакуации у него появилась новая семья.
Цитата взята из журнала «7 Дней», № 44 (01.11.2012)
Мама Алисы в военное время работала на военном заводе в Ленинграде. Будущая звезда училась в среднем учебном заведении номер 239, а в 1946 году она вместе с матерью переехала в Таллин к родственникам. В Эстонии её мать вышла замуж за моряка.
Алиса Фрейндлих: «В 1946 году мы с мамой уехали в Эстонию. В Питере тогда нельзя было ничего поесть — там был сильный голод, а там нам хоть как-то удавалось прокормиться. Я училась в Таллине, а мама работала на сборке овощей, копая картошку. Она вышла замуж и у меня появился отчим — моряк. Но после войны он стал подвержен алкоголизму, и мать сбежала от него. Мы вернулись в Ленинград.
Цитата взята из журнала «Караван историй», № 11 (01.11.2007)
Вернувшись в Ленинград в 1948 году, Алиса продолжила своё образование в 239-й школе и доучивалась уже в родном городе. Она также посещала театральный кружок, который вела известная актриса Мария Александровна Призван-Соколова.
Звания
▪ Заслуженная артистка РСФСР (1965)
▪ Народная артистка РСФСР (1971)
▪ Народная артистка СССР (1981)
▪ Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского — за исполнение ролей Щеголевой, Ковалевой и Малыша в спектаклях «Человек со стороны», «Ковалева из провинции» и «Малыш и Карлсон» (1976)
▪ Орден Трудового Красного Знамени (1986)
▪ Премия «Ника» в номинации Лучшая женская роль второго плана за фильм «Подмосковные вечера» (1994)
▪ Орден Дружбы — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами (1994)
▪ Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства — за выдающееся исполнение ролей классического репертуара (1996)
▪ Царскосельская художественная премия (2000)
▪ Премия «Кумир» (2000, 2001)
▪ Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства — за спектакль Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова «Аркадия» (2001)
▪ Театральная премия «Золотая маска» в номинации За честь и достоинство (2001)
▪ Орден За заслуги перед Отечеством IV степени — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства (2004)
▪ Международная премия К. С. Станиславского за вклад в развитие актерского искусства (2004)
▪ Премия «Ника» в номинации Лучшая женская роль за фильм На Верхней Масловке (2005)
▪ Премия «Золотой софит» в специальной номинации Актер года (2005)
▪ Театральная премия «Золотая маска» за лучшую женскую роль («Оскар и Розовая Дама», театр им. Ленсовета) (2006)
▪ Орден Святой Екатерины II степени — за спектакль «Оскар и Розовая дама» (2007)
▪ Государственная премия Российской Федерации— за создание художественных образов, ставших классикой отечественного театрального и киноискусства (2008)
▪ Орден За заслуги перед Отечеством III степени — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность (2009)
▪ Орден Почета — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность (2014)
Начало творческой карьеры и два замужества
Уже будучи студенткой, Фрейндлих снялась в нескольких незначительных эпизодах в драмах: «Бессмертная песня» (где её имя не указано в титрах) и «Таланты и поклонники» (где главные роли исполняли Павел Кадочников и Тамара Алешина). На третьем курсе Алиса влюбилась в однокурсника Владимира Карасева и вышла замуж за него. Вместе они получили дипломы и попали в театр имени Веры Комиссаржевской. Однако, находясь в комнате, предоставленной молодоженам семьёй Фрейндлих, оба поняли, что ещё не готовы к семейной жизни. Работа в театре также требовала полной самоотдачи, и чувства постепенно угасали, в итоге пара распалась. Кроме того, не последнюю роль в разводе сыграла новая встреча Алисы с режиссёром Игорем Владимировым, которого пригласили в театр для постановки спектакля «Время любить». Фрейндлих была очарована известным в театральных кругах ловеласом, который обладал отменным чувством юмора. Он был на 16 лет старше её, мудрее и опытнее. Сразу оценив её талант, Владимиров настоял на том, чтобы Алиса перешла в театр им. Ленсовета, где он был главным режиссёром. Вскоре, после развода с Зинаидой Шарко, Игорь Петрович сделал предложение Фрейндлих, и они поженились.
«Он изменил мою судьбу – благодаря ему меня начали замечать. Мы были не только супружеской парой, но и крепким творческим союзом. Как я, он испытывал к музыке не просто влечение, а был от неё в полном восторге. Поэтому он поставил много музыкальных спектаклей. Именно музыка открывает актёрскую душу и расширяет восприятие зрителей», — говорила о своем муже Алиса Бруновна.
В практически всех своих постановках Игорь создавал роли для Алисы, позволившие ей продемонстрировать все грани её таланта. Она прекрасно сыграла Элизу Дулиттл в музыкальной пьесе «Пигмалион», Татьяну в пьесе Арбузова, Селию Пичем в «Трехгрошовой опере», Гелену в «Варшавской мелодии». Зрители, желающие увидеть настоящую звезду, стали приходить именно на её выступления. Среди её лучших театральных работ можно выделить Катерину Ивановну из «Преступления и наказания» и Раневскую из «Вишневого сада».
Роли в кино
Тем не менее, с кинокарьерой у Фрейндлих дела обстояли иначе. Хотя она была уже известной театральной актрисой, ей не предлагали серьёзных и ярких ролей в кино, где она исполняла лишь второстепенные персонажи в телевизионных фильмах. Единственной запоминающейся работой в этом периоде стала баронесса де Шампеньи из «Соломенной шляпки», музыкального телефильма с Андреем Мироновым в главной роли. Алиса могла исполнять роль в «Гусарской балладе», но Эльдар Рязанов не утвердил её на эту роль, посчитав слишком женственной. Как оказалось, операторам было сложно снимать её лицо, которое, по их мнению, не соответствовало требованиям. В её кинокарьере могли быть и другие роли от Эльдара Рязанова. Например, написанная специально для неё роль Алевтины в фильме «Зигзаг удачи» отошла Валентине Талызиной, поскольку Фрейндлих в то время готовилась стать матерью. В 1968 году она действительно стала матерью — у неё родилась дочь Варвара, а в 1971 году она потеряла свою мать Ксению Фёдоровну, ушедшую из жизни от инсульта. У актрисы также был шанс сыграть Надю Шевелеву в фильме «Ирония судьбы…», но и эта возможность не срослась. Тем не менее, именно Эльдар Рязанов стал автором роли, которая сделала её знаменитой на всю страну. Роль Людмилы Калугиной из «Служебного романа» осталась такой популярной, что женщины по всей стране стали делать прически, как у Калугиной, и обмениваться выкройками платьев, которые она носила в фильме. В этой картине зритель впервые услышал чистейшее сопрано Фрейндлих, когда она исполнила песню о беспокойной душе и о том, что важно принимать все жизненные трудности. Алиса призналась, что манеру хождения Калугиной она подглядела в жизни, а к встрече с главным героем, которого сыграл Андрей Мягков, готовилась так, как школьница готовится к экзаменам. Её волшебное преображение в фильме произошло благодаря актёрскому таланту и специальной пудре от Ланком, которую ей подарили. Благодаря этому удалось добиться незабываемого блеска её глаз и лицевой радости. После этого моментально открылись двери в большой кинематограф, где она успела сыграть множество замечательных ролей. Алиса Фрейндлих приобрела популярность, когда её заметил Андрей Тарковский, который пригласил её сыграть в «Сталкере» как жену главного героя (Александр Кайдановский). В это же время Георгий Юнгвальд-Хилькевич предложил ей роль Анны Австрийской в мини-сериале «Д’Артаньян и три мушкетера». Алиса также блистательно сыграла в драме «Агония» (в роли Анны Вырубовой) и в фильме «Опасный возраст» (где её героиней стала Лилия Родимцева). Зрители запомнили её колоритною роли Хариты Игнатьевны Огудаловой в «Жестоком романе», где её партнёрами были Никита Михалков и Лариса Гузеева. Эту работу она завершила уже в статусе народной артистки СССР и разведенной женщины.
Алиса Фрейндлих: биография актрисы
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в заколдованном зимнем Ленинграде, и случилось это 8 декабря 1934 года. Вот что биографы рассказывают о её жизни:
Детство
Её мать изначально жила в Пскове, участвовала в самодеятельности. Переехав в Ленинград, она выбрала для себя драматические курсы, где и встретила будущего супруга.
Отец Алисы, Бруно Фрейндлих, имел немецкие корни и принадлежал к семейному роду стеклодувов, занимался игрой в самодеятельном театре. При её рождении Алису записали как русскую. Родители расстались перед началом войны, и почти вся семья отца уехала за рубеж, спасаясь от гонений. Алиса с матерью осталась в городе на Неве, и в 1941 году она пошла в школу.
Военное время и блокада города стали тяжелейшим периодом в её жизни. После войны она с матерью несколько лет жила в Таллине, а потом вернулась в родной город, где одновременно появился её отец с новой семьей и сводной сестрой Ириной. Отношения между семьями были весьма напряженными.
Но в то же время девочка была погружена в учебную и творческую жизнь — начала посещать театральный кружок, которым руководила известная актриса М. Призван-Соколова. Именно она открыла двери к успешной карьере для юной алисы.
Учёба и первая театральная труппа
Актёрская биография Алисы Фрейндлих началась в 1953 году: после школы девушка выбирала между оперой и театром. Верная наставница М. Призван-Соколова с супругом поддержали её выбор театрального вуза в Ленинграде, и Алиса была принята в институт на курс Бориса Вульфовича Зона.
Прилежная студентка не раз получала грамоты и премии. В это же время произошли и другие важные события:
- Фрейндлих получает первые эпизодические роли.
- Она выходит замуж за однокурсника Владимира Карасева и затем разводится с ним.
После дипломного спектакля, получив отличную характеристику от руководителя, Алиса попадает в труппу драматического театра имени Комиссаржевской. Здесь её ожидало серьезное обучение в актёрском искусстве, включая роли мальчиков. Тем не менее за короткий срок Алиса Бруновна исполнила 10 ролей и снялась в двух фильмах, что стало значительным достижением.
Театр Ленсовета и новый наставник
Знакомство с Игорем Владимировым открыло Алисе Фрейндлих новые горизонты: в возрасте почти тридцати лет она не только стала ведущей актрисой театра имени Ленсовета, но и законной супругой талантливого театрального режиссера.
Работа под руководством Владимировым стала пиком её театральной карьеры. В 1968 году у их семьи родилась дочь Варвара.
Активное развитие кинокарьеры
К началу 70-х Алиса уже была широко известна в мире кино. Поэтому Эльдар Рязанов, который ранее попытался создать с ней сотрудничество, вновь пригласил её в свою новую ленту. После «Служебного романа», в котором она была удостоена награды как лучшая актриса года.
К концу 70-х актриса уже носила звание народной артистки, развелась с супругом и решила перейти в другой театр.
Третий брак, третий театр и застой в кино
С 1983 года Алиса начинает работать в Большом драматическом театре. Она вновь выходит замуж за юного артиста Юрия Соловья (в дальнейшем ставшего известным художником).
Перемены в жизни талантливой актрисы после 1990 года не всегда оказывались приятными. В 1990-м Алиса развелась с мужем, в стране начался кризис, отразившийся на культурной жизни.
Алиса Фрейндлих: фильмы, актерская деятельность
За свою карьеру актрисы было более 50 спектаклей и более 50 фильмов, за которые она получила множество наград. В 2012 году её арсенал насчитывал:
- 5 орденов.
- 16 премий национального и государственного уровня.
Алиса Фрейндлих по-прежнему пользуется популярностью, с той же интенсивностью, что и ранее. Блестящая кинокарьера началась с небольших эпизодов в фильмах, где её имя даже не упоминалось:
- «Таланты и поклонники»;
- «Бессмертная песня».
Наиболее значимые роли в кино
С 1974 года в её кинокарьере происходит активизация. На экраны выходят сразу несколько фильмов с её участием, включая «Агонию» и «Анна и Командор».
Большинство зрителей запомнили Алису Бруновну по яркой роли в «Соломенной шляпке», где она играла в компании с кумиром своего поколения — Андреем Мироновым.
Несмотря на то, что ранее ей предлагались роли в культовых фильмах Эльдара Рязанова, однако из-за разных обстоятельств заключение не состоялось. Тем не менее, роль Людмилы Калугиной в «Служебном романе» обеспечила её такую популярность, что она мгновенно стала знаменита.
Затем Алиса исполнила роль жены главного героя в фантастическом фильме-притче «Сталкер», снятом Андреем Тарковским. Значимой считается и её роль Анны Австрийской из фильма «Три мушкетера».
Самые яркие театральные роли
Благодаря второму супругу Алиса Фрейндлих была замечена театралов. Творческий союз привел к созданию ярких театральных постановок:
- «Пигмалион» (роль Элизы Дулиттл).
- «Татьяна» (главная женская роль).
- «Трехгрошовая опера» (Селия Пичем).
- «Варшавская мелодия» (роль Гелены).
- «Преступление и наказание» (Катерина Ивановна).
- «Вишневый сад» (Раневская).
Зрители, наблюдая за её исполнением на сцене, влюблялись в неё с первого взгляда. Они приходили в театр не просто ради изысканных спектаклей, а ради её участия. За долгие годы театральной карьеры ничего не изменилось: её по-прежнему любят и ждут. Не имеет значения, сколько лет Алисе Фрейндлих — она продолжает играть в театре до сих пор.
Талантливая актриса и яркая личность, Алиса Бруновна уважаема и любимая поклонниками, а её творческое наследие обогатило фонд кино замечательными картинами, которые несомненно хочется пересматривать снова и снова.