Когда фильм дебютировал на экранах страны, зрители палали восторгом от игры актёров. В то время никто и не подозревал, что во время съёмок персонажи влюблённых конфликтовали практически до последнего, что ставило под угрозу весь проект.
Быстрицкая и ее батман в челюсть. За что боялись и уважали легенду кино
4 апреля отмечается 95 лет со дня рождения выдающейся актрисы советского театра и кино Элины Быстрицкой. О её непростом характере ходили легенды, игра была высоко оценена миллионами зрителей. Портал Aif.ru собрал ряд увлекательных фактов о жизни актрисы, особенно известной благодаря роли красавицы Аксиньи в кинофильме «Тихий Дон», а также множеству ролей, сыгранных на сцене Малого театра.
Чуть не выгнали из комсомола
Быстрицкая часто вспоминала один случай из своей студенческой жизни, который потряс её юное сознание своей явной несправедливостью. Молодую звезду чуть не исключили из комсомола за отказ танцевать с сокурсником Ваней Марушко. Кто-то стал распространять слух, что девушка якобы сказала кавалеру, что от него пахнет деревней, что стало основанием для обвинения в высокомерии. На деле, по словам Быстрицкой, её смущало лишь то, что юноша испускал запах пота. История, не стоившая и гроша, была раздута до масштабов трёхчасового комсомольского собрания. После ожесточенных споров, уже глубокой ночью, ей предложили сдать комсомольский билет, а дирекцию попросили исключить её из института.
Однако все участники собрания, похоже, не знали характера Быстрицкой, которая с 13 лет трудилась в фронтовом госпитале. Билет она не сдала, открыто высказав свое мнение собравшимся, и вышла из помещения с достоинством. В итоге её не исключили из института, но недоброжелатели всё же затаили сердцебиение против красавицы Элины.
Казачий адюльтер
Тем временем режиссёры Баб, Преображенская и Правов приступили к чтению двух томов «Тихого Дона» Шолохова и вскоре приняли решение незамедлительно начать съёмки. Сценарий был подготовлен с акцентом на запретной любви Григория и Аксиньи. Писатель был в восторге от игры яркой и чувственной Эммы Цесарской, позже признаваясь ей и Абрикосову-Гришке: «Вы, черти, ходите у меня перед глазами!» Однако.
Дорога к зрителю у картины оказалась неутешительной: высокие начальники наложили на фильм клеймо «казачьего адюльтера» и «любования бытом казачества». Фильм мог так и остаться на полке, а режиссёрам предстояло сидеть без работы. За потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей Преображенская и Правов были исключены из Ассоциации работников революционной кинематографии.
В январе 1930 года Шолохов в письме к Эмме писал: «Что касается „Тихого Дона“ и утверждений, будто я радовался его запрещению, — это полная чушь! Я ещё не дошёл до таких вершин дипломатии. Конечно, я приеду и сделаю всё возможное для продвижения „Дона“ на экраны. Но мне не верится в эти слухи, по-моему, это очередная инсинуация московских сукиных сынов и дочерей. Ну, да черт с ними!
В это время в Москву приехал инженер из Америки, потерявший голову от любви. Он посмотрел фильмы с Цесарской и мечтал, чтобы она продолжила свою карьеру в Голливуде. Начались долгоиграющие переговоры, каждую из которых он делал записи в дневник. Однако, в итоге, его усилия не увенчались успехом.
В 1934 году кинопродюсеры из Германии, Франции и Англии пригласили Цесарскую на роль Грушеньки в совместный проект «Братья Карамазовы», обещая баснословные вознаграждения. Однако советская власть не позволила ей покинуть страну.
Но славы Цесарской хватало и дома
В 22 года Эмма уже была звездой немого кино. Шолохов боготворил её, и, по слухам, даже тайно влюблён в неё. Зрители «Тихого Дона» были уверенны, что Цесарская действительно является донской казачкой, настолько её исполнение оказалось правдоподобным. Спустя годы художник Верейский именно с Цесарской будет создавать иллюстрации для этого романа.
Её коллеги-женщины испытывали зависть, а мужчины были в восхищении. «Фильм „Тихий Дон“, где она исполняла роль Аксиньи, стал для меня эмоциональным толчком и настоящим творческим озарением», — вспоминал Николай Крючков.
В 26 лет Эмме присвоили звание заслуженной артистки. Она была счастлива в браке с поляком Максом Станиславским, который был старше её на 14 лет и работал в ОГПУ — НКВД. От отношений родился их сын. И вдруг.
В один момент всё закончилось. Слава, кино и даже любовь. И Эмме было всего 27 лет.
Биография Элины Быстрицкой
Элина Быстрицкая — советская актриса театра и кино, известная прежде всего благодаря роли Аксиньи в «Тихом Доне» и сценариям Малого театра. Многие зрители знают о её актёрских качествах, но о её жизненом пути, полном лишений и трудностей, большинство не догадываются. Давайте подробнее рассмотрим биографию Быстрицкой.
Элина Авраамовна Быстрицкая родилась в апреле 1928 года в Киеве в семье военного врача-инфекциониста Авраама Петровича и больничного повара Эсфирь Исааковны. Интересно, что странное имя она получила от пьесы Кнута Гамсуна «Игра жизни». Вероятно, девочку назвали Эллина, но рассеянная паспортистка опустила одну букву. Девочка росла живой и любознательной, легко копировала персонажа Петьку из популярного фильма «Чапаев», чем вызывала смех и восторг у окружающих. Элина предпочитала заниматься «мальчишескими» увлечениями, среди которых предпочтение она отдавала игра в бильярд, в которой могла одержать победу над любым соперником. С ранних лет она привлекала внимание окружающих своей красотой. Элине было всего 13, когда началась война. Эта юная, но уже зрелая девочка отказалась эвакуироваться. На неделю после начала войны она пришла в штаб, в котором работал её отец, и настойчиво потребовала от комиссара назначить её на работу в местный госпиталь, расположенный в Нежине. Доктора, которые были там, считали её глупой, полагая, что она быстро сдёрнется с работы, увидев кровь и страдания, но Элина несмотря на всё мужественно выполняла свои обязанности, как и вся её семья, не собираясь спасаться в эвакуации. Фронт наступал, и число жертв росло с каждым днём. Элина как санитарка носила носилки с ранеными, и в какой-то момент, из-за слишком тяжелых ношей, она потеряла возможность стать матерью.
«Как мне запомнилась война? Она запомниться может тем, кто случайно попал в военные события на 5 минут. А я же провела там целых 4 года…»
Позже семья Быстрицких оказалась в Донецке, который тогда называли Сталино. Здесь Элина серьезно заболела. Выздоровев, она присоединилась к добровольцам, расчищающим город от остатков снарядов, прошла двухмесячные курсы медсестры, но в силу своего молодого возраста была назначена лаборанткой. Позднее их семью перенесли на станицу Обливскую, где Элина стала свидетелем быта казаков. Эти образы из военной жизни впоследствии помогли ей в создании роли Аксиньи в «Тихом Доне». Судьба отправила юную медсестру в Одессу, где ей одной из первых пришлось стать донором крови для раненого солдата. В 1944 году женская часть семьи Быстрицких решила вернуться в Киев, где Элине было нужно получать образование. Но родина встретила их лишь руинами. Пришлось вновь возвращаться в Нежин, откуда начались их военные мытарства, и снимать там комнату у знакомых врачей. Хотя у Элины как у военной медсестры была возможность пойти на второй год обучения акушерских курсов, она не воспользовалась этим шансом и начала учёбу с самого начала. В 1947 году она стала дипломированной акушеркой и сама приняла 15 детей.
Выбор профессии
В семье никто не сомневался, что старшая дочь станет врачом. Но Элина втайне мечтала стать актрисой. Как же ей подступиться к этому решению, особенно рассказать родителям, в частности её отцу? Действительно, Авраам Петрович был не в восторге от этой идеи. Максимум, на что он мог пойти, это разрешить дочери поступать в Нежинский пединститут. Однако Элина была не намерена расставаться с своей мечтой.
Чтобы не выглядеть плохо перед экзаменаторами, она начала учиться декламировать стихи и прозу, пробуя свои силы в пении. Для того чтобы овладеть искусством сценического движения, девушка записалась на балетные курсы. В таком возрасте заниматься балетом было непросто, но целеустремленная Элина освоила пятилетнюю программу за полгода. В этот период её младшая сестра оставалась полностью на её попечении: отец уехал в Дрезден по служебным делам и забрал с собой свою болезненную супругу. Благодаря её усилиям в пединституте был открыт драматический кружок. После одного из выступлений к Элине подошла незнакомая женщина и поинтересовалась, учится ли она в театральном вузе. На услышанный ответ: «Нет, в педагогическом» — дама ответила, что это было напрасно. Элине нужно было поступать в театральный. Этот момент стал поворотным для девушки, она стала понимать — настало время действовать. С небольшой суммой в кармане и парой буханок хлеба, которые ей дали смирившиеся с желанием дочери родители, Быстрицкая села на поезд, который отправил её в Киев. Ей удалось поступить на киноотделение Киевского театрального института имени Карпенко-Карого, на курс Амвросия Бучмы.
С первых дней учёбы студентка начала искать возможность подработки. Она жила в комнате у бабушки, но средств на еду всегда не хватало. Однажды ей удалось оказаться на съёмочной площадке фильма «Тарас Шевченко» и попроситься в массовку. В фильме она сыграла небольшую роль горничной. Затем Элина устроилась в труппу цирка семьи Кио как воздушная гимнастка. Несмотря на наличие страховки, Элина ужасно боялась высоты, тем не менее она искренне перешагнула через свой страх и выступала в цирке на протяжении сезона.
Хотя светлая, открытая девушка-отличница нравилась одногруппникам и преподавателям, на Элину нависла угроза отчисления. Всё началось с пустяка: однокурсник подкрался к ней с свистком и свистнул прямо ей в ухо. Из-за пережитого в прошлом на фронте страха перед громкими звуками Элина рефлекторно дала юноше пощёчину. Весть о случившемся быстро разлетелась по университету. В разговорах студентов Элина слышала, как её имя сопоставляется с термином «еврейка» (в действительности использовалось грубое и политически некорректное определение, но по этическим соображениям мы не будем приводить его здесь). Пятый пункт затмевал все предыдущие достижения талантливой студентки, и никто не хотел разбираться в причинах её поступка. Тем не менее, удалось избежать исключения. Затем последовали роли в приключенческой ленте «Богатырь» и в драме «Неоконченная повесть», где Элина снималась с Сергеем Бондарчуком, которого, несмотря на нежные чувства между их персонажами, она недолюбливала за его заносчивый нрав. Ещё когда Элина снималась в «Тарасе Шевченко», это актёр унизил её в присутствии гостей буфета киностудии. После окончания университета Элина была распределена в Херсонский драмтеатр. Однако из-за разногласий с режиссёром, с поддержкой Ивана Чабаненко, актриса добилась перевода в труппу Театра имени Моссовета под руководством Юрия Завадского. К сожалению, у Быстрицкой было много недоброжелателей, и они всеми способами стремились закрыть ей двери в столичные театры. Так и произошло. Зато её с радостью приняли в Вильнюсский драмтеатр.
Элина Быстрицкая. Личная жизнь
Элина Быстрицкая была замужем всего один раз. Её супругом стал Николай Иванович Кузьминский, заведующий отделом переводов Министерства внешней торговли СССР. Их познакомил общий друг, и всего через четыре дня Николай уже сделал предложение Элине. У пары так и не появилось детей за годы супружества.
В начале 1990-х годов Быстрицкая и Кузьминский развелись. Актриса сама подала на развод спустя 27 лет совместной жизни, так как не смогла простить измену мужа.
В августе 2017 года актрисе, звезде «Тихого Дона», потребовалась срочная медицинская помощь: у неё диагностировали гипертонический криз, но она предпочла лечиться дома. Однако вскоре состояние здоровья Элины ухудшилось, и она оказалась в больнице после того, как случайно обожгла глаз йодом.
В конце 2018 года общественное внимание привлекла новость о проблемах в здоровье Быстрицкой, связанных с её младшей сестрой Софьей Шегельман. Софья, которая постоянно проживала в Израиле и редко навещала Элину, решила подать иск на помощницу актрисы Ксению, которую Быстрицкая задумала вписать в своё завещание в качестве наследницы. Это вызвало конфликт между сёстрами. Шегельман, понимая, что может не получить ничего, устроила скандал и заявила, что Элина пригрела змею на своей груди, как сообщила соседка актрисы.
Элина Быстрицкая скончалась 26 апреля 2019 года. Ей было 92 года. Прощание с легендой отечественного кинематографа состоялось 29 апреля на сцене Малого театра, где она служила с 1958 года.
В последние месяцы жизни актрисе стало тяжело, и последнюю неделю она провела в больнице.
Страсти по Аксинье
При наличии более чем 50 персонажей подбор актеров оказался непростой задачей. Исполнителя роли Григория Мелехова искали долго, пока не появился на площадке талантливый актер Московского драматического театра имени К. С. Станиславского Пётр Глебов, принадлежащий к потомственному дворянству. Он изначально не думал играть этого персонажа, его интересовало что-то совершенно другое, но режиссёр сразу заметил его и отправил к специалистам для корректировки носа, следуя описанию в романе. Чтобы добиться нужного эффекта, на нос ему наклеивали горбинку, сделанную из гумозы (гримерной пластиковой мастики). Когда артист вернулся в образе, режиссёр Герасимов был уверен, что нашёл своего героя. Однако оператор противился, заметив, что Глебову на момент съёмок исполнилось 40 лет, а Мелехову в начале истории — 17. Следовательно, снимать крупные планы было нецелесообразно. В конечном итоге решение о том, чтобы взять Глебова на роль, принял сам Шолохов, с которым советовались. Литератор одобрил кандидатуру: «Это именно тот человек, о котором я писал». Интересный факт: Леонид Брежнев увидел фильм только в 1981 году, прослезился и немедленно распорядился вручить Глебову звание народного артиста СССР!
За роль Аксиньи разгорелась настоящая борьба. Элина Быстрицкая находилась на кинофестивале с фильмом «Неоконченная повесть», когда узнала о том, что Герасимов начал прослушивания. Она срочно вернулась в Москву чтобы уговорить его дать ей шанс показать себя.
Она была не единственной претенденткой на роль. Нонна Мордюкова, ученица Герасимова, играла Аксинью в студенческом спектакле. Более того, Нонна была казачкой по происхождению, детство и юность провела в станицах, что сделало её знакомой с этой жизнью в деталях. Однако режиссер отказался говорить с ней на кастинге из-за их прошлого: в конце 1940-х он был безнадежно влюблён в Мордюкову, даже оставил ради неё свою жену Тамару Макарову. Он ездил к матери Нонны в станицу с просьбой о её руке, но был отклонён, поскольку разница между ними составила 19 лет, что смутило её мать. Если бы Нонна на самом деле желала выйти замуж, она бы это сделала. Очевидно, что её решение было окончательным, и Герасимов запомнил эту ситуацию.
В конечном итоге оба, и Герасимов и Шолохов, поддержали кандидатуру Быстрицкой.
Роль Натальи Мелеховой была предложена Зинаиде Кириенко без кастинга. Режиссёр увидел её в коридоре студии и решил, что её именно тот актёр, который ему подходит.
Дарью Мелехову сыграла Людмила Хитяева, которую Герасимов счёл идеальной на эту роль благодаря её темпераменту и фактуре.
В массовке снялись многие актёры, которые позднее сами стали известными, среди них такие, как Игорь Дмитриев и Михаил Глузский. Но особенно интересно, что даже студент ВГИКа, будущий известный писатель Василий Шукшин, сыграл небольшую роль матроса.
Папин нос
Основные натурные съемки проходили на хуторе Диченском в Каменском районе Ростовской области. Местные жители оказались задействованы в массовке и обучали говору, что было важным для правдоподобности. Однако работа началась с конфликта: первые дни съёмок не состоялись из-за того, что Людмила Хитяева не появилась на площадке. Сцены с её участием были заранее запланированы. Ситуация стала столь критичной, что директор съёмочной группы был вынужден обратиться в Московский обком партии, чтобы отговорить актрису от подобного поведения. Директор обратился к ней не к кому-то, а к первому секретарю, что было настоящим табу. В разговоре тот по-отцовски отчитал Хитяеву следуя её поведению, указал, что её театральный репертуар был изменён по его указанию, и отправил её на служебной машине к поезду, чтобы она успела на съёмки. В тот период чиновники относились к кино как к важному механизму идеологии.
Спустя время Герасимов не упускал возможности напомнить Хитяевой о том инциденте. В последующих кадрах её персонаж тонет. Но обнаружилось, что актриса не умела плавать и надеялась, что её заменит дублёр. Она испытывала ужасный страх перед водой. Режиссёр настоял на том, чтобы нанять тренера, который обучал актрису плаванию в течение двух недель. Только после этого была снята сцена с утоплением.
Календарный план съёмок также срывался по причине Петра Глебова, но не по его ошибке. На одной из локаций в Каменске-Шахтинском снимали сцену его поездки на лошади, но лошадь поскользнулась и упала после поливочной машины, которая добавила блеска брусчатке. Актер сломал ключицу и не мог сниматься в течение некоторого времени.
Во второй попытке он не смог найти ту горбинку, которую каждый день клеили ему на нос перед началом съёмок. Глебов хранил её на подоконнике в спичечном коробке в своём доме. Как оказалось, её съела его двухлетняя дочь Елена, которая также присутствовала на съёмках. К счастью, на тот момент гумозная пластика изготовлялась из органических составов, что предохранило девочку от отравления. Но пока новый элемент изготавливался, съемочная группа потеряла целый день.
Премьера данной ленты состоялась 25 октября 1957 года в кинотеатре «Ударник». В течение первого года проката её просмотрели более 50 миллионов зрителей. Картина получила множество наград на фестиавлях в Мексике, США, Чехии. В настоящее время этот фильм считается шедевром советского кино. Он значительно повысил популярность произведения, и в 1965 году Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе за него.
Еще материалы рубрики: