“Если ты не хочешь заниматься со мной сексом, почему тебе так важно, как я выгляжу?” — Слим Шейди; Этот ответ вы чаще всего услышите от Эминема, когда его спрашивают о расе.
Я был бедным белым отребьем Эминему — 50 лет. Как он стал самым популярным рэпером планеты?
В этом году одному из самых успешных американских исполнителей, Эминему, исполнилось 50 лет. На протяжении почти половины своей жизни Маршалл Мэтерс оставался самым известным белым рэпером в мире — и лишь недавно, в марте 2022 года, он установил рекорд по количеству золотых и платиновых синглов, также став одним из семи музыкантов в истории, альбомы которых трижды или более раз удостоились бриллиантового статуса. Его успех не возник внезапно — у него был трудный путь, о котором Лента.ру рассказывает в день рождения рэпера.
Восьмая миля
Те, кто слышал лишь самые знаковые песни Эминема, вряд ли не знают, что детство Маршалла Брюса Мэтерса III было полным трудностей. Ни одна биография не описывает лучше и эмоциональнее его прошлом, чем его собственные песни; в дискографии этого хип-хоп-исполнителя можно найти яркие и детальные описания множества болезненных эпизодов его юности. Маршалл Брюс Мэтерс III вырос в семье, где были свои традиции насилия — ещё его бабушка страдала от домогательств со стороны своей матери, и эта тирания передавалась по наследству. Отец Маршалла покинул семью, когда тот только родился, и он рос с матерью Деборой, которая родила его в возрасте 18 лет.
Дебора и Маршалл переезжали не менее 20 раз, из Сент-Джозефа в Детройт и обратно. Из-за постоянной смены мест проживания Мэтерс так и не смог завести постоянных друзей. В конечном итоге их семья осела в Детройте — городе, только недавно вышедшем из бурных расовых беспорядков. Дебора могла позволить себе снимать жилье только в бедных районах, находящихся в непосредственной близости от гетто (одним из таких мест считался район, который позже стал известен как Восьмая миля). Поэтому в школах, где учился Эминем, он часто оставался одним из немногих белых детей. Во время учёбы он познакомился с Дешоном Холтоном, который впоследствии стал известен как рэпер Proof; они сблизились благодаря совместному увлечению хип-хопом, и Холтон долгое время оставался верным другом и союзником Эминема в музыке. На тот момент единственным близким другом Мэтерса был его ровесник и дядя Ронни, который позже покончил с собой в 19 лет.
Постоянно будучи новым лицом в учебных заведениях, Маршалл часто становился жертвой буллинга и издевательств. Однажды один из задираев избил его до потери сознания, оставив школьника лежать в луже крови в туалете — после этого нападения он провёл десять дней в коме, а затем начался долгий процесс восстановления. Подробности этого инцидента позже нашли отражение в песне Brain Damage. Рэпер считает, что буллинг закалил его и спровоцировал ту агрессию, которую он затем выплескивал в своем творчестве.
В возрасте 15 лет Маршалл познакомился с Ким Скотт, которой на тот момент было всего 13 лет. Тот привёл девочку в дом к своей матери и уговорил приютить её. По словам Деборы, она не догадывалась о романтических отношениях между её сыном и Ким. Когда правда вскрылась, Дебора выгнала девочку, и Маршалл ушёл вместе с ней. Параллельно с этим Мэтерс был исключён из школы. Их жизнь была очень трудной — они часто ссорились, разлучались, но вновь и вновь воссоединялись. В 1995 году у Маршалла и Ким родилась дочь по имени Хейли.
Эминем старался содержать семью, работая посудомойщиком и поваром в ресторане, одновременно записывая песни и участвуя в рэп-баттлах в Детройте. Несмотря на относительный успех в этих словесных поединках, завоевать постоянную аудиторию ему не удавалось — его записи просто не находили отклика. Его дебютный альбом Infinite, изданный в 1996 году, не вызвал интереса ни у белой, ни у чернокожей аудитории; всем казалось странным, что белый худощавый парень пытается сделать хип-хоп.
Непопулярность альбома сильно разочаровала Мэтерса — он начал злоупотреблять наркотиками, был уволен с работы и, в конечном итоге, попытался покончить с собой, приняв большое количество препаратов. Его семье пришлось переехать в трейлер матери.
Раннее творчество: взлёты и падения Слима Шейди
Маршалл увлёкся хип-хопом ещё в 1991 году, однако его первый полноценный альбом под названием Infinite увидел свет лишь спустя пять лет. На этой дебютной пластинке рэпер, ранее подписывающий свои сочинения аббревиатурой M&M, впервые использует псевдоним Эминем. Релиз оказался полностью некорректным с коммерческой точки зрения и распространялся исключительно на физических носителях, общий тираж не превышал одной тысячи экземпляров.
Infinite, хоть и талантливый, представлял собой в первую очередь пробу пера. Запись альбома больше тяготела к социальному хип-хопу, чем к сатирической буффонаде, за счет которой Эминем впоследствии стал известен. Альбом был о том, какие трудности испытывает обычный парень с улицы, пытающийся заработать немного денег для своей любимой дочери. Музыкально звучание пластинки отсылало к работам таких мастеров старой школы, как Nas и AZ.
Дебютный альбом Эминема сложно возможно полностью прослушать, так как в данный момент на стриминговых платформах доступен лишь ремикс на заглавную композицию с альбома.
С уверенностью можно сказать, что печально известный синдром второго альбома обошёл стороной Маршалла Мэтерса. Вышедший в 1999 году The Slim Shady LP стал настоящим прорывом — он дебютировал на 2-м месте в чарте Billboard 200, а в первую неделю было продано 283 000 копий. Более того, этот лонгплей принёс своему создателю первую статуэтку Грэмми за лучший рэп-альбом года.
Секрет успеха The Slim Shady LP заключается в его самобытности. Именно в этом альбоме впервые проявились куплеты альтер-эго Эминема — циничного, но обаятельного грубияна Слима Шейди. Эта вымышленная личность перекликалась с настоящим Маршаллом — возможно, именно поэтому история симбиота Венома стала ему близка.
С первых строк для Слима не существовало тем, которые можно было бы считать запретными. Его хип-хоп был насыщен подробностями, больше напоминающими криминальные хроники, чем текст рэп-хита. На The Slim Shady LP Эминем научился развлекать публику в духе хорроров категории Б, остро поднимая проблемы поп-культуры, социума и политики своей эпохи. Не следует забывать и о том, что злоба артиста была передана через талантливую музыкальную обёртку от его друга и коллеги Dr. Dre.
Всего через год после успеха Слима Шейди на слушателей и критиков был представлен третий лонгплей — The Marshall Mathers LP. Альбом вызвал настоящий резонанс в медиа-пространстве, так как Эминем не скупился на эпитеты и весьма прямо высказывал свои мысли. Несмотря на критику и обвинения в антигуманистических взглядах, новая пластинка смогла попасть в список 500 величайших альбомов по версии Rolling Stone и вновь приняла Грэмми за лучшую рэп-запись.
Стилистически The Marshall Mathers LP заметно тяготел к более жесткому направлению хип-хопа по сравнению с предшественником. Резкое звучание жанров хорроркор и гор-хоп было дополнено дистиллированной контркультурной грубостью, что в настоящее время оказалось бы непросто найти своё место на музыкальном Олимпе. Однако содержание альбома выходило далеко за пределы чернухи — достаточно вспомнить заглавный хит The Real Slim Shady, где Маршалл, через призму юмора, пытается осмыслить себя и своё творчество.
Одной из самых запоминающихся композиций на альбоме стала меланхоличная баллада Stan, записанная при участии певицы Dido. Текст трека написан в виде письма и рассказывает о фанате Эминема, который из-за своей привязанности к артисту и психической неуравновешенности разрушает жизни своих близких. Из содержания песни ясно, что Маршалл осознаёт свою ответственность перед слушателями и осознаёт, что ему не всегда легко играть роль циничного трикстера.
Новая глава: Relapse, продолжение The Marshall Mathers LP и Веном
Шестой альбом Эминема, Relapse, появился только через пять лет после выхода Encore — именно столько времени потребовалось артисту, чтобы выйти из глубокой депрессии. Эта долгожданная запись была встречена смешанными отзывами критиков, что однако не отразилось на её продажах и положительном восприятии слушателями. На 52-й церемонии Грэмми новая работа Эминема вновь была удостоена награды в категории “Лучший рэп-альбом.”
Самым заметным моментом на пластинке Relapse стало проявление позитивных черт в образе лирического героя. Слим Шейди, который в начале 2000-х разрывал и метался, на новом альбоме с иронией высмеивает шумную конъюнктуру и позволяет себе резкие высказывания только в исключительных случаях. Одним из самых запоминающихся треков с альбома стал We Made You — фирменный удар под дых обществу потребления, звучащий как упрек.
Хотя Relapse по форме и содержанию всё ещё напоминал ранние работы Эминема, в следующем альбоме рэпер стал выглядеть иначе. Опубликованный в 2010 году Recovery стал настоящим сборищем мощных и жестких гимнов, в которых сложно уловить даже тень иронии ранних работ Маршалла. Этот лонгплей запомнился в первую очередь своими поп-номерами — такими как Not Afraid и Love The Way You Lie. В 2011 году Recovery был признан лучшим рэп-альбомом по версии Грэмми.
В 2013 году Эминем неожиданно выпустил The Marshall Mathers LP 2 — идейного наследника своего третьего полноформатного альбома. Этот релиз окончательно развеял сомнения слушателей — их кумир снова с ними. Снова приобретённую форму артист демонстрирует молниеносной читкой в треке Rap God — композиций, которая попала в Книгу рекордов Гиннесса как рэп с наибольшим количеством слов. Однако, помимо техники, артист смог предложить своим поклонникам то, чего им так не хватало — ностальгический суровый звук старой школы. Особенно ярко это было видно в сингле Berzerk, который напоминал обменивающееся в 90-х жанровое смешение рока и хип-хопа. В 2015 году Эминем забирает ещё одну статуэтку Грэмми за рэп-альбом года.
После выхода The Marshall Mathers LP 2 Эминем делает вторую затяжную паузу в своей карьере. В 2019 году выходит Revival — один из самых неоднозначных альбомов артиста. Этот шестой альбом резко отличался от второй части The Marshall Mathers LP — теперь Эминем читал отрывисто, сбивчиво и в основном о политических вопросах. Социальная направленность альбома была оценена в США, где релиз на старте продаж возглавил чарт Billboard 200. Среди заметных треков с альбома выделяются сингл на стыке госпела и спокен ворда Walk On Water, а также записанная с Эдом Шираном композиция River.
Спустя год после релиза Revival Эминем презентует LP Kamikaze, на котором радует своих верных поклонников возвращением к корням хардкорного хип-хопа. Здесь вновь возникает агрессивный Слим Шейди, которому, как всегда, есть что сказать о мире развлечений и культуре потребления. Альбом столкнулся с холодным приемом со стороны ряда ведущих музыкальных изданий — с момента выхода The Slim Shady LP этические представления общества изменились. Однако критические претензии не отразились на качестве работы Эминема и её популярности у слушателей.
Одним из самых запоминающихся номеров альбома стала заключительная композиция Venom, написанная специально для одноимённого фильма с Томом Харди в главной роли. Ремикс на этот рэп-рок трек с запоминающимся вокалом в припеве прозвучал и в сиквеле кинокомикса.
Добавляя жару в огонь
The Marshall Mathers LP вышел в 2000 году и стал продолжением тёмного юмора своего предшественника. В то время как предыдущий альбом заставлял критиков и публику пытаться разделить правду и вымысел, The Marshall Mathers LP ещё больше размывает эти границы, комбинируя остроумные шутки и личные упрёки. Его мать оказалась в числе тех, кто подвергся особенно резкой критике на открывающем треке “Kill You”; его жена подверглась злой атаке на “Kim,” предыстории “’97 Bonnie And Clyde,” где описывается вымышленная ссора, которая заканчивается убийством. Откровенно лишённая юмора, это самая пугающая песня, которую он когда-либо создавал.
Тем не менее, в мире Эминема редко всё бывает таким, каким оно кажется. Между потоками инвектив представлены моменты ясности: “О, боже, я тебя люблю”; “Я не хочу жить в мире без тебя.” Написанная в период разрыва, песня “Kim” служит и способом выпустить свой гнев, и способом признаться в любви.
Размывание правды и реальности наглядно видно в разглагольствовании на финальной композиции “Criminal”: “Многие думают, что то, что я говорю на записях, я действительно делаю в реальной жизни. Или если я скажу, что хочу убить кого-то, то на самом деле собираюсь это сделать или верю в это. Ну что же, если ты так считаешь, то я тебя убью.” Добавляя больше масла в огонь, Эминем ответил критикам, которые обвинили его тексты в гомофобии, исполнив сингл “Stan” с Элтоном Джоном на церемонии Грэмми 2001 года.
К этому времени Эминем уже стал одной из крупнейших суперзвезд мира. В то время как The Marshall Mathers LP установил рекорды по недельным продажам среди сольных альбомов, медиа-цирк вокруг его личности достиг своего апогея. Альбом 2002 года The Eminem Show стал его персональным анализом воздействия своей музыки и популярности.
Открывающий трек “White America” касается государственных попыток цензуры, основанной на его предполагаемом негативном влиянии на белых подростков пригородов. Никогда не боясь поднимать личные темы, семейные отношения вновь стали важной частью его творчества; открытые вопросы его очень публичной ссоры с матерью были обработаны в резких выражениях на “Cleaning Out My Closet.” В другом отрезке, в сценке под названием “The Kiss,” Эминем говорит о реальной встрече с законом после того, как поцелуй с Ким превратился в инцидент в клубе, а последующие треки “Soldier” и “Say Goodbye Hollywood” описывают последствия этого события и последующий развод пары.
Светлая сторона Мэтерса проявляется в “Hailie’s Song,” трогательной оде его дочери, хотя Слим Шейди снова появляется в “Superman,” что показывает Эминема, который наслаждается одиночной жизнью, а хит “Without Me” возвращает к мятежному комедийному стилю предыдущих альбомов.
В ответ на продолжающиеся последствия своей популярности, альбом 2004 года Encore стал тематическим дополнением к The Eminem Show. На этот раз вымышленные и остроумно провокационные тексты были сведены к минимуму, так как Эминем ответил на общественные обвинения, направленные в его адрес. В “Yellow Brick Road” он извиняется за использование слова с “N” в битах, записанных, когда ему было 16, а в “Mockingbird,” который сам Эминем описал как самую эмоциональную песню, которую он когда-либо написал, он извиняется перед дочерью Хейли и приёмной дочерью Алайной за их хаотичное детство.
Старший статс-секретарь
Четыре года спустя, Эминем вернулся, чтобы справиться с распадом своего брака и смертью своего лучшего друга, детройтского рэпера Proof. Его возвращение в 2009 году было связано с освежающей и честной пластинкой Relapse, где он подробно рассказал о личной борьбе в таких треках, как “Déjà Vu.” В другом треке, “My Mom,” он перекладывает вину за свои проблемы на свою мать, одновременно признавая схожесть между ними. Слим Шейди тоже не оставался в стороне, вновь освободившись от оков, чтобы оскорбить других знаменитостей и задеть табуированные темы.
Альбом получил положительные отзывы, хотя сам Эминем впоследствии критиковал его на своём 2010 году продолжении Recovery, в котором он попытался контекстуализировать себя в изменяющемся хип-хоп-пространстве. Несмотря на все свои сомнения, он все же подготовил множество примеров лирического мастерства, особенно в треке “Going Through Changes,” в котором он эмоционально говорит о горе от потери Proof и своей продолжающейся любви к Ким, несмотря на их нерешимые различия.
Эминем вернулся к своему боевому стилю на альбоме 2013 года The Marshall Mathers LP 2, который пересматривает его самую знаковую работу с более зрелой позиции: “Bad Guy” представляет собой продолжение “Stan,” где брат покойного фаната возвращается, чтобы убить Эминема, в то время как “Rap God” вновь проявляет Слим Шейди в некоторых из самых ловких рифм его карьеры.
Отказавшись от самокритики, которая доминировала в его последних работах, Мэтерс вёл более примирительный курс, когда на “Headlights” извинился перед своей матерью, в то время как альбом также заставил его взглянуть на предвзятые представления о нравственности, предложив ряд резких и глубоко личных откровений. Объединив свои сильные стороны, которые сделали Эминема одним из самых захватывающих лириков в истории хип-хопа, The Marshall Mathers LP 2 также оставил поклонников в ожидании следующего альбома.
Когда это, наконец, произошло, в форме альбома 2017 года Revival, Эминем оказался, вероятно, более личным, чем когда-либо. В сердце альбома лежала его необходимость выпустить политические недовольства и открыться, такие как “Walk On Water,” в котором Мэтерс наиболее уязвим, “Bad Husband,” где он извиняется перед Ким, и “Castle,” будучи искренней ода его дочери. В то время как его инвективы против администрации Трампа (“Untouchable,” “Like Home”) вызывали восторг, а ухание Слима Шейди никогда не отходило слишком далеко (“Remind Me,” “Framed”), Revival демонстрировал, что, когда бывший enfant terrible рэпа стал одним из старших деятелей хип-хопа, он всё чаще стал говорить от сердца, чем прятаться за своим альтер эго.
Слушайте лучшие работы Эминема на Apple Music и Spotify.
Рост и внешность
Эминем известен своей выразительной внешностью, включающей обесцвеченные волосы, татуировки и часто вызывающие споры модные решения. Его рост составляет 5 футов 8 дюймов, что чуть ниже среднего для мужчины.
Карьера Эминема сопровождалась как скандалами, так и критическим признанием в равной степени. Он известен своими бескомпромиссными и зачастую спорами, достигающими текстами, которые касаются тем, таких как наркотики, насилие и его собственные личные проблемы. Его критикуют за использование оскорбительного языка и тематики, но другие видят в нем необходимый голос в жанре, который часто пропагандирует насилие и мизогинию.
Несмотря на споры, Эминем достиг огромного коммерческого успеха. Он выпустил 11 студийных альбомов, девять из которых дебютировали на первом месте в чарте Billboard 200. У него также множество хитов, включая “Lose Yourself,” “Stan” и “The Real Slim Shady.”
Топ песен
На протяжении своей карьеры Эминем выпустил множество успешных песен, но несколько из них выделяются как самые популярные и влиятельные.
– “Lose Yourself” — Эта песня из фильма “8 Миля” пожалуй, самая знаковая композиция Эминема. Она выиграла премию “Оскар” за лучшую оригинальную песню и была перепета и использована в качестве семпла многими другими артистами.
– “Stan” — Этот беспокойный трек рассказывает историю одержимого фаната, который заходит слишком далеко в своей привязанности. Он использует семпл из песни Dido “Thank You” и был отмечен за свое повествование и лирическую глубину.
– “The Real Slim Shady” — Этот зажигательный сингл из третьего альбома Эминема быстро стал хитом. Он иронизирует над поп-звёздами и знаменитостями и демонстрирует фирменные словесные игры и юмор Эминема.
Цитаты Слима Шейди
“У меня не было ничего, чему можно было бы лишиться, но было, что приобрести. Если я сделаю альбом для себя и он меня удовлетворит, тогда я добился успеха. Если нет, тогда мои продюсеры откажутся от всей этой рэп-того, что мы делаем. Я сделал то, что хотел бы услышать. На The Slim Shady EP я отругал всех, кто говорил о мне гадости.”
— Слим Шейди
“Если ты не хочешь со мной заниматься сексом, почему тебе важно, как я выгляжу?”
— Слим Шейди; это тот ответ, который вы чаще всего услышите от Эминема, когда его спрашивают о расе.
“Всю свою жизнь я сталкивался со своим расовым положением из-за того, где я вырос в Детройте и находясь в рэп-индустрии”. Мне обидно, когда люди говорят: ‘Так, будучи белым рэпером… и расти белым… после того, как я родился белым…’ Это всё, что я слышу! Я на грани… Кто бы ни использовал расовую карточку, я верну её прямо в лицо.”
— Слим Шейди; по поводу вопроса о расе говорит, что он уже устал от этого.
“Кто бы ни любил то, что я делаю, тот любит это, но просто знайте: Слим Шейди — это хип-хоп, я вырос на хип-хопе, это музыка, которую я люблю, и это музыка, которую я уважаю. Я уважаю культуру… это я.”
— Слим Шейди
Комментарии о Слиме Шейди
Совершенно случайные комментарии и заявления об Слиме Шейди:
Слим Шейди — это безумие
Слим Шейди — это лжец
Слим Шейди — просто сумасшествие
Слим Шейди — это зрелище сегодня, когда он едет в центр города с Таймс-сквер
Слим Шейди прав
Слим Шейди — самый крутой
Слим Шейди — это просто мальчик, проходящий через пубертат
Слим Шейди сейчас не участвует
Слим Шейди — одна из лучших треков в альбоме
Слим Шейди — это именно здесь
Слим Шейди — это хип-хоп
Слим Шейди — это просто ещё одна часть меня
Слим Шейди — это просто мальчик, проходящий через пубертат
Слим Шейди — это злой аспект меня
Слим Шейди — это круто
Слим Шейди — это максимальный приоритет для нашего сайта
Слим Шейди — в голове Эминема
Слим Шейди — таков, каким он хочет быть
Слим Шейди — это тот, кто читает о нанесении побоев и т. д.
Слим Шейди — не для молодой аудитории
Слим Шейди — это пограничный сумасшедший
Слим Шейди — это хитовая песня Эминема; “The Real Slim Shady” — это mp3 из альбома “Marshall Mathers LP”
Слим Шейди говорит: “Надоедливым мы надоели, и я собираюсь убить тебя.”
Слим Шейди стал другой стороной Эминема.