Актер Алексей Морозов, родившийся в Санкт-Петербурге, с раннего детства проявлял творческие склонности. Его увлечения включали поэзию, музыку и литературу. Первую роль в театре Алексей сыграл в возрасте всего восьми лет, когда учился во втором классе.
Аксёнов, Евтушенко, Ахмадулина. Настоящие герои Таинственной страсти
На Первом канале состоялась премьера многосерийного фильма «Таинственная страсть», основанного на последнем романе Василия Аксёнова. В этом произведении писатель закодировал имена и фамилии своих современников. Прототипами его персонажей стали кумиры шестидесятых годов: Роберт Эр — на самом деле это Роберт Рождественский, Антон Андреотис — это Андрей Вознесенский, Нэлла Аххо — это Белла Ахмадулина, Ян Тушинский — это Евгений Евтушенко, сам же Василий Аксёнов представлен под прозвищем Ваксон, и это только небольшая часть. АиФ.ru предлагает вспомнить настоящие биографии тех людей, на которых были основаны главные персонажи романа.
Роберт Рождественский
Творчество: Первые серьёзные публикации стихов Рождественского были напечатаны в петрозаводском журнале «На рубеже», когда поэту исполнилось всего 18 лет. Тогда он лишь начинал попытки поступить в Литературный институт имени М. Горького, куда его приняли только со второго раза. В ранних произведениях поэта звучал сильный гражданский пафос, он занимался описанием событий, связанных с освоением космоса и сложностями повседневной жизни. Однако с течением времени, становясь старше, его поэзия становилась все более лиричной, и в конечном итоге усилилась тематика любовной лирики.
Популярность Рождественского в советские годы была колоссальной: в 60-е он был одним из немногих, кто заполнял залы Политехнического и спортивных дворцов, а его творческие вечера проходили при полных залах, его книги выходили большими тиражами.
Популярные произведения: Стихи Рождественского, посвященные любви, известны почти в каждой стране, а многие узнали его творчество благодаря песням «Мои года», «Эхо любви», «Билет в детство», «Притяжение земли». Он также автор текста легендарной песни «Мгновения» из культового фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Личная жизнь: Личная жизнь Роберта была неразрывно связана с Аллой Киреевой, художником и литературным критиком. Ей поэт посвящал свои лучшие стихи о любви, и она стала матерью двух его дочерей.
Смерть: Рождественский скончался в Москве в возрасте 62 лет. В 1990 году врачи поставили ему страшный диагноз — злокачественная опухоль головного мозга. Тем не менее, после успешной операции ему удалось прожить еще четыре года.
Интересные факты: Поэт страдал от сильного заикания, особенно в моменты волнения и на публике, что добавляло ему особого обаяния. Как утверждают, у этого нарушения был суровый источник: в детстве он стал свидетелем несчастного случая, когда его друг попал под машину, что и стало причиной его заикания.
Я тебя никогда не забуду
Прав я или нет — это не имеет значения. Также как и не так важно обсуждать, что в фильме получилось, а что нет, и насколько он соответствует книге Василия Аксёнова или, наоборот, расходится с ней (на самом деле, различия значительные — более чем наполовину).
Сейчас много людей занимаются такими дискуссиями – вот и на Первом канале, сразу после завершения сериала, в студии собрались ведущие актеры и некоторые из тех, кого они изображали. На этой встрече Зоя Богуславская, наблюдая за игравшей её — Зою — Мариэттой Цигаль-Полищук, поясняет: всё было не совсем так, как показывают, и что великие поэты и прозаики редко бродили по улицам вместе толпами, и вообще…
Кстати, вы знаете, кто такая Зоя Богуславская? Это женщина, к которой, вероятно, обращены великие строки Андрея Вознесенского. Вы слышали их, те строки, которые звучат так:
«Проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь».
Да-да, это о ней. После такого Богуславская может говорить что угодно кому угодно, и в этом нет никаких сомнений. А мы, в свою очередь, с благоговением будем слушать.
Кроме того, мы также можем сказать, что Василий Аксёнов, писатель и главный герой данного фильма, был значительно более крупным и сложным человеком, чем его изображают на экране; бела Ахмадулина не была столь же привлекательна, как Чулпан Хаматова (а Хаматова вообще как актер настолько привлекала внимание, что казалось, будто она затмевает весь фильм, даже когда не делала этого сознательно)… Однако все это не имеет значения и является второстепенным по отношению к сути дела.
Дело в том, что фильм, в отличие от довольно спокойной и сдержанной книги, с её лёгким оттенком грустной усмешки, получился чрезвычайно эмоциональным, и эти эмоции, дискутируемые в рамках сегодняшнего контекста, отнюдь не являются простыми. Давайте доведем эту мысль до абсурда и скажем: разве не они стали инициаторами распада Советского Союза? Эти гениальные юноши и девушки, изображенные на экране? Я не зря поднимаю этот вопрос. В моей прежней (анти)рецензии собралось целых 42 отклика, и в них в основном обсуждается именно это. Дискуссия идет о текущем моменте, а вовсе не о прошлом столетии.
Сейчас у нас есть тенденция называть 60-е и 70-е годы великой эпохой, наполненной достижениями. Мы добывали нефть, осваивали космос, строили новые кварталы и города, создавали мощный ядерный щит — в общем, жизнь была хороша. Так, кто же тогда стал виновником распада империи — недовольные интеллектуалы, такие как показанные в фильме: пьющие, сменяющие женщин и противостоящие Советской власти? И где сейчас можно встретить что-то похожее на них?
Кто такой «Килькичев»
Начнем с личных впечатлений: 60-е я не помню, но 70-е были полны ужаса, тоски и безысходности. В 1977 году мой друг Вася, студент экономического факультета МГУ, сказал: «Общество, в котором государство ведет войну против интеллектуального класса, особенно тех, кто связан с культурой, не имеет шансов на выживание». И он оказался прав.
Не сами великие поэты, прозаики и музыканты, их борьба или сложные судьбы привели к распаду Советского Союза. Дело в том, что именно те, кто пытался донести до реальной элиты — элиты культуры, каким образом им создавать произведения и что именно они должны делать, — стали жертвой этой борьбы.
Если бы эти культурные дирижеры были лишь злосчастными жертвами этой борьбы, всё было бы еще более-менее терпимо. Однако в сериале мелькает персонаж по имени «Килькичев». На самом деле это Леонид Ильичев, который, помните, был вторым-третьим человеком в государстве после Хрущева. Он отвечал за марксизм и прочую идеологию, образование и культуру. Меняем его на Суслова, который вскоре тоже будет забыт. А вот эти великие звезды эпохи — Ахмадулина, Аксенов, Евтушенко, Высоцкий — сияют все ярче с каждым годом. Мы смотрим на экран и размышляем: действительно ли они были всего лишь обычными людьми…
Что касается великой эпохи: а ради чего миллионы людей трудились, разрабатывая нефть, осваивая космос, создавая новые кварталы и города, формируя ядерный щит? Ради светлого будущего — да, но это будущее рисовали вовсе не партийные пропагандисты (коммунизм как концепция уже в 60-е годы был фактически мёртв). Контуры идеального будущего создавались именно деятелями культуры. Это те самые подвижники. Кроме того, строители и нефтяники, приходя с работы, ожидали дома, пусть только в телевизоре, встречи с великой культурой той эпохи. И снова речь идет о тех же самых юношах и девушках — вам известно, сколько они написали текстов для песен, обычных песен? А тогда ещё вышли на экраны великие фильмы, были написаны замечательные книги… Только теперь мы начинаем осознавать, в какой степени это было хорошо.
Герои фильма и тысячи их коллег, отличающихся друг от друга, создавали величественную страну — ведь все главные вопросы о том, как жить, каким быть, зачем жить, поднимались именно ими. А «Килькичевы» — неважно, были они сотнями или тысячами — лишь пытались этому противодействовать, с мёртвым грузом коммунизма на своих плечах, но предложить что-то значимое в ответ было не в состоянии. Результат этого известен.
Чулпан Хаматова — Нэлла Аххо
Прообраз Беллы Ахмадулиной, Нэллу Аххо, сыграла известная актриса Чулпан Хаматова. Советская поэтесса имела множество друзей среди писателей того времени. Все они поддерживали друг друга и испытывали трудности в условиях жесткой политической цензуры.
Актриса Чулпан Хаматова родилась в Казани в семье инженеров. Её младший брат, Шамиль Хаматова, также выбрал путь актёра и сейчас работает в театре «Современник», где выступает вместе со своей старшей сестрой.
Филипп Янковский — Ян Тушинский
Филипп Янковский, играя в сериале «Таинственная страсть», прекрасно справился с ролью Яна Тушинского. Евгений Евтушенко, образ которого был воплощен Янковским, вызовет у зрителей сопереживание за судьбу поэта. За свою карьеру Евтушенко получил много престижных наград, в том числе Нобелевскую премию, Государственную премию СССР и премию Тэфи.
Филипп появился на свет в Саратове в семье известного Олега Янковского. С раннего детства он посещал съемки вместе с родителями, благодаря чему свои первые шаги в кино сделал в возрасте пяти лет.
Таинственная страсть: актеры и роли, шестидесятники в сериале и в жизни
Все в Москве пропитано стихами, Рифмами проколото насквозь. — эти строки принадлежат перу Анны Ахматовой, написанные в 1963 году. Она, ощутившая дух поколения серебряного века, когда стихи восторженно принимались или, наоборот, отвергались, была свидетелем изменений, происходивших на исходе ее века. Шестидесятники, новое поколение поэтов, были наиболее чувствительны к оттепели. На этот период они возлагали большие надежды. Восторженное настроение совпадало с их юностью. Все они были совсем юными — им было 18-20 лет, их сердце стремилось к переменам, и они их получали — страна менялась на глазах.
На Первом канале показали сериал, основанный на книге Василия Аксенова «Таинственная страсть», который рассказывает о поколении поэтов, чьи родители когда-то содержались в тюрьмах и лагерях, а они, на контрасте, собирали стадионы и выражали (пусть и осторожно) свою точку зрения о поэтах, на выступления которых мечтали попасть миллионы зрителей. Сегодня из этой плеяды жив лишь Евгений Евтушенко. И хотя персонажи «Таинственной страсти» носят вымышленные имена, за ними можно легко узнать всем известных людей: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Андрей Тарковский, Василий Аксенов. Мы решили вспомнить основные моменты их биографий, чтобы сопоставить, как их судьбы отображены в сериале.
Ваксон
Прототип: Василий Аксенов, писатель.
Алексей Морозов в роли Ваксона в сериале «Таинственная страсть» / Василий Аксенов
Василий Аксенов появился на свет в Казани, он был третьим и самым младшим ребенком в семье, и единственным общим ребенком своих родителей. После того как в 1937 году их обоих осудили на 10 лет лагерей, Васю определили в детский дом для детей заключенных. Позже его забрали родственники, а спустя некоторое время мать сумела добиться, чтобы сын переехал к ней на поселение на Колыму. Жизнь в Магадане произвела на мальчика огромное впечатление, и в дальнейшем он написал воспоминания о тех годах.
Василий Аксенов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и некоторое время проработал по специальности. Однако позже он оставил врачебную практику и целиком занялся литературой. Его первые рассказы были опубликованы в журнале «Юность» в 1960 году. Работы Аксенова приобрели популярность, но власти не одобрили их. После окончания оттепели ему постепенно стали закрывать доступ к публикациям в СССР.
В 1980 году писатель с женой выехал в США по приглашению. Тогда же они лишились советского гражданства. В Америке его супруга преподавала русский язык, а Василий читал лекции в университетах и писал романы, которые нашли свою публику. Вернулся он в Россию лишь в 1990-х годах и последние годы своей жизни жил на две страны — между Россией и Францией.
У Аксенова остался сын от первого брака, который сейчас трудится художником-постановщиком.
Яков Процкий
Прототип: Иосиф Бродский, поэт, драматург
Артур Бесчастный в роли Якова Процкого в сериале «Таинственная страсть» / Иосиф Бродский
Бродский был сложной, порой бескомпромиссной личностью. Он не боялся быть самим собой и показывать своё истинное Я. Этот характер начал проявляться ещё в юности. В неполные 16 лет, закончев семь классов, он бросил школу (у него не сложились отношения с учителями) и поступил на завод «Арсенал» учеником фрезеровщика. Позже он работал не только на этом заводе, но и кочегаром, грузчиком и даже в других сферах.
Хачатурян говорил: я возвращался с таких собраний, утыкался в подушку и плакал. А Шостакович, возвращаясь с таких собраний, садился и писал свой Первый скрипичный концерт. Это одно из величайших его произведений.
Вот в этом и заключается, по его словам, разница между ним и Шостаковичем. Замечательное признание. Хачатурян — выдающийся композитор, я очень ценю его музыку, и то, что он осознавал эту разницу, уже является значительным достижением. Это нужно помнить, когда дело касается гениев.
Вот еще вопрос. Почему именно шестидесятые годы в каждом столетии становятся такими — ключевыми? Между девятнадцатым и двадцатым веком можно провести множество параллелей. Там выясняли отношения «Отцы и дети», здесь поколения спорили в «Заставе Ильича» Хуциева. Там соревновались, выступая на открытии памятника Пушкину Достоевский, Аксаков и Тургенев. Здесь те же самые идеи о том, кто наиболее близок к Пастернаку или Бродскому. Подобных пересечений существует множество. Похоже на то, что к шестидесятым каждый век выбрасывает какую-то накопленную энергию — и в этом есть своя закономерность?
Соломон Волков: Думаю, что это так. И только усмотрим, согласитесь ли вы со мной, что от века к веку страсти несколько теряют свою остроту. В XIX веке Толстой и Тургенев чуть не подрались на дуэли. Представьте, если бы Тургенев убил Толстого на дуэли или наоборот? Все обошлось, всего лишь 17 лет они не общались. А в XIX веке споры часто заканчивались дуэлями, с совершенно непредсказуемым результатом. В итоге мы потеряли из-за драк двух величайших наших поэтов.
В XX веке произошла череда самоубийств: Есенин, Маяковский, Цветаева. И не забывайте о репрессиях, масштаб которых вообще несоизмерим с тем, что происходило в XIX веке: мы потеряли Мандельштама, Бабеля, Мейерхольда. И всё, что появлялось в культуре, возникало, невзирая на сталинскую тиранию. И в значительной степени это основывалось на духовном богатстве, накопленном еще в предреволюционной России и в первых десятилетиях XX века.
Если вы посмотрите на эти события, морального богатства в культуре неуклонно становится меньше, к сожалению. Скоро истечет первый двадцатилетний период XXI века. Появилось ли сейчас что-то равноправное тому, что достижено в первой половине XX века? Хочу уточнить: это совершенно не укор русской культуре. Сходная ситуация наблюдается во всем мире. Возможно, XXI век только начинает накапливать силы — но он уже уступает достижениям предыдущих двух столетий. Надеемся на последнее, что мировая культура в будущем взлетит до невероятных высот.
Каковы ваши мысли о том, остаются ли шестидесятники сегодня недооцененными, недопонятыми и недопрочитанными?
Соломон Волков: Я скажу так. Для меня шестидесятники и их творчество — это золотая страница железного века. Потому что XX век был именно железным в культуре. Произошел век золотой, потом век серебряный — и вот мы на пороге века железного. Шестидесятничество стало одной из его золотых страниц. В антологии лучших произведений шестидесятников присутствует как проза, так и поэзия, музыка, живопись и скульптура. Это внушительно и надолго — навсегда.
Шестидесятники не несут ответственности за два обстоятельства, которые стали источником негативного восприятия их в свое время. Во-первых, в 90-е годы произошло тяжелое и жестокое изменение в ситуации в России, беспрецедентной по своим масштабам. Возможно, мы даже не до конца осознаем, как болезненно это было. Поменялось отношение ко многому, и к шестидесятникам начали относиться не только иронически, но с явным пренебрежением и насмешкой. Однако мы знаем, что многие талантливые поэты, такие как Сергей Гандлевский и Тимур Кибиров, которые насмехались над шестидесятниками, в итоге осознали, что делали это совершенно напрасно и теперь отдают им должное.
Самые яркие страницы творчества шестидесятников пришлись именно на 60-е — начало 70-х.
У лирических поэтов лучшие строки, как правило, рождаются в молодости. Когда сорокалетний Баратынский написал «Сумерки», я считаю, это гениальная книга, для Белинского это было, как письмо мертвеца с того света. Отклик находился лишь у ранних стихов Баратынского. К сорока годам он уже утратил связь со своей аудиторией и писал для будущих поколений.
Таким образом, шестидесятники в некотором смысле тоже потеряли связь со своей аудиторией. Возможно, произойдет переосмысление, и, скажем, поздний Вознесенский будет переоценён заново, или наши потомки оценят его иначе. Это мы увидим. Невозможно заранее предсказать, кто в какой момент станет близок сердцам нового поколения.
Вы не верите в предсказания?
Соломон Волков: Вспомните Блока — какая у него была невероятная популярность при жизни, впоследствии произошел его резкий спад во время советской эпохи. Блок стал символом символистской поэзии, которую не так много печатали. Как это прекрасно сформулировал Пастернак: «и Блок был у всех на устах». Позже это внимание вновь исчезло. На своей странице в Фейсбуке я иногда публикую стихи, которые меня волнуют в данный момент. И вы знаете, кого встречают с наибольшей прохладцей, даже иронией? — Это Блок. Его образы кажутся банальными, и никого не трогает, что именно эти образы обращены именно ко времени Блока, вошли в плоть и кровь русской поэзии и были использованы до штампов.
Необходимо отметить, что сегодня наблюдается всплеск интереса к тому, что происходило в 60-е годы. А предсказания — всегда оборачиваются конфузом. Лучше поживем — увидим.