Я плачу, и слезы мои касаются пола. Я подтираю их, разбавляя водой, когда передо мной появляется молодой врач с добрыми глазами. «Почему ты плачешь?» — спрашивает он, беря меня за руку и направляя в палату интенсивной терапии. В кювезе лежит нечто синее, переплетенное с трубочками и проводами — это мой сын.
Варлей Наталья Владимировна
Наталья Варлей — советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР. Наиболее известна благодаря своим ролям в культовых фильмах, таких как «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Вий».
- Ранние годы, родители, образование
- Карьера
- Музыка и книги
- Общественная позиция
- Личная жизнь
- Избранная фильмография
Ранние годы, родители, образование
Наталья Варлей появилась на свет 22 июня 1947 года в румынском городе Констанца. Она была дочерью Владимира Викторовича и Ариадны Сергеевны Варлей. Отец Натальи был командиром военных кораблей на Черноморском и Тихоокеанском флотах и принимал участие во Второй мировой войне.
У Натальи есть младшая сестра по имени Ирина.
Ее детство прошло в Мурманске, где отец занимал должность заместителя начальника морского пароходства, а затем стал председателем Мурманского городского исполкома.
С раннего возраста Варлей проявляла творческие способности: она училась игре на фортепиано, писала стихи и рисовала картины. В конце 1950-х годов ее семья переехала в Москву.
В начале 1960-х Наталья Варлей начала обучение в детской цирковой студии.
«Цирк захватил меня в восьмилетнем возрасте, когда мы отдыхали в Сочи. Я была на цирковом представлении, которое изменило мое восприятие мира. Я росла болезненным ребенком; у меня были серьезные проблемы со здоровьем, из-за чего мне даже запрещали занятия физкультурой в школе. Позже мама повела меня на еще одно представление, и я заметила объявление о наборе в детскую цирковую студию при Московском цирке. Я решила попробовать и успешно прошла отбор», — делилась Варлей.
В 1965 году она закончила отделение акробатики Государственного училища циркового и эстрадного искусства и начала свою карьеру в цирке.
Два года спустя, в 1967 году, Варлей поступила в Театральное училище имени Щукина, которое окончила в 1971 году.
Уже утвердившись как актриса, она решила продолжить образование и обучалась в Литературном институте имени Горького, закончив факультет поэзии в 1994 году.
Циркачка Наталья Варлей: как режиссер заметил её в манеже
Наталья Варлей выросла в Констанце, ее жизнь наполняли постоянные переезды, так как отец был капитаном дальнего плавания. Путешествия привели её из Румынии в родной город матери – Ленинград, затем во Владивосток, а позже в Москву.
С детства она увлекалась искусством, любила читать и рисовать. Некоторое время Наталья занималась в музыкальной школе, но вскоре семья переезжает опять — теперь в Мурманск, где Варлеи провели семь лет, прежде чем окончательно перебраться в Москву.
Детство Натальи было довольно сложным, так как она часто болела — врачи диагностировали у нее ревмокардит, из-за чего ей был запрещен спорт. Каждый год семья отдыхала в Сочи, где Наталья впервые увидела цирк и определилась с мечтой связать свою жизнь с этим искусством. Позже, заметив объявление о наборе в цирковую студию, она без сомнений решила попробовать и была принята, даже несмотря на слабое здоровье и отсутствие подготовки.
После завершения учебы в училище циркового и эстрадного искусства Варлей работала эквилибристкой, выступая в номерах с клоуном Леонидом Енгибаровым, что в конечном итоге привело её в мир кино.
Во время одного из цирковых представлений среди зрителей оказался друг Енгибарова — режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который позже предложил Наталье сняться в фильм «Формула радуги». Она сыграла небольшую роль медсестры, и на съемках её заметила ассистентка Леонида Гайдая, которая искала актрису для новой комедии.
Здесь вы сможете узнать о самых захватывающих музыкальных событиях. Легендарные артисты советской эры, звезды 90-х и 2000-х, а также молодые исполнители и популярные тиктокеры готовы порадовать вас.
Спортсменка, комсомолка, просто красавица
На роль Нины в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) пробовались множество актрис: среди них были Анастасия и Марианна Вертинские, Наталья Фатеева, Наталья Кустинская и Лариса Голубкина. 19-летняя Варлей привлекла внимание Гайдая своей харизмой, опытом в цирке и непосредственностью. Она без промедления согласилась на фотопробу в купальнике, так как для гимнастки это была привычная форма, и она не испытывала неловкости. Удачные пробы с осликом также сказали о её таланте: подкармливая его морковкой, Наталья даже не заметила, как он зажил ее руку, но в ответ на это лишь рассмеялась.
Новые русские евреи
Заслуженная артистка России открыла некоторые факты о своей коллеги, известной своей любовью к Украине Лии Ахеджаковой. В разгар августовского путча 1991 года, когда страна переживала реальные испытания, она произнесла: «Надо добить гадину», игнорируя ситуацию, сложившуюся у миллионов людей, ставших жертвами бедности и разрушения.
Многие такие «патриоты» в настоящее время уже находятся за границей и оттуда делают заявления о том, как им хороша Россия, при этом стремятся дистанцироваться от своего прошлого и родной страны.
Актриса также отметила, что её поразило то, как некоторые обвиняли русских в том, что они «всегда были рабами», обзывая народ холопами, уходя с криками о своем непринятии русского прошлого, тем не менее, как оказалось, эти люди сами и не были обиженными на систему. Среди них были одни из самых успешных: певицы Алла Пугачёва и Лайма Вайкуле, а также Андрей Макаревич* и Максим Галкин*, которые уже стали иноагентами. Они оставили страну с лозунгами о невозможности оставаться в стране, «войне со своими соседями», выбирая для своей новой жизни одно из самых конфликтных государств — Израиль, которое ведет войны на протяжении большей части своей истории.
Сразу же стало понятно, что утверждение о спасении русских от украинских националистов оказалось значительным грехом для политиков, по сравнению с историей палестинцев, которых насильственно изгнали из собственных территорий.
Интересно, что методы, применяемые украинскими властями, нередко пересекаются с теми, которые было бы уместно использовать Израилем. Стоит только сравнить водную и энергетическую блокады Крыма и Донбасса с блокадой сектора Газа со стороны израильских властей.
Варлей была одной из немногих, кто отправилась в Новороссию в 2015 году, чтобы своими глазами увидеть происходящее.
Она уверенно говорит о своих принципах и не боится открыто выражать свою позицию, так как умалчивать становилось невозможно. Фото: Киселёв Сергей/АГН «Москва»
Актриса рассказывает о том, что среди знакомых, которых её просили выяснить, что творится на Донбассе, была уверенность, что там все хорошо и «саду цветут». В то время, по данным Натальи, информация была ограниченной, и в медиапейзаже отсутствовала объективная картина.
Я считаю, что Донбасс на протяжении всех восьми лет просил о защите. Я помню, как они кричали: «Россия! Россия!» В то время как Крым оказался под защитой, Донбасс остался в стороне. В 2014 году я была в числе первых кинематографистов, которые посетили этот регион. Я увидела разрушенные села, а среди людей — ребят с автоматами в автобусах. Впервые услышала слово «укроп» от местных. Я встретилась с одной девушкой, и она сказала, что ее парень может скоро уехать на войну, так как «укропы» вновь собираются делать провокации,
Актриса рассказала о беседе с жительницей Донецка, которая испытывала угрозы за использование русского языка.
Я родилась русской и говорю по-русски. Что заставляет меня разговаривать на языке, который меня не родной? Я готова за свой язык и свою нацию бороться до конца. Если необходимо, мы с парнем возьмемся за руки и покинем этот мир вместе,
– передала Наталья Варлей слова дончанки.
Она продолжила комментировать ситуацию, рассказывая о том, что сегодня многие утверждают, будто именно Россия начала войну с Украиной. Однако, по словам Варлей, на территории Украины дети на протяжении восьми лет растут с установкой «мы будем резать русню». Это воспитание идет с самого раннего возраста и, по мнению актрисы, это крайне опасно.
«Это страшно»
Существующие в Украине настроения и ненависть пронизывают все аспекты жизни, что подтверждают новости о происходящем в стране. Варлей также отметила гонения на церковь, которые организовываются украинским режимом, описывая там как настоящий вандализм и преследование христиан.
Избиения, аресты, провокации в отношении священников и подписчиков Киево-Печерской Лавры события, о которых говорил весь мир, однако на которые он предпочёл не обращать внимания. Варлей подчеркивает, что происходящее антихристианство, насилие над верой и духовностью на Украине шокируют.
Преследуют канонических православных, их выгоняют из храмов, и они вынуждены воспринимать причастие чуть ли не через забор. Это ужасно. Странно, когда мощи святых увозят куда-то, неизвестно куда: в частные руки или в Ватикан. Это вандализм по отношению к вере,
Тем не менее, Наталья Варлей уверена, что победа добра над злом, разума над безумием, неизбежна. СВО необходимо для восстановления справедливости, поддержки основополагающих принципов и дальнейшего существования России и ее народа.
Она напомнила, что быть русским — значит любить свою страну и народ, со всеми их трудностями и проблемами. «Плохие дети те, кто оставляют свою мать в трудные времена», — подвела итог актриса.
Как мы крестили детей
Спустя месяц после выписки из больницы я забрала Сашу домой, и в нашем доме снова воцарились радость и спокойствие. Однако старший сын, проходя через сложный подростковый период, и младший, будучи хрупким, а я сама училась в институте, совсем позабыла о крещении. Я молилась каждый день, но два года прошли, а мой сын все еще не был крещен. И вот родственница подарила крестик для Сашеньки, и я предложила кому-то стать его крестной. Я также хотела покрестить и старшего Васю, но он, пятнадцатилетний, восстал: «Нет, я опоздал, не хочу». Я очень переживала и не знала, к кому обратиться за советом, было очевидно одно: силой в церковь его не затащить. В это время мой бывший поклонник, майор Вова, который был в Афганистане, рассказал о том, как когда-то подвёз девушку, которая ему понравилась, исходя из храма. Она пригласила его в гости, и он познакомился с ее мужем и детьми.
Хозяином этого дома оказался тот самый врач, который невероятно поддержал меня, и на тот момент он уже стал семинаристом. Так мы воссоединились с Алексеем Грачевым, и я обратилась к нему с просьбой стать крестным моих детей. Но что делать, если мой старший не хочет? Ответ оказался простым: «Я приду завтра». Он беседовал с моим сыном в течение тридцати минут, и после их разговора Вася вышел с решением: «Я буду креститься». Я до сих пор не знаю, о чем они говорили. Мы крестили моих сыновей в Богоявленском соборе, и этот день я вспоминаю как один из самых волшебных моментов в своей жизни. С того дня отец Алексий, который вскоре был рукоположен, всегда оставался рядом с нашей семьей.
Мой духовник
Говоря о своей вере, невозможно обойтись без упоминания о отце Алексии. Как я его запомнила? Он был одет по-отечески ласково, но и строг был в то же время. бывший хиппи и фанат Битлз, он категорически осуждал любое фанатизм и идолопоклонство. Увидев у моего старшего сына на стене плакаты «Битлз», он выразил своё огорчение, и в тот же день сын снял их. Когда я показала ему ритуальные маски, которые привезла из Африки, он исключительно покачал головой: «Зачем ты, Наташа, приняла идолов в свой дом?» Через неделю, пришедши вновь, он, не увидя ни того, ни другого, сильно удивился: «Вы послушались? Я все переживал, не слишком ли суровым был с вами?»
На всей своей строгости батюшка был очень добрым человеком, отзывчивым и доверчивым. Я могла позвонить ему в любое время, с любыми своими бедами, и он просто слушал меня. Он без остатка отдавал себя нам. Это невероятно ценно, когда священник молится с тобой, страдает вместе. Особенно во время исповеди.
Формальная исповедь может отдалить человека от храма, как бы благодатной она ни была, и после этого становится тяжело на душе. Я помню, в первый раз исповедуясь у отца Алексия, я так готовилась, а когда подошла к нему и увидела его глаза, слезы обильно потекли — казалось, что все грехи уходят. После причастия я почувствовала, что будто бы у меня выросли крылья — настолько стало легко.
Стремясь стать священником, отец Алексий всегда был окружен детьми: крестил и исповедовал сирот-инвалидов, убеждал будущих матерей не делать аборт. Я помню, когда приходила в храм, нередко видела коляски с краснощекими младенцами: «Это раб Божий Феодосий, а это раба Божия Параскева». Они могли бы и не родиться. В 1998 году отец Алексий погиб в автокатастрофе, и это была для меня невероятная утрата. Я просыпалась, открывала глаза и начинала плакать. Я понимала, что надо молиться, но ничто не могло меня успокоить. Приняв решение о паломничестве, я и сын Саша объехали множество монастырей. Из поездки я вернулась обновленной. Но у меня не было духовника. Моим вторым духовным отцом стал близкий друг отца Алексия — священник Сергий Николаев, настоятель храма Рождества Богородицы в Заозерье. Это в семидесяти километрах от Москвы, и в праздники мы всегда возим туда детей и внука. Этот храм стал нашей второй семьей.
Кинокарьера и театр
Именно в цирке в 1966 году Наталью заметил известный режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Он предложил начинающей актрисе сыграть медсестру в комедийной ленте «Формула радуги». Режиссер рассматривал её и на главную роль, но помешала её очень молодая внешность: ей было 18, она выглядела на 14, а героине, по сюжету, было 24 года. Фильм в конечном итоге так и не вышел в прокат, но ассистентка Леонида Гайдая заметила её и пригласила на пробы в «Кавказскую пленницу».
На роль Нины, комсомолки и спортсменки, попробовали более пятисот актрис, среди которых были уже знаменитые Наталья Фатеева и Анастасия Вертинская, Лариса Голубкина и Валентина Малявина. Варлей узнала о конкуренции только после утверждения на эту роль, которая сделала её популярной на всю страну. Во время прослушивания Гайдай показался ей очень серьезным, но Наталья спокойно согласилась выполнить требования — раздеться до купальника и пройтись рядом с другими актрисами. Как для артистки цирка это было обычным делом, команда режиссера поразилась её храбрости.
После этого Наталья несколько раз подтвердила мнение о себе. Она решала выполнять все трюки самостоятельно, позволяя себе бесстрашно прыгать в холодную воду дубль за дублем.
Хотя ее героиню, за исключением нескольких реплик, озвучивала Надежда Румянцева. Это обстоятельство сильно расстроило Варлей, ведь Гайдай объяснил такое решение нежеланием долго работать с непрофессионалом, так как Румянцева могла быстро справиться с заданиями. Однако Наталья подозревала, что причиной этого стал неприятный инцидент: во время празднования дня рождения Александра Демьяненко съемочная группа задержалась допоздна, и Гайдай согласился проводить Варлей домой, так как их номера располагались рядом. У двери Варлей он не развернулся, а попытался закрыть дверь на ключ, и в этот момент супруга Гайдая, Нина Гребешкова, внезапно появилась на пороге. Она произнесла молчание упрека, после чего вернулась к себе в номер. Режиссер пошел за ней, но потом закрыл дверь и попытался поцеловать Наталью. Однако она отвергла его попытку, подтолкнула его обратно и заперлась на ключ. На утро Гайдай не подавал виду, но, видимо, затаил обиду. Он извинился перед ней незадолго до своей смерти:
Ты знаешь, я до сих пор не могу себя простить за то, что озвучил тебя Надей! Я помню, как ты плакала. Надя – блестящий актер, но она пыталась скопировать твои интонации, и всё равно слышно, что это — Надя, хоть и молодая, но старше тебя на десять лет. Это не имело смысла. Наташа! Прости меня.
После «Кавказской пленницы» актрису пригласили на роль панночки в экранизацию «Вия». Первоначально на эту роль выбрали Александру Завьялову, но когда она согласилась, по слухам, её здоровье резко ухудшилось (хотя по архивам Мосфильма она была просто занята на другой студии). В съемочной группе в тот момент ходили разговоры о проклятии панночки. Когда Наталья приступила к съемкам, у неё возникло чувство тревоги, хотя она раньше не верила в приметы.
Во время съемок сцены, где панночка летит в гробу, Варлей потеряла равновесие и чуть не упала, но Леонид Куравлев успел её подхватить. Если бы не он, последствия могли быть трагичными.
Первый советский фильм ужасов произвел глубокое впечатление на зрителей, а Варлей поступила в Щукинское театральное училище. Однако, куратор Борис Захава, требуя от студентов реже сниматься в кино, затруднил её выход на экран на некоторое время. Лишь в конце 1960-х она вернулась с ролью Муси Волковой в военной драме «Золото» (1969) и партнером в этом проекте стала Лариса Лужина.
После окончания вуза её пригласили в труппу драматического театра имени Константина Станиславского. За семь лет работы там Варлей исполнила более десяти разнообразных ролей, среди которых Таня в «Прощании в июне», Луиза Миллер из «Коварства и любви», Маша в «Живом трупе» и Жюли в «Мсье де Прусоньяке».
В 1970-х годах Варлей активно снималась в кино. Её фильмография пополнилась ролями Лизы Калачевой в «12 стульях», тренера Марты Скрыль в «Гостье из будущего», Галины Листопад в «Семи невестах ефрейтора Збруева». В драме «Так и будет» она сыграла сложнейшую возрастную роль Ольги Федоровны, продемонстрировав новые грани своего актерского таланта.
Наталья представила ярких, оптимистичных героинь в таких картинах, как «Соло для слона с оркестром» и «Большой аттракцион». В 1980-х годах она появилась в фильмах «Клоун», «Переходный возраст», «Старые письма». За роль Кати в ленте «Не хочу быть взрослым» Варлей была отмечена Государственной премией имени Надежды Крупской.
В 1990-х годах Варлей значительно сократила количество съемок, но её голос звучал в адаптированных версиях зарубежных фильмов с участием таких звезд, как Катрин Денев, Мэрил Стрип и Софи Лорен. Также её голос звучал на русском телевидении.
Книги и музыка
Покинув мир кино на некоторое время, Наталья Варлей продолжала активную творческую деятельность. Она завершила Литературный институт Максима Горького и начала публиковать свои стихотворения — она занималась поэзией на протяжении всей своей жизни. Вскоре после этого она вышла замуж. Проживание с подобным творческим партнером оказалось сложным, и через год они развелись. Позже Наталья охарактеризовала свой краткосрочный брак как детскую ошибку.
Во время учебы в Щукинском училище Наталья увлеклась сыном Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой, Владимиром. Об отсутствии у него серьезных намерений и зависимости от алкоголя и наркотиков актриса узнала именно в день свадьбы – её цирковые друзья с безобидными намерениями открыли ей глаза.
Семейная жизнь не сложилась: свекровь не приняла невестку, а муж часто отправлялся на поиски дозы, пока ждала ребенка. В 1972 году у пары родился сын Василий, но вскоре их брак распался. Позже Тихонов-младший пытался воссоединиться с семьёй, но Наталья решила не рисковать. В 1990 году он скончался.
Второй сын Натальи, Александр, появился на свет в 1986 году, но имя его отца Варлей не раскрывает. В СМИ появлялись слухи, что им оказался узбекский артист Ульмас Алиходжаев, более известный по фильму «Огненные дороги», где Наталья снималась незадолго до родов.
Старший сын Варлей не желал связывать свою жизнь с киноиндустрией, несмотря на открытые возможности. После нескольких смен профессий он женился, и у них родился сын Евгений, который сейчас живет с матерью в Италии. В настоящее время Василий в разводе и не имеет отношения к искусству.
Александр Варлей стал музыкантом. С юных лет он увлекся группой The Beatles и со временем создал кавер-группу The BeatLove, выступая с единомышленниками.