Общественное восприятие семьи Чикатило оказывается довольно сложным и многоаспектным. Если жена маньяка вызывает непонимание и осуждение, то в отношении дочери наблюдается скорее восхищение и сочувствие. Сын воспринимается как неоднозначная фигура, вызывающая различные сомнения и настороженность.
Чикатило, Сливко, Попкова: жены маньяков, которые ни о чем не подозревали
Эти женщины утверждали, что не имели ни малейшего представления о темных делах своих мужей. Может ли существовать такая слепая преданность? Кем же являются жены маньяков и серийных убийц в нашем обществе?
Почти невозможно осознать, что любимый человек ведет двойную жизнь, оказываясь серийным убийцей. Однако также трудно поверить и в то, что самые близкие люди таких маньяков – их супруги – не догадывались о том, какие злодеяния творятся в тени повседневной жизни. Так действительно ли жены этих убийц не подозревали, с какими чудовищами они делят свою жизнь, или они просто намеренно закрывали глаза на подозрительные признаки, которые им были известны лишь им самим?
Феодосия (Евдокия) Чикатило
Жена безумного маньяка Андрея Чикатило, которого обвиняют в убийстве от 46 до 53 человек (по различным оценкам)
Следственные органы установили, что ростовский маньяк Андрей Чикатило является виновником смерти как минимум 65 человек. Однако довести до суда удалось лишь 53 дела, а добиться юридически обоснованного решения — лишь по 43 из них. В течение 12 лет, с 1978 по 1990 год, Чикатило совершал акты насилия, жестокости и убийств по отношению к людям разных возрастов, включая детей. Однако его супруга даже не могла предположить, что она является женой серийного убийцы.
Жена маньяка Чикатило до самого конца не верила в то, что ее хороший и порядочный муж оказался убийцей.
Феодосия в молодости была знакома с сестрой Андрея, и в 1963 году именно она представила их друг другу. Между молодыми людьми разгорелся роман, который вскоре привел к их свадьбе: Андрей Чикатило тогда ещё не имел злоупотреблений и преступных наклонностей, до момента его первого убийства оставалось около 15 лет.
Муж и жена: маньяк Чикатило ещё не проявил свои страшные наклонности.
Феодосия утверждала, что перед свадьбой у них не было ни одного интимного контакта. С первой брачной ночи она заметила, что муж проявлял половую слабость и не мог осуществить половой акт без её помощи. На тот момент она воспринимала это как его застенчивость или скромность, склонясь к мысли, что такие проблемы могут быть временными.
Несмотря на редкие сексуальные контакты, у пары родились дети. Первый ребенок скончался в возрасте восьми месяцев. В 1965 году у них родилась дочь Людмила, а в 1969 году — сын Юрий. Поздние беременности, по словам Феодосии, завершились абортами, поскольку семье было сложно прокормить даже двоих детей. Узнав о проведенных абортах, Андрей Чикатило проявил эмоциональную реакцию — он заплакал, что может казаться удивительным с учетом его жестокости.
Начало супружеской жизни с Андреем проходило без особенно ярких конфликтов: он соответствовал многим критериям, по которым советские женщины оценивали мужчин — не пил, не курил, не изменял, не создавал скандалов и даже смог накопить на «Москвич». Но при этом он часто менял места работы, что становилось первым тревожным сигналом в жизни их семьи. Однако эта особенность не вызывала у его жены опасений, и она продолжала считать, что их жизнь обычна и спокойна.
Жена серийного убийцы терпела отсутствие интимности и не замечала странного поведения мужа.
Феодосия узнала о том, что её мужа уволили с должности завуча в школе-интернате из-за приставания к ученицам, после чего он устроился в ПТУ, но и там был уволен по аналогичной причине. Чикатило объяснял это тем, что его коллеги плетут интриги против него, и она охотно верила ему. Но неужели никто из знакомых не сообщил ей о реальных причинах его увольнений? К тому же друзья уверяли, что фактически главой семьи была именно Феодосия, к которой он всегда прислушивался, за исключением вопросов, касающихся секса.
С 1981–1982 годов муж стал испытывать еще большее половое бессилие. Феодосия вспоминает: «Я была здоровой женщиной и хотела близости с ним. Он делал попытки, но не возбуждался. Последние 6-7 лет я предлагала ему проводить со мной время, но он отказывался… В ответ на мои возмущения он говорил: ‘Ты, бездельница, зажирела. Что, мне тебе жеребца подать?’ В итоге почти все эти годы мы не имели близости».
При этом Чикатило часто уезжал в командировки, возвращаясь с запачканной землёй или даже кровью одеждой. Его жена по-прежнему ничего не подозревала. Однажды он заехал к дочери, забрал с собой внука и привез его к себе в гости на ночь. Ночью он попытался домогаться к ребёнку. Дочь Людмила, узнав о произошедшем, сразу прекратила общение с отцом и больше не разрешала ему видеть своего ребёнка. Однако Феодосия и в этот раз не обратила внимания на тревожные знаки, которые казались очевидными.
Жена Чикатило
Супругой преступника была Феодосия Семеновна Одначева. После замужества она переняла фамилию супруга, но в январе 1991 года, по рекомендации следователя, подала заявления в ЗАГС с просьбой вернуть себе девичью фамилию. Она решила продать квартиру в Новочеркасске и переехала в Харьков. На новом месте ей удалось устроиться на работу в детском саду заведующей, однако, когда стало известно о её муже, женщине пришлось уволиться и найти новую работу на рынке в качестве продавца.
Дети преступника
У Чикатило было двое детей: дочь Людмила и сын Юрий. Людмила тоже сменила фамилию на девичью фамилию матери. Она дважды выходила замуж — во втором браке у женщины родилась дочь. Сын Юрий два раза также менял фамилию — сначала на Одначев, а затем на Мирошниченко. Юрий проходил службу в Афганистане, где получил ранения. После возвращения он устроился на завод в Новочеркасске. В первый раз его судили в 1990 году: он получил два года условно за участие в ограблении на сумму 10 000 долларов. В 1996 году он вновь оказался на скамье подсудимых, на этот раз за рэкет, и получил наказание в виде двух лет в колонии. После этого, не успев выйти на свободу, Юрий снова попал в тюрьму, на этот раз на шесть лет в колонию строгого режима за ограбление. После освобождения он вернулся к матери, но в 2009 году был вновь арестован — уже за покушение на убийство.
Несмотря на 12 лет, проведенных в колонии, Юрий дважды женился. Вторая супруга родила ему сына, которого решено было назвать Андреем в честь любимого дедушки. Юрий не верит в преступления своего отца и желает вернуть себе фамилию Чикатило (отчество он оставил прежним). Он считает, что правоохранительные органы возложили на его отца ответственность за все нераскрытые преступления, желая этим повысить свои карьерные возможности и получить денежные награды.
Дочь потрошителя
Посложные отношения в семье также касались Людмилы Чикатило, чье детство было омрачено странностями поведения отца, вызывавшими страх у её подруг. Они даже рассказывали о его домогательствах по отношению к детям. И, учитывая причины увольнения Андрея с педагогической работы, такие опасения были вполне оправданы. Однако попытки Людмилы сообщить о своих переживаниях матери не увенчались успехом.
Рано начав самостоятельную жизнь, Лидия изредка навещала родителей вместе с сыном. Однако рассказ ребёнка о неприемлемом поведении деда вспыхнул скандалом и окончательным разрывом общения Людмилы с отцом. В ходе разбирательства стало известно, что маньяк действительно домогался к своему внуку. Оказавшись под стражей, Чикатило признал, что это правда.
После ареста Чикатило Людмила решила дистанцироваться от клейма позора, связанного с известностью своего отца, и отказалась от общения с представителями СМИ. Она вышла замуж дважды, и от второго мужа у неё родилась дочь.
Сын, отсидевший 12 лет и всё еще почитающий отца
В отличие от матери и сестры, Юрий Чикатило всегда открыто подтверждал свое родство с маньяком отцом и не испытывает стыда за его деяния. Более того, он даже повторил часть его криминального пути. После службы в Афганистане его криминальная карьера стартовала с ограбления вьетнамских торговцев: вместе с подельниками ему удалось завладеть товаром на сумму подделанных японских часов, ища товар на сумму 10 000 долларов. Со временем милиция быстро вышла на след одного из преступников, который выдал всех соучастников.
В будущем Юрий стал рассказывать о том, что взял всю вину на себя, чтобы его сообщники были отпущены. За это преступление он получил два года условно. Чикатило-старший предупредил юношу, приводя пословицу: «Сколько веревочке ни виться, а конец будет один». Скоро после этого разговора маньяк сам предстал перед судом.
После ареста отца Юрий вместе с матерью переехал в Харьков, но вскоре он вернулся на родину и вместе с друзьями стал заниматься криминальной деятельностью. В одном из интервью он признавался, что находился в незаконной перепродаже оборудования, вывезенного с Харьковского завода в Ростов.
Наращивая капиталы, Юрий приобрел BMW, арендовал двухэтажный дом и начал заниматься рэкетом, за что получил два года в колонии. Спустя всего четыре месяца на свободу его снова осудили за рецидив: он ограбил знакомую, забрав магнитолу, кухонный сервиз и алкоголь. На него также были поданы заявления от 22-летней ростовчанки, которая сообщила, что была изнасилована и запугивалась угрозами, связанными с его судьбой, а также сведениями о его отце.
Как успешный рецидивист, его приговорили к семи с половиной годам колонии. В 2009 году Юрий вновь окажется в заключении — уже по статье о покушении на убийство. Таким образом, в общей сложности, отбыв наказание, он провёл в местах лишения свободы около 12 лет и 8 месяцев.
Юрий согласился несколько раз на интервью и телепередачи, где он настаивал на невиновности своего отца. Он утверждает, что на его отце были возложены все нераскрытые дела, и тот на самом деле не мог совершить больше пятидесяти убийств.
Юрий женился в 1990-х, но после развода взял фамилию жены — Мирошниченко. Позже он нашел новую любовь. Сначала девушка не верила, что перед ней родственник маньяка, но вскоре пришла к выводу, что это не имеет значения. В настоящее время у Юрия трое детей. Первенца он назвал в честь деда — Андреем. В интервью он отмечал, что день рождения сына совпадает с днем казни его отца Андрея Чикатило, и этот день Юрий всегда помнит, вспоминая своего родителя.
Дочь, отказавшаяся от отца еще до ареста
Дочь Чикатило перестала общаться с отцом еще задолго до его ареста. Она рано влилась в самостоятельную жизнь, стала матерью и переехала в Харьков.
Однажды Андрей Чикатило заехал к дочери после очередной командировки и забрал с собой внука. Ночью ростовский потрошитель начал домогаться к мальчику, о чем тот сообщил Феодосии, а затем и Людмиле. Жена Чикатило не поверила ребенку, полагая это детской фантазией, но его мать устроила грандиозный скандал и прекратила общение с родителями с тех самых пор. Позже, уже под арестом, Чикатило признал свою вину, подтвердив факты домогательства к своему внуку.
После ареста Чикатило Людмила решила дистанцироваться от ужасной известности отца и отказывалась брать интервью. Она дважды была замужем, и от второго мужа у неё родилась дочь.