Страшный эксперимент: художница стояла 6 часов смирно и позволяла зрителям творить с ней что угодно

Объединяющим звеном между предыдущими работами и новаторским проектом 512 часов, который состоялся в лондонской галерее Serpentine, стал долговременный перформанс. В течение всего лета 2014 года художница находилась в галерейном пространстве, куда зрители приходили с 10 утра до 6 вечера.

Шипы в кожу и пистолет к виску: жуткий эксперимент Марины Абрамович

Если вы никогда не интересовались искусством выносливости или лишь поверхностно знакомы с ним, творчество Марины Абрамович служит прекрасным примером. Она прославилась своими эмоционально насыщенными и психологически сложными перформансами. В 1974 году сербская художница провела эксперимент на собственном теле, ставя перед собой задачу исследовать пределы человеческой осознанности и вседозволенности. Результаты этого эксперимента шокировали как её саму, так и широкий круг зрителей. В центре внимания находится один из самых резонирующих проектов, который называется Ритм 0.

Многих озадачивает, как именно акты добровольной самопожертвованности или интенсивный личный контакт с другими людьми в течение долгих периодов времени могут называться искусством. Ответ на этот вопрос кроется в том, что обычные люди зачастую не имеют смелости или желания испытать такие грани человеческой природы. На этот жанр искусства можно смотреть либо с восхищением, либо с недоумением. Но бунтари всегда поднимали планку искусственного, открывая новые горизонты и идеи, способствующие глубокому осмыслению. Точно так же эксперимент Марины Абрамович несёт в себе мощный смысл и идею.

⚡️⚡️⚡️ ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ НА СВЯЗИ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ИЩИ НАС В Яндекс.Дзен, VK, Telegram, Одноклассниках.

Интересно, что сама художница отмечала, что худшие детские переживания в конечном итоге ведут к более глубокому и качественному художественному самовыражению. По её мнению, если человек по-настоящему счастлив, создать произведение искусства может быть затруднительно. Её родители проявляли недостаточно интереса к её жизни, погружённые в карьерные амбиции. Инсталляции Абрамович иногда шокировали зрителей до такой степени, что некоторые из них падали в обморок прямо во время выставок. Таким образом, невозможно оставаться равнодушным к уникальному и провокационному эксперименту, который она представила миру.

В чем суть перформанса Ритм 0

Перформанс стал своего рода экспериментом, который ставил под вопрос, насколько низкой может оказаться человеческая натура, когда ей предоставляется полный контроль над другим человеком. На этот вопрос не могла ответить и сама художница, Марина Абрамович. Эксперимент длился в общей сложности 6 часов и заключался в том, что люди могли свободно обращаться с телом художницы, не испытывая никаких ограничений. Перформанс прошел в выставочном центре в Неаполе.

Эксперимент Марины Абрамович

В ходе своего эксперимента Марина Абрамович продемонстрировала, насколько легко человек может утратить свою человечность и стать дикарем, если ему всё позволено.

Это интересно:  Кто такой Йоулупукки? Темная сторона Нового года

Художница встала рядом с длинным столом, на котором были выставлены 72 предмета. Эти предметыслились как инструменты, которые могли либо принести удовольствие, либо причинить страдания, а некоторые из них даже несли смертельный риск. На столе были представлены такие вещи, как перья, спички, ножи, гвозди, цепи, ложки, вино, хлеб, мед, сахар, мыло, торт, соль, коробка с лезвиями, металлические трубы, хлысты, виноград, скальпели, спирт и многое другое. На сделанных в ходе эксперимента фотографиях можно увидеть, как зрители используют эти объекты, и зрелище порождает шок и ужас.

Перед собой художница установила табличку с надписью:

На столе 72 объекта, которые вы можете использовать так, как хотите.

В течение этого времени я несу полную ответственность.

Продолжительность: 6 часов (20:00 — 2:00).

Вначале зрители проявляли осторожность и нежность: они целовали её, дарили цветы, но, не получив отрицательной реакции, вскоре стали проявлять всё большую агрессию. Искусствовед Томас МакЭвили описывал, как всё начиналось довольно безобидно. Кто-то повёл её, кто-то нежно дотронулся, но по мере нарастания страстей ситуация становилась всё более накалённой. К третьему часу вся её одежда была порвана, а к четвёртому люди стали наносить ей увечья. На её теле появились порезы, и кто-то даже надрезал ей горло, чтобы пить её кровь. С ней также совершались акты сексуального характера, и, находясь в состоянии полного безволия, она отказалась защищаться, даже если кто-то захотел бы её изнасиловать или убить. В какой-то момент нашлись те, кто поднял голос в её защиту. Когда один из мужчин приставил к её виску заряженный пистолет, используя её собственный палец как спусковой крючок, разгорелась драка среди зрителей.

Поначалу к Марине Абрамович подходили только фотографы.

Концепция перформанса Ритм 0 была крайне проста: художница должна была оставаться неподвижной в течение шести часов, предоставляя зрителям возможность использовать любые из 72 объектов, расположенных на столе, как им угодно.

Фотография: Страшный эксперимент: художница стояла 6 часов смирно и позволяла зрителям творить с ней что угодно №3 - BigPicture.ru

Спустя какое-то время люди начали выбирать предметы на столе.

Абрамович находилась в центре комнаты с табличкой на груди, на которой написано:

Инструкции: на столе находятся 72 предмета, которые можно применять ко мне как угодно. Перформанс. Я — объект. В течение этого времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (20:00 — 2:00).

Фотография: Страшный эксперимент: художница стояла 6 часов смирно и позволяла зрителям творить с ней что угодно №4 - BigPicture.ru

Балканское барокко

Стиль барокко, пришедший на смену Ренессансу, в отличие от искусства Возрождения, не сохранял дистанцию между произведением и зрителем, а стремился потрясти душу каждого, кто с ним соприкасался. В этом он, безусловно, добивался успеха, так как шедевры живописи того времени стали настоящими сокровищами.

Перформанс в 1997 году, посвящённый памяти жертв Югославии, стал важной вехой в его карьере.
Абрамович в течение нескольких дней, по шесть часов в сутки, мыла окровавленные кости на глазах у публики, вниманием которой были представлены 1500 костей. Иногда во время перформанса она рассказывала о Белграде и делилась ощущениями о том, что никогда не говорит, что родом из Сербии, поскольку этой страны больше не существует. За этот перформанс она получила Золотого Льва на 47-й венецианской биеннале.

Это интересно:  Самые маленькие породы собак для квартир, рейтинг небольших собачек

Фото: один из моментов перформанса Губы Томаса (1975 г.), источник — www.guggenheim.org Перформан

Фото: один из моментов перформанса Губы Томаса (1975 г.), источник — www.guggenheim.org

Этот перформанс стал предшественником всех обсуждаемых, резонирующих и провокационных практик. В ходе его Абрамович, выпив литр вина с медом, прорезала на своём животе лезвием пятиконечную звезду. Затем, согласно сценария, ей следовало себя выпороть и улечься на крест из чистого льда, находящийся под инфракрасным обогревателем. Однажды её бабушка обнаружила Марину без сознания с опалёнными волосами, так как она репетировала.
В Белграде этот перформанс прошёл незамеченным, но позже его конструктивные элементы многократно повторялись в Нью-Йорке, где его оценили иначе.

Ритм ноль

1974 год, галерея Морра, Неаполь. На столе Абрамович разместила 72 предмета: розу, нож, заряженный пистолет, ножницы, хлыст, фонарик, виноград, хлеб, яблоки и черную шляпу. Любой из этих предметов мог быть использован как для удовлетворения художницы, так и, наоборот, для причинения ей боли.

Безусловно, на столе имелись и нейтральные предметы, но ни они, ни предметы, предназначенные для удовольствия, не заинтересовали зрителей. Как только они поняли, что могут бесследно распоряжаться выставленными объектами, контроль над своим поведением исчез, и их истинная дикая натура вышла на поверхность. Опыт этого перформанса часто вспоминается в контексте социальных катастроф, связанных с динамикой толпы. На протяжении всех 6 часов Марина Абрамович оставалась неподвижной и не сопротивлялась, даже когда её резали или пытались застрелить. Когда время истекло, она пошла к выходу, а публика, напуганная своим поведением, страдала от чувства вины и стыда.

Марина – это термин, обозначающий пейзаж с изображением моря. Также под маринами подразумеваются конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) происходит от латинского «marinus» – морской.
Марина Абрамович во время перфоманса Ритм 0, 1974 год. Фото: royalacademy.org.uk

Марина – это термин, обозначающий пейзаж с изображением моря. Также под маринами также подразумеваются конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского «marinus» – морской.
Абрамович во время перфоманса Ритм 0, 1974 год. Фото: royalacademy.org.uk

Присутствие без присутствия

Спустя пять лет после своего прежнего проекта, Марина Абрамович вновь вернулась в галерею Serpentine в Лондоне. Однако только в 2019 году она появилась перед жителями Лондона в цифровом формате. С помощью технологий дополненной реальности было создано электронное трёхмерное изображение художницы. Работая совместно со студией Tin Drum, специализирующейся на смешанной реальности, Абрамович записала 19-минутный видеоролик, в котором её снимали одновременно 36 камер, что позволяет запечатлеть множество ракурсов и создать объёмное изображение.

Эксперимент делай со мной что хочешь 2

Процесс съемок ролика. Фото — serpentinegalleries.org

Чтобы увидеть Абрамович, посетители должны были пройти в искусственно созданную научную лабораторию, где их встречали сотрудники галереи в белых халатах. Каждому участнику надевались очки дополненной реальности, и вскоре вы могли увидеть саму Марины Абрамович, стоящую в центре зала. Художница совершала замысловатые движения руками и передвигалась по кругу, как будто исполняя какой-то ритуальный танец. Временами её образ разбирался на синий звездный порошок, оставляя лишь тень от её невидимого тела на полу галереи. Что же хотела донести до публики «бабушка» перформанса?

Это интересно:  6 простых правил, которые помогут вам сделать лучшие фотографии на iPhone

Наследие

В последние годы Марина Абрамович всё активнее говорит о том наследии, которое она хочет оставить будущим поколениям художников и зрителей. Чтобы передать свои знания и методы, она основала специальный институт, в рамках которого изучаются все нематериальные формы искусства и проводятся представления художников со всего мира. Однако жанр перформанса остаётся иллюзорным: он существует только здесь и сейчас. Его нельзя повесить на стену музея, а видео и фотографии не могут передать даже часть того интимного опыта, который могли испытать участники.

Здесь на помощь приходит виртуальная реальность – современные технологии позволяют представить тело художницы, её главный инструмент, в цифровом формате и сделать его доступным для будущих поколений. Теперь, как утверждает сама Абрамович, проект может быть воспроизведён в любую точку мира, независимо от её физического присутствия. Это действительно впечатляет. Я могу быть частью любого события на планете. Абрамович, фактически создавшая жанр перформанса, спустя 50 лет сама же пытается радикально реформировать его и поднять на совершенно новый уровень. Художница выражает надежду, что другие её коллеги также начнут переносить свои художественные практики в новую реальность смешанной реальности.

Однако остаётся вопрос: есть ли у этого нового жанра будущее? Несмотря на тщательно продуманный антураж, сданные при входе вещи и ассистентов в белых халатах, мне (и, вероятно, не только мне) не удалось по-настоящему погрузиться в ритуальность и серьезность происходящего. У меня сохранялось ощущение, будто всё это лишь подделка, игра или развлечение. Похоже, истинные человеческие отношения заменены на электронную имитацию. Хотя в современном мире это является вполне ожидаемым явлением.

Тем не менее, это ещё не завершающая точка. Говорят, что в 2020 году в Лондоне Марина Абрамович планирует грандиозное шоу, приуроченное к очередному юбилею своей художественной карьеры. На этом мероприятии она появится уже без использования шлемов виртуальной реальности.

Последние 2 часа оказались самыми жуткими. В частности, художницу заставили наставить на себя пистолет.

Собственный рассказ Абрамович о произошедшем звучит ещё более ужасающе:

Я чувствовала себя изнасилованной. С меня срезали одежду, меня кололи в живот розовыми шипами, а мне к голове приставляли пистолет.

Я разрешила людям сделать со мной все, что они захотят4

Когда шесть часов истекли, Абрамович прошла через толпу посетителей. Никто не встречался с ней взглядом.

Абрамович отметила, что зрители явно старались избежать конфликта с ней. Им не хотелось брать на себя ответственность за свои действия. Казалось, они хотели забыть о том, как издевались над ней.

Я разрешила людям сделать со мной все, что они захотят5

Этот перформанс раскрывает что-то ужасающее о природе человечества. Он демонстрирует, насколько легко человек может нанести боль другому в комфортных условиях. Это также иллюстрирует, как просто обесчеловечивать тех, кто не противостоит и не защищается.

Он показывает, что большинство из тех, кого мы считаем «нормальными» людьми, способны на насилие, если им будет предоставлена такая возможность. А каково ваше мнение об этом перформансе? Поделитесь своими мыслями в комментариях!

Оцените статью
Женский форум
Добавить комментарий