После масштабных и порой вызывающих сомнения постановок, созданных известным режиссёром, многие артисты предпочитают отказываться от участия в его спектаклях. Например, Александр Олешко открыто заявил, что за любые деньги не согласится лицедействовать в спектаклях Богомолова, так как считает их контроверсиальными и не соответствующими его принципам.
Юрий Александрович Богомолов
Юрий Богомолов – российский и советский кинокритик и киновед. Он является кандидатом искусствоведения и работает в качестве колумниста в журнале «Сноб». Также он является отцом известного театрального режиссёра Константина Богомолова, что добавляет интереса к его профессиональной деятельности.
Юрий родился в весенний период 1937 года в Ленинграде. Перед тем как начать карьеру в области искусства, он получил военную специальность авиамеханика, после чего служил в Заполярье.
В 1965 году Юрий окончил киноведческий факультет, получив образование, которое стало началом его долгого пути в мире кино и театра.
Карьера
Юрий Александрович начал публиковаться в 1964 году. Уже через несколько лет после этого он стал научным сотрудником Института истории искусств, который в настоящее время известен как Государственный институт искусствознания.
С 1998 по 2004 год он занимал должность заведующего отделом культуры в газете «Известия», и одновременно продолжал писать свою рецензионную и аналитическую продукцию. Статьи Юрия Александровича выходили в таких изданиях как «Искусство кино», «Литературная газета», «Московские новости», «Сеанс» и многих других, охватывая широкий спектр тем, связанных с кино и телевизионной культурой.
С 2004 года он становится телеведущим колонок в «Российской газете», а в 2005 году начинает писать для РИА Новости. Позднее он начал и сотрудничество с зарубежным изданием «The New Times». В 2017 году Богомолов прекратил работу с американским журналом и стал колумнистом «Сноба».
Основным направлением работы Богомолова всегда была телекритика, но он также занимался анализом кинематографа в своих трудах. Его критика часто затрагивает не только конкретные программы и фильмы, но и более широкие вопросы, такие как состояние современного телевидения и его связь с политикой.
Богомолов часто использует свой канал на YouTube для публикации своих размышлений о телевидении, анализируя общие тенденции и представляя разнообразные акценты, включая проблемы политической зависимости медиа-рынка, примитивизм содержания и коммерциализацию телевидения.
Иногда предметом его критики становятся не только передачи, но и медийные личности. Например, он сделал разбор конфликта между известными журналистами в выпуске «Соловьев против Дудя. Заочная дуэль», подчеркнув, как общество реагирует на эти события. Также он сравнивал реакцию общественности на утрату выдающихся личностей, таких как Влад Листьев и Борис Немцов, в материалах с их оценками и анализом итогов.
Критические тексты Юрия Богомолова выделяются своей точностью и выразительностью языка. Он умеет подбирать яркие эпитеты, продумать структуру статьи с особым вниманием к деталям и использовать ироничные метафоры, сохраняя элегантность и легкость выражения.
В своих работах Богомолов ведет диалог с читателем, создавая впечатление живого общения. Его стиль отличается использованию легкости, что позволяет вызвать немедленный отклик у аудитории. Часто в его текстах присутствуют острые и колкие замечания, а также эмоциональные вставки, придающие текстами динамичность.
Критика, созданная Юрием Богомоловым, насыщена иронией, а также частым использованием известных цитат, переосмыслением уже привычных высказываний в соответствии с темами его статей. Такие отсылки становятся своеобразной «изюминкой» его творчества.
Тексты Богомолова также наполнены отсылками к классической литературе и мировому кинематографу, что делает его работы многослойными. Он проявляет себя в различных жанрах, включая эссе, рецензии и комментарии, иногда смешивая их, создавая уникальный стиль.
Карьера и творчество
Творческая биография Богомолова крепко связана как с кинематографом, так и с телевидением. В 1976 году Юрий защитил диссертацию и получил научную степень кандидата искусствоведения, работая в киноархиве и публикуя статьи в журнале «Искусство кино».
Юрий Александрович является автором нескольких книг, в которых рассматриваются проблемы современного телевидения и радио, а также биографии советских режиссеров, таких как Михаил Калатозов, Петр Тодоровский и Андрей Кончаловский. В своей книге «Хроники пикирующего телевидения» он критикует состояние отечественной журналистики и выявляет избыточную политизированность развлекательных программ.
Его мнение быстро стало признаком качества, а многие известные медиа-издания стремились работать с ним, предоставляя возможность вести авторские колонки. Его тексты отличаются плотностью образного языка и изобилием метафор, сущность которых основана на точных эпитетах. Юрий стремится делать свои статьи легко воспринимаемыми даже для аудитории, не обладающей глубокими знаниями в области кинематографа.
Аналитические программы о российском телевидении постоянно публикуются на видеохостинге YouTube, где он обсуждает медийных персон и актуальные вопросы этики, такие как уместность показа рекламы в шокирующих ситуациях и влияние ненормативной лексики на зрителей. Богомолов указывал на ухудшение уровня передач на главных российских каналах, связывая это с общим упадком журналистики.
Он стал известен как талантливый автор, обладающий остроумием и прямотой в своих высказываниях. В своих колонках в «Снобе» и «Российской газете» он резко высказывался против любых проявлений цензуры, особенно в социальных сетях. Богомолов не боялся критиковать известных медиа-персон, таких как Владимир Соловьев и Дмитрий Киселёв. В 2014 году он открыто поддержал Украину и осудил аннексию Крыма, считая действия президента Беларуси Александра Лукашенко крайне неприемлемыми.
В последние годы своей жизни кинокритик чаще поднимал околополитические темы, при этом используя эмоциональные вставки и иронические сравнения. Особенно колкие комментарии выборочно ждали режиссера Никиту Михалкова, с которым у него сложились непростые отношения.
Личная жизнь
Юрий Александрович был женат на Ольге Ульяновой, от брака с которой у него родились двое детей: дочь Ольга Богомолова, которая выбрала путь отца в области искусства, и Константин Богомолов, известный театральный режиссёр. Ольга также работала кинокритиком, и по воспоминаниям их детей, в семье всегда царила особая атмосфера творчества: супруги активно обсуждали важные события в мире кино и театра, а их личная жизнь была достаточно гармоничной.
Юрий старался не навязывать свои политические взгляды членам своей семьи, и сын Константин в одном из интервью описал своего отца следующими словами:
— Папа — легкий человек, и я легкий человек. Мы не являемся фанатиками идей. Мы понимаем, что идеи — это идеи, мнения — это мнения. А есть что-то большее. Папа — человек твердых принципов. Но у нас достаточно иронии и взаимной любви, чтобы в семейных отношениях не заниматься бесконечными спорами по поводу политики.
Телевизионный обозреватель также проявлял интерес к футболу и являлся болельщиком петербургского клуба «Зенит». Он периодически писал спортивные заметки, однако скептически относился к менталитету российских футболистов, не считая наличие иностранных игроков решением всех проблем команды. Критично он высказывался и о спонсорских контрактах клуба с «Газпромом», считая, что высокие зарплаты могут влиять на моральный климат в команде и приводить к деградации футболистов.
Карьера Константина Богомолова
В творческом пути Константина Богомолова выделяется глубокая любовь к литературе, и его стиль театральных постановок можно охарактеризовать как современная интерпретация классических произведений. Эта идея не нова и всегда вызывает бурные обсуждения среди зрителей и критиков. Константин, будучи дипломированным филологом, не мог не использовать свои литературные познания в театральной практике. Ещё одной особенностью его режиссуры являются обнажённые актёры и эротические сцены, что также вызывает много споров.
— Многие идут в театр для того, чтобы отдохнуть. То, что привычно, успокаивает. Непривычное — вызывает тревогу. Любое нестандартное прочтение воспринимается как агрессия, и мы начинаем этому сопротивляться. Моя стратегия: с одной стороны, создавать вещи, которые нарушают все стандарты — хулиганские, безумные, с другой — психологически тонкие и сложные постановки. Театр не может существовать без игры и скандала. Он требует глубокой внутренней работы, — поделился своими размышлениями режиссёр.
Карьера Константина Богомолова резко пошла в гору в 2007 году после его успешной постановки шекспировской комедии «Много шума из ничего» в театре на Малой Бронной. За этот спектакль он был удостоен премии «Чайка».
В 2013 году богомолов представил зрителям МХТ постановку «Идеальный муж» по произведению Оскара Уайльда, которая чрезвычайно привлекла внимание публики. Одна из сцен спектакля, в которой подвешенная над сценой актриса с голой грудью изображала Иисуса Христа, вызвала волну общественного негодования, однако спектакль продолжает идти и сегодняшний день.
— У меня имидж якобы скандального режиссера. Но 70% моих работ — это психологический, тонкий театр, который не имеет никакого отношения к скандалу и эпатажу. Эти спектакли основываются на тщательной, кинематографичной работе с артистами, они построены на крупных планах. Тем не менее, мой имидж в медиа-пространстве строится на 30% радикальных спектаклей, как «Идеальный муж», «Карамазовы» и «Гамлет in Moscow». Хулиганские действия в театре создают больший резонанс, чем тонкие и сложные вещи, — отметил Константин.
На протяжении своей карьеры он адаптировал такие классические произведения, как «Отцы и дети» Тургенева, «Волки и овцы» Островского, «Чайка» Чехова, «Идиот» Достоевского, «Борис Годунов» Пушкина и многие другие культовые произведения.
— Я свободно обращаюсь с драматургическим материалом. Мне нравится менять гендерные роли, люблю брать исполнителей в возрасте на роли молодежи и наоборот. Главное в театре — это энергия. Важно видеть в человеке энергию, а не его пол или возраст. У меня есть мечта инсценировать «Ромео и Джульетту» с пожилыми артистами — разве юные могут воспринимать жизнь после потери любимого? Разве молодые могут сыграть это убедительно? Они будут сильнее инстинкта жизни, чем инстинкта любви. Влюбиться можно в любом возрасте, но с годами жизнь становится менее важной, чем близкий человек, — делится он своими задумками.
Долгое время Константин работал под руководством Олега Табакова, который высоко ценил его талант и профессионализм.
— Самым совершенным и любимым спектаклем, который поставил Костя Богомолов в театре, является «Старший сын» Александра Вампилова, — поведал Табаков.
В мире кино Богомолов добился известности благодаря сериалу «Содержанки», который стал запоминающимся благодаря обилию откровенных сцен и длинным последовательностям с обнажёнными актрисами.
Личная жизнь Константина Богомолова
Известно, что во время учёбы в ГИТИСе Константин имел короткий, но страстный роман с актрисой Вероникой Пыховой, которая оказалась младше него на 4 года. Он называл её своей музой. Однако после нескольких месяцев их отношения закончились, и режиссёр публично заявил, что больше не собирается встречаться с актрисами.
Параллельно, в биографии Константина есть упоминания о ещё одном гражданском браке, в котором он также скрывал свои чувства к актрисе Юлии Захаровой, известной по роли Лены Полено в сериале «Счастливы вместе».
Этот союз длился значительно дольше предыдущего — целых семь лет. Юлия жила в коммуналке в Москве, а Константин имел квартиру с родителями. Девушка мечтала о семье, но режиссёр не спешил с предложением о браке, несмотря на то, что у него были теплые отношения с его родителями и Юля хотела родить ему ребенка. Юлия поддерживала Константина в его начинаниях, когда тот только начинал карьеру, но чем больше успехов он добивался, тем более холодным становился по отношению к ней. К моменту, когда его карьера достигла пика и светское общество приняло его, Константин фактически начал стыдиться своей бывшей избранницы. В конечном итоге их отношения завершились разрывом, и он попросил её не рассказывать о минувшем романе другим людям.
— Однажды он написал мне, чтобы я не упоминала в интервью, что я его жена. Я была очень обижена, — вспоминает актриса.
Ситуация кардинально изменилась, когда в его жизни появилась Дарья Мороз, с которой он начал работать над спектаклем «Волки и овцы». Константин и Дарья так сработались, что режиссёр забыл о своих прежних обещаниях, и актриса также ушла от своего мужа. Спустя год пара поженилась, а вскоре после свадьбы на свет появилась их дочь — Анна.
Константин снял Дарью в своем фильме «Настя», а затем в сериале «Содержанки», где она также появилась обнажённой. На протяжении долгого времени в финансовом плане Дарья зарабатывала больше, чем её супруг-продолжающий развиваться режиссёр, и после того, как это изменилось, их отношения начали трещать по швам. В результате, спустя восемь лет совместной жизни они развелись. Дарья Мороз позже объяснила причины их расставания так:
— Это исключительно личные причины. Прежде всего, это мои внутренние обстоятельства. Я наткнулась на собственные границы и поняла, что пришла пора уходить. Я не хотела рушить весь наш мир, — заявила она.
Пока Дарья не хотела разрушать их совместный мир, Константин уже завёл роман с Ксенией Собчак. Интриги не предотвратила даже ситуация с её тогдашним мужем Максимом Виторганом. Узнав о происходящем, Максим отреагировал предельно жестко — он внезапно встретился с Константином и нанес ему несколько ударов.
После такого инцидента Константин остался в полном шоке. Он покинул место происшествия и позже выразил свои мысли на этот счёт следующими словами:
— Рассматриваю это как стремление прикоснуться к прекрасному… Я полностью понимаю его боль и не держу обиды, что даст надежду на то, что мы сможем нормально общаться в будущем, — сказал он.
В сентябре 2019 года Константин и Ксения официально поженились и устроили свадьбу, которая стала известна как «свадьба года». В тот день все подвергалось смешению: прошло венчание, был катафалк с надписью «пока смерть не разлучит нас», а Ксения появлялась в образе монашки, танцевала стриптиз и показывала всеизвестные своей экстравагантностью образы.
Студенческие годы
После окончания школы Константин поступил на филологический факультет МГУ, который успешно закончил в 1997 году. Проведя ещё год в аспирантуре, он, тем не менее, остался недоволен полученными знаниями и решил продолжить образование на режиссерском факультете ГИТИСа в мастерской Андрея Гончарова. Уже через полгода учебы Константин стал старостой курса. Он преодолел свою изначальную замкнутость и социальную неуверенность, благодаря харизматичному и сильному Гончарову, который щедро делился своим опытом и вдохновлял студентов на преданность театральному искусству.
На четвёртом курсе Богомолов поставил спектакль «Лекция о пользе убийств», который стал знаковым моментом в его карьере, демонстрируя его способности как перспективного режиссера. Хотя он пригласил на премьеру худруков столичных театров, они не оценили его труд, не считая нужным потратить время на еще никому не известного выпускника ГИТИСа. Однако Константину удается устроиться на работу благодаря завкафедрой сценической речи Ирины Промптовой, которая порекомендовала его худруку театра Гоголя Сергею Яшину. В результате этого сотрудничества Константин поставил спектакль «Что тот солдат, что этот», который стал началом его профессиональной карьеры на больших сценах. Успехи в карьере продолжили расти, и он начал ставить спектакли в театре Маяковского, работая в этом театре ещё в статусе студента ГИТИСа.
Однако поистине знаковой работой для Богомолова стала постановка «Много шума из ничего» в театре на Малой Бронной. За данную работу он получил премию «Чайка», что стало сигналом его как молодого и креативного режиссёра. Эту работу отметил и Олег Табаков, который пригласил Константина к себе в театр, предоставив ему полную свободу и возможность формировать отличную команду артистов. Со временем он стал одним из самых востребованных и обсуждаемых театральных режиссёров России, работая с ведущими театрами Прибалтики и ставя спектакли в Варшаве, а также для спектаклей Ленкома, театра Нации и многих других, включая театры под руководством Табакова и МХТ. Константин не раз подчеркивал, что именно Табаков стал тем человеком, который позволил ему реализовать самые смелые идеи, которые иногда выходили за рамки традиционных театральных норм. Многие спектакли Богомолова были отмечены различными театральными наградами, а в 2015 году он был признан «Режиссёром года» по версии журнала GQ. Также он является соавтором и соведущим театральной премии «Гвоздь сезона». С 2016 года он возглавляет собственную актерскую студию, созданную на базе Московской школы нового кино.
В 2017 году режиссёр дебютировал в кинематографе с экранизацией рассказа Владимира Сорокина «Настенька», где использовал свою творческую команду, состоящую в основном из людей, работавших под покровительством ушедшего Алексея Балабанова. В 2019 году на телевидении состоялась премьера эротического триллера «Содержанки», одну из ролей в котором сыграла его уже бывшая супруга Дарья Мороз.
Личная жизнь Константина Богомолова
Несмотря на общую известность, Константин Богомолов остаётся довольно замкнутой и малословной фигурой. Если он и даёт интервью, то в основном говорит о своей профессиональной деятельности . Отметим, что у него был роман с актрисой Никой Пыховой, после чего он зарёкся встречаться с актрисами. Однако в 2010 году Константин связал свою судьбу с актрисой Дарьей Мороз. Они были знакомы на протяжении долгого времени, но их отношения начались только после совместной работы над спектаклем «Волки и овцы». На тот момент Даша уже рассталась с режиссером Андреем Томашевским, и вскоре после этого у них начался бурный роман.
В сентябре 2010 года у их семьи родилась дочь Анна. Их совместная жизнь длилась всего восемь лет, и летом 2018 года пара официально распалась. Тем не менее, они сумели сохранить дружеские и партнерские отношения и продолжают работать совместно над проектами. К концу 2018 года в свет начали просачиваться слухи о новом романе Константина с Ксенией Собчак, что также привлекло внимание общественности. Ксения и её муж Максим Виторган перестали носить обручальные кольца, и оба встретили Новый год в одиночестве. Со временем Константин и Ксения начали появляться на публике вместе, заявляя, что не скрывают свои отношения, но и не придают этому особого значения.
Константин Богомолов сейчас
Константин Богомолов продолжает удивлять публику своими новыми режиссерскими проектами. В 2022 году сразу несколько театров представили премьеры его спектаклей. Например, в МХТ имени А. П. Чехова зрители могут увидеть постановку «Новая оптимистическая», созданную по мотивам пьесы «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского. А в Театре на Бронной идут спектакли «Таня» Алексея Арбузова и «Гамлет in Moscow», которые основаны на известной трагедии Уильяма Шекспира.
Свой вклад в кинематограф Константин также продолжает, ожидая в 2023 году премьеру комедии «Кеша», где он выступает не только как режиссер, но и как исполнитель главной роли. Его персонаж, Иннокентий Мельников, завязывает отношения с тремя бывшими жёнами, что сначала всех устраивает, пока не появляется четвертая возлюбленная. Оскорбленные женщины решают не оставлять это в шутку и избавиться от Константина, что приводит к множеству комичных ситуаций. В фильме снимаются такие актеры, как Александра Ребенок, Игорь Верник, Юлия Александрова, Юлия Снигирь и многие другие.
Награды и звания Константина Богомолова
- 2020 Премия «Золотая маска» за лучший драматический спектакль малой формы («Преступление и наказание»)
- 2016 Премия Благотворительного фонда Олега Табакова за спектакль «Юбилей ювелира»
- 2014 Премия «Золотая маска» приз критики (за спектакль «Идеальный муж. Комедия»)
- 2013 Премия Благотворительного фонда Олега Табакова за спектакли «Год, когда я не родился» и «Идеальный муж. Комедия»
- 2013 Премия имени Олега Янковского «Творческое открытие»
- 2012 Премия Олега Табакова за оригинальное прочтение отечественной классики
- 2011 Зрительская премия ЖЖивой Театр «Режиссёр года: Новая волна» (за спектакли «WONDERLAND-80» и «Турандот»)
- 2009 Премия Благотворительного фонда Олега Табакова за создание спектакля «Старший сын»
- 2007 «Чайка», номинация «Сделай шаг» (за спектакль «Много шума из ничего»)
- Российские актеры
- Российские поэты
- Российские режиссеры
- Российские театральные режиссеры
- Русские актеры
- Русские поэты
- Русские режиссеры
- Русские театральные режиссеры