Тайна песни Владимирский централ – кто ее автор на самом деле: об этом спорят два криминальных авторитета и друг Михаила Круга

Вечер за решеткой постепенно угасает,
Солнце уходит, словно искра уголька,
На тюремных нарах мелодично напевает
Свою жалобную песню юноша.

Михаил Круг

Михаил Круг — выдающийся исполнитель, который завоевал титул короля русского шансона. Его музыкальные композиции стали знаковыми образцами в жанре тюремной романтики. Песни Круга пережили своего создателя и продолжают вдохновлять многих других исполнителей. По сей день на его творения создаются ремиксы, а молодежь, которая не застала артиста при жизни, знает его тексты наизусть.

Михаил Воробьев, известный широкой общественности как Михаил Круг, появился на свет 7 апреля 1962 года в Калинине (в настоящее время Тверь). Он вырос в семье с интеллигентными традициями: его отец, Владимир Михайлович, работал инженером-строителем, а мать, Зоя Петровна, была бухгалтером на хлопчатобумажном комбинате. Михаила назвали в честь деда-фронтовика. В детстве у него была мечта стать водителем и управлять автомобилем.

С юных лет парень проявлял интерес к музыке и был поклонником песен Владимира Высоцкого. Родственники подарили ему гитару, и вскоре он стал выступать перед дворовыми друзьями с песнями. По рекомендации учителей музыки, Михаил начал брать уроки игры на баяне, но его терпения хватило лишь на полгода. Образование не вызывало в нем особого интереса, и он часто прогуливал занятия в школе.

После окончания средней школы Михаил поступил в профессиональное техническое училище, чтобы обучиться на автослесаря. После завершения учебы его призвали в армию, где он служил в части, расположенной в городе Лебедине в Сумской области.

Вернувшись с военной службы, Воробьев работал развозчиком молочной продукции. Спустя десять лет он был повышен и стал начальником. По настоянию родителей жены Михаил поступил в политехнический институт, где началась его музыкальная карьера. Однако вскоре он бросил учебу и свою должность, вернувшись к работе водителем.

Музыка

Первые музыкальные произведения Михаил начал сочинять еще в юности. В 1987 году, будучи студентом, он узнал о конкурсе авторской песни, в жюри которого находился известный бард Евгений Клячкин. Михаил исполнил песню о Афганистане и, хотя не верил в свои шансы на победу, в конечном итоге занял первое место среди участников со всего Советского Союза.

Побеждённый волнением, но вдохновленный одобрением Клячкина, в 1989 году Михаил выбрал себе творческий псевдоним Круг и записал свой первый альбом «Тверские улицы» на одной из студий своего родного города. В него вошла одна из первых известных композиций шансонье — «Морозовский городок».

Михаил Круг в молодости

В начале своего творческого пути Михаил Круг познакомился с музыкантами из Тверского ДК «Металлист» и создал с ними группу «Попутчик». Первый концерт музыкантов состоялся в ресторане «Старый замок» в 1992 году. Позже этот коллектив принимал участие в записи всех альбомов певца.

Первый студийный диск «Жиган-лимон», записанный в 1994 году, принес Михаилу популярность. Несмотря на наличие блатного сленга в альбоме, Круг никогда не отбывал срок в тюрьме, а использовал подобные выражения из словаря внутреннего пользования НКВД 1924 года, случайно приобретенного на блошином рынке. В состав диска вошел трек «Кольщик», который стал одним из самых известных в репертуаре шансонье. Михаил посвятил три года на написание этой песни и сам относил ее к числу своих самых любимых.

Михаил Круг и Владимир Жириновский

В том же году Круг ввел в свой коллектив солистку Светлану Тернову и начал исполнять песни Александра Белолебединского. В 1996-м он записал свой первый видеоклип на песню «Это было вчера».

В 1998 году Михаил выпустил четвертый альбом «Мадам», в который вошла одна из его самых известных песен — «Владимирский централ». В 2000 году он выпустил шестой альбом «Мышка» и отправился в турне по Израилю, где также снискал огромный успех у слушателей.

В 2001 году Круг начал сотрудничество с певицей Викой Цыгановой. Музыканты выступали на концертах с такими композициями, как «Приходите в мой дом», «Две судьбы», «Белый снег», «Лебеди» и другими. После его трагической гибели вышел диск «Посвящение в память о Круге», куда вошли треки, исполненные дуэтом.

В 2003 году был выпущен последний альбом исполнителя под названием «Исповедь», который Михаил успел записать до своей трагической кончины.

Первая версия. Круг сам написал песню после поездки к Саше Северу

В 1995 году Михаил Круг отправился на тюремное свидание во Владимир к своему другу, вору в законе Александру Северову. После этой встречи он и написал песню «Владимирский централ». Это версия создания песни, изложенная в книге «Жизнь и смерть Михаила Круга». Также в этой книге упоминается легенда о первой версии песни, где вместо строчки «Владимирский централ — ветер северный» было «Владимирский централ — Саша Северный». Однако друг Круга возразил против своего упоминания и попросил изменить текст. Сам Круг никогда не подтвердил эту версию, но она стала распространенной и упоминается во всех трудах о песне «Владимирский централ».

Существует еще одна легенда, согласно которой текст этой песни действительно написал Северов. Он с детства увлекался поэзией и показывал свои стихи Михаилу, когда тот навещал его в тюрьме. Об этом сообщает Лента.ру. В 2012 году вышел документальный фильм НТВ, где также неоднократно намекалось, что именно Северов является автором стихов для «Владимирского централя» и передал их Кругу. Однако никаких надежных доказательств и фактов этой информации не существует.

Это интересно:  Никита Кологривый

Кто писал песни кругу 2

В 2003 году о своем авторстве объявил заключенный из Санкт-Петербурга Евгений Николаев. Он утверждал, что общался с Кругом и в 1997 году насвистел ему строки:

Питерский централ, ветер северный,
Этапом на Кресты, срок немереный,
Упал на плечи, словно груз,
Питерский централ, ветер северный,
Когда суд банковал мне срок немереный,
Не тюрьма меня сгубила, а к одиннадцати туз.

Круг изменил некоторые детали и выпустил песню под своим именем. Тем не менее, Николаев не испытывал обиды и даже радовался, что песня стала успешной. К слову, одна из спорных строк в песне — «Этапом из Твери — зла немерено». Однако стоит отметить, что заключенных не этапировали из Твери во Владимир, и, скорее всего, Круг использовал название своего родного города для красивой рифмы, так как там он познакомился с Северовым.

Третья версия – Круг написал песню по настоянию друга-музыканта, который вдохновился книгой о Владимирском централе

Музыкант Леонид Ефремов (также композитор песни «Светочка» для Круга) однажды дал интервью, в котором рассказал, как он посоветовал Михаилу создать хит о тюрьме. Они оба подумали о том, чтобы песня была о Бутырской или Матросской тишине, и в этот момент Ефремов вспомнил книгу Владимира Буковского «И возвращается ветер…», в которой описываются испытания жизни в Владимирской тюрьме. По его словам, Круг ознакомился с книгой и ответил: «Я сейчас много по зонам пою, езжу. Попробую пробить Владимирку, нужно разобраться, что к чему…».

Творчество

Свои первые музыкальные произведения Михаил Воробьев начал писать довольно рано. Когда ему исполнилось 25 лет, в политехническом институте, где он обучался, проходил конкурс авторской песни. Одним из судей этого конкурса был знаменитый бард Евгений Клячкин. Супруга Михаила убедила его участвовать в конкурсе, прекрасно понимая его талант. Перед выступлением молодой артист очень волновался и даже выпил немного водки для успокоения. Он исполнил песню об Афганистане и, перестав переживать, стал ожидать результатов, не веря в свою победу. В конкурсе принимали участие исполнители со всего Советского Союза, и, к его удивлению, Михаил вышел победителем.

Евгений Клячкин оставил много положительных комментариев о молодом исполнителе. Воодушевленный его похвалой, Воробьев через два года выбрал себе псевдоним Круг и записал свой первый альбом под названием «Тверские улицы». В этом альбоме можно найти одну из ранних песен Михаила — «Морозовский городок», посвященную району его детства. В дальнейшем исполнитель выпустил еще два альбома, которые впоследствии были украдены и переписки пираты. В итоге, его песни разошлись по России большими тиражами.

В начале своего творческого пути Михаил Круг познакомился с музыкантами ДК «Металлист». Так родилась группа «Попутчик». В 1992 году они провели свой первый концерт в ресторане «Старый замок», и именно этот коллектив стал участником записи всех альбомов певца из Твери.

Первый официальный альбом «Жиган-лимон», записанный на студии «Союз», вышел в 1994 году. Михаил вложил в запись много средств, но так и не получил ни копейки от компании. Хотя Круг никогда не имел проблем с законом, в альбоме много блатного сленга. Для написания своих блатных песен он использовал специальный словарь НКВД, выпущенный в 1924 году, который совершенно случайно нашел на блошином рынке. Эта книга значительно расширила его словарный запас и обогатила его тексты.

Слушайте «Жиган-лимон» — Михаил Круг на Яндекс.Музыке

Песни этого исполнителя мгновенно становились хитами, а самого Михаила все чаще стали называть звездой русского шансона. Его восходящая звезда не вызывала зависти среди других исполнителей этого жанра, которые относились к Кругу весьма лояльно. При этом официальная эстрада упрекала певца за то, что он потакает эстетическим запросам тех, кто связан с уголовными преступлениями. В этом обвинении есть определенная доля правды. На самом деле, песни Круга стали популярными в криминальной среде, и сам он нередко бывал на гастролях в местах лишения свободы с концертами.

В 1995 году был снят документальный фильм «Бард Михаил Круг». На следующий год артист записал свой третий альбом, который получил название «Живая струна». В 1996 году Круг снял свой первый видеоклип на песню «Это было вчера». В 1997 году он отправился на гастроли за границу и стал участником фестиваля «Русский шансон» в Германии, где его тепло приняла русскоязычная аудитория. В это время он сотрудничал с солисткой Светланой Терновой и исполнял песни Александра Белолебединского.

Четвертый альбом «Мадам» (выпущенный в 1998 году) включает в себя знаменитую песню «Владимирский централ». Благодаря этому произведению популярность Михаила значительно возросла, хотя его продолжали критиковать за излишнюю «тюремную» романтику. Существует версия, что эту песню Михаил посвятил Саше Северу, своему давнему другу из криминального мира. Возможно, это так, но официального подтверждения от самого исполнителя не последовало.

Личная жизнь

Знаменитый шансонье был дважды женат. Его первой избранницей была Светлана, невероятно талантливая женщина. Молодые люди встретились в 1986 году, когда Светлана была студенткой и увлекалась музыкой. Она была соло-гитаристом в музыкальном коллективе политехнического института. Светлана стала верной музой Михаила, активно поддерживала его и помогала развивать его способности, находила фестивали и конкурсы, где он мог показать свой талант.

Михаил Круг и Светлана Тернова

Спустя год после знакомства молодые люди связали себя брачными узами. Они сильно отличались друг от друга: Светлана была отличницей и закончила престижный вуз, тогда как Михаил не проявлял интереса к учебе. Это обстоятельство не нравилось ее родителям, особенно матери, которая была фактически главой семьи. В их семье родился сын Дмитрий, и совместная жизнь стала еще более сложной. Вместе супруги смогли прожить лишь 4 года, после чего последовал развод. Дмитрий очень похож на своего отца и получил достойное образование, также он работает в правоохранительных органах.

Это интересно:  Иван Андреевич Ургант

Михаил Круг с Ириной Глазко

В 2000 году Круг вступил в новый брак с Ириной Глазко. Они познакомились во время гастролей в Челябинске, где Михаил предложил Ирине работу костюмером в своем коллективе. Она приняла предложение, а через год они начали жить вместе. У Ирины уже была дочь, а в 2002 году у них родился общий сын по имени Саша. После гибели Михаила Ирина продолжила его дело, став исполнительницей Ираной Круг.

Творческий путь

В 1987 году Михаила отправили на обучение в политехнический университет, который он вскоре бросил. В том же году он решил участвовать в конкурсе авторской песни, где презентовал свою композицию о Афганистане и занял первое место.

Михаил Круг в молодости и в армии

Эта первая победа придала ему уверенности в собственных силах, и он серьезно занялся написанием песен. На его творчество оказал влияние бард Сергей Клячкин, который произнес: «Миша, тебе нужно работать…». Начинающий музыкант выбрал себе псевдоним Михаил Круг. Почему именно такой? Точного ответа мы не имеем, но, по словам его матери, это связано с его взглядом на круг как на символ равенства:

«Ему нравилась эта фигура. Он говорил мне: Если встать в центре круга, ты будешь одинаково удален от любой точки. И, во-вторых, как в сказках: Если случается какая-то неприятность, очерти вокруг себя круг — и ты окажешься в безопасности».

Однако существует мнение, что Михаил назвался Кругом в честь персонажа из его любимого советского сериала «Ошибка резидента».

На фото: Михаил Круг и Светлана Тернова, его бэк-вокалистка

В 1989 году Круг выпустил свой первый альбом под названием «Тверские улицы». В 1990 году вышел второй альбом — «Катя», а третий не имел названия. Однако ни одна из этих пластинок не вышла официально, все разошлись по России в пиратском формате. Позже крупнейшая часть композиций с этих альбомов была перезаписана Кругом на следующих пластинках. В 1998 году с творчеством русского исполнителя познакомились русские мигранты по всему миру, а в 2000 году он осуществил тур по Израилю. Михаил часто дал бесплатные концерты в местах лишения свободы, что также добавляло популярности его имиджу. Несмотря на это, сам артист никогда не отсидел никакой срок.

Круг исполнял преимущественно свои песни, однако некоторые композиции для него написаны Александром Белолебединским, такие как «Я прошел Сибирь», «Окончен процесс», «Здравствуй, мама», «Искры в камине», «Плачь, скрипка (В каждом городе)», «Хаим» и «Студентка». Эти песни ранее исполнял Аркадий Северный. Песня «Светочка» была написана Леонидом Ефремовым, а Круг лишь немного изменил текст оригинала. Песни Круга – олицетворение блатной романтикиНаиболее популярной и любимой поклонниками стала песня Михаила «Владимирский централ», ставшая одной из самых известных в русском шансоне. Она впервые прозвучала в альбоме «Мадам» (в 1998 году). Предполагается, что она была посвящена вору в законе Саше Северному. Михаил Круг с первой женой и сыном ДмитриемВ 2000 году Круг женился второй раз. Его новой избранницей стала официантка из Челябинска Ирина, в которую он влюбился с первого взгляда. Для того чтобы быть рядом с ней, он предложил ей работу костюмером, но вначале она отказалась. Однако впоследствии Ирина согласилась на предложение и в течение года работала с ним. Михаил снял для нее квартиру в Москве и обеспечивал ее. Михаил и Ирина Круг в молодости (справа: Ирина и их сын Саша)В конечном итоге, в 2001 году Ирина стала женой Михаила. У нее уже была дочь от первого брака по имени Марина, которую Круг принял как родную и воспитал. В 2002 году у пары родился совместный ребенок — сын Александр. Фото из семейного архива Михаила КругаИнтересно, что Михаил отличался монархическими убеждениями, был консерватором и отрицал гомосексуальность, поддерживая традиционные семейные ценности и гнушаясь феминизмом. Российскую эстраду он считал перенасыщенной представителями ЛГБТ, будучи членом ЛДПР и помощником ее лидера Владимира Жириновского. Супруги на отдыхе

Смерть

Михаила Круга застрелили в его доме под Тверью

Ночью с 30 июня на 1 июля 2002 года в поселке Мамулино под Тверью произошел нападение на дом артиста. В тот момент в доме находились его жена, теща и дети. Два неизвестных злоумышленника проникли на третий этаж и напали на тещу артиста, нанося ей телесные повреждения. На крики женщины прибежали Михаил и его супруга Ирина. В это время преступники открыли огонь. Ирина смогла спастись, а Михаил, пытавшийся укрыть ее от пуль, получил два тяжелых ранения и потерял сознание. В суматохе нападавшие успели скрыться, застрелив собаку. Круг пришел в себя и смог добраться до соседа Вадима Русакова, к которому убежала Ирина. Мужчина отвез пострадавшего в Тверскую городскую больницу. В это время на месте происшествия уже работала милиция, а врачи оказывали помощь теще Михаила. К счастью, дети не пострадали.

Несмотря на все усилия врачей, утром 1 июля 2002 года Михаил Круг скончался.

Могила Михаила Круга

Прощальная церемония прошла 3 июля. Траурную церемонию провожали люди разных национальностей и социальных слоев. Проститься с артистом пришли не только коллеги, но и знаковые представители власти. Траурная процессия растянулась на многокилометровую дистанцию. Михаила Круга похоронили на Дмитрово-Черкасском кладбище.

Символика во Владимирском централе: весна, окно, женщина

Весна снова пришла, и лучики тепла
Доверчиво заглядывают в мое окно.
Опять зажмурит грудь,
И грусть закрадется в душу,
По воспоминаниям пойдет со мной.

Пойдет, разворошит и вместе согрешит
С той девочкой, которую так давно любил.
С той девочкой ушла, с той девочкой пришла,
Забыть её не хватает сил.

Образный ряд первого куплета формируется как сочетание трех значительных мотивов, характерных для русских тюремных песен, которые легко распознаются теми, кто знаком с данной песенной традицией.

Первый мотив можно обозначить как тюремное заключение и весна: «Весна снова пришла…». Тюремные песни почти не рассматривают осень и лето, но охотно говорят о зиме, жестокой и беспощадной, как и независимой весне, которая нередко пробуждает воспоминания об утраченной свободе и навевает мечты, которые, скорее всего, останутся несбыточными. Весной происходят значимые события в жизни героя, например, его арест, как в известной лагерной песне советской эпохи «На заливе тает лед весною…»:

На заливе тает лед весною,
И скоро зацветут цветочки.
Только нас с тобою под конвоем
В лагеря на Север повезут.

Этот же мотив можно найти в известной народной песне «Не для меня придет весна…», восходящей к стихам А. Молчанова 1838 года, где наряду с солдатской (казачьей) фольклорной версией есть и тюремная:

Не для меня придет весна,
Распустит роза цвет душистый.
Сорвешь цветок, а он запахнет —
Такая жизнь не для меня.

А для меня народный суд.
Осудит сроком на три года.
Сошлют к народам азиатским —
Где пуля ждет давно меня.

Такой образ построен на контрасте, который усиливает восприятие страданий арестанта: буйная жизнь природы весной противопоставляется замкнутому мирку, полному мучений. Не случайно, что именно весной герой песни «По тундре» решается на побег:

Это было весною, зеленеющим маем,
Когда тундра одела свой весенний наряд,
Мы бежали с тобою, уходя от погони,
Вдоль железной дороги Воркута — Ленинград!

Весной заканчивается и срок арестанта, или же весной он мечтает о свободе — так, например, в песне, записанной Вильгельмом Гартевельдом в 1908 году в Сибири:

Как настанет весна, я окончу свой срок,
Из тюрьмы я на волю пойду.
По лесам и лугам я бродяжить пойду —
Как настанет весна, я пойду.

Примеры можно приводить бесконечно, но важно понимать одно: весна — это время с особым смыслом в тюремных песнях. Пробуждение жизни природы воздействует на внутренний мир арестанта, подчеркивает мертвенность заключения и вызывает воспоминания о прошлом, а также подталкивает к мечтам и размышлениям.

Это интересно:  Анна Герман

Мечты и воспоминания, которые приходят в голову заключенному (в особенности весной), часто касаются любимой женщины: верной и ждущей или, наоборот, забытой и предавшей. Таким образом, вторым распространенным мотивом тюремной лирики, который использует Михаил Круг, является конфликт между тюрьмой и воспоминаниями о женщине. Пробуждение памяти заставляет лирического героя вместе согрешить с той девочкой, которую он так давно любил. Приведем фрагменты из разных песен второй половины ХХ века:

Но не очко обычно губит, а к одиннадцати туз — что это значит?

В финале припева «Владимирского централя» присутствует интригующая строка, которая вызывает много обсуждений относительно песни: «Но не очко обычно губит, а к одиннадцати туз». Если мы не будем углубляться в историю карточной символики в культуре, а сделаем лишь беглый взгляд на песенную традицию, на которую опирается русский шансон, можно заметить, что тема карточной игры присутствует в воровских и тюремных песнях в трех вариантах. Во-первых, здесь распространен мотив гадания (часто сбывающегося). В блатной лирике цыганка с картами сказано, что она обычно предсказывает тюремный срок — так, как это делается в известной и любимой в России песне «Таганка», самая ранняя версия которой относится к 1930-м годам:

Цыганка с картами мне нагадала,
Дорогу дальнюю казенный дом.
Возможно, старая тюрьма центральная
Меня, несчастного, по новой ждет.

На картах матери арестанта смотрят, стремясь узнать его судьбу, как в песне «Вот уж год, как я пропал в тумане…»:

Ты сидишь и карты раскладываешь
С королем бубновым на столе.
Та же масть и та же доля злая
Вот уж год как выпадает мне.

Второй вариант включает тему карточной игры как части криминальной жизни. Например, одной из классических блатных песен «Гоп-со-смыком» рассказывает о жизни блатного на свободе:

А как из тюрьмы выйдешь, то халтуру удишь.
Что в тюрьме сидел, то все забудешь,
Быстро схватишь карты в руки,
Полчаса — не носишь брюки,
Если не везет, что делать будешь?

Третий вариант — непрямое, метафорическое использование образов карточной игры, и чтобы понять смысл аллегории, необходимо быть знакомым с правилами и терминологией. Таких примеров значительно меньше, чем песен с мотивами гадания и игры, — вот именно так использует образный потенциал карт Михаил Круг. Строка «Не очко обычно губит, а к одиннадцати туз» подразумевает, что не само карточное поражение привело героя к беде, а некая жизненная ситуация, представленная через карточную игру.

В данной песне речь идет об игре в двадцать одно, также известной как очко. Она играет на колоде из 36 карт, где туз имеет значение 11 очков, король — 4 очка, дама — 3 очка, валет — 2 очка, а остальные карты — по своему номиналу. Суть игры заключается в том, что игрок, запрашивая у раздающего (банкующего) карты, должен собрать сумму в 21 очко, или максимально приближенное к ней, но не превышающее. Перебор автоматически обернется проигрышем. В песне с героем происходит именно это: он имеет «одиннадцать туз», то есть получает 22 очка и фактически теряет.

Однако такой ответ не удовлетворяет всех: а почему губит не очко — разве оно должно губить, если это выигрывают? Например, журналисты интернет-издания Life провели собственное расследование, результаты которого были опубликованы в материале под названием «Очко губит. Тайна песни „Владимирский централ“». Авторы пришли к выводу, что Михаил Круг поет о так называемом банкирском очке, сумма которого равна 17. Они утверждали, что такое «очко» обычно не губит, — на что вдохновило их предыдущее выражение: «Когда я банковал, жизнь обменена»; если воспринимать все дословно, тогда герой держит банк (раздает карты), и ему не выпадает собственное банкирское очко, а приходит предательская комбинация. Но вряд ли Круг подразумевал столь специализированное значение данного выражения.

Оцените статью
Женский форум
Добавить комментарий