Согласно книге Хариша Джохари «Лила. Игра самопознания», в клетках игры, а точнее в сопроводительных комментариях к ним, содержатся важнейшие знания из Священных писаний Индии, таких как Веды, Шрути и Пураны.
Трансформационная игра Лила: что это такое и как в нее играть
В последние годы различные трансформационные игры стали не просто популярными, а настоящим трендом. Это связано не только с развлечением, а с тем, что ученые из США доказали эффективность игровых методик в улучшении эмоционального состояния. Подобные игры называются трансформационными, потому что они позволяют человеку не только развлекаться, но и глубоко исследовать свою личность, находить ответы на сложные вопросы и разбираться с собственными психологическими трудностями, тем самым из меняя свою жизнь. Лила — одна из самых первых и популярных игр такого типа, окружающая себя аурой мистицизма, хотя в действительности в ней нет ничего магического. В этой статье, опубликованной на Ленты.ру, рассмотрены ее правила, символика и польза.
- Что такое Лила
- Из чего состоит игра
- Как играть
- Символика игры
- Чем полезна Лила
- Что об этой игре думают психологи
- Сколько стоит поиграть в Лилу
Что такое Лила
Лила — это трансформационная настольная игра индийского происхождения, в ходе которой игрок перемещается по клеткам игрового поля, исследуя обозначенные эмоции, внутренние состояния и философские концепции. Участник размышляет о том, как эти понятия применимы в его реальной жизни и как могут быть полезны.
Об этой игре известно немного, в частности, отсутствует информация о ее создателях и точной дате появления.
В первый раз Лила была описана Харишем Джохари — индийским философом, художником и популяризатором индуистских практик — в 1980 году в книге «Лила. Игра самопознания». Это до сих пор является единственным известным источником информации о Лиле, а рассказы Джохари не были проверены на достоверность.
Название игры не случайно: в индуизме понятие «лила» является одним из ключевых терминов и подразумевает под собой Божественную игру.
Согласно индийской философии, весь мир рассматривается как игровое поле Бога, а все живые существа — лишь его персонажи.
Первоначальное название игры, по данным Хариша Джохари, звучало иначе — «Джняна-чаупада». С санскрита «джняна» переводится как знание, мудрость, а «чаупада» — как игра в кости.
Индийский философ также утверждает, что эта игра была разработана святыми и монахами много тысяч лет назад с целью самоанализа и исследования индуистского учения. Однако в современном контексте ее, как правило, применяют лишь для одной из задач — самопознания.
Трансформационная игра Лила: что это
История игры Лила начинается в 1975 году, когда Хариш Джохари выпустил свою книгу, в которой подробно рассказывает о правилах и концепциях этой трансформационной игры.
Лила — это настольная игра, которая предлагает игроку заглянуть внутрь себя, основываясь на ассоциациях и самопознании. Считается, что эта игра существует уже тысячелетия. В ней игрок передвигается по клеткам, которые служат символичными этапами его пути самопознания. Доска для Лилы напоминает несколько известные настольные игры, таких как «Змеи и лестницы». В этой версии присутствуют те же концептуальные элементы: змеи символизируют падения и недостатки, а лестницы — духовные достижения и взлеты. Если игрок попадает на клетку с началом стрелы, он поднимается к ее острию; если же приземляется на змею, ему предстоит опуститься к ее хвосту. Однако здесь есть и дополнительные правила: для начала игры необходимо, чтобы на игральных костях выпала шестерка.
Причина, по которой игру называют трансформационной, заключается в том, что игральное поле охватывает фундаментальные аспекты жизни — от рождения до восприятия запахов и вкусов. Когда игрок становится на клетку, он должен правильно истолковать эту остановку в своем процессе самопознания, особенно в свете вопроса, который он задал перед началом игры. Помочь расшифровать значения клеток и адаптировать их к контексту способен проводник — человек, который не участвует в игре, но следит за соблюдением правил и хода игры, а также имеет понимание трансформационных идей, заложенных в нее. В конечном итоге играющий должен вернуться на 68-ю клетку, с которой все и начиналось, известную как клетка космического сознания. С точки зрения индуистской философии, это состояние, в котором человек находится до своего рождения, и в которое возвращается после перехода в иной мир.
В игре много отсылок к буддизму, нумерологии и индуизму. Благодаря строгим правилам, игра может длиться несколько часов. На протяжении всего процесса игрок переосмысляет различные аспекты своей жизни — от физического до духовного, от прошлого к будущему. Именно поэтому Лила получила название «игра самопознания».
Цель игры
Джохари в своей книге указывает на то, что цель игры состоит в том, чтобы каждый игрок прошел через 72 изначальных состояния бытия, соответствующих клеткам игрового поля Лилы, подобно периодической таблице элементов сознания. В этих состояниях игрок действует в соответствии с своей кармой, и игра завершается, когда участник осознает смысл происходящего, достигнув космического сознания.
В этом свете, задавая вопрос в начале игры, участник не просто получает на него ответ, но и открывает для себя новые грани своей духовной жизни, включая так называемую кармическую задачу.
Проводник в игре Лила — кто это
Проводник — это мощный духовный наставник, который сопровождает игроков на протяжении всей игры, помогая им прожить и осознать свои эмоции. Важным аспектом является поле самого проводника, которое усиливает игру, усиливает запросы каждого участника и ускоряет их процессы. Задача проводника заключается не только в объяснении значений клеток, но и в демонстрации того, что означает каждая клетка именно для конкретного игрока, задавая различные вопросы.
Как играть в Лилу
Как именно достигается конечная цель на игровом поле? Ключевым моментом является возвращение на клетку под номером 68. Если игрок достигает восьмого ряда, но не попадает на клетку Космического Сознания, проходя дальше и останавливаясь на клетках 69, 70 или 71, он должен ждать, пока не выпадет точное число шагов, которое отделяет его от тамогуны (клетки 72), или небольшое число, позволяющее ему продвинуться на два или один шаг вперед (для клетки 69 подходят 1, 2 или 3; для 70 — 1 или 2; для 71 — только единица).
Игра завершается, когда игрок точно попадает на клетку 68 — либо благодаря стрелке с клетки духовной преданности, либо через постепенное восхождение, например, с клетки 66, выбросив двойку. В процессе игры участник может заметить, что он вновь и вновь оказывается на одних и тех же стрелах или его «жмут» одни и те же змеи. По настоящему важной задачей игры является изучение и осмысление комментариев к каждой клетке, которые объясняют значение полей, а также змеев и стрел, встречающихся на игровом поле.
Если игрок останавливается на клетке 69 (плане Абсолюта), то он больше не может попасть на клетку Космического Сознания под номером 68. В таком случае ему нужно дождаться, пока змея тамогуна не вернет его обратно на землю, давая возможность достичь Космического Сознания либо путем постепенного продвижения вверх, либо выбросив тройку через поле духовной преданности, откуда стрела ведет его прямо к цели. Если же он находится на клетке 71, все числа, кроме единицы, для него бесполезны — также, как на клетке 67, где уже невозможно воспользоваться выпавшей шестеркой. Если выпадает единица, он попадает на клетку 68, и игра останавливается, однако, если выпадают два, три, четыре, пять или шесть, игра продолжается.
Чтобы максимизировать пользу от игры, рекомендуется записывать путь, по которому движется выбранный игроком символ. Сравнивая такие записи, корреспондент может заметить повторяющиеся змеи или приходящие на помощь стрелы. Это позволяет игроку идентифицировать связи между внутренним и внешним миром и серьезно разобраться в своем внутреннем состоянии. Многие святые использовали схожий метод для анализа и понимания своей внутренней структуры. Это и есть то, что делает Лилу истинной «игрой самопознания» — Джняна-чаупадой.
Лила Чакра может заменить поход к психологу?
Ответ — нет. Лила Чакра, как и другие трансформационные игры, не относятся к научным методам психотерапии. Тем не менее, этот инструмент самопознания сходен с метафорическими ассоциативными картами (МАК). Кстати, они также применяются на сеансах Лилы Чакры.
Многие полагают, что трансформационные игры и МАК схожи с гаданием на Таро или гороскопами. Но есть одна значительная причина, по которой первые используются в психологии, а вторые — нет.
Суть в том, что во время работы с картами и сеансов Лилы Чакры участник в основном говорит сам. Ведущий и психолог (в случае с МАК) выступают лишь наблюдателями, которые могут освещать моменты в процессе раздумий говорящего. Гороскопы и гадания — более активные рупоры, основанные на эффекте Барнума. Послания таких практик, как и в случае с МАК, по своей природе абстрактны, но в них присутствуют формулировки, в которые хочется верить. Привязываясь к одному привлекательному убеждению о себе, человек, как правило, принимает все сообщение. Однако это сообщение исходит из внешнего источника, не изнутри, что создает риск следования чужим ценностям и мыслям.
МАК и Лила Чакра исключают возможность самообмана: все проекции и рассуждения исходят от самого человека.
Таким образом, Лила Чакра не может заменить терапию, но она может помочь выявить области, требующие дальнейшей работы с профессионалом. Кроме того, тем, кто по тем или иным причинам испытывает страх перед психологами и не готов к терапии, игровой формат может стать мягким стартом на путь самопознания и саморазмышления.
Что ещё может дать Лила Чакра
Что игра не может: одномоментно изменить человека и его характер.
Но зато игра может помочь:
- разработать план действий в текущем жизненном контексте;
- сформулировать конкретные цели;
- научиться брать ответственность за свою жизнь;
- обнаружить мотивацию для активных действий;
- обрести жизненную опору и уверенность в себе;
- идентифицировать деструктивные привычки, паттерны поведения и мышления.
Допустим, определяется запрос: «Я хочу зарабатывать 100 тысяч в месяц». Во время игры может оказаться, что на самом деле эта цель вовсе не ваша.
К примеру, человек может испытывать выгорание на работе, стремиться к повышению, постоянно находясь в круговороте жизни. Но это происходит не ради собственного комфорта, а, например, из-за стремления привлечь внимание родителей или из-за обиды на учителя, который когда-то занижал оценки и говорил: «Ничего из тебя не выйдет». Стремление угодить другим становится разрушительным для самого человека.
В таком случае игра служит своеобразным текстовыделителем: она обращает внимание на навязанные ценности или подсвечивает привычный ход мышления, мешающий достигнуть цели.
Наш герой из примера выше может думать: «Я не могу попросить повышения и награды, потому что считаю, что мои успехи должны говорить сами за себя, и жду, когда начальник заметит меня». Подобные убеждения часто исходят из неуверенности в себе и склонности обесценивать свои достижения. Например:
Заговорить о себе — это значит хвастаться; хвастаться — нескромно и опасно: вдруг начальник скажет, что я ничего не умею и добился меньшего, чем многие в моем отделе.
Цепочка причин и следствий страхов может быть не всегда легко сформулировать самому себе, ведь многие люди привыкают скрывать свои чувства, обиды и переживания глубоко в своем сознании. Игра побуждает участников вытаскивать и озвучивать скрытое, замечать мысли, привычки и собственные возможности, которые ранее оставались вне фокуса. Благодаря этому они могут построить планы достижения своих целей.
Трансформация не отходя от кассы: в чем суть игры
Суть процесса каждый участник интерпретирует по-своему — это не игра на скорость и не игра на очки. Здесь нет победителей и проигравших: основная задача участника — получить ответы на свои вопросы. И не только на эти вопросы: поскольку игрок, который долго путешествует по клеткам Лилы, накапливает послания от более осознанных существ (некоторые называют их гидами души, другие — высшими учителями).
Часто человек получает ответы на свои вопросы с совершенно нового ракурса и начинает видеть ситуацию с той точки зрения, с высоты которой ранее не смотрел. Этот новый взгляд значимо расширяет его восприятие мира. Считается, что игра «экономит» 10 лет жизни, так как многие внутренние процессы проходят интенсивно во время игры, трансформируя человека без отрыва от реальности.
Образно говоря, в Лиле игрок проходит путь своей души. И если он запутался, потребуется время, чтобы вернуться на правильный путь и попасть на нужную клетку.
Наша жизненная установка часто серьёзна, потому трудно принимать решения легким подходом. Опыт, получаемый через Лилу, дает возможность игриво подходить к самым серьезным вопросам и внутренним конфликтам. Игроки могут «прожить» ситуации, ведь, в первую очередь, перед ними стоит игра жизни.
Для чего люди играют в Лилу
Причины для игры очень разнообразны. Кто-то ищет ответы на волнующие вопросы о жизни и смерти, ищет своего предназначения, преодолевает сложный жизненный выбор или конфликт в отношениях. Кто-то стремится покончить с апатией и стагнацией. Другие хотят решить проблемы со здоровьем. Некоторые просто ищут возможность отдохнуть и развлечься. В основном игроки приходят с экзистенциальными вопросами, стремясь разобраться в своих чувствах и найти внутреннюю гармонию.
Однажды я играла в Лилу через интернет с клиенткой, и это дало мне возможность увидеть, насколько глубоко игра может взаимодействовать с участниками. Мой опыт с полевыми инструментами позволяет мне видеть всю психологическую картину в целом. Иногда бывает так, что игрок не воспринимает мои слова, когда я начинаю передавать информацию, которую показывает нам игра (возможно, просто на данном этапе он не готов это воспринять). Тем не менее, все послания игры формируются таким образом, что спустя некоторое время игрок начинает понимать то, что я говорила два или три хода назад. Это подтверждает, что игра полноценно умна, интуитивна и индивидуальна для каждого.
Приятно и удивительно видеть людей, которые доходят до конца игры — в такие моменты у них налаживается связь со своей душой и внешним миром, формируя цельное восприятие жизни, складывается «паззл». В этот момент в их глазах загорается свет, многие начинают плакать — и возникает новое осознавание и чувство удовлетворенности.